Научная статья на тему 'Диагностика процесса формирования инкультурационной личности будущего офицера'

Диагностика процесса формирования инкультурационной личности будущего офицера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опытно-экспериментальное исследование / процесс / формирование / инкультурационная личность / будущий офицер / критериально-диагностический инструментарий / результаты исследования / experimental research / process / formation / inculturation personality / future army officer / criteria-diagnostic tools / research results

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеев Денис Евгеньевич, Беловолов Валерий Александрович, Беловолова Светлана Павловна, Собищанский Сергей Александрович

Авторы статьи представили результаты экспериментального исследования по формированию инкультурационной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде военного вуза. В статье была рассмотрена динамика и специфика данного процесса. Предложены механизмы его формирования и диагностики. Обоснован критериально-диагностический инструментарий. Представленные данные опытноэкспериментального исследования показывают, что формирование инкультурационной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде военного вуза обосновано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеев Денис Евгеньевич, Беловолов Валерий Александрович, Беловолова Светлана Павловна, Собищанский Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of the formation of future army officer's enculturation personality

The authors presented the organization and results of an experimental study related to the formation of future army officer's enculturation personality in the intercultural educational environment of a military university. The authors considered the dynamics and specifics of the process under study. The mechanisms of formation and diagnostics of the process are proposed. The authors also substantiated criterion-diagnostic tools. The presented data of an experimental study demonstrate that the formation of the future officer’s inculturation personality is expedient in the intercultural educational environment of a military university.

Текст научной работы на тему «Диагностика процесса формирования инкультурационной личности будущего офицера»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 1 (118). С. 160-173. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 1 (118), pp. 160-173.

Научная статья УДК. 37.015.324.2

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-1-118-14 EDN: YFAPBD

Диагностика процесса формирования инкультурационной личности будущего офицера

Денис Евгеньевич Матвеев®, Валерий Александрович Беловолов2, Светлана Павловна Беловолова3, Сергей Александрович Собищанский4

1,4Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева

войск национальной гвардии Российской Федерации, 2,3Новосибирский юридический институт (филиал) Национального исследовательского

Томского государственного университета, Новосибирск, Россия 'dematveev@mail.ru, https://orcid.org/0009-0003-8549-1477 2https://orcid.org/0012-0023-8459-2378 3https://orcid.org/0024-0101-7896-2142 4https://orcid.org/0128-0054-6912-5960

Аннотация. Авторы статьи представили результаты экспериментального исследования по формированию инкультурационной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде военного вуза. В статье была рассмотрена динамика и специфика данного процесса. Предложены механизмы его формирования и диагностики. Обоснован критериально-диагностический инструментарий. Представленные данные опытно-экспериментального исследования показывают, что формирование инкультурационной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде военного вуза обосновано.

Ключевые слова: опытно-экспериментальное исследование, процесс, формирование, инкультурационная личность, будущий офицер, критериально-диагностический инструментарий, результаты исследования

Для цитирования: Матвеев Д. Е., Беловолов В. А., Беловолова С. П., Собищанский С. А. Диагностика процесса формирования инкультурационной личности будущего офицера // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 1 (118). С. 160-173. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-1-118-14

® Матвеев Д. Е., Беловолов В. А., Беловолова С. П., Собищанский С. А., 2023

160 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 1 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 1

Diagnostics of the formation of future army officer's enculturation personality

Denis E. Matveev1®, Valery A. Belovolov2, Svetlana P. Belovolova3, Sergey A. Sobischansky4

1,4 Novosibirsk Military Order Zhukov Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev

of the National Guard of the Russian Federation, 2,3 Novosibirsk Law Institute (branch) Tomsk State University,

Novosibirsk, Russia

1Hdematveev@mail.ru, https://orcid.org/0009-0003-8549-1477 2https://orcid.org/0012-0023-8459-2378 3https://orcid.org/0024-0101-7896-2142 4https://orcid.org/0128-0054-6912-5960

Abstract. The authors presented the organization and results of an experimental study related to the formation of future army officer's enculturation personality in the intercultural educational environment of a military university. The authors considered the dynamics and specifics of the process under study. The mechanisms of formation and diagnostics of the process are proposed. The authors also substantiated criterion-diagnostic tools. The presented data of an experimental study demonstrate that the formation of the future officer's inculturation personality is expedient in the intercultural educational environment of a military university.

