ГУМАНИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 371 ББК 74.489.0
Е. А. Ловкова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АБНОТИВНОСТИ
КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
В фокусе внимания автора — энергичные, талантливые, творческие, неординарные личности, обладающие нестандартным мышлением. Заявлено, что работа с одаренными детьми является приоритетной задачей образовательных учреждений. В качестве главной проблемы в работе с одаренными обучающимися назван фрагментарный характер реализации соответствующих программ подготовки. Показано, что раннее выявление, развитие, воспитание и обучение талантливых и одаренных детей является одним из фундаментальных факторов совершенствования образовательного процесса. Обозначена необходимость изменения требований к педагогам, взаимодействующим с данной категорией учащихся. В этом контексте проанализирована «рабочая концепция одаренности», обозначены критерии одаренности и выделены направления работы с одаренными детьми.
Ключевые слова: абнотивность, компоненты абнотивности, одаренность, одаренные учащиеся, психологические компетенции педагога, рабочая концепция одаренности.
E. A. Lovkova
PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR THE ABNOTIVENESS FORMATION AS A PROFESSIONALLY SIGNIFICANT COMPETENCE AMONG STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROFILE
The author focuses on energetic, talented, creative, extraordinary personalities with «out-of-the-box» thinking. It is stated that working with gifted children is a priority task for educational institutions. The fragmented nature of the implementation of the corresponding training programs was named as the main problem in working with gifted students. It is shown that early detection, development, education and training of talented and gifted children is one of the fundamental factors in improving the educational process. The need to change the requirements for teachers interacting with this category of students is indicated. In this context, the «working conception of giftedness» is analyzed, the criteria for giftedness are indicated, and areas of work with gifted children are highlighted.
Key words: abnotivity, components abnotivity, genius, gifted students, psychological competence of the teacher, working conception of giftedness.
© Ловкова Е. А., 2021 Ноосферные исследования. 2021. Вып. 2. С. 49—56 •
DOI: 10.46724/NOOS.2021.2.49-56
Ссылка для цитирования: Ловкова Е. А. Психологические условия формирования абнотивности как профессионально значимой компетенции у студентов психолого-педагогического профиля // Ноосферные исследования. 2021. Вып. 2. С. 49—56.
Citation Link: Lovkova, Ye. A. (2021) Psikhologicheskiye usloviya formirovaniya ab-notivnosti kak professional'no znachimoy kompetentsii u studentov psikhologo-pedagogicheskogo profilya [Psychological conditions for the abnotiveness formation as a professionally significant competence among students of psychological and pedagogical profile], Noosfernyye issledovaniya [Noospheric Studies], vol. 2, pp. 49—56.
На сегодняшний день проблему работы с одаренными учащимися не может оставить без внимания ни одно образовательное учреждение. Прежде всего это связано с потребностью общества в неординарных, креативных личностях, которые внесут весомый вклад в развитие общества и государства. Рыночная экономика запрашивает творческих, энергичных людей с высоким уровнем интеллекта и творческими способностями. Сложность феномена одаренности, предпосылки и условия формирования и развития одаренности в детском возрасте подробно проанализированы в «Рабочей концепции одаренности», разработанной Д. Б. Богоявленской и ее коллегами [2]. В данном исследовании сделан важнейший вывод о том, что проблема выявления одаренных учащихся должна стать проблемой создания условий в образовательных учреждениях дополнительного образования для того, чтобы выявить как можно большее количество одаренных обучающихся и обеспечить им благоприятные условия для их совершенствования и реализации. За последнее время количество образовательных учреждений, реализующих программы работы с одаренными учащимися, выросло в десятки раз. Главнейшим направлением детских садов, школ является создание условий для развития одаренных учащихся [12, 13]. Также проблема абнотивности актуальна и в сфере преподавания и обучения в высшей школе. Особенно важно определить серьезность исследуемого вопроса на этапе подготовки студентов по педагогическим специальностям.
М. М. Кашапов в своем труде пишет, что одаренные учащиеся часто могут составлять группу психолого-педагогического риска, связанного с десинхрони-зацией развития, трудностями установления коммуникативных контактов, развитием одаренности по типу скрытой, а также с известным феноменом «снятия» одаренности с возрастом, что подтверждают исследования М. Е. Богоявленской, Л. И. Ларионовой, Н. С. Лейтес и других психологов [9].
