142
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34
УДК 37.062.1
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
THE SPECIFICITY OF SOCIAL AND PROFESSIONAL INTEGRATION OF ECONOMIC SPECIALTIES STUDENTS
Ключевые слова: адаптация, студент, социальная адаптация, профессиональная адаптация, уровень профессиональной адаптации, структура профессиональной адаптации, профессиональная деятельность, методы обучения.
Key words: adaptation, student, social adaptation, professional adaptation, level of professional adaptation, structure of professional adaptation, professional activity, teaching methods.
Аннотация. В статье рассматривается проблема социальной и профессиональной адаптации студентов экономических специальностей. Обосновывается необходимость перестройки системы подготовки специалистов в современных условиях. Для повышения уровня социальной и профессиональной адаптации студентов экономических специальностей предлагается: формирование системы комплексного психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе обучения; разработка учебных программ, способствующих социальной адаптации к профессии; совершенствование программ производственной практики. Сделан вывод о том, что условием качественной подготовки специалиста является формирование адаптивных качеств личности, которые необходимы в профессиональной деятельности.
Resume. The article is devoted to the problem of social and professional adaptation of economic specialties students. Training of a specialist can’t meet modern requirements, if he has mastered only knowledge and skills, but has not developed a need for creative and professional activity. So the condition of high quality training is the development of the ability to adapt which is necessary in professional activity.
Понятие адаптации пришло в социально-экономические науки из биологии, в которой трактовалось как результат (и процесс) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, способствующего их оптимальному приспособлению к жизни и деятельности. Позднее его стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению.
Основы научной теории адаптации были заложены в процессе двух направлений в биологии. Представители первого объясняли ее природу как результат жесткого детерминизма среды (Ж. Б. Ламарк) [Ламарк Жан-Батист, 1959]; второго - как статическую закономерность, обусловленную естественным отбором (Ч. Дарвин) [Яблоков А.В., Юсуфов А.Г., 1989].
Мировая социологическая наука изучением вопросов адаптации стала заниматься в конце XIX - начале XX вв. К настоящему времени в западной научной традиции накоплен немалый опыт и имеется большое число конкретных исследований адаптации личности и социальных групп к различным социальным обстоятельствам. Основы теории адаптации были заложены работами М. Вебера, Ф. Знанецкого, Р. Мертона, Г.Спенсера, Г. Тарда, Дж. Томсона, У. Томаса. В российской социологической науке интерес к проблеме адаптации был связан с распространившимися в XIX веке идеями социал-дарвинизма. Основы научной теории адаптации в российской социологической науке были залажены работами - В.Н. Шубкина, С.Д. Артемова, позднее - В.А. Ядова, И.А. Милославовой [История социологии в Западной Европе и США, 2001].
В самом распространенном своем значении адаптация в социологии понимается как приспособление индивидов к новой системе социальных условий, к новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Это приспособление происходит по-разному в отдельных социальных группах. В силу данного обстоятельства вызывает особый интерес анализ групповой специфики адаптационных процессов.
Следует отметить, что проблема социальной и профессиональной адаптации студентов высших учебных заведений редко становится объектом внимания социологов. Анализ работ показывает, что исследователи основное внимание уделяют учебной адаптации, рассматриваемой ими как процесс включения студентов в учебную среду, а также определению характеризующих его критериев и показателей. Роль социальной и профессиональной адаптации в процессе обучения
И.А. Коденко
I.A. Kodenko
Белгородский университет кооперации, экономики и права, Россия, 308023, г. Белгород, ул. Садовая, 116 А Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Russia, 308023, Belgorod, Sadovaya st. 116А
E-mail: [email protected]
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34
143
рассматривается в той или иной мере в работах П.Р. Атутова, H.H. Захарова, H.H. Калугина, И.И. Назимова, В.Д. Симоненко.
