ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2008. № 1
Л.Г. Зубова, О.Н. Андреева, О.А. Антропова
ГОТОВНОСТЬ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОЦЕНКИ ВЫПУСКНИКОВ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Today, the viability of Russian science depends directly on ability to involve the most talented young specialists into R&D sector. The article presents results of a sociological survey, based on questioning of graduating students of leading Russian universities (the Moscow Lomonosov State university and the Moscow Baumann State technical university) and allow to evaluate their vital strategies, motivations, intentions to engage in scientific research after graduating. In general, the results of the survey show that public pessimism towards research intentions of today young people is groundless. However, more than half of the graduating students demonstrate endeavor of professional migration on the base of contract employment abroad. Such a potential life strategy expresses the rejection of Russia as the location of application of professional acquired knowledge.
Формат социологического исследования
В настоящее время кадровый потенциал стал ресурсом, определяющим жизнеспособность российской науки. Сложилась парадоксальная ситуация: декларируется построение общества, основанного на знаниях, формирование национальной инновационной экономики, повышается внимание к качеству высшего образования, а реально в стране происходит старение научных кадров, нарушен процесс передачи и освоения знаний, одаренная молодежь не спешит отдавать науке свои силы и способности.
Цель социологического исследования, результаты которого изложены в данной работе, состояла в выявлении интереса студентов-выпускников ведущих российских университетов к научным исследованиям, их мотивации и намерений заняться научно-исследовательской деятельностью после получения высшего профессионального образования. Вопросы анкеты были обращены к студентам — выпускникам двух элитных высших учебных заведений, традиционно занимающихся подготовкой кадров для сферы научных исследований и разработок, — Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ) и Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (МГТУ). При этом были отобраны факультеты по подготовке специалистов в области естественных, медицинских (МГУ) и технических (МГТУ) наук, т.е. областей знания,
связанных с производством технологических инноваций и определяющих инновационный путь развития экономики.
В МГУ были опрошены студенты-выпускники 8 факультетов: механико-математического; вычислительной математики и кибернетики; физического; химического; науки о материалах; биологического; фундаментальной медицины; психологии1. По итогам опроса было получено 658 анкет. Для аналитических целей были выделены 3 блока: "естественные науки", "медицинские науки" и "психологические науки". По итогам опроса студентов-выпускников МГТУ было получено 378 анкет от студентов 8 факультетов, составивших блок "технические науки". В целом объем выборочной совокупности представлен 1036 респондентами. Опрос проводился сотрудниками Центра исследований и статистики науки (ЦИСН) в апреле-июне 2006 г.
Мотивация выбора специальности
Структура мотиваций, обусловивших выбор молодыми людьми будущей профессии, была выявлена посредством определения степени влияния внутренних мотивов (побуждение самого индивида) и мотивов внешнего характера (влияние внешних условий и факторов) на осуществление выбора. Внутренняя мотивация выбора будущей специальности обусловлена интересом молодого человека к содержанию избираемой профессиональной области, его стремлением овладеть необходимыми знаниями. Проявление внутренней мотивации прежде всего выражается через призвание, интерес, наклонности к избранной области знаний. Внутренняя мотивация связана также с влиянием семейных традиций, советов родителей и близких, довузовской подготовки, в основе которых лежат наклонности, предрасположенность, проявленный ребенком и подмеченный родителями интерес к определенной области знаний. Внешняя мотивация обусловлена влиянием относительно посторонних, не зависимых от внутренних наклонностей молодого человека, условий и факторов. К ним следует отнести ситуацию на рынке труда, возможность хорошего заработка, статус и престижность профессии в обществе и др.
Внутренние мотивы выбора определенной специальности присущи практически каждому выпускнику. На выбор примерно каждого третьего выпускника повлияли внешние обстоятельства. В то же
1 Студенты-выпускники факультета психологии МГУ были привлечены к опросу в качестве контрольной группы. Это было обосновано тем, что психология, являясь областью гуманитарных наук, в некоторой степени приближена к медицине. Наблюдается повышение влияния психологии на общественное развитие, социально-психологическое состояние людей во многом определяет их готовность к инновационному поведению. В современном обществе профессия психолога становится одной из самых мотивированных, востребованных и престижных.
