ками по сравнению с прогнозируемыми рыночными ценами. При достижении определенного объема закупок, установленного в договоре, закупщику предоставляются дополнительные права, например, долевое участие в проектной компании.
Риск нарушения поставок сырья, материалов и промежуточной продукции. Со стороны поставщиков сырья, материалов и промежуточной продукции могут также произойти определенные перебои в поставках, что негативно отразится на движении денежных средств проекта. При отсутствии запасных деталей, необходимой промежуточной продукции, сырья и материалов в требуемом количестве и требуемого качества невозможно нормальное функционирование предприятия проекта. Решением данной проблемы могут служить долгосрочные договора снабжения и обслуживания, заключенные с поставщиками, имеющими солидную репутацию, или использование возможностей местных рынков на основе краткосрочных договоров.
Риск изменения валютных курсов. Причиной возникновения данного риска является несовпадение валюты, в которой оформлен заемный капитал, с валютой выручки, поступающей от реализации продукции проекта. Один из путей решения данной проблемы заключается в принятии заемного капитала в той же валюте, что и предполагаемая выручка. При экспортоориентированном производстве, тем не менее, в условиях ревальвации рубля эта проблема должна учитываться при планировании. То есть, проект должен иметь достаточный запас прочности.
Политические и форс-мажорные риски. Хотя и невозможно полностью обеспечить гарантийное покрытие всех политических рисков, займодатель неизменно стремится к тому, чтобы политическая нестабильность или народные выступления не оказали серьезного негативного воздействия на ход реализации проекта. Оценка подобных рисков имеет большое значение для принятия кредитного решения и определения размера процентной ставки. Поэтому многое зависит от самого договора, от того, смогут ли инициаторы проекта переложить политические риски на банки, участвующие в проекте,
т.к. международные банки в силу диверсификации своих инвестиционных портфелей вполне способны принять на себя подобные риски. В случае слабой переговорной позиции инициатор (заявитель) проекта может застраховать себя от изменений существующих общеполитических условий, получив правительственные гарантии той страны, в которой осуществляется данный проект.
Наряду с указанными выше политическими рисками существует также опасность наступления форс-мажорных обстоятельств по независящим причинам - стихийные события и природные катаклизмы (войны, ураганы, наводнения, землетрясения и т.п.). Соответствующее страховое покрытие подобных рисков, за исключением политических рисков, может быть обеспечено частными страховыми компаниями.
Наряду с оценкой предполагаемых рисков, производится финансовый и управленческий анализ проекта и расчет его рентабельности.
Проектное финансирование может применяться только для проектов, прогнозируемые потоки денежных средств которых обеспечивают полную выплату процентов и погашение инвестированного капитала. Именно поэтому в ходе дорогостоящих и всесторонних исследований, призванных дать ответ на вопрос об осуществимости и рентабельности проекта, его участники или независимые аудиторы проводят анализ проекта, определяя при этом конкретные виды финансирования, в том числе и ПФ.
Литература:
1. Богданов Д. В. Венчурное предпринимательство (монография). М., 2009.
2. Каширин А.И. Инновационный бизнес: венчурное и бизнес-ангельское инвестирование. М., 2010.
3. Котельников В.Ю. Венчурное финансирование. М., 2009.
4. Лукашев В.И. Венчурное предпринимательство. М., 2009.
5. Фияскель Э.А. Оценка эффективности и результативности венчурных проектов. М., 2009.
ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ РЕГУЛЯТОР ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ
Войтеховский К.Л., аспирант, кафедра экономики, Современная Гуманитарная Академия
В статье определяются и раскрываются перспективы дальнейшего развития российского рынка телекоммуникационных услуг и роль государственного регулирования в процессе его формирования.
Ключевые слова: государство, рынок телекоммуникационных услуг, социально-экономическая среда.
THE STATE AS THE MAIN REGULATOR OF THE FORMATION TELECOMMUNICATION SERVICES MARKET
Voitekhovsky K., The post-graduate student, Economics chair, Modern Humanitarian Academy
The article defines and reveals the prospects for further development of the Russian telecommunications market and the role of government regulation in the process of its formation.
