Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА В ДЕТЕКТИВЕ М. Р. РАЙНХАРТ "ВИНТОВАЯ ЛЕСТНИЦА"'

ТРАДИЦИИ ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА В ДЕТЕКТИВЕ М. Р. РАЙНХАРТ "ВИНТОВАЯ ЛЕСТНИЦА" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
394
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Art Logos
ВАК
Ключевые слова
ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН / ДЕТЕКТИВ / ТРАДИЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ / ОБРАЗ / ГЕРОЙ / МОТИВ / ЖАНР / M. РАЙНХАРТ / GOTHIC NOVEL / DETECTIVE / TRADITIONS / ARTISTIC SPACE / ARTISTIC TIME / IMAGE / HERO / MOTIVE / GENRE / M. REINHART

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жиркова М.А.

В статье рассматриваются традиции готического романа в первом детективном произведении американской писательницы М. Р. Райнхарт. Черты готического романа прослеживаются на различных уровнях: организация художественного времени и пространства, страшная тайна, традиционные герои, атмосфера страха и ужаса, основные мотивы. Роман «Винтовая лестница» детектив, построенный по схеме готического романа, в котором главным становится не категория ужасного и не мотив страшной тайны, а проникновение в тайну, постепенное приближение к ее разгадке. Таким образом, готический роман становится основой детективного: из него берутся мотив тайны, преступление, герой-злодей, раскрытие загадки преступления и восстановление справедливости, что составляет сюжетную основу нового жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tradition of the Gothic Novel in the Detective M. R. Rinehart "Spiral Staircase

The article deals with the traditions of the Gothic novel in the first detective work of the American writer M. R. Rinehart. Features of the Gothic novel can be traced at different levels: the organization of artistic time and space, a terrible mystery, traditional characters, the atmosphere of fear and horror, the main motives. The novel "The Spiral staircase" detective the concept of a Gothic novel in which the main thing is not the category is terrible and not the motive of a terrible secret, and the penetration into the mystery, the gradual approximation to its solution. Thus, the Gothic novel becomes a detective: taken from the first motif of mystery, crime, hero-villain, uncovering the mysteries of crime and justice that is the basis of a new narrative genre.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА В ДЕТЕКТИВЕ М. Р. РАЙНХАРТ "ВИНТОВАЯ ЛЕСТНИЦА"»

УДК 821.161.1

ГРНТИ 17.09

М. А. Жиркова

Традиции готического романа в детективе М. Р. Райнхарт «Винтовая лестница»

В статье рассматриваются традиции готического романа в первом детективном произведении американской писательницы М. Р. Райнхарт. Черты готического романа прослеживаются на различных уровнях: организация художественного времени и пространства, страшная тайна, традиционные герои, атмосфера страха и ужаса, основные мотивы. Роман «Винтовая лестница» - детектив, построенный по схеме готического романа, в котором главным становится не категория ужасного и не мотив страшной тайны, а проникновение в тайну, постепенное приближение к ее разгадке. Таким образом, готический роман становится основой детективного: из него берутся мотив тайны, преступление, герой-злодей, раскрытие загадки преступления и восстановление справедливости, что составляет сюжетную основу нового жанра.

Ключевые слова: готический роман, детектив, традиции, художественное пространство, художественное время, образ, герой, мотив, жанр, M. Райнхарт.

Marina Zhirkova

Tradition of the Gothic Novel in the Detective M. R. Rinehart «Spiral Staircase»

The article deals with the traditions of the Gothic novel in the first detective work of the American writer M. R. Rinehart. Features of the Gothic novel can be traced at different levels: the organization of artistic time and space, a terrible mystery, traditional characters, the atmosphere of fear and horror, the main motives. The novel "The Spiral staircase" - detective the concept of a Gothic novel in which the main thing is not the category is terrible and not the motive of a terrible secret, and the penetration into the mystery, the gradual approximation to its solution. Thus, the Gothic novel becomes a detective: taken from the first motif of mystery, crime, hero-villain, uncovering the mysteries of crime and justice that is the basis of a new narrative genre.

Key words: Gothic novel, detective, traditions, artistic space, artistic time, image, hero, motive, genre, M. Reinhart.

