Научная статья на тему 'Готовность к педагогическому проектированию в условиях информационно-коммуникационных технологий'

Готовность к педагогическому проектированию в условиях информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL DESIGN / ADVANCED TRAINING / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / READINESS / PROFESSIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чориев Илхом Рузибайович

Одним из показателей профессионально-педагогической подготовки специалистов является их готовность к педагогическому проектированию. Взаимосвязь уровня владения информационно-коммуникационными технологиями и эффективностью профессионально-педагогической деятельности очевидна. Профессиональная подготовка современного педагога рассматривается как целостный процесс усвоения и закрепления общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков, а результатом этого процесса считается выработка в специалисте готовности к профессиональной деятельности, а также к педагогическому проектированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чориев Илхом Рузибайович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS FOR PEDAGOGICAL DESIGN IN THE CONDITIONS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

One of the indicators of professional and pedagogical training of specialists is their readiness for pedagogical design. The relationship between the level of ownership of information and communication technologies and the effectiveness of professional teaching activities is obvious. Vocational training of a modern teacher is considered as a holistic process of assimilation and consolidation of general pedagogical and special knowledge, skills, and the result of this process is the development in a specialist of readiness for professional activity, as well as for pedagogical design.

Текст научной работы на тему «Готовность к педагогическому проектированию в условиях информационно-коммуникационных технологий»

ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ Чориев И.Р. Email: Choriev17143@scientifictext.ru

Чориев Илхом Рузибайович — базовый докторант, Головной научно-методический центр

Министерство высшего и среднего специального образования, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: одним из показателей профессионально-педагогической подготовки специалистов является их готовность к педагогическому проектированию. Взаимосвязь уровня владения информационно-коммуникационными технологиями и эффективностью профессионально-педагогической деятельности очевидна. Профессиональная подготовка современного педагога рассматривается как целостный процесс усвоения и закрепления общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков, а результатом этого процесса считается выработка в специалисте готовности к профессиональной деятельности, а также к педагогическому проектированию.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, повышения квалификация, информационно-коммуникационные технологии, готовность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность.

READINESS FOR PEDAGOGICAL DESIGN IN THE CONDITIONS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Choriev I.R.

Choriev Ilkhom Ruzibayovich - Basic Doctoral Candidate, HEAD SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL CENTER MINISTRY OF HIGHER AND SECONDARY SPECIAL EDUCATION, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: one of the indicators ofprofessional and pedagogical training of specialists is their readiness for pedagogical design. The relationship between the level of ownership of information and communication technologies and the effectiveness of professional teaching activities is obvious. Vocational training of a modern teacher is considered as a holistic process of assimilation and consolidation ofgeneral pedagogical and special knowledge, skills, and the result of this process is the development in a specialist of readiness for professional activity, as well as for pedagogical design.

Keywords: pedagogical design, advanced training, information and communication technology, readiness, professional activity, pedagogical activity.

УДК 37.013

Целенаправленное развитие современного образования в Республики Узбекистан, повышения его качественной составляющей, стремительная информатизация и компьютеризация всех сфер жизнедеятельности нашего общества, весьма актуализирует вопросы педагогического проектирования процесса повышения квалификации в современных условиях информационно-коммуникационных технологий. От эффективного функционирования этой важной системы, профессионализма преподавателей зависит уровень развитие нового поколения, подготовленность молодых специалистов и как следствие развитие отраслей экономики, благосостояние нашей страны.

На сегодняшний день в педагогической литературе наблюдается достаточно широкое практическое применение термина готовность. При этом толкования данного понятия относительно различно. В связи с этим, полагается целесообразным, провести анализ педагогической литературы по исследуемой проблеме. Так, по мнению Ш.Д. Лазарева, существует три основных подхода к определению сущности понятия готовности специалиста к различным видам профессиональной деятельности:

- готовность как особое психологическое состояние личности;

- готовность как психологическая установка;

- готовность как система свойств и состояния личности [1, с. 76-81].

Сторонники первого подхода, рассматривают готовность в контексте с психологическими функциями, формирование которых необходимо для достижения высоких результатов профессиональной деятельности. Исследователи обращают внимание на зависимость

психического состояния готовности, который может быть кратковременным и долговременным, от индивидуальных особенностей специалиста, а также условий его жизнедеятельности [2, с. 19].

Второй подход, предусматривает рассмотрение феномена готовности как психологическую установку личности, которая является основой формирования готовности к деятельности и других форм активности личности. Большинство авторов полагают, что установка не является однотипным психическим явлением, а отличается происхождением и видами. Т.е. имеются глобальные личностные установочные образования, которые определяют развертывания многих форм активности, а есть ситуативные, которые возникают под действием результатов деятельности или воздействия ситуативных факторов. Следовательно, установка порождается самим поведением, деятельностью и является важным условием для новых актов поведения, деятельности личности. Готовность не возникает вне установок, если их понимать как настройки субъекта на дальнейшую деятельность. Готовность содержит не только разного рода наставления, но и осознанные задачи, модели будущего поведения, определение оптимальных средств деятельности, оценку возможностей в соотношении с необходимостью достижения конкретного результата. По мнению ученых, является очевидным, что состояние установки и готовности совпадают только в некоторых случаях, в целом же готовность это более сложное структурное образование [3, с. 47].