Keywords: government, telecommunications market, socio-economic environment.
Формирование новой социально-экономической среды существенно меняет положение и роль организаций телекоммуникационной сферы в национальном хозяйстве Российской Федерации и жизни общества, вносит принципиальные коррективы в систему внешнего и внутрифирменного регулирования их функций, ставит целый ряд новых сложных задач по уточнению стратегии клиентоориенти-рованного развития и построению рыночной модели телекоммуникационного рынка. Данный сектор телекоммуникаций, как в России, так и в мире развивается значительно быстрее отраслей традиционной индустриальной экономики. Российский рынок демонстрирует одни из самых высоких в мире темпы роста - в среднем на уровне 20% в год. Это во многом обусловлено низким первоначальным уровнем использования услуг связи в социально-экономической сфере и высоким спросом на них.
В экономической науке многих стран с развитой рыночной экономикой разработан широкий набор рыночных инструментов и методов управления структурами связи и информации. Отдельные рычаги из этого арсенала, очевидно, могут быть эффективно примени-
мы и в российских условиях. Вместе с тем, особенности российского менталитета и динамичность современного социально-экономического периода требуют формирования специальных форм и методов стратегического и оперативного управления телекоммуникационными рынками, в полной мере учитывающих отечественные реалии. Сегодня необходим системный подход к развитию в России рынка телекоммуникационных услуг, предполагающий комплексное решение организационных, экономических, правовых и других вопросов.
В отличие от традиционных сфер экономики, в которых уже исторически сложились определенные формы и принципы взаимоотношений государственных структур с обществом, предпринимателями и гражданами, место и роль государства в развитии информатизации является сегодня объектом частного диалога. [2, с. 34]
В настоящее время принято ряд приоритетных задач государства в сфере информатизации и формирования информационного общества:
• совершенствование механизма государственного регулирова-
ния, направленного на развитие рынка телекоммуникационных услуг;
• создание условий для эффективной работы операторов связи;
• дальнейшее развитие конкурентной среды на рынке услуг связи;
• обеспечение равных прав для всех операторов связи;
• повышение инвестиционной привлекательности телекоммуникационной отрасли;
• развитие новых технологий;
• построение современной национальной телекоммуникационной инфраструктуры;
• интеграция телекоммуникационного комплекса России в европейский и мировой телекоммуникационные комплексы с учетом национальных интересов;
• совершенствование системы нормативного правового регулирования отрасли.
Государство объективно заинтересовано в обеспечении социальной стабильности, развитии товарооборота, ускорении оборачиваемости товаров, ускоренном выпуске и сбыте продукции. Достижение этих результатов напрямую связано с эффективностью стратегии развития системы телекоммуникационного обеспечения социально-экономических процессов. Управление качеством телекоммуникационных услуг - важнейший принцип их развития. Вовлечение операторов связи в рыночные отношения определяет необходимость их клиентоориентированного развития и выдвигает на первый план требование повышения качества телекоммуникационных услуг. [5, с. 163]
Для решения этих задач провайдерам и операторам данных услуг необходимо системно оптимизировать методы своего бизнес-партнерства с учетом стандартов ISO серии 9000:2000.
В мировой практике организация информационно-коммуникационного обслуживания на основе систем управления качеством стала массовым явлением.
В России такие подходы пока только формируются. В основном же используется традиционный принцип управления качеством на основе выявления некачественных услуг после их предоставления. Трансформация отечественных систем обеспечения качества оказываемых услуг должна идти в направлении предотвращения возможностей некачественного обслуживания. В новых условиях конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг необходимо действенно
управлять всеми функциями, обеспечивающими качество работы.
Для расчета интегрального показателя качества телекоммуникационного обслуживания может использоваться следующая формула [4, с. 141]:
Рис 1. Расчет интегрального показателя качества
где: Со1 - значение обобщенного показателя качества работы сети;
• YoJ обобщенного показателя качества обслуживания клиентов;
• В1, В. значения весовых коэффициентов по используемым показателям;
• т - количество показателей качества работы сети;
• п - количество показателей качества обслуживания клиентов.
