Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА'

ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность / профессиональный выбор / профориентация / профессиональная деятельность / профессиональный план / readiness / professional choice / career guidance / professional activity / professional plan

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — О.В. Хабарова

Данное исследование направлено на анализ феномена готовности к профессиональному выбору как устойчивой характеристики личности, которая опирается на личностные качества, знания, умения, навыки, позитивное отношение к профессиональной деятельности и желание самостоятельно определить профессиональные перспективы с учетом своих возможностей. В работе подробно освещаются различные точки зрения и теоретические положения, связанные с понятием «готовность», проанализированы подходы к определению дефиниции «готовность к выбору профессии», представлены модели структуры готовности, составляющие ее компоненты и факторы формирования. В качестве практического результата представлены выводы на основе качественного метода исследования – полуструктурированного интервью – опроса студентов юридического факультета, соотнесенного с типологией готовности по трем критериям: нравственная, психофизиологическая, практическая готовность. Приведенные данные интервью позволяют сделать выводы о мотивах профессионального выбора студентов, их ориентировании на содержание профессии, представлении об условиях труда и профессиональном пути в будущем, являющихся показательными для сформированных критериев готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — О.В. Хабарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL READINESS OF STUDENTS OF LEGAL FACULTY

The article is devoted to the analysis of the study of the phenomenon of readiness to choose a profession as a stable characteristic of a person based on personal qualities, knowledge, skills, positive attitude to professional activity and the need to exercise professional self-determination by taking into account personal capabilities. The work gives a detailed highlighting to various points of view and theoretical position related to the concept of “readiness”, analyzes approaches to define the notion of “professional readiness”, presenting models of its structure, components and factors of formation. Practical conclusions are given on the basis of a qualitative research method – a semi-structured interview survey of students of legal faculty, as correlated with the typology of readiness to three criteria: moral, psycho-physiological, practical readiness. The interview data allow to conclude on the motives of students’ professional choice, their orientation to the content of the profession, getting an idea of working conditions and professional perspectives for the future, as indicative of the formed readiness criteria.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА»

стах, партии пишутся преимущественно в басовом ключе. Однако для игры на бас-тромбоне используются мундштуки большего размера, дыхание расходуется сильнее, а рабочий диапазон смещён вниз.

Современный тромбонист не обязан играть на всех видах тромбонов, но он должен изучить их характерные особенности. Несмотря на то обстоятельство,

Библиографический список

что решающим моментом в исполнительской деятельности тромбониста является степень сформированности его исполнительского аппарата и развитый музыкальный слух, понимание основных принципов игры на собственном инструменте обеспечивает лучшее усвоение материала в процессе обучения и достижение высокого исполнительского уровня.

1. Толмачев Ю.А., Дубок В.Ю. Духовые инструменты. История исполнительского искусства: учебное пособие. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2015.

2. Рыков О.В. О разновидностях тромбона. Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве: материалы XVI Международной научно-практической конференции. Москва: МГИК, 2019: 192-200.

3. Кожухарь В.И. Инструментоведение. Симфонический и духовой оркестры: учебное пособие. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2021.

4. Рыков О.В. Роль мундштука в формировании амбушюра тромбониста. Мир науки, культуры, образования, 2021: 219-221.

5. Sluchin B. Study Material for the Alto Trombone. UK: Warwick Music, 2000.

6. Юй X. Педагогические условия эффективности занятий в классе тромбона в музыкальных школах Китая. THEORIA: педагогика, экономика, право, 2021: 50-56.

7. Прокопова М.А., Хрынин С.А., Золотницкий И.В., Науменко И.С. Особенности стоматологического статуса музыкантов, играющих на духовых инструментах. Dental Forum, 2012: 132.

8. Миляев А.Э. Развитие технических навыков игры на тромбоне: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2012.

9. Цилинко А.П., Илларионова Н.Н. Интеграция традиций в музыкальном стиле «кроссовер» как способ минимизации межпоколенческого ценностного раскола. Ученые записки Российского государственного социального университета, 2019: 100-106.

10. Dijk B. Ben's Basics for bass/tenor trombone + F attachment. BVD Music Productions, 2016.

11. Raph A. The double valve bass trombone. USA: Carl Fischer Music Publisher, 1992.

References

1. Tolmachev Yu.A., Dubok V.Yu. Duhovye instrumenty. Istoriya ispolnitel'skogo iskusstva: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Planeta muzyki, 2015.

