Научная статья на тему 'Готовность к деятельности будущего офицера в контексте реализации культуроориентированных подходов'

Готовность к деятельности будущего офицера в контексте реализации культуроориентированных подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / методологические подходы / профессиональная подготовка / готовность / готовность к деятельности / культуроориентированные подходы / компоненты готовности / education / methodological approaches / vocational training / readiness / readiness for activity / cultureoriented approaches / components of readiness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеев Денис Евгеньевич, Беловолов Валерий Александрович, Тимофеев Артем Игоревич, Султанбеков Тимур Ильфатович

В работе рассматриваются особенности выбора методологических подходов, определяющих стратегию научного исследования. Представлен анализ культуроориентированных подходов как одной из фундаментальных методологических характеристик научного исследования. Анализируются точки зрения других авторов-ученых на систему культуроориентированных подходов к рассмотрению данной проблемы. Авторы данной статьи раскрывают влияние каждого из выделенных подходов на определение особенностей формирования готовности будущего офицера к профессиональной деятельности в современных условиях, в частности, формирования готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих. Каждый из выделенных подходов прошел эмпирическим путем соответствующую верификацию. Авторский коллектив в данной статье представил междисциплинарный понятийный анализ готовности будущего офицера как психолого-педагогического феномена в гуманитарном дискурсе. Обоснована корреляционно-контентная часть структурно-функциональных компонентов готовности к деятельности будущего офицера как целостного личностного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеев Денис Евгеньевич, Беловолов Валерий Александрович, Тимофеев Артем Игоревич, Султанбеков Тимур Ильфатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness for the activity of the pre-service officer in the context of the cultural-oriented approaches implementation

The paper discusses the features of the choice of methodological approaches that determine the strategy of scientific research. The scientific article presents an analysis of culture-oriented approaches as one of the fundamental methodological characteristics of the scientific research. In particular, the points of view of other authors-scientists on the system of cultureoriented approaches to the consideration of this problem are analyzed. The authors of this article reveal the influence of each of the selected approaches on the disclosure of the features of the formation of the readiness of the pre-service officer for their vocational activity in modern conditions, in particular – for forming the readiness of the officer-to-be for the development of a culture of interethnic communication among servicemen. Each selected approach has been empirically verified. In this article, the team of authors present an interdisciplinary conceptual analysis of the readiness of a pre-service officer as a psychological and pedagogical phenomenon in the humanitarian discourse. The correlationcontent part of the structural and functional components of the readiness for the activity of the officer-to-be as a holistic personal education is substantiated.

Текст научной работы на тему «Готовность к деятельности будущего офицера в контексте реализации культуроориентированных подходов»

УДК 37.015.324.2 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-134-144

ББК Ч448.44

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРООРИЕНТИРОВАННЫХ ПОДХОДОВ

READINESS FOR THE ACTIVITY OF THE PRE-SERVICE OFFICER IN THE CONTEXT OF THE CULTURAL-ORIENTED APPROACHES IMPLEMENTATION

Матвеев Денис Евгеньевич

Заместитель начальника кафедры военной педагогики и психологии, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, кандидат педагогических наук E-mail: dematveev@mail.ru

Matveev Denis E.

Deputy Head of the Department of Military Pedagogy and Psychology, Novosibirsk military Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation, PhD in Education

E-mail: dematveev@mail.ru

Беловолов Валерий Александрович

Профессор кафедры общественных наук, Новосибирский юридический институт (филиал) Национального исследовательского Томского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор E-mail: v.belovolov@mail.ru

Belovolov Valery A.

Professor at the Social Sciences Department of Novosibirsk Law Institute (branch) of Tomsk State University, ScD in Education, Full Professor

E-mail: v.belovolov@mail.ru

Тимофеев Артем Игоревич

Доцент кафедры тактики служебно-боевого применения подразделений, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск

Timofeev Artem I.

