Научная статья на тему 'Абитуриент классического университета в процессе поступления'

Абитуриент классического университета в процессе поступления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
АБИТУРИЕНТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЫБОР ВУЗА / КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябоконь Мария Владимировна

Представлены характеристики поведения абитуриентов классического университета, выявленные в результате анкетного опроса студентов первого курса Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (n=588). Исследование посвящено проблеме поведения в ситуации выбора вуза на этапе подготовки и в процессе поступления, мотивам выбора вуза и профессиональным ориентациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the behavior characteristics of prospective students of a classical university found through a questionnaire survey of the first-year students of the National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (n=588). The study considers the behavior of prospective students when choosing the University at the preparatory stage and in the admission process as well as the motives of choosing the University and professional orientations.

Текст научной работы на тему «Абитуриент классического университета в процессе поступления»

РЯБОКОНЬ М. В.

АБИТУРИЕНТ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ПОСТУПЛЕНИЯ Аннотация. Представлены характеристики поведения абитуриентов классического университета, выявленные в результате анкетного опроса студентов первого курса Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (n=588). Исследование посвящено проблеме поведения в ситуации выбора вуза на этапе подготовки и в процессе поступления, мотивам выбора вуза и профессиональным ориентациям.

Ключевые слова: абитуриент, классический университет, социальное поведение, взаимодействие, выбор вуза.

RYABOKON M. V.

PROSPECTIVE STUDENT OF A CLASSICAL UNIVERSITY IN THE ADMISSION PROCESS Abstract. The article presents the behavior characteristics of prospective students of a classical university found through a questionnaire survey of the first-year students of the National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (n=588). The study considers the behavior of prospective students when choosing the University at the preparatory stage and in the admission process as well as the motives of choosing the University and professional orientations.

Keywords: prospective university student, classical university, social behavior, interaction, choosing a university.

Процесс поступления в вуз - сложное и многоэтапное взаимодействие университета с абитуриентами и их родителями. Каждый участник этого процесса имеет разные цели и интересы. Так, университеты стремятся как привлечь наиболее талантливых студентов, заинтересованных в обучении по выбранному направлению подготовки, так и в хорошем конкурсе. В этой связи количество зачисленных на первый курс победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, победителей и призеров олимпиад школьников, средний балл ЕГЭ зачисленных абитуриентов являются показателями эффективности образовательных организаций высшего образования согласно ежегодному мониторингу, проводимому Министерством образования и науки РФ [1].

В свою очередь, построение эффективной системы профориентации и привлечения талантливых студентов в университет предполагает понимание мотивов поведения абитуриентов в процессе поступления. Важно понимать, какие этапы включает в себя этот

процесс, и каких целей стремится достичь абитуриент на каждом из этапов. Можно предположить, что существует множество подходов абитуриентов к определению целей при поступлении в вуз. Такое предположение основано на представлении З. Баумана о том, что в современном обществе в отсутствии очевидной и общей цели общественного развития и при наличии неограниченного количества привлекательных возможностей человек вынужден самостоятельно конструировать цели, исходя из имеющихся средств их достижения [2, с. 67-71]. Находясь в ситуации неопределенности, когда результат социального действия заранее не задан, абитуриент принимает решение исходя из поставленной цели и имеющейся информации о возможных прогнозируемых последствиях предпринятого выбора.

В целях изучения мотивов выбора высшего образования, направления подготовки и образовательной организации высшего образования абитуриентами классического университета в апреле-мае 2016 г. нами был проведен анкетный опрос студентов первого курса Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ). Применялась одноступенчатая квотная выборка (п=588). В выборке представлены студенты всех факультетов и институтов ННГУ, обучающиеся по очной форме, с сохранением соотношения численности студентов, обучающихся на бюджетных местах и на местах с оплатой стоимости обучения на договорной основе.

Подавляющее большинство (98%) абитуриентов, поступающих в ННГУ на очную форму обучения, выпускники средних школ, гимназий и лицеев, что подтверждает всеобщую ориентацию выпускников школ на получение высшего образования. Менее пятой части (17%) абитуриентов приезжают учиться в ННГУ из других субъектов Российской Федерации. Родители абитуриентов преимущественно имеют среднее профессиональное или высшее образование, причем матерей с высшим образованием несколько больше, чем отцов (61% и 49% соответственно).