2. Rykov O.V. O raznovidnostyah trombona. Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie v sovremennom muzykal'no-obrazovatel'nom prostranstve: materialy HVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGIK, 2019: 192-200.

3. Kozhuhar' V.I. Instrumentovedenie. Simfonicheskijiduhovojorkestry: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Planeta muzyki, 2021.

4. Rykov O.V. Rol' mundshtuka v formirovanii ambushyura trombonista. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2021: 219-221.

5. Sluchin B. Study Material for the Alto Trombone. UK: Warwick Music, 2000.

6. Yuj H. Pedagogicheskie usloviya 'effektivnosti zanyatij v klasse trombona v muzykal'nyh shkolah Kitaya. THEORIA:pedagogika, 'ekonomika, pravo, 2021: 50-56.

7. Prokopova M.A., Hrynin S.A., Zolotnickij I.V., Naumenko I.S. Osobennosti stomatologicheskogo statusa muzykantov, igrayuschih na duhovyh instrumentah. Dental Forum, 2012: 132.

8. Milyaev A.'E. Razvitie tehnicheskih navykov igry na trombone: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv, 2012.

9. Cilinko A.P., Illarionova N.N. Integraciya tradicij v muzykal'nom stile «krossover» kak sposob minimizacii mezhpokolencheskogo cennostnogo raskola. UchenyezapiskiRossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta, 2019: 100-106.

10. Dijk B. Ben's Basics for bass/tenor trombone + F attachment. BVD Music Productions, 2016.

11. Raph A. The double valve bass trombone. USA: Carl Fischer Music Publisher, 1992.

Статья поступила в редакцию 29.03.23

УДК 378

Khabarova O.V., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: OVKhabarova@fa.ru

PROFESSIONAL READINESS OF STUDENTS OF LEGAL FACULTY. The article is devoted to the analysis of the study of the phenomenon of readiness to choose a profession as a stable characteristic of a person based on personal qualities, knowledge, skills, positive attitude to professional activity and the need to exercise professional self-determination by taking into account personal capabilities. The work gives a detailed highlighting to various points of view and theoretical position related to the concept of "readiness", analyzes approaches to define the notion of "professional readiness", presenting models of its structure, components and factors of formation. Practical conclusions are given on the basis of a qualitative research method - a semi-structured interview survey of students of legal faculty, as correlated with the typology of readiness to three criteria: moral, psychophysiological, practical readiness. The interview data allow to conclude on the motives of students' professional choice, their orientation to the content of the profession, getting an idea of working conditions and professional perspectives for the future, as indicative of the formed readiness criteria.

Key words: readiness, professional choice, career guidance, professional activity, professional plan

О.В. Хабарова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве РФ,

г. Москва, E-mail: OVKhabarova@fa.ru

ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Данное исследование направлено на анализ феномена готовности к профессиональному выбору как устойчивой характеристики личности, которая опирается на личностные качества, знания, умения, навыки, позитивное отношение к профессиональной деятельности и желание самостоятельно определить профессиональные перспективы с учетом своих возможностей. В работе подробно освещаются различные точки зрения и теоретические положения, связанные с понятием «готовность», проанализированы подходы к определению дефиниции «готовность к выбору профессии», представлены модели структуры готовности, составляющие ее компоненты и факторы формирования. В качестве практического результата представлены выводы на основе качественного метода исследования - полуструктурированного интервью - опроса студентов юридического факультета, соотнесенного с типологией готовности по трем критериям: нравственная, психофизиологическая, практическая готовность. Приведенные данные интервью позволяют сделать выводы о мотивах профессионального выбора студентов, их ориентировании на содержание профессии, представлении об условиях труда и профессиональном пути в будущем, являющихся показательными для сформированных критериев готовности.

Ключевые слова: готовность, профессиональный выбор, профориентация, профессиональная деятельность, профессиональный план

Современное общество сталкивается с проблемой недостаточного внимания к формированию профессионального самоопределения личности. Это приводит к тому, что молодые люди не готовы к важному и реальному профессиональному выбору, который становится для них основой жизни [1]. Профориен-

тационная деятельность, проводимая в образовательных учреждениях, характеризуется дискретностью и несистемностью. Не разработан механизм интеграции профориентационного материала в учебный процесс, и отсутствует взаимосвязь между познавательными и профессиональными интересами личности в процес-