Keywords: experimental research, process, formation, inculturation personality, future army officer, criteria-diagnostic tools, research results

For citation: Matveev D. E., Belovolov V. A., Belovolova S. P., Sobischansky S. A. Diagnostics of the formation of future army officer's enculturation personality. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 1 (118), pp. 160-173. (In Russ.) https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-1-118-14

Введение

В военных вузах в условиях современной образовательной среды возникает ряд проблем, свойственных для многонационального социума, решение которых заключается в интеграции культур и духовно-нравственном обогащении общества.

В современном поликультурном пространстве при всем многообразии культур, сохранении их самобытности, актуализируются проблемы межкультурного социального взаимодействия, интеграции культур, этносов, их духовного обогащения, интеркультурного образования1.

Потребность государства в офицерах-воспитателях, способных организовать на профессиональном уровне процесс воспитания военнослужащих в воинских подразделениях многонационального состава, поставила перед военными вузами проблему по осуществлению систематической работы, направленной на формирование ин-культурационной личности военнослужащего. Исследованию данной проблемы и посвящена наша статья. Одним из перспективных направлений профессиональной подготовки будущего офицера с позиции социокультурной ситуации выступает

1 Матвеев Д. Е. Формирование готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих: дис. канд. пед. наук. Новосибирск: [б. и.], 2013. 223 с. ББ№ БиУРМ7

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 1 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 1 (print)

научно-теоретическое, методологическое обоснование процесса формирования инкультурационной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде военного вуза в условиях интеркультурного образования1.

Основная часть

Методология исследования

Процесс формирования инкультурационной личности будущего офицера предполагает получение знаний, применение эффективных способов для их усвоения и творческого использования в профессиональной деятельности, а также умений, направленных на принятие творческих решений. Интеркультурная образовательная среда военного вуза ориентирована на культуру, которая формирует свою уникальную систему ценностей, приоритетов и моделей поведения и наряду с этим является основой формирования инкультурационной личности будущего офицера.

В образовательном процессе военного вуза формирование инкультурационной личности будущего офицера рассматривают как развитие субъекта общекультурной компетентности по отношению к коллективу, в котором он занимается профессиональной деятельностью, и включает в себя освоение системы ценностных ориента-ций, нравственности, этикетных норм поведения, принятых в поликультурном обществе, и познание национальных традиций .

Рассматривая концептуальные положения, основанные на методологических выводах ученых (О. В. Гукаленко, С. Г. Кулагина и др.), мы принимаем во внимание то, что организация образовательного процесса в интеркультурном образовательном пространстве является основой формирования и развития самосознания определенного этноса, способствует пониманию и осознанию собственной культуры во взаимодействии с процессом восприятия культур других народов, которые проживают на одной территории, а также способствует формированию типа национальной куль-

3

туры в процессе межкультурного диалога .

1 Беловолов В. А., Матвеев Д. Е., Ильенко Е. В. Готовность специалиста к профессиональной деятельности как целостное личностное образование // Сборник материалов I Международной научно-практической конференции (Ханты-Мансийск, 28-29 ноября 2019 г.). Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2019. С. 468-473.

2 Матвеев Д. Е. Формирование готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих: дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск: [б. и.], 2013. 223 с. EDN: SUYPMZ

3 Гукаленко О. В., Борисенков В. П. Поликультурное образование и вызовы современности // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 2. С. 3-11. https:// doi.org/10.51314/2073-2635-2018-2-3-11 EDN: LBKIJF; Кулагина С. Г. Поликультурное образование личности и интеркультурная коммуникация // Вестник Оренбургского государственного университета. 1999. № 3. С. 34-41; Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию // Методы этнопсихологического исследования. Москва: Издательство Московского университета. 1993. С. 55-78; Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность Российского образования: дис. ... д-ра пед. наук. Ставрополь: [б. и.], 1997. 311 с.

162 ISSN 1994 0637 (print)

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 1 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 1

Опираясь на концептуальные положения теории инкультурации, мы определили способы и формы инкультурации личности будущего офицера, реализуемые в совместной деятельности субъектов интеркультурной образовательной среды военного вуза в ходе военно-образовательного процесса. В рамках учебной работы они являются видами и формами учебных занятий (лекции, семинары, групповые упражнения, практические занятия, защита курсовых работ по психологии и педагогике и др.); в процессе войсковой стажировки - практическая деятельность на 4 и 5 курсах, которая заключается в организации и проведении мероприятий воспитательного характера. В процессе внеучебной деятельности организованы научно -исследовательские формы работы курсантов: подготовка индивидуальных и групповых докладов, представление проектных исследовательских работ, научно-практические конференции и др.

