ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ ЗАКОНА
И. А. Гребенкина*
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА: ВСЕ ЛИ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОБОСНОВАННЫ?
Аннотация. В статье анализируются наиболее спорные положения принятого в первом чтении 7 июня 2016 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ проекта Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования наследственного права)» № 801269-6 от 26 мая 2015 г.. С одной стороны, потребность отечественного гражданского права в принятии указанного проекта неоспорима и продиктована стремительным развитием экономических отношений, усилением роли предпринимательского сектора, усложнением состава наследственной массы, в том числе увеличением случаев наследования долей (акций) в хозяйственных обществах, и в целом интересами субъектов российского гражданского оборота в расширении их наследственных возможностей. При этом отдельные положения Проекта далеки от совершенства, нуждаются в обсуждении и корректировке с учетом особенностей российского наследственного законодательства и правоприменительной практики. Автор выявляет и анализирует наиболее дискуссионные нормы Проекта из предлагаемых им изменений: о двух новых и неизвестных отечественному правопорядку институтах совместного завещания супругов и наследственного договора; положения об исполнителе завещания, не учитывающие такие важные вопросы, как ответственность исполнителя завещания в случае виновного нарушения им возложенных на него обязанностей, возможность указания в завещании не одного, а нескольких исполнителей завещания и др.; о нововведениях в порядок наследования выморочного имущества в соотношении с существующей ст. 1152 ГК РФ, в соответствии с которой для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется; формулирует конкретные предложения по устранению юридических неточностей и недостатков рассматриваемого Проекта и совершенствованию наследственного законодательства посредством корректировки и дополнения его положений.
Ключевые слова: проект изменений ГК РФ № 801269-6, совместное завещание супругов, уведомление нотариуса, отдельное завещание, институт наследственного договора, обременение прав наследодателя, форма наследственного договора, изменение и расторжение договора, исполнитель завещания, ответственность исполнителя завещания, порядок наследования выморочного имущества, принятие наследства.
001: 10.17803/1729-5920.2016.120.11.135-142
Вцивилистической доктрине довольно ча- том, что «наследственное право традицион-сто можно столкнуться с высказыванием о но признается консервативной подотраслью
© Гребенкина И. А., 2016
* Гребенкина Ирина Александровна, кандидат юридических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ [email protected]
119571, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, д. 82, стр. 1
отечественного гражданского права»1. Действительно, в отличие от большинства норм российского гражданского права, — будь то нормы о юридических лицах, объектах гражданских прав, обязательствах в особенности, нормы об интеллектуальной собственности и др. — с завидной регулярностью претерпевающих изменения, институты наследственного права продолжительное время с момента вступления в законную силу части третьей ГК РФ кардинально не менялись, вносились лишь незначительные поправки.
Однако в связи «со стремительным развитием экономических отношений, усложнением состава наследственной массы в большинстве случаев наследования, а также все большим вовлечением российских граждан в предпринимательские отношения, требующие особых правил об управлении долями (акциями) в хозяйственных обществах после смерти участников»2, назрела необходимость преобразования ряда положений отечественного законодательства в области наследственного права.
7 июня 2016 г. был рассмотрен и принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания РФ Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования наследственного права)» № 801269-6 от 26 мая 2015 г. (далее — Проект).
Как указывается в Пояснительной записке к данному проекту, он «преследует цели расширения возможностей наследодателя в части выражения им завещательных распоряжений, упрощения процедур принятия наследства, а также повышения эффективности принимаемых мер по охране наследственной массы и управлению ею в период до определения круга наследников и принятия ими наследства».