Рассматривая адаптацию студентов, следует учитывать, что одной из приоритетных задач современного образования является формирование личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Основная цель профессионального образования -подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [Тро-шихин В.В.: Актуальные проблемы гуманитарного..., 2013].
Степень достижения этой цели существенно зависит от того, насколько быстро, продуктивно и качественно смогут вчерашние выпускники школ адаптироваться к новым условиям обучения, к новой социальной ситуации, а также, адекватно использовать новые технологии в своей дальнейшей жизни. Тем более, что большая часть современной молодежи не способна самостоятельно приспосабливаться и развиваться в условиях изменяющейся деятельности. Ослабление внимания в последнее десятилетие к проблеме воспитания личности привело к росту алкоголизма, наркомании, агрессивности, насилия, цинизма, сексуальной распущенности, которые создают затруднения для успешной адаптации.
Следовательно, выявление трудностей, выступающих, перед студентами ВУЗа на первом курсе и определение пути их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний [Трошихин В.В., Медведева И.А.: Формирование профессиональной культуры..., 2013].
Основными причинами, вызывающими трудности адаптации к обучению являются:
- специфическое отношение к себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятел ь-ности и ее результатам;
- высокий уровень контроля учебной деятельности. Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей. Для того чтобы студент был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе;
- отрицательная самооценка студентов. Студенты с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия, у них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к учебной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями [Трошихин В.В.: Актуальные проблемы гуманитарного., 2013].
Трудности адаптации к учебе могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими людьми: со сверстниками и педагогами. Студент вынужден подчиняться новым правилам учебной жизни, новым требованиям. Они порой идут вразрез с его непосредственными желаниями и побуждениями.
Социальная адаптация продолжается от 2-3 недель до нескольких месяцев в зависимости от социальной зрелости студента. Поэтому, необходимо минимизировать издержки адаптационного периода обучения, повысить стрессоустойчивость студентов. В дальнейшем это должно положительно сказаться на психоэмоциональном состоянии, здоровье, интеллектуальном и творческом потенциале и соответственно успеваемости, что снизит «отсев» студентов в течение учебного года [Бабинцев В.П., Реутов Е.В., 2008].
Способствовать минимизации издержек может система комплексной психологопедагогической поддержки (группового сопровождения) студентов в процессе адаптации. Система состоит из обязательных психологических развивающих и диагностических процедур, проводимых в течение первого месяца обучения в качестве внеаудиторной работы.
Так, в течение первого полугодия исследуется уровень социальной и профессиональной адаптации, уровень профессиональной и учебной мотивации; определение уровня выработки профессионально-важных качеств обучающихся. Мы полагаем, что в начале учебного года в группах 1 курса экономических специальностей ВУЗа необходимо проводить: анкетирование на тему (Адаптация в ВУЗе), диагностику уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в ВУЗе. Для изучения межличностных отношений, групповой сплоченности и качества социально-психологического климата можно воспользоваться следующими методиками: (Диагностика межличностных отношений в группе Т. Лири), (Опросник «Я среди людей» И.В. Дубровина). Эффективной остается методика «Социометрия», позволяющая не только определить статус студента в группе, но также многообразие всех внутригрупповых сопровождений.
Ежегодно для студентов 1 курса экономических специальностей ВУЗа необходимо проводить тренинги на сплочение: «Коммуникативно-двигательный адаптационный тренинг», «Будем знакомы», «Тренинг общения», «Тренинг саморегуляции психоэмоциональных состояний»; тренинговые
144
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34
упражнения: «Мы группа», «Я-студент», «Познай себя и сделай первый шаг», «Лабиринты общения», «Аплодисменты», «Это здорово» [Евтихов О.В., 2007].
Например, такие классные часы, как «Здравствуйте, я - психолог!», «Я в мире взрослых» позволят познакомить студентов экономических специальностей с работой социально-психологической службы ВУЗа и с психологическими особенностями подросткового периода. Беседы на такие темы, как «Экзамен на отлично», «Как справиться со стрессом», «Как сформировать желание учиться», «Развитие общительности», «Преодоление неуспеваемости», «Вредные привычки» облегчат адаптацию студентов к новой социальной среде, подготовку к экзаменам.
