Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ'

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная мобильность / готовность к профессиональной мобильности будущего офицера / системно-деятельностный подход / личностно-ориентированный подход / формирование готовности к профессиональной мобильности / professional mobility / readiness for professional mobility of a future officer / system-activity approach / personality-oriented approach / formation of readiness for professional mobility

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корсаков Алексей Сергеевич, Лопанова Елена Валентиновна

Процессы модернизации российского военного образования обусловлены повышением требований к профессиональным компетенциям и качествам личности офицеров, что свидетельствует о необходимости разработки теоретических основ и методических походов к организации целостного процесса формирования профессиональной мобильности курсантов в образовательном процессе военного вуза. В настоящее время отсутствуют: целостное представление о феномене готовности к профессиональной мобильности будущих офицеров, теоретические основы ее формирования в военном вузе и методические аспекты данного процесса. Готовность будущего офицера к профессиональной мобильности это интегративное качество личности прогностического характера, ориентированное на опережающее развитие будущего офицера, обеспечивающее способность адаптироваться к профессиональной ситуации для совершения оптимальных действий средствами служебной деятельности в соответствии с содержанием военно-профессиональной ситуации, проявлять мобильность в сложных военно-профессиональных условиях и реализовать себя как военного специалиста. Структура готовности будущего офицера к профессиональной мобильности представлена компонентами: когнитивным (знания и умения в области военно-профессиональной деятельности; умения осуществлять аналитическую деятельность, способность к освоению и оценке новой информации; техника ведения коммуникаций, профессиональная речь, умения самоконтроля); мотивационно-ценностным (мотивация достижений; принятие профессиональных ценностей и культуры Вооруженных сил РФ; принятие и признание норм и ценностей коллег и подчиненных; патриотические ценности, убеждения, национальные традиции); деятельностным (профессионально-образовательная активность; способность организовать самостоятельную деятельность; гибкость при выполнении военно-профессиональных функций и задач; работоспособность; способность ориентироваться в новых видах деятельности, быстро усваивать образцы поведения, шаблоны выполнения служебных и боевых задач; способность вносить коррективы в деятельность при изменении условий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS FOR PROFESSIONAL MOBILITY OF A FUTURE OFFICER: ESSENCE, STRUCTURE, APPROACHES TO FORMATION

The processes of modernization of Russian military education are due to increased requirements for professional competencies and personal qualities of officers, which indicates the need to develop theoretical foundations and methodological approaches to organizing an integral process of formation of professional mobility of cadets in the educational process of a military university. Currently, there is no holistic understanding of the phenomenon of readiness for professional mobility of future officers, the theoretical foundations of its formation in a military university and methodological aspects of this process. The readiness of a future officer for professional mobility is an integrative personality quality of a predictive nature, focused on the advanced development of a future officer, providing the ability to adapt to a professional situation in order to perform optimal actions by means of official activity in accordance with the content of the military-professional situation, to show mobility in difficult military-professional conditions and realize oneself as a military specialist. The structure of the future officer’s readiness for professional mobility is represented by the following components: cognitive (knowledge and skills in the field of military professional activity; the ability to carry out analytical activities, the ability to master and evaluate new information; communication techniques, professional speech, self-control skills); motivational and value (motivation of achievements; acceptance of professional values and culture of the Armed Forces Russian Federation; acceptance and recognition of norms and values of colleagues and subordinates; patriotic values, beliefs, national traditions); activitybased (professional and educational activity; the ability to organize independent activities; flexibility in performing military professional functions and tasks; efficiency; the ability to navigate new types of activities, quickly assimilate patterns of behavior, patterns of performance of service and combat tasks; the ability to make adjustments to activities when conditions change).