время достаточно выражены различия в структуре мотивов выбора специальности у выпускников разных университетов. Внутренние побуждения доминируют в выборе специальности большинства выпускников как МГУ, так и МГТУ. Вместе с тем при осуществлении выбора выпускники МГУ в большей степени, чем выпускники МГТУ, руководствовались внутренними мотивами, особенно такими, как призвание, интерес, наклонности к избранной области знаний (76 против 52%) и наличие профильной довузовской подготовки (29 против 19%). Напротив, выпускники МГТУ, в отличие от выпускников МГУ, чаще были ориентированы на внешние мотивы, такие, как общественный престиж специальности (14 против 7%), спрос на российском рынке труда (13 против 7%).
Неоднороден характер мотивации к выбору специальности и среди студентов-выпускников МГУ. Психологи продемонстрировали самую высокую мотивацию в выборе специальности по призванию, интересам и наклонностям (92%) по сравнению с выпускниками-медиками (74%) и выпускниками естественных факультетов (72%). Последних отличает мотивация, связанная с профильной довузовской подготовкой (37%), что свидетельствует о выраженном проявлении интереса к естественным наукам еще в раннем возрасте. Имеются различия и в других мотивах выбора специальности, но они не столь значимы. Стоит обратить внимание на то, что студенты-медики, выбирая специальность, чаще прислушивались к советам близких людей (23%) и принимали во внимание семейные традиции (17%). Примерно у двух третей студентов-медиков родители или близкие родственники занимаются или занимались в прошлом наукой, и в этой профессиональной среде более жизнеспособны научные династии. Повышенный интерес к научно-исследовательской деятельности у студентов, обучающихся на факультете фундаментальной медицины МГУ, нашел отражение в самой высокой активности участия в исследовательских проектах и конкурсах, в получении именных стипендий и грантов, научных публикаций, развитии профессиональных контактов в России и за рубежом.
Жизненные стратегии и ценности
Мотивация и поведение выпускников после окончания университетов определяются их жизненными стратегиями и ценностями, для оценки которых были использованы три индикатора — стратегия проживания и работы (в России или за рубежом), отношение к работе, связь будущего с полученной специальностью.
Жизненные стратегии. Сегодня в обществе существует миф о том, что наиболее образованные молодые люди стремятся уехать из Рос-
сии, предпочитая жить и работать за рубежом. Так ли это на самом деле? Выявление жизненных стратегий выпускников элитных университетов страны — одна из задач проведенного исследования.
Согласно результатам опроса, абсолютное большинство (91%) выпускников выразили желание и готовность жить в России, но при этом только 36% выпускников связывают не только место проживания, но и работу с Россией. Более половины (55%) из них хотели бы использовать появившиеся возможности работы на контрактной основе за рубежом. Это наиболее предпочтительная стратегия, демонстрирующая гибкую профессионально-миграционную ориентацию выпускников. Установка на профессиональную миграцию связана с недооценкой интеллектуального труда в российском обществе, молодые специалисты не рассчитывают на достойные условия и оплату труда после завершения обучения в университете. Ориентация выпускников на временную профессиональную миграцию пока выступает как потенциальная жизненная стратегия, выражая собой протест-ное неприятие России в качестве места приложения приобретенных профессиональных знаний. Но, как показывает практика, профессиональная миграция нередко завершается оформлением вида на жительство за рубежом, а в дальнейшем речь может идти и о получении гражданства. Только 6% выпускников определенно выразили свою стратегию — постоянное проживание и работа за рубежом, еще 3% не хотели бы терять связь с Россией и рассчитывают постоянно проживать за рубежом, одновременно работая по контракту в России.
Жизненные стратегии выпускников МГУ и МГТУ мало отличаются друг от друга. Незначительны отличия в жизненных стратегиях и у выпускников разных факультетов МГУ. Профессионально-миграционные намерения более других выражены у студентов-медиков (60%). В то же время студенты из числа психологов и медиков реже проявляют готовность к эмиграции, чем студенты-естественники (соответственно 1,3, 2,9 и 7%).