В ходе организации и реализации экспериментальной части исследования мы опирались на работы ученых А. М. Новикова, В. И. Журавлева, В. В. Краевского, М. Н. Скаткина и др.1 В частности, особое место в нашем исследовании занимает трактовка дефиниции «эксперимент», под которой ученый-методолог М. Н. Скаткин понимает неестественное изменение или воспроизведение исследуемого процесса в условиях, благоприятно воздействующих на реализацию процесса. Исходя из этого, можно сделать вывод, что процесс организации экспериментальной части исследования дал нам возможность комплексно, системно и постоянно получать информацию о проведении исследования. Также данный процесс являлся источником получения информации по результатам исследуемого объекта. Таким образом мы могли получать информацию о комбинации обстоятельств и явлений исследуемого процесса, которые не наблюдаются в обычных условиях в интеркультурной образовательной среде военного вуза2.

Для нас представляют научный интерес методологические и педагогические подходы исследователей (В. И. Загвязинский, А. М. Новиков, В. В. Краевский и др.). Данные подходы ученых-методологов позволили нам определить общие требования и правила по максимально эффективной организации и проведению экспериментальной части исследуемого процесса формирования инкультурационной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде военного вуза, в состав которой входят следующие элементы: анализ поставленной проблемы на констатирующем этапе эксперимента; системная работа по уточнению гипотезы в процессе нашего исследования; комплексная работа по определению и уточнению задач в период эксперимента; своевременное определение количественного состава экспериментальной и контрольной групп; формирование кри-

1 Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики. Новый этап. Москва: Академия, 2006. 400 с.; Новиков А. М. Методология образования. Москва: Эгвес, 2002. 319 с.; Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю. Москва: Педагогика, 1987. 152 с.

2 Глинский Б. А. и др. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). Москва: Издательство Московского университета, 1965. 248 с.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 1 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 1 (piint)

териально-диагностического, оценочного инструментария; системный мониторинг хода экспериментальной части исследуемого процесса1.

Основными структурными компонентами процесса формирования инкультура-ционной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде военного вуза являются: целевой, мотивационно-ценностный, содержательный, ор-ганизационно-деятельностный и оценочно-рефлексивный. Для достижения результатов исследования нами комплексно применялись современные педагогические средства, представленные информационной, дидактической и контрольной функциями: наглядные пособия, музеи, выставки, традиционные, интерактивные формы и методы обучения и воспитания, семинары, проблемные лекции, практические занятия, учебные дискуссии, семинар - «круглый стол», проблемные ситуации, проектные задания, моделирование ситуаций, ролевые учебные, деловые игры, спецкурс, этические диалоги, диспуты, тематические вечера и др. Системное, комплексное взаимодействие указанных выше основных структурных компонентов исследуемого нами процесса формирования инкультурационной личности будущего офицера в полном объеме обеспечивает качественное функционирование данного процесса (см. рис. 1).

Для анализа эффективности и оценки результативности, разработанной и реализуемой педагогической системы, нами определен комплекс критериев и показателей уровней оценки эффективности исследуемого процесса (см. рис. 1).

В своих исследованиях В. И. Загвязинский, Ю. К. Бабанский и др. дефиницию «критерий» определяют как существенную характеристику исследуемого процесса, находящую свое отражение в научных исследованиях, опираясь на определенную систему показателей, основанием которой является оценка и классификация итоговых результатов исследуемого процесса2.

Соглашаясь с точкой зрения ученых-методологов (В. И. Загвязинский, В. В. Кра-евский и др.), в ходе определения показателей оценки процесса формирования ин-культурационной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде военного вуза мы опирались на следующие требования: объективность, устойчивость, повторяемость.

В процессе формирования инкультурационной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде военного вуза мы, соглашаясь с точкой зрения ученых (Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.) опирались на уровневый подход, который ученые трактуют как отношение «низших», «средних» и «высших» ступеней развития определенных объектов или процессов путем изменения показателей критериев развития .

1 Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. Москва: Педагогика, 1981. 160 с.

2 Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. Москва: Педагогика, 1982. 192 с.

3 Супрунова Л. Л., Свиридченко Ю. С. Поликультурное образование / под редакцией Л. Л. Супруновой. Москва: Академия, 2013. 233 с.

