№ 2 (22). - С. 180-185; Байков А.А., Ермолаев А. Новые лики интеграции // Международные процессы. - 2015. - № 1(40). - Т.13. -Январь-март. - С. 111-117.
11. Минакир П.А. Промышленная политика // Журнал Новой Экономической Ассоциации. - 2014. - № 2 (22). - С. 180-185.
12. Корнаи Я. Тенденции постсоциалистического развития: общий обзор // Вопросы экономики. - №1. - 1996. - С.6.
13. Переходы и катастрофы: Опыт социально-экономического развития. - М., 1994. - 136 с.
14. Переход к рынку. Концепция и программа. - М.,1990. - С.141.
15. «Переход к рынку. Концепция и программа» 1990 г.; «Программа углубления экономических реформ» (1992 г.); Совместный доклад Отделения экономики Российской академии наук и Международного фонда экономических и социальных реформ о стратегии социально-экономического обновления России (1992 г.); «Основные направления экономической политики государства» (1993 г.); «Развитие реформ и стабилизация экономики» (1993 г.); «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 гг.» (1995 г.).
16. Кузнецов Б.В., Симачев Ю.В. Эволюция государственной промышленной политики в России // Журнал Новой Экономической Ассоциации. - 2014. - № 2 (22). - С. 152-178.
17. Петровский В.Е. Стратегическое планирование российско-китайских отношений в сфере приграничного и межрегионального сотрудничества. Российский совет по международным делам. Аналитическая записка. 2016. Сентябрь. № 7. - URL: http://russiancouncil.ru/common/upload/pb7ru.pdf.
18. Деловой саммит форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» 18 ноября 2015 Манила, Республика Филиппины. - URL: http://government.ru/news/20617
19. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 04 декабря 2014 г.; Федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2012 г. № 187-4; Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
20. Гудкова Е.В. Технологический обмен как фактор интеграции Дальнего Востока России (на примере Хабаровского края) // Проблемы современной экономики. - 2016. - № 3. - С. 144-148.
21. Hyun S. Russia-Japan Economic and Trade Relations and Development of the Far East and Siberia // 11 KIEP-ERI Joint International Seminar «Changes in the Global and Domestic Economic Conditions and Future of Development of the Far East». - June 23, 2016. -P. 219-234.
22. APEC Connectivity Blueprint for 2015-2025. - URL: http://www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2014/2014_ aelm/2014_aelm_annexd.aspx; APEC Strategic Blueprint for Promoting Global Value Chains Development and Cooperation. - URL: http://www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2014/2014_aelm/2014_aelm_annexb.aspx)
23. Полтерович В.М. О формировании системы национального планирования в Росси. - URL: http://journal.econorus.org/pdf/ NEA-26.pdf)
24. Кузнецов Б.В., Симачев Ю.В. Эволюция государственной промышленной политики в России // Журнал Новой Экономической Ассоциации. - 2014. - №2 (22). - С. 152-178.
25. Трейвиш А.И. «Сжатие» пространства: трактовки и модели // Сжатие социально-экономического пространства: новое в теории регионального развития и практике его государственного регулирования. - М.: ИГ РАН, МАРС, 2010. - C. 16-31.
26. Трейвиш А.И. Симметрия и асимметрия геопространства в страноведческом анализе // Территориальная структура хозяйства и общества зарубежного мира. Под ред. А.С. Фетисова, И.С. Ивановой, И.М. Кузиной // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. Вып. 18. - М.-Смоленск: Ойкумена, 2009. — 228 с. - С. 7-24.
институциональные основы формирования
регионального рынка ит-услуг*
О.А. Полухина,
старший преподаватель кафедры макроэкономики, экономической информатики и статистики Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ)
polucha@rambler.ru
В статье дан обзор основных концепций функционирования регионального рынка. Предложена институциональная структура рынка ИТ-услуг, включающая совокупность организаций различных организационно-правовых форм, которые способствуют продвижению ИТ-услуг, упрощают и ускоряют процессы реализации интересов субъектов рынка, повышают их эффективность. Исходя из институциональной структуры, были определены формальные и неформальные ограничения развития рынка ИТ-услуг в регионе.
Ключевые слова: институциональная структура, рынок, ИТ-услуги, формальные ограничения, неформальные ограничения, институциональная теория
УДК 330.341.2 ББК 65.011
Современный региональный рынок ИТ-услуг характеризуется высоким уровнем трансакционных издержек, высокой долей импорта, отсутствием совершенной законодательной базы. Неэффективное государственное управление ИТ-рынком влечет за собой низкий процент производства новых информационных технологий (ИТ), низкую инновационную активность российского предпринимательства, ограниченный объем го-
сударственных частных инвестиций в ИТ, что свидетельствует о проблемах в их институциональном развитии. Решение данных проблем усложняется несовершенством институциональной структуры рынка ИТ-услуг. Поэтому формирование и развитие рыночных институтов ИТ-услуг и их институциональной структуры является актуальным направлением в области экономических наук.