Оценить изменения в жизненных стратегиях студентов-выпускников МГУ за предыдущие четыре года позволяет сопоставление с результатами исследования, проведенного ЦИСН в октябре-ноябре 2002 г.2
Сравнение результатов двух опросов показало увеличение доли выпускников, желающих постоянно жить и работать в России (с 24,3% в 2002 г. до 36,9% в 2006 г.), и уменьшение доли выпускников, имеющих профессионально-миграционные намерения (с 58,9 % в 2002 г. до 53,6% в 2006 г.). Отмеченные подвижки в распределении жизненных стратегий среди выпускников МГУ в какой-то мере связаны с уменьшением в 2006 г. по сравнению с 2002 г. доли лиц, затруднив-
2 Данные опроса, проведенного ЦИСН в октябре-ноябре 2002 г. (www. demoscope.ru/weekly/2003/0115/tema06.php).
шихся ответить на вопрос. Тем не менее наметившиеся изменения в жизненных стратегиях можно оценить как позитивные.
Отношение к работе. Отношение к работе позволяет выявить трудовые ценности выпускников, определяющие их мотивацию и поведение в предстоящей трудовой деятельности. Для этой цели был использован стандартный индикатор оценки значимости работы, принятый в российской и зарубежной социологической практике. Как видно, оценки выпускников университетов существенно расходятся с оценками населения страны3.
Отношение к работе, демонстрирующее мотивацию самого высокого порядка, — работа важна и интересна независимо от оплаты, — вдвое чаще встречается среди выпускников университетов по сравнению с жителями России (29 против 14%). Полученный результат отражает стремление к творческой самореализации будущих специалистов в области интеллектуального труда. Заметим, что аналогичная оценка значимости работы (также на уровне 29%) была зафиксирована среди российских ученых согласно данным социологического опроса, проведенного ЦИСН в 1996 г.4
Наиболее распространенным (37%) среди выпускников является позитивное отношение к работе в сочетании с другими разнообразными интересами — работа важна, но есть другие занимательные вещи. Такая мотивация заметно отличается от оценок населения (10%) и ученых (15%) и связана с разнообразием и многогранностью жизненных интересов в молодом возрасте.
Инструментальный тип мотивации, доминирующий среди жителей страны (69%) и достаточно распространенный среди ученых (42%), выражен примерно у каждого третьего выпускника (31%). Это также связано с молодостью респондентов, для которых пока не ощутим груз материальных забот и ответственности за благополучие семьи. Чуть более 1% выпускников считает работу неприятной обязанностью, что ниже оценки жителей страны (3%) и чуть выше оценки ученых (0,6%).
Среди выпускников МГУ выше оценка значимости работы как возможности профессиональной самореализации (35,9%), выпускники МГТУ чаще рассматривают работу как источник средств к существованию (45,8%). Наибольшую ценность работа представляет для медиков и психологов (соответственно 51,4 и 48,3%), особенно для тех,
3 Исследование на тему "Что для россиян значит работа", проведенное Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в ноябре 2006 г. Были опрошены 1600 человек в 153 населенных пунктах, расположенных в 46 регионах России (Шр:/^г^'%'.1ррпои.гиДеп1а.рЬр?111а11:1с1е=002851).
4 См.: Зубова Л.Г. Ценности и мотивация научного труда. М., 1998 (Опрос 2400 научных сотрудников из 149 научных организаций, расположенных в 10 наукоемких регионах России, проведенный ЦИСН в ноябре 1996 г.).
кто выбрал профессию под влиянием внутренней мотивации. Выпускники естественно-научных факультетов более сдержанны в своих оценках, они чаще, чем психологи и медики, считают денежное вознаграждение главным стимулом к эффективной работе (27,5% против 10,6 и 11,4% соответственно).
Связь будущего с полученной специальностью. Сегодня реалии таковы, что после окончания университетов лишь половина выпускников работает по специальности5. Для выявления намерений выпускников обследуемых университетов был задан вопрос о том, в какой мере выпускники связывают свое будущее с приобретенной специальностью. Только каждый четвертый выпускник определенно подтвердил значимость полученной специальности для своего будущего (это те, для кого работа особенно важна в плане профессиональной самореализации), чуть более половины говорили об этом менее определенно. Почти каждый пятый выпускник склоняется к тому, что будущее, скорее всего, не будет связано со специальностью, почти 3% — определенно отрицают возможность работы по специальности.