164

ISSN 1994 0637

(print)

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 1 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 1

H = о = о с s а целевой совокупность иерархически взаимосвязанных целей, представляющих собой выбор способов, действий и средств управления исследуемого процесса, соотношение действий с прогнозируемым результатом

мотивационно-ценностный ценностно-смысловая ориентированность исследуемого процесса, эмоционально-волевые отношения военного специалиста к диалогу культур с представителями других этносов, осознание ценности человеческих взаимоотношений, позитивного межкультурного взаимодействия, межэтнической толерантности, эмпатии, социальной ответственности, интериоризация нормативных предписаний в сферу личностно-профессиональных ценностей, мотивов

содержательный система знаний о взаимодействии представителей различных социальных групп со своими национальными традициями, с опорой на взаимную зависимость и уважение, опыт практической деятельности, опыт отношения военного специалиста к диалогу культур представителей различных этносов; знания о себе как о субъекте деятельности поликультурного общества

организационно-деятельностный организация деятельности преподавателя и курсанта, порядок их взаимодействия и объединяет в себе организационные формы, методы, средства, обеспечивающие успешность изучаемого процесса: традиционные, интерактивные формы, методы, средства обучения и воспитания, семинары, проблемные лекции, лекцию-диалог, практические занятия, учебные дискуссии, семинар -«круглый стол», проблемные ситуации, проектные задания, семинар-исследование, моделирование ситуаций, ролевые учебные, деловые игры, спецкурс, этические диалоги, диспуты, тематические вечера, упражнение, кейс-стади, вечера вопросов и ответов, викторины, спортивные национальные праздники, войсковую стажировку, курсантские предметно-проблемные кружки, конкурсы и выставки курсантских научных работ и др.

оценочно-рефлексивный осмысление, самооценка, самоанализ приобретаемого практического опыта процесса формирования инкультурационной личности военного специалиста, подбор оптимальных способов решения поставленных задач, поиск и осмысление причин недостатков в своей работе по формированию инкультура-ционной личности военного специалиста, осознание вопросов личностно-профессионального роста личности офицера

критерии

мотивационно-ценностный: ценностное отношение к самому себе, Другим, осознание ценности человеческих взаимоотношений, позитивного межкультурного взаимодействия, терпимости, эмпатии, социальной ответственности, важности воспитательной работы по формированию инкультурационной личности военного специалиста

когнитивный: уровень соответствующих профессиональных, общекультурных, психолого-педагогических знаний о процессе формирования инкультурационной личности военного специалиста, о способах ее воспитания, наличие представлений об особенностях психических процессов, необходимых для её формирования

деятельностный: умение регулярно взаимодействовать с представителями диалога культур, осуществлять межнациональное общение, находить решение проблем в межнациональном общении военнослужащих в воинском коллективе, стремление совершенствовать практические умения и навыки в процессе формирования инкультурационной личности военного специалиста

рефлексивный: осуществление самоконтроля, самоанализа, осмысления приобретенного практического опыта процесса формирования инкультурационной личности военного специалиста, постановка задач и новых целей в профессиональной деятельности на основе полученных результатов

уровни

высокий: предполагает знание культуры и истории всех народов, знание и владение нормами и правилами поведения во время диалога представителей различных культур, знание национальных особенностей и психологических установок представителей диалога культур

средний: характеризуется недостаточным знанием культуры и истории всех народов, недостаточным знанием и владением нормами и правилами представителей диалога культур; недостаточным знанием национальных особенностей и психологических установок военнослужащих другой национальности

низкий: обусловлен незнанием культуры и истории всех народов; незнанием и не владением нормами и правилами поведения во время диалога представителей различных культур; незнанием национальных особенностей и психологических установок представителей диалога культур

Рис. 1. Компонентно-критериальный состав процесса формирования инкультурационной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде военного вуза

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 1 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 1 (print)

Особенности и структурная сложность образовательного процесса военного вуза, направленного на формирование инкультурационной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде, определили ступенчатость диагностирования, которая, взаимодействуя с выборочностью и фрагментарностью, позволила сделать исследуемый процесс наиболее компактным. В период проведения экспериментальной работы исследуемый процесс формирования инкультурационной личности будущего офицера измерялся с учетом объективности, системности измерения диагностируемого качества.

Методологической основой формирования инкультурационной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде военного вуза стал андра-гогический подход, содержание которого ориентировано на системность, целостность, синергетическую методологию и субъект-субъектные взаимодействия в образовательном процессе.