Проект предусматривает следующие изменения и дополнения в часть третью ГК РФ: 1) вводятся два новых и неизвестных отечественному правопорядку института: совместное завещание супругов и наследственный договор, получившие законодательное закрепление и широкое применение в прак-
тике гражданского оборота многих развитых зарубежных государств как англосаксонской системы права (США, Великобритания), так и близкой России континентальной правовой семьи (Германия, Австрия, Венгрия, Швейцария, Латвия, Украина, Китай);
2) корректируются нормы о тайне завещания, редактируется дефиниция самого понятия «завещание», слова «право на наследство» заменяются словами «право наследования»;
3) вносятся существенные поправки в положения об исполнителе завещания, охране и управлении наследственным имуществом, масштабные доработки статьи о доверительном управлении наследственным имуществом;
4) уточняются нормы ГК РФ о правах наследования пережившего супруга;
5) дополняется статья 1162 ГК РФ о содержании и порядке выдачи свидетельства о праве на наследство.
Одно из самых ключевых и важных, на наш
взгляд, изменений — введение упрощенного
порядка наследования:
— поправки в пункт 3 статьи 73.2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1; предлагается указать: «В целях выявления имущества, входящего в состав наследства, по просьбе лица, обратившегося с заявлением о принятии наследства или с заявлением о выдаче свидетельства о праве наследования, либо кредитора наследодателя нотариус обязан запросить из государственных реестров информацию о правах на имущество, принадлежавшего наследодателю, запросить в кредитных организациях справки по счетам и вкладам наследодателя в порядке, предусмотренном законодательством о банках и банковской деятельности, а также запросить у иных организаций и лиц сведения об имуществе, принадлежавшем наследодателю, если обязанность предоставления нотариусу таких сведений и документов предусмотрена федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами Российской Федерации»;
1 Право наследования и современные репродуктивные технологии // URL: http://www.center-bereg.ru/ f646.html (дата обращения: 2 сентября 2016 г.).
2 URL: http://asozd.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/31801FF20E2DC67643257E51002C7AAB/$File/801269-6. PDF?OpenElement (дата обращения: 18 августа 2015 г.).
— в п. 2 ст. 73.4 Основ о нотариате указать: «По просьбе наследника, которому выдано свидетельство о праве наследования, а также по просьбе отказополучателя нотариус обязан представить в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество или государственную регистрацию юридических лиц, заявление о государственной регистрации перехода прав на имущество к наследнику или о государственной регистрации обременения имущества правами отказополучателя и передать наследнику или отказополучателю соответствующие документы, подтверждающие произведенную государственную регистрацию». Иными словами, именно нотариус при наличии заявления от заинтересованных лиц, обозначенных в указанных статьях, будет осуществлять сбор информации о правах на имущество наследодателя и последующую регистрацию прав на наследуемое имущество наследников, отказополучателей, что значительно облегчит и ускорит процедуру получения наследства.
Обратимся к анализу наиболее спорных, с нашей позиции, положений из предлагаемых изменений.
СОВМЕСТНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ СУПРУГОВ
Согласно п. 4 ст. 1118 Проекта совместное завещание может быть составлено только супругами, т.е. гражданами, состоящими в момент его составления в зарегистрированном браке. Разработчики не ограничивают содержание совместного завещания супругов. Следовательно, супруги смогут включить в него различного рода завещательные распоряжения как о переходе имущества к наследникам, так и о подназначении наследников, завещательном отказе, назначении душеприказчика и др. В Проекте предусмотрены два основания прекращения действия совместного завещания: прекращение брака до смерти одного из супругов; последующее совершение завещания одним из супругов. Причем в последнем случае нотариус должен уведомить о факте совершения такого завещания другого супруга.
Важно отметить, что в Проекте не определены ни срок уведомления нотариусом другого супруга, ни форма уведомления, ни последствия неуведомления. Например, будет ли иметь силу нотариально удостоверенное завещание одного из супругов, совершенное
после совместного завещания, если второй супруг умер раньше, чем получил от нотариуса уведомление о существовании уже отдельного завещания другого супруга? В такой ситуации, какое из двух завещаний: совместное или отдельное — будет иметь силу, приоритет? Считаем, что срок уведомления нотариусом другого супруга не должен превышать 7 рабочих дней, его форма — заказное письмо с уведомлением. Относительно последнего вопроса: если умерший супруг при жизни не был надлежащим образом уведомлен нотариусом о совершенном другим супругом отдельном завещании, имеет юридическую силу совместное завещание, а не отдельное завещание.
НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
Согласно п. 1 ст. 1140.1 Проекта «наследодатель вправе заключить с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию (статья 1116), договор, условия которого определяют порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к указанным лицам или к третьим лицам (наследственный договор). Наследственный договор может также возлагать на участвующих в таком договоре лиц, которые могут призываться к наследованию, обязанность совершить после смерти наследодателя какие-либо действия имущественного или неимущественного характера».
Анализ этого положения свидетельствует о свободе наследственного договора: во-первых, стороны смогут включить в него разного рода распоряжения, не противоречащие закону; во-вторых, сторонами могут выступать наследодатель и наследник.
Однако Проект не дает ответа на такие важные вопросы, как: вправе ли стороны заключать наследственный договор через представителя; возможна ли уступка прав наследника по наследственному договору?
В пункте 8 ст. 1140.1 Проекта говорится, что «наследодатель после заключения наследственного договора вправе совершать любые сделки в отношении принадлежащего ему имущества и иным образом распоряжаться принадлежащим ему имуществом своей волей и в своем интересе, даже если такое распоряжение лишит лицо, которое может быть призвано к наследованию, прав на имущество наследодателя». Из данного положения следует, что заключение наследственного договора
не влечет за собой ограничения права наследодателя распоряжаться своим имуществом, включенным в наследственный договор, при жизни путем заключения сделок. Это, конечно, вполне разумно и справедливо с позиции интересов наследодателя, защиты его абсолютного права собственности, соответствует конституционному принципу неприкосновенности собственности и отчасти исправляет недочеты предшествующего законопроекта о наследственном договоре № 295719-6 от 13 июня 2013 г., снятого с рассмотрения в первом чтении Государственной Думой.
Однако следует ли в такой ситуации охранять интересы наследников от последующих распоряжений наследодателя, сделанных с целью причинить вред наследнику по договору (например, договоры дарения имущества — объекта наследственного договора и т.д.)? Проект оставляет указанный вопрос без внимания.
На практике может возникнуть проблема, требующая предварительного поиска путей решения перед появлением института наследственного договора в российском гражданском законодательстве. Например, наследник в соответствии с возмездным наследственным договором добросовестно исполняет распоряжения наследодателя, осуществляет уход и содержит наследодателя, рассчитывая в перспективе получить наследство от последнего в соответствии с наследственным договором. В то же время, согласно п. 8 ст. 1140.1 Проекта, наследодатель после заключения наследственного договора вправе совершать любые сделки в отношении принадлежащего ему имущества и иным образом распоряжаться принадлежащим ему имуществом своей волей и в своем интересе, даже если такое распоряжение лишит лицо, которое может быть призвано к наследованию, прав на имущество наследодателя. Представим, что наследодатель при жизни реализует свое имущество, поименованное в наследственном договоре, третьим лицам, воспользовавшись правом, предусмотренным в пункте 8 ст. 1140.1 Проекта. Следовательно, наследник, добросовестно исполнявший наследственный договор, ухаживавший за наследодателем, в случае смерти последнего ничего не получит. Как в данной ситуации защитить интересы наследника?
Для решения поставленного вопроса считаем целесообразным предусмотреть в законе норму, возлагающую на наследодателя в случае отчуждения им наследственного имущества, включенного в наследственный договор,
обязанность компенсировать реальные расходы наследника, связанные с добросовестным исполнением им своих обязанностей по наследственному договору перед наследодателем до дня отчуждения указанного наследственного имущества.
Положительным нововведением Проекта является обязательное нотариальное удостоверение наследственного договора (п. 5 ст. 1140.1). Это важный инструмент защиты интересов обеих сторон. Нотариальное удостоверение наследственного договора позволит избежать проблемы «двойных сделок», когда наследодатель с целью извлечения собственной выгоды заключает два и более возмездных наследственных договора, объектами которых выступает одно и то же наследственное имущество, с разными наследниками, даже не подозревающими о существовании друг друга.