В рамках третьего подхода психологическая готовность к деятельности является своеобразной формой отражения субъектом профессиональной деятельности. Исследователи рассматривают готовность к деятельности в процессуальном и потенциальном аспектах. В процессуальном аспекте готовность проявляется в способности, умениях и навыков специалиста к определенным действиям. В потенциальном аспекте на первый план выступают преимущественно мотивационные и личностные особенности:

- уверенность в себе;

- активность;

- умение сотрудничать;

- умение владеть педагогической ситуацией;

- должный уровень эмоциональной саморегуляции.

Приверженцы данного направления при исследовании готовности к профессиональной деятельности предлагают комплексное изучение свойств личности, ее психических состояний, структуры профессии и условий профессионального труда, что является важным, и дает основание рассматривать профессиональную готовность как сложное личностное образование, многоплановую систему качеств, свойств и состояний. Кроме того, под общей готовностью к профессиональной деятельности исследователи понимают динамическое явление, которое формируется в условиях конкретной деятельности.

Таким образом, сопоставляя различные взгляды исследователей на сущность понятия готовность, целесообразно рассматривать данный термин в русле обобщенной характеристики комплекса качеств, в результате процесса специальной подготовки специалиста к выполнению профессиональных функций. При этом, учитывая общенаучный принцип целостности, готовность к педагогическому проектированию и готовность к профессионально-педагогической деятельности в целом, находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости.

В связи с этим, является интересным мнение К.К. Лазарева, который выделяет сущностные характеристики готовности педагога к профессиональной деятельности в целом и к выполнению отдельных ее функций в частности:

- многоуровневость содержания;

- системность;

- динамичность.

Многоуровневость содержания готовности к педагогическому проектированию, рассматривается автором как единство пространственно-временных характеристик, которые концентрируют одновременно многоуровневость связей и отношений, выделяют временной и результативный уровни готовности, отражающие характер становления и степень проявления качеств личности:

- полная готовность;

- частичная готовность;

- неготовность.

Системность готовности, по мнению автора, заключается в том, что ее структура отражает сложное системное образование, интегрирующее комплекс более простых элементов и выполняет определенные функции. Сущность сформированности элементов и сила связи

между компонентами готовности определяет характер деятельности педагога. Т.е. готовность педагога к педагогическому проектированию носит системный характер, поскольку ей присущи атрибуты, присущие системам, которые способны к самоорганизации и саморазвитию, имеет собственную внутреннюю логику формирования, учитывает логику формирования каждого отдельного элемента, но не является их простой суммой.

Динамичность отражает процессуальный характер готовности к педагогическому проектированию, т.е. автором предлагаются следующие этапы формирования готовности:

- базовая теоретическая подготовка;

- аккумуляция опыта педагогической деятельности;

- обобщения опыта.

На необходимость рефлексивного подхода, как правило, больше обращают внимание ученые и педагоги-методисты, рассматривая рефлексию как движущую силу саморазвития личности. Наличие у педагога рефлексивно-корректирующих умений:

- позволяет конструктивно критически относиться к себе и собственной педагогической деятельности в прошлом, настоящем и будущем;

- делает педагога субъектом собственной активности;

- способствует формированию у педагога потребности самосовершенствования и профессионально-творческого саморазвития.

Важно подчеркнуть, что на операциональном уровне профессиональная рефлексия это, прежде всего самопознание, самооценка, самоанализ, и на их основе корректировка своего «Я» профессионального, поиск личностного смысла и методологических сущностей профессиональной деятельности, обеспечивающих мотивацию профессионального самосовершенствования и соответственно, высокий уровень профессионализма. По мнению ученых, рефлексия в профессиональном становлении является не только средством, но и целью обучения, не только процессом самопознания, но и содержанием, источником личностного опыта, фактором развития профессионализма.

Выделение обобщенных структурных компонентов готовности позволяют описать уровни готовности педагогов к педагогическому проектированию в условиях информационно-коммуникационных технологий. При этом, для облегчения понимания и удобства применения, нами были выделены следующие четыре уровня готовности:

- ниже среднего - готовность сформирована на недостаточном уровне;

- средний - готовность сформирована, необходима постоянная работа по развитию уровня;

- выше среднего - готовность сформирована на достаточном уровне, при этом имеется потребность в его совершенствовании;

- высокий - готовность сформирована на достаточном уровне, при этом имеется необходимость в поддержании данного уровня.

Вышеизложенные уровни готовности педагога к педагогическому проектированию в условиях информационно-коммуникативных технологиях может применяться как для диагностики, так и для самодиагностики и совершенствование умений педагогического проектирования. Кроме того, данные уровни, можно применять в ходе изучения уровня готовности обучаемых различных категорий (с учетом соответствующей адаптации) к педагогическому проектированию и использовать как маркер развития способностей к проектной деятельности.

Список литературы /References

1. Лазарев Ш.Д. Готовность специалиста к профессиональной деятельности / Ш.Д. Лазарев // Педагогическое образование и наука: журнал, 2011. № 2. С. 76-81.

2. Кудрин В.У. Функции профессиональной деятельности педагога // Дискрет. мат., 2006. Т. 3. № 5. С. 19.

3. Рашидов Х.Ф. Теоретико-методологические и социально-педагогические основы развития среднего специального, профессионального образования в Узбекистане: Автореф. дис. ... доктора педагогич. наук. Ташкент: Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы среднего специального, профессионального образования Республики Узбекистан, 2005. С. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.