На основе анализа некоторых характеристик поведения абитуриентов в процессе поступления были выявлены три основные стратегии:

1. Осторожное поведение (29,9%). Для абитуриентов из этой группы характерно случайное принятие решения о предоставлении оригинала документа об образовании в ННГУ, принятие этого решения в последний момент, подача документов в максимально возможное количество вузов на максимально допустимое количество направлений подготовки и неудовлетворенность результатами принятого решения. Такие абитуриенты перестраховались при поступлении и упустили возможность поступить на более привлекательное направление подготовки или в более предпочтительный вуз.

2. Целенаправленный выбор университета (36,5%). Абитуриенты в этой группе изначально ориентированы на поступление в ННГУ, довольны результатами поступления и

готовы повторить выбор университета и направления подготовки, если бы нужно было еще раз поступать в вуз. Для этих абитуриентов важным моментом оказались хорошее отношение к поступающим и приятная атмосфера университета.

3. Случайный выбор (33,6%). Для абитуриентов из этой группы характерны следующие особенности поведения: для них сложными оказались правила приема в вузы, было важно поступить хотя бы куда-нибудь, решение о выборе вуза было принято под влиянием сотрудников приемной комиссии, оригинал документа об образовании был предоставлен в вуз после звонка из приемной комиссии с соответствующим предложением.

Разница в подходе к достижению цели у абитуриентов, представляющих указанные группы, подтверждается и другими характеристиками поведения. Так, абитуриенты, целенаправленно выбирающие ННГУ, склонны заранее принимать решение о выборе вуза: 63% абитуриентов с данной моделью поведения приняли решение в пользу университета за год до поступления и ранее. В свою очередь абитуриенты, перестраховавшиеся при выборе вуза, чаще всего принимают решение при поступлении либо после сдачи ЕГЭ (34,8%), либо в последний момент перед подачей заявления (29,3%). Для 81% абитуриентов, случайно принимающих решение о выборе вуза, этот вопрос становится актуальным не ранее чем за год до поступления.

Абитуриенты, целенаправленно поступающие в ННГУ, более других ориентированы на возможность продолжения обучения в магистратуре (55,9%) и в аспирантуре (56,2%). Для них большое значение имеет возможность получить престижную специальность (86,9%) и ожидание, что учиться в университете будет интересно (88%) и возможность получить нравящуюся профессию (75,2%).

Для абитуриентов, выбирающих ННГУ случайно, более характерно ожидание, что учиться в университете будет легче, чем в других рассматриваемых ими вузах (26,3%). Для этой группы абитуриентов большое значение имеет поступление в ННГУ друзей (38%).

На этапе подготовки к поступлению значительных различий между представителями разных групп нет. Около половины абитуриентов готовятся к поступлению, занимаясь с репетитором. При этом только 24% абитуриентов считают, что хороший репетитор - залог успешного поступления в вуз. Подготовительные курсы при университетах теряют популярность среди выпускников школ: лишь 16% абитуриентов ННГУ перед поступлением посещали подготовительные курсы в университете или в других вузах. Это подтверждается и редким среди абитуриентов упоминанием окончания подготовительных курсов как условия успешного поступления в вуз (5%).40% абитуриентов отметили, что самостоятельно изучали литературу и готовились к сдаче ЕГЭ.

Среди необходимых условий успешного поступления в вуз для абитуриентов ННГУ важнейшими представляются качества, способствующие правильной постановке целей и ее успешного достижения. Так, абитуриенты чаще всего называют следующие условия: упорство (55%), знание школьной программы (53%), трудолюбие (52%), общая эрудиция (45%) и углубленное знание отдельных предметов (42%). Невелико значение знакомств и связей как условия поступления в вуз (14%), что может служить положительной характеристикой организации приема в вузы по результатам ЕГЭ как основной формы проведения вступительных испытаний.

