Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ХОРРОР НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ "МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА"'

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ХОРРОР НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ "МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
201
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР ХОРРОР / ГОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ / Н.В. ГОГОЛЬ / ГОТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Евменова Т.С.

В данной статье рассматриваются особенности жанра хоррор. В качестве примера представлена повесть Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Автором отмечаются категории, присущие литературе исследуемого жанра и сопоставляются с аналогичными чертами в произведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE HORROR GENRE ON THE EXAMPLE OF THE NOVELLA BY N. V. GOGOL "MAY NIGHT, OR THE DROWNED WOMAN"

This article deals with the peculiarities of the horror genre. As an example is presented the novella by N.V. Gogol "May Night, or the Drowned Woman". The author points out the categories inherent in the literature of the genre under study and compares them to similar features in the work.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ХОРРОР НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ "МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА"»

УДК 82-1/-9

Евменова Т. С. студент 2 курса магистратуры филологический факультет

ГСГУ Россия, г. Коломна

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ХОРРОР НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ

Н.В. ГОГОЛЯ «МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА»

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности жанра хоррор. В качестве примера представлена повесть Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Автором отмечаются категории, присущие литературе исследуемого жанра и сопоставляются с аналогичными чертами в произведении.

Ключевые слова: жанр хоррор, готические мотивы, Н.В. Гоголь, готическая повесть.

Evmenova T.S. student of the 2nd course of a master's

philological faculty State University of Humanities and Social Studies

Russian Federation, Kolomna

FEATURES OF THE HORROR GENRE ON THE EXAMPLE OF THE NOVELLA BY N. V. GOGOL "MAY NIGHT, OR THE DROWNED

WOMAN»

Abstract: This article deals with the peculiarities of the horror genre. As an example is presented the novella by N. V. Gogol "May Night, or the Drowned Woman". The author points out the categories inherent in the literature of the genre under study and compares them to similar features in the work.

Key words: horror genre, gothic motifs, N. V. Gogol, gothic novel.

Литература ужасов («хоррор») — жанр художественной литературы, цель которого вызвать у читателя чувство страха. По мнению современного писателя М. С. Парфенова, отнесение жанра ужасов к одному из подвидов фантастики неверно, поскольку произведенные фантазией автора компоненты вымышленного мира, вступающие в реальное - ирреальное противостояние, называемое фантастическим допущением, отнюдь не являются ключевым элементом произведений хоррора так же, как и мистическая и сверхъестественная составляющая [Парфенов]. Анализируя вышеизложенное, можно прийти к выводу, что

способы влияния жанра ужасов на читателя не сводятся к определенному набору художественных средств, а способны транслировать необходимое настроение и эмоции, используя разнообразные литературные приемы и переплетая элементы реальной и вымышленной действительности.

Его основополагающим критерием является включение мотива сверхъестественного, необъяснимого и мистического, абсолютно несводимого к известному нам пространству вселенной, разрушающего все существующие нормы и утверждающего законы, которые не суждено понять и уложить в сознании обычного человека. Темы рассказов могут быть разнообразными, не только появление ужасных существ, потусторонних сил, но и трагическая смерть, безумие и т.п.

Чаще всего в ужасах имеется ограниченный набор тематизированных персонажей, заимствованных, как правило, из низовой мифологии разных народов: вампиры, зомби, оборотни, призраки, демоны и др.

Как и все жанры, литература ужасов имеет свои отличительные признаки, которые выделяют произведения данного жанра среди остальных. В своей работе «Эволюция эстетической модели жанра «хоррор» в американском кино» искусствовед О.Э. Артемьева предлагает следующий перечень:

• стремление вызвать у читателя чувство ужаса, которое достигается различными способами: неожиданные сюжетные повороты, нагнетание общей атмосферы произведения, описание физических травм и нарушений психического здоровья;

• авторы представляют читателям сцены борьбы Добра и Зла, которые выглядят реально, конкретно, прослеживаются в ходе всего сюжета и подчас описываются гиперболизированно; чаще всего в произведении присутствует абсолютно отрицательный персонаж, являющийся воплощением сил зла на Земле, например, маньяк или монстр, с которым борются положительные персонажи;

• эффект ужаса достигается не только при помощи компонентов сюжета, но и при помощи лексики, а именно, слов с отрицательной коннотацией, лексических повторов, звукоподражательных слов и т.д. [Артемьева].