На данном этапе развития современной психологии также активно исследуется влияние социального окружения на развитие одаренности. Многие исследователи в своих работах доказали, что креативные, творческие, одаренные учащиеся нуждаются в обучении, отличающемся от традиционного (Н. С. Лейтес, М. И. Лукьянова [14, 15], Н. В. Мешкова [19], В. Д. Шадриков). Поэтому подготовке педагогов для работы с одаренными, способными обучающимися следует уделять большое внимание. Воспитать в ученике творческую личность способен только творчески мыслящий и действующий педагог, поэтому роль учителя в развитии творческого потенциала личности учащегося отличается от традиционной роли педагога как носителя информации. Перед ним стоит иная задача: не передать знания, а раскрыть собственные возможности
ученика. В работах В. Н. Дружинина, А. М. Матюшкина, В. И. Панова обосновано, каким образом учитель должен играть ведущую роль в поддержании творческого потенциала ребенка. Тем не менее в условиях современной школы прослеживается тенденция подавления педагогом творческой активности учащихся не потому, что учителя не хотят развивать творческий потенциал обучаемого, а потому, что не могут это делать [9].
Многочисленные исследования посвящены изучению, выявлению, разработке психологических компетенций, качеств личности, в которых нуждаются педагоги, работающие с одаренными обучающимися [11, 16, 17, 18]. Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения одаренных детей является формирование педагогической компетентности участников образовательного процесса. Но на сегодняшний день проблема формирования психологической готовности педагогов к работе с детьми с общей умственной одаренностью долгое время решается фрагментарно и не на должном уровне [7, 9, 10].
Исходя из вышесказанного, педагоги, работающие с одаренными, творческими детьми, должны обладать множеством личностных качеств, список которых пополняется учеными с каждым днем. Так, например, в «Рабочей концепции одаренности», разработанной Д. Б. Богоявленской, В. И. Пановым, В. Н. Дружининым и другими психологами, выделены признаки одаренности и обозначены пути и направления работы с одаренными детьми, а также представлена методология их выявления. Тем не менее остается открытым вопрос о компетенциях педагога, значимых для работы с творчески одаренными обучаемыми [1, 2, 6].
На сегодняшний день сложились определенные предпосылки для научно-практического решения проблемы подготовки педагогов к работе с одаренными учащимися: социальные (потребности общества, системы образования в педагоге, обладающем комплексом профессионально значимых качеств); теоретические (в психологии и педагогике актуализирована проблема развития творческого педагога); практические (потребность в диагностике профессиональных качеств педагогов) [5, 20].
В работах отечественных психологов — М. М. Кашапова и его коллег был поставлен вопрос о существовании важной характеристики творческого профессионального мышления преподавателя, которая помогает ему в развитии креативности обучаемых. Данная мыслительная способность существует как особое комплексное интеллектуальное качество учителя, проявляющееся в умении найти в каждом ребенке особенности, которые помогут ему творчески развиваться. Исследуя данное качество, М. М. Кашапов и его коллеги установили, что его наличие особенно необходимо для формирования творческого мышления профессионалов, оказывающих влияние на образовательную политику учебного заведения. Данное качество исследователи назвали абнотивностью, которая характеризуется комплексной способностью педагога к адекватному восприятию, осмыслению, пониманию и принятию креативного ученика, способностью заметить одаренного ребенка и оказать необходимую психолого-педагогическую поддержку в развитии его творческого потенциала. Благодаря совершенствованию креативности у учащихся и студентов происходит повышение в дальнейшем их востребованности на современном рынке труда. Кроме того, развитие абнотивности способствует профессиональному и личностному росту преподавателей [9].
М. В. Губина утверждает, что абнотивность является важнейшим компонентом психологической готовности педагога взаимодействовать с одаренными детьми [4]. Абнотивность педагога способствует личностному росту и развитию учащихся. Но современная система образования порождает множество противоречий: между высоким уровнем требований к педагогу и реальными возможностями педагогов, привыкших к традиционной системе обучения и воспитания; между поставленными перед педагогом задачами системы образования и готовностью учителя осуществлять эти задачи.
В ходе теоретического и эмпирического исследования, проведенного М. М. Кашаповым, Е. М. Григорьевой, О. Н. Ракитской, А. А. Зверевой, Ю. А. Адушевой, выделены и описаны базовые компоненты абнотивности, сформулировано ее концептуальное и операциональное определение. Анализ результатов эмпирического исследования позволил описать критерии и показатели, характеризующие абнотивность. Под критерием как основанием по которому происходит сравнение исследуемых феноменов, мы понимаем качества, свойства, признаки изучаемого объекта, которые дают возможность диагностировать его состояние и уровень развития [3].
