Научная статья на тему 'Готовность к профессиональной адаптации: опыт педагогической интерпретации понятия'

Готовность к профессиональной адаптации: опыт педагогической интерпретации понятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSON / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / READINESS FOR PROFESSIONAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Северова Людмила Александровна

В статье обосновано введение в теорию профессионального образования понятия «готовность к профессиональной адаптации». Раскрыта сущность и специфика данного понятия как личностного качества специалиста, формируемого в процессе профессионального образования и являющегося основной предпосылкой для успешной профессиональной адаптации выпускника вуза в условиях производственной деятельности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article introduction in the theory of vocational training of concept «readiness for professional adaptation» is proved. The essence and specificity of the given concept as personal quality of the expert who is formed in the course of vocational training and being the basic precondition for successful professional adaptation of the graduate of high school in the conditions of industrial activity is opened.

Текст научной работы на тему «Готовность к профессиональной адаптации: опыт педагогической интерпретации понятия»

.....

I I I ■ M I I I

160 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август ^

Примечания

1. Зазулин, Г. В. Противодействие незаконному обороту синтезированных наркотиков: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Г.В. Зазулин. - СПб., 2000.

2. Омаров, Б. М. Экстремизм в молодёжной среде / Б.М. Омаров // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: [материалы Всероссийской научно-практической конференции]. - Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. - Том I. - С. 311-313.

3. Понятие «экстремизм» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://bd.fom.ru/report/cat/pow_terr/ pol_ex/of004208>

4. Пронский, Л. М. Понятие и определение экстремизма с государственно-политической точки зрения / Л.М. Пронский, Р.А. Шаряпов // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: [материалы Всероссийской научно-практической конференции]. - Том I. - Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. - С. 164-170.

5. Теракт в Домодедово 24 января 2011 года // Доминанты. - М.: Фонд Общественное Мнение. - 2011. -№ 05 (03.02.2011). - С. 16-19.

6. Фридинский, С. Н. Борьба с экстремизмом: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис. ... канд. юрид. наук / С.Н. Фридинский. - Ростов-на-Дону, 2003.

7. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) // Международно-правовые и российские нормативные правовые акты в сфере противодействия терроризму и экстремизму: Сборник нормативных правовых документов (извлечений) / под общ. ред. Ю.Н. Демидова; сост.: Д.Е. Горюнков, Е.В. Михайлова. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2006. - С. 55-66.

8. Эфиров, С. А. Политический радикализм: возможность реставрации и его предотвращения / С.А. Эфиров. - М., 1998.

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ: ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ

Л. А. Северова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье обосновано введение в теорию профессионального образования понятия «готовность к профессиональной адаптации». Раскрыта сущность и специфика данного понятия как личностного качества специалиста, формируемого в процессе профессионального образования и являющегося основной предпосылкой для успешной профессиональной адаптации выпускника вуза в условиях производственной деятельности.

Ключевые слова: личность, адаптация, профессиональная адаптация, готовность к профессиональной адаптации.

In article introduction in the theory of vocational training of concept «readiness for professional adaptation» is proved. The essence and specificity of the given concept as personal quality of the expert who is formed in the course of vocational training and being the basic precondition for successful professional adaptation of the graduate of high school in the conditions of industrial activity is opened.

Key words: the person, adaptation, professional adaptation, readiness for professional adaptation.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 160-163

.....

I I I ■ М I I I

Социально-культурная деятельность 161

В результате динамичных социально-экономических преобразований, напрямую определяющих трансформацию ценностей, норм, стереотипов, свойственных нашему обществу, весьма актуальными становятся вопросы, связанные с проблемой адаптации выпускников вузов в условиях профессиональной деятельности.

Адаптация - это одно из ключевых понятий биологии, которое означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социальным процессам данное понятие трактуется шире и обозначает целостный процесс приспособления человека к условиям социальной среды.

