Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ГОТОВНОСТЬ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ОДАРЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ / ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Елена Александровна, Качина Татьяна Вячеславовна

В соответствии с современными требованиями к учету индивидуальных особенностей учащихся, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, одним из значимых становится вопрос о поддержке учащихся с одаренностью. В современном высокотехнологичном обществе растет потребность в людях, мыслящих нестандартно, творческих, активных, способных решать неординарные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Одаренные дети с экстраординарными способностями представляют собой особый социальный ресурс, который формирует основу конкурентоспособности страны в современном нестабильном мире. В условиях школьного обучения могут быть выявлены предпосылки и проявления интеллектуальной одаренности, которая оказывает влияние на успешность деятельности. Интеллектуальная одаренность рассматривается как сложное образование. В имеющихся на данный момент теориях интеллекта (Р. Кеттел, Р. Стенберг, Дж. Гилфорд, М.А. Холодная и др.) предприняты попытки систематизировать факторы, определяющие одаренность, вместе с тем остается много дискуссионных моментов. Выступая как сложное образование, интеллектуальная одаренность интегрирует в себе когнитивные, мотивационные, личностные, ценностные индивидуально-психологические свойства. В образовательном процессе раннее выявление интеллектуальной одаренности учащихся и оказание им поддержки связано с готовностью педагогов. Теоретические аспекты проблемы готовности педагогов к осуществлению психолого-педагогической поддержки в научных исследованиях представлены частично, что препятствует практической подготовки педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Елена Александровна, Качина Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS TO PROVIDE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT TO INTELLECTUALLY GIFTED STUDENTS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

In accordance with modern requirements for taking into account the individual characteristics of students, reflected in the Federal state educational standard of basic General education, one of the most important is the issue of support for students with giftedness. In today's high-tech society, there is a growing need for people who think outside the box, are creative, active, able to solve extraordinary tasks and formulate new, promising goals. Gifted children with extraordinary abilities represent a special social resource that forms the basis of a country's competitiveness in today's unstable world. In the context of school education, intellectual giftedness can be successfully identified, which has an impact on the success of activities. Intellectual giftedness is considered as a complex education. In the currently available theories of intelligence, attempts have been made to systematize the factors that determine giftedness, but there are still many debatable points. Acting as a complex education, intellectual giftedness integrates cognitive, motivational, personal, and value-based individual psychological properties. In the educational process, early identification of students ' intellectual gifts and support is associated with the readiness of teachers. Theoretical aspects of the problem of teachers ' readiness to provide psychological and pedagogical support are not sufficiently presented in scientific research, which hinders the practical training of teachers.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

NIKITINA Elena Aleksandrovna and others READINESS TO PROVIDE PSYCHOLOGICAL ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

V7TK" 47 04 Г7=ч~7ЯеГ1©2021 Контент доступен по лицензии СС В Y-NC 4.0

у А14 • |(сс) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0038 **"*™'h^s://crea°vecommons-°rg/licenses/by-nc/4-0/)

ГОТОВНОСТЬ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 625972 SPIN: 2492-8337

НИКИТИНА Елена Александровна, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики КАЧИНА Татьяна Вячеславовна, магистрант, кафедра педагогики Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Карла Маркса,], e-mail: kachina_tatyanka@mail.ru) Аннотация. В соответствии с современными требованиями к учету индивидуальных особенностей учащихся, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, одним из значимых становится вопрос о поддержке учащихся с одаренностью. В современном высокотехнологичном обществе растет потребность в людях, мыслящих нестандартно, творческих, активных, способных решать неординарные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Одаренные дети с экстраординарными способностями представляют собой особый социальный ресурс, который формирует основу конкурентоспособности страны в современном нестабильном мире. В условиях школьного обучения могут быть выявлены предпосылки и проявления интеллектуальной одаренности, которая оказывает влияние на успешность деятельности. Интеллектуальная одаренность рассматривается как сложное образование. В имеющихся на данный момент теориях интеллекта (Р. Кеттел, Р. Стенберг, Дж. Гилфорд, М.А. Холодная и др.) предприняты попытки систематизировать факторы, определяющие одаренность, вместе с тем остается много дискуссионных моментов. Выступая как сложное образование, интеллектуальная одаренность интегрирует в себе когнитивные, мотивационные, личностные, ценностные индивидуально-психологические свойства. В образовательном процессе раннее выявление интеллектуальной одаренности учащихся и оказание им поддержки связано с готовностью педагогов. Теоретические аспекты проблемы готовности педагогов к осуществлению психолого-педагогической поддержки в научных исследованиях представлены частично, что препятствует практической подготовки педагогов.