Связь будущего со специальностью более определенно выражена у выпускников МГУ по сравнению с выпускниками МГТУ (29,5 против 17,7%). И напротив, выпускники МГТУ более склонны считать, что они, скорее всего, не будут работать по специальности в будущем (29,4 против 14,4%). Среди выпускников МГУ более четко определились в будущей работе по специальности студенты медицинского (51%) и психологического (44%) факультетов по сравнению с выпускниками естественного факультета (23%).
Модели поведения после окончания университета
Модели поведения выпускников, связывающих свое будущее с полученной специальностью. Численность выпускников, связывающих свое будущее с полученной специальностью, составила 797 человек (77% от общего числа опрошенных студентов). Для выбора были предложены 4 наиболее типичные модели поведения после окончания университета: 1) продолжение образования; 2) совмещение образования и работы; 3) работа; 4) отъезд из страны.
Самой распространенной оказалась модель поведения, предполагающая совмещение образования с работой (63,1%). Это ожидаемый результат: мировая тенденция наглядно демонстрирует повышение значимости непрерывного образования на протяжении профессиональной жизни. Вторая по распространенности модель — работа — характерна для каждого четвертого выпускника (23,8%). Продолжение образования — третья по распространенности модель — плани-
5 http://www.inauka.ru/education/artide50819.html.
руется примерно каждым десятым выпускником (8,8%). Наконец, четвертая — миграционная — модель поведения рассматривается выпускниками, ориентированными на отъезд из России (3,9%).
Довольно заметны различия в моделях поведения выпускников МГУ и МГТУ. Основная модель поведения — совмещение образования с работой — характерна для большей части выпускников МГУ и МГТУ (соответственно 66,6 и 55,6%). Выпускники МГУ более склонны к продолжению образования по сравнению с выпускниками МГТУ (соответственно 12,3 против 1,2%). Напротив, выпускники МГТУ в большей степени, чем выпускники МГУ, намерены пойти работать после окончания университета (соответственно 40,5 против 16,1%). На отъезд из страны в большей степени ориентированы студенты МГУ, чем МГТУ (4,8 против 2%). Среди выпускников МГУ стремление к продолжению образования наиболее ярко выражено у медиков (27,3%), среди них также особенно велика доля тех, кто хотел бы эмигрировать (9,1%).
Модель продолжения образования, в том числе в сочетании с работой. В современных условиях требуется постоянное совершенствование профессиональных знаний и для этого существуют различные возможности послевузовского, дополнительного и иных форм образования. Согласно результатам опроса, образовательные планы, в том числе в сочетании с работой, имеют более половины выпускников, связывающих свое будущее с полученной специальностью (573 человека, или 55,3% от общего числа выпускников).
Большинство выпускников планируют получить послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (76,8%). Обучение в аспирантуре — традиционная и развитая в российских условиях форма продолжения послевузовского образования, подразумевающая исследовательскую деятельность, защиту диссертации, получение ученой степени и стимулирование продолжения научной карьеры. Намерение поступать в аспирантуру чаще выражают выпускники МГУ, чем выпускники МГТУ (79,3 против 69,2%). При этом выпускники естественных факультетов МГУ заметно выделяются среди остальных в стремлении продолжить образование в аспирантуре (90,8%).
Достаточно четко выражена ориентация выпускников на получение второго высшего образования (14,1%), поскольку овладение двумя (а порой и более) профессиями стало не столько модой, сколько требованием времени. Как правило, выпускники стремятся получить второе высшее в области экономики, управления, юриспруденции, иностранных языков. По своим намерениям получить второе высшее образование особенно выделяются выпускники-психологи МГУ (25,5%) и выпускники МГТУ (24,5%).
Дополнительное образование на курсах повышения квалификации хотели бы получить 7,9% выпускников. Большинство медиков
(86,2%) намерены пройти обучение на курсах повышения квалификации, что связано со спецификой их профессии6. Курсы и разнообразные тренинги подходят для 1,7% выпускников. Магистратура пока не завоевала признания в университетской среде и получить в будущем диплом магистра проявили желание только 1,2% выпускников.