Assistant Professor at the Department of tactics of service and combat use of units, Novosibirsk military Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Матвеев Д. Е., Беловолов В. А., Тимофеев А. И., Султанбеков Т. И., 2023

национальной гвардии Российской Федерации, кандидат педагогических наук E-mail: 999ruk@mail.ru

Султанбеков Тимур Ильфатович

Доцент кафедры психологии служебной деятельности, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, кандидат педагогических наук E-mail: sultanbekovti@bk.ru

Аннотация. В работе рассматриваются особенности выбора методологических подходов, определяющих стратегию научного исследования. Представлен анализ культуроориентированных подходов как одной из фундаментальных методологических характеристик научного исследования. Анализируются точки зрения других авторов-ученых на систему культуроориентированных подходов к рассмотрению данной проблемы. Авторы данной статьи раскрывают влияние каждого из выделенных подходов на определение особенностей формирования готовности будущего офицера к профессиональной деятельности в современных условиях, в частности, формирования готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих. Каждый из выделенных подходов прошел эмпирическим путем соответствующую верификацию. Авторский коллектив в данной статье представил междисциплинарный понятийный анализ готовности будущего офицера как психолого-педагогического феномена в гуманитарном дискурсе. Обоснована корреляционно-контентная часть структурно-функциональных компонентов готовности к деятельности будущего офицера как целостного личностного образования.

of National Guard Troops of the Russian Federation, PhD in Education E-mail: 999ruk@mail.ru

Sultanbekov Timur I.

Assistant Professor at the Department of Performance Psychology, Saint-Petersburg military Institute of National Guard Troops, PhD in Education E-mail: sultanbekovti@bk.ru

Abstract. The paper discusses the features of the choice of methodological approaches that determine the strategy of scientific research. The scientific article presents an analysis of culture-oriented approaches as one of the fundamental methodological characteristics of the scientific research. In particular, the points of view of other authors-scientists on the system of culture-oriented approaches to the consideration of this problem are analyzed. The authors of this article reveal the influence of each of the selected approaches on the disclosure of the features of the formation of the readiness of the pre-service officer for their vocational activity in modern conditions, in particular - for forming the readiness of the officer-to-be for the development of a culture of interethnic communication among servicemen. Each selected approach has been empirically verified. In this article, the team of authors present an interdisciplinary conceptual analysis of the readiness of a pre-service officer as a psychological and pedagogical phenomenon in the humanitarian discourse. The correlation-content part of the structural and functional components of the readiness for the activity of the officer-to-be as a holistic personal education is substantiated.

Ключевые слова: образование, методологические подходы, профессиональная подготовка, готовность, готовность к деятельности, культуроориентированные подходы, компоненты готовности.

Keywords: education, methodological approaches, vocational training, readiness, readiness for activity, culture-oriented approaches, components of readiness.

Для цитирования: Матвеев Д. Е., Беловолов В. А., Тимофеев А. И., Султанбеков Т. И. Готовность к деятельности будущего офицера в контексте реализации культуроориентированных подходов // Проблемы современного образования. 2023. № 5. С. 134-144. DOI: 10.31862/2218-8711-20235-134-144.

Cite as: Matveev D. E., BeLovoLov V. A., Timofeev A. I., SuLtanbekov T. I. Readiness for the activity of the pre-service officer in the context of the cuLturaL-oriented approaches impLementation. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 5, pp. 134-144. DOI: 10.31862/2218-8711-20235-134-144.

Российское образование в исторической ретроспективе всегда являлось основой развития национальной культуры, особой формой ее существования и одним из способов трансляции культурного опыта народов страны. Образование как общественный институт предназначено для развития и социализации личности, передачи поколениям опыта, знаний и ценностей, всего того, что в итоге определяет морально-этическое поведение различных личностей, людей в обществе, которые способны к пониманию и восприятию другой культуры [1]. Ученые (М. М. Бахтин, М. Бубер) обращают внимание на то, что культура существует и развивается на грани культур, осуществляя целостное взаимодействие с другими культурами [2].