Результатом и целью этого процесса является принятие личностью норм и ценностей среды, будь то социальная общность, организация, институт, а также полноценное включение человека в различные формы предметной деятельности и взаимодействия, имеющиеся в этих социальных образованиях. Именно этот аспект адаптации становится предметом педагогической науки, стремящейся найти объяснение сущности и специфики процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, который основан на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним.

Устойчивое развитие общества возможно тогда, когда все члены человеческого сообщества максимально реализуют свой адаптационный потенциал. Человеку свойственно адаптироваться к внешним условиям среды и к потребностям внутреннего мира, что проявляется в согласовании жизненных целей и достигаемых результатов, установлении гармоничных отношений с собой и окружающим миром, получении практической пользы и достижении успеха.

Профессиональная адаптация - это начальный этап интеграции личности в производственно-профессиональную среду, в систему трудовых и социально-психологических отношений. Основная функция профессиональной адаптации - это освоение относительно стабильных условий профессиональ-

ной деятельности, решение повторяющихся, типичных проблем путём использования принятых способов социального поведения, действий, адекватных задачам производственной деятельности и соответствующих традициям производственного коллектива.

Научный интерес к проблеме профессиональной адаптации определяется двумя основными тенденциями. С одной стороны, внимание к этому явлению определяет стремительное изменение структуры и содержания трудовых отношений в России, которое вызвано трансформациями в экономической сфере, становлением новых производственных процессов и технологий. Эта тенденция точно отражается в исследованиях профессиональной адаптации в рамках теории управления и кадрового менеджмента, который сосредоточен, в основном, на изучении параметров оптимизации производственных процессов и социально-психологических отношений в трудовом коллективе.

Как правило, цели изучения адаптации в этом аспекте отличаются прагматичностью. Поэтому с позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового работника требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки. При этом адаптация новых работников к работе в организации рассматривается как прямое продолжение процесса кадрового отбора. «Недостаточное внимание организации к вопросам адаптации новых работников сведёт на нет результаты отбора, если новый работник, не сумев своевременно освоить новую работу и не вписавшись в трудовой коллектив, уволится. Таким образом, время и деньги, потраченные организацией на его поиск и отбор, могут оказаться выброшенными на ветер» (1, с. 3-4).

Вторая тенденция определяется развитием гуманитарного знания, которое на материалах различных наук утверждает гуманистический подход к развитию, саморазвитию и самореализации личности. При этом доста-

.....

I I I ■ М I I I

162 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

точное внимание уделяется проблемам адаптации и адаптивности как личностному качеству, которое является залогом успешного развития. Данная тенденция предопределяет формирование в педагогике профессионального образования гуманистических подходов к решению проблем профессиональной адаптации, которые получают разработку в связи с задачами подготовки специалистов социально-культурной сферы (Н.К. Бакланова, Л.С. Жаркова, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова, В.М. Чижиков, Е.В. Чижикова, Н.Н. Ярошен-ко и др.). Однако возможности педагогики профессионального образования ограничены рамками учебно-воспитательного процесса, в котором процесс профессиональной адаптации рассматривается лишь как возможность, а не как завершённый и практически реализованный процесс.

В связи с этим теория профессионального образования обращается к понятию «адаптивность», которое интерпретируется как качество личности, определяющее общую способность приспособления к изменяющимся условиям. Однако это понятие, как и само понятие «адаптация», может быть применено к очень большому кругу социальных и культурных явлений.

Для решения более узких и конкретных задач педагогики профессионального образования, на наш взгляд, наряду с другими, целесообразно ввести понятие «готовность к профессиональной адаптации», точно отражающее потенциальную способность специалиста адекватным действиям в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

Готовность к профессиональной адаптации - это личностное качество специалиста, формируемое в процессе профессионального образования и являющееся основной предпосылкой для успешной профессиональной адаптации выпускника вуза в условиях производственной деятельности.

