Научная статья УДК 373.1 ББК 74.214.2
DOI 10.25588/CSPU.2022.168.2.012
Е. А. Шумилова1, Е. Ю. Журавлева2, Е. Ю. Никитина3
1ORCID № 0000-0001-8322-8884 §
ж
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой дефектологии d
3
и специальной психологии, Кубанский государственный университет, к
ж
г. Краснодар, Российская Федерация. §
§
E-mail: [email protected] вв
ж о
2ORCID № 0000-0001-7853-203X 0
ж
Кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии а
о о
о
а *
E-mail: [email protected] ^
с
3ORCID № 0000-0001-9550-4700 g
о ж
и специальной психологии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация.
ГОТОВНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ПЕДАГОГА
о* ж
о
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка,
литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, ж
г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ж о
с S
и *
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОМ ТРАНСФОРМАЦИИ |
-к
g
Аннотация ^
Введежие. В статье обоснована актуальность выявления дефицитов и по-
о № О Й
иска новых путей развития цифровых компетенций педагогов в инклюзивной об- ^
а
разовательной среде, обусловленных ускоряющейся цифровой трансформацией о
О
экономики России; представлен анализ полученных результатов исследования циф- >■§
к
ровых компетенций у инклюзивных педагогов; описан цифровой профиль инклю- Л
к к
© Шумилова Е. А., Журавлева Е. Ю., Никитина Е. Ю., 2022
зивного педагога и авторская позиция по реализация основных направлении повышения квалификации педагогических кадров не только в области формирования общепедагогических компетенций у инклюзивных педагогов, позволяющих решать актуальные жизненные задачи в условиях инклюзии, но и цифровых компетенций, способствующих осознанной перестройке и переформатированию пространства взаимодействия на уроке, а также своего персонального (цифрового) профессионального пространства. Цель статьи — описать результаты эмпирического исследования и показать необходимость системного подхода к развитию у педагогов, включенных в реализацию адаптированных образовательных программ, цифровых компетенций, позволяющих решать сложные коррекционно-педагогические и организационно-методические задачи наиболее эффективным способом.
Материалы и методы. Методический инструментарий исследования содержит анализ научной литературы, посвященной проблеме цифровой трансформации современного образования, формирования цифровых компетенций инклюзивных педагогов; пакет диагностических материалов, включающий опрос в форме анкетирования; анализ полученных результатов исследования.
Результаты. Разработана методика выявления уровня сформированности цифровых компетенций у инклюзивных педагогов, позволяющая определить уровень их ИКТ-компетентности, основные профессиональные дефициты учителей и обсудить спектр возможностей их преодоления в процессе цифровой трансформации системы образования в целом, составить цифровой профиль инклюзивного педагога; | сформулированы ключевые идеи для обновления программ повышения квалифика-| ции в части развития цифровых компетенций педагогов в условиях инклюзии.
Обсуждение. Подчеркивается, что цифровой профиль инклюзивного педа-^ гога, построенный на основе анализа профессиональных компетенций в области цифровизации инклюзивного образования Краснодарского края, позволит включиться в дискуссию с исследователями из других регионов Российской Федерации
а
«о
е
I
ар и дружественных стран; выделить ключевые идеи для обновления программ повы
2> а
«о
ло направленные на развитие личностной компетенции каждого участника образова-ум тельной деятельности в условиях цифровой трансформации.