Абнотивность, по мнению М. М. Кашапова и его коллег, включает в себя креативность самого учителя, мотивационно-когнитивный компонент абнотив-ности и рефлексивно-перцептивные способности: способность к изучению ученика, пониманию, сопереживанию ему, способность проникнуть в индивидуальное своеобразие ученика, проанализировать, оценить, лучше понять себя. Следовательно, в структуру рефлексивно-перцептивных способностей были включены эмпатия, рефлексия и социальный интеллект [9]. Мотивационно-когнитивный и рефлексивный компоненты, по мнению М. М. Кашапова, являются ведущими в структуре абнотивности педагогов.
Для оценки сформированности мотивационно-когнитивного компонента компетентности педагога в развитии способности к творчеству учащихся в качестве критериев выступают осознание значимости творческого развития учащихся при реализации профессиональной деятельности; адекватная система представлений педагогов о творчестве, творческой личности; владение теоретическими психолого-педагогическими основами процесса творческого развития учащихся; мотивация на творческую самореализацию в профессиональной деятельности. Мотивационно-когнитивный компонент включает в себя знание особенностей одаренных обучающихся, желание чувствовать их потребности и интересы, готовность к приобретению психолого-педагогических знаний для работы с одаренными детьми, стремление к гибкости в поведении, творческую активность в управлении учебно-познавательной деятельностью [8].
Социальный интеллект — интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Он регулирует и определяет познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов).
Эмпатия — это умение поставить себя на место другого человека и способность к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, как если бы они были нашими собственными.
Креативность как способность к творчеству проявляется в гибкости мышления. Оригинальность помогает преподавателю адекватно воспринять творчески одаренного обучаемого, найти к нему особый подход и поддержать развитие этого потенциала не благодаря обстоятельствам, а порой вопреки им. Способность к оценке включает и возможность понимания как собственной мысли, так и чужих мыслей, действий и поступков. Способность к оценке обеспечивает возможности самодостаточности, самоконтроля, уверенности творческого человека в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества. Креативность проявляется в способности видеть, ставить и оригинально решать проблемы, в умении прогнозировать процесс межличностного взаимодействия, быстро и правильно ориентироваться в создавшейся экстремальной ситуации, предвидеть результат.
В качестве критерия сформированности рефлексивного компонента психологической компетентности (рефлексия педагогического опыта с творческих позиций) выступает самооценка учителями своей компетентности, соответствия профессиональной деятельности задачам творческого развития обучающихся. Педагог с высоким уровнем рефлексивности точно анализирует и свою деятельность, и деятельность ребенка. Установлено, что преподаватели, обладающие такой способностью, более объективны при оценке креативно одаренных детей [9].
М. М. Кашапов, используя разработанный группой ученых опросник в своих исследованиях, приходит к выводу о том, что большинство опрошенных преподавателей признают важность творческого развития учащихся, но при этом демонстрируют недостаточную компетентность в организации условий для одаренных детей, для развития их творческих способностей.
Исходя из вышесказанного, формировать абнотивность как профессионально значимую компетенцию будущих педагогов нужно на этапе обучения. Многие ученые обращали свое внимание на то, что абнотивность — важнейшая способность педагогов взаимодействовать с одаренными учащимися. Существует необходимость создания психологических условий формирования абнотивно-сти у студентов — будущих педагогов и психологов. Формирование абнотивно-сти как профессионально значимой компетенции можно осуществить через формирование вышеуказанных компонентов, входящих в состав абнотивности.
Таким образом, создание психологических условий формирования абно-тивности студентов психолого-педагогического профиля — важнейшее направление работы высших учебных заведений. Важно подготовить грамотных, современных специалистов, которые не только владеют методиками преподавания, технологиями, средствами обучения и воспитания, но и способны продуктивно взаимодействовать с учащимися, компетентно сопровождая их на протяжении образовательного процесса, помогая развивать сильные стороны личности, способности человека.
Библиографический список
1. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности. М.: Раменская типография, 2003. 95 с.
2. Богоявленская Д. Б. Одарённость: ответ через полтора столетия // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2010. № 3. С. 3—17.
3. Губина М. В. Изучение личностной готовности педагога к профессиональной деятельности с одарёнными детьми // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. С. 269—273.
4. Губина М. В. Процесс развития абнотивности педагогов в совместной деятельности // Поволжский педагогический поиск. 2012. № 1 (1). С. 69—72.
5. Губина М. В. Развитие абнотивности педагога в локальной профессиональной среде: системный и личностно-деятельностный подходы // Поволжский педагогический поиск: научный журнал. 2016. № 2. С. 38—41.