На основе практики и анализа научных исследований нами были определены рекомендации, реализация которых способствует успешной адаптации. Среди них:
- создание благоприятного эмоционального климата на учебных занятиях в группах, по сплочению коллектива;
- оказание помощи студентам в нахождении своего места в коллективе сверстников, в решении конфликтных ситуаций;
- конструирование «ситуации успеха»: поощрение проявления учебной и социальной активности, настойчивости, выдержки, самостоятельности; поддержка положительного настроя на взаимодействие;
- предоставление студентам возможности проявить себя, самоутвердиться;
- использование педагогами щадящего оценочного режим в сферах неуспеха;
- активизация внеаудиторной воспитательно-образовательной работы для создания благоприятных условий взаимодействия студентов с однокурсниками и преподавателями;
- создание обстановки взаимопомощи и поддержки.
Одним из элементов социальной адаптации является профессиональная адаптация. Она предполагает вхождение в профессиональную деятельность, освоение профессиональных знаний, умений, профессиональных ролей.
Структура профессиональной адаптации студентов включает в себя три элемента - процесс приспособления к условиям системы профессионального становления (характеризующийся своими пространственно-временными механизмами), результат этого процесса (характеризующийся степенью итоговой адаптированности человека), источник новообразований (характеризующийся уровнем профессиональной компетентности), взаимосвязанных на психическом, дидактическом, социальном, физическом и производственном уровнях. От степени соответствия этих трех компонентов зависит модель профессионального поведения индивида, степень эффективности его взаимодействия в системе «человек - профсреда», психологические и физиологические состояния при осуществлении профессиональной деятельности [Старосотникова В.Ю., 2010].
Профессиональная адаптация студентов может рассматриваться как процесс формирования интериоризированной модели профессиональной деятельности, обеспечивающей равновесие между требованиями профессиональной среды и адаптационными ресурсами конкретного человека, детерминированный особенностями социального пространства вуза. Однако, следует заметить, что степень соответствия адаптационного капитала индивида требованиям профессиональной среды не является единственным фактором успешной профессиональной адаптации. Для достижения высшего уровня адаптированности как результата профессиональной адаптации необходимо обладать инструментом управления адаптационными ресурсами, в качестве которого выступает стратегия профессиональной адаптации. Реализация стратегии предполагает решение нескольких задач:
- выявление организационно-педагогических условий работы ВУЗа, которые будут способствовать психологической и социальной перестройке личности студентов и помогут сформировать адекватную позицию в новом коллективе;
- формирование высокого уровня профессиональной компетентности студентов экономических специальностей;
- развитие необходимых личностных качеств, способствующих успешной социальной адаптации к профессии;
- воспитание интереса и формирование ценностного отношения к выбранной профессии.
Решение этих задач, повышающих уровень профессиональной адаптации студентов экономических специальностей ВУЗов, предполагает реализацию следующих средств:
- разработку учебных программ, способствующих социальной адаптации к профессии;
- совершенствование программ производственной практики;
- формирование системы комплексного психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе обучения;
- организацию психолого-педагогических тренингов, способствующих повышению профессиональной компетентности студентов.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34
145
Для более эффективной социальной и профессиональной адаптации студентов экономических специальностей ВУЗов нами был разработан курс «Социальная адаптация к профессиональной деятельности». Он относится к предметам профессиональной подготовки и направлен на усиление личностной и социально-психологической адаптации к будущей профессиональной деятельности экономистов.
Необходимость разработки курса «Социальная адаптация к профессиональной деятельности» обусловлена тем, что: во-первых, в учебных дисциплинах не в полной мере представлен модуль практической подготовки, способствующей социальной адаптации к профессиональной деятельности, а, во-вторых, в профессионально-ориентированных дисциплинах модуль практической подготовки не учитывает мотивационные механизмы адаптации к будущей профессии.
