УДК 378
H.H. Русанова*
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА (ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ)
В статье рассматриваются теоретические подходы к формированию профессиональной готовности студентов — будущих руководителей музыжально-инсгрументального коллектива (оркестра народных инструментов), ее основные компоненты:.
Ключевые слова: профессиональная готовность, профессиональная деятельность, деятельность, компонент профессиональной готовности.
В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства Российской Федерации на 2008—2015 годы отмечено, что в последнее десятилетие ситуация в области образования в сфере культуры и искусства характеризуется комплексом системных проблем, и поэтому необходим концептуальный подход к решению проблем образования в этой сфере, который позволил бы определить основные направления его развития, а также роль и место в общей системе российского образования. Главной целью настоящей Концепции является сохранение единой системы образования в сфере культуры и искусства, повышение ее эффективности и качества образования, а также конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности профессионального образования в сфере культуры и искусства.
В области образования в сфере культуры и искусства меняется стратегия подготовки специалистов. Внимание обращается на подготовку специалистов, способных творчески реализовывать свои педагогические умения в новых условиях жизни, в ситуациях быстрых перемен. В связи с этим в современной российской педагогике выявляются противоречия, связанные с изменением ее категориальных характеристик. Одна из отличительных особенностей этих процессов заключается в том, что осуществляются пересмотр и переосмысление содержания профессиональной готовности выпускников вузов музыкальной направленности. Повышаются требования к выпускникам не только как исполнителям, но и подготовке их как преподавателей, где значительную роль играет профессиональная готовность к педагогической деятельности.
Педагогическая подготовка специалистов в системе образования в сфере культуры и искусства ориентирована на усвоение теоретических знаний педагогики и формирование практических умений, необходимых для компе-
* © Русанова H.H., 2009
Русанова Наталья Николаевна (natru_s@mail.ru), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
тентной педагогической деятельности. На современном этапе выпускник вуза культуры и искусств должен реагировать на потребности общества и согласно социальным заказам быть подготовленным к преодолению социально-экономических и профессиональных трудностей. Новые социальные условия требуют нового качества профессиональной готовности студентов в системе образования в сфере культуры и искусства.
«Готовность к деятельности» есть такое особое психическое состояние, как наличие у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода установки на осознание задачи, модели вероятного поведения, определения специальных способов деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата [5]. Некоторые ученые (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов) выделяют в составе профессиональной готовности психологическую, психофизиологическую и физическую готовность (профпригодность), научно-теоретическую и практическую готовность [4]. Рассматривается профессиональная готовность в виде интегрального образования, включающего в себя такие показатели, как способность сочетать психические свойства личности, являющиеся условием достижения высоких результатов в обучении и воспитании, что требует целенаправленной подготовки в ходе овладения общими и специальными знаниями, умениями и навыками; либо это — внутренняя потребность в организации и осуществлении воспитательной работы [1]. По мнению K.M. Дурай-Новаковой, профессиональная готовность представляет собой систему индивидуальных, интегрированных переменных (свойств, качеств, знаний, опыта), и может быть рассмотрена в трех аспектах: как активное состояние личности, вызывающее деятельность; как следствие деятельности; как качество личности, которое определяет установки на профессиональные задачи и ситуации [2]. Итак, готовность к деятельности является комплексным показателем конечного результата подготовки специалиста к самореализации в профессиональной сфере. Позитивное отношение к деятельности служит стержнем, вокруг которого компонуются личностные свойства педагога. Отчетливое и адекватное представление о характере деятельности создает благоприятные предпосылки для успешного овладения комплексом профессионально значимых знаний, умений и навыков.
Анализ различных трактовок понятия «готовность» позволяет рассматривать содержание профессиональной готовности руководителя музыкально-инструментального коллектива (оркестра народных инструментов) на основе специфики профессиональной деятельности, которая имеет полифункциональный характер (руководитель-дирижер музыкально-инструментального коллектива, исполнитель-солист, ансамблист, концертмейстер, оркестрант, преподаватель, администратор), что предполагает владение знаниями педагогики, психологии, методики репетиционной работы с коллективом, наличие специальной музыкальной и дирижерской подготовки.