Если же подойти к объекту исследования с точки зрения экономики, то механизм и роль государства при становлении и развитии телекоммуникационного рынка может быть представлен по теории смешанной экономики, предложенной О. Ю. Мамедовым.
Представим анализируемый процесс посредствам взаимодействия спроса и предложения на информационные продукты и услуги, причем, некоторая часть из них представлена в виде общественных благ. Действительно ряд информационных продуктов и услуг являются общественными благами, и относятся к ведению государства, так как обладают специфическими свойствами. Например, фундаментальные исследования являются дорогостоящими, отдача от них (с точки зрения прибыли и экономического эффекта) может быть получена только спустя длительное время. Блага, полученные от производства новых товаров, потребляются совместно всем обществом.
Эффект, который может быть достигнут в результате того или иного открытия, может стать конкурентным преимуществами по отношению к другим странам, от него может зависеть дальнейший уровень развития общества. Поэтому необходимость участия государства в развитии новых отношений общества является очевидным. Рынок не в состоянии удовлетворить полностью информационную потребность общества. Для того, чтобы упорядочить свои действия при переходе к информационному обществу и способствовать даль-
Рис 2. Предпосылки развития рынка телекоммуникационных услуг 166 TRANSPORT RTTSTNFSS TN RTTSSTA
нейшему развитию этих процессов, государству необходимо разработать ряд последовательных действий, которые будут вкладываться в общую политику.
В настоящее время рынок телекоммуникационных услуг имеет ряд серьезных недостатков. К их числу следует отнести:
• ограничение рыночного потенциала традиционных операторов связи и создание неравных условий на рынке для традиционных и новых операторов;
• отсутствие эффективных механизмов, регулирующих деятельность по оказанию услуг присоединения;
• отсутствие последовательности в реализации принципов тарифного регулирования, установленных государством;
• отсутствие гарантий и механизма реализации права граждан Российской Федерации на доступ к сети связи общего пользования независимо от их местонахождения и уровня доходов;
• недостаточная защита национальных интересов при решении вопросов участия иностранных инвесторов в развитии национальной телекоммуникационной инфраструктуры. [1, с. 39]
Эффективное управление взаимодействием всех сопряженных элементов телекоммуникационного содействия возможно на принципах системного подхода в рамках соответствующей комплексной системы. Совокупность предпосылок развития рынка телекоммуникационных услуг отражена на рисунке 2.
Предприятиями связи и информации во взаимодействии с сопряженными органами государственного правления должна быть организована работа по анализу и развитию действующей нормативной базы с целью выявления и устранения причин, осложняющих распространение услуг связи. Решая эти проблемы с позиции комплексного подхода, необходимо провести инвентаризацию действующих телекоммуникационных систем и оценку их эффективности.
На основе проведения этих мероприятий требуется разработать концепцию системной информационно-телекоммуникационной поддержки социально-экономических процессов, т.е. фактически концепцию создания единого телекоммуникационного поля.
Анализ зарубежной практики регулирования телекоммуникационной сферы общества позволяет выделить ряд направлений информационной политики в целом, к числу которых относятся [3, с. 19]:
- поощрение конкуренции, принятие решений по дезинтеграции монополистов;
- юридическое и технологическое обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения;
- реализация концепции универсального доступа, предполагающей гарантию государства на постоянно расширяющийся набор информационных и телекоммуникационных услуг своим гражданам (телефон, электронная почта, мультимедийное образование);
- обеспечение информационной безопасности личности и общества и т. д.
Поскольку реализация крупных информационных и телекоммуникационных проектов - весьма рискованный бизнес, то государство не имеет права вкладывать в эту сферу средства налогоплательщиков. Поэтому все риски ложатся на акционеров, а государство создает условия для деятельности частного бизнеса, например, передает на льготных основаниях созданные системы в эксплуатацию на определенный срок.
Таким образом, государство играет важную роль в информационном бизнесе. С одной стороны, оно выступает в качестве производителя глобально значимых информационных продуктов, с другой -является активным потребителем информации, произведенной другими.
