Научная статья на тему 'Проблемы выморочного имущества в современном российском законодательстве'

Проблемы выморочного имущества в современном российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1770
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / НАСЛЕДОВАНИЕ / ВЫМОРОЧНОЕ ИМУЩЕСТВО / СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО / STATE / INHERITANCE / ESCHEAT / A CERTIFICATE OF INHERITANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елизаров Анатолий Борисович

В статье освещаются вопросы наследования выморочного имущества. Обозначены проблемы, связанные с механизмом определения имущества как выморочного, а также способы перехода этого имущества в собственность государства. Автор излагает суть законодательных мер, которые возможно принять для урегулирования возникших проблем по поводу наследования выморочного имущества. В частности, указывается на необходимость определить органы, которые от имени государства были бы не только вправе, но и обязаны участвовать в процедуре наследования: выявлении выморочного имущества, получении свидетельства о праве на наследство, участии в рассмотрении судебных дел по данной категории и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Heirless Property in Contemporary Russian Legislation

The article highlights the issues of inheritance of escheat property. The problems associated with the mechanism to determine the property as escheat, as well as ways to transfer the property to the state. The author describes the essence of legislative measures which may be taken to tackle the challenges regarding escheat of property inheritance. In particular, it points to the need to identify bodies, which, on behalf of the state were not only entitled but also obliged to participate in the process of inheritance: the identification of escheat property, the receipt of a certificate of inheritance, the participation in court cases in this category, etc.

Текст научной работы на тему «Проблемы выморочного имущества в современном российском законодательстве»

УДК 347.65 проблемы выморочного имущества

в современном российском законодательстве

Problems of Heirless Property in Contemporary Russian Legislation

А. Б. Елизаров - преподаватель кафедры гражданского права Омского юридического института

А. В. Yelizarov - Lecturer of the Depatment of Civil Law, Omsk Law Institute

Аннотация. В статье освещаются вопросы наследования выморочного имущества. Обозначены проблемы, связанные с механизмом определения имущества как выморочного, а также способы перехода этого имущества в собственность государства. Автор излагает суть законодательных мер, которые возможно принять для урегулирования возникших проблем по поводу наследования выморочного имущества. В частности, указывается на необходимость определить органы, которые от имени государства были бы не только вправе, но и обязаны участвовать в процедуре наследования: выявлении выморочного имущества, получении свидетельства о праве на наследство, участии в рассмотрении судебных дел по данной категории и т. д.

The article highlights the issues of inheritance of escheat property. The problems associated with the mechanism to determine the property as escheat, as well as ways to transfer the property to the state. The author describes the essence of legislative measures which may be taken to tackle the challenges regarding escheat ofproperty inheritance. In particular, it points to the need to identify bodies, which, on behalf of the state were not only entitled but also obliged to participate in the process of inheritance: the identification of escheat property, the receipt ofa certificate of inheritance, the participation in court cases in this category, etc.

Ключевые слова: государство, наследование, выморочное имущество, свидетельство о праве на наследство.

State, inheritance, escheat, a certificate of inheritance.

Категория наследственных дел является одной из самых распространенных в судебной и адвокатской практике. Конституция Российской Федерации, являясь гарантом гражданину его права наследования имущества, должна обеспечить все возможности передачи наследства в собственность наследников по закону или завещанию, если они изъявят такое желание. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее -ГК РФ) существенно расширил круг наследников, доведя его до 8 степеней наследования. Тем не менее имеются случаи, когда имущество умершего не находит своего наследника и, следовательно, является выморочным.

Для легитимации имущества умершего в качестве выморочного не требуется принятия соответствующего судебного или иного акта. Оно приобретает статус выморочного в силу закона при наличии указанных в нем оснований со

дня открытия наследства и сохраняет этот статус до момента оформления прав государства на наследство. Между тем государство не спешит принимать выморочное имущество в свою собственность. Зачастую вообще ничего не делает для этого в силу разных причин, в том числе ввиду отсутствия интереса к такому имуществу. В случае наследования государство должно будет нести бремя содержания такой собственности. После открытия наследства в течение всего времени до оформления наследственных прав должна быть обеспечена охрана наследства и управление им в целях передачи его в казну государства.

Субъектами права собственности на выморочное имущество, как это указано в п. 2 ст. 1151 ГК РФ, являются Российская Федерация, а также муниципальные образования и города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Оно переходит, соответственно, в собственность

муниципального образования или города федерального значения и включается в жилищный фонд социального найма.

Содержание принадлежащего государству права на наследование выморочного имущества существенно отличается от права наследования, возникающего по иным основаниям у наследников по закону или по завещанию. В частности, при приобретении в порядке наследования по закону выморочного имущества указанный в законе субъект является исключительным, необходимым правопреемником, который не вправе отказаться от принятия наследства и для которого не существует необходимости совершать специальный акт принятия наследства, что особо предусмотрено п. 1 ст. 1152 и п. 1 ст. 1157 ГК РФ. Выморочное наследство считается принятым со стороны государства в силу закона, что является основанием приобретения государством права собственности, обязательственных прав требования и других, принадлежавших наследодателю и составлявших наследство. Момент перехода к государству выморочного наследства, иначе - момент, с которого государство, как и любой другой наследник, становится субъектом права собственности на вещи или субъектом прав кредитора или обязанностей должника, субъектом прав на ценные бумаги и другие объекты в составе наследства, определен правилами п. 4 ст. 1152 ГК РФ. Принятое наследство признается принадлежащим наследодателю со дня открытия наследства. Из этого положения не сделано исключений в отношении наследования выморочного имущества государством. Приобретенное государством выморочное имущество также признается принадлежащим ему со дня открытия наследства, хотя бы для приобретения выморочного имущества не требовалось принятия наследства.