Целостность построения образовательного процесса в военном вузе аргументируется тем, что все содержательные компоненты процесса профессиональной подготовки будущих офицеров подлежат единым целям по формированию системного мышления и профессиональных навыков. Поэтому и подготовка будущих офицеров модернизируется, в частности, в результате определения и обоснования теоретико-методологических основ не только философских, но и общенаучных. Последние реализуются в научных подходах, которые становятся основой изучаемого процесса. Следовательно, одна из важнейших методологических характеристик научного исследования обусловливает процесс формирования готовности к деятельности с позиции культуроориентированных подходов: культурологический, межкультурный, поликультурный, интеркультурный, транскультурный, социокультурный, этнокультурный, кросс-культурный.

Научно обоснованные и корректно изложенные исследовательские подходы, методы исследования и опорные теоретические положения задают способ организации научного поиска; обеспечивают и предопределяют объективность проведения, репрезентативность, а также валидность результатов научного исследования, заявленный уровень качества научного исследования в целом; мониторинговую

оценку исследуемого процесса, ориентированного на структуру изучаемого феномена как интегративного, профессионально значимого качества личности будущих офицеров, его качественные и количественные характеристики, условия формирования изучаемого феномена, явления [3; 4].

Мы согласны с учеными (М. Н. Ахметова, М. М. Бахтин, М. Бубер, В. Е. Давидович, О. Г. Дробницкий, Г. И. Гайсина, А. Г. Здравомыслов, А. Н. Леонтьев, В. А. Ядов), что культурологический подход в научном исследовании изучает культуру как фундаментальную ценность, которая включает в себя множество культур; как способ реализации человеческой деятельности; как средство самореализации в различных сферах общественной и духовной жизни народа и др.

В процессе исследования подчеркнем особенность культурологического подхода, в условиях которого человека рассматривают как субъекта культуры. Следовательно, данный подход занимает все «поле педагогического процесса» (М. Н. Ахметова), в центре внимания которого находится личность будущего офицера как субъекта процесса культуросообразного воспитания.

Применение культурологического подхода в процессе формирования готовности к деятельности определяет необходимость формирования у будущих офицеров норм поведения, которые взяты за основу научным сообществом. Этот факт обуславливает разработку траектории освоения культурно обоснованных форм взаимодействия и берет свое начало с процесса ознакомления культурных ценностей, признанными в научной среде и соблюдаемые ее представителями. Следующий этап, это соотнесение культурных ценностей с собственными взглядами и собственной картиной мира.

Таким образом, культурологический подход в процессе формирования готовности к деятельности позволяет овладеть общенаучными установками кросс-культурного общения в процессе формирования профессиональной деятельности и сопровождает отбор информации культуроориентированной направленности для определения в содержательный компонент образования.

Межкультурный подход в научном исследовании (О. Д. Вокуева, Г. В. Елизарова, Е. А. Суринова, Ю. В. Скугарова, В. П. Фурманова) формирует у будущих офицеров представление о многоуровневой структуре национальных культур, нормы адекватного поведения в поликультурном обществе, развивает эмпатию, толерантность в принятии общего и специфического в каждой из культур; способствует пониманию реалий другой культуры в процессе преодоления социально-культурной дистанции, становлению профессиональных умений и навыков эффективной межкультурной коммуникации, развитию способности ориентироваться в системе морально-этических норм и ценностей различных социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных, возрастных). Согласно Т. Л. Гурулевой, характерной особенностью данного подхода, в отличие от других культуроориентиро-ванных подходов, является переход родной культуры из категории средства постижения другой культуры в категорию объекта переосмысления и интерпретации с позиции обновленной картины мира.

Поликультурный подход в научном исследовании (О. Ю. Афанасьева, И. Ю. Маку-рина, Е. Ю. Никитина, Л. Л. Супрунова) определяет ценностно значимые составляющие категории культуры в процессе взаимодействия личности в культурном отождествлении общества. Данный подход является методологическим основанием формирования поликультурной личности будущего офицера, способного к уважительным отношениям с представителями различных культур, а также готового к бесконфликтности с людьми различных верований [5; 6].

Поликультурный подход осознается нами как процесс социализации будущих офицеров в поликультурной образовательной среде военного вуза, обеспечивающий уровень понимания культуры различных народностей, которые располагают к участию в межкультурном диалоге. Следовательно, анализ рассмотренного подхода позволяет нам определить главный обучающий его вектор - «освоение знаний о поликультурном многообразии» [7].