Хотя наиболее распространенным источником информации среди интернет-ресурсов для поступающих являются официальные сайты вузов, абитуриенты, случайно выбирающие вуз, менее других склонны ориентироваться на официальную информацию университетов (82,2%). Тем не менее, основным источником информации о вузах для абитуриентов остается не интернет (43%), а мнение друзей и знакомых (52%). В большей степени на него ориентированы абитуриенты с осторожным поведением при выборе вуза (55,5%), а менее всего - целенаправленно выбирающие вуз (49%). Практически утратили свое значение печатная реклама (13%), теле- и радиореклама (7 и 2% соответственно), реклама в газетах (5%), выставки вузов (2%).

Среди мотивов получения высшего образования для абитуриентов классического университета наибольшее значение имеют стремление быть образованным человеком (91%), желание иметь диплом о высшем образовании (85%), приобрести профессию, считаемую призванием (75%), возможность углубиться в интересующую область знаний (75%) и представление о том, что высшее образование дает больше возможностей хорошо зарабатывать (73%). Наименее распространенными являются инфантильные мотивы поступления в вуз, связанные с желанием отложить время вступления во взрослую жизнь (25%), нежелание сейчас начинать работать (21%), а также опасение, что без высшего образования невозможно найти работу (24%).

Незначительные различия наблюдаются и в профессиональных ориентациях абитуриентов университета. Более половины абитуриентов ННГУ планируют в будущем иметь собственный бизнес (59%). При этом наиболее ярко это намерение выражено у абитуриентов, выбирающих вуз случайно и ориентированных на получение высшего образования, а не на обучение в конкретном вузе (64,1%). Треть абитуриентов ННГУ видит свою будущую профессиональную деятельность связанной с коммерческой деятельностью (33%). Показательно, что среди выпускников средних школ, поступающих в классический университет, сохраняется несколько романтическая ориентация на занятие художественным творчеством (27% абитуриентов, 4 место среди предпочтительных видов профессиональной

деятельности), несмотря на слабую связь этого рода занятий с предлагаемым университетом набором направлений подготовки и специальностей высшего образования.

Полученные результаты позволяют сформировать общее представление об абитуриенте классического университета. Это выпускник средней школы, лицея или гимназии, ориентированный на получение высшего образования как на обязательный жизненный этап, стремящийся получить образование в вызывающей интерес области знаний и воспринимающий наличие высшего образования как обязательного условия жизненного успеха. При этом представления о будущей профессиональной деятельности у значительного количества абитуриентов сформированы нечетко: 15% абитуриентов вообще не задумывается о предположительной сфере будущей работы на этапе поступления в вуз, а почти треть видит свою будущую профессиональную деятельность связанной с художественным творчеством. Абитуриенты классического университета заранее задумываются над выбором образовательной организации высшего образования и направления подготовки и готовятся к поступлению, самостоятельно изучая специализированную литературу и посещая подготовительные курсы при вузе.

Таким образом, изучение особенностей поведения абитуриентов в процессе поступления, целей и мотивов поступления в вуз, выбора конкретного университета и направления подготовки, позволяет университету выстраивать эффективную систему профориентационной работы, имеющей одновременно несколько направлений:

1. формирование у большего количества абитуриентов модели поведения осознанного и целенаправленного выбора вуза и направления подготовки;

2. привлечение в университет наиболее талантливых и заинтересованных в обучении студентов;

3. уменьшение доли абитуриентов, случайно принимающих решение о поступлении в ННГУ.

Достижение указанных целей возможно при формировании у абитуриентов информированного представления о содержании обучения по выбранной образовательной программе, о возможности применения полученных знаний, преимуществах обучения в университете и перспективах профессионального развития. Важнейшим инструментом формирования осознанного выбора направления подготовки и университета может стать эффективная информационно-коммуникационная система. Поведение абитуриента на любом этапе поступления, начиная от выбора вуза и направления подготовки, выбора способов подготовки к поступлению и непосредственно на этапе подачи документов и участия в конкурсе характеризуется состоянием неопределенности и сопровождается поиском необходимой информации. Наличие доступного, информативного, прозрачного и надежного

канала коммуникации, где абитуриент имеет возможность быстро получить достоверную и полезную информацию по интересующим вопросам позволило бы снизить неопределенность при принятии решения и сформировать у абитуриентов и их родителей положительное восприятие университета на рынке высшего образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Форма №1-Мониторинг «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2014 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы*р://минобрнауки.рф/документы/5269.

2. Бауман З. Текучая современность. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.