Научная статья на тему 'Государство как субъект инновационной деятельности: публично правовой и частноправовой аспекты'

Государство как субъект инновационной деятельности: публично правовой и частноправовой аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ФОРМА УЧАСТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богдан Варвара Владимировна, Пронина Юлия Олеговна, Жерелина Ольга Николаевна

В данной статье рассмотрены основные вопросы деятельности государства как субъекта инновационной деятельности. В современном мировом сообществе жизнь без инноваций не представляется, так как практически все страны мира вовлечены в процесс создания, внедрения и реализации инновационных продуктов, посредством увеличения количества инновационных процессов. В исследование применялись методы дедукции, индукции, правового анализа, формально юридические и сравнительные методы. Исследование проводилось с применением метода кейс-анализа. Теоретическая основа исследования базируется на выводах, которые сделали цивилисты, разрабатывая данную тему, в частности: Л.Ю. Гарицына, Д.А. Пашенцев, Е.В. Аленева и других. Статья посвящена анализу существующих концепций теоретических основ создания инновационного общества. В исследовании рассматриваются взаимодействие государства и других субъектов инновационной деятельности с точки публично-правового и частно-правового аспектов. По итогам исследования сделан вывод, что, переход и становление конкурентоспособной инновационной национальной системы не может обойтись без генезиса правового регулирования инноваций путем удовлетворения частных и публичных интересов. На сегодняшний день признана обществом важность удовлетворения не только частных интересов, но и публичных интересов, которые можно реализовать только посредством государственного правового реинжиринга определения и построения инновационной системы. Проведенный анализ показал, что политика государства, направленная на регулирование инноваций, пока еще носит декларативный характер, отсутствует единая правовая система, в полной мере не решён вопрос соотношения публично-правовых и частноправовых начал. Получившие закрепление в статье результаты научных исследований показали, что государству необходимо соблюсти баланс в сочетании публично-правовых и частно-правовоых методов регулирования инновационных процессов и саморегулировании, учитывая интересы всех участников инновационного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богдан Варвара Владимировна, Пронина Юлия Олеговна, Жерелина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AS A SUBJECT OF INNOVATION ACTIVITY: PUBLIC LAW AND PRIVATE LAW ASPECTS

This article discusses the main issues of the state as a subject of innovation. In today's world community life without innovation is not represented, as almost all countries of the world are involved in the process of creation, implementation and implementation of innovative products, by increasing the number of innovative processes. The study used the methods of deduction, induction, legal analysis, formal legal and comparative methods. The study was conducted using the case-analysis method. Theoretical basis the study is based on the conclusions drawn by jurists, developing the topic, in particular: L. Y. Garitina, D. A. pashentsev, E. V. Oleneva and others. The article is devoted to the analysis of the existing concepts of the theoretical foundations of the innovative society. The study examines the interaction of the state and other subjects of innovation from the point of public-legal and private-legal aspects. According to the results of the study, it is concluded that the transition and formation of a competitive innovation national system can not do without the Genesis of legal regulation of innovations by satisfying private and public interests. Today, the society has recognized the importance of satisfying not only private interests, but also public interests, which can be realized only through the state legal reengineering of the definition and construction of the innovation system. The analysis showed that the policy of the state aimed at the regulation of innovations, is still declarative in nature, there is no single legal system, the question of the relationship of public and private law principles is not fully resolved. The results of scientific research have shown that the state needs to strike a balance in the combination of public-legal and private legal methods of regulation of innovation processes and self-regulation, taking into account the interests of all participants in the innovation cycle.

Текст научной работы на тему «Государство как субъект инновационной деятельности: публично правовой и частноправовой аспекты»

8.2. ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПУБЛИЧНО ПРАВОВОЙ И ЧАСТНОПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ1

Богдан Варвара Владимировна, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Место работы: ФГБОУ Юго-западный государственный университет, в г. Курске

KurskPravo@yandex.ru

Пронина Юлия Олеговна, кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданского права Место работы: ФГБОУ Юго-западный государственный университет, в г. Курске

y.o.pronina@gmail.com

Жерелина Ольга Николаевна, преподаватель Кафедры правовых основ управления Факультета управления и политики Место работы: МГИМО МИД России

zherelina@gmail.com

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные вопросы деятельности государства как субъекта инновационной деятельности. В современном мировом сообществе жизнь без инноваций не представляется, так как практически все страны мира вовлечены в процесс создания, внедрения и реализации инновационных продуктов, посредством увеличения количества инновационных процессов.

