Научная статья на тему 'Готическое измерение отечественного детектива начала 2000-х гг. (на материале романов М. Юденич)'

Готическое измерение отечественного детектива начала 2000-х гг. (на материале романов М. Юденич) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
316
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТИКА / ПРИЕМ / СЮЖЕТ / ХРОНОТОП / ДЕТЕКТИВ / GOTHIC / DEVICE / PLOT / CHRONOTOP / DETECTIVE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Осьмухина О. Ю., Казачкова А. В.

Анализируется синтез готической и детективной традиций в романах «Стремление убивать» и «Welcome to Трансильвания», в которых классическая детективная триада «преступник жертва расследователь» включены в готический антураж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASUREMENT OF THE DOMESTIC GOTHIC DETECTIVE BEGINNING 2000-ies. (ON M. YUDENICH FICTION)

Analyses the synthesis of Gothic and Detective traditions in the novels «A time to kill» and «Welcome to Transylvania», where the classic detective triad «offender-victim-the rassledovatel» included in the Gothic surroundings.

Текст научной работы на тему «Готическое измерение отечественного детектива начала 2000-х гг. (на материале романов М. Юденич)»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 253-256

УДК 801.73

ГОТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДЕТЕКТИВА НАЧАЛА 2000-х гг. (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНОВ М. ЮДЕНИЧ)

© 2014 г. О.Ю. Осьмухина, А.В. Казачкова

Мордовский госуниверситет им. Н.П. Огарева

[email protected], [email protected]

Поступила в редакцию 24.04.2014

Анализируется синтез готической и детективной традиций в романах «Стремление убивать» и «Welcome to Трансильвания», в которых классическая детективная триада «преступник - жертва - расследователь» включены в готический антураж.

Ключевые слова: готика, прием, сюжет, хронотоп, детектив.

На рубеже XX-XXI вв. в отечественной прозе в качестве особой жанровой разновидности детективного романа появляется и так называемый «готический детектив», что отнюдь не случайно: «С позиции современной литературы, важнейший источник сегодняшних детективов и ужасов - готическая литература, один из первых и наиболее успешных массовых жанров» [1]. Признаки родства готического и детективного романов очевидны: оба жанра эксплуатируют сюжет, основанный на загадке, обрастающей новыми таинственными подробностями; для обоих жанров доминантным понятием становится тайна (это касается и причастности к ней читателя, вовлечения его в процесс разоблачения злодея, и предугадывания финала повествования); готику и детектив сближает специфическая атмосфера повествования (постоянные угрозы жизни главным героям, ощущение страха и ужаса, ожидание новой опасности от хитрого и неуловимого злодея).

Весьма примечательно в этом контексте творчество М. Юденич, создательницы ряда готических детективов, которые при сохранении традиционной детективной интриги сочетают в себе элементы и детектива, и готики. Так, в романе «Стремление убивать» классическая детективная триада «преступник - жертва - расследователь» включена в рамки готического антуража. Писательница последовательно воссоздает атмосферу неопределенности, таинственности, всеобъемлющего страха, используя узнаваемые приметы готического (зловещий ветер, таинственные необъяснимые звуки и т.д.). Сюжетообразующую роль выполняют мотивы ужасного, являясь одновременно и выразительными средствами (психологический эксперимент и перевоплощения Макса Симона,

таинственное исчезновение Роберта, появление призрака Лены, зловещее здание Старого Дома). Наиболее показательным готическим элементом становится атмосфера ужасного, окутывающая все здание Старого Дома и нагнетаемая всем повествованием, чему способствуют неожиданно наступающее «леденящее молчание», возникающий необъяснимый шорох, смятение и страх, испытываемый героями, таинственная фигура Хранителя дома. Именно в Доме развиваются «взаимоотношения» преступника и его жертв, причем сам дом расположен на фоне готического пейзажа и имеет готические очертания: «Тропинка <...> довольно долго петляла между деревьями. Лес вплотную подступал к ней с обеих сторон, черный, непроглядный, наполненный шелестом листвы, шумом дождя и еще какими-то таинственными, пугающими звуками. <...> Этот дом по определению не мог защитить от страха, тем более такого, лишенного внятных контуров, беспричинного, но оттого еще более сильного. Ибо именно дом, а вовсе не черный лес, терзаемый непогодой, был главным источником гнетущей тревоги, тяжких предчувствий и ледяного, тоскливого ужаса» [4, с. 186]. Атмосфера страшного, ужасного воссоздается вокруг участников преступного «эксперимента», чему способствуют внутреннее убранство Старого Дома и его хранитель - Борис (Роберт): «Одна из них (гостей - О.О., А.К.), высокая, стройная блондинка редкой, изысканной красоты, даже сильно вздрогнула и замерла в испуге, не смея следовать в глубь странного дома, будто в полумраке просторного холла привиделось ей что-то, устрашившее душу и сковавшее тело. Но темный холл был пуст, так по крайней мере показалось сначала. И потому когда откуда-то из

254

О.Ю. Осьмухина, А.В. Казачкова

таинственного полумрака раздался вдруг человеческий голос, вздрогнули и попятились к выходу уже все. - Плохая погода, очень плохая погода, - произнес голос, и понемногу из множества теней, населявших мрачный холл, начала проступать, обретая реальные очертания, фигура высокого сутулого старика <...>» [4, с. 186-187].