Помимо отличительных черт, набора тематизированных персонажей жанр хоррор имеет архетипы или сюжетные линии, характерные для него. В современной литературе ужасов можно выделить следующие:

• истории о домах, населенных призраками. Данный архетип уходит корнями в протестантскую религию, в учениях которой сказано, что грех неискупим и вечно преследует человека, мучает его. Также считается, что дом, в котором произошли страшные события, может становиться средоточием греха.

• истории о различного рода чудовищах. Произведения этого

архетипа можно условно разделить на два подтипа. Первый подтип предполагает, что зло находится вне человека и воплощается в монстре из потустороннего мира, например, вампиры, оборотни, зомби и т.д. В основу сюжетов произведений второго подтипа ложится идея о том, что зло уже находится внутри человека.

• истории о детях-чудовищах. Данный архетип стоит выделить в отдельный, а не относить к подтипу «зло внутри нас» по причине его частотности в литературе ужасов. Развитие этой темы также обеспечили идеи протестантизма, согласно которым ребёнок несет в себе провиденциальность и обладает пуританским образом мыслей, приравнивается к взрослым, поэтому должен отвечать сам за свои грехи [Жаринов].

Как и другие жанры, литература ужасов имеет свою структуру, свои отличительные черты, которые необходимо учитывать при анализе художественных произведений хоррора.

Сильное влияние на развитии жанра в русской литературе оказал сборник повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», вышедший осенью 1831 года. Из произведений, входящих в книгу, наиболее полно отражает специфику жанра ужасов произведение «Майская ночь, или Утопленница».

Впервые в повести мы сталкиваемся с потусторонним миром в первой главе, а именно, в истории, которую рассказывает молодой казак Левко своей возлюбленной. Из легенды мы узнаем, что в старом заброшенном доме когда-то давно жил сотник с дочерью, который решил снова жениться. Молодая супруга сотника невзлюбила падчерицу, пыталась убить ее. Вскоре сотник выгоняет дочь из дома, и панночка топится в пруду.

Уже в этом эпизоде мы можем найти несколько деталей, которые характерны для жанра хоррор:

1) сам способ повествования уже близок к одному из мотивов жанра хоррор. Для литературы ужасов типично использование эпизода, в котором герои собираются вечером и рассказывают страшные истории;

2) мачеха-ведьма, которая ночью обращается в кошку и пытается убить панночку. Ведьма является одним из тематизированных персонажей, пришедших в хоррор из мифологии;

3) описание старого дома, навевающее на героев чувство страха;

4) панночка и ее утопленницы, призраки, являющиеся из потустороннего мира каждую ночь. Также образ утопленницы близок мифологической водянице, девушке, которая становится русалкой из-за утопления.

Второе столкновение героя со сверхъестественным происходит в 5 главе. В этот раз герой сам попадает к утопленницам и помогает панночке найти мачеху, за что был награжден. Потусторонние силы не выглядят

недоброжелательными. Панночка не грозится утопить Левко в случае отказа, как гласит легенда. Чувство страха у читателя вызывает только описание ведьмы, которая играет с другими утопленницами: «внутри его [тела] виделось что-то черное», «у ней выпустились когти», «на лице ее сверкнула злобная радость».

Итак, рассмотрев готические мотивы в повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», можем сделать вывод: произведение однозначно обладает чертами жанра хоррор. Некоторые черты жанра не нашли отображения в произведении, так как сам жанр к моменту написания повести ещё не сформировался как самостоятельное направления, а существовал лишь как часть готической литературы.

Использованные источники:

1. Артемьева О.Э. Эволюция эстетической модели жанра «хоррор» в американском кино [Текст]: диссертация / О.Э. Артемьева. - 2010. - 176 с.

2. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: в 23 т. - М.: Наука, 2003. - Т. 1. - 918 с.

3. Жаринов Е.В. История жанра романа «ужаса» в литературе Англии и Америки // Историко-литературные корни массовой беллетристики: монография / Е.В. Жаринов. - М: ФЛИНТА: Наука, 2017. - 184 с.

4. Парфенов М.С. Что такое хоррор - Ч.10 [Электронный ресурс] URL: http://darkermagazine.ru/page/chto-takoe-horror-ch10-vmesto-epiloga-konechnoe-opredelenie-zhanra-horror (дата обращения 15. 05. 2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.