© Жиркова М. А., 2019 © Zhirkova M., 2019

Мэри Робертс Райнхарт (1876-1958) - американская писательница, автор более 50 детективных романов и множества рассказов. В первом опубликованном романе «Винтовая лестница» (1908), принесшем писательнице известность, наблюдаются черты готического жанра, поэтому неслучайно в России он издавался в сборнике под названием «Неоготический роман» [8]. Готический роман, возникший на рубеже XVIII - XIX веков в творчестве Г. Уолпола, А. Радклиф, М. Г. Льюиса, М. Шелли, Ч. Р. Метьюрина, завоевал интерес у читателей и продолжил свое развитие в ХХ - XXI веках в неоготике, мистике, жанрах триллера, детектива, хоррора [2; 10; 12].

Цель нашего небольшого исследования - выявить черты готического романа в первом детективном произведении американской писательницы М. Р. Райнхарт «Винтовая лестница» и определить влияние готического романа на становление детективной литературы в целом.

Рассмотрим элементы готического романа на разных уровнях произведения М. Р. Райнхарт.

1. Организация художественного пространства

Для готического романа характерен особый топос: действие обычно происходит в старинном замке, монастыре или аббатстве [2, с. 91; 7, с. 26; 9, с. 50]. В романе «Винтовая лестница» главная героиня - мисс Рэчел Иннес -снимает на полгода усадьбу с домом времен королевы Елизаветы I, в котором 22 комнаты, 5 ванных комнат, веранда. В отличие от готического замка это светлый и просторный дом, в котором много больших окон, колон, арок, зеркал. Но есть и настораживающие моменты, например, огромный дом кажется новым жильцам неуютным; пугает эхо от шагов в пустом помещении («Эхо вторило нашим шагам, словно мы двигались в пещере» [11, с. 11]), и отражающиеся в зеркалах фигуры идущих людей вызывают страх, а также экономка перед их приездом почему-то перебралась из дома во флигель садовника, находящийся в отдалении.

В романе М. Р. Райнхарт все концентрируется вокруг дома - странные звуки, незваные гости, убийства: «Господи, что же за ночи я переживала в этом доме, полном тайн, смертей, стуков, взломов, шагов в темноте, незнакомцев, подглядывающих в окна, поджигающих строения, пугающих прислугу до разрыва сердца! День и ночь нас охраняли, но все было напрасно: по дороге в имение, на веранде, на чертовой винтовой лестнице нас подстерегала смертельная опасность...» [11, с. 154]. В восточном крыле на второй и третий этажи вела узкая винтовая лестница, которая и дала название роману. Именно здесь происходят странные и пугающие события: ночью появляются царапины на ступенях; слышатся острожные шаги; теряет сознание и падает

с лестницы одна из героинь; стреляет в незваных гостей новая хозяйка усадьбы и тоже теряет сознание от пережитого волнения; на полу у подножия лестницы находят первый труп, а в конце там же погибает главный злодей. Е. В. Григорьева отмечает такую особенность первого готического романа: «Г. Уолпол, используя замок в качестве уже существующей художественной модели, уходящей корнями в рыцарский роман, кардинально менял фокус. Замковое пространство начинает осуществлять до сих пор не присущую ему функцию: оно выявляет преступника, наказывает его и восстанавливает справедливость» [2, с. 92]. В романе М. Райнхарт гибель главного злодея, с одной стороны, случайна: бежал по винтовой лестнице, споткнулся, упал, сломал шею, но с другой - предопределена самим жанром. По законам как готического, так и детективного произведений зло должно быть наказано, а справедливость восстановлена. Наказание последовало в данном случае в духе готического романа - это наказание свыше, судьба или фатум.

Готический замок полон сложных переходов, в нем могут быть мрачные подземелья, потайные ходы, замаскированные двери. В романе М. Райнхарт обнаруживается дверь в подвал, когда детектив запирает кого-то в комнате под винтовой лестницей: «Сначала мне показалось, что это шкаф, совершенно пустой. Но, присмотревшись, я пришла в ужас. Вместо пола в шкафу была дыра, откуда тянуло сыростью. Мистер Джеймисон запер кого-то в шахте, ведущей в подвал. Когда я нагнулась, мне послышалось, что внизу кто-то стонет» [11, с. 36]. Этот подвал вызывает массу волнений и страхов почти у всех обитателей дома, ведь это место возможного побега из дома или, наоборот, проникновения неизвестного лица.