Мы согласны с учеными, что социокультурный подход в научном исследовании (Л. С. Выготский, Т. И. Заславская, Р. Мертон, Т. Парсонс, П. А. Сорокин, Л. Уайт) рассматривает непрерывное взаимодействие культуры и общества, как важнейшие детерминанты, которые определяют мотивационно-поведенческий аспект людей. Анализируя научные труды ученых-педагогов (Т. Парсонс, П. А. Сорокин, Л. Уайт), можно сделать вывод, что процесс обучения, который опирается на принципы социокультурного подхода (принцип диалога культур, принцип мультикуль-турности, принцип метапредметной интеграции), является важнейшим условием для осознания социокультурных особенностей поведения субъектов.

Этнокультурный подход (В. А. Баринов, К. В. Баринова, А. К. Быков, Е. В. Бон-даревская, М. М. Гасанов, А. В. Рогова, К. А. Юнусова и др.) предполагает системное освоение культуры во взаимосвязях ее элементов в учебно-творческом опыте и включает в себя: этнопсихологические, этнопедагогические и этноконфессио-нальные аспекты содержания и освоения культуры. Данный подход нацелен на процесс изучения воспитательного потенциала этнопедагогики как основного элемента культуры [7].

Этнокультурный подход определяет этническую культуру как основной источник развития личности, при этом рассматривая процесс образования и воспитания как важнейший ее компонент, благодаря которому происходит процесс освоения этнокультурного опыта, способствующего становлению личности - носителя этнокуль-туры. В условиях этнокультурного подхода формирование готовности к деятельности будущего офицера происходит на основе общечеловеческих и национальных культурных ценностей, которые не противоречат друг другу (А. К. Быков, М. М. Гасанов).

Ученые-педагоги считают кросс-культурный подход гарантом толерантности и развития человеческой цивилизации. Кросс-культурный подход в научных исследованиях является методологической основой процесса развития наук в поликультурном пространстве [8].

Кросс-культурный подход, во-первых, позволяет выделить такие общие явления и процессы, как глобализация, стандартизация, интернационализация,

локализация и др.; во-вторых, помогает выявить этнокультурные и цивилиза-ционные особенности развития образования с учетом таких базовых ценностей, как цели воспитания и образования, специфика образа жизни, обычаи и традиции и др. (Н. М. Лебедева, Г. У. Солдатова). Кросс-культурный подход как общая методологическая предпосылка научного знания представляется процессом взаимопроникновения культур, совмещения общего и различного и является перспективным подходом в формировании поликультурной личности.

Таким образом, приведенная совокупность методологических культуроориентированных подходов позволяет рассматривать процесс формирования готовности к деятельности будущих офицеров одновременно целостно и системно, но вместе с тем дает возможность уделить внимание отдельным сторонам, а также учитывать личностные особенности субъектов процесса исследуемого процесса.

Анализ научной литературы позволил сделать обобщение, что дефиницию «готовность» целесообразно изучать и трактовать, исходя из разных аспектов: физиологического (А. А. Ухтомский); психологического (М. И. Дьяченко); профессионального (В. А. Сластенин); аксиологического (Е. В. Бондаревская) [9].

Деятельность как процесс является предметом научных исследований ученых-психологов (Л. И. Анцыферова, А. Н. Леонтьев); представителей отечественной философии (Л. П. Буева, Э. С. Маркарьян).

М. И. Махмутов изучал деятельность как системообразующий фактор построения теории обучения [10]. А. А. Кирсанов рассматривал деятельность как методологическое основание теории индивидуализации. В. С. Безрукова подчеркивала интегративную роль деятельности в педагогическом процессе [11]. Феноменологический анализ готовности к деятельности показал, что ученые-исследователи рассматривают данный показатель с различных позиций, представляя его как многоаспектное явление и имеют свои взгляды на его педагогические и психологические стороны.

В трудах А. А. Деркача феномен «готовность к деятельности» представлен как решение социально-педагогической задачи в поликультурной образовательной среде. Автор определяет готовность как целостное проявление всех сторон личности, определяя компоненты (познавательный, эмоциональный и мотиваци-онный).

Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн представляют «готовность» с психологической стороны, считая, что у каждого субъекта имеется структура конкретного действия, которая сопровождается направленностью сознания на его реализацию [12; 13]. Ученый-психолог В. А. Крутецкий предлагает рассматривать феномен «готовность к деятельности» как совокупность психологических установок, которые являются механизмом ее успешного осуществления; как характерологические черты; как положительное отношение к деятельности [14; 15].

Различие в понимании сущности и содержания понятия готовности к деятельности обосновывается особенностями теоретических концепций авторов, которые находят свое отражение на различных уровнях рассматриваемой проблемы: готовность

как система различных взаимосвязанных между собой элементов [16]; готовность как сложное динамическое образование, имеющее непосредственную зависимость, как от внутренних, так и от внешних факторов; готовность как созидательный процесс, который представляется с позиции взаимоотношений с самим собой, воспитанниками и заинтересованными субъектами в воспитании личности [17].

По мнению М. И. Дьяченко и Л. Н. Кандыбовича, «готовность» определяется как предпосылка эффективной деятельности, в том числе профессиональной. Авторы указывают на то, что готовность является профессионально важным качеством личности, сложным психологическим состоянием, а также особо выделяют такие компоненты, как познавательный, мотивационный, ориентационный и оценочный.

Познавательный компонент в структуре готовности к деятельности выступает как избирательное отношение к познанию явлений и процессов окружающей профессиональной действительности будущего специалиста в воспитательном процессе. Он является мощным побудителем активности, под его влиянием все управленческие процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а сама деятельность, направленная на изучение культуры общения, становится увлекательной и продуктивной. Поскольку познавательный интерес имеет индивидуальную характеристику, то это накладывает определенный отпечаток на изучение гражданской идентичности, традиционных ценностей и патриотизма [18].

Мотивационный компонент в структуре готовности к деятельности будущего офицера определяется мотивами, которые побуждают курсантов к активной учебной деятельности, а также являются одновременно и потребностью будущих офицеров в проявлении интереса к внутреннему миру субъекта (решать противоречия растущей личности). Содержательные характеристики мотивационного компонента ориентируют будущего офицера быть в готовности устанавливать позитивные отношения с субъектом в воспитании растущей личности [19; 20].

Ориентационный компонент в структуре готовности к деятельности подразумевает наличие у будущих офицеров психолого-педагогических знаний, которые насыщают будущего офицера представлениями о системном процессе воспитания, возрастной и педагогической психологии. Данный компонент ориентирует будущих офицеров в понимании особенностей процесса воспитания. В связи с этим основное значение уделяется овладению будущими офицерами теоретико-методологическими и практическими подходами в образовательном процессе вуза в совокупности с реализацией личностно-ориентированного обучения и индивидуального подхода.

Оценочный компонент готовности будущего офицера к деятельности завершает всю структуру готовности, при этом включает в себя полученные у специалистов знания и умения осуществлять контрольно-оценочную деятельность, направленную на себя. Данный оценочный компонент готовности будущего офицера к деятельности необходим для оценки себя с точки зрения профессионала-воспитателя, а также для оценки своего потенциала и возможностей своих подчиненных.

Оценочный компонент готовности будущего офицера к деятельности находит свое отражение в умении осознанно оценивать и контролировать не только характер совей воспитательной деятельности и ее результат, но и уровень саморазвития. В содержании готовности к деятельности оценочный компонент выступает регулятором личностных достижений в процессе воспитания, проецирует моделирование высоконравственных отношений, а также стимулирует и формирует индивидуальный стиль работы.

Процесс готовности будущего офицера включает в себя взаимосвязанные и взаимозависимые элементы: гуманно-личностный вектор, который определяет взаимоотношения будущего офицера с военнослужащими, дает удовлетворение мотивационно-созидательных потребностей в профессиональном самоутверждении, творческом самовыражении, целостном чувстве собственного достоинства, а также в совершенствовании собственной личности.