В исследование применялись методы дедукции, индукции, правового анализа, формально юридические и сравнительные методы. Исследование проводилось с применением метода кейс-анализа.

Теоретическая основа исследования базируется на выводах, которые сделали цивилисты, разрабатывая данную тему, в частности: Л.Ю. Гарицына, Д.А. Пашенцев, Е.В. Аленева и других.

Статья посвящена анализу существующих концепций теоретических основ создания инновационного общества. В исследовании рассматриваются взаимодействие государства и других субъектов инновационной деятельности с точки публично-правового и частно-правового аспектов.

По итогам исследования сделан вывод, что, переход и становление конкурентоспособной инновационной национальной системы не может обойтись без генезиса правового регулирования инноваций путем удовлетворения частных и публичных интересов. На сегодняшний день признана обществом важность удовлетворения не только частных интересов, но и публичных интересов, которые можно реализовать только посредством государственного правового реин-жиринга определения и построения инновационной системы.

Проведенный анализ показал, что политика государства, направленная на регулирование инноваций, пока еще носит декларативный характер, отсутствует единая правовая система, в полной мере не решён вопрос соотношения публично-правовых и частноправовых начал.

Получившие закрепление в статье результаты научных исследований показали, что государству необходимо соблюсти баланс в сочетании публично-правовых и частно-правовоых методов регулирования инновационных процессов и саморегулировании, учитывая интересы всех участников инновационного цикла.

Ключевые слова: государство; ответственность; гражданские правоотношения; форма участия.

THE STATE AS A SUBJECT OF INNOVATION ACTIVITY: PUBLIC LAW AND PRIVATE LAW ASPECTS

Bogdan Varvara V., doctor of law, Professor of civil law Work place: the South-West state University, Kursk

KurskPravo@yandex.ru

Pronina Yulia O., PhD in Economics, associate professor of the chair of civil law Work place: the South-West state University, Kursk

y.o.pronina@gmail.com

Zherelina Olga N., Lecturer of the Chair of Legal Basics of Management Faculty of governance and politics Work place: MGIMO - University

zherelina@gmail.com

Annotation: this article discusses the main issues of the state as a subject of innovation. In today's world community life without innovation is not represented, as almost all countries of the world are involved in the process of creation, implementation and implementation of innovative products, by increasing the number of innovative processes.

Проблемы экономики и юридической практики

4'2018

The study used the methods of deduction, induction, legal analysis, formal legal and comparative methods. The study was conducted using the case-analysis method.

Theoretical basis the study is based on the conclusions drawn by jurists, developing the topic, in particular: L. Y. Garitina, D. A. pash-entsev, E. V. Oleneva and others.

The article is devoted to the analysis of the existing concepts of the theoretical foundations of the innovative society. The study examines the interaction of the state and other subjects of innovation from the point of public-legal and private-legal aspects.

According to the results of the study, it is concluded that the transition and formation of a competitive innovation national system can not do without the Genesis of legal regulation of innovations by satisfying private and public interests. Today, the society has recognized the importance of satisfying not only private interests, but also public interests, which can be realized only through the state legal reengineering of the definition and construction of the innovation system.

The analysis showed that the policy of the state aimed at the regulation of innovations, is still declarative in nature, there is no single legal system, the question of the relationship of public and private law principles is not fully resolved.

The results of scientific research have shown that the state needs to strike a balance in the combination of public-legal and private -legal methods of regulation of innovation processes and self-regulation, taking into account the interests of all participants in the innovation cycle.

Keywords: state; responsibility; civil legal relations; form of participation.

Отмечая важность формирования внутри Российского общества внутренней, конкурентоспособной инновационной экономики российское правительство и президент направили государственную политику на путь становления инновационного общества.

В современном мировом сообществе жизнь без инноваций не представляется. Практически все страны мира вовлечены в процесс создания, внедрения и реализации инновационных продуктов, посредством увеличения количества инновационных процессов.