Предложенный курс позволяет развить следующие компетенции у студентов экономических специальностей ВУЗов:
- готовность применять теоретические и практические знания в области социальной адаптации к профессиональной деятельности;
- умение адаптироваться в изменяющихся условиях профессиональной деятельности;
- умение применять полученные знания в интересах профессионального развития;
- способность ответственно относиться к процессу и результату труда.
Курс предусматривает самостоятельную работу студентов, связанную с подготовкой реферативных сообщений, контрольных заданий, раскрывающих различные аспекты особенностей социальной адаптации к профессиональной деятельности.
В процессе освоения курса студент должен знать:
- основные категории и понятия, связанные с вопросами адаптации человека;
- теоретические аспекты проблемы социальной адаптации человека;
- закономерности, механизмы и условия социальной адаптации студентов к профессиональной деятельности.
Студент должен уметь:
- различать основные психические состояния человека;
- анализировать собственные психические состояния;
- владеть техниками аутогенной тренировки и стрессоустойчивости;
- применять методы психической саморегуляции в профессиональной деятельности и обыденной жизни.
На наш взгляд, одним из наиболее эффективных методов, способствующих повышению уровня профессиональной компетентности и успешной адаптации к профессии, является занятие в форме тренинга. Как пишет А.В. Серый, именно тренинговые занятия позволяют студентам «более качественно усваивать знания, поскольку базируется на личном участии и эмоциональном опыте» студентов [Серый А.В., 2005].
В ходе тренинга у студентов появляется возможность:
- актуализировать и осмыслить получаемые в ходе обучения знания;
- развивать внутреннюю, а не внешнюю мотивацию, направленную на личностный рост студента;
- быстро и качественно овладеть определенными профессиональными навыками;
- по новому воспринимать профессиональные связи и формировать навыки конкретных действий;
- сохранить свободу выбора студента [Трошихин В.В., Медведева И.А.: Специфика профессиональной адаптации студентов..., 2012].
Тренинг является наиболее результативным методом создания условий для самораскрытия студентов. В этом случае, проходя подобного рода обучение, студенты учатся самостоятельно искать способы решения актуальных проблем [Римский В.П., Калинина Г.Н., 2012].
Таким образом, в настоящее время в системе ВУЗов актуализируется проблема, обусловленная противоречием между существующими формами и методами организации учебно -воспитательного процесса и возрастающими требованиями учащейся молодежи по оказанию ей необходимой помощи в социальной и профессиональной адаптации к новым условиям. Адаптация студентов в ВУЗе выступает важнейшим этапом личностного развития и профессионального становления специалиста. От того, насколько успешно будет протекать адаптационный процесс студентов, во многом зависит качество и эффективность образовательной деятельности, дальнейшая профессиональная мобильность выпускника вуза.
146
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34
Список литературы References
1. Бабинцев В.П., Реутов Е.В. Кадровые ограничения государственной молодежной политики / В.П. Бабинцев, Е.В. Реутов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. №8 (48). Вып. 4. Белгород, 2008. С. 163-169.
Babintsev V.P., Reutov Ye.V. Kadrovyye ogranicheniya gosudarstvennoy molodezhnoy politiki / V.P. Babintsev, Ye.V. Reutov // Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. №8 (48). Vyp. 4. Belgorod, 2008. S. 163-169.
2. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2007. - 256 с.
Yevtikhov O.V. Praktika psikhologicheskogo treninga / O.V. Yevtikhov. - SPb.: Rech', 2007. - 256 s.
3. История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В Осипов. - М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-Инфра М), 2001. - 576 с.
Istoriya sotsiologii v Zapadnoy Yevrope i SSHA: Uchebnik dlya vuzov / Otv. red. G.V Osipov. - M.: Izd-vo NORMA (Izdatel'skaya gruppa NORMA-Infra M), 2001. - 576 s.