6. Дудырева Н. В. Структура профессионально важных качеств педагога в работе с одаренными обучающимися // Человек и образование. 2013. № 1. С. 174—178.
7. Дудырева Н. В., КашаповМ. М. Условия формирования психологической готовности педагогов к работе с одаренными детьми // Вестник ЯрГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 73—77.
8. Кашапов М. М. Психологические компоненты абнотивности педагога // Образование и психология. Ананьевские чтения — 2001: тезисы научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23—25 октября 2001 г. / под ред. А. А. Крылова,
B. А. Якунина. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. С. 512—514.
9. Кашапов М. М. Формирование профессионального творческого мышления: учебное пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2013. 136 с.
10. Кашапов М. М. Подготовка учителя к работе с одаренными обучаемыми // Известия Иркутского государственного университета. 2016. Т. 16. Сер.: Психология.
C. 3—13.
11. Корнилова Л. А., Кабанова С. В. Педагогическая интуиции в структуре педагогических способностей преподавателя высшей школы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 233—235.
12. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. 119 с.
13. Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 21—29.
14. Лукьянова М. И. Готовность учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности: концепция формирования в условиях профессиональной среды: монография. Ульяновск: УИПКПРО, 2004. 440 с.
15. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. М.: ТЦ Сфера, 2004. 144 с.
16. Малухина Н. В. Возможности диагностики психологической компетентности педагогов в обеспечении условий развития творческих способностей учащихся // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2008. Т. 14, № 6. С. 186—188.
17. Малухина Н. В. Формирование психологической компетентности педагогов в организации условий развития творческих способностей учащихся // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2008. Т. 14, № 5. С. 192—195.
18. Малухина Н. В. Формирование психологической компетентности педагогов в развитии способности к творчеству учащихся подростково-юношеского возраста: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2009. 190 с.
19. Мешкова Н. В. О системах отношений «одарённый учащийся — учитель» и «учитель — одарённый учащийся» в общеобразовательной школе // Психологическая наука и образование: электронный журнал. 2013. № 2. С. 255—264.
20. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. М.: Сентябрь, 2001. 208 с.
References
Bogoyavlenskaya, D. B. (2003) Rabochaya kontseptsiya odarennosti [Working concept of giftedness], Moscow: Ramenskaya tipografiya.
Bogoyavlenskaya, D. B. (2010) Odaronnost': otvet cherez poltora stoletiya [Giftedness: the answer after a century and a half], Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psik-hologiya [Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology], no. 3, pp. 3—17.
Dudyreva, N. V. (2013) Struktura professional'no vazhnykh kachestv pedagoga v rabote s odarennymi obuchayushchimisya [The structure of professionally important qualities of a teacher in working with gifted students], Chelovek i obrazovaniye [Man and education], no. 1, pp. 174—178.
Dudyreva, N. V., Kashapov, M. M. (2013) Usloviya formirovaniya psikhologicheskoy gotovnosti pedagogov k rabote s odarennymi det'mi [Conditions for the formation of psychological readiness of teachers to work with gifted children], Vestnik Yaroslavskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Bulletin of the Yaroslavl State University. Series: Humanities], no. 2, pp. 73—77.
Gubina, M. V. (2011) Izucheniye lichnostnoy gotovnosti pedagoga k professional'noy deyatel'nosti s odaronnymi det'mi [Study of the teacher's personal readiness for professional activity with gifted children], Fundamental'nyye issledovaniya [Fundamental research], no. 8, pp. 269—273.
Gubina, M. V. (2012) Protsess razvitiya abnotivnosti pedagogov v sovmestnoy deyatel'nosti [The process of development of abnotiveness of teachers in joint activity], Povolzhskiy pedagogicheskiy poisk: nauchnyy zhurnal [Povolzhsky pedagogical search: scientific journal], no. 1 (1), pp. 69—72.
Gubina, M. V. (2016) Razvitiye abnotivnosti pedagoga v lokal'noy professional'noy srede: sistemnyy i lichnostno-deyatel'nostnyy podkhody [Development of a teacher's abnotiveness in a local professional environment: systemic and personality-activity approaches], Povolzhskiy pedagogicheskiy poisk [Povolzhsky pedagogical search], no. 2016, pp. 38—41.
Kashapov, M. M. (2001) Psikhologicheskiye komponenty abnotivnosti pedagoga [Psychological components of the teacher's abnotiveness], in Krylova, A. A., Yakunina, V. A. (red.) Obrazovaniye i psikhologiya. Anan'yevskiye chteniya — 2001: tezisy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 23—25 oktyabrya 2001 goda [Education and psychology], St. Petersburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta, pp. 512—514.