Готическое пространство (замок, монастырь и т.п.) - замкнутое пространство, создающее ощущение изолированности от внешнего мира. Это порождает страх и ощущение беззащитности. В романе М. Райнхарт обитатели усадьбы и территориально находятся в отдалении от деревни, и сослов-но: представители высшего света отделены от окружающих, даже слуги держатся особняком и своими знаниями или наблюдениями не спешат делиться с новыми хозяевами усадьбы.

Для готического романа характерны развалины старинного замка, в романе в какой-то момент они тоже появляются, правда, ими становятся руины конюшни, которую поджигают, чтобы выманить жильцов дома и отвлечь их внимание. В произведениях рассматриваемого жанра художественное пространство постепенно сужается, как отмечает А. А. Пушкина: «Движение пространства происходит за счет его сворачивания: от открытого в замкнутое, с постепенным усилением» [10, с. 322]. Исследователи отмечают также

такую особенность изображения художественного пространства готического романа, как развертывание его вглубь, когда «автор превращает его в цепь замкнутых пространств» [4]. В романе «Винтовая лестница» обнаруживается потайная комната, вход в которую замаскирован камином. В плену этой комнаты неожиданно оказывается главная героиня, а совершенное открытие оборачивается для нее ловушкой и тяжелым испытанием. Проникновение в потайную комнату главного злодея будет кульминационным моментом романа, за которым последуют новая смерть и развязка.

2. Художественное время

Время действия основных событий в готическом романе - ночное [2, а 91]. Действие в романе «Винтовая лестница» происходит летом, есть описание ярких солнечных дней, даже сама усадьба называется «Солнечное»: «Днем Солнечное вполне отвечало своему названию. Я никогда больше не видела такого пронизанного солнцем уютного и веселого дома. Много света и солнца» [11, с. 164]. Но главные события, определяющие развитие сюжета, совершаются ночью. Ночью у дома видят незнакомца, позднее в дом не раз пробираются незваные гости; раздается выстрел и обнаруживается труп неизвестного мужчины; старый дворецкий видит, как он считает, призрак умершего хозяина, что привод к разрыву сердца и смерти старого слуги; вместе с детективом группа людей отправляется на кладбище и проникает в склеп, чтобы раскопать свежую могилу и выяснить правду о смерти хозяина усадьба Пола Армстронга.

Изображение времени в готическом романе ретроспективно: движется из настоящего в прошлое. Завязка конфликта, как правило, отнесена к далекому прошлому и определяет настоящее. По наблюдениям исследователей, «прошлое, обычно связанное с тайной или преступлением, мистически проникает в настоящее, определяя судьбу героев» [2, а 92]; «прошлое в готическом романе вливается в настоящее и определяет будущее» [10, а 323]; «В готическом произведении, как правило, присутствуют несколько временных пластов, разделенных между собой несколькими десятилетиями или даже веками» [9, а 50]. Роман «Винтовая лестница» повествует о событиях недавнего времени - главная героиня вспоминает, вероятно, прошлогоднее лето. Но сами события, те страхи, которые пришлось пережить героям тем летом, корнями уходят в более отдаленное время. Совершенные предательство и подлость, воровство и мошенничество в прошлом определили поведение отрицательных героев в настоящем, наказание и торжество справедливости в будущем.

3. Атмосфера страха и ужаса

Готическому роману, по мнению А. А. Елистратовой, свойственно тяготение к фантастическим и таинственным сюжетам, мелодраматическим эффектам, мрачному и трагическому колориту [3, с. 589]. Главная героиня говорит о первой проведенной в новом доме ночи: «Однако после этой ночи мне ни разу не довелось класть голову на подушку и оставаться уверенной, что она останется на ней до утра или вообще сохранится у меня на плечах» [11, с. 7]. По мнению А. С. Суриковой, «готический роман - это, безусловно, история, в которой "ужас" играет очень важную, а иногда даже и главенствующую роль» [14, с. 147]. Атмосфера неизвестности, опасности, постоянного напряженного ожидания беды усиливают чувство страха в романе. Атмосфера ужаса создается также за счет ощущения, что в доме обитает приведение, когда раздаются странные звуки или слышатся чьи-то осторожные шаги: «Кто-то постукивал металлом по металлу, и этот звук отдавался в пустых коридорах, как звон колокола, возвещавшего конец света» [11, с. 12]; «Я видела привидение, - зашептала она. - Это женщина, вся в белом. Она была в конце коридора» [11, с. 87].