Большинство выпускников, планирующих продолжить образование, отдают предпочтение дневной форме обучения (60,6%), которая имеет ряд преимуществ (особенно отсрочка от армии) и вместе с тем позволяет сочетать образование с работой. На вечернюю форму образования ориентирована четверть выпускников (26,9%), заочную — каждый десятый выпускник (11,7%).
Модель трудовой деятельности, в том числе в сочетании с образованием. Две трети выпускников, связывающих свое будущее с полученной специальностью, намерены после окончания университета начать трудовую деятельность, в том числе сочетая работу с продолжением образования (693 человека, или 66,9% от общего числа выпускников).
В настоящее время выпускники имеют достаточно широкие возможности для выбора будущего места работы по специальности — это государственные организации (причем разных организационно-правовых форм), негосударственные компании (акционерные, частные, иностранные), создание собственной фирмы.
По результатам исследования, наблюдается перевес оценок выпускников в пользу негосударственных компаний по сравнению с государственными организациями (47,2 против 22,4%). Кроме того, почти каждый третий выпускник хотел бы создать собственную фирму (29,2%). Только каждый пятый выпускник отдает предпочтение государственным организациям. Очевидно, выпускники считают, что государственный сектор не отвечает их запросам в плане условий профессиональной деятельности и оплаты труда. В то же время отмечены различия в предпочтениях выпускников разных университетов в отношении будущего места работы.
Готовность к работе в государственных организациях в большей степени проявляют выпускники МГУ (26,2 против 15,3%), тогда как выпускники МГТУ чаще нацелены на создание собственной фирмы (32,2 против 27,5%). Среди выпускников МГУ государственным организациям отдают предпочтение медики (52,4%), негосударственным компаниям — в равной мере выпускники психологического и естественно-научного факультетов (по 46%), созданию собственной фирмы — выпускники-естественники (35,4%).
6 Очевидно, выпускники факультета фундаментальной медицины имели в виду интернатуру — обязательную первичную годичную послевузовскую подготовку лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и фармацевтического образования.
Опрос позволил выявить притязания выпускников как начинающих специалистов, вступающих в трудовую деятельность, в отношении размера заработной платы. Средний уровень ожидаемой данной группой выпускников заработной платы составляет 1046 долл. США. Примерно каждый десятый выпускник (10,5%) рассчитывает получать свыше 1500 долларов, и только порядка 14% выпускников согласны на начальном этапе карьеры на оплату менее 500 долл. США. Притязания по начальной заработной плате у выпускников МГУ ниже, чем у выпускников МГТУ: в среднем ожидаемый размер заработной платы составляет соответственно 990 и 1147 долл. США. Среди выпускников МГУ относительно высокие оценки заработной платы отмечены у медиков, относительно низкие — у психологов (соответственно 1095 и 808 долл. США).
Профессионально-миграционная модель поведения. Согласно данным опроса, 31 человек, или 3% от общего числа выпускников, планирует после окончания университета уехать из России. Из числа тех, кто связывает свое будущее с полученной специальностью, их доля чуть выше и составляет 3,9%. Эта группа выпускников имеет достаточно четко сформированные миграционные планы в отличие от выпускников, выразивших потенциальное желание постоянно жить и работать за рубежом. Очевидно, основная причина профессиональной миграции состоит в стремлении к более высокому уровню благосостояния: ожидаемый начальный уровень оплаты труда тех, кто планирует уехать из страны, почти вдвое превышает соответствующий уровень оплаты труда тех, кто планирует остаться работать в стране (1960 против 1046 долл. США).
Важно обратить внимание, что миграционные намерения в большей степени проявляют выпускники МГУ по сравнению с выпускниками МГТУ (26 против 5 человек). Среди учащихся МГУ отъезд из страны чаще планируют выпускники естественных факультетов (20 человек).