Основными методологическими принципами исследуемого процесса формирования инкультурационной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде военного вуза выступают следующие:

- развитие ценностно-смысловой сферы личности будущего офицера, которая основывается на познании ценностно-смысловой сферы личности как внутреннего условия осознания человека и мира через различные средства и методы, а также переосмысление личностно-профессионального опыта и его социально-профессиональной позиции1. Данный принцип реализуется в ценностно-ориентационной, смысловой и культурно-ориентационной деятельности субъектов образовательного процесса военного вуза;

- принцип диатропичности - многообразие содержания, организационных средств формирования инкультурационной личности будущего офицера, которые обусловлены различной выраженностью мотивов, уровней подготовки, психологическими особенностями педагогических работников и курсантов2. Реализация принципа происходит через диатропическое наполнение содержания процесса диалога между представителями культур;

- принцип рефлексии обеспечивает ретроспективную оценку в эмоциональном и смысловом аспектах, а также осознание, осмысление педагогическим работником и курсантом собственной позиции относительно результативности представленного процесса. Принцип рефлексии реализуется через практическое взаимодействие субъектов образовательного процесса военного вуза в ходе проектной деятельности;

- принцип интеграции является основой обеспечения единства и взаимосвязи различных элементов рассматриваемого процесса3. Реализация данного принципа предполагает организацию целостного процесса за счет объединения различных элементов образовательного процесса в единое целое;

1 Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию // Методы этнопсихологического исследования. Москва: Издательство Московского университета, 1993. С. 55-78.

2 Кулагина С. Г. Поликультурное образование личности и интеркультурная коммуникация // Вестник Оренбургского государственного университета. 1999. № 3. С. 38-41.

3 Штофф В. А. Моделирование и философия. Москва-Ленинград: Наука, 1966. 325 с.

166 ISSN 1994 0637 (print)

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 1 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 1

- принцип диалогичности - субъект-субъектные отношения, фасилитативное взаимодействие, взаимное восприятие и эмоционально-интеллектуальное взаимодействие «преподаватель-курсант» (М. Н. Ахметова, К. Роджерс и др.)1. Данный принцип реализуется через диалог как форму межличностного общения преподавателя и курсанта («живая встреча»).

Результаты исследования

Этап диагностики является важным элементом нашего исследования, который был разработан с опорой на особенности и сложности процесса формирования ин-культурационной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде военного вуза и включал в себя:

- своевременную, комплексную организацию контроля и фиксацию качества результатов процесса диагностики (понятийно-теоретические признаки, оценка эмпирических признаков и шкала измерений);

- принципы и структурно-организационную сторону диагностики;

- организацию работы системы средств и способов фиксации признаков;

- постоянное уточнение и внесение корректировок в процессе мониторинга ис-следования2.

Таким образом, процесс определения средств и способов измерения и фиксации признаков, отражающих состояние нашего исследования, имеет системный характер.

Проверка гипотезы осуществлялась при помощи комплексной методики и основывалась на принципах научного исследования: объективность, системный, комплексный подходы к исследуемому процессу, полнота рассмотрения предмета исследования и др.

В ходе проведения эксперимента на констатирующем этапе, опираясь на разработанный критериально-диагностический инструментарий, а также через сопоставление полученных результатов с количественными показателями исследуемого процесса формирования инкультурационной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде военного вуза, выявлен исходный уровень контрольной и экспериментальной групп (см. рис. 2).

В эксперименте участвовало 220 курсантов, обучающихся по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе экспериментальная группа в количестве 110 курсантов и контрольная группа - 110 курсантов.

В процессе реализации констатирующего этапа эксперимента нами изучались и анализировались научно-педагогические и психологические работы отечественных и зарубежных авторов, рассматривались нормативно-директивные материалы про-

1 Rodgers C. R. Client-Centred therapy. It is Current Practice, implication and theory. Boston: Houghton Mifflin, 1965. 560 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного анализа. Москва: Курган, 1997. 464 с.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 1 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 1 (print)

фильного направления; был определен комплекс методов, которые обеспечивают валидность эмпирических данных1.

мотивационно-ценностный

когнитивным

деятельностный

рефлексивный

Рис. 2. Результаты диагностики процесса формирования инкультурационной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде военного вуза на констатирующем этапе эксперимента, в %

Проверка гипотезы нашего исследования осуществлялась при помощи комплексной методики, которая включала в себя следующие критерии: мотивационно-ценностный критерий (шкала социальной диагностики Э. Богардуса в модификации О. Л. Романовой, метод этнических стереотипов Д. Катца и К. Брели); когнитивный критерий (адаптированный опросник Дж. Финни, анкета «Офицер в диалоге культур»); деятельностный критерий (оценка социально-психологического климата в воинском коллективе, шкала Фейя - диагностика принятия других); рефлексивный критерий (тест Куна-Макпартлэнда, карта самооценивания курсантов).