се их подготовки к выбору профессии. Низка степень информированности подростков о мире профессий. Учебная программа в школе не способствует формированию у учащихся реалистичного представления о профессиональных задачах и обязанностях, связанных с профессиями юристов, инженеров, квалифицированных рабочих и медработников. На фоне лозунга непрерывного процесса обучения профессиональная ориентация выглядит обособленно, без привязки к содержанию образования в высших и средних профессиональных учебных учреждениях. Мало внимания уделяется индивидуализации профориентационной работы, поэтому проблема осуществления личностного подхода в профессиональном самоопределении личности представляет наибольшую актуальность. Целью данного исследования является раскрытие феномена готовности к профессиональному выбору личности. В работе поставлены следующие задачи: обобщить теоретические и методологические положения, связанные с понятием «готовность» и «готовность к выбору профессии», проанализировать подходы к определению дефиниции «готовность к выбору профессии», методом эмпирического исследования (интервью) провести исследование и сделать заключение о готовности к профессиональному выбору у студентов юридического факультета. Исследование вносит научный вклад, уточняя компоненты, определяющие готовность к выбору профессиональной сферы деятельности. Теоретическая и практическая значимость состоит в апробации типологии готовности Е.А. Климова [2] на основе интервью-опроса и проведения качественного анализа сформиро-ванности компонентов профессиональной готовности у студентов первого курса юридического факультета.

По результатам мониторингов готовности к выбору профессии выпускников средних школ и абитуриентов вузов за 2012-2014 гг выявлено, что у 50% оптантов наблюдается низкий уровень готовности и отсутствие сформированного про-фплана [1]. Передоверие выбора профессии родителям, учителям, увлеченность лишь одной стороной профессии без учета других её важных характеристик, отсутствие глубины осознанности собственных интересов и личностных качеств свидетельствуют о том, что молодой человек не является субъектом своего профессионального самоопределения и не готов к самостоятельному выбору. Между тем готовность характеризуется способностью личности сделать осознанный, самостоятельный выбор с учетом своих сформированных интересов, способностей, личностных качеств, знаний о себе и о профессии, её требований к специалисту, наличием первичных профессиональных навыков.

В общем понимании термин «готовность» включает, прежде всего, согласие и желание выполнить определенное действие, соответствующее определенным требованиям [3]. Кроме того, готовность предполагает наличие результата, полученного в ходе организованной деятельности, поскольку ее подготовка требует специальных знаний и обучения [4]. После изучения психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме готовности, можно сделать вывод о том, что все проведенные исследования основываются на теории деятельности, понятие готовности рассматривается в свете личностно-деятельностного подхода и интерпретируется с учетом ряда проблем, возникающих в исследованиях в области готовности, таких как наличие способностей (описанное С.Л. Рубинштейном) [5] и психологическая установка (представленная Д.Н. Узнадзе) [6], возникает необходимость в проведении более комплексных и системных исследований.

Существует несколько подходов к определению компонентов готовности к профессиональной деятельности, включая социально фиксированную установку, определяющую поведение личности в обществе (описанную В.А. Ядовым) [7], качество личности (определенное К.К. Платоновым) [8], состояние подготовленности (рассмотренное М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовичем) [9], способность человека устанавливать цели, а также нарабатывать умение разрешать противоречия между направленностью личности на конкретный тип поведения и новизной ситуаций (рассмотренное Н.С. Пряжниковым) [10].

В наиболее широком смысле нам представляется возможным изучать готовность, во-первых, как психическое состояние человека, проявляемое на функциональном физическом, нейродинамическом, психологическом уровнях в виде формирования индивидуально-психологических и волевых качеств, которые необходимы для успешного включения в нее [4]. Во-вторых, готовность представляет собой постоянную характеристику личности, включающую положительное отношение к деятельности, характеристики личности, способности, темперамент, мотивацию, знания, умения и навыки, которые способствуют ее реализации [11]. Готовность в контексте личностно профессионального самоопределения можно рассмотреть, как более узкое понятие «готовность к выбору профессии». Наиболее полно этот аспект готовности представлен и изучен в трудах Е.А. Климова [2; 12], Н.С. Пряжникова [10] и перемежается в литературе с такими понятиями, как личностное и профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, направленность личности. Процесс профессионального самоопределения является неотъемлемой частью общего процесса личностного самоопределения, включающего формирование самосознания, осознание своих интересов, склонностей, ценностей и установок [1]. Профессиональное самоопределение заключается в процессе поиска и нахождения личностного смысла в выбранной или освоенной профессиональной деятельности, а также в самом процессе самоопределения. Профессиональное самоопределение представляет собой сложный процесс, который требует, как самостоятельности и свободы в

выборе жизненного пути, так и квалифицированного психолого-педагогического сопровождения. Без грамотного руководства даже талантливый и перспективный молодой человек не сможет получить нужные знания и опыт, необходимые для самостоятельного выбора своего профессионального пути и дальнейшего успеха в жизни.