шения квалификации в части развития цифровых компетенций инклюзивных педагогов, что позволяет не просто осознать необходимость их обучения в новых условиях цифровой среды, но и проанализировать имеющиеся для этого ресурсы,
Заключение. Использование понятия «цифровая компетентность инклю-^ зивного педагога» и структуры цифрового профиля инклюзивного педагога спо-
дефициты и проанализировать ресурсы для их преодоления;
- построен цифровой профиль инклюзивного педагога Краснодарского
края;
собствовует развитию нового компонента профессиональных компетенций инклюзивного педагога, способствующего не только принятию и освоению им цифровых компетенций, но и встраиванию приобретаемых цифровых компетенций в свою ежедневную осознанную, целенаправленную профессиональную педагогическую практику, что оказывает положительное влияние на понимание происходящих трансформаций как на национальном, так и мировом уровнях. ^
Ключевые слова: цифровая трансформация инклюзивного образования; О
№
цифровые технологии; цифровая образовательная среда; инклюзивное образова- О
о
ние; инклюзивный педагог; цифровая компетентность; обучающийся с ОВЗ; пе- | дагогика высшей школы; цифровой профиль; профессиональная подготовка; бу- |
дущие дефектологи. §
№
Основные положения: ж
о
- разработана методика выявления уровня сформированности цифровых 0
ж
л
компетенций у инклюзивных педагогов, позволяющая определить их основные к
о О о а
о
е
- сформулированы ключевые идеи для обновления программ повышения с
ио
квалификации в части развития цифровых компетенций инклюзивных педагогов. ж
§
о*
1 Введение (Introduction) |
В условиях пандемии мир изменился. Он не просто стал другим, g" а качественно другим: стало привычным присутствие в сети 24 часа, семь дней в неделю; получение цифровых услуг, не выходя из дома; работа — удаленно; в результате — как необходимость — умение иденти-
ж о
с
ж №
о
фицировать свое местоположение в пространстве в каждый отдельный О
к
момент времени (фокусировать собственное внимание на своей лока- | ции). Целенаправленная модификация значимого пространства для ре- ^ шения актуальных жизненных и профессиональных задач, управление № меняющимся пространственно-временными ресурсами с использова-
а
нием цифровых технологий и сервисов — вот реальность сегодняшнего о дня. Мы говорим сегодня не только о цифровой трансформации эконо-
С5
оз
мики и социальной сферы, но и об изменении внутренней картины мира и
современника. Скорость происходящих изменений уже не пугает. Единственный способ не потерять себя в информационном потоке — удерживать в актуальном сознании смысл происходящего, определять значимость текущих событий для своей жизнедеятельности, стараться улавливать современные тенденции и перспективы, чтобы лавировать между ними или активно включаться в процесс изменения происходящего.
Сменяются эпохи, века, способы управления народами, в основе этих изменений лежит понятие «культурное орудие». Орудие как способ освоения мира и себя как средство преобразования внешнего и внутреннего содержания личности. В результате меняется весь уклад жизни: технологии, среда, инструменты, появляются новые задачи и новые способы их решения в ответ на изменения социальной ситуации существования каждого отдельно взятого человека и общества в целом. Признавая, вслед за Л. С. Выготским, решающую роль образования в освоении «культурных орудий» в виде письма, чтения, технологий, в формировании и развитии человека, признаем необходимость управляемого перехода «в цифру». Умения пользоваться гаджетами, понимать инструкции, использовать интерфейс, обеспечивают минимум крити-| ческих ситуаций, поиск эффективных способов выхода из них. Формируется потребность в цифровой социализации у подрастающего поколения [1]. Ключом к пониманию изменений образовательной среды
Ю
,ва становятся цифровые технологии, а средством развития - цифровые компетенции и компетентности ее субъектов [2]. ^ На протяжении нескольких десятилетий появился ряд новых
Ю терминов: компьютерная грамотность, информационная грамотность, ИКТ-компетентность, цифровая компетентность и др. [3]. Понимая цифровую компетентность как сложное психологическое образование, вбирающее в себя знания, умения и компетенции, мы усматриваем
,а в о лои
уми
^ необходимость включения в его содержание и личностно-значимых
профессиональных качеств специалиста. Многочисленные современные исследования посвящены изучению структуры цифровой компетентности педагога, поиску и описанию наполнения ее компонентов [1; 4; 5]. Авторы, кроме таких компонентов цифровой компетентности, как производственные, технологические и деятельностно-технологические, указывают не только на «человеческое лицо» цифрового учителя [2; 6], но и способность преломлять цифровые компетенции в своей профес- | сионально-педагогической деятельности. Педагогическая деятельность предполагает два параллельно существующих процесса: процесс подготовки к встрече с обучающимися и процесс взаимодействия с ними во время урока или занятия. Оба направления профессиональной педагогической практики претерпевают трансформацию, поскольку встраиваемые цифровые технологии, либо повышают эффективность, либо тормозят достижение образовательных достижений обучающимися. Способен ли сегодня инклюзивный педагог к эффективному ре- ^ шению сложных профессиональных педагогических задач с помощью цифровых компетенций? Как помочь инклюзивному педагогу, ответ-
тивно развивать и использовать цифровые компетенции при разработке учебно-методического обеспечения инклюзивного процесса, организовывать образовательную деятельность со всеми участниками в условиях инклюзии, осознавать и удовлетворять свои профессиональные дефициты в условиях цифровой трансформации экономики [7; 8]?
