Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ СДЕЛКИ ПО ПРИНЯТИЮ НАСЛЕДСТВА (ВЫМОРОЧНОГО ИМУЩЕСТВА)'

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ СДЕЛКИ ПО ПРИНЯТИЮ НАСЛЕДСТВА (ВЫМОРОЧНОГО ИМУЩЕСТВА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / СУБЪЕКТ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ СДЕЛКА / НАСЛЕДСТВО / ПРИНЯТИЕ НАСЛЕДСТВА / ВЫМОРОЧНОЕ ИМУЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нуретдинов Артур Назирович

Цель исследования - выявление особенностей государства как субъекта сделки, направленной по принятие наследства в виде выморочного имущества. Методологическая основа: общенаучный диалектический метод, комплекс частно - научных методов (исторический, формально-логический и другие). Результат: обоснована необходимость принятия закона «О выморочном имуществе». Вывод: особенность государства, как субъекта сделки по принятию наследства в виде выморочного имущества, опосредована потребностью в предотвращении появления бесхозяйного имущества, в обеспечении защиты интересов государства, кредиторов, спецификой положения государства как гаранта права наследования и субъекта сделки по принятию наследства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AS THE SUBJECT OF A TRANSACTION ON THE ACCEPTANCE OF INHERITANCE (EXTORTIONATE PROPERTY)

The purpose of the study is to identify the features of the state as a subject of a transaction aimed at accepting inheritance in the form of extortionate property. Methodological basis: general scientific dialectical method, a set of private scientific methods (historical, formal-logical and others). Result: the necessity of adopting the law "On extortionate property" is justified. Conclusion: the peculiarity of the state, as the subject of the inheritance transaction in the form of extortionate property, is mediated by the need to prevent the appearance of ownerless property, to ensure the protection of the interests of the state, creditors, the specifics of the position of the state as the guarantor of the right of inheritance and the subject of the inheritance transaction.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ СДЕЛКИ ПО ПРИНЯТИЮ НАСЛЕДСТВА (ВЫМОРОЧНОГО ИМУЩЕСТВА)»

Научная статья Original article УДК 34

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ СДЕЛКИ ПО ПРИНЯТИЮ НАСЛЕДСТВА (ВЫМОРОЧНОГО ИМУЩЕСТВА)

THE STATE AS THE SUBJECT OF A TRANSACTION ON THE ACCEPTANCE OF INHERITANCE (EXTORTIONATE PROPERTY)

Нуретдинов Артур Назирович, магистрант, Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет", nuretdinovartur@bk.ru

Nuretdinov Artur Nazirovich, Master's student, Naberezhnye Chelny Institute (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Kazan (Volga Region) Federal University", nuretdinovartur@bk.ru

АННОТАЦИЯ

Цель исследования - выявление особенностей государства как субъекта сделки, направленной по принятие наследства в виде выморочного имущества. Методологическая основа: общенаучный диалектический метод, комплекс частно - научных методов (исторический, формально-логический и другие). Результат: обоснована необходимость принятия закона «О выморочном имуществе». Вывод: особенность государства, как субъекта

4359

сделки по принятию наследства в виде выморочного имущества, опосредована потребностью в предотвращении появления бесхозяйного имущества, в обеспечении защиты интересов государства, кредиторов, спецификой положения государства как гаранта права наследования и субъекта сделки по принятию наследства.

ANNOTATION

The purpose of the study is to identify the features of the state as a subject of a transaction aimed at accepting inheritance in the form of extortionate property. Methodological basis: general scientific dialectical method, a set of private scientific methods (historical, formal-logical and others). Result: the necessity of adopting the law "On extortionate property" is justified. Conclusion: the peculiarity of the state, as the subject of the inheritance transaction in the form of extortionate property, is mediated by the need to prevent the appearance of ownerless property, to ensure the protection of the interests of the state, creditors, the specifics of the position of the state as the guarantor of the right of inheritance and the subject of the inheritance transaction.

Ключевые слова: государство, субъект, гражданско-правовая сделка, наследство, принятие наследства, выморочное имущество.

Keywords: state, subject, civil transaction, inheritance, acceptance of inheritance, extortionate property.

Государство, представляющее интерес для исследования со времен Марка Тулия Цицирона (106 - 43 до н.э.), осознающего подобное образование в качестве «устроения народа (constitutio populi), являющегося соединением толпы (coetus multitudinis), связанной согласием права и общением пользы (iuris consensu et utilitatis commione sociatus)» [3, с. 1], в современном обществе, в силу своей глубинной правовой природы и социального предназначения, выступает в качестве особой политической силы (организации). Основная цель указанной политической силы - обеспечение непосредственной охраны

4360

национального права, как и прав, законных интересов и свобод в границах действующего права.