Согласно эксперту Н.С. Пряжниковой, в процессе профессионального самоопределения необходимо уделять внимание не только выбору профессии как окончательному результату, но и формированию готовности к самостоятельному планированию, корректированию и реализации своих жизненных перспектив [11]. Согласно исследованиям, готовность является активно действующим состоянием личности, которое стоит не только из позитивного отношения к профессиональной деятельности, но и готовности к выполнению поставленных задач и достижению поставленных целей в условиях социально-культурного окружения [11]. Одновременно готовность к профессиональному выбору определяется и как первичное условие успешного выполнения деятельности, и предпосылка эффективного профессионального самоопределения. По мнению М.И. Дьяченко, состояние готовности к любому виду деятельности обусловливается необходимыми знаниями, умениями, навыками, а также намерениями и способностями совершить эти действия. Готовность к выполнению учебных или трудовых задач возникает из нескольких факторов, включая осознание и понимание задачи, ощущение ответственности за ее выполнение, стремление к успеху и установление последовательности действий [13]. И.Я. Лернер утверждает, что готовность - это устойчивое состояние личности учащегося, которое базируется на динамическом сочетании нескольких факторов, включая интересы, склонности, практический опыт и знание своих личных особенностей, связанных с выбором профессии [14].

Ряд авторов сходятся во мнении, что готовность входит в состав формулы выбора профессии «хочу - могу - надо», где готовность определяется наличием следующих факторов:

- хочу - определение предмета и цели труда, наличие интереса к конкретной профессии и достаточный уровень информированности о ней, увлеченность и понимание личных возможностей, готовность к усердной работе, которая доставляет удовлетворение как от самого процесса, так и от полученных результатов - все это факторы, которые могут повлиять на готовность человека к выполнению своих трудовых обязанностей;

- могу - осознание собственных интересов в данной области, а также соответствие личностных качеств, необходимых для этой профессии. Кроме того, состояние здоровья и работоспособность также могут влиять на готовность человека к занятию выбранной профессией. Наличие необходимых знаний, умений и навыков также занимает важное место в формировании готовности к профессиональной деятельности;

- надо - гражданская зрелость, ответственность за выбор, понимание требований выбираемой профессии к качествам человека, знание потребности общества в данном виде труда. С точки зрения Н.Н. Зотовой, факторы «хочу» и «могу» являются определяющими, поскольку свидетельствуют об осознанности, самостоятельности и ответственности личности за свой профессиональный выбор. С этой позиции готовность рассматривается как способность личности сделать выбор в пользу предпочитаемого вида профессиональной деятельности [1].

По мнению специалиста в области карьерного консультирования Н.С. Пряжникова, ключевым моментом для выбора профессии является наличие внутренней готовности и способности планировать, корректировать и реализо-вывать свои профессиональные, личностные и жизненные перспективы. Также не менее важным фактором является умение видеть себя личностью, которая постоянно развивается и находит важные личностно значимые смыслы в выбранной сфере деятельности. Однако выбор профессии может быть сложным и требует серьезного размышления, чтобы найти идеальное сочетание личных интересов, навыков и возможностей в профессиональной области [10].

Обобщая различные научные мнения о готовности к выбору профессии, мы выделяем следующие авторские определения:

- готовность как состояние личности;

- готовность как одна из ключевых предпосылок и условий успешного выполнения любой деятельности;

- готовность как стабильная черта личности.

Критерии готовности личности к выбору профессии Е.А. Климова [2] частично совпадают с классификацией А.В. Аглушевича, где масштабно обобщаются, с одной стороны, показатели трех базовых критериев готовности, и, с другой, дается в определенном смысле свобода для исследователя с точки зрения его авторского подхода [4]. В своих исследованиях Е.А. Климов подчеркивает, что психофизиологическая готовность играет важную роль в успешной профессиональной деятельности. Она определяется устойчивым интересом к определенному типу профессий, соответствием психических качеств и особенностей личности требованиям выбранной профессии, а также наличием значимых мотивов, которые обусловливают выбор конкретной профессиональной области. Это соответствует личностному компоненту готовности, который был определен в системе Аглу-шевича.