о
№ о о
О
Ж §
О*
ственному за реализацию важных стратегических задач инклюзии, ак- |
д е
¡о
Ж О о
№
О
8
Назначение цифровых технологий в коррекционно-педагогичес- ^
-к
ком пространстве нами рассматривается как педагогическое явление, ^
О
№ О
|
позволяющее интегрировать данные технологии для эффективного достижения образовательного результата. Несмотря на устойчивый инте-
'а
рес исследователей к теме остается актуальной проблема встраивания о
О
приобретенных педагогом новых компетенций в ежедневную педаго- ^
а
гическую деятельность. На правах авторов определим содержательное -к
8
наполнение понятия «цифровая компетентность инклюзивного педагога» как его способность и готовность решать коррекционно-педаго-гические задачи в «гибридной» или цифровой инклюзивной образовательной среде.
2 Материалы и методы (Materials and methods) Многолетняя практика авторов в области применения ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет анализировать профессиональные компетенции в области применения цифровых технологий, формирующиеся у студентов, обучающихся по программам специального (дефектологического) направления, и у педагогов, в условиях Федеральных государственных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Разработанная авторами методика «Цифровой профиль инклюзивного педагога» апробирована в 2021 году, результаты пилотной части исследования представлены на международной научно-практическая конференции «Идеи Л. С. Выготского в инклюзивном образовательном пространстве». В опросе приняли участие 268 человек
С целью изучения цифровых компетенций педагогов-практиков
§ опрос проводился в течение 2021 года в рамках освоения программ дои
| полнительного профессионального образования (повышение квалифи-
^ кации) ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-
а"
в о
§
1
педагогический университет», а также кафедры коррекционной педаго-
§
§ гики и специальной психологии ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края. Опросник предлагался слушателям на этапе про-^ хождения дистанционного модуля. В опросе приняли участие 578 чело-^ век: 214 — специалисты и учителя государственных образовательных организаций (олигофренопедагоги, учителя-логопеды, учителя индивидуального обучения, педагоги-психологи), 144 учителя начальных классов муниципальных общеобразовательных организаций, 140 — воспитате-
^ лей дошкольных образовательных организаций, 80 — административ-
ных работников (специалист управления образования, директор, завуч).
3 Результаты (Results)
Разработанная методика «Цифровой профиль инклюзивного педагога» позволяет определить уровень сформированности цифровой компетентности у инклюзивного педагога. Данная методика представлена тремя основными блоками: 1) базовые информационные компетенции (поиск и первичная обработка цифровой информации, использо- | вание цифровых сервисов в жизни), 2) коммуникативные компетенции (позволяющие выступать инициаторами и модераторами профессионального общения в сети), 3) компетенции, позволяющие перестроить и вывести на более качественный уровень профессиональную педагогическую деятельность в условиях гибридной или цифровой среды (умение гармонично встраивать цифровые инструменты в контекст образовательного события, разработка и использование интерактивных заданий, разработка и реализация электронных учебных курсов и др.). Кроме ^ анализа структуры и содержания цифровых компетентностей инклю-
ких навыков и имеющихся образовательных дефицитов. Разработанная методика позволила определить цифровой профиль инклюзивного педагога; сформулировать ключевые идеи для обновления программ повышения квалификации в части развития цифровых компетенций педагогов в условиях инклюзии. Остановимся более подробно на первом модуле профиля цифровых компетенций: 1 — работа в команде (не
о
№ о о к о
зивного педагога, мы предложили испытуемым провести анализ мяг- g
^
ж о
Й д
So
ж о о S к
№ g
о
№ к
важна, довольно важна, очень важна; 2 — самоорганизованность (ста- х
раюсь делать с опережением, делаю все в последнюю минуту, мне надо ^
р
о в о Й