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ»

DOI: 10.25198/1814-6457-241-103 УДК 378.14

Корсаков А.С.1, Лопанова Е.В.2

Новосибирский военный ордена Жукова институт им. Генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г Новосибирск, Россия 2Омская гуманитарная академия, г Омск, Россия E-mail: korsakov_aleksi@mail.ru; evlopanova@gmail.com

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ

Процессы модернизации российского военного образования обусловлены повышением требований к профессиональным компетенциям и качествам личности офицеров, что свидетельствует о необходимости разработки теоретических основ и методических походов к организации целостного процесса формирования профессиональной мобильности курсантов в образовательном процессе военного вуза. В настоящее время отсутствуют: целостное представление о феномене готовности к профессиональной мобильности будущих офицеров, теоретические основы ее формирования в военном вузе и методические аспекты данного процесса. Готовность будущего офицера к профессиональной мобильности - это интегративное качество личности прогностического характера, ориентированное на опережающее развитие будущего офицера, обеспечивающее способность адаптироваться к профессиональной ситуации для совершения оптимальных действий средствами служебной деятельности в соответствии с содержанием военно-профессиональной ситуации, проявлять мобильность в сложных военно-профессиональных условиях и реализовать себя как военного специалиста. Структура готовности будущего офицера к профессиональной мобильности представлена компонентами: когнитивным (знания и умения в области военно-профессиональной деятельности; умения осуществлять аналитическую деятельность, способность к освоению и оценке новой информации; техника ведения коммуникаций, профессиональная речь, умения самоконтроля); мотивационно-ценностным (мотивация достижений; принятие профессиональных ценностей и культуры Вооруженных сил РФ; принятие и признание норм и ценностей коллег и подчиненных; патриотические ценности, убеждения, национальные традиции); деятельностным (профессионально-образовательная активность; способность организовать самостоятельную деятельность; гибкость при выполнении военно-профессиональных функций и задач; работоспособность; способность ориентироваться в новых видах деятельности, быстро усваивать образцы поведения, шаблоны выполнения служебных и боевых задач; способность вносить коррективы в деятельность при изменении условий).

Ключевые слова: профессиональная мобильность, готовность к профессиональной мобильности будущего офицера, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, формирование готовности к профессиональной мобильности.

Korsakov A.S.1, Lopanova E.V.2

Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute of National Guard Troops, Novosibirsk, Russian Federation 2Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation E-mail: korsakov_aleksi@mail.ru; evlopanova@gmail.com

READINESS FOR PROFESSIONAL MOBILITY OF A FUTURE OFFICER: ESSENCE, STRUCTURE, APPROACHES TO FORMATION

The processes of modernization of Russian military education are due to increased requirements for professional competencies and personal qualities of officers, which indicates the need to develop theoretical foundations and methodological approaches to organizing an integral process of formation of professional mobility of cadets in the educational process of a military university. Currently, there is no holistic understanding of the phenomenon of readiness for professional mobility of future officers, the theoretical foundations of its formation in a military university and methodological aspects of this process. The readiness of a future officer for professional mobility is an integrative personality quality of a predictive nature, focused on the advanced development of a future officer, providing the ability to adapt to a professional situation in order to perform optimal actions by means of official activity in accordance with the content of the military-professional situation, to show mobility in difficult military-professional conditions and realize oneself as a military specialist. The structure of the future officer's readiness for professional mobility is represented by the following components: cognitive (knowledge and skills in the field of military professional activity; the ability to carry out analytical activities, the ability to master and evaluate new information; communication techniques, professional speech, self-control skills); motivational and value (motivation of achievements; acceptance of professional values and culture of the Armed Forces Russian Federation; acceptance and recognition of norms and values of colleagues and subordinates; patriotic values, beliefs, national traditions); activity-based (professional and educational activity; the ability to organize independent activities; flexibility in performing military professional functions and tasks; efficiency; the ability to navigate new types of activities, quickly assimilate patterns of behavior, patterns of performance of service and combat tasks; the ability to make adjustments to activities when conditions change).

Key words: professional mobility, readiness for professional mobility of a future officer, system-activity approach, personality-oriented approach, formation of readiness for professional mobility.

Актуальность проблемы формирования готовности к профессиональной мобильности носит уровневый характер и обусловлена: повышением требований к качеству подготовки в военном вузе курсантов, способных адаптироваться к профессиональной ситуации для совершения оптимальных действий средствами служебной деятельности (на социальном уровне); необходимостью разработки теоретических основ целостного процесса формирования готовности к профессиональной мобильности курсантов в образовательном процессе военного вуза (на научно-педагогическом уровне); потребностью в разработке методических подходов, обеспечивающих результативность процесса формирования готовности будущих офицеров к профессиональной мобильности в условиях военного вуза (на опытно-практическом уровне).