Более половины выпускников, планирующих после окончания вуза уехать из страны, хотят продолжить образование и работать по специальности, каждый четвертый — пройти подготовку по смежной или другой специальности, примерно каждый восьмой — работать по специальности, остальные (порядка 6%) — продолжить образование по специальности. Как видим, целью большей части этой категории выпускников является продолжение образования в том или ином виде. В качестве источников финансирования продолжения обучения чаще всего выступают стипендии принимающих университетов. Не последнюю роль играют также работа в стране обучения, собственные (родительские) средства, учебные гранты от зарубежных фондов или других спонсоров. Примерно половина выпускников, полагающих
только работать или работать в сочетании с продолжением образования, выразили желание заниматься научно-исследовательской деятельностью. В качестве наиболее предпочтительных стран для эмиграции рассматриваются Германия и США, реже называются Великобритания, Австралия, Канада.
Модель поведения выпускников, не связывающих свое будущее с полученной специальностью. Примерно каждый пятый выпускник (236 человек, или 22,7% от общего числа опрошенных выпускников) не связывает свое будущее с полученной специальностью. При этом внутри этой группы чуть более половины составляют выпускники МГТУ, чуть менее половины — выпускники МГУ. Среди выпускников МГУ чаще всего свое будущее вне приобретенной специальности видят выпускники факультета естественных наук (83%).
Почти две трети (63%) этой категории выпускников намерены работать не по специальности, 16% хотят получить второе высшее образование по другой специальности, 3% собираются служить в армии, остальные (почти каждый пятый) еще не определились.
Ориентация на научно-исследовательскую деятельность
Трудовые предпочтения выпускников, предполагающих после окончания университета остаться в профессии, позволяют оценить их намерения в отношении научно-исследовательской деятельности. Речь идет о тех выпускниках, которые собираются продолжить образование, совмещать образование с работой или пойти работать (всего 763 человека, или 73,6% от всех опрошенных выпускников).
Более половины (57,5%) выпускников, ответивших на поставленный вопрос, отдали предпочтение научно-исследовательской деятельности. В пересчете на полную выборочную совокупность число выпускников, ориентированных на работу в области научных исследований и разработок, составило 42,4%, т.е. примерно четыре из десяти опрошенных выпускников. Это, на наш взгляд, высокий показатель, свидетельствующий о несостоятельности общественного пессимизма в отношении научных устремлений современной молодежи. Очевидно, вопрос не в молодежи, а в проводимой государственной научно-технической политике.
Иную, отличную от научно-исследовательской, деятельность предпочитают 39,7% выпускников. При этом примерно две трети респондентов еще не определились, какой именно деятельностью они хотели бы заниматься после окончания университета. Предпочтения трети респондентов были отданы работе в области информационно-коммуникационных технологий, бизнеса, коммерции, конструкторской, инженерной, проектной, организационно-управленческой и других видов деятельности.
11 ВМУ, социология и политология, № 1
Намерения выпускников МГУ в отношении научно-исследовательской деятельности заметно опережают намерения выпускников МГТУ (62,0 против 48,2%). И напротив, выпускники МГТУ в большей степени, по сравнению с выпускниками МГУ, стремятся заниматься другими видами деятельности (49,4% против 35,1%). Среди выпускников МГУ наибольшую склонность к научно-исследовательской деятельности проявляют выпускники естественных факультетов (73,5%), тогда как психологи и медики предпочитают иные виды деятельности, в большей степени связанные с практикой (соответственно 63,8 и 63,3%). Склонность к науке чаще проявляют выпускники, чьи родители занимаются или занимались научно-исследовательской деятельностью.
Важно отметить, что выпускники, планирующие продолжение образования, в том числе в сочетании с работой, проявляют больший интерес и готовность к научно-исследовательской деятельности, чем выпускники с планами трудовой деятельности (рис. 1).
Рис. 1. Ориентация на научно-исследовательскую деятельность в зависимости от модели поведения (в % к числу тех, кто планирует продолжить образование, совмещать образование с работой или пойти работать)
Как видим, основной потенциал для пополнения научного кадрового потенциала России сосредоточен среди тех, кто планирует продолжить образование, включая тех, кто собирается при этом одновременно работать. Выпускники, планирующие после окончания университета только работать, в большей степени склоняются к практической профессиональной деятельности.