В изображении преступника М. Юденич со всей очевидностью ориентируется на А. Кристи: одна из расследователей произошедших убийств психолог Марина, равно как и Мисс Марпл у А. Кристи, складывает «мозаику» фактов с позиции преступника, причем именно понимание психологии преступника открывает ей путь к построению истинной картины преступления. Знание человеческой психики и психологии позволяет Марине, равно как и мисс Марпл, относить к кругу подозреваемых всех, поскольку обстоятельства могут сделать преступником каждого.

В романе «Welcome to Трансильвания» также синтезируются элементы готики и детектива, причем уже в самом названии содержится аллюзия, отсылающая к готическому топосу, -именно в этой румынской области жил главный герой известного готического романа Б. Стокера «Дракула» - вампир Граф Дракула. Перекличка с романом Стокера отнюдь не случайна: мистическая канва детектива М. Юденич строится вокруг этого героя многочисленных литературных легенд и киноинтерпретаций. Сюжет романа «Welcome to Трансильвания» вновь у Юденич строится по классической схеме детективов: происходит череда однотипных убийств, а главным героям, расследующим серию преступлений, предстоит вычислить убийцу. Отталкиваясь от стокеровского романа, писательница выстраивает несколько сюжетных линий, связанных с графом Дракулой: сюжет организации экспедиции в Трансильванию; история дальнего потомка Дракулы, графа Влада Тек-ского, озабоченного восстановлением доброго имени своей династии и намеренного доказать, что все легенды о кровожадности Влада Цепе-ша - черный пиар; повествование о молодом ученом, пишущем диссертацию о вампире и собирающем различные материалы о его жизни и возможном существовании даже в современности. При этом каждый, кто так или иначе соприкасается с древней тайной, оказывается убитым достаточно показательным способом -убийца высасывает кровь из жертвы. Юденич использует прием контраста: персонажи детективного романа отвергают миф о вампиризме Влада Дракулы, ища рациональное объяснение

происходящему, в то время как необъяснимые повороты сюжета непосредственно указывают на вмешательство сверхъестественных сил.

Обращение к личности известного исторического персонажа, славящегося своей жестокостью, в романе М. Юденич не случайно - для готической литературы характерно наличие героя-злодея, который организует сюжетное развертывание, стимулирует динамику событий. Писательница истолковывает образ Влада Це-пеша неоднозначно, оправдывает его жестокость: «Что там ни вытворял безудержный рыцарь Дракона, все вполне укладывалось в тогдашние "международные правовые нормы". Впрочем, его жестокость, скорее уж, была его орудием, нежели забавой. В ряду подобных себе Дракон выделялся именно тщательностью расправы. Звучит зловеще! Но это парализовало волю превосходящего противника и дарило победу. Устрашение было главным оружием рыцаря» [5]. Легенды о количестве жертв Дракулы считаются сильно преувеличенными, а миф о вампиризме воспринимается скептически. Наряду с научной точкой зрения историков-исследователей в детективе содержится большое количество народных легенд и преданий, прежде всего эпизоды-анекдоты о деяниях Вла-да Цепеша популярного на Руси сборника «Сказание о Дракуле-воеводе» (XV в.): целая глава реконструирует исторический период создания рукописи. Следуя готической традиции, М. Юденич расширяет художественное время в повествовании, включая в него события, обозначенные 1483 г., временем создания легенд о великом тиране, что важно для раскрытия образа Влада Цепеша глазами современников и для создания фигуры кровожадного и жестокого властителя тьмы, чьё имя даже спустя столетия будет наводить на людей ужас. Предания, зафиксированные в «Сказании», разнятся с иными трактовками образа Влада Цепеша: древнерусский памятник «сообщал многочисленных жестокостях Дракулы, сравнивал его с дьяволом, но одновременно сообщал и о справедливости Дракулы, беспощадно каравшего всякое преступление, кто бы его ни совершил» [2], тогда как западные источники (немецкие памфлеты, известные под названием «Об одном великом изверге») не оправдывают злодеяний валашского государя и описывают лишь его жестокие расправы. Влад Дракула в детективном романе М. Юденич относится к типу злодеев, характерных для «чёрного» романа: «<...> герой обязательно находится в центре. У него необычная внешность, он отличается от всех остальных. И люди боятся и ненавидят его, счи-

Готическое измерение отечественного детектива начала 2000-х гг. (на материале романов М. Юденич) 255

тают его связанным с дьяволом, тем более - он обладает над ними властью и влиянием. И характер здесь уже не такой однозначный: он злодей, из-за него погибают люди, но в то же время он - жертва (рока, семейного проклятия, наконец, собственных страстей, собственной исключительности, неординарности)» [3, с. 82].