Становлению данного качества в военной среде способствует ориентация государства на поддержку военного образования и ориентирование модели выпускников военного вуза на обязательное наличие у будущих офицеров качества мобильности. Государство становится заказчиком и мотиватором к развитию профессионально мобильной личности военного специалиста по окончании военного вуза. Подготовка профессионально мобильных квалифицированных военных специалистов, умеющих адаптироваться к новым условиям труда, местности, новым профессиональным ролям и знаниям стали задачами современного высшего военного образования. Таким образом, на первый план в профессиональной подготовке будущего офицера выступает необходимость овладения готовностью к профессиональной мобильности.

Формирование готовности к профессиональной мобильности курсантов военного вуза опирается не только на требования современного мира и профессии военного офицера, но и на потребности военного образования. Полинаправленность военно-профессиональной деятельности (командная, штабная, преподавательская, научная, инженерно-техническая и др.) в современных условиях модернизации вооружения, обновления техники, мобильного перемещения войск требует от выпускника военного вуза постоянной готовности к оперативному перемещению в любой регион возможных

вооруженных конфликтов, представляющих угрозу национальной безопасности России.

Кроме того, умение воспринимать и оценивать нововведения, анализировать проводимые мероприятия в аспекте качества выполнения служебно-боевых задач, реализации оптимальных идей, подходов, конкретных технических решений, способность оперативно принимать решения в изменяющихся условиях также относится к готовности офицера к профессиональной мобильности.

В педагогических трудах исследование понятия «готовность» занимает значительное место и связано с задачей комплексного развития профессиональной направленности личности. Так, В. А. Сластенин под готовностью понимает интегративное качество личности, объединяющее в себе: положительное отношение к деятельности (мотивацию); адекватные требования профессиональной деятельности к чертам характера, способностям, проявлениям темперамента; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые профессионально важные особенности процессов отражения и мышления. Он выделяет, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, с другой - научно-теоретическую и практическую готовность как основу профессионализма [1].

Профессиональная готовность определяется как многоуровневый комплекс индивидуально-психологических особенностей, характеристик и качеств личности, необходимых для успешного овладения деятельностью [2]. На основе этого определения сформулируем понятие «готовность будущего офицера к профессиональной мобильности»: это интегра-тивное качество личности прогностического характера, ориентированное на опережающее развитие будущего офицера, обеспечивающее способность адаптироваться к профессиональной ситуации для совершения оптимальных действий средствами служебной деятельности в соответствии с содержанием военно-профессиональной ситуации; проявлять мобильность в сложных военно-профессиональных условиях и реализовать себя как военного специалиста.

Современная педагогика профессионального образования для определения профессиональной готовности вводит понятие про-

фессиональной компетентности, выражающее единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующее его профессионализм (А.К. Маркова, В.И. Кашницкий, Л.А. Петровская, В.А. Сластенин и др.). Результаты анализа исследований, посвященных изучению разных аспектов профессиональной готовности (С.И. Архангельский, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Кан-Калик, Г.А. Клименко, К.М. Мукашева, С.А. Никола-енко, В.А. Сластенин, А.Н. Щербаков и др.), позволяют выделить следующие структурные компоненты готовности будущего офицера к профессиональной мобильности: когнитивный компонент; мотивационно-ценностный компонент; деятельностный компонент.

Когнитивный компонент готовности будущего офицера к профессиональной мобильности включает качество знаний в профессиональной области, умения осуществлять аналитическую деятельность, способность к освоению и оценке новой информации. Кроме того, когнитивный компонент предполагает наличие четкого представления и понимания содержания профессиональной мобильности военного специалиста, механизма ее формирования, в том числе в период обучения в военном вузе [1], [2].