4. Ламарк Жан-Батист. Избранные произведения в двух томах. Том 2. - М., 1959. - 896 с.
Lamark Zhan-Batist. Izbrannyye proizvedeniya v dvukh tomakh. Tom 2. - M., 1959. - 896 s.
5. Римский В.П., Калинина Г.Н. Самополагание науки и превращённые формы знания /
В.П. Римский, Г.Н.Калинина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. №20. Т. 22. - Белгород, 2012. С. 28-39.
Rimskiy V.P., Kalinina G.N. Samopolaganiye nauki i prevrashchonnyye formy znaniya / V.P. Rimskiy, G.N.Kalinina // Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. №20. T. 22. - Belgorod, 2012. S. 28-39.
6. Серый А.В. Становление компетентности практического психолога / А.В. Серый // Высшее образование в России, 2005.- №5.- С. 63-66.
Seryy A.V. Stanovleniye kompetentnosti prakticheskogo psikhologa / A.V. Seryy // Vyssheye obra-zovaniye v Rossii, 2005.- №5.- S. 63-66.
7. Старосотникова В.Ю. Стратегии профессиональной адаптации студентов в социальном пространстве высших учебных заведений: Дис ... канд. соц. наук: спец. 22.00.04 / В.Ю. Старосотнико-ва. - Н. Новгород, 2010. - 178 с.
Starosotnikova V.YU. Strategii professional'noy adaptatsii studentov v sotsial'nom prostranstve vys-shikh uchebnykh zavedeniy: Dis.... kand. sots. nauk: spets. 22.00.04 / V.YU. Starosotnikova. - N. Novgorod, 2010. - 178 s.
8. Трошихин В.В. Актуальные проблемы гуманитарного и социально-экономического образования / В.В. Трошихин // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права,
2013. - №1. - С. 33-39.
Troshikhin V.V. Aktual'nyye problemy gumanitarnogo i sotsial'no-ekonomicheskogo obrazovaniya / V.V. Troshikhin // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava, 2013. - №1. - S. 33-39.
9. Трошихин В.В. Культура управления социально-политическими и экономическими процессами: монография / В.В. Трошихин. - Москва: РИОР; ИНФРА-М (Научная мысль), 2012 - 248 с.
Troshikhin V.V. Kul'tura upravleniya sotsial'no-politicheskimi i ekonomicheskimi protsessami: monografiya / V.V. Troshikhin. - Moskva: RIOR; INFRA-M (Nauchnaya mysl'), 2012 - 248 s.
10. Трошихин В.В., Медведева И.А. Специфика профессиональной адаптации студентов экономических специальностей / В.В. Трошихин, И.А. Медведева // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2012. - №4 (44). - С. 63-66.
Troshikhin V.V., Medvedeva I.A. Spetsifika professional'noy adaptatsii studentov ekonomicheskikh spetsial'nostey / V.V. Troshikhin, I.A. Medvedeva // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava. - 2012. - №4 (44). - S. 63-66.
11. Трошихин В.В., Медведева И.А. Формирование профессиональной культуры студентов экономических специальностей / В.В. Трошихин, И.А. Медведева // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2013. - №2 (46). - С. 48-55.
Troshikhin V.V., Medvedeva I.A. Formirovaniye professional'noy kul'tury studentov ekonomicheskikh spetsial'nostey / V.V. Troshikhin, I.A. Medvedeva // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava. - 2013. - №2 (46). - S. 48-55.
12. Трошихин В.В., Теплов В.И. Культура политического процесса - М.: Изд-во РДЛ, 2001. -224 с.
Troshikhin V.V., Teplov V.I. Kul'tura politicheskogo protsessa - M.: Izd-vo RDL, 2001. - 224 s.
13. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. - М., 1989. - 318 с.
Yablokov A.V., Yusufov A.G. Evolyutsionnoye ucheniye. - M., 1989. - 318 s.