Е.А. Климов привносит в понятие готовности два дополнительных критерия: нравственную готовность как осознание социальной значимости професси-

онального выбора и практическую. Практическая готовность человека является важным фактором в выборе профессии. Она включает в себя несколько ключевых элементов, таких как определение четкого профессионального намерения, наличие достаточных знаний и образования, понимание содержания и особенностей труда в выбранной сфере, а также знание требований, предъявляемых к профессионалам в данной области. Дополнительно важной составляющей является адекватная самооценка, которая позволяет реалистично оценивать свои возможности и принимать правильные решения в процессе карьерного развития. Все эти факторы в совокупности образуют практическую готовность, которая является необходимой для достижения успеха в профессиональной деятельности [2].

Исходя из положения о том, что правильный выбор осуществляется самостоятельно и осознанно личностью, обладающей такими характерологическими признаками, как высокая организованность, инициативность в постановке целей, определении задач и принятии решений, умение управлять собственной жизнедеятельностью, включенность в определенные виды деятельности, представляющие профессиональный и образовательный интерес, когда происходит развитие у учащихся способности к самоорганизации, самообразованию и саморазвитию [15], нам представилось актуальным выявить сформированность готовности к выбору юридической профессии у первокурсников юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ.

В задачи исследования входило проанализировать на основе высказываний студентов индикаторы готовности к выбору профессии в соответствии с типологией готовности Е.А. Климова [2], а также обобщить положительный опыт по фасилитации готовности к выбору профессии. Исследование проводилось на основе качественного метода полуструктурированного интервью в форме диалога интервьюера с целевой группой. Целевая группа представлена студентами первого курса юридического факультета в количестве 24 человек. Размер целевой группы был определен в соответствии с задачами исследования, данное число респондентов представляется нам наиболее оптимальным. Вопросы интервьюируемым были построены исходя из тематики исследования и соотнесены с типологией готовности к выбору профессии Е.А. Климова по следующим критериям:

1) нравственная готовность;

2) психофизиологическая готовность;

3) практическая готовность.

Полученные в ходе интервью ответы представлены в виде высказываний респондентов с привязкой к феномену, иллюстрирующему проблематику вопроса и категоризированы на подтемы. В процессе контент-анализа подсчитана процентная частота встречаемых категорий.

В ходе интервью участникам были заданы 11 вопросов. В соответствии с последовательно заданными вопросами нами были выделены следующие кон-тенты:

I критерий - нравственная готовность; II критерий - «психофизиологическая готовность»; III критерий - «практическая готовность».

I критерий - нравственная готовность (во-первых, это осознание смысла жизни, которое является ключевым фактором при выборе профессии. Во-вторых, это осознание важности правильного выбора профессии, так как это может оказать влияние на дальнейшую жизненную карьеру. Кроме того, критерий нравственной готовности включает в себя формирование профессионального идеала, который может служить вдохновением и мотивацией для достижения профессиональных целей. Наконец, наличие личностных качеств, необходимых для успешного осуществления выбора профессии, также является важным аспектом в критерии нравственной готовности). Анализ ответов на вопрос «для чего человек трудится?» показывает, что слово «полезность» встречается у 75% респондентов и идет в большом отрыве от всех остальных выделенных категорий. Студенты видят назначение своей будущей трудовой деятельности в привнесении полезных результатов в свою жизнь и в жизнь общества. Следующие наиболее встречающиеся категории - саморазвитие человека (66,7% высказываний), достижение конкретных результатов своей профессиональной деятельности (33,3%), состояние удовлетворенности и счастья (25% высказываний) и труд как основа сплочения коллектива (16,6%) позволяют заключить, что студенты находятся на продвинутых уровнях потребностей служения обществу, личностного развития, постижения себя в профессии. Важно отметить правильное понимание респондентами проживания состояния удовольствия в труде («человека можно назвать по-настоящему счастливым только тогда, когда он работает, а точнее - занимается любимым делом, горит идеей»; «также труд доставляет удовольствие, как и его результат»), которое Е.А. Климов называл как само собой возникающее сопровождение активной и полезной деятельности [16]. Исходя из результатов ответов на вопрос о четком определении профессии юриста, мы можем заключить, что 92% респондентов определились с выбором профессии как главной траектории всей своей жизни, что означает наличие у них сформированного профплана, согласованного с выраженными индивидуальными склонностями, интересами, способностями, выстроенного в виде образа желаемого будущего. Ситуация неопределенности присутствует у двух человек (8%), они уточняют свои высказывания фразами «я не могу сказать наверняка, что это станет делом всей моей жизни», «ориентируюсь». Студенты ориентиру-