Примечательно художественное пространство детектива М. Юденич: действие разворачивается в Трансильвании, сюжетообразующим топосом становятся развалины и многоэтажное подземелье старинного Поенарского замка, с которым связаны легенды о неугодных боярах и портрете возлюбленной Дракулы, включенные в текст романа. При этом замок имеет очевидные готические очертания: каменные своды поражают «основательной монументальностью», «массивные граненые колонны» как атланты поддерживают свод «огромного зала, продолженного анфиладой убегающих в разные стороны коридоров», а сверху нависают «груды камней и фрагменты мощных стен» [5]. Именно здесь герой встречается с Владом Дракулой, который рассказывает историю своей жизни, объясняет истоки такой безмерной жестокости, развенчивает или подтверждает мифы и народные легенды о себе.

Однако готические реалии подчинены последовательному развитию детективной интриги, основанной на необъяснимых изощрённых убийствах всех, кто был причастен к имени Влада Дракулы, причем по внешним признакам характер убийств сильно напоминает укус вампира и рациональным объяснениям не поддаётся. Ближе к финалу повествования даже сами учёные-следователи допускают вмешательство сверхъестественных сил, но в итоге вычисляют настоящего преступника - молодого учёного, желающего воплотить философию Дракулы «убить некоторых, чтобы запугать всех» и имитирующего укус вампира. В рамках детективной интриги выстраивается особая игра с читателем: расследование цепочки загадочных убийств, с одной стороны, ведет к развенчанию мифов о Дракуле (опровержение и отрицание

«дьявольского начала» читатель получает из уст героев и в некоторых авторских замечаниях), а с другой, напротив, по мере развития сюжета вокруг легендарного Влада Дракулы сгущается атмосфера таинственности.

В заключение отметим, что в романах М. Юденич при соблюдении традиционной схемы построения детективного романа (расследование, преступление и разгадка) активно эксплуатируются элементы готической поэтики (замковый хронотоп, атмосфера ужаса и тайн, сюжетообразующая роль мотивов «страшного», «ужасного»), что позволяет условно определить их как «готические детективы» и свидетельствует о расширении тематического диапазона отечественного детектива рубежа XX-XXI вв.

Статья выполнена в рамках проекта РНФ (Же 14-18-02173) «Русская проза в полифоническом сознании рубежа XX—XXI столетий: рецепция классических традиций, авторские стратегии, жанровые трансформации».

Список литературы

1. Бугославская О. [Рецензия] В. Вацуро Готический роман в России. Составление и подготовка текста по черновой рукописи Т. Селезнёвой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines. russ.ru/znamia/2003/7/bug.html (дата обращения: 17.03.2014).

2. Курицын Ф. Сказание о Дракуле-воеводе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ppf.asf.ru/drl/dracula.html (дата обращения: 17.03.2014).

3. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа. Проблема инварианта и типология жанра: на материале русской литературы XIX - начала ХХ века. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002. 140 с.

4. Юденич М. Стремление убивать: Роман. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. 461 с.

5. Юденич М. «Welcome to Трансильвания» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.aldebaran.ru/author/yudenich_marina/yudenich _marina_welcome_to_transilvaniya (дата обращения: 10.12.2013).

MEASUREMENT OF THE DOMESTIC GOTHIC DETECTIVE BEGINNING 2000-ies. (ON M. YUDENICH FICTION)

O.Yu. Osmukhina, A V. Kazachkova

Analyses the synthesis of Gothic and Detective traditions in the novels «A time to kill» and «Welcome to Transylvania», where the classic detective triad «offender-victim-the rassledovatel» included in the Gothic surroundings.

Keywords: Gothic, device, plot, chronotop, detective.

256

O.W. OcbMyxuna, A.B. Ka3auKOBa

References

1. Bugoslavskaya O. [Recenziya] V. Vacuro Gotich-eskij roman v Rossii. Sostavlenie i podgotovka teksta po chernovoj rukopisi T. Seleznyovoj [E'lektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://magazines.russ.ru/znamia/ 2003/7/bug.html (data obrashheniya: 17.03.2014).

2. Kuricyn F. Skazanie o Drakule-voevode [E'lektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ppf.asf.ru/ drl/dracula.html (data obrashheniya: 17.03.2014).

3. Malkina V.Ya. Poe'tika istoricheskogo romana. Problema invarianta i tipologiya zhanra: na materiale russkoj literatury XIX - nachala XX veka. Tver': Izd-vo Tver. gos. un-ta, 2002. 140 s.

4. Yudenich M. Stremlenie ubivat': Roman. M.: OOO «Izdatel'stvo AST», 2004. 461 s.

5. Yudenich M. «Welcome to Transil'vaniya» [E'lektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://lib.aldebaran. ru/author/yudenich_marina/yudenich_marina_welcome_ to_transilvaniya (data obrashheniya: 10.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.