Еще одна особенность дома: электростанция в деревне работает до 12 часов, и в полночь везде гаснет свет, тогда свечи и керосиновые лампы становятся единственным освещением в ночное время - все это тоже создает особую атмосферу, близкую к готическому роману, ночная темнота усиливает чувство страха.

4. Мотив тайны

Готический роман строится вокруг страшной тайны, которая может быть связана с семьей, наследством, с преступлением или предательством в прошлом [12, с. 12; 14, с. 146]. В романе М. Райнхарт оказывается несколько таких тайн. Одна из них семейная и связана с первым убитым - Арнольдом Армстронгом, его тайной женитьбой, брошенной женой и ребенком. Поведение по отношению к ребенку и является причиной его гибели: жена умерла после родов, оставшийся на руках ее сестры маленький сын забыт отцом и воспитывается любящей его тетей. Для родного отца мальчик становится поводом для шантажа, угрозы выкрасть его заставляют молодую женщину прятать ребенка и платить шантажисту, для которого это лишь возможность пить и развлекаться за чужой счет. Как и в готических романах, тайна рождения ребенка раскрыта, и он будет восстановлен в своих законных правах. Вторая тайна связана с ограбленным банком, похищенными ценными бумаги и деньгами, ее раскрытие также способствует восстановлению справедливости. В-третьих, в конце романа становится понятным странное поведение

влюбленных пар, которое вызывало немало недоумений, вопросов и предположений у главной героини.

5. Трагическое развитие темы любви

Кроме детективного сюжета в романе присутствует несколько любовных линий. В первую очередь, они связаны с племянником и племянницей главной героини. В отношениях племянницы Гертруды Иннес и кассира банка Джона Бейли наблюдается мотив запретной любви, ведь молодой человек является подозреваемым в деле банкротства Торгового банка, он может быть мошенником, даже преступником. В отношениях племянника складывается любовный треугольник: Хелси Иннес, Луиза Армстронг и доктор Уолкер. Здесь возникает мотив насильственного или вынужденного брака, заключенного не по любви. В конце все преступления будут раскрыты, и истинная любовь победит.

6. Особенности повествования

Исследователь английской литературы А. А. Елистратова отмечает, что в готическом романе «вырабатываются новые приемы повествования, призванные неопределенными намеками, смутными внушениями возбуждать трепетное любопытство читателя, пробуждать в нем неясные догадки и предчувствия, заставлять его устремляться по ложному следу с тем, чтобы после долгих блужданий в лабиринте неведомого он вновь оказался перед лицом неразрешенной тайны» [3, а 593]. В романе М. Р. Райнхарт постоянно присутствуют намеки на какие-то страшные происшествия, например: «Если бы она тогда рассказала мне всю правду!» [11, с. 61] или замечание после первой бессонной ночи, проведенной в новом доме: «Итак, мы просидели с ней до утра, думая о том, хватит ли нам свечи и каким поездом нам надо уехать обратно в город. О, было бы прекрасно, если бы мы поутру не изменили этого своего решения и уехали, пока еще было не поздно!» [11, с. 13]. Горничная главной героини очень суеверна и после того, как разбивается зеркальце, глядя на его осколки, восклицает: «Кто-то умрет!» [11, с. 13]. А слова старого дворецкого фактически указывают на главного злодея: «могилы не принимают мертвецов» [11, с. 106].

7. Герои готического романа

Традиционные герои готического романа: абсолютный злодей, благородный рыцарь, сентиментальная героиня, - в романе М. Р. Райнхарт удваиваются. Функцию главного готического героя-злодея выполняет владелец усадьбы Пол Армстронг, он же президент обанкротившегося и обворованного им же Торгового банка. Но к нему в качестве отрицательного персонажа присоединяется его сын - Арнольд Армстронг. Героев объединяют эгоизм,

алчность, способность на обман, подлость и преступление. Так, первые сведения об Арнольде Армстронге - слухи о подделке подписи отца на банковской бумаге, а после его смерти: «Все, кто знал молодого Армстронга, не особенно переживали, что его нет в живых» [11, с. 55].