напоминать); 3 — мои предпочтения в обучении (прошу индивидуально объяснить, делаю, как объяснят, самостоятельно разбираюсь); 4 — ког- р да у меня возникают проблемы (никогда не обращаюсь, неловко беспо- с
о
коить, обращаюсь за помощью); я могу уделять дистанционному обу- м
чению времени ...: меньше, больше, столько же (рисунок 1). и
и
Меньше Больше Столько же Никогда не обращаюсь Неловко беспокоить Обращаюсь за помощью Прошу индивидуально объяснить Делаю, как объяснят Самостоятельно разбираюсь Стараюсь выполнить с опережением Делаю все в последнюю минуту Мне надо напоминать Не важна Довольно важна Очень важна
10 20 30 40 50 60 70 80 90
0
Рисунок 1 — Результаты исследования «мягких» навыков у инклюзивных педагогов Краснодарского края (2022 г.), % Figure 1 — The result of a study of "soft" skills in inclusive teachers of the Krasnodar Territory (2022), %
Рассмотрим специфику профессиональной деятельности «среднего» педагога — это достаточно мотивированный, собранный, самостоятельно и целеустремленно действующий профессионал, который в условиях цифровой (гибридной) среды чувствует себя крайне неуверенно. По результатам опроса видно, что педагог имеет достаточный уровень владения информационными компетенциями (обработка текста, разработка презентаций и др.), тогда как коммуникативные компетенции, | позволяющие ему выступать инициатором и модератором профессионального общения в сети ниже среднего. Кроме того, несмотря на высокий показатель общения в сети, большая часть респондентов использует ее не для обобщения и тиражирования своего педагогического опыта, а для поиска новой информации. Такой профиль можно обозначить как «экстенсивный», а педагога — как пользователя цифровых сервисов в профессии (6 — обработка текста (могу научить, базовый уровень, не использую; 7 — работа с презентацией (с анимацией, базовый уровень, могу демонст- ф рировать); 8—работа с изображением (могуретушировать, могу изменять размер, не умею); 9 — для поиска информации в сети Интернет использую ... (фильтры, ключевые слова, возможности веб-страницы); 10 — й электронная почта или облачное хранилище (использую персональные настройки сервиса, могу прикрепить файл к письму, могу отправить письмо); 11 — использую автоматизированную систему для учета успеваемости, посещаемости и подготовки отчетности (с расширенными функциями, регулярно, иногда); 12 — имею навыки работы в средах совместного редактирования (Googl-сайты и документы'^Ы, виртуальные | доски и т. п. (могу создавать, есть опыт участия, не имею); 13 — ис- ф пользую возможности цифровых сервисов для коммуникации и совместной работы с обучающимися, коллегами (общаюсь в группе, только для
а
индивидуального общения, не использую); 14 — являюсь участником с
о
профессиональных сетевых сообществ (использую для размещения, ис- м
пользую для поиска информации, не являюсь) (рисунок 2). и
и
о
Использую для размещения Использую для поиска информации Не являюсь Могу научить Имею Не имею Общаюсь в группе Только для индивидуального .. .■ Не использую Могу научить Имею Не имею Могу научить Имею Не имею Могу создавать Есть опыт участия Не имею
С расширенными функциями Регулярно Иногда Использую персональные . Могу прикрепить файл к письму I Могу отправить письмо Фильтры Ключевые слова Возможности веб-страницы § Могу ретушировать
^ Могу изменить размер
а Не умею
С анимацией ^ Базовый уровень
^ Могу демонстрировать
Могу научить Базовый уровень
а
«о §
« тт
а, Не использую
Рисунок 2 — Цифровые компетенции инклюзивных педагогов
§ hq
а
«о
о
§ Краснодарского края (2022 г.), %
Ё
Figure 2 — Digital competencies of inclusive ^ Teachers of the Krasnodar Territory (2022), %
0 20 40 60 80 100 120
Анализируя ответы по вопросам 15 и 16, понимаем, что респонденты находятся на стадии накопления и систематизации опыта, но еще не достигли уровня творческой переработки и обогащения своей инклюзивной практики: 15 —на занятии я использую ресурсы (не использую, как наглядность, для интерактива); 16 — при подготовке к занятию или уроку (могу отобрать материал, могу критически оценить ресурс, систематизирую) (рисунок 3).