ются на саму профессию (98,3%), а не на учебное заведение, что свидетельствует о сформированной зрелой позиции, ими конкретно озвучивается направление деятельности - юриспруденция. Более того, они имеют четкое представление о себе в своем профессиональном выборе: «хочу открыть свою адвокатскую контору», «знаю, в чем состоит задача юристов и каков объем работы», что говорит об их стремлении выстраивать и разрабатывать долгосрочные и краткосрочные планы для достижения личных и профессиональных целей. Эти планы должны включать как главные, так и промежуточные цели, а также конкретные шаги и ресурсы, необходимые для их достижения. Важно учитывать, как внешние, так и внутренние условия и факторы, которые могут повлиять на реализацию этих планов.

В изучении ответов на вопросы о мотивации выбора мы выделили феномены внешних и внутренних мотивов, чтобы выявить основные побудительные импульсы, способствующие стремлению студентов заниматься определенным профессиональным делом в будущем. 83,3% основной части выбрали профессиональную деятельность на основе осознания своих интересов, способностей и личных качеств. Это указывает на то, что они уже многократно проанализировали свои предпочтения («хочу»), возможности («могу») и соответствие требованиям выбранной профессии («надо»), а также имеют ясное представление о своих ролях и перспективах в будущей профессии. Поскольку мотивы играют главную роль в выборе ценностей, можно сказать, что параметр «содержание профессии» является доминантной ценностной ориентацией данного числа респондентов. Мотив высокой заработной платы в будущей профессии обнаруживают 50% студентов. Примечателен факт самой формулировки вторичности ценности материального фактора в одном из ответов: «И уже во вторую очередь, что естественно, мне интересна заработная плата», где автор подчеркнуто определяет место доходов только после освоения вершин профессионального мастерства. Мотив карьеры и высокой должности определены у 41,7% респондентов. Мотивация семьи и традиций династии в выборе профессии составляет 48,7%. Престиж профессии отмечается у 57%. Единично отмечена важность мотива социальных льгот (8,3%), наличие красивой униформы судей и приставов (8,3%). Мотив наличия профессионального идеала не был отмечен ни одним из респондентов.

«Поменялось ли у вас представление о своей будущей профессии после обучения на первом курсе?» - отвечая на вопрос о перемене представлений о будущей профессии в связи с обучением, студенты в первую очередь отмечают у себя изменения в сторону осознания собственных ресурсов и индивидуальных возможностей (58,3%). Категоричность формулировок в ответах «теперь я точно определилась», «я ещё больше убедился в правильности своего выбора» характеризуют положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план, сформировавшийся в процессе обучения в вузе. Выделяя наиболее запомнившиеся события, чаще других в своих высказываниях студенты вербализуют полезность встреч с разными людьми (68,3%), отмечают, что коммуникация с профессионалами в правовой сфере дает возможность обретения новых знаний. Из учебного плана студенты чаще упоминают лекции и теоретические занятия (61,7%), и реже - семинары и практикумы (25%).

В высказываниях также четко прослеживается тема кардинальных личностных перемен в мировоззрении (50%): «после лекций с уверенностью могу сказать, что факультет сильно изменил меня и мою жизнь». Осознаются существенные изменения в межличностном взаимодействии, отмечаются тенденции качественного роста коллектива (33,3%). Четверть респондентов (25%) констатируют обретение уверенности и определенной самостоятельности в проектировании своей жизни, способности к публичным выступлениям («я перестал бояться выступать перед аудиторией»).

II критерий - психофизиологическая готовность (состоит в формировании устойчивого интереса к выбранной профессии, осознании значимости этого выбора, соответствии физических и психологических свойств требованиям профессии, наличии волевой активности и адекватной самооценки. Эти факторы помогают молодым людям четко представить свое будущее профессиональное направление и развивать навыки и знания, необходимые для успешного выполнения профессиональных задач. Благодаря формированию устойчивого интереса к профессии молодые люди смогут сохранять мотивацию и стремление к развитию в данном направлении на протяжении всей карьеры). В вопросе о знании требований будущей профессии к здоровью половина респондентов продемонстрировала свою осведомленность высказываниями: «я знаю, конкретных требований нет»; «эта работа требует хорошего состояния»; «хорошее состояние здоровья не обязательно». Большинство опрашиваемых оценивают свое здоровье как удовлетворительное и соответствующее профессиональному выбору (66,7%), из чего возможно заключить, что готовность к профессиональному выбору у них находится на оптимальном уровне. У 41,7% интервьюируемых наблюдается осознание значимости здоровья для выбора профессии, что также позиционирует их как осведомленных и готовых к принятию собственного выбора.