О Поле Армстронге читатель узнает со слов других героев, о его жадности к деньгам говорится неоднократно. Местный священник отказывается служить панихиду по нему, сказавшись больным: «Богатые люди должны быть добрыми, - произнес он задумчиво. - Они окружены красотой, а красота облагораживает человека. И все же, хотя о мертвых не говорят плохого, мистер Армстронг не понимал этого. Он смотрел на эти поля и деревья не как на созданные Богом, а лишь как на свою собственность. Он очень любил деньги, мисс Иннес. И служил своему золотому тельцу. Не хотел ни власти, ни продвижения по службе. Хотел только денег» [11, с. 111]. С образом Пола Армстронга связаны также такие готические мотивы, как явление призрака, живой мертвец, возвращение из могилы, поскольку объявленная смерть героя оказывается мнимой.

Функцию благородного рыцаря выполняют племянник главной героини Хелси Иннес и Джон Бейли, он же кассир банка и возлюбленный Гертруды Иннес. Они активно помогают расследованию, даже рискуют жизнью, правда, при этом и мешают официальному следствию, скрывая важные улики и обстоятельства происшествия. Но именно их совместные усилия помогают обнаружить вход в потайную комнату, освободить попавшую в ловушку главную героиню, а заодно найти украденные деньги и ценные бумаги и в итоге раскрыть преступление.

Образ молодой сентиментальной девушки готического романа также воплощен в двух героинях: Луизе Армстронг, падчерице Пола Армстронга, и Гертруде Иннес. Обе героини похожи на традиционный романный образ юной и невинной девушки: они лишь присутствуют на заднем плане и косвенно причастны к основному сюжету; с ними связаны любовные линии романа. Но все-таки главной героиней романа является «старая дева средних лет», как себя характеризует Рэчел Иннес, которой достается роль невинной жертвы. Именно от ее лица ведется повествование, и она не пассивный наблюдатель, а активный участник многих событий. Это как раз традиционная героиня детективного романа. Она сама с удовольствием примеряет на себя роль детектива: «Если бы я была мужчиной, мне следовало бы гоняться за преступниками с таким же упорством, как мой предок в овечьей шкуре преследовал дикого кабана» [11, с. 7] или «у меня было полно подозрений, -я сама займусь расследованием и расскажу мистеру Джеймисону только то,

что сочту нужным» [11, с. 63]. Она действительно пытается разобраться в происходящем, правда, дальше составления вопросов дело не идет. Если другие герои часто испытывают чувство страха и даже ужаса, то главная героиня о себе не раз заявляет: «Но меня не так легко испугать» [11, с. 8]; «Я дрожала от страха, но была полна решимости» [11, с. 35]; «я решительно открыла дверь и вышла в темноту ночи. <...> Я никогда не была трусихой» [11, с. 48]. В силу возраста она наделена здравым смыслом и иронией. Именно стиль ее рассказа определяет ироническую окрашенность происходящего и создает комический подтекст романа.

8. Ирония в романе. В романе, несмотря на нагнетание ужаса и страха, много иронии и юмора. Начало романа выдержано в ироническом тоне и дано хотя и от лица героини, но в третьем лице: «Это история о том, как старая дева средних лет совсем потеряла разум, оставила в городе уютную квартиру и сняла на лето дом в деревне, в результате чего оказалась в самом центре таинственных преступлений, на которых довольно хорошо заработали журналисты и детективы, чему они были безмерно рады» [11, с. 4]. Далее следует забавное замечание о том, как пугается горничная при мысли о возвращении в страшное место, где они провели лето, что «в какой-то степени доказывает: лето все же прошло успешно» [11, с. 5]; проскальзывает легкая обида в комментариях к газетным публикациям: «детектив, сам говорил мне, что без меня он не смог бы ничего сделать, хотя в своем интервью он об этом почему-то не упомянул...» [11, с. 5]. В таком же легком и ироничном тоне описывается история взаимоотношений с осиротевшими племянником и племянницей. Все это настраивает читателя на восприятие происходящего с комической точки зрения.