Могу критически оценить ресурс Могу отобрать материал
Как наглядность
О
о № Ж О О
ж
Ж
_ §
Систематизирую ж
Для интерактива о
а
►а
Не использую ^^^^^^^^^^^^ ^
О
10 20 30 40 50 g
О Ж
§
Рисунок 3 — Дидактические компетенции инклюзивных педагогов О Краснодарского края (2022 г.), % Figure 3 — Didactic competencies of inclusive Teachers of the Krasnodar Territory (2022), %
Ж;
g
So
ж О
О
Отрадно, что опрашиваемые инклюзивные педагоги осознают имеющиеся дефициты: 17 — Проходили ли Вы за последние три года обучение, которое бы включало модули? (хочу изучить социальные и педагогические проекты; хочу изучить ИД, ЭОР, Роботы, цифровые р лаборатории и др.; хотела бы пройти;не проходила); 18 —Что из перечисленного Вы часто (не менее 2-х раз в месяц) применяете на прак- р
н
тике? (ничего, проектную деятельность, цифровые технологии); 19 — ф
Что из перечисленного Вы хотели бы освоить? (ничего, все, проектную м
а
деятельность, цифровые технологии) (рисунок 4). §
0
Ничего Все перечисленное Проектную деятельность Цифровые технологии Ничего
Проектную деятельность Цифровые технологии Хочу изучить соц. и пед. проекты Хочу изучить ИД, ЭОР, Роботы и др.
Хотел бы изучить Не проходила
10 20 30 40 50 60 70
Рисунок 4 — Самоанализ дефицитов в области проектной деятельности и цифровых технологий инклюзивными педагогами Краснодарского края (2022 г.), %
Figure 4 — Self-analysis of deficits in the field of project activities and digital technologies by inclusive teachers of the Krasnodar Territory (2022), %
Ю
hq 4 Обсуждение (Discussion)
Проведенное нами исследование согласуется с данными, пред-
а в е
вле
^ ставленными Комитетом по образованию Европейского союза, которым
§
hq
,а в о лои
уми
для обсуждения широкой педагогической общественности была предложена модель цифровых компетенций учителя Digital Competence of Educators (DigCompEdu): Европейская модель цифровых компетенций для образования, направленная на опосредованное через владеющего цифровыми компетенциями педагога влияние на обучающегося. В предс-hq тавленном исследовании авторы пришли к выводу о существующих де-
0
фицитах у инклюзивного педагога использования цифровых компетенций в образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, во встраивании цифровых возможностей среды в коррекционно-педагогические задачи для повышения качества инклюзивного образования. В перспективе рассматривается продолжение исследования других дидактических аспектов цифровых технологий, |
например, применение в оценивании образовательных достижений но
с
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также сов- I
ин
местное использование субъектами образовательных отношений циф- л
з
ровых ресурсов. Кроме того, представляет несомненный интерес перек- и
но
рестное исследование представленной методики «Цифровой профиль о инклюзивного педагога» для выявления уровня сформированности циф- ед
регионах Российской Федерации, что позволит существенно расширить представления исследователей не только об имеющихся профес- ф сиональных дефицитах педагогов, включенных в реализацию адаптированных образовательных программ, но и включиться в анализ
л о
о g
о
ж §
о*
имеющихся для их удовлетворения ресурсов. |
5 Заключение (Conclusion) g"
Предложенная авторами методика «Цифровой профиль инклюзивного педагога» позволяет реструктуризировать профессиональные навыки, соответствующие современным требованиям и инклюзивного, и специального образования у будущих дефектологов, что будет способствовать развитию системы мер, направленных на профилактику и | преодоление профессиональных дефицитов будущих педагогов. ^
6 Благодарности (Acknowledgments)
Исследование выполнено при финансовой поддержке унитарной
'а
некоммерческой организации «Кубанский научный фонд» в рамках о
О
научного проекта № ППН 21.1/149 — «Создание и внедрение цифровой р
а
программы мониторинга достижений обучающимися с ограниченными g
g
о
возможностями здоровья образовательных результатов в условиях инклюзивной образовательной среды». Авторы выражают благодарность за финансовую поддержку исследования
Библиографический список
1. Воронина Ю. В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета : электронный научный журнал. 2019. № 4 (32). С. 232-245.