Результаты первого этапа эксперимента показали, что число респондентов по когнитивному критерию на низком уровне преобладало (67,3 %) в сравнении со средним (24,4 %) и высоким (6,4 %) уровнями. Результаты по другим критериям (моти-вационно-ценностный, деятельностный, рефлексивный) показали аналогичную картину. На данном этапе эксперимента мы сделали вывод, что внедрение педагогической системы необходимо на формирующем этапе.

Формирующий этап эксперимента реализовывался на протяжении трех лет и включал в себя внедрение разработанной нами модели, обеспечивающей создание необходимых условий, которые способствовали эффективному процессу формирования инкультурационной личности будущего офицера: обогащение этнокультур-

1 Султанбеков Т. И., Беловолов В. А. Организация экспериментальной работы по формированию межэтнической толерантности курсантов // European Social Science journal. 2016. № 5. С. 240-245. EDN: XCQCKL

168

ISSN 1994-0637 (print)

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 1 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 1

ным потенциалом воспитательной работы в образовательной среде военного вуза; реализация этнокультурного потенциала учебных дисциплин и интегративного спецкурса «Основы диалога культур» в образовательной среде военного вуза; интеграция этноориентированных технологий в образовательной среде военного вуза; обеспечение диалоговой направленности учебного процесса в образовательной среде военного вуза.

Данный этап эксперимента проходил в строго регламентированной организационной форме обучения и повседневной деятельности будущих офицеров и являлся дополнением для компонентов учебно-воспитательной работы в военном вузе.

В ходе заключительного этапа эксперимента с целью выявления динамики процесса формирования инкультурационной личности будущего офицера был проведен анализ результатов.

Выявленные различия на этапах экспериментальной работы позволяют сделать вывод о положительной динамике процесса формирования инкультурационной личности будущего офицера в экспериментальной группе, которая находилась в процессе реализации педагогических условий нашего эксперимента (см. рис. 3).

и « й й

ы и ы н ы и ы и

А А А А

« « § и и § « « ла й й ла

и о о я н ч е & ма и н и и и о с ы и н ч е & ма и н и и к о с ы и н д е & ма и н и и к о с ы и н д е р ма и н и

ш с м в с м в с м в с м

мотивационно- когнитивный деятельностный рефлексивный

ценностныи

Рис. 3. Результаты диагностики процесса формирования инкультурационной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде военного вуза на контрольном этапе эксперимента, в %

Анализ результатов эксперимента позволяет сделать вывод, что число респондентов, перешедших на более высокий уровень процесса формирования инкультура-ционной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде военного вуза увеличилось, а также о том, что данный процесс является наиболее эффективным в условиях предлагаемой педагогической системы.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 1 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 1 (print)

В процессе эксперимента на каждом этапе проведенного исследования были сделаны контрольные срезы, которые мы сравнивали на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы.

Выводы

По итогам анализа динамики результатов проведенного исследования целесообразно сделать следующие выводы.

Система военного образования выступает основным фактором формирования инкультурационной личности будущего офицера в интеркультурной образовательной среде военного вуза.

Процесс профессиональной подготовки будущего офицера реализуется как системный, социокультурный и педагогический феномен, целью которого является развитие национальных ценностей, ценностно-смысловой сферы, духовных и нравственных качеств личности как субъекта культуры, который способен на основе диалога культур взаимодействовать с представителями других этносов в интеркультурной образовательной среде военного вуза.

Таким образом, результаты эксперимента подтвердили гипотезу нашего исследования, эффективность разработанных и реализованных нами модели и педагогических условий формирования инкультурационной личности будущего офицера. Дальнейшее развитие инкультурационной личности военного специалиста невозможно представить без развития в процессе профессиональной деятельности.

Список источников

Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. Москва: Педагогика, 1982. 192 с.

Беловолов В. А., Матвеев Д. Е., Беловолова С. П., Ильенко Е. В. Готовность специалиста к профессиональной деятельности как целостное личностное образование // сборник материалов I Международной научно-практической конференции (Ханты-Мансийск, 28-29 ноября 2019 г.). Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2019. С. 468-473.