Важной частью когнитивного компонента становится актуализация понимания особенностей характера людей, их поведения, мотивации. Применение военной техники и других видов вооружения требует спокойного принятия и четкого исполнения указаний начальников от подчиненных. Важным в формировании когнитивного компонента является овладение техниками ведения коммуникаций, профессиональной речью, навыками самоконтроля, что происходит в период обучения в военном вузе.

Мотивационно-ценностный компонент основан на развитии и становлении у курсантов - будущих офицеров мировоззренческих, волевых, управленческих, организационных, нравственных качеств. Данный компонент включает в себя мотивацию достижений (уверенность в своих силах; установка на саморазвитие и самоактуализацию) и принятие профессиональных ценностей и культуры вооруженных сил РФ (ценности служения Родине; ответственность

за принятие профессиональных решений; профессиональный такт, офицерская честь; нравственное отношение к людям). Кроме того, мо-тивационно-ценностный компонент готовности к профессиональной мобильности включает принятие и признание норм и ценностей коллег и подчиненных, умение уважать и использовать знания национальных особенностей людей, религиозных отличий, нравственных систем и установок в профессиональных целях.

Соблюдение установленных правил, уважение к личным заслугам способствуют достижению высоких результатов службы и продвижению по карьерной лестнице, в тоже время, низкие результаты военной службы сопровождаются порицанием и дисциплинарным воздействием. Особенности системы военной службы содержат сильный мотивационный компонент для успешного овладения профессиональными навыками [3], [4].

Составным элементом мотивационно-ценностного компонента готовности к профессиональной мобильности нужно считать патриотизм, верность интересам многонационального государства, долгу, готовность к самопожертвованию. Традиционными и современными основами культуры военной профессии являются патриотические ценности, убеждения, национальные традиции, история. Таким образом, данный компонент проявляется, прежде всего, в межкультурном взаимодействии курсанта - будущего офицера; формируется в период обучения в военном вузе и реализуется в практической военно-профессиональной деятельности [3], [5].

Деятельностный компонент обеспечивает осуществление незнакомых служебно-боевых функций при дефиците знаний, опыта в своей профессиональной сфере; представляет собой способность ориентироваться в новых видах деятельности, быстро усваивать образцы поведения, шаблоны выполнения служебных и боевых задач, моделировать новые поведенческие сценарии из знакомых образцов деятельности [6]. Деятельностный компонент обеспечивается социальной адаптированностью, профессиональной и социальной активностью, самостоятельностью в учебно-профессиональной деятельности, умениями саморегуляции разных видов деятельности, готовностью к

самообразовательной деятельности. Основой деятельностного компонента готовности к профессиональной мобильности выступает непрерывность получения человеком образования в течение всей трудовой и профессиональной деятельности.

Деятельностный компонент готовности к профессиональной мобильности предполагает наличие способности мобильно и спокойно реагировать на изменение места прохождения службы, выполнения боевого задания, смену должности при сохранении достигнутого положения. Стабильное поддержание боеспособности Вооруженных Сил требует от военного состава территориальной мобильности в границах государства и за его пределами [6].

Другими составляющими деятельностного компонента являются высокий уровень работоспособности, необходимый для адаптации к меняющимся условиям выполнения профессиональных задач; сложность и разнообразие функций, выполняемых офицерами.

Важным является приобретение способности вносить коррективы в деятельность при изменении условий как гибкости при выполнении профессиональных функций и задач; повышение работоспособности (повышение физического потенциала, умственной работоспособности, активности, овладение умениями саморегуляции настроения и самочувствия) [7]. Развитие способности к адаптации позволит минимизировать влияние на личность военного неблагоприятных факторов, в числе которых строгая иерархия и замкнутость военной среды, жесткая регламентация и распорядок, отсутствие постоянного места жительства военного и его семьи, межличностная напряженность, большие физические и эмоциональные нагрузки.

Таким образом, офицер, готовый к профессиональной мобильности, - это офицер, владеющий знаниями и умениями в области военно-профессиональной деятельности, принятия управленческих решений на основе анализа военно-профессиональной ситуации; обладающий уверенностью в собственных силах, мотивацией достижений, профессиональным тактом, представлениями об офицерской чести. Он способен принимать военно-профессиональные решения с учетом нравственного отношения к подчиненным, нести ответственность за принятие реше-

ний, обладает умениями саморегуляции учебно-профессиональной и служебной деятельности, высоким уровнем самоконтроля в общении, готовности к самообразовательной деятельности.