2. Burns E., Silvennoinen E., Kopnov V. A., Shchipanova D. E., Papic -Blagojevic N., Tomasevic S. (2020), "Supporting the Development of Digitally Competent VET Teachers in Serbia and Russia", Education and Science Journal, vol. 22, no 9, pp. 174-203.
3. Коршунова Г. Н. Формирование ИКТ-компетентности педагогического персонала школы в условиях неформального образования // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. 2018. № 3. С. 63-73.
4. Штрикер Н. А. Проектирование модели формирования цифровой компетентности педагога. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 4 (232). С. 55-64.
5. Яковлева Е. В. Цифровая компетентность будущего педагога: компонентный состав. // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2021. №
na 4. С. 46-57.
6. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения /
s Ахметова Д. З. [и др.] // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 2. С. 141-150. £
7. Шапиро Н. А. Цифровизация и образование: инклюзивный аспект // § Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный
-52
> аспект : материалы VIII Международной научно-практической конференции, 23 мая 2019 года. Санкт-Петербург : ООО «НПО ПБ АС», 2019. С. 592-595.
N
а 8. Махмудова С. М., Зенкевич И. В. Инклюзивное образование в условиях
£
цифровизации учебной деятельности // Язык и текст. 2020. Том 7, № 4. С. 92-98. £ DOI 10.17759/langt.2020070407.
Ye. A. Shumilova1, Ye. Yu. Zhuravleva2, Ye. Yu. Nikitina3
:ORCID No. 0000-0001-8322-8884 Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences,
Head of the Department of Defectology and Special Psychology, Kuban State University, Krasnodar, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000 -0001-7853-203X Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Defectology and Special Psychology, Kuban State University, Krasnodar, Russia.
E-mail: [email protected]
3ORCID No. 0000-0001-9550-4700 r
ea
Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences, di
n
es
>1
Professor at the Department of Russian Language,
Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, —
South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. s
E-mail: [email protected]
READINESS OF AN INCLUSIVE TEACHER FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF DIGITAL
s
o
e
C6
a
o e
r r
r
TRANSFORMATION 4
o
Abstract |
Introduction. The article substantiates the relevance of identifying t deficits and finding new ways to develop digital competencies of teachers in an inclusive educational environment, due to the accelerating digital transformation of the Russian economy; an analysis of the results of the study of digital competencies among inclusive teachers is presented; describes the digital on
profile of an inclusive teacher and the author's position on the implementation of the main areas of professional development of teaching staff not only in the — field of formation of general pedagogical conscious restructuring and reformatting of the interaction space in the classroom, as well as their personal (digital) professional space. The purpose of the article is to describe the results of an empirical study and show the need for a systematic approach to the development of digital competencies among teachers involved in the implementation of
0
1 g
ran n
r
o n
adapted educational programs, allowing them to solve complex correctional-pedagogical and organizational-methodological tasks in the most effective way.
Materials and methods. The methodological research toolkit contains an analysis of the scientific literature devoted to the problem of the digital transformation of modern education, the formation of digital competencies of inclusive teachers; a package of diagnostic materials, including a survey in the form of a questionnaire; analysis of the results of the study.
Results. A methodology has been developed to identify the level of formation of digital competencies among inclusive teachers, which makes it possible to determine the level of their ICT competence, the main professional deficits of teachers and discuss the range of opportunities to overcome them in the process of digital transformation of the education system as a whole, to draw up a digital profile of an inclusive teacher; key ideas are formulated for updating professional development programs in terms of developing digital competencies of teachers in the context of inclusion.