Современный экономико-правовой порядок России XXI века должен соответствовать требованиям обусловленным временем 2. Для достижения поставленных целей необходимо углубленное изучение и рассмотрение с последующим решением следующих проблем:

- произвести анализ существующих концепций теоретических основ создания инновационного общества;

- рассмотрение взаимодействия государства и других субъектов инновационной деятельности с точки публично-правового и частноправового аспектов.

Возможность инновационного развития и становления России является одной из необходимых условий безопасности государства, дающее возможность противодействовать диктату извне. Распространение инновационных продуктов и работ может помочь избежать катастроф, техногенных аварий, стихийных бедствий, террористических действий и т.д.

Государству необходимо создать такие условия, при которых будет формироваться благоприятная предпринимательская среда, которая послужила бы основой для повышения инновационной активности предприятий используя публично-правовые основы3. Важность перестройки экономической системы с повышением инвестиционного климата в сфере современных технологий с одновременным образованием спроса на инновационную продукцию, посредством развития малого и среднего предпринимательства говорилось в Посла-

1 НИР в рамках Гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - докторов наук

2 Кириллова Е.А. Нотариат. Учебное пособие. Москва: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. 115 с.

3 Актуальные проблемы корпоративного управления: отечественная практика и зарубежный опыт: монография / отв. ред. О.А. Князев -Москва: ИД «Международные отношения», 2018. - 866 с.

нии Президента Российской Федерации Федеральному собранию 30 ноября 2010 года.

Российское государство взяло курс и движется в направлении становления инновационной экономики. Для этого требуется решение ряда вопросов в области стимулирования инноваций, путем снижения налогового бремени, административных препятствий4. Результатом проводимых работ стало принятие ряда документов, целью принятия которых является создание правового инновационного общества.

Одним из основополагающих является Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», в котором прописаны основные стороны деятельности государства, для поддержания инновационной оживлённости субъектов инновационной деятельности. Это необходимо для перестроения современной экономики России на инновационный путь развития, в целях обеспечения возможности конкурирования национальных товаров, работ и услуг не только на внутреннем, но и на мировом рынках5.

Законодательно был определен ряд мероприятий для органов власти Российской Федерации нужных для генерации экономико-правовых и организационных условий необходимых для создания благоприятной инновационной почвы.

Немаловажной является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривающей формирование российской экономики на базе экономики лидерства и инноваций6. Основные направления деятельности Правительства до 2012 года определили приоритетные пути деятельности для построения инновационного общества через становление и увеличение объема нано технологичной продукции, путём привлечения производственно-финансовой системы с удовлетворением социальных потребностей.

4 Кириллова Е.А. Актуальные проблемы современного наследственного законодательства Российской Федерации. М., 2014

5 Akhmetshin E.M., Morozov I.V., Pavlov A.V., Yumashev A.V., Yumasheva N.A., Gubarkov S.V. Motivation of personnel in an innovative business climate // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1. С. 352-361.

6 Подколзина И.М., Павлюк А.В. Финансовая ситуация в России: прогнозы и перспективы // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 189-193.

Как отмечает Пашенцев Д.А: «Особенностью инновационной экономики является то, что в ней основные доходы должны поступать не от использования природных ресурсов, а от создания и внедрения новых, в том числе, интеллектуальных технологий, от производства новых идей в экономической, социальной и правовой сферах»7.

В России имеется целый ряд нормативно-правовых актов, которые регламентируют отношения в области научной, научно-технической, инновационной деятельности, которые в полной мере не могут решить теоретические и практические вопросы регулирования публичных и частно-правовых вопросов касающихся инновационной деятельности8.

На сегодняшний день отсутствует четкая и единая система по решению вопроса регулирования деятельности по созданию инноваций с системным правовым и доктринальным определением государственной роли в регулировании вопросов, связанных с созданием и внедрением инновационных товаров в гражданский оборот.

Необходимым и одним из ключевых звеньев, составляющих основу инновационного развития, является государство. В древнеримском праве в качестве деления права на частное и публичное право использовались интересы (польза) государства и отдельных граждан Дигесты Юстиниана9.

Исследуя систему публичного и систему частного права, Г.Ф. Шершеневич отмечает, что в публичном праве обособляется прежде всего та часть норм, которая определяет строение государства, отношение органов управления друг к другу и к гражданам. Система публичного права включает в себя государственное, административное, финансовое, уголовное право. В области частного права, нет такой дифференциации как в области публичного права. Почти вся она занята гражданским правом. Рядом с ним находятся торговое право, земельное право10.