В соответствии с п. 7 ст. 1140.1 Проекта изменение или расторжение наследственного договора допускается только по соглашению сторон или на основании судебного решения в связи с существенным изменением обстоятельств. Данный перечень оснований изменения и расторжения наследственного договора нуждается в дополнении и уточнении.
Предлагаем изложить п. 7 ст. 1140.1 Проекта следующим образом:
«Изменение или расторжение наследственного договора допускается, если:
1) данное право наследодателя было прямо предусмотрено в наследственном договоре, при условии компенсации наследнику понесенных последним реальных расходов, связанных с добросовестным исполнением наследственного договора. При этом наследственный договор считается измененным или расторгнутым с момента получения наследником нотариально удостоверенного заявления от другой стороны — наследодателя при условии компенсации наследнику вышеуказанных расходов;
2) по соглашению сторон.
В суде по требованию одной из сторон наследственный договор может быть изменен или расторгнут:
1) в случае признания наследника недостойным в соответствии со ст. 1117 ГК РФ;
2) при неисполнении наследником распоряжений наследодателя, предусмотренных в возмездном наследственном договоре;
3) на основании судебного решения в связи с существенным изменением обстоятельств».
Относительно последнего пункта в литературе сказано: «Учитывая специфику наследственных правоотношений, в нормах о наследственном договоре возможно было бы привести примерный перечень того, что следовало бы понимать под существенным изменением обстоятельств. Например, следует ли к таковым отнести банкротство наследодателя после заключения им наследственного договора? Можно ли рассматривать отчуждение всего имущества или значительной его части наследодателем в качестве основания для расторжения наследственного договора в связи с существенным изменением обстоятельств?»3 Вопрос дискуссионный, но с нашей точки зрения, невозможно и нецелесообразно вводить такой перечень, он должен решаться судьей исходя из обстоятельств каждого конкретного дела.
ИСПОЛНИТЕЛЬ ЗАВЕЩАНИЯ
Согласно Проекту предлагаются следующие изменения:
— уточнение о том, что исполнителем завещания может быть только гражданин или юридическое лицо;
— возможность завещателя в любое время изменить исполнителя завещания или отменить назначение исполнителя завещания;
— возможность отзыва согласия лица быть исполнителем завещания в любой момент до открытия наследства;
— сокращение числа форм выражения согласия быть исполнителем завещания.
Так, Проект исключает положение о том, что гражданин признается давшим согласие быть исполнителем завещания, если он в течение месяца со дня открытия наследства фактически приступил к исполнению завещания. Бесспорным достоинством документа является уточнение объема полномочий исполнителя завещания (ст. 1135).
Однако нельзя не обратить внимание на обстоятельства, которые не нашли отражение в документе:
1) допустимо ли указание в завещании не одного, а нескольких исполнителей завещания;
2) возможно ли подназначение исполнителя завещания, если первый исполнитель не даст согласие или отзовет его до открытия наследства;
3) будет ли назначение исполнителя действительным, если к моменту принятия исполнительских функций он окажется недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) будет ли нести исполнитель завещания ответственность и какую в случае виновного нарушения им возложенных на него обязанностей?
ОТВЕТЫ НА ЭТИ ВОПРОСЫ ПРОЕКТ НЕ ДАЕТ
Можно учесть положительный опыт немецкого права (§ 2197—2228 разд. 6 Германского гражданского уложения (ГГУ)), дополнив п. 1 ст. 1134 ГК РФ следующим содержанием:
«Наследодатель может указать в завещании одного или нескольких исполнителей завещания, а также указать другого исполнителя завещания на случай, если назначенный исполнитель отпадет до или после принятия соответствующих функций. Назначение исполнителя завещания недействительно, если к моменту принятия исполнительных функций он будет признан судом недееспособным либо ограниченным в дееспособности».
