Научная статья на тему 'Готовность к профессиональной деятельности руководителя музыкально-инструментального коллектива'

Готовность к профессиональной деятельности руководителя музыкально-инструментального коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русанова Н. Н.

В статье рассматриваются виды профессиональной деятельности, выполняемые руководителем музыкально-инструментального коллектива. Четко определяется структура его готовности к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF THE HEAD OF MUSICAL-INSTRUMENTAL GROUP TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY

In the article the kinds of professional work which are carried out by the head of musical-instrumental group and structure of his readiness to the professional work are considered.

Текст научной работы на тему «Готовность к профессиональной деятельности руководителя музыкально-инструментального коллектива»

УДК 378

H.H. Русанова*

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

В статье рассматриваются виды профессиональной деятельности, выполняемые руководителем музыкально-инструментального коллектива. Четко определяется структура его готовности к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: готовность, деятельность, профессиональная деятельность руководителя музыкально-инструментального коллектива, виды деятельности.

В современном мире все большее значение приобретает коллективное творчество как проявление активности при создании нового, генерация идей. Художественное творчество становится важным фактором общественного развития, способствуя реализации потенциала личности и социумов различного уровня. Любая коллективная деятельность требует эффективного управления, следовательно, глубокого теоретического осмысления, поиска закономерностей этого процесса.

Подготовка специалистов с квалификацией «Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель» осуществляется в вузах культуры и искусств на отделении народного художественного творчества. Содержание обучения представляют четыре обязательных дисциплинарных «блока»: гуманитарные, социально-экономические, общепрофессиональные и специальные дисциплины. Профессиональная деятельность руководителя музыкально-инструментального коллектива направляется на сохранение пространства ценностей народного художественного творчества; объектами профессиональной деятельности являются художественно-творческие коллективы в системе общего, дополнительного и профессионального художественного образования. В соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой студент — будущий руководитель музыкально-инструментального коллектива будет осуществлять несколько видов профессиональной деятельности: художественно-творческую; психолого-педагогическую; организационно-управленческую; научно-исследовательскую [1].

Миссия руководителя музыкально-инструментального коллектива заключается в развитии личности другого на основе приобщения к высшим ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры и искусства, возрождающимся в российском обществе; к гуманистическим общечеловеческим идеалам свободы, добра, человеческого достоинства, гражданственности и патриотизма. В самом широком философском смысле деятельность — это способ существования человека и общества. Специфика собственного человеческого способа существования состоит в активном отношении человека к миру, в целесообразном изменении и преобразовании. При этом изменение внешнего мира есть только предпосылка и условие для самоизменения человека. Деятельность не только определяет сущность человека, но, выступая в роли подлинной субстанции культуры и всего человеческого мира, создает и самого человека.

* © Русанова H.H., 2011

Русанова Наталья Николаевна (rusanowa2009@yandex.ru), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

160

Вестник СамГУ. 2011. № 7 (88)

В психологии и педагогике деятельность понимается как совокупность процессов реального бытия человека, опосредованных сознательным отражением. При этом именно деятельность несет в себе те внутренние противоречия, которые порождают человеческую психику. Таким образом, деятельность как форма бытия и способ существования человека обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей; становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей; является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов; создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов; служит источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития; обеспечивает познание и преобразование окружающего мира.

Профессиональная деятельность руководителя музыкально-инструментального коллектива — это процесс решения совокупности профессиональных задач по сохранению и трансляции ценностей народного художественного творчества. Эта деятельность интегративна по своему содержанию и структуре: создание и управление коллективом и развитие системы отношений в нем; организация общения участников коллектива; развитие определенных свойств и качеств личности участников в процессе творческой деятельности. Специфика профессиональной деятельности руководителя музыкально-инструментального коллектива выражается многофункциональностью и взаимосвязью трех направлений — организационно-управленческого, педагогического и художественно-творческого.

Организационно-управленческое направление деятельности характеризуется целенаправленными действиями руководителя музыкально-инструментального коллектива по планированию, организации, контролю и регулированию учебно-воспитательного процесса: отбор музыкального материала; организация различных форм репетиционной работы; планирование собственных действий участников коллектива. Для этого необходимо знать: методику организации оркестра; принципы расположения инструментов в оркестре; основные формы организации музыкальной деятельности участников музыкально-инструментальных коллективов; дидактические принципы и методы; возрастные особенности участников коллектива. Педагогическое направление деятельности характеризуется конструктивной, организаторской и коммуникативной функциями [2]. Художественно-творческое направление обусловлено функциями дирижера, интерпретатора, музыканта-исполнителя.

Результатом процесса подготовки студентов — будущих руководителей музыкально-инструментального коллектива к выполнению многофункциональной деятельности является формирование их профессиональной готовности.

Разведем понятия «готовность» и «подготовленность», часто употребляемые как синонимы (А.К. Маркова различает эти два понятия, ставя их в соответствие с основными сферами профессионализма [3]). Готовность к труду выступает как характеристика мотивационной сферы, а подготовленность к труду — как характеристика операциональной сферы профессионализма. Проводит более тонкое различие данных понятий А.А. Понукалин, рассматривая подготовленность как условие и основу готовности: «В определенных ситуациях готовность представляет собой актуализацию этих фоновых компонентов» [5]. К.К. Платонов считает, что готовность к труду имеет широкое значение: готовность к любому труду выражается как в желании трудиться вообще и как в потребности в труде, ставшем профессией [4], что обусловлено профессиональным развитием и уровнем социальной зрелости личности. Таким образом, различаются общая готовность к деятельности как более объемлющая категория и профессиональная готовность.

Готовность к профессиональной деятельности руководителя музыкально-инструментального коллектива

Определяя готовность к профессиональной деятельности руководителя музыкально-инструментального коллектива как сложное личностное образование, в основе которого лежит система профессионально-ценностныж ориентаций, знаний и умений, без который: невозможно успешное вытолнение профессиональной деятельности, структуру профессиональной готовности рассматриваем как единство трех компонентов: мотивационно-ценностного, теоретического и практического. Доминирующим компонентом в структуре готовности является мотивационно-ценностныш компонент, который предполагает направленность личности, проявление выграженных познавательных и профессиональных мотивов. Теоретический компонент характеризуется совокупностью психолого-педагогических, методических и художественно-творческих знаний. Практический компонент отражает комплекс профессиональных умений.

Проблема готовности руководителей музыкально-инструментального коллектива к профессиональной деятельности определяется потребностью подготовки руководителя нового типа. В Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» сказано, что задачами высшего учебного заведения являются не только подготовка и переподготовка кадров, но и удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии средствами образования. Однако сложившаяся к настоящему времени система подготовки руководителя музыкально-инструментального коллектива в вузе культуры и искусств не создает достаточных условий для формирования готовности к профессиональной деятельности. Разрешению данного противоречия будет способствовать комплексный подход.

Библиографический список

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 071301 «Народное художественное творчество». М., 2003.

2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М.: АПН., 1990. 149 с.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный фонд «Зна-ние»,1996. 308 с.

4. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 174 с.

5. Понукалин А.А. Состояние готовности к труду в условиях проблемной ситуации // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Логос, 1991. С. 136-144.

N.N. Rusanova*

READINESS OF THE HEAD OF MUSICAL-INSTRUMENTAL GROUP TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY

In the article the kinds of professional work which are carried out by the head of musical-instrumental group and structure of his readiness to the professional work are considered.

Key words: readiness, activity, professional work of the head of is musical-tool collective, kinds of activity.

* Rusanova Natalia Nikolaevna (rusanowa2009@yandex.ru), the Dept. of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.