III критерий - практическая готовность (она включает в себя наличие четкого плана профессиональной деятельности, обладание знаниями по основным предметам, а также понимание условий труда и требований профессии. Кроме того, важным критерием является наличие первоначальных навыков профес-

сии, которые помогут начать работу с минимальными затратами времени и усилий. Практическая готовность также предполагает наличие осознанной цели и стратегии достижения этой цели, что позволит успешно развиваться и совершенствоваться в профессиональной сфере). Информированность об условиях и содержании будущей профессии наиболее значима на этапе формирования готовности к выбору. Е.А. Климов высказал мнение, что содержание деятельности является процессом формирования образов желаемого будущего, результата достижения поставленных целей, умения использовать оснащение и ресурсы, а также осознания своих личностных качеств и своей роли в деловых отношениях и системе общественных отношений [2]. В целом ситуация по информированности студентов об условиях будущей профессиональной деятельности выглядит следующим образом: 41,7% осознают трудности условий будущей работы и характеризуют их как нелегкие. 80% показывают знание функционала предстоящей работы. Более половины (62%) акцентируют внимание на возможности саморазвития в профессии: «постоянное развитие в сфере выбранной деятельности, поиск решений»; «есть возможность творчества, можно проявить себя». Таким образом, 67% респондентов имеют полное представление об условиях избираемой деятельности.

Когда человек достигает возраста 18-19 лет, его индивидуальные особенности, такие как характер, направленность личности и способности, становятся достаточно определенными. Они выступают реальными факторами, которые нужно учитывать при планировании своего будущего жизненного пути. Самопознание, определение свойственных личности качеств, составляющих основу будущих профессионально важных из них, обусловливают реалистичность и надежность будущего выбора подростка. В нашем исследовании студенты в большей степени отмечают у себя креативные способности (41,7%), которые формулируются как умения «создавать идею», «неординарно мыслить», «находить выход из сложных ситуаций», «способность к творчеству». Далее идут коммуникативные способности (33,3%): «я люблю общаться с людьми»; «умею быстро находить подход к людям, организовывать их и устанавливать взаимодействие». В равной степени студенты отмечают у себя гностические способности (25%), признаваясь в увлеченности историей права, обществознанием, стремлении к эрудированности. Способности организатора (16,7%) как умение работать в команде, когнитивные способности (16,7%) - «прогнозировать, где-то нестандартно мыслить, гибкость ума», «логика и хорошее мышление» и речевые способности (16,7%) - «умение лаконично излагать мысль, грамотно строить речь», «уметь презентовать материал» количественно одинаково озвучиваются студентами, что рассматривается нами как признак развития самосознания, представления о себе, собственных ценностях, становления позитивного образа «Я» [1].

Библиографический список

В целом нравственная готовность, отражающая мотивационно-ценностную сферу личности, на наш взгляд, представлена у большинства оптантов на высоком уровне.

Критерий «психофизиологическая готовность» на момент исследования оценен нами как менее проявленный у данной группы испытуемых и не в полной мере. Критерий «практическая готовность» как показатель знаний о профессии, условиях и содержании труда, знании учебных предметов, связанных с будущей профессиональной деятельностью, характеризует данный вид готовности у преобладающего большинства и, с нашей точки зрения, может быть оценен как высокий.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1) наибольшую значимость при выборе профессии студенты отдают таким факторам, как стабильность будущей профессиональной деятельности, возможность руководить людьми, отсутствие чрезмерных физических нагрузок. Большинство из них определились с выбором профессии, имеют полное и ясное представление об условиях труда и содержании деятельности, знают свои индивидуальные особенности, способности, в т. ч. организаторские, отмечают у себя профессионально важные качества, соотносят интерес к профессии с увлеченностью учебными предметами. Все перечисленные факторы, согласно классификации Е.А. Климова, могут быть сведены и являются показательными для критерия практической готовности, который наиболее полно и информативно представлен в ходе анализа проведенных исследований и является, на наш взгляд, наиболее сформированным у студентов;

2) критерий нравственной готовности также проявлен в ценностно-моти-вационной сфере студентов и позволяет увидеть ориентацию на самосовершенствование, самоутверждение в принесении полезных результатов обществу, нацеленности на содержательную суть профессии;