В соответствии с рассмотренной структурой готовности к деятельности, компонентами и их содержательной характеристикой, в частности, нами было проведено диагностирование исследуемого процесса формирования готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения (КМО) военнослужащих. Критериально-диагностический аппарат рассмотренных компонентов готовности опирался на принципы объективности, системности, интегративности.

Данные компоненты разработаны и реализованы в экспериментальной программе с учетом культуроориентированных подходов, представленных в научных исследованиях. Критериями готовности будущего офицера к воспитанию КМО военнослужащих выступают: мотивационно-ценностный; когнитивный; деятель-ностный; рефлексивный, а также соответствующие показатели и уровни сформи-рованности готовности будущего офицера к воспитанию КМО военнослужащих: высокий, средний и минимальный.

Достоверность и обоснованность результатов научного исследования процесса формирования готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих обеспечивается логикой построения теоретико-методологических оснований экспериментальной работы на всех этапах ее осуществления; комплексной реализацией теоретических, эмпирических методов, соответствующих цели, задачам, гипотезе исследования; репрезентативностью эмпирических данных, их качественным и количественным анализом, подтверждаемым методами математической статистики (среднее значение коэффициента готовности, критерий х2 Пирсона, критерий Стьюдента, критерий углового преобразования ф* Фишера; достаточным репрезентативным объемом выборки, сравнением авторских теоретико-экспериментальных данных, полученных в результате анализа процесса формирования готовности будущего офицера к воспитанию КМО военнослужащих, и научных, эмпирических представлений, полученных ранее в области военной педагогики.

Изменения в ходе эксперимента произошли по качественным характеристикам выделенных компонентов готовности к деятельности на заявленных уровнях (рис. 1, 2).

Рис. 1. Распределение экспериментальных и контрольных групп по формированию готовности будущих офицеров до начала эксперимента, %

Рис. 2. Распределение экспериментальных и контрольных групп по формированию готовности будущих офицеров по окончанию эксперимента, %

Таким образом, рассматривая вышеизложенное, мы определяем готовность будущего офицера к деятельности не только как цель и результат процесса педагогической подготовки, но и как интегративное качество личности, представляющее совокупность познавательного, мотивационного, ориентационного и оценочного компонентов, направленное на осуществление профессиональной деятельности.

Список литературы

1. БогуславскийМ.В., Куликова С.В. Исторический контекст модернизационных процессов в российском и зарубежном образовании // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 3 (31). С. 128-133.

2. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук: собр. соч. в 7 т. М.: Русские словари, 1997. Т. 5.

3. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996. 512 с.

4. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. 187 с.

5. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы: моногр. М.: МАНПО, 2006. 154 с.

6. Супрунова Л. Л., Свиридченко Ю. С. Поликультурное образование. М.: Академия, 2013. 233 с.

7. Реализация этнокультурного содержания при изучении гуманитарных учебных дисциплин / Т. И. Султанбеков [и др.] // Педагогика. 2020. Т. 84, № 10. С. 103-110.

8. Berry J. W., Poortinga Y. H., Pandey J. Handbook of Cross-cultural Psychology: Basic processes and human development. (2nd ed.). Boston, MA: Allyn & Bacon, 1997. 235 с.

9. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.

10. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. 224 с.

11. Безрукова В. С. Теория педагогической интеграции как методологическое знание // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. науч. тр. Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1991. С. 5-13.

12. Ананьев Б. Г. К психологизации студенческого возраста. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. 158 с.

13. Климов Е. А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001. 146 с.

14. Карпенко Л. А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. М.: Просвещение,

2005. 851 с.

15. Крутецкий В. А. Психология. М.: Просвещение, 1986. 210 с.

16. Готовность специалиста к профессиональной деятельности как целостное личностное образование / В. А. Беловолов [и др.] // Сб. материалов I Междунар. науч.-практ. конф. Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2019. С. 76-85.

17. Жук О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. Минск: РИВШ, 2009. 336 с.

18. Гаврилова Г.Л. Формирование профессиональной самостоятельности у будущего учителя в процессе обучения в вузе (на примере преподавания в университете предметов общепедагогического цикла): автореф. дис____канд. пед. наук. Казань, 1992. 23 с.