Роль государства в условиях информатизации общества, на наш взгляд, в силу глобализации общественных и экономических процессов не только не снижается, но в определенном смысле повышается. Важным этапом становления информационного развитого общества является продвижение нововведений посредством рыночных отношений, где складывается спрос и предложение и оценивается эффект от нового товара.
Значимой проблемой здесь является тот факт, что на рынке встречаются экономические интересы всех контрагентов экономики: коммерческие фирмы, население, общественные организации и государство. Поэтому стоит главная задача в регулировании взаимоотношений между ними, в первую очередь, со стороны нормативно-правовой базы. Для более полного эффекта от инноваций доля информационно-телекоммуникационных технологий в ВВП неуклонно должна расти [6, с. 10].
Существует достаточно тесная корреляционная зависимость между телефонной плотностью и величиной валового внутреннего продукта государства. Причем, развитие связи происходит с некоторым опережением развития экономики.
Необходимость опережающего уровня развития телекоммуникаций отражается также в информационно-экономической закономерности, согласно которой объем производственной информации, созданной в стране за год, пропорционален годовому ВВП страны [4, с. 139]:
Рис 3. Расчет коэффициента пропорциональности
где I - коэффициент пропорциональности.
Невыполнение условия пропорционально-опережающих темпов развития связи будет сдерживать рост экономики. Но в этой области тоже множество проблем, начиная с подготовки высококвалифицированных кадров и заканчивая налаживанием собственного наукоемкого производства, причем в этот процесс вовлекаются не только деловые центры страны, но и периферия.
Таким образом, установление единого телекоммуникационного рынка на территории всей страны включает две глобальных проблемы.
1. Информатизация всей системы общего и специального образования и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающая повышение роли квалификации, профессионализма и способностей.
2. Формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе государственных органов.
Решение данных задач обеспечит заинтересованность всех объектов в использовании информации как ресурса общественного и индивидуального развития, участие в том числе финансовое, в процессе формирования единого рынка телекоммуникационных услуг.
Также важно подчеркнуть, что немало важными методами государственного регулирования и контроля над процессами перехода является законодательная и нормативно-правовая базы, регулирующие информационное отношения в обществе. Весьма актуальной является разработка нормативных документов, регламентирующих продажу информационных ресурсов, создаваемых государственными органами.
В результате полноценной проработки затронутых вопросов получит развитие наиболее динамичный сектор экономик - рынок информационных и телекоммуникационных средств, продуктов и услуг, а при правильной государственной политике будет обеспечена поддержка отечественных производителей данных услуг.
Основой пути интеграции в глобальное информационное общество должно стать расширение и углубление информатизации всех сфер жизни, ориентация общественного сознания на особенности жизни в информационном обществе, формирование рынка информационных продуктов и универсальных информационных услуг, обучение разных категорий населения умению получать и эффективно использовать информацию.
Литература:
1. Абрамов Р. А. Диверсификация экономики регионов России на основе развития инновационных процессов: автореф. д-ра экон. наук: 08.00.05 / Р. А. Абрамов ; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. -М. : 2010. - 39 с.
2. Бершев С. М. Разработка методики формирования инновационной продуктовой стратегии предприятия связи С. М. Бершев; СПб. : 2010. - 19 с.
3. Бирман Л. А. Стратегия управления инновационными процессами : [учеб. пособие] // Л. А. Бирман, Т. Б. Кочурова ; Акад. нар. хозяйствава при Правительстве РФ. - М. : Дело, 2010. - 141 с.
4. Варакин Л.Е. Электросвязь и экономика: информационно-экономический закон // Л.Е. Варакин; Электросвязь, 2008, №12. 163 с.
5. Иншутин А.С. Российские телекоммуникации: отрасль нуждается в реструктуризации// А.С Иншутин; Рынок ценных бумаг, 2009. №16. 10 с.
6. Федоров М. В. Альтернативы экономического роста: инновационное и эволюционное развитие российской экономики : отв. за вып.: М. В. Федоров, В. П.Иваницкий, А.В. Макаров - Екатеринбург: [Изд-во УрГЭУ], 2010 Ч.-2.- 311 с.