Глинский Б. А., Грязнов Б. С. и др. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). Москва: Издательство Московского университета, 1965. 248 с.

Гукаленко О. В., Борисенков В. П. Поликультурное образование и вызовы современности // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 2. С. 3-11. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2018-2-3-11 EDN: LBKIJF

Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. Москва: Педагогика, 1981. 160 с.

Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики. Новый этап. Москва: Академия, 2006. 400 с.

Кулагина С. Г. Поликультурное образование личности и интеркультурная коммуникация // Вестник Оренбургского государственного университета. 1999. № 3. С. 38-41.

Матвеев Д. Е. Формирование готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих: дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск: [б. и.], 2013. 223 с. EDN: SUYPMZ

Новиков A. M. Методология образования. Москва: Эгвес, 2002. 319 с.

Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного анализа. Москва: Курган, 1997. 464 с.

170 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 1 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 1

Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю. Москва: Педагогика, 1987. 152 с.

Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию // Методы этнопсихологического исследования. Москва: Издательство Московского университета. 1993. С. 55-78.

Супрунова Л. Л., Свиридченко Ю. С. Поликультурное образование / под редакцией Л. Л. Супруновой. Москва: Академия, 2013. 233 с.

Султанбеков Т. И., Беловолов В. А. Организация экспериментальной работы по формированию межэтнической толерантности курсантов // European Social Science journal. 2016. № 5. С. 240-245. EDN: XCQCKL

Штофф В. А. Моделирование и философия. Москва-Ленинград: Наука, 1966. 325 с.

Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность Российского образования: дис. ... д-ра пед. наук. Ставрополь: [б. и.], 1997. 311 с.

Rodgers C. R. Client-Centred therapy. It is Current Practice, implication and theory. Boston: Houghton Mifflin, 1965. 560 p.

References

Babanskii Iu. K. Problemy povysheniia effektivnosti pedagogicheskikh issledovanii: didaktich-eskii aspekt [Problems of efficiency improvement of pedagogical research: didactic aspect]. Moscow: Pedagogika, 1982. 192 p.

Belovolov V. A., Matveev D. E., Belovolova S. P., Il'enko E. V. Gotovnost' spetsialista k profes-sional'noi deiatel'nosti kak tselostnoe lichnostnoe obrazovanie [Specialist's readiness for professional activity as an integral personal education]. Sbornik materialov I Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Khanty-Mansiisk, 28-29 noiabria 2019 g.) [Proceedings of the I International Research and Practice Conference (Khanty-Mansiysk, 28-29 November 2019)]. Khanty-Mansiisk: IuGU, 2019, pp. 468-473.

Glinskii B. A., Griaznov B. S. i dr. Modelirovanie kak metod nauchnogo issledovaniia (gnoseo-logicheskii analiz) [Modelling as a method of scientific research (epistemological analysis)]. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1965. 248 p.

Gukalenko O. V., Borisenkov V. P. Polikul'turnoe obrazovanie i vyzovy sovremennosti [Multicultural education and challenges of our time]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriia 20: Peda-gogicheskoe obrazovanie [The Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical Education], 2018, no. 2, pp. 3-11. https://doi. org/ 10.51314/2073-2635-2018-2-3-11 EDN: LBKIJF

Zagviazinskii V. I. Metodologiia i metodika didakticheskogo issledovaniia [Methodology and framework of didactic research]. Moscow: Pedagogika, 1981. 160 p.

Kraevskii V. V, Berezhnova E. V. Metodologiia pedagogiki. Novyi etap [Methodology of pedagogy. A new stage]. Moscow: Akademiia, 2006. 400 p.

Kulagina S. G. Polikul'turnoe obrazovanie lichnosti i interkul'turnaia kommunikatsiia [Multicultural education of personality and intercultural communication]. Vestnik OGU [Vestnik of Orenburg State University], 1999, no. 3, pp. 38-41.

Matveev D. E. Formirovanie gotovnosti budushchego ofitsera k vospitaniiu kul'tury mezh-natsional'nogo obshcheniia voennosluzhashchikh [Readiness of the future officer to develop the culture of interethnic communication in military personnel: Cand. thesis in Pedagogical Sciences]. Novosibirsk, 2013. 223 p. EDN: SUYPMZ

Novikov A. M. Metodologiia obrazovaniia [Education methodology]. Moscow: Egves, 2002. 319 p.