Готовность к профессиональной адаптации определяется сочетанием сформированной системы мотивации к профессиональной деятельности, развитой адаптивности как

личностного качества, а также системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализации личностью поведенческих стратегий, соответствующих задачам скорейшей интеграции нового сотрудника в организацию, созданию у него мотивации для успешной работы и повышения эффективности деятельности. Поскольку адаптация - это не только процесс, но и свойство живой саморегулирующейся системы, готовность к профессиональной адаптации может быть отнесена к свойствам, которые свидетельствуют о сформированности у специалиста навыков самоорганизации и самодетерминации, что является определяющим условием творческого развития и профессиональной самореализации, что особенно важно в условиях организации деятельности учреждений культуры (2).

Данное качество личности, формируемое в процессе профессионального образования, призвано обеспечивать эффективное включение личности, с одной стороны, в системы взаимодействия организации с внешней средой, а с другой - в системы взаимодействия с членами трудового коллектива. Обостряющаяся конкуренция становится одной из причин, определяющих необходимость реализации программ формирования у молодого специалиста готовности к профессиональной адаптации. Здесь важно подчеркнуть, что основная работа должна осуществляться в форме тренинга личностного роста, с акцентом на формировании особого коммуникативного опыта, дающего возможность реализации адаптивных стратегий поведения и профессиональной деятельности. «Приходя в организацию, человеку приходится чем-то жертвовать ради её целей, ему важно знать, что и в каких объёмах он должен делать, с кем контактировать и какова регулярность контактов. От этого в значительной степени зависит удовлетворённость человека трудом, взаимодействием с организацией, его отношение к ней» (1, с. 3).

Следует согласиться с ведущими российскими специалистами в области социокультурного менеджмента В.М. Чижиковым и В.В. Чижиковым в том, что «адаптация к условиям

.....

I I I ■ M I I I

Социально-культурная деятельность 163

внешней среды учреждений культуры, особенно тех, чья деятельность охватывает широкий круг культурологических, культурно-транслирующих и культурно-творческих задач и распространяется на все группы и слои населения, требует специальных профессиональных знаний, умений и навыков персонала в области менеджмента и маркетинга» (4, с. 542).

Анализ существующих программ профессиональной адаптации показывает, что наиболее эффективно процесс формирования готовности к профессиональной адаптации протекает в условиях становления основных профессиональных качеств личности, то есть в процессе профессионального образования (3).

Для вузов культуры и искусств решение задач формирования готовности к профессиональной адаптации может быть осуществлено в процессе реализации ФГОС ВПО третье-

го поколения. Так, например, по направлению «Социально-культурная деятельность» в рамках компетентностной модели выпускника реализация специальной формирующей работы может найти место как в ходе освоения студентами отдельных дисциплин профессионального цикла, предусмотренных ФГОС ВПО, так и в процессе организации ознакомительной, производственной и преддипломной практик бакалавра. На уровне магистратуры эта задача может быть решена также в процессе организации различных практик.

Практическая апробация тренинговых методов в ходе профессиональной подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности - это перспективный путь повышения адаптационного потенциала личности молодого специалиста сферы культуры и искусства.

Примечания

1. Долженкова, Ю. В. Адаптация персонала в организации: учебное пособие / Ю.В. Долженкова. - М.: Издательский дом «АТИСО», 2007. - 104 с.

2. Жаркова, Л. С. Организация деятельности учреждений культуры: [учебник для студентов вузов культуры и искусств] / Л.С. Жаркова. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2010. - 396 с.

3. Казакова, А. Г. Основы педагогики высшей школы / А.Г. Казакова. - М.: Профиздат, 2000. - 124 с.

4. Чижиков, В. М. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник / В.М. Чижиков, В.В. Чижи-кова. - М.: МГУКИ, 2008. - 611 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО ДОСУГА В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ

Б. Б. Мануйлов

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена одному из приоритетных направлений развития сферы досуга и отдыха - интеграции отдыха, досуга и отдыха в современном мегаполисе.

Ключевые слова: рекреационный досуг, мегаполис, социально-культурный аспект.

One of the priorities of the sphere of leisure and recreation is the integration of leisure, recreation and leisure in the modern metropolis.

Key words: recreational leisure, metropolis, socio-cultural dimension.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 163-166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.