Развита способность вносить коррективы в деятельность при изменении условий военно-профессиональной деятельности. Способен к умелому сочетанию требовательности и понимания как следствию нравственного отношения к людям, организации межкультурного взаимодействия с коллегами и подчиненными на основе учета национальных особенностей и национальной культуры.

Специфика образовательного процесса военного вуза обусловлена: воинским укладом жизни курсантов, казарменным положением; уставной дисциплиной; воинской атрибутикой и экипировкой курсантов; режимом секретности, закрытости места дислокации; караульной службой курсантов с оружием в руках; боеготовностью личного состава; наличием жесткого контроля деятельности со стороны командования; психологической напряженностью; ограниченной доступностью к служебной документации [8].

Методологической основой исследования проблемы формирования готовности будущих офицеров к профессиональной мобильности в условиях военных вузов Российской Федерации и разработки модели исследуемого процесса является совокупность системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Интеграция системного и деятельностного подходов в нашем исследовании позволяет: выявить единство взаимосвязи всех компонентов педагогической системы; рассматривать все компоненты профессиональной мобильности в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом; выделить и совершенствовать общие свойства и характеристики отдельных компонентов на основе практической деятельности [9]. На основе положений личностно-ориентированного подхода в исследовании определены направления деятельности, позволяющие: рассмотреть процесс формирования готовности к профессиональной мобильности курсантов военного вуза с позиции социальной ситуации развития личности (военной службы и военно-профессиональной деятельности); создавать личностно значимые для курсантов установки в процессе

их учебно-профессиональной и военно-профессиональной деятельности с учетом требований, предъявляемых к военным специалистам; при организации образовательного процесса военного вуза учитывать (по мере возможности) индивидуальные особенности курсантов; обеспечить личностный результат при реализации каждого из этапов построенной модели формирования готовности будущих офицеров к профессиональной мобильности в условиях военного вуза. Для активизации субъектности курсанта в военно-профессиональной деятельности необходимо, чтобы ее компоненты стали для курсанта личностно значимыми [3], [5].

К базовым принципам формирования готовности к профессиональной мобильности можно отнести принципы гуманизации и демократизации образовательной деятельности, направленной на формирование профессиональной мобильности будущих офицеров. В основе принципа гуманизации лежит приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности; сложность реализации данного принципа заключается в регламентации правовыми нормами, необходимости соблюдения уставной дисциплины, воинского уклада жизни в вузе, психологической напряженности курсантов.

Требовательность командиров (начальников, педагогов) побуждает будущих офицеров формировать и совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, воинское мастерство, соблюдать правовые и моральные нормы, преодолевать недостатки в характере, поведении, закалять волю, вырабатывать положительные привычки и т. д. Это оказывается возможным в случае принятия и соблюдении определенных правил гуманистической и демократической направленности, к которым относятся: четкое понимание сущности требований, которые сегодня предъявляются к личности субъектов военно-профессиональной деятельности, внутреннее и осознанное принятие их каждым как необходимости; ясность, конкретность и закономерность требований, их четкое и понятное предъявление; непрерывность и постоянство требований; предъявление требований ко всем без исключения военнослужащим и во всех сферах воинской службы; посильность требований, учет возможности их выполнения подчиненными; единство и согласованность

требований всех уровней командования; уважительная, тактичная форма предъявления требований, не унижающая личного достоинства подчиненных; сочетание высокой требовательности к подчиненным с постоянной заботой о них, об удовлетворении их разумных потребностей, о здоровье и самочувствии; сочетание требовательности к подчиненным с высокой требовательностью командира к самому себе [6], [10], [11], [12], др.

Базовым принципом формирования готовности к профессиональной мобильности курсантов, на наш взгляд, является принцип непрерывности, который позволяет обеспечить преемственность целенаправленности, форм и методов образовательного процесса на каждом из этапов формирования готовности к профессиональной мобильности.