В России государство является и регулятором инновационной деятельности и одним из основных субъектов принимающим активное участие в создании и внедрении инновационного продукта. Поэтому прямое противопоставление публично-правовых и честно-правовых интересов невозможно.

Частно-правовые нормы регулирования отношений по созданию новых, улучшенных продуктов (инноваций) установлены Конституцией Российской Федерации:

- право каждого распоряжаться своими способностями к труду;

- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Отношения в сфере экономики развиваются на основе норм права, в рамках действующего законодательства. Поэтому инновационные пути становления экономической системы невозможны без развития правовой системы, отвечающей современным требованиям. В современном Российском государстве немаловажным фактором инновационногоразвития являетсягенезис правовой системы. В конечном счете, необходимо отметить важность выстраивания экономико-правовой национальной инновационной системы, в которой будут отра-

7 Пашенцев Д.А. Правовые основы инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2012. № 7 (50).

8 Modern public administration challenges: Russia, EU, USA / Executive editor Pavlyuk A.V. - М.: Foundation for support of international programmes, 2017, - 1180 p.

9Избранные фрагменты. - М.: Наука, 1984. - С. 23

10 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - М.: Норма, 1992. - С. 547-558.

жены необходимые способы построения, стимулирования и защиты, отвечающие современным вызовам11.

Честно-правовые нормы регламентации инновационной деятельности с помощью гражданского права мы можем наблюдать с принятием в 2006 году части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы охраны интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Принятие этой части Гражданского Кодекса привело к систематизации законодательства в области интеллектуальной собственности. Частно-правовые начала регулирования инновационной деятельности-это, конечно, основные принципы гражданского законодательства, которые используются в системе гражданско-правового регулирования отношений по созданию, внедрению, использованию и гражданскому обороту инноваций.

Публично-правовые начала правового регулирования инновационной деятельности прослеживаются в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» в частности в главе IV «Государственная поддержка инновационной деятельности». В законе определены приоритетные направления поддержки инновационных путей развития государственными органами власти12:

- отдавать предпочтение рыночному инструментарию и государственно-частному партнерству в стимулировании инновационной деятельности 13;

- предоставление публичной поддержки инновационных проектов через расположение информации об оказанных способах государственной поддержки инновационной деятельности в сети интернет.

В июле 2007 года был принят Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон определяет способы активизации и содействия субъектам инновационной деятельности как малым и средним предпринимателям, так и в области промышленного производства. Поддержка может быть осуществлена путем создания центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон и обеспечения деятельности таких организаций. Создание благоприятного климата субъектам малого и среднего предпринимательства для заключения договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства с дальнейшей помощью в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности.

Переход и становление конкурентоспособной инновационной национальной системы не может обойтись без генезиса правового регулирования инноваций путем удовлетворения частных и публичных интересов. На сегодняшний день признана обществом важность удовлетворения не только частных интересов, но и публичных интересов, которые можно реализовать только посредством государственного правового реин-жиринга определения и построения инновационной системы.

11 Гарицына Л.Ю., Пашенцев Д.А., Аленева Е.В. Основные направления формирования концепции правового обеспечения комплексной национальной инновационной системы // Образование и право. 2011. № 6.

12 Настольный словарь по корпоративному праву / отв. ред. С.В. Краснова. - Москва: ИД "Международные отношения", 2018.

13 Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 520 с.; Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2018.

Проблемы экономики и юридической практики

4'2018

Политика государства, направленная на регулирование инноваций, пока еще носит декларативный характер, отсутствует единая правовая система, в полной мере не решён вопрос соотношения публично-правовых и частноправовых начал.

Государству необходимо соблюсти баланс в сочетании публично-правовых и частно-правовых методов регулирования инновационных процессов и саморегулировании, учитывая интересы всех участников инновационного цикла.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 78,12%.

Список литературы:

1. Актуальные проблемы корпоративного управления: отечественная практика и зарубежный опыт: монография / отв. ред. О.А. Князев -Москва: ИД «Международные отношения», 2018. - 866 с.

2. Артемова П.В., Камолов С.Г. Информационные технологии для государственных служащих. Москва, 2017.

3. Гарицына Л.Ю., Пашенцев Д.А., Аленева Е.В. Основные направления формирования концепции правового обеспечения комплексной национальной инновационной системы // Образование и право. 2011. № 6.

4. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 520 с.

5. Избранные фрагменты. - М.: Наука, 1984. - С. 23

6. Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2018.

7. Камолов С.Г., Павлюк А.В. Проблемы административно-правового регулирования взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и кредитных организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С.174-177

8. Кириллова Е.А. Нотариат. Учебное пособие. Москва: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. 115 с.

9. Кириллова Е.А. Актуальные проблемы современного наследственного законодательства Российской Федерации. М., 2014

10. Кириллова, Е.А. Проблемы наследования по завещанию и по закону в гражданском праве России//Право и образование. 2006. № 6. С. 241 -250

11. Настольный словарь по корпоративному праву / отв. ред. С.В. Краснова. - Москва: ИД «Международные отношения», 2018.

12. Пашенцев Д.А. Правовые основы инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2012. № 7 (50).

13. Подколзина И.М., Павлюк А.В. Финансовая ситуация в России: прогнозы и перспективы // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 189-193.

14. Терминологический справочник по электронному правительству / отв. ред. М.Ю. Игитян. - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 48 с.

15. Терминологический справочник по государственным и муниципальным финансам / отв. ред. Ю.А. Караулова - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 87 с.

16. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - М.: Норма, 1992. - С. 547-558.

17. Akhmetshin E.M., Morozov I.V., Pavlov A.V., Yumashev A.V., Yumasheva N.A., Gubarkov S.V. Motivation of personnel in an innovative

business climate // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1. С. 352-361.

18. Modern public administration challenges: Russia, EU, USA / Executive editor Pavlyuk A.V. - М.: Foundation for support of international programmes, 2017, - 1180 p.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Государство как субъект инновационной деятельности: публично-правовой и частно-правовой аспекты» профессора кафедры гражданского права, ФГБОУ Юго-западный государственный университет в г. Курске, доктора юридических наук Богдан В.В., доцента кафедры гражданского права ФГБОУ Юго-западный государственный университет в г. Курске, кандидата экономических наук Прониной Ю.О. и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

преподавателя Кафедры правовых основ управления Факультета управления и политики МГИМО МИД России Жерелиной О.Н. Актуальность научной статьи «Государство как субъект инновационной деятельности: публично-правовой и частно-правовой аспекты» обусловлена потребностями проведения анализа деятельности государства как субъекта инновационной деятельности. В современном мировом сообществе жизнь без инноваций не представляется, так как практически все страны мира вовлечены в процесс создания, внедрения и реализации инновационных продуктов, посредством увеличения количества инновационных процессов.

К предмету исследования авторы относят государство как субъект инновационной деятельности. Отметим, что название статьи и ее содержание полностью совпадают. Методология исследования представлена достаточным перечнем методов дедукции, индукции, правового анализа, формально юридические и сравнительные методы. Исследование проводилось с применением метода кейс-анализа.

Научная новизна заключается в проведенном критическом анализе существующих концепций теоретических основ создания инновационного общества. В исследовании рассматриваются взаимодействие государства и других субъектов инновационной деятельности с точки публично-правового и частно-правового аспектов.

Авторы рассматривает возможности инновационного развития и становления России, отмечают, что государству необходимо создать такие условия, при которых будет формироваться благоприятная предпринимательская среда, которая послужила бы основой для повышения инновационной активности.

В рамках представленной работы автор демонстрирует широкую научную эрудицию, хорошие навыки работы с источниками, способности к детальному и критическому анализу эмпирического материала, а также генерированию собственных идей.

В орбиту исследования вовлечены отдельные литературные источники, содержащие дискуссии по проблематике научной статьи. Заслуживают внимания выводы автора, что переход и становление конкурентоспособной инновационной национальной системы не может обойтись без генезиса правового регулирования инноваций путем удовлетворения частных и публичных интересов. На сегодняшний день признана обществом важность удовлетворения не только частных интересов, но и публичных интересов, которые можно реализовать только посредством государственного правового реинжиринга определения и построения инновационной системы.

Большинство выводов и суждений авторов интересны читателю с содержательной точки зрения и имеют достаточную аргументацию.

Доктор юридических наук, профессор,

Заведующий кафедры гражданского права

ФГПОУ ВО Юго-Западный государственный университет

В.Н. Сусликов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.