Выморочное состояние имущества умершего устанавливается спустя довольно продолжительное время после открытия наследства. Поскольку переход имущества к государству совершается без особого акта принятия наследства, следует признать, что истечение времени, необходимого для принятия наследства наследниками по завещанию и наследниками по закону всех очередей, является тем обстоятельством во времени, которое позволяет считать фактом состоявшийся переход имущества в собственность государства. Этому факту перехода наследственного имущества к государству придается обрат-

Актуальные проблемы цивилистической науки

ная сила: моментом наследственного правопреемства является день открытия наследства.

Переход выморочного имущества в собственность Российской Федерации предполагает его учет и последующую передачу в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований для использования в соответствии с назначением и ценностью имущества, что должно составить объект регулирования специального закона (п. 3 ст. 1151 ГК). Однако такой закон до настоящего времени не принят. Можно предположить, что в этом законе должны быть указаны органы и лица, которые будут обязаны выявлять случаи выморочного наследства и сообщать о них соответствующим государственным органам, принимать меры по охране такого наследства, состоящего из движимых и недвижимых вещей, и управления имуществом в интересах государства, вступать во взаимодействие с нотариальными органами, обеспечивать организацию и ведение учета, оценки выморочных наследств и т. д. В законе должны быть предусмотрены меры, предотвращающие злоупотребления в этой области, формы ответственности за нарушение закона.

В настоящее время действующим актом в рассматриваемой области является постановление Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. № 683 «Об утверждении Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов». Как видно из самого названия Положения, с одной стороны, оно имеет более широкую сферу действия, нежели это вытекает из требований ст. 1151 ГК, а с другой - в нем явно отсутствует одна из важнейших областей регулирования, прямо предусматриваемая ст. 1151, касающаяся порядка передачи выморочного имущества в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Следовательно, имеющиеся в настоящее время правила, регламентирующие предмет наследования, о котором говорится в ст. 1151 ГК РФ, не соответствуют требованиям кодекса. Кроме того, согласно Положению компетентными органами для целей получения выморочного имущества являлись налоговые органы, что не укладывается в рамки их компетенции, определенные действующим законодательством. С принятием Правительством РФ постановления от 27 ноября 2004 г. № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным

имуществом», которым было утверждено Положение о названном агентстве, в его п. 5.30 устанавливалось, что данный орган принимает выморочное имущество. В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» упомянутое ранее постановление от 27 ноября 2004 г. № 691 признано утратившим силу, а функции по принятию выморочного наследства возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (п. 5.35).

таким образом, более чем обоснованной представляется необходимость принятия единого нормативного акта о порядке наследования, учета, передачи выморочного имущества в собственность Российской Федерации или муниципальных образований, которым также будут определены и урегулированы условия и порядок возврата такого имущества наследникам, решены вопросы о компенсациях и гарантиях при невозможности возврата наследственного имущества в натуре должным наследникам, а также тем лицам, которым указанное имущество уже было передано в собственность либо пользование, предусмотрены иные значимые обстоятельства. В этом законе должны быть указаны органы и лица, которые будут обязаны выявлять случаи выморочного наследства и сообщать о них соответствующим государственным органам, принимать меры по охране такого наследства, состоящего из движимых и недвижимых вещей, и управления имуществом в интересах государства, вступать во взаимодействие с нотариальными органами, обеспечивать организацию и ведение учета, оценки выморочных наследств и т. д. В законе должны быть предусмотрены меры, предотвращающие злоупотребления в этой области, формы ответственности за нарушение закона. Вопросы последующей передачи выморочного имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований должны быть решены, по-видимому, дифференцированно - исходя из конкретной значи-

мости, ценности и назначения имущественных объектов, а также из общих начал разграничения государственной федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований. Регулирование этих вопросов потребует учета особенностей установленного законодательством правового режима отдельных видов имущества, оснований применения институтов хозяйственного ведения и оперативного управления государственным и муниципальным имуществом, условий и порядка реализации объектов, входивших в состав выморочного имущества, и др.

действующее законодательство ничего в себе не содержит по поводу розыска возможных наследников. Каким образом можно установить, что имущество является выморочным, кто и в какие сроки будет это делать.

Необходимо в кратчайшие сроки принять специальный закон, призванный урегулировать спорные правоотношения.

таким образом, основной проблемой наследования выморочного имущества является отсутствие закона, определяющего порядок его наследования, учета и передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. На основании изложенного представляется, что в законе, издание которого предусмотрено в ст. 1151 ГК РФ, было бы целесообразно четко определить, какие именно органы вправе и обязаны участвовать в наследственном правоотношении от имени Российской Федерации, в том числе получать свидетельства о праве на наследство и выступать от ее имени в судебных делах о наследовании, каким образом должен быть урегулирован учет выморочного имущества и как должны быть решены вопросы его приобретения. до настоящего же времени отсутствие должного законодательного урегулирования поставленных вопросов вызывает немало практических проблем. Наличие этих и других вопросов наследования государством выморочного имущества свидетельствует об объективной необходимости совершенствования законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.