Третий базовый принцип концепции формирования готовности будущих офицеров к профессиональной мобильности - раскрытие личностного потенциала. Личностный потенциал курсанта в формировании готовности к профессиональной мобильности отражает мотивацию и гуманистические приоритеты в стратегиях профессионального саморазвития, активность и самостоятельность в учебно-профессиональной деятельности.

В соответствии с данным принципом личностный потенциал раскрывается в несколько этапов. На первом этапе (Я и военно-профессиональная деятельность) курсант соотносит свое поведение с предъявляемыми требованиями, нормами и образцами, включается в систему социальных отношений и связей. Второй этап (Я в военно-профессиональной деятельности) предполагает установление личностных смыслов в предъявляемых образцах, что становится основой самореализации. Третий этап (Я для военно-профессиональной деятельности) являет собой осознание противоречия между нормативным типом личности офицера и собственным развитием как основание актуализации процесса саморазвития. Результатом становятся новообразования личности, вступающие в противоречие со сложившейся ситуацией социального развития и обеспечивающие ее качественное изменение.

На основании вышеизложенного к специальным принципам формирования готовности

к профессиональной мобильности мы отнесли принципы: актуализации; полифункциональности; технологичности и вариативности.

Принцип актуализации раскрывает взаимосвязь полученных знаний и опыта профессиональной деятельности и применения их в изменяющейся ситуации. Актуализация усвоенного выступает явлением, благодаря которому обеспечивается постоянная репродукция знаний курсантами и формирование одного из критериев творческого мышления - умения переносить знания в новую ситуацию. В соответствии с этим принципом признается, что основная цель человеческого существования - самоактуализация. Следовательно, в педагогической системе актуализация формирования готовности будущего офицера к профессиональной мобильности в образовательном процессе военного вуза должна выстраиваться с учетом создания условий для полного, активного и самостоятельного проявления компонентов данного феномена [3], [13], [14].

Принцип полифункциональности предполагает подготовку курсантов в образовательном процессе военного вуза к одновременному выполнению различных профессиональных функций (управленческой, воспитательной, образовательной, исследовательской, др.), разных видов деятельности, востребованных военной практикой. При этом особое значение приобретает необходимость полноты овладения разнообразными функциями для выполнения задач служебной деятельности, оперативного принятия решений в изменяющейся военно-профессиональной ситуации.

Принцип технологичности и вариативности обеспечивает использование сквозных технологий (моделирование военно-профессиональных ситуаций, проектирование, технологии принятия управленческих решений в различных видах практик, войсковых стажировок) и внедрение дополнительных технологий (дискуссионная площадка, позиционная технология, веб-квесты, др.) и средств, направленных на формирование готовности к профессиональной мобильности, в образовательном процессе военного вуза.

Аспект вариативности предполагает наличие различных направлений профессионального саморазвития курсанта военного вуза,

спектров возможностей для выбора стратегий формирования готовности к профессиональной мобильности, что обеспечивается особенностями образовательной среды военного вуза, доступностью профессионально-развивающих ресурсов, ответственностью курсанта в их выборе. Этот принцип позволяет варьировать содержание подготовки, ее направленность, методы и формы обучения [10], [11], [13], [14] и др.

Содержание структурных компонентов готовности к профессиональной мобильности определяет направления, этапы, технологии и средства формирования готовности будущих офицеров к профессиональной мобильности, что отражено в структурном и процессуальном блоках модели [15], [16]. Результативно-оценочный блок представляет оценку достижения результата (сформированность готовности будущих офицеров к профессиональной мобильности) через критерии и уровни сформи-рованности (базовый, репродуктивный, моти-вационный, продуктивный).

Формирование профессиональной мобильности курсантов военного вуза проходит в четыре этапа: начальный, установочный, основной и заключительный. На каждом из этапов реализуются технологии (дискуссионные площадки, позиционное обучение, дидактика задач, веб-квесты, проектные технологии, планирование профессиональной карьеры, моделирование профессиональных ролей, симуляционные технологии, тайм-менеджмент, технологии самоорганизации, социально-нравственные практики). Средствами формирования профессиональной мобильности курсантов являются образовательная среда военного вуза, выполнение служебных обязанностей, полевые и педагогические практики, войсковые стажировки, участие в научной деятельности, др.