Ключевые слова: Интеллект, одаренность, интеллектуальная одаренность, креативность, школьники, готовность к педагогической деятельности, поддержка.

READINESS TO PROVIDE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT TO INTELLECTUALLY GIFTED STUDENTS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

© The Author(s) 2021

NIKITINA Elena Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

KACHINA Tatyana Vyacheslavovna, undergraduate, department of pedagogy

Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, street Karl Marks 1, e-mail: kachina_tatyanka@mail.ru) Abstract. In accordance with modern requirements for taking into account the individual characteristics of students, reflected in the Federal state educational standard of basic General education, one of the most important is the issue of support for students with giftedness. In today's high-tech society, there is a growing need for people who think outside the box, are creative, active, able to solve extraordinary tasks and formulate new, promising goals. Gifted children with extraordinary abilities represent a special social resource that forms the basis of a country's competitiveness in today's unstable world. In the context of school education, intellectual giftedness can be successfully identified, which has an impact on the success of activities. Intellectual giftedness is considered as a complex education. In the currently available theories of intelligence, attempts have been made to systematize the factors that determine giftedness, but there are still many debatable points. Acting as a complex education, intellectual giftedness integrates cognitive, motivational, personal, and value-based individual psychological properties. In the educational process, early identification of students ' intellectual gifts and support is associated with the readiness of teachers. Theoretical aspects of the problem of teachers ' readiness to provide psychological and pedagogical support are not sufficiently presented in scientific research, which hinders the practical training of teachers. Keywords: Intelligence, giftedness, intellectual giftedness, creativity, students, readiness for teaching, support.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Изменения, происходящие в обществе, неизбежно влекут новые заказы в отношении результатов образования, предъявляют новые требования к уровню профессиональной подготовленности специалистов образования. В связи с тем, что в образовательных организациях на протяжении последних десятилетий уделяется большое внимание выявлению одаренных обучающихся и организации работы с ними, возникает необходимость в изменениях требований к подготовке педагогов, осуществляющих работу с детьми, характеризующимися одаренностью в определенной области. Одним из аспектов одаренности является интеллектуальная одаренность, которая чаще всего выявляется в период обучения в школе.

Организация работы с одаренными школьниками на сегодняшний день осуществляется с определенными трудностями. Прежде всего, это трудности, связанные с тем, что педагоги не обладают необходимыми знаниями и умениями для организации психолого-педагогической

поддержки интеллектуально одаренных учащихся.

Рассматривая современные требования к уровню профессиональной подготовленности педагогов, которые отображены в профессиональном стандарте, мы отмечаем, что современный педагог должен уметь помогать учащимся в проблемных ситуациях или критических условиях, выявлять и развивать таланты. В самом общем виде проблема воспитания и обучения одаренных детей имеет общегосударственное значение, поскольку от своевременного выявления и раскрытия потенциала, интеллектуально одаренных школьников зависит качество будущих специалистов, профессионалов в разных областях, что влияет на экономическое и социальное развитие страны.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматриваются аспекты проблемы. Изучение психолого-педагогических исследований, посвященных вопросам поддержки интеллектуально одаренных школьников, позволило нам установить, что на данный момент в научной литературе присутствует

162

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474

НИКИТИНА Елена Александровна и другие ГОТОВНОСТЬ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО ...

многообразие подходов к развитию интеллектуальной одаренности. Общие характеристики интеллектуальной одаренности раскрываются Д.Б. Богоявленской, Л.А. Болотовым [1; 2]. В работах З.М. Батдыевой, И.Р. Гумашвили, М.Л. Ивлевой определены педагогические условия поддержки одаренных детей [3; 4; 5]. Вопросы подготовки будущих учителей к работе с одаренными учащимися в определенных предметных областях освещают в своих работах О.М. Кулибаба, Ю.Ж. Насакова, Т.А. Строкова [6; 7; 8; 9; 10].

Перечисленные исследования показывают, что в большей степени разработаны общие аспекты интеллектуальной одаренности и вопросы, касающиеся построения работы с одаренными учащимися. Вместе с тем исследований, раскрывающих психолого-педагогические механизмы подготовки будущих педагогов к овладению методами и приемами работы с интеллектуально одаренными школьниками, не в полной мере определены. Также не выделены научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки педагогических средств повышения эффективности будущих специалистов, работающих с интеллектуально одаренными школьниками.