На основе теоретического анализа литературы по проблеме готовности выделяем следующие компоненты готовности руководителя музыкально-инструментального коллектива (оркестра народных инструментов) к профессиональной деятельности:
— операционально-когнитивный компонент — сформированное^ системы знаний из области народного художественного творчества (предметно-академические знания); специальные знания из области методики работы с музыкально-инструментальным коллективом (предметно-профессиональные знания); владение методикой репетиционной работы;
— операционально-деятельностный — совокупность знаний и умений практической деятельности при проведении репетиций, способность творческого решения управленческих задач;
— коммуникативный — сформированность коммуникативных умений, способность к педагогическому общению;
— мотивационно-ценностный — направленность на профессиональное развитие и обретение смысла музыкально-профессиональной деятельности;
— познавательно-оценочный — способность к адекватной самооценке себя как личности, профессионала, включает рефлексию своего музыкально-педагогического и профессионально-личностного развития, осмысление своих профессиональных задач;
— эмоционально-волевой — способность к волевым усилиям, самоконтролю;
— креативный — способность к творческому мышлению, творческой деятельности.
Каждому компоненту готовности соответствуют определенные профессиональные умения, необходимые для успешной работы будущего руководителя. Выполняя художественно-творческие, организационно-управленческие и научно-методические функции, руководитель музыкально-инструментального коллектива должен не только приобщать человека к народной культуре, но и уметь работать с творческим коллективом. Недостаточность знаний в области народного художественного творчества, организации, руководства, методики работы с музыкально-инструментальным коллективом приводит к разочарованию в собственной профессиональной деятельности, поэтому в вузах культуры и искусств необходимо создавать педагогические условия для формирования профессиональной готовности [3].
Процесс формирования профессиональной готовности студентов — будущих руководителей музыкально-инструментального коллектива (оркестра народных инструментов) предполагает их вовлечение в квазипрофессиональную деятельность с помощью активных методов обучения (проблемно-диалогический, игровых), что побуждает к самостоятельному добыванию знаний, активизирующих их познавательную активность.
Подготовка руководителя музыкально-инструментального коллектива (оркестра народных инструментов) осуществляется на протяжении всего обучения в ходе прохождения дирижерской практики, способствующей приобретению молодыми исполнителями навыков совместной игры, выработке умений осуществления организаторских и управленческих функций. Создание в учебном процессе активизирующей среды коллективного исполнительского творчества, погружение студентов — будущих руководителей музыкально-инструментального коллектива (оркестра народных инструментов) в различные режимы работы творческого коллектива (репетиция, концерт) позволяют совершенствовать их профессиональные знания и умения, развивать коммуникативные способности, навыки межличностного взаимодействия. Ди-
рижерская практика является органической частью общепедагогической подготовки специалистов; она содействует закреплению и проверке теоретических знаний, освоению методов обучения, адаптации к реальным условиям работы в учреждениях культуры.
Таким образом, профессиональная готовность студентов — будущих руководителей музыкально-инструментального коллектива (оркестра народных инструментов) представляет собой интегративное свойство личности, обеспечивающее выполнение профессиональной деятельности на художественно-творческом, научно-методическом, организационно-управленческом уровнях, что обусловлено развитой способностью к созданию творческой атмосферы в музыкально-инструментальном коллективе (оркестре народных инструментов).
В современном обществе возрастает роль профессиональных высших учебных заведений — вузов культуры и искусств, которые готовят руководителей музыкально-инструментального коллектива (оркестра народных инструментов). От того, как будут подготовлены выпускники вузов к выполнению своих профессионально-педагогических обязанностей в работе с творческим коллективом, какими творческими и педагогическими теориями и методами они овладеют в процессе учебы, будут зависеть эффективность и качество учебного процесса в музыкально-инструментальном коллективе (оркестре народных инструментов).
Библиографический список
1. Белозерцев Е.П. Высшее профессиональной образование: идеология, содержание, технологии // Педагогика профессионального образования. М.: Академия, 2004. 368 с.
2. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1983. 353 с.
3. Каргин A.C. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1984. 224 с.
4. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие. М.: Академия, 1999. 288 с.
5. Мусин И.А. Язык дирижерского жеста. М.: Музыка, 2006. 232 с.
6. Сластенин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст // Педагогическое образование и наука. 2002. № 4. С. 4—9.
N.N. Rusanova*
THE ESSENSE OF PROFESSIONAL READINESS OF STUDENTS-FUTURE CONDUCTORS OF MUSICAL-INSTRUMENTAL GROUP (ORCHESTRA OF FOLK INSTRUMENTS)
In the article theoretical approaches to the formation of professional readiness of students-future conductors of musicalinstrumental group (orchestra of folk instruments), its basic components and levels are viewed.
Key words: professional readiness, professional work, activity, the component of professional competence.
* Rusanova Natalya Nikolaevna (natru_s@mail.ru), the Dept. of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russia