Таким образом, формирование профессиональной мобильности курсанта военного вуза - это целенаправленный, специально организованный в военном вузе процесс, обеспечивающий осознанное формирование будущими офицерами собственных личностных и профессиональных качеств, способствующих быстрой адаптации в военно-профессиональной ситуации для совершения оптимальных действий средствами служебной деятельности В ходе четырех этапов формирования профессиональной

мобильности курсантов военного вуза формируются ее уровни: базовый, репродуктивный, мотивационно -деятельно стный, продуктивный. В свою очередь, будущие офицеры, проходя новый этап становления профессиональной мобильности, достигают одного из четырех уровней профессиональной мобильности, что соответствует одному или нескольким компо-

нентам структуры профессиональной мобильности. Каждый компонент профессиональной мобильности курсанта военного вуза подлежит формированию через систему мероприятий, проводимых в военном вузе и направленных на развитие определенных качеств личности будущего офицера в учебной, внеучебной и служебной деятельности курсантов.

24.11.2023

Список литературы:

1. Сластенин, В.А. Готовность педагога к инновационной деятельности / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №1. - С. 42-49.

2. Нужнова, С.В. Развитие готовности к профессиональной мобильности у студентов вузов: монография / С.В. Нужнова. - Челябинск : Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2013. - 203 с.

3. Лымарев, В.Н. Методологические основы разработки системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии / В.Н. Лымарев, Н.В. Уварина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Образование. Педагогические науки. - 2022. - Т. 14. - №3. - С. 26-33.

4. Фоменко, С.И. Методология проектирования патриотического воспитания при подготовке военных кадров / С.И. Фоменко // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - №1(50). - С. 54-56.

5. Лаптев, А. А. Актуальные вопросы формирования профессионализма будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации / А. А. Лаптев, С.Н. Сорокоумова, П.Ю. Наумов // Педагогический журнал. - 2020. - Т. 10. - №6-1. - С. 24-30.

6. Акулов, О.Ю. Профессиональная мобильность военного специалиста и факторы ее формирования / О.Ю. Акулов // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014.

7. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 176 с.

8. Благодаров, А.И. Методологические основы организации системы образования офицерских кадров ВС РФ: монография / А.И. Благодаров. - М., 1997. - 124 с.

9. Колесников, М.В. Системный подход в рамках исследования проблемы формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров вооруженных сил Российской Федерации / М.В. Колесников, Н.В. Уварина // Глобальный научный потенциал. - 2021. - №10(127). - С. 18-22.

10. Хакимуллин, Р. Состав и структура организаторских умений офицеров в условиях новых оборонных задач / Р. Хакимуллин // Армейский сборник. - 2018. - 14 янв. URL: https://army.ric.mil.ru/Stati/item/115294/

11. Алехин, И. А. Формирование морально-политической и психологической готовности военнослужащих / И. А. Алехин, Е.И. Федак, Д. А. Фередин // Морской сборник. - 2021. - №4(2089). - С. 64-67.

12. Fernandez-Gaucherand E. Military Training Resource Scheduling: System Model, Optimal and Heuristic Decision Processes / E. Fernandez-Gaucherand, M.L. McGinnis, P.B. Mirchandani // Military Operations Research. - 1996. - Vol. 2. - No. 1. - Pp. 53-69. URL: https://www.jstor.org/stable/43943638

13. Савченков А.В. Педагогические условия эффективности системы формирования культуры межнационального общения курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации / А.В. Савченков, А.В. Морозов // Педагогический журнал. - 2022. - Т. 12. - №3-1. - С. 414-422.

14. Чуковский, А.М. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности курсантов военного вуза / А.М. Чуковский // Педагогическая перспектива. - 2021. - №1. - С. 45-50.