Формулирование цели статьи (постановка задания). Целью статьи является теоретический анализ основных подходов к рассмотрению готовности педагогов к осуществлению психолого-педагогической поддержки интеллектуально одаренных школьников.

Изложение основного материала теоретического анализа научной литературы. Выделение сущностных характеристик готовности будущих педагогов к осуществлению психолого-педагогической поддержки интеллектуально одаренных школьников побудило к раскрытию понятия «одаренность», «интеллектуальная одаренность».

В работах Д.Б. Богоявленской, М.Е. Богоявленской проблема одаренности характеризуется с точки зрения эволюционного аспекта. Авторами отмечается, что на протяжении длительного времени при изучении одаренности прослеживается тесная взаимосвязь одаренности и творчества [11]. В научной литературе на данный момент представлен целый пласт теорий и концепций одаренности.

Одной из наиболее известных зарубежных теорий одаренности является теория Дж. Гилфрода, который разрабатывает понятие «креативность» и факторы, определяющие креативность. Им были выделены факторы креативного мышления, которые определяют одаренность человека. Таковыми факторами были названы, в том числе, беглость, гибкость, оригинальность, как ключевые. Каждый фактор в структуре креативного мышления является независимым, но взаимосвязанным с другими факторами. Высокие показатели креативности не всегда связаны с высокими показателями интеллекта, и интеллектуальные способности могут не являться ведущими в творческой деятельности [12].

Д.Б. Богоявленская считает, что существуют определенные трудности в изучении одаренности, как системного качества, потому что невозможно наблюдать компоненты одаренности обособленно, они все взаимосвязаны и представляют собой единое целое.

Наиболее близким для нас является понятие одаренности, которое дано Д.Б. Богоявленской. Она рассматривает одаренность, как системное качество, которое развивается в течение жизни и определяет возможность достижения человеком более высоких, то есть выходящих за привычные рамки результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Д.Б. Богоявленская считает, что системность одаренности проявляется в том, что это качество состоит из целого ряда структурных компонентов, взаимосвязанных между собой.

А.В. Хуторской считает одаренность своеобразным

сочетанием способностей, обуславливающих успех в определенном виде деятельности [13]. Как генетически обусловленный компонент способностей, одаренность понимает А.И. Савенков [14]. Д.Б. Богоявленская, характеризуя одаренность, отмечает важный факт: одаренность конкретного ребенка в значительной мере является условной характеристикой, поскольку на протяжении жизни какие-то способности могут получать свое развитие, а затем угасать и не определять успех ребенка в конкретном виде деятельности.

Одаренность имеет разные проявления, поэтому выделяют виды одаренность. Акцентируя внимание на интеллектуальной одаренности, раскроем ее проявления. В работе А.В. Мироновой под интеллектуальной одаренностью понимает сложную многомерную систему психических ресурсов, в которых проявляются когнитивные, мотивационные, личностные, ценностные индивидуально-психологические свойства [15].

М.А. Холодной интеллектуально одаренными называются люди, отличающиеся высокой интеллектуальной продуктивностью, эффективностью процессов поступления и переработки информации, высоким уровнем генерации идей [16].

По мнению В.Н. Дружинина интеллектуальная одаренность связана с уровнем психометрического интеллекта, влияющего на продуктивность в разных видах деятельности. При этом успешность овладения деятельностью зависит от уровня интеллекта и сложности самой деятельности, индивидуальные достижения зависяп от мотивации и компетентности личности в конкретном виде деятельности [17].

М.А. Холодная считает, что проявления интеллектуальной одаренности могут быть представлены шестью типами: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые» [16]. В имплицитной теории Р. Стенберга, личность может рассматриваться как одаренная по ряду критериев: критерию превосходства, редкости, продуктивности, демонстративности, ценности [18].

В работах отечественного ученого Д.В. Ушакова представляется структурно-динамический подход к исследованию интеллекта, в соответствии с которым структура интеллекта выступает как результат взаимодействия интеллектуального потенциала человека, его личностных особенностей и предпочтений, а также стимулирующих и противодействующих влияний среды. Данный подход основывается на определенных принципах и, согласно ему, интеллектуальный потенциал является высоко наследуемым, а наследуемость интеллектуальных функций связана со степенью проявленности в них потенциала.