19. Левитов Н.Д. Психология. М., 1964. 256 с.

20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. 486 с. References

1. Boguslavskiy M. V., Kulikova S. V. Istoricheskiy kontekst modernizatsionnykh protsessov v rossiyskom i zarubezhnom obrazovanii. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2014, No. 3 (31), pp. 128-133.

2. Bakhtin M. M. K filosofskim osnovam gumanitarnykh nauk. Coll. works in 7 vols. Moscow: Russkie slovari, 1997. Vol. 5.

3. Vygotskiy L. S. Psikhologiya razvitiya kak fenomen kultury. Moscow, 1996. 512 p.

4. Dyachenko M. I., Kandybovich L. A. Psikhologicheskie problemy gotovnosti k deyatelnosti. Minsk, 1976. 187 p.

5. Nikitina E. Yu., Afanasyeva O. Yu. Pedagogicheskoe upravlenie kommunikativnym obrazovaniem studentov vuzov: perspektivnye podkhody: monogr. Moscow: MANPO,

2006. 154 p.

6. Suprunova L. L., Sviridchenko Yu. S. Polikulturnoe obrazovanie. Moscow: Akademiya, 2013. 233 p.

7. Sultanbekov T. I. et al. Realizatsiya etnokulturnogo soderzhaniya pri izuchenii gumanitarnykh uchebnykh distsiplin. Pedagogika. 2020, Vol. 84, No. 10, pp. 103-110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Berry J. W., Poortinga Y. H., Pandey J. Handbook of Cross-cultural Psychology: Basic processes and human development. (2nd ed.). Boston, MA: Allyn & Bacon, 1997. 235 p.

9. Bondarevskaya E. V., Kulnevich S. V. Pedagogika: lichnost vgumanisticheskikh teoriyakh i sistemakh vospitaniya. Moscow: Tvorcheskiy tsentr "Uchitel", 1999. 560 p.

10. Kirsanov A. A. Individualizatsiya uchebnoy deyatelnosti kakpedagogicheskaya problema. Kazan: Izd-vo Kazan. un-ta, 1982. 224 p.

11. Bezrukova V. S. Teoriya pedagogicheskoy integratsii kak metodologicheskoe znanie. In: Integratsionnye protsessy v pedagogicheskoy teorii i praktike. Coll. of scient. papers. Sverdlovsk: Izd-vo Sverdl. inzh.-ped. in-ta, 1991. Pp. 5-13.

12. Ananyev B. G. K psikhologizatsii studencheskogo vozrasta. Leningrad: Izd-vo LGU, 1974.158 p.

13. Klimov E. A. Obshchaya psikhologiya. Obshcheobrazovatelnyy kurs: ucheb. posobie dlya vuzov. Moscow: YuNITA-DANA, 2001. 146 p.

14. Karpenko L. A., Petrovskiy A. V. Kratkiy psikhologicheskiy slovar. Moscow: Prosveshchenie, 2005. 851 p.

15. Krutetskiy V. A. Psikhologiya. Moscow: Prosveshchenie, 1986. 210 p.

16. Belovolov V. A. et al. Gotovnost spetsialista k professionalnoy deyatelnosti kak tselostnoe lichnostnoe obrazovanie. Proceedings of the I Unternational scientific-practical conference. Khanty-Mansiysk: YuGU, 2019. Pp. 76-85.

17. Zhuk O. L. Pedagogicheskaya podgotovka studentov: kompetentnostnyy podkhod. Minsk: RIVSh, 2009. 336 p.

18. Gavrilova G. L. Formirovanie professionalnoy samostoyatelnosti u budushchego uchitelya v protsesse obucheniya v vuze (na primere prepodavaniya v universitete predmetov obshchepedagogicheskogo tsikla). Extended abstract of PhD dissertation (Education). Kazan, 1992. 23 p.

19. Levitov N. D. Psikhologiya. Moscow, 1964. 256 p.

20. Rubinstein S. L. Osnovy obshchey psikhologii. In 2 vols. Vol. 1. Moscow: Pedagogika, 1989. 486 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 5

Статья поступила в редакцию 10.03.2023 The article was received on 10.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.