15. Баяхметов, С.У Структурно-функциональная модель формирования профессионально-личностного саморазвития будущих офицеров в военном вузе: подходы, принципы, компоненты и условия / С.У. Баяхметов, С.Т. Нурахметов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - №1(23). - С. 101-106.

16. Прозорова, Н.Г. Уровни профессиональной мобильности / Н.Г. Прозорова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. -Т. 8. - №1(26). - С. 270-273.

References:

1. Slastenin V.A., Podymova L.S. (2007) Teacher's willingness to innovate. Siberian Pedagogical Journal, No. 1, pp. 42-49.

2. Nuzhnova S.V. (2013) Development of readiness for professional mobility among university students: monograph. Chelyabinsk : Publishing house of the Chelyabinsk State University, 203 p.

3. Lymarev V.N., Uvarina N.V. (2022) Methodological foundations for the development of a system for the formation of professional motivation of military personnel of the Russian Guard. Bulletin of the South Ural State University. Ser.: Education. Pedagogical sciences, Vol. 14, No. 3, pp. 26-33.

4. Fomenko S.I. (2015) Methodology of designing patriotic education in the preparation of military personnel. Mir nauki, kultury, obrazovaniya [World of science, culture, education], No. 1 (50), pp. 54-56.

5. Laptev A.A., Sorokoumova S.N., Naumov P.Y. (2020) Topical issues of the formation of professionalism of future officers of the National Guard of the Russian Federation. Pedagogical journal, Vol. 10, No. 6-1, pp. 24-30.

6. Akulov O.Yu. (2014) Professional mobility of a military specialist and factors of its formation. Bulletin of the Voronezh State Technical University.

7. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A. (1976) Psychological problems of readiness for activity. Minsk: Publishing House of BSU, 176 p

8. Blagodarov A.I. (1997) Methodological foundations of the organization of the education system of officers of the Armed Forces of the Russian Federation : monograph. M., 124 p.

9. Kolesnikov M.V., Uvarina N.V. (2021) A systematic approach to the study of the problem of formation of military-professional identity of cadets of training centers of the armed forces of the Russian Federation. Global Scientific Potential, No. 10(127), pp. 18-22.

10. Khakimullin R. (2018) Composition and structure of organizational skills of officers in the context of new defense tasks. Army collection, Jan 14. URL: https://army.ric.mil.ru/Stati/item/115294

11. Alyokhin I.A., Fedak E.I., Feredin D.A. (2021) Formation of moral, political and psychological readiness of military personnel. Marine collection, No. 4 (2089), pp. 64-67

12. Fernandez-Gaucherand E., McGinnis M.L., Mirchandani P.B. (1996) Military Training Resource Scheduling: System Model, Optimal and Heuristic Decision Processes. Military Operations Research, Vol. 2, No. 1, Pp. 53-69. URL: https://www.jstor.org/stable/43943638

13. Savchenkov A.V., Morozov A.V. (2022) Pedagogical conditions for the effectiveness of the system of forming a culture of interethnic communication among university cadets of the National Guard troops of the Russian Federation. Pedagogical journal, vol. 12, No. 3-1, pp. 414-422.

14. Chukovsky A.M. (2021) Pedagogical conditions for the formation of professional mobility of military university cadets. Pedagogical perspective, No. 1, pp. 45-50.

15. Bayakhmetov S.U., Nurakhmetov S.T. (2016) Structural and functional model of formation of professional and personal self-development of future officers in a military university: approaches, principles, components and conditions. Science of man: humanitarian studies, No. 1(23), pp. 101-106.

16. Prozorova N.G. (2019) Levels of professional mobility. Baltic Humanitarian Journal, Vol. 8, No. 1 (26), pp. 270-273.

Седения об авторах:

Корсаков Алексей Сергеевич, старший преподаватель кафедры автомобилей, бронетанкового вооружения и техники Новосибирского военного ордена Жукова института им. Генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

E-mail: korsakov_aleksi@mail.ru 199034, РФ, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2

Лопанова Елена Валентиновна, проректор по научной работе и международной деятельности Омской гуманитарной академии, доктор педагогических наук, доцент E-mail: evlopanova@gmail.com 644105, РФ, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.