Обобщая вышесказанное, мы можем отметить, что одаренность представляет собой системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, то есть выходящих за привычные рамки результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Интеллектуальная одаренность представляет собой состояние индивидуальных психологических ресурсов (прежде всего умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности.

Особенности формирования интеллектуальной одаренности являются значимыми в понимании готовности педагогов к осуществлению психолого-педагогической поддержки интеллектуально одаренных школьников. На данный момент этот вопрос представляет собой педагогическую проблему, поскольку в научно-методической литературе не разработано содержание понятия «готовность педагогов к психолого-педагогической поддержке интеллектуально одаренных школьников», не определены структурные компоненты готовности, условия ее формирования. Для того, чтобы преодолеть существующие пробелы, мы проанализировали содержание поня-

NIKITINA Elena Aleksandrovna and others Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

READINESS TO PROVIDE PSYCHOLOGICAL ... 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

тия «готовность личности».

По мнению М.И. Дьяченко, готовность личности представляет собой наличие определенных качеств, которые определяют способность включаться в конкретную деятельность [19].

Выделяется также профессиональная готовности к педагогической деятельности, которая ближе к анализируемому нами понятию. Под профессиональной готовностью к педагогической деятельности автор понимает интегральное свойство личности, базирующееся на знаниях, умениях и навыках, связанных с осуществлением профессиональной деятельности.

В работах Т.Г. Мороз выделена структура готовности к педагогической деятельности, состоящая из моти-вационно-ценностного и операционно-деятельностного компонентов [20]. Мотивационно-ценностный компонент представлен установками, мотивами, ценностями педагога, его отношением к профессии. Операционно-деятельностный компонент отражает совокупность практических умений и навыков педагогов в профессиональной деятельности. В исследуемом нами понятии представлены два начала: готовность и психолого-педагогическая поддержка. Основоположником понятия «педагогическая поддержка» является О.С. Газман, который определяет ее, как процесс совместного с ребенком, определение его собственных интересов, целей и путей преодоления препятствий, которые мешают ему сохранить человеческое достоинство и достичь желаемых результатов [21].

Психолого-педагогическая поддержка представляет собой особую позицию педагогов, в которой проявляется стремление оказать каждому учащемуся помощь в разрешении имеющихся у него трудностей путем активизации его ресурсов с помощью психолого-педагогических методов [22-25]. Психолого-педагогическая поддержка - это совокупность определенных умений и навыков, которые необходимы для педагога, чтобы достичь целей поддержки.

Обобщив проанализированные понятия, мы определили готовность педагогов к психолого-педагогической поддержке интеллектуально одаренных школьников, как систему действий педагогов, которые направлены на выявление, развитие интеллектуальной одаренности обучающихся. В содержании психолого-педагогической поддержки интеллектуально одаренных школьников мы видим комплекс методов и приемов поддержки, благодаря которым обеспечивается развитие интеллектуальной одаренности.

Характеризуя содержание готовности педагогов к осуществлению психолого-педагогической поддержки, мы выделяем следующие качества и умения, которые необходимы будущему педагогу: высокий уровень знаний об интеллектуальной одаренности; ориентация в ключевых понятиях, видах одаренности; умение выявлять проявления интеллектуальной одаренности;, умение применять разные методы и приемы для развития интеллектуальной одаренности в образовательном процессе; умение применять приемы психолого-педагогической поддержки.

О.М. Кулибаба акцентирует внимание на том, что будущему педагогу необходимо обладать не только общетеоретической осведомленностью в вопросах интеллектуальной одаренности, но и уметь в ходе наблюдения, во взаимодействии с учащимися, выявлять индивидуальные особенности личности одаренного ребенка для построения взаимоотношений с ним и для определения направлений работы в соответствии с имеющимися у них трудностями [6].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Сопоставив позиции исследователей по вопросу готовности педагогов к осуществлению психолого-педагогической поддержки, мы рассматриваем ее, как интегративное личностно профессиональное образование, которое обеспечивает 164

способность осуществлять психолого-педагогическую поддержку. Это образование имеет сложную структуру, состоящую из таких компонентов, как мотивационный (интерес к проблеме интеллектуальной одаренности, потребность во взаимодействии с одаренным ребенком), ориентационный (сформированность необходимых знаний об одаренности), операционно-деятельностный (владение методами и приемами психолого-педагогической поддержки), эмоциональный (эмпатия по отношению к учащимся), оценочный (способность к самоанализу и рефлексии).