В современном обществе государство, как социальное явление, в праве выступает также субъектом правоотношений различной отраслевой принадлежности российской правовой системы (конституционное, уголовное, административное, гражданское право), как и субъектом различных гражданско-правовых сделок (купля-продажа, подряд, концессионные, кредитные соглашения, в т. ч. - соглашения международного характера и пр.) [6, с. 101].

Значительными особенностями характеризуется государство, как субъект гражданско-правовой сделки по принятию наследства, в т. ч. -выморочного имущества, значение которого обусловлено веками складывающимися в мировом сообществе традициями (государственными, культурными и правовыми), характерными, в т. ч. для российской правовой системы [14, с. 81]. Данный вопрос актуален со времен древнеримской государственности, о чем свидетельствуют научные труды Гай Юлия Цезаря (63 г. -14 г. до н. э.), который подчеркивал: имущество, не имеющего наследника (правопреемника), принадлежит исключительно государственной казне [5, с. 85].

В российском праве в качестве истоков формирования норм в отношении наследования выморочного имущества, неоднократно подвергающихся изменениям, вплоть до полной отмены правил наследования на этапе формирования советского государства, признана Русская Правда, действующая в Древней Руси, а впоследствии - Свод законов Российской Империи, в котором осуществлена систематизация национальных положений закона в отношении наследования имущества, в целом, и наследования выморочного имущества государством в отсутствии иных наследников, в частности [2, с. 88].

Особенности государства как субъекта гражданско-правовой сделки по

4361

принятию выморочного имущества в современной России обусловлены двоякой ролью нашего государства. С одной стороны, российский конституционный закон (ч. 4 ст.35 Конституции РФ [7]) возлагает на Российскую Федерацию роль гаранта в отношении права наследования, что подчеркнуто Конституционным Судом РФ в Постановлении от 16 января 1996 г. № 1-П [11]. С другой стороны, российское наследственное право признает Российскую Федерация в качестве наследника, предусматривая, что получение государством имущества, являющегося выморочным, признано, в соответствии с законом, наследованием по закону. В названном контексте гражданский закон наделяет Российскую Федерацию определенными гражданскими правами и юридическими обязанностями, при этом, к особенностям правового положения государства, как наследника, относится, помимо изложенного, применение к данному субъекту большинства гражданско-правовых норм, установленных для наследников по закону.

Необходимо, при этом, учитывать: на основании ст. 1116 ГК РФ [4], государство может выступить в качестве стороны гражданско-правовой сделки также в ситуации, при которой оно признано наследником по завещанию, однако, в названном случае имущество не именуется в качестве выморочного.

Особенности Российской Федерации как субъекта гражданско-правовой сделки по принятию выморочного имущества обусловлены, помимо изложенного, сущностью института принятия наследства, в соответствии с которой законодательство, помимо наследственных фондов, создаваемых во исполнение волеизъявления наследодателя. не предусматривает иных «принудительных» наследников. При этом, в отличие от государства при наследовании имущества, признанного выморочным, лицо, призываемое к наследованию, вправе сформировать личный выбор: принять наследство либо выразить отказ от подобного принятия [8, с. 110]. Данное утверждение основано на нормах гражданского права (ст. 1151 ГК РФ), в которых отражено

4362

понятие «выморочное имущество», консолидирующее основные признаки данного юридического явления: отсутствие наследников, призываемых по любому основанию наследования, либо лиц, которые приняли наследство; фактическое принятие наследства; формирование отказа от наследства при отсутствии указания на иного наследника. В отношении термина «иные наследники отсутствуют» презюмируется: отсутствие наследников, как физических лиц (в связи со смертью), так и юридических лиц (в отсутствии соответствующей государственной регистрации).

Правовые особенности государства, являющегося субъектом гражданско-правовой сделки по принятию выморочного имущества, подчеркнуты Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума от 29 мая 2012 г. [12]. Верховным Судом РФ прямо указано: имущество, характеризующееся признаками выморочности, в отличие от иного имущества, не претерпевает отказ от наследства и переходит, на основании, п.1 ст.1151 ГК РФ, с момента его открытия в порядке наследования в собственность, как Российской Федерации (любое имущество, включая участки земли, помимо участков, расположенных на территории Российской Федерации жилых объектов), так и муниципального образования, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (имущество в виде жилого помещения, расположенного на соответствующей территории субъекта РФ), без традиционного акта принятия наследства и независимо от оформления прав наследования, как и от их государственной регистрации в установленном нормативном порядке.