Kashapov, M. M. (2013) Formirovaniye professional'nogo tvorcheskogo myshleniya: uchebnoye posobiye [Formation of professional creative thinking: a tutorial], Yaroslavl': Yaro-slavskiy gosudarstvennyy universitet.
Kashapov, M. M. (2016) Podgotovka uchitelya k rabote s odarennymi obuchayemymi [Preparation of a teacher to work with gifted students], Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [Izvestiya Irkutsk State University. Series: Psychology], vol. 16, pp. 3—13.
Kornilova, L. A., Kabanova, S. V. (2015) Pedagogicheskaya intuitsii v strukture peda-gogicheskikh sposobnostey prepodavatelya vysshey shkoly [Pedagogical intuition in the structure of the pedagogical abilities of a higher school teacher], Teoriya i praktika obshchestven-nogo razvitiya [Theory and practice of social development], no. 8, pp. 233—235.
Kulyutkin, YU. N. (1986) Tvorcheskoye myshleniye v professional'noy deyatel'nosti uchitelya [Creative thinking in the teacher's professional activity], Voprosy psikhologii [Questions of psychology], no. 2, pp. 21—29.
Kuz'mina, N. V. (1990) Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proiz-vodstvennogo obucheniya [Professionalism of the personality of the teacher and master of industrial training], Moscow: Vysshaya shkola.
Luk'yanova, M. I. (2004) Gotovnost' uchitelya k realizatsii lichnostno oriyentirovan-nogo podkhoda v pedagogicheskoy deyatel'nosti: kontseptsiya formirovaniya v usloviyakh professional'noy sredy: monografiya [Teacher's readiness to implement a personality-oriented approach in pedagogical activity: the concept of formation in a professional environment: monograph.], Ul'yanovsk: UIPKPRO.
Luk'yanova, M. I. (2004) Psikhologo-pedagogicheskaya kompetentnost' uchitelya: Diagnostika i razvitiye [Psychological and pedagogical competence of a teacher: Diagnostics and development], Moscow: TTS Sfer.
Malukhina, N. V. (2008) Formirovaniye psikhologicheskoy kompetentnosti pedagogov v organizatsii usloviy razvitiya tvorcheskikh sposobnostey uchashchikhsya [Formation of psychological competence of teachers in the organization of conditions for the development of creative abilities of students], Vestnik Kostromskogo gosudarstennogo universiteta imeni N. A. Nekrasova [Bulletin of the Kostroma State University names N. A. Nekrasov], vol. 14, no. 5, pp. 192—195.
Malukhina, N. V. (2008) Vozmozhnosti diagnostiki psikhologicheskoy kompetentnosti pedagogov v obespechenii usloviy razvitiya tvorcheskikh sposobnostey uchashchikhsya [Possibilities of diagnosing the psychological competence of teachers in ensuring the conditions for the development of creative abilities of students], Vestnik Kostromskogo gosudarstennogo universiteta imeni N. A. Nekrasova [Bulletin of the Kostroma State University names N. A. Nekrasov], vol. 14, no. 6, pp. 186—188.
Malukhina, N. V. (2009) Formirovaniye psikhologicheskoy kompetentnosti pedagogov v razvitii sposobnosti k tvorchestvu uchashchikhsya podrostkovo-yunosheskogo vozrasta: dissertatsiya ... kandidata psikholologicheskikh nauk [Formation of the psychological competence of teachers in the development of creativity in adolescent students: dissertation Cand. Sc. (Psychology)], Kursk, Kurskiy gosudarstvennyy universitet.
Meshkova, N. V. (2013) O sistemakh otnosheniy «odaronnyy uchashchiysya — uchi-tel'» i «uchitel' — odaronnyy uchashchiysya» v obshcheobrazovatel'noy shkole [On the systems of relations «gifted student — teacher» and «teacher — gifted student» in a secondary school], Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye: elektronnyy zhurnal [Psychological science and education: electronic journal], no. 2, pp. 255—264.
Savenkov, A. I. (2001) Odarennyy rebenok v massovoy shkole [A gifted child in a mass school], Moscow: Sentyabr'.
Статья поступила в редакцию 01.12.2020 г.
Сведения об авторе
Ловкова Екатерина Александровна — ассистент, Череповецкий государственный университет, г. Череповец, Россия, [email protected]
Information about the author
Lovkova Ekaterina Aleksandrovna — Assistant, Cherepovets State University, Cherepovets, Russian Federation, [email protected]