Таким образом, проанализировав основные аспекты проблемы психолого-педагогической поддержки интеллектуально одаренных школьников, мы определили сущностные характеристики состояния готовности к данной деятельности и выделили ее структурные компоненты

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Богоявленская Д. Б. Одаренность: природа и диагностика / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. — М. : АНО «ЦНПРО», 2013. — 208 с.

2. Болотов М. А. Развитие интеллектуальной одаренности старшеклассников в условиях раздельного обучения мальчиков : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 /М.А. Болотов ; Марийс. гос. ун-т. — Йошкар-Ола, 2010. — 20 с.

3. Батдыева З. М. Педагогическая поддержка одаренных детей : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 /З. М. Батдыева ; Карачаево-Черкес. гос. ун-т. — Карачаевск, 2003. — 21 с.

4. Гумашвили И. Р. Подготовка будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 /И. Р. Гумашвили ; ФГБОУВО «Чеченский государственный университет», 2018. — 207 с.

5. Ивлева М. Л. Философские основания психологической концепции одаренности : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.08 / М. Л. Ивлева ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — Москва, 2009. — 36 с.

6. Кулибаба О. М. Формирование готовности будущих учителей математики к работе с одаренными детьми : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / О. М. Кулибаба ; Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. — Саратов, 2008. — 23 с.

7. Насакова Ю. Ж. Профессиональная подготовка учителя к работе с одаренными детьми /Ю. Ж. Насакова //Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия.

— 2011. — №1. — С. 199—201

8. Строкова Т. А. Педагогическая помощь учащимся с разной степенью проявления интеллектуальной одаренности / Т. А. Строкотова // Вестник Тюменского государственного университета.

— 2004. — № 2. — С. 187—198.

9. Серёдкина А.С. Абнотивность как фактор педагогической готовности к работе с одаренными детьми : Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 146-149.

10. Никитина Е.А., ФедотоваЕ.Л. «К вопросу готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми» Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, no. 4 (22), 2018, pp. 180-186

11. Богоявленская Д. Б. Одаренность: природа и диагностика / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. — М. : АНО «ЦНПРО», 2013. — 208 с.

12. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд. — М. : Прогресс, 2000. — 397 с.

13. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения : Пособие для учителя/А. В. Хуторской. — М. : Гуманит. изд. центр, 2000. — 320 с.

14. Савенков А. И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры /А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. —М. : Издательство Юрайт, 2018. — 334 с.

15. Миронова А. М. Интеллектуальная одарённость школьников: сущность, проблемы, тенденции развития / А. М. Миронова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2013. — №35-1. — С. 105—111

16. Холодная М. А. Интеллектуальная одаренность как развивающаяся интеллектуальная компетентность / М. А. Холодная // Психология одаренности и творчества монография. — Санкт-Петербург, 2017. С. 149—164.

17. Дружинин В. Н. Психология одаренности и творчества / В. Н. Дружинин, Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская. — М. : Нестор-История, 2017. — 288 с.

18. Практический интеллект / Р. Дж. Стенберг, Дж. Форсайт, Дж. Хедланд. — СПб. : Питер, 2002. — 272 с.

19. Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности /М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск : Изд-во БГУ, 1976. —175 с.

20. Мороз Т. Г. Особенности личностной и профессиональной подготовки педагога к работе с одаренной молодежью / Т. Г. Мороз, С. П. Рябов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. — 2013. — №2 (16). — С. 9— 18

21. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О. С. Газман //Народное образование. — 1998. — № 6. — С. 108—111.

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

НИКИТИНА Елена Александровна и другие ГОТОВНОСТЬ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО ...

22. Дурманенко О.Л. Анализ видовых проявлений детской одаренности //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 22-24.

23. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к работе с детьми, проявившими выдающиеся способности, в контексте требований концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 103-106.

24. Raven J. Education and sociocybernatics // Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 289-296.

25. Полякова О.М., Прентсель А.А., Ройтбург Ю.С. Архитектура аппаратно-программного комплекса для профессиональной ориентации и технического творчества молодежи по направлению национальной технологической инициативы «Автонет» // Гуманитарные балканские исследования. 2017. № 1. С. 23-26.

Статья поступила в редакцию 28.09.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.