Целесообразным будет также заимствование нормы § 2219 ГГУ об ответственности исполнителя завещания:
1) В случае виновного нарушения исполнителем завещания возложенных на него обязанностей он несет ответственность за причиненный ущерб в полном объеме перед наследником, а также перед отказополуча-телем, если исполнению подлежит завещательный отказ.
2) Несколько исполнителей завещания в случае вины с их стороны отвечают как солидарные должники4.
НАСЛЕДОВАНИЕ ВЫМОРОЧНОГО ИМУЩЕСТВА
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 1152 действующего ГК РФ для приобретения выморочного имущества (ст. 1151 ГК РФ) принятие наследства не требуется.
3 Папушина Н. Ю. Наследственный договор: перспектива появления в российском наследственном праве // Нотариальный вестникъ. 2016. № 3. С. 16.
В силу п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
При этом Проект предлагает дополнить п. 1 ст. 1162 ГК РФ словами: «В случае, если лица, уполномоченные действовать от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в течение трех лет со дня открытия наследства не обратятся к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, нотариус обязан оформить свидетельство или свидетельства в соответствии со статьей 1151 настоящего Кодекса и направить заявление о государственной регистрации перехода прав на основании выданных свидетельств в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, а также заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц».
Налицо противоречие двух норм: сформулированной в абз. 2 п. 1 ст. 1152 ГК РФ и предлагаемой Проектом. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 1152 ГК РФ принятие выморочного наследства не требуется, а абз. 3 п. 1 ст. 1162 Проекта и существующая правоприменительная практика говорят об обратном. По сути, на практике, к примеру, возьмем «Регламент действий по учету и оформлению выморочного имущества в муниципальную собственность» Ярославского муниципального района, принятый в соответствии с п. 3 ст. 1151 ГК РФ, в котором прямо указано об обязанности администрации соответствующего муниципального района принять выморочное наследство: «2.3. Для получения свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество администрация в лице комитета имущественных и земельных отношений администрации собирает следующие документы, направляя запросы в соответствующие органы и организации: — свидетельство (справку) о смерти, выданное учреждениями ЗАГС;
— выписку из домовой книги и финансово-лицевого счета;
— выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту — Реестр), удостоверяющую внесение в Реестр записи о праве собственности умершего гражданина на жилое помещение.
2.4. Указанные выше документы, а также технический паспорт и справка БТИ о стоимости или отчет о независимой оценке выморочного имущества направляются нотариусу по месту открытия наследства для оформления свидетельства о праве на наследство. <...>
2.6. Комитет имущественных и земельных отношений администрации:
— готовит проект распоряжения администрации о приеме в муниципальную собственность и включении в состав имущества муниципальной казны выморочного имущества после выдачи нотариусом свидетельства о праве на наследство по закону или после получения решения суда о передаче в собственность МО выморочного имущества;
— обращается в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для регистрации права муниципальной собственности на жилое помещение»5.
Аналогичные регламенты с подобным содержанием, определяющим порядок принятия выморочного наследства, есть у всех муниципальных образований. Например, Положение о порядке принятия в собственность городского поселения Раменское выморочного имущества в виде жилых помещений (приложение к решению Совета депутатов городского поселения Раменское Московской области от 29 марта 2012 г. № 3/1) или решение Совета депутатов сельского поселения Рыболовское Раменского муниципального района Московской области от 4 августа 2016 г. № 7/1 «Об утверждении Положения о порядке принятия в собственность сельского поселения Рыболовское выморочного имущества»).
4 Германское гражданское уложение 1896 г. // URL: http://www.pravo.vuzlib.su/book_z1169 _page_8.html (дата обращения: 2 сентября 2016 г.).
5 Регламент действий по учету и оформлению выморочного имущества в муниципальную собственность Ярославского муниципального района // URL: http://yamo.yarregion.ru/documents/8498/ (дата обращения: 2 сентября 2016 г.).
