Научная статья на тему 'Особенности профессиональной подготовки курсантов военного вуза'

Особенности профессиональной подготовки курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1837
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ВОЕННЫЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеев Денис Евгеньевич, Беловолов Валерий Александрович, Жданок Александр Иванович

В статье рассматривается вопрос профессиональной подготовки будущих офицеров. дан анализ особенностей организации военно-профессионального образования. Автором выделены составляющие профессиональной подготовки курсантов. Обозначены особенности данного процесса в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеев Денис Евгеньевич, Беловолов Валерий Александрович, Жданок Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной подготовки курсантов военного вуза»

УДК 378

Матвеев Денис Евгеньевич

Адъюнкт Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, dematveev@mail.ru, Новосибирск

Беловолов Валерий Александрович

Доктор педагогических наук, профессор НГПУ, НВИ ВВ МВД России, vabelovolov@mail.ru, Новосибирск

Жданок Александр Иванович

Доктор физико-математических наук, профессор кафедры математического анализа и методики преподавания математики Тувинского государственного университета, zhdanok@inbox.ru, Кызыл

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Matveev Denis Evgenjevihc

The adjunct of the Novosibirsk military institute of Internal armies of the Ministry ofInternal Affairs of Russia, dematveev@mail.ru, Novosibirsk

Belovolov Valery Aleksandrovich

The doctor of pedagogical sciences, the professor of the Novosibirsk state pedagogical university, Novosibirsk military institute of Internal armies of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Zhdanok Alexander Ivanovich

Doctor of Physicomathematical Sciences, Professor of the Department Mathematical Analysis and Methods of Teaching Mathematics Tuvan State University, zhdanok@inbox.ru, Kyzyl

FEATURES OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF The MILITARY INSTITUTION

В настоящее время внутренние войска находятся в стадии реформирования. Это диктует необходимость проведения соответствующих преобразований в системе подготовки военных кадров и военного образования. Под термином «Военное образование» понимается совокупность систематизированных знаний по фундаментальным и специальным военным наукам и навыков, необходимых офицерам и другим военнослужащим для практической деятельности. Зарождение и развитие военного образования тесно связано с развитием военной науки и военного искусства [1].

Военное образование с момента зарождения постоянно привлекает к себе внимание ученых и практиков, представителей разных отраслей знаний, социальных сфер и государственных ведомств и многим видится в качестве

одного из управляемых факторов, с помощью которого можно влиять на будущее армии и государства в целом, т. е. задавать определенное направление развитию общества, глобальным процессам, цивилизации,военному строительству. Это внимание продиктовано и тем, что во все времена военное образование обеспечивало высокий уровень боеспособности и боеготовности внутренних войск, т. к. передовые достижения научно-технического прогресса, в первую очередь, использовались в создании новейших образцов вооружения и военной техники, развитии стратегии и тактики вооруженной борьбы, обеспечении безопасности государства. История не раз доказывала, что военное образование позволяло офицерскому корпусу понимать основы деятельности органов государственной власти российского государства в области политики, экономики, дипломатии, национальных интересов других стран, их систем национальной безопасности и готовить обоснованные предложения на эффективное применение видов, родов войск Вооруженных Сил [4].

Военное образование и военная наука как составные части государственного образования и науки также должны быть приоритетными, особенно при проведении военной реформы. При любом сокращении Внутренних войск, их непременно надо сохранить, в противном случае все планы строительства и реформирования останутся бесплодными.

Изменение системы военного образования и реформирование принципов военного обучения происходит на практике под влиянием преимущественно кризисных состояний, когда традиционные методы регулирования этих процессов оказываются неэффективными.

Одной из насущных задач системы военного образования ставится задача формирования личности, ориентированной на непрерывное саморазвитие, прогресс общества и приоритет общечеловеческих ценностей. Процесс профессиональной подготовки рассматривается не только как подготовка высококвалифицированных кадров, но и формирование личности будущего офицера, как носителя высокой нравственности, профессионально-педагогической культуры и традиций своей страны. Для того чтобы обучать и воспитывать подчиненных, офицер должен обладать высокой профессионально-педагогической подготовкой [2-4].

Что же собой представляет профессиональная подготовка? Во-первых, это совокупность профессиональных знаний, навыков и умений, качеств, опыта и норм поведения, обеспечивающих готовность офицера к профессиональной деятельности. Она является процессом сообщения обучающимся соответствующих знаний и умений [2-4].

Во-вторых, это система специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности. При этом профессиональная подготовка совершенствуется в процессе трудовой деятельности, направленной на повышение квалификации, путем самообразования [4].

Профессиональная подготовка курсантов невозможна без высокого уровня профессионализма работы профессорско-преподавательского состава.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ...

Здесь особо обращаем внимание на владение необходимыми образовательными технологиями, способами, приемами обучения и воспитания, которые позволяют субъекту педагогической деятельности сформировать и развивать педагогическую направленность и педагогические способности курсантов, решая конкретные профессионально-педагогические задачи на основе сознательности использования психолого-педагогических и методических знаний. При этом, предъявляются высокие требования не только к творческому применению полученных теоретических и методических знаний в процессе обучения, но и личностным качествам будущего офицера [4].

При организации процесса профессиональной подготовки курсантов военного вуза следует выделить некоторые особенности, влияющие на высокий, научный и методический уровень занятий. К ним относятся:

- глубокое понимание целей и задач обучения и воспитания;

- высокая личная ответственность за качество обучения, постоянная работа по повышению качества проводимых занятий, уважение к обучаемым и стремление передать им свои знания и опыт;

- умение выбирать методику преподаваемой дисциплины, наиболее полно обеспечивающую выполнение целей и задач обучения;

- умение рационального использования технических средств обучения;

- высокая общая и воинская культура;

- глубокие и обширные знания национальных культур, традиций и обычаев как своего этноса, так и этносов-соседей;

- умение организовать педагогический процесс через диалог культур [5].

Рассмотрев особенности профессиональной подготовки курсантов военного вуза внутренних войск, мы можем обозначить тот момент, что подготовка должна строиться на основе индивидуального подхода. Одним из главных условий профессиональной подготовки будущих офицеров, является специально-профессиональная мобильность преподавательского состава, способность преподавателя перестраиваться в связи с меняющимися условиями.

Библиографический список

1. Краткий педагогический словарь [Текст]: Учебное справочное пособие / под ред. Андреева Г. А., Вяликова Г. С., Тютькова И. А. - М.: 2005. - 181 с.

2. Беловолов, В. А. Профессиональная деятельность офицера ВВ МВД России как психолого-педагогическое явление [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №10. - С. 21-32.

3. Беловолов, В. А. Готовность будущего офицера к профессиональной деятельности как психолого-педагогическое явление [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №9. - С. 41-50.

4. Реформирование высшего образования в России на современном этапе [Текст]: сборник научных статей. - М., 2004. - 280 с.

5. Беловолов, В. А. Личностно ориентированное обучение в процессе профессиональной подготовки специалиста [Текст] / В. А. Беловолов, В. А. Сластенин, Е. В. Ильенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №11. - С. 117-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.