Научная статья на тему 'ГОТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ А.С. ПУШКИНА "ГРОБОВЩИК" В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ'

ГОТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ А.С. ПУШКИНА "ГРОБОВЩИК" В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
200
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.С. ПУШКИН / ГОТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ / ЖАНР ХОРРОР / МИСТИКА / ГОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Евменова Т.С.

В данной статье рассматриваются возможности изучения неклассических литературных жанров в рамках школьного филологического образования. В качестве примера представлена повесть А.С. Пушкина «Гробовщик». Для повышения интереса учащихся к данному произведению отмечаются мотивы, сближающие готическую литературу с жанрами хоррор и мистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.S. PUSHKIN'S GOTHIC NOVEL "THE UNDERTAKER" IN SCHOOL STUDY

This article discusses the possibilities of studying non-classical literary genres in the framework of school philological education. The novel “the undertaker” by A.S. Pushkin is presented as an example. To increase the interest of students in this work, the motives that bring Gothic literature closer to the genres of horror and mysticism are noted.

Текст научной работы на тему «ГОТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ А.С. ПУШКИНА "ГРОБОВЩИК" В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ»

УДК 372.882

Евменова Т. С. студент 2 курса магистратуры филологический факультет

ГСГУ Россия, г. Коломна

ГОТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ А.С. ПУШКИНА «ГРОБОВЩИК» В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ

Аннотация: в данной статье рассматриваются возможности изучения неклассических литературных жанров в рамках школьного филологического образования. В качестве примера представлена повесть А.С. Пушкина «Гробовщик». Для повышения интереса учащихся к данному произведению отмечаются мотивы, сближающие готическую литературу с жанрами хоррор и мистики.

Ключевые слова: А.С. Пушкин, готическая повесть, жанр хоррор, мистика, готические мотивы.

Evmenova T.S. student of the 2nd course of a master's

philological faculty State University of Humanities and Social Studies

Russian Federation, Kolomna

A.S. PUSHKIN'S GOTHIC NOVEL "THE UNDERTAKER"

IN SCHOOL STUDY

Abstract: This article discusses the possibilities of studying non-classical literary genres in the framework of school philological education. The novel "the undertaker" by A.S. Pushkin is presented as an example. To increase the interest of students in this work, the motives that bring Gothic literature closer to the genres of horror and mysticism are noted.

Keywords: A. S. Pushkin, Gothic novel, horror genre, mysticism, Gothic motifs.

В современном школьном образовании мы все чаще сталкиваемся с проблемой, которая выражается в отсутствии мотивации у учащихся к чтению произведений из школьной программы или литературы в целом. Дети увлекаются чтением современной литературы, неклассической, или не читают вовсе.

Для того чтобы увлечь учащихся школьной программой по литературе, можно отредактировать ее состав при помощи неклассических

по своему содержанию произведений, которые могут заменить книги, предложенные учителю программой на выбор. Иногда это возможно сделать за счет сочинений того же автора.

Так, например, в программе по литературе В.Я. Коровиной для 5-9 классов 57 часов отводится на изучение произведений А.С. Пушкина [Коровина]. За пять лет обучения учащиеся познакомились и с эпическими, и с лирическими, и с драматическими произведениями, написанными А.С. Пушкиным. В программе предусмотрены 5ч на изучение «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Составители программы предлагают посвятить 2 урока в 6 классе на рассмотрение повести «Барышня-крестьянка» и 1 урок внеклассного чтения теме «Повести Белкина»: проблемы и герои», а также 2 часа в 7 классе на «Станционного смотрителя». Мы предлагаем посвятить урок внеклассного чтения изучению повести «Гробовщик»» и тему урока обозначить следующим образом: «А.С. Пушкин. Готические мотивы в повести «Гробовщик». Данное произведение смело можно отнести к жанрам мистики и ужасов. Если учащиеся ознакомятся с ними, то будут достигнуты следующие цели:

1) расширение литературного кругозора учащихся;

2) повышение интереса учеников к чтению;

3) открытие А.С. Пушкина как писателя с новой стороны.