Комично описание отношений главной героини и ее горничной, оно пунктирно пронизывает весь роман. Храбрая мисс Иннес и ее трусоватая горничная Лидди составляют комическую пару. Простоватая горничная, верящая в присутствие потусторонних сил, готова в любой момент уехать из пугающего дома, но плачет и отказывает, когда хозяйка соглашается помочь ей с отъездом. Ситуация с кладбищем не только пугает, но и веселит. Мисс Иннес не успевает спрятать грязные после похода на кладбище ботинки, и найденные утром они вызывают у ее горничной догадку, неожиданно совпадающее с истинным происшествием: «Посмотрите на ботинки. Это же ваши, мисс Рэчел. Они все в грязи и совсем мокрые. Можете надо мной смеяться сколько хотите, но их кто-то надевал. И от них пахнет кладбищем. Откуда мы знаем, что оно не бродило этой ночью по казановскому кладбищу и не сидело на могилах! Мистер Джеймисон чуть не подавился» [11, с. 166]. В

дальнейшем эти грязные по неизвестной для горничной причины ботинки рождают у нее предположение о привидении, обитающем в доме. Мисс Ин-нес сама способствует созданию новой истории о приведении, когда в поисках входа в потайную комнату вылезает на крышу. Стоящей на краю крыши в развевающемся домашнем халате ее увидел мальчик: «С минуту он стоял как парализованный, потом заорал, бросил газеты и помчался через поляну к дороге, ни разу не обернувшись. Таким образом возникла легенда о Серой леди, которая до сих пор в Казанове часто повторяется» [11, с. 172].

Кульминационный момент романа, когда в потайную комнату проникает Пол Армстронг, чтобы забрать похищенные деньги и ценные бумаги, с одной стороны, напряженный, а с другой - комический. Запертая в ловушке главная героиня случайно разбивает лампу, лишая комнату единственного источника света. Попавший наконец в секретную комнату Пол Армстронг никак не ожидал здесь кого-то застать, поэтому, когда в темноте его кто-то коснулся рукой, он - таинственный ночной гость, фактически злодей и преступник -сам пугается: «Чья-то рука в пустой комнате! Он отпрянул и, по-моему, перестал дышать. Думаю, он был в ужасе. Потом стал пятиться от меня задом» [11, с. 175]. Роман М. Р. Райнхарт можно назвать первым ироническим детективом в истории жанра.

Ирония и юмор присутствовали и в первом готическом романе Г. Уол-пола «Замок Отранто», что связано было с образами слуг. Комическое в принципе не чуждо готическому роману, как утверждает Н. А. Соловьева: «Юмор смягчает жесткие литературные каноны готики, вносит в нее элемент насмешки, неверия, рассказ призрака с детальными земными подробностями, с бытовыми зарисовками, человеческой наблюдательностью, подмечающей типические черты лица или явления, снимает налет таинственного, страшного, обычного для романа ужасов» [13, с. 90]. Позднее приемы готического романа становятся предметом пародии: «черты "готических" романов, со временем превратившиеся просто в штампы, были замечены уже в начале XIX века. И тогда же появились пародии - романы Д. Остен «Нортенгерское аббатство» и Т. Л. Пикока «Аббатство кошмаров» (оба впервые изданы в 1818 году). В них необычайно точно были подмечены «общие места» «готического» жанра. Сконцентрированные и слегка утрированные, они создавали явно комический эффект» [7, с. 26].

Не будем утверждать, что М. Р. Райнхарт создает новый пародийный роман. Скорее, американская писательница не ставит своей целью написать новую пародию на готический роман, она использует возможности готического романа для создания нового - детективного. Именно на рубеже

XIX - XX веков происходит активное формирование детективного жанра, когда он начинает приобретать читательскую популярность и вызывать писательский интерес.

Итак, черты готического романа прослеживаются на различных уровнях произведения М. Р. Райнхарт: организация художественного времени и пространства, страшная тайна, традиционные герои, атмосфера страха и ужаса, основные мотивы (трагическая любовь, явление мертвеца и т.п.). Роман «Винтовая лестница» - детектив, построенный по схеме готического романа, в котором главным становится не категория ужасного и не мотив страшной тайны, а проникновение в тайну, постепенное приближение к ее разгадке. В романе Райнхарт на первом месте не погружение в страх и ужас, а разгадывание череды странных событий, смертей и преступлений, что является сюжетной основой детективного жанра. Как и в готическом жанре, художественное пространство романа М. Р. Райнхарт играет ведущую роль, не случайно роман назван по одному из пространственных элементов. Замкнутое пространство - одно из наиболее часто встречающихся в детективном жанре. В романе «Винтовая лестница» также присутствует детектив-полицейский, хотя повествование ведется от лица героини, непосредственной участницы событий, что заслоняет официальное расследование. Таким образом, детективный роман фактически вырастает из готического.