Почти две трети потенциальных исследователей (63%) предпочитают прикладные исследования. Фундаментальным исследованиям отдают предпочтение чуть менее половины респондентов (48%), среди них каждый четвертый (25%) — ориентированным и примерно каждый пятый (22%) — чистым фундаментальным исследованиям. Таким образом, большая часть выпускников настроена на научную карьеру в области прикладной науки, которая более востребована со стороны бизнес-структур и направлена на решение конкретных задач прикладного характера. Вместе с тем фундаментальная наука по-прежнему привлекательна почти для каждого второго представителя научной молодежи.
Выпускники как МГУ, так и МГТУ, преимущественно ориентированы на прикладные исследования. Однако выпускников МГУ в большей степени привлекают чистые (25,9 против 12,7%) и ориентированные фундаментальные исследования (27,4 против 19,5%), тогда как выпускников МГТУ — прикладные исследования и разработки (77,1 против 57,3%). Предпочтения между фундаментальными и прикладными науками среди выпускников естественно-научного и психологического факультетов МГУ распределяются примерно поровну. Что касается факультета фундаментальной медицины, то среди выпускников-медиков наблюдается некоторый перевес в пользу фундаментальных исследований (63,7 против 54,5%).
Несмотря на то что сегодня в России доминируют государственные формы организации научных исследований и разработок, выпускники, ориентированные на научно-исследовательскую деятельность, отдают предпочтение негосударственным компаниям (42,4%), хотя при этом каждый третий проявляет желание работать в государственных организациях (32,6%). Многие из будущих исследователей (примерно каждый пятый) хотели бы иметь собственную исследовательскую фирму.
Низкий уровень оплаты научного труда в России — основная причина его непривлекательности, особенно для специалистов молодого и среднего возраста. По оценкам выпускников, планирующих заниматься научно-исследовательской деятельностью в России, ожидаемый уровень начальной (на ближайшие 1-2 года) оплаты труда составил 996 долл. США. Для сравнения: выпускники, ориентированные на другие виды деятельности, рассчитывают на относительно более высокий уровень заработной платы — 1115 долл. США. Притя-
В ведущих странах мира
49,8
45,8
Россия
% 60
1,4
0,4 2,6
40
20
0
очень престижна скорее престижна скорее не престижна совсем не престижна нет ответа
N = 1036 выпускников
Вопрос: "Оцените, насколько престижна сегодня профессия ученого в России и в ведущих странах мира?"
Рис. 2. Престиж профессии ученого в России и в ведущих странах мира (в % к числу опрошенных)
зания по заработной плате у выпускников, составляющих категорию потенциальных исследователей, несколько выше в МГТУ по сравнению с МГУ (соответственно 1033 и 980 долл. США).
Мотивация к занятию научно-исследовательской деятельностью в значительной мере сдерживается низким престижем профессии ученого в российском обществе. На рис. 2 показаны оценки выпускников в отношении престижа профессии ученого в России и в ведущих странах мира.
Как видим, в отношении престижа профессии ученого в России доминируют негативные оценки, а в ведущих западных странах — позитивные. Известно, что привлекательность и престижность научного труда в развитых странах обеспечивают высокие достижения в области развития науки и технологий. Опросы общественного мнения позволяют сопоставить место ученого в рейтинге профессий и занятий в России и США7. Так, в США, по данным "The Wall Street Journal", наиболее престижной является профессия ученого. В России, по данным опроса Аналитического центра Юрия Левады, в глазах жителей страны профессия ученого занимает 22-ю позицию.
Повышение привлекательности научно-исследовательского труда для молодых специалистов, получивших высшее образование, во многом зависит от изменения отношения к сфере научных исследований и разработок в российском обществе. По мнению выпускников, первостепенной мерой должно стать увеличение расходов государства на развитие научных исследований и разработок. Именно эта мера может обеспечить, во-первых, высокий уровень заработной платы (по мнению почти половины выпускников, она должна соответствовать стандартам развитых стран, а по мнению трети выпускников, — быть высокой по российским меркам) и, во-вторых, создание современной материально-технической и информационной базы. Эти и другие меры (изменение отношения государства к роли и месту науки в жизни общества, развитие государственно-частного партнерства, а также международного сотрудничества в научно-технической сфере, совершенствование законодательства, расширение возможностей для успешной карьеры, содействие в решении жилищного вопроса) способны привести к повышению престижа науки и статуса ученых в обществе.
7 Аргументы и факты. 2003. № 6.