В курсе литературы 5-9 классов учащиеся уже знакомились с творчеством писателя: сказками и стихотворениями, поэмами и романами, повестями и пьесами [Коровина]. Они уже взглянули на яркий мир пушкинских стихотворений, в которых есть «то удалое разгулье, то сердечная тоска», «вспышки пламенного и глубокого чувства, потрясавшего сердца, сжимавшего и волновавшего груди», «вспышки остроумия тонкого и язвительного, иронии вместе злой и тоскливой, которые поражали ум своею игрою», «картины жизни и природы, пред которыми была бледна жизнь и природа» [Григорьев] и мир прозаический, наполненный сюжетами, позволяющими «включить единичное, частное в систему отношений с общезначимым и всеобщим», движущимся «к более широкому и целостному охвату действительности - картинам взаимодействия человека с человеком, с обществом, с внешним миром вообще, к раскрытию связи между временным и вечным» [Петрунина]. В ходе предлагаемого нами занятия ученики окунутся в новый для них мир, мир мистики и фантастики в понимании Александра Сергеевича.

Предложенная нами для изучения на уроке малая проза относится к позднему периоду творчества писателя и имеет общую тематику с повестью «Пиковая дама» - столкновение героя с мистическим, сверхъестественным. Стоит подробнее рассмотреть повесть «Гробовщик», чтобы понять, какие готические мотивы роднят произведение с литературой мистики и ужаса.

Прежде всего стоит отметить, что повесть входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», вышедший в 1830 году. Повести подверглись неблагоприятной оценке современниками А.С. Пушкина, о чём свидетельствуют высказывания В.Г. Белинского, А. А. Бестужева (Марлинского), Ф.В. Булгарина, авторов рецензий в журналах «Московский телеграф», «Телескоп», в «Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду». По их мнению, в творчестве Пушкина в 30-е годы происходит упадок, который и отражается на «Повестях Белкина» [Сидяков].

Это неприятие в некоторой степени вызвано желанием А.С. Пушкина уйти от творческих принципов своих современников. Творческий метод Пушкина-прозаика в повестях формируется как реалистический, подчеркнуто противопоставленный сентиментальной и романтической традиции прозы того времени. Стремление автора отразить типические стороны жизни выражается в его обращении к жизни разных пластов населения, так, в «Гробовщике писателя показывает нам быт мелких московских ремесленников.

Но не только повседневное изображение жизни мы находим в данной повести. В «Гробовщике» мистический мир незаметно вплетается в реальную действительность. Фантастическое приключение гробовщика Адриана происходит в его сне, о чем читатель узнает только в развязке произведения. Переход из реального действия в сонное хорошо замаскирован, что не свойственно творчеству А.С. Пушкина, объявляющего сны и дающего им характеристику «чудные». В данной же повести этого не происходит, что не случайно.

Изначально, мертвецы приходят к Адриану Прохорову «на новоселье», они настроены дружелюбно по отношению к нему, несмотря на такие махинации гробовщика, связанные с похоронами, как выдача соснового гроба за дубовый. Герой выглядит удивленным, но не напуганным. Однако Адриан пугается, когда один из гостей «простер ему костяные объятия», кричит в ужасе и отталкивает скелет. И только в этот момент мертвецы обозлились на гробовщика и двинулись к нему, от страха перед чем он теряет сознание. Потусторонний мир отступает удовлетворенный судом над Адрианом Прохоровым.

Стоит отметить несколько мотивов, сближающих повесть «Гробовщик» с литературой ужаса:

1) автор намеренно скрывает переход от реальности к сновидению гробовщика, чтобы вызвать у читателя чувство страха, что является основной функцией произведения в жанре хоррор;

2) тематика: столкновение реального мира и потусторонних сил;

3) наличие тематизированных персонажей литературы страха, а именно, мертвецы, восставшие из своих могил;

4) эффект ужаса также достигается при помощи лексики: дьявольщина, ноги его подкосились, узнал с ужасом, потерял присутствие духа и т.д.,

5) сам мотив кошмарного сна, в котором герой сталкивается с мистическим.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что А.С. Пушкин намеренно использует готические мотивы. Автор использует ужас, чтобы достигнуть своего замысла: через чувство страха он взывает к совести читателей, напоминает о том, что каждый из нас рано или поздно окажется перед великим судом.

Также рассмотренная выше повесть позволяют нам говорить о том, что классическая литература нередко пересекается с современной, а значит, некоторые ее образцы могут заинтересовать и увлечь учащихся наравне с новейшими книгами.

Использованные источники:

1. Коровина В.Я. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной. 5—9 классы: учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций /В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева; [под ред. В.Я. Коровиной]. — М.: Просвещение, 2014. — 354 с.

2. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 17 т. / А С. Пушкин. - М.: Воскресенье, 1995. - Т. 8, кн. 3. - 496 с.

3. Сидяков Л. С. Пушкин и развитие русской повести в начале 30-х годов XIX века // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. — Т. 3. — С. 193—217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.