Исследователями детективного жанра не раз отмечалось, что готический роман наряду с авантюрным является его источником [5; 15, а 55]. Можно вспомнить, что в творчестве родоначальника детективного жанра Э. По сосуществуют «страшные» новеллы и логические или «рациоцинации», по определению самого писателя [6, а 212-213], а описание места преступления в новелле «Убийство на улице Морг» выдержано в духе готических ужасов. О. Ю. Анцыферова замечает: «Главное же новаторство Эдгара По в том, что он пытается логически проникнуть в чудесное и таинственное, и это отчетливо выделяет его из среды романтиков. По был первым, кто соединил в своем творчестве таинственное и его интеллектуальный анализ. Благодаря новому сочетанию старых элементов и стало возможным возникновение нового жанра детективной новеллы» [1]. В романах Ч. Диккенса («Холодный дом, «Тайна Эдвина Друда»), У. Коллинза («Женщина в белом», «Лунный камень»), Д. Ш. Ле Фаню («Дом у кладбища», «Дядя Сайлас»), которые традиционно относят к истокам развития детективного жанра, также присутствуют элементы готического романа. Сохраняются черты готического романа и в дальнейшем развитии детектива, например, в творчестве А. Конан Дойла, А. Кристи.

Таким образом, готический роман становится источником детективного: из первого берутся мотив тайны, преступление, герой-злодей, раскрытие загадки преступления и восстановление справедливости, что составляет сюжетную основу нового жанра.

Список литературы

1. Анцыферова О. Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. Проблема жанра. Иваново: Изд-во ИвГУ, 1994. С. 21-36. Электронный ресурс. Режим доступа: https://prowriterslab.com/blog/2009-02-08-170/

2. Григорьева Е. В. «Ужас - главное орудие автора» («готический» роман в европейском художественном дискурсе) // Научная мысль Кавказа. 2009. № 4 (60). С. 89-94.

3. Елистратова А. А. Готический роман // История английской литературы. М.-Л.: Академия Наук СССР, 1945. Т. I. Вып. 2. С. 588-613.

4. Заломкина Г. В. Пространственная доминанта в готическом типе сюжетного развертывания // Вестник Самарского государственного университета. 1999. № 3 (13). С. 78-88. Электронный ресурс. Режим доступа: http://vestniksamgu.ssau.ru/gum/1999web3/litr/199930602.html

5. Кириленко Н. Н. К вопросу об истоках жанра классического детектива (заметки) // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2012. № 18 (98). С. 25-31.

6. Ковалев Ю. В. Эдгар Аллан По: Новеллист и поэт. Л.: Худож. литература, 1984.

7. Малкина В. Я. Поэтика исторического романа: Проблема инварианта и типология жанра. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002.

8. Неоготический детектив. Романы: Совсем как ангел / М. Миллар. Винтовая лестница / М. Р. Райнхарт. М.: ИМА-пресс, 1993. 456 с.

9. Полякова А. А. Готическая проза // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2008. С. 49-50.

10. Пушкина А. А. Готический роман и зарождение неоготического направления в культуре // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 2. № 2. С. 319-330.

11. Райнхарт М. Р. Винтовая лестница // Райнхарт М. Р. Остросюжетный детектив. М.: РИЦК «Фемида-Ю», 1994. Вып. 25. С. 3-182.

12. Скобелева В. Е. Традиция готического романа в английской литературе XIX и XX веков: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2008. 19 с.

13. Соловьева Н. А. У истоков английского романтизма. М.: МГУ, 1988.

14. Сурикова А. С. По следам готического романа вместе с английской исследовательницей Э. Биркхерд // Начало. 2012. № 5. С. 145-162.

15. Тамарченко Н. Д. Детективная проза // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2008. С. 55-56.