Serikov G. N. Obrazovanie: aspekty sistemnogo analiza [Education: Aspects of system analysis]. Moscow: Kurgan, 1997. 464 p._

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 1 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 1 (print)

Skatkin M. N. Metodologiia i metodika pedagogicheskikh issledovanii: v pomoshch' na-chinaiushchemu issledovateliu [Methodology and framework of pedagogical research: to help the aspiring researcher]. Moscow: Pedagogika, 1987. 152 p.

Stefanenko T. G., Shliagina E. I., Enikolopov S. N. Metody podgotovki k mezhkul'turnomu vzaimodeistviiu [Training methods for intercultural interaction]. Metody etnopsikhologicheskogo issledovaniia [Methods of ethnopsychological research]. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo univer-siteta. 1993, pp. 55-78.

Suprunova L. L., Sviridchenko Iu. S. Polikul'turnoe obrazovanie [Multicultural education; ed. by L. L. Suprunova]. Moscow: Akademiia, 2013. 233 p.

Sultanbekov T. I., Belovolov V. A. Organizatsiia eksperimental'noi raboty po formirovaniiu me-zhetnicheskoi tolerantnosti kursantov [Organization of experimental work on the development of cadets' interethnic tolerance]. European Social Science journal, 2016, no. 5, pp. 240-245. EDN: XCQCKL

Shtoff V. A. Modelirovanie i filosofiia [Modelling and Philosophy]. Moscow-Leningrad: Iz-datel'stvo "Nauka", 1966. 325 p.

Shapovalov V. K. Etnokul'turnaia napravlennost' Rossiiskogo obrazovaniia [Ethno-cultural orientation of Russian education: Dr thesis in Pedagogical Sciences]. Stavropol', 1997. 311 p.

Rodgers C. R. Client-Centred therapy. It is Current Practice, implication and theory. Boston: Houghton Mifflin, 1965. 560 p.

Сведения об авторах

Денис Евгеньевич Матвеев - кандидат педагогических наук; старший преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью, https://orcid.org/0009-0003-8549-1477, dematveev@mail.ru, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (д. 6/2, ул. Ключ-Камышенское плато, 630114 Новосибирск, Россия); Denis E. Matveev - Candidate of Pedagogical Sciences; Senior Lecturer, Department of Management of Daily Activities, https://orcid.org/0009-0003-8549-1477, dematveev@mail.ru, Novosibirsk Military Order Zhukov Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation (6/2, ul. Kliuch-Kamyshenskoe plato, 630114 Novosibirsk, Russia).

Валерий Александрович Беловолов - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры общественных наук, https://orcid.org/0012-0023-8459-2378, dematveev@mail.ru, Новосибирский юридический институт (филиал) Национального исследовательского Томского государственного университета (д. 7, ул. Советская, 630099 Новосибирск, Россия); Valéry A. Belovolov - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor; Professor of the Department of Social Sciences, https://orcid.org/0012-0023-8459-2378, dematveev@mail.ru, Novosibirsk Law Institute (branch) Tomsk State University (7, ul. Sovetskaia, 630099 Novosibirsk, Russia).

Светлана Павловна Беловолова - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры общественных наук, https://orcid.org/0024-0101-7896-2142, dematveev@mail.ru, Новосибирский юридический институт (филиал) Национального исследовательского Томского государственного университета (д. 7, ул. Советская, 630099 Новосибирск, Россия); Svet-lana P. Belovolova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor; Professor of the Department of Social Sciences, https://orcid.org/0024-0101-7896-2142, dematveev@mail.ru, Novosibirsk Law Institute (branch) Tomsk State University (7, ul. Sovetskaia, 630099 Novosibirsk, Russia).

Сергей Александрович Собищанский - доцент кафедры управления повседневной деятельностью, https://orcid.org/0128-0054-6912-5960, dematveev@mail.ru, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (д. 6/2, ул. Ключ-Камышенское плато, 630114 Новосибирск, Рос-

172 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 1 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 1

сия); Sergey A. Sobischansky - Associate Professor of the Department of Management of Daily Activities, https://orcid.org/0128-0054-6912-5960, dematveev@mail.ru, Novosibirsk Military Order Zhukov Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation (6/2, ul. Kliuch-Kamyshenskoe plato, 630114 Novosibirsk, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.09.2023; одобрена после рецензирования 29.09.2023; принята к публикации 13.10.2023.

The article was submitted 01.09.2023; Approved after reviewing 29.09.2023; Accepted for publication 13.10.2023.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 1 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 1 (print)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.