Discussion. It is emphasized that the digital profile of an inclusive teacher, built on the basis of an analysis of professional competencies in the field of digitalization of inclusive education in the Krasnodar Territory, will allow engaging in a discussion with researchers from other regions of the Russian Federation and friendly countries; to highlight key ideas for updating professional development programs in terms of developing digital competencies of an inclusive teachers, which allows not only to realize the need for their training in the new conditions of the digital environment, but also to analyze the resources u. available for this, aimed at developing the personal competence of each partici-
£
pant in the educational activities in the context of digital transformation. çs Conclusion. The use of the concept of "digital competence of an in-
clusive teacher" and the structure of the digital profile of an inclusive teacher
le
>
a r
„§ contributes to the development of a new component of the professional com
N £
£
a >
o
petencies of an inclusive teacher, which contributes not only to the acceptance and development of digital competencies, but also to embed the acquired digital competencies into their daily conscious, purposeful professional pedagogical practice, which has a positive impact on understanding the ongoing trans-hu formations both at the national and global levels. ^ Keywords: Digital transformation of inclusive education; Digital
¡^ technologies; Digital educational environment; Inclusive education; Inclusive
teacher; Digital competence; Student with disabilities; Higher education pedagogy; Digital profile; Professional training; Future defectologists.
Highlights:
A methodology has been developed to identify the level of formation of digital competencies among inclusive teachers, which allows them to identify their main deficits and analyze resources to overcome them;
A digital profile of an inclusive teacher of the Krasnodar Territory has been b uilt;
Key ideas for updating professional development programs in terms of the development of digital competencies of inclusive teachers have been formulated. g
i s'
References |
f a n
s"
o
1. Voronina, Yu.V. (2019), Cifrovaya gramotnost pedagoga: analis sodergania ponyatia i struktura [Digital literacy of a teacher: analysis of the content of the concept and structure], Vestnik Orenburgskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta, 4 (32), 232-245. (In Russian). tt
2. Burns E., Silvennoinen E., Kopnov V. A., Shchipanova D. E., Papic -Blagojevic N. & Tomasevic S. (2020), "Supporting the Development of Digitally Competent VET Teachers in Serbia and Russia", Education and Science Journal, vol. 22, no 9, pp. 174-203. SS
3. Korshunova, G. N. (2018) Formirovanie IKT-kompetentnosti peda- 0
6. Akhmetova D.Z., Artyukhina T.S., Bikbayeva M.R., Sakhnova I.A.,
C6
a c h
№ -
r
r P
3
S
rs
gogicheskogo personala schkoly v usloviayh neformalnogo obrasovania [For- — mation of ICT competence of school teaching staff in conditions of informal education], Actualnye voprosy prepodovania matematiki, informatiki b infor-macionnyh tehnologiy, 3. 63-73. (In Russian).
4. Striker N.A. (2021) Proektirovanyemodeli formirovanya cifrovoy — kompetentnosty pedagoga. [Designing a model for the formation of digital competence of a teacher], Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, 4 (232), 55-64. (In Russian).
5. Yakovleva E.V. (2021) Cifrovay kompetentnoct buduschego pedagoga: komponentnyi sostav [Digital competence of the future teacher: component a
n
composition], Nauchno-metodicheskiy jurnal Koncept, 4, 46-57. (In Russian). o
f
di g
o1 r
Suchkov M.A. & Zaytseva E.A. (2020), Cifrovisaciy i inklusivnoe obrasovanie: n
tochki soprikosnoveniy [Digitalization and inclusive education: points of contact] Viyschee obrasovanie v Rossii, 29, 2, 141-150. (In Russian).
7. Shapiro N.A. (2019), Cifrovisaciy i obrasovanie: inklusivnyi aspect [Digitalization and education: an inclusive aspect] Materialy VIII Megdu-narodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii "Strategii i instrumenty uprav-lenia ekonomikoi: otraslevoy i regionalnyi aspect", 23 maya 2019 goda [Materials of the VIII International scientific and practical conference "Strategies and tools for managing the economy: sectoral and regional aspects"], Ob-shchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "NPO PB AS", St. Petersburg, May 23, 592-595. (In Russian).
8. Mahmudova S.M. & Zenkevich I.V. (2020), Inklusivnoe obraso-vanie v usloviyah cifrovisacii uchebnoi deyatelnosti [Inclusive education in the context of digitalization of educational activities], Yasyk i telo, 7, 4, 9298. DOI 10.17759/langt.2020070407. (In Russian).
Статья поступила в редакцию 27.04.2022; одобрена после рецензирования 28.04.2022; принята к публикации 29.04.2022.
The article was submitted 27.04.2022; approved after reviewing 28.04.2022; accepted for publication 29.04.2022.
a in
ikit .Yu
Ye.
,a v le vl
a r u
.Yu Ye.
,a v o
u
uhS
Ye.