Отражая особенности правового регулирования наследования выморочного имущества российским государством, как субъектом гражданско-правовой сделки по принятию наследства, необходимо отметить. Порядок наследования, как и учета, передачи подобного имущества, при переходе по наследованию по закону в собственность образований, являющихся публично-правовыми, в соответствии с п. 3 ст. 1151 ГК РФ, должен быть определен на законодательном уровне, что, однако, на современном

4363

этапе реализовано только в рамках Федерального закона № 281-ФЗ, принятого в 2007 г. [17] Данный нормативный правовой акт внес коррективы в нормы наследственного права в отношении наследования жилых объектов недвижимости соответствующими муниципальными образованиями, как и такими городами федерального значения, как г. Москва и г. Санкт- Петербург.

Регулирование особенностей наследования выморочного имущества российским государством, как субъектом гражданско-правовой сделки по принятию наследства, осуществляется также отдельными источниками права субъектов РФ [13] [16], как и указаниями, отраженными, в частности, в письме Минфина России № 03-05-06-03/6338 [9] (в отношении освобождения муниципальных органов при принятии выморочного имущества от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства о смерти), в письме Федеральной налоговой службы № СА-18-7/734@ [10] (в отношении отсутствия полномочий налоговых органов в области наследования имущества, являющегося выморочным). Между тем, необходимо констатировать: систему нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие отношения в Российской Федерации, не составляют подобные ведомственные письма.

В связи с изложенным, а также по причине проблем, возникающих в национальной судебной практике, отражающих неопределенность правового режима выморочного имущества в современной России [1] [15], полагаем необходимым принятие нового закона федерального уровня «О выморочном имуществе», который должен включать единый порядок наследования, как и учета, перехода по наследству материальных благ, признанных в качестве выморочных, в собственность Российской Федерации, субъектов РФ, муниципалитетов, в т. ч. положения, предусмотренные в указаниях федеральных органов исполнительной власти о наследовании выморочного имущества.

4364

В итоге, резюмируем: особенность государства, как субъекта гражданско-правовой сделки по принятию имущества, признанного в качестве выморочного, обусловлены, как потребностью в предотвращении появления бесхозяйных материальных благ, так и необходимостью обеспечения защиты интересов государства, кредиторов, особенностями правового положения российского государства как публичного образования, выступающего в качестве гаранта права наследования и одновременно субъектом гражданско -правовой сделки по принятию наследства. Как результат исследования, обозначена национальная проблема, связанная с отсутствием полноценного правового регулирования вопросов наследования имущества, являющегося выморочным, и обоснована необходимость их оптимального решения посредством принятия нового закона.

Список литературы

1. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27 февраля 2019 г. по делу № 33-3176/2019. URL: http://oblsud.svd.sudrf.ru/ (дата обращения 15.05.2022).

2. Бейн А. М. Наследование выморочного имущества в Российской Федерации: историко-правовой аспект // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 2 (52). С.87-94.

3. Винограденко В. А. Государство как понятие, социальное явление и порядок // Новый юридический вестник. 2021. № 8 (32). С. 1-5. URL: https://moluch.m/th/9/archive/206/6560/ (дата обращения 16.05.2022).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 49. Ст.4552.

5. Исаев И. А. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2015. 797 с.

4365

6. Ищенко А.Р., Ибрагимова Д.Ф., Кечина Н.А. Государство как субъект внешнеэкономических сделок // Интерактивная наука. 2021. | 5 (60). С.100-102.

7. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

8. Петров Е. Ю. Наследственное право России: состояние и перспективы развития (сравнительно-правовое исследование). М.: М-Логос, 2017. 157 с.

9. Письмо Министерства финансов России от 5 февраля 2018 г. № 03-05-0603/6338 «Об освобождении органов местного самоуправления (органов муниципального образования) от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства о смерти в случае наследования выморочного имущества». URL: https://base.garant.ru/72253696/ (дата обращения 15.05.2022).

10. Письмо Федеральной налоговой службы от 9 декабря 2018 г. № СА-18-7/734@ «Об оформлении выморочного имущества». URL: https://base.garant.ru/72075232/ (дата обращения 15.05.2022).

11. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 1996 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой и второй статьи 560 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой гражданина А. Б. Наумова» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 4. Ст.408.

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. №7.

13. Постановление Администрации г. Костромы от 18 мая 2017 г. № 1517 «Об утверждении порядка выявления, учета и оформления выморочного имущества в собственность муниципального образования Кострома». URL: https://base.garant.ru/42773270/ (дата обращения 15.05.2022).