References

1. Ancyferova O. YU. Detektivnyj zhanr i romanticheskaya hudozhestvennaya sistema [Detective genre and romantic art system] Nacional'naya specifika proizvedenij zarubezhnoj lit-eratury XIX - XX vekov. Problema zhanra [National specifics of works of foreign literature of

the XIX - XX centuries. The problem of the genre]. Ivanovo: Izd.-vo IvGU, 1994. Pp. 21-36. Elektronnyj resurs. Rezhim dostupa: https://prowriterslab.com/blog/2009-02-08-170/

2. Grigor'eva E.V. «Uzhas - glavnoe orudie avtora» («goticheskij» roman v evropej-skom hudozhestvennom diskurse) ["Horror is the author's main instrument" ("Gothic" novel in European art discourse)] Nauchnaya mysl' Kavkaza [Scientific thought of the Caucasus]. 2009. № 4 (60). Pp. 89-94.

3. Elistratova A. A. Goticheskij roman [Gothic roman] Istoriya anglijskoj literatury [История английской литературы]. Moscow-Leningrad: Akademiya Nauk SSSR, 1945. T. I. Vyp. 2. Pp. 588-613.

4. Zalomkina G. V. Prostranstvennaya dominanta v goticheskom tipe syuzhetnogo raz-vertyvaniya [Spatial dominant in the Gothic type of storyline deployment] Vestnik Samarskogo gosu-darstvennogo universiteta [Bulletin of Samara State University]. 1999. № 3 (13). Pp. 78-88. Elektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://vestniksamgu.ssau.ru/gum/1999web3/litr/199930602.html

5. Kirilenko N. N. K voprosu ob istokah zhanra klassicheskogo detektiva (zametki) [On the origins of the classic detective genre (notes)] Vestnik RGGU. Seriya: Istoriya. Filologiya. Kul'turologiya. Vostokovedenie [Bulletin of the Russian State Humanitarian University. Series: History. Philology. Culturology. Oriental Studies]. 2012. № 18 (98). Pp. 25-31.

6. Kovalev YU. V. Edgar Allan Po: Novellist ipoet [Edgar Allan Poe: Novelist and Poet]. Leningrad: Hudozh. literatura Publ., 1984.

7. Malkina V. YA. Poetika istoricheskogo romana: Problema invarianta i tipologiya zhanra [Poetics of a historical novel: The problem of invariant and typology of the genre]. Tver': Tver. gos. un-t, 2002.

8. Neogoticheskij detektiv. Romany: Sovsem kak angel / M. Millar. Vintovaya lest-nica / M. R. Rajnhart [Neo-Gothic detective. Novels: Just Like an Angel / M. Millar. Spiral Staircase / M. R. Reinhart]. Moscow: IMA-press, 1993. 456 p.

9. Polyakova A. A. Goticheskaya proza [Gothic prose] Poetika: slovar' aktual'nyh termi-nov i ponya-tij /gl. nauch. red. N. D. Tamarchenko [Poetics: a dictionary of relevant terms and concepts / Ch. scientific ed. N. D. Tamarchenko]. Moscow, 2008. Pp. 49-50.

10. Pushkina A. A. Goticheskij roman i zarozhdenie neogoticheskogo napravleniya v kul'ture [Gothic novel and the emergence of a neo-Gothic culture] Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad State University. A.S. Pushkin]. 2015. T. 2. № 2. Pp. 319-330.

11. Rajnhart M. R. Vintovaya lestnica [Spiral staircase] Rajnhart M. R. Ostrosyuzhetnyj detektiv [Action detective]. Vyp. 25. Moscow: RICK «Femida-YU» Publ., 1994. Pp. 3-182.

12. Skobeleva V. E. Tradiciya goticheskogo romana v anglijskoj literature XIX i XXvekov: avtoref. disser. ... kand. filol. nauk [The tradition of the Gothic novel in English literature of the XIX and XX centuries: author. diss ... cand. filol. of sciences]. Moscow, 2008. 19 p.

13. Solov'eva N. A. U istokov anglijskogo romantizma [At the origins of English romanticism]. Moscow: MGU Publ., 1988.

14. Surikova A. S. Po sledam goticheskogo romana vmeste s anglijskoj issledovatel'-nicej E. Birkkherd [In the footsteps of the Gothic novel, along with the English scholar E. Birkherd] Nachalo [Start]. 2012. № 5. Pp. 145-162.

15. Tamarchenko N. D. Detektivnaya proza [Detective story] Poetika: slovar' aktual'nyh terminov i ponyatij [Poetics: a dictionary of relevant terms and concepts] / gl. nauch. red. N. D. Tamarchenko. Moscow, 2008. Pp. 55-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.