Следовательно, муниципальное образование в лице соответствующих органов совершает все те же действия по принятию выморочного наследства, что и, к примеру, обычный гражданин и юридическое лицо. Поэтому положе-
ние абз. 2 п.1 ст. 1152 ГК РФ нуждается в корректировке для единообразия его понимания, юридической точности. Предлагаем исключить абз. 2 п.1 ст. 1152 ГК РФ из данной статьи как норму с чисто декларативным содержанием.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бернгефт Ф., Колер И. Гражданское право Германии. — СПб., 1910.
2. Блинков О. Е. О наследственном договоре в российском наследственном праве: быть или не быть? // Наследственное право. — 2 015. — № 4.
3. Матвеев И. В. Наследственный договор: зарубежный опыт и перспективы появления в гражданском праве Российской Федерации // Российская юстиция. — 2015. — № 1.
4. Мозолин В. П. Гражданское право. — М., 2010. — Т. 3.
5. Папушина Н. Ю. Наследственный договор: перспектива появления в российском наследственном праве // Нотариальный вестникъ. — 2016. — № 3.
6. Серебровский В. И. Избранные труды по наследственному и страховому праву. — М., 2003.
Материал поступил в редакцию 14 сентября 2016 г.
IMPROVEMENT OF INHERITANCE LAW: ARE ALL THE PROPOSED CHANGES JUSTIFIED?
GREBENKINA Irina Aleksandrovna — PhD in Law, Associate Professor, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration [email protected]
Russia, 119571, Moscow, Vernadskogo Av., 82, build. 1.
Review. This article analyzes the most controversial provisions adopted on first reading June 7, 2016 by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation draft federal law on amendments to parts one, two and three of the Civil Code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation (concerning the improvement of the inheritance law), No. 801269-6 of May 26, 2015 (hereinafter Draft). On the one hand, the need for domestic civil law in making this Draft is undeniable and dictated by the rapid development of economic relations, strengthening the role of the business sector, complicating the whole assets of the estate, including the increase of cases of inheritance of shares in companies, and in general the interests of the subjects of Russian civil law to enhance their hereditary ability. Some provisions of the draft are far from being perfect, and are in need for a discussion and adjustment to the peculiarities of the Russian inheritance law and enforcement practice. The author identifies and analyzes the most controversial norms of the Project from the proposed rules changes: two institutions which are new and unknown to domestic law, that is joint wills of spouses and inheritance contracts; the provisions about wills, not taking into account such important issues as the responsibility of the executor in case of culpable violation of its mandated responsibilities, ability to specify in a will more than one executor, etc.; on the innovations in the line of succession to the escheat property in relation to the existing Art. 1152 of the Civil Code of RF, when it is not necessary to accept inheritance for purchasing the escheat property.
The author formulates particular proposals to remove legal discrepancies and deficiencies of the Draft and improve inheritance legislation by adjusting and supplementing its provisions.
Keywords: draft of the amendments to the Civil Code of the RF № 801269-6, joint will of spouses, notification of a notary, a testament, Institute of hereditary contract, encumbrance of the rights of the ancestor, a form of hereditary contract, amendment and termination of the contract, the liability of the executor, executor, inheritance of property, escheat, acceptance of the inheritance.
УНИВЕРСИТЕТ
имени О.Е. КУТАФИНА
ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ ЗАКОНА
BIBLIOGRAPHY
1. Berngeft F., Kohler I. The Civil Law of Germany. Spb., 1910.
2. BlinkovO. E. On the Herediatry Contract in the Russian Inheritance Law: To be or not to Be? Inheritance Law.
2015. № 4.
3. MatveevE. V. How the Future May Unfold Inherited Contract International Experience and Prospects for the Emergence in the Civil Law of the Russian Federation // Russian Justicia. 2015. № 1.
4. Mozolin V. P. Civil Law. Vol. 3. Moscow. 2010.
5. Papushina N. Yu. How the Future May Unfold Inherited Contract in Inheritance Law // Notary/vestnik'. —
2016. — № 3.
6. Serebrovskiy V. I. Selected Works on Inheritance and Insurance Law. M., 2003.