3) критерий психофизиологической готовности наименее представлен в исследовании как компонентный показатель сформированной готовности в целом в силу неполной информированности студентов о требованиях и ограничениях избранной профессии и их неспособности к самодиагностике на предмет соответствия профессии;

4) изменения в мировоззрении, смена представлений о профессии, перемены в межличностном взаимодействии, позитивный настрой на коллективную работу, развитие и совершенствование у себя креативных, организаторских и коммуникативных способностей, обретение большей уверенности и самостоятельности в выборе первокурсники связывают со своим обучением в университете, предоставляющим им возможность встреч с интересными людьми, организацией познавательных лекций и семинаров, творческих мероприятий, что позволяет нам резюмировать о большой практико-ориентированной деятельности юридического факультета.

1. Зотова Н.Н. О готовности подростков к выбору профессии. Сборник научных трудов. Москва: МГУ, фак. Психологии, 2012.

2. Климов Е.А. Психология профессионала. Москва: Феникс, 1996.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва: Русский язык, 1983.

4. Аглушевич А.В. Формирование готовности старших школьников к выбору профессии в системе гимназического образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2004.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие. Москва: Учпедгиз, 1946.

6. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Психологические исследования. Москва: Наука, 1966.

7. Ядов В.А. Социологические исследования. Москва: Наука, 1987.

8. Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва: Наука, 1986.

9. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А Краткий психологический словарь: личность, образование, самообразование, профессия. Минск: Хэлтон, 1998.

10. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж: Модек, 1996.

11. Лучинина А.О. Формирование готовности старшеклассников к личностно-профессиональному самоопределению в условиях межшкольного учебного комбината. Диссертация ... кандидат педагогических наук. Киров, 2010.

12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Академия, 2004.

13. Дьяченко М.И. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. Москва: Педагогика, 1989.

14. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. Москва: Педагогика, 1981.

15. Сенновский И.Б. Профессиональная компетентность учителя и управление образовательной деятельностью ученика. Школьные технологии. 2006; № 1: 78-87.

16. Кулюткин Ю.Н., Сухобская ГС. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. Москва: Просвещение, 1971.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Zotova N.N. O gotovnosti podrostkov k vyboru professii. Sborniknauchnyh trudov. Moskva: MGU, fak. Psihologii, 2012.

2. Klimov E.A. Psihologiya professionala. Moskva: Feniks, 1996.

3. Ozhegov S.I. Slovar'russkogoyazyka. Moskva: Russkij yazyk, 1983.

4. Aglushevich A.V. Formirovanie gotovnosti starshih shkol'nikov k vyboru professii v sisteme gimnazicheskogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2004.

5. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii: uchebnoe posobie. Moskva: Uchpedgiz, 1946.

6. Uznadze D.N. 'Eksperimental'nye osnovy psihologii ustanovki. Psihologicheskieissledovaniya. Moskva: Nauka, 1966.

7. Yadov V.A. Sociologicheskie issledovaniya. Moskva: Nauka, 1987.

8. Platonov K.K. Struktura irazvitie lichnosti. Moskva: Nauka, 1986.

9. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A Kratkijpsihologicheskijslovar': lichnost', obrazovanie, samoobrazovanie, professiya. Minsk: H elton, 1998.

10. Pryazhnikov N.S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie. Voronezh: Modek, 1996.

11. Luchinina A.O. Formirovanie gotovnosti starsheklassnikov k lichnostno-professional'nomu samoopredeleniyu v usloviyah mezhshkol'nogo uchebnogo kombinata. Dissertaciya ... kandidat pedagogicheskih nauk. Kirov, 2010.

12. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. Moskva: Akademiya, 2004.

13. D'yachenko M.I. Organizacionnaya struktura uchebnogo processa i ee razvitie. Moskva: Pedagogika, 1989.

14. Lerner I.Ya. Didakticheskie osnovy metodovobucheniya. Moskva: Pedagogika, 1981.

15. Sennovskij I.B. Professional'naya kompetentnost' uchitelya i upravlenie obrazovatel'noj deyatel'nost'yu uchenika. Shkol'nye tehnologii. 2006; № 1: 78-87.

16. Kulyutkin Yu.N., Suhobskaya G.S. Individual'nye razlichiya v myslitel'noj deyatel'nosti vzroslyh uchaschihsya. Moskva: Prosveschenie, 1971.

Статья поступила в редакцию 27.03.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.