4366

14. Протас Е. В. Карабут А. С. Правовое регулирование наследования: актуальные проблемы и пути их решения // Вестник экономической безопасности. 2021. № (1)81-6. С.81-86.

15. Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области) от 17 марта 2021 г. по делу № А56-93099/2020. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/9cHtVw1mzeNR/ (дата обращения 15.05.2022).

16. Решение Чайковской городской Думы Пермского края от 22 мая 2019 г. № 211 «Об утверждении Положения о порядке принятия, учета и распоряжения выморочным имуществом в виде жилых помещений, расположенных на территории Чайковского городского округа». URL: https://base.garant.ru/49354408/ (дата обращения 15.05.2022).

17. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в третью часть Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета, 2007, 4 декабря.

Bibliography

1. Appeal ruling of the Sverdlovsk Regional Court dated February 27, 2019 in case No. 33-3176/2019. URL: http://oblsud.svd.sudrf.ru/ (accessed 05/15/2022).

2. Bein A. M. Inheritance of escheated property in the Russian Federation: historical and legal aspect // Leningrad legal journal. 2018. No. 2 (52). pp.8794.

3. Vinogradenko V. A. State as a concept, social phenomenon and order // New legal bulletin. 2021. No. 8 (32). pp. 1-5. URL: https://moluch.ru/th79/archive/206/6560/ (accessed 05/16/2022).

4. Civil Code of the Russian Federation. Part three of November 26, 2001 No. 146-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2001. No. 49. Art. 4552.

4367

5. Isaev I. A. Reader on the history of the state and law of Russia. M., 2015. 797 p.

6. Ishchenko A.R., Ibragimova D.F., Kechina N.A. The State as a Subject of Foreign Economic Transactions // Interactive Science. 2021. | 5 (60). pp.100102.

7. The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 // Rossiyskaya Gazeta. 1993. December 25.

8. Petrov E. Yu. Inheritance law in Russia: state and development prospects (comparative legal research). M.: M-Logos, 2017. 157 p.

9. Letter of the Ministry of Finance of Russia dated February 5, 2018 No. 03-0506-03 / 6338 "On the exemption of local governments (municipalities) from paying the state fee for issuing a death certificate in the event of inheritance of escheated property." URL: https://base.garant.ru/72253696/ (accessed 05/15/2022).

10. Letter of the Federal Tax Service dated December 9, 2018 No. SA-18-7/734@ "On registration of escheated property". URL: https://base.garant.ru/72075232/ (accessed 05/15/2022).

11. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated January 16, 1996 No. 1-P "On the case of checking the constitutionality of the first and second parts of Article 560 of the Civil Code of the Russian Federation in connection with the complaint of citizen A. B. Naumov" // Collected Legislation of the Russian Federation. 1996. No. 4. Art. 408.

12. Decree of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated May 29, 2012 No. 9 "On judicial practice in cases of inheritance" // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2012. No. 7.

13. Decree of the Administration of the city of Kostroma dated May 18, 2017 No. 1517 "On approval of the procedure for identifying, recording and registering escheat property in the ownership of the municipality of Kostroma". URL: https://base.garant.ru/42773270/ (accessed 05/15/2022).

4368

14. Protas E. V. Karabut A. S. Legal regulation of inheritance: current problems and ways to solve them // Bulletin of economic security. 2021. No. (1) 81-6. S.81-86.

15. Decision of the Arbitration Court of St. Petersburg and the Leningrad Region (CA of St. Petersburg and the Leningrad Region) dated March 17, 2021 in case No. A56-93099/2020. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/9cHtVw1mzeNR/ (accessed 05/15/2022).

16. Decision of the Chaikovsky City Duma of the Perm Territory dated May 22, 2019 No. 211 "On approval of the Regulations on the procedure for accepting, accounting and disposing of escheated property in the form of residential premises located on the territory of the Chaikovsky urban district". URL: https://base.garant.ru/49354408/ (accessed 05/15/2022).

17. Federal Law of November 29, 2007 No. 281-FZ "On Amending the Third Part of the Civil Code of the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta, 2007, December 4.

© Нуретдинов А.Н., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2022.

Для цитирования: Нуретдинов А.Н. ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ СДЕЛКИ ПО ПРИНЯТИЮ НАСЛДСТВА (ВЫМОРОЧНОГО ИМУЩЕСТВА)// Научно- образовательный журнал для студентов и преподавателей №5/2022.

4369

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.