* Статья подготовлена при поддержке РФФИ в рамках проекта 15-46-04388 р_сибирь_а. «Научное обоснование развития регионального социально-экономического комплекса Бурятии как организованного рекреационного пространства».
1 50
Стремление регионов к развитым рыночным отношениям требует глубокого всестороннего анализа явлений и процессов в региональной экономике, выявления закономерностей формирования рынков и рыночной инфраструктуры. С этой целью необходимо глубокое изучение теоретических основ функционирования региональных рынков в современных условиях.
Авторы институциональной теории функционирования регионального рынка Р. Уэстерфилд, Р. Бреер, Е. Дудди, Д. Ревзан и др. рассматривают региональный рынок как систему взаимодействующих субъектов сферы обращения региона по обеспечению торгово-экономических и финансовых связей между производителем и потребителем независимо от их организационно-правовой формы.
Р. Уэстерфилд в своих работах изучал влияние посредника на развитие английского бизнеса. Ученый Р. Бреер предложил институциональное структурирование рынка, выделяя при этом первичный и промежуточный рынки, где основными агентами являются производители, посредники и розничные торговцы [1].
Ученые Е. Дудди и Д. Ревзан расширили предложенную Р. Бреером институциональную структуру рынка, включив в нее экономических агентов, предлагающих услуги хранения, транспортные, финансовые услуги, услуги торгового посредничества, рекламы, страхования и др. [2]. Для классификации экономических агентов учеными были выделены следующие критерии: тип выполняемых операций, право собственности на товары, объемы продаж, степень полноты осуществляемых функций, уровень интеграции в рыночной системе.
Исследователи Ф. Булдерстон и А. Хоггат разработали экономико-математическую модель взаимодействия экономических агентов рынка, в основу которой положили институциональную концепцию. На основе модели проводился анализ товарных, финансовых и информационных потоков между агентами сферы производства, потребления и рыночной инфраструктуры [4].
Институциональная экономическая теория занимает особое место в трактовке проблем функционирования рынка. В этой теории выделяются три течения: общетеоретические исследования институциональной структуры экономической системы, исследование институционального аспекта рынка и его элементов и исследование рыночных институтов на региональном уровне.
Автор первого направления О. Уильямсон, относит рынок к экономическому институту, который представляет собой механизм управления контрактными отношениями [11]. Г. Элиассон представляет рынок как систему институтов экономики, присущую рыночной системе хозяйствования и способствующую нормальному функционированию и взаимодействию всех элементов институциональной системы капитализма.
Дж. Энсминстер, также приверженец первого течения, утверждает, что в развивающихся странах необходимо создавать и развивать рынок как систему институтов для ускорения темпов роста всей экономики [3].
Ученые Г. Домингез, К. Джонс и Дж. Симонс (представители второго течения) включают в состав институциональной структуры рынка экономико-правовые и организационно-управленческие институты, то есть кроме экономического анализа, большое внимание уделяется правовым, социально-психологическим и политическим вопросам.
Согласно теории Д. Норта, рынок — это сложная структура, охватывающая различные институты: законы, правила игры и, что наиболее важно, определенные кодексы поведения, типы отношений и связей. Институты, согласно Д. Норту, — это набор правил, процедура соответствий, моральное и этическое поведение индивидуумов в интересах максимизации богатства [10].
В институциональной концепции в центре внимания — система экономических агентов сферы обращения, составляющая сущность регионального рынка, а его основной функцией считается обеспечение экономических связей. Но на сегодняшней
ФО!
t > t
Макроэкономи Институты Институт
ческии стратегического образования и
институт развития науки
>
1 1 1
Прямое и косвенное регулирование Кадровое и
научное
обеспечение
МАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Финансовый институт
Институт инновационного развития
Венчурное финансирование и инвестиционное обеспечение кредитование и страхование
Рис. 1. Институциональная структура локального рынка ИТ-услуг
1 5 1
день основным недостатком институциональной концепции остается слабая проработка социально-психологических, правовых и политических факторов в исследование функционирования регионального рынка.
Наличие институтов является одним из условий существования и развития экономических систем, так как они позволяют субъектам, действующим на рынках, формироваться в правовом пространстве, конкурировать, сотрудничать и вступать друг с другом в отношения обмена.
С. Кирдина связывает термин институциональной структуры с институциональным порядком, под которым понимается совокупность взаимосвязанных институтов [7]. На наш взгляд, речь идет об институциональном пространстве, которое непрерывно развивается и совершенствуется в соответствии с потребностями рынка.
Институциональная структура, согласно определению Уильямсона — это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления [12]. Но наличие этих норм еще не является достаточным условием для становления эффективной институциональной структуры рынка.
Вольчик В.В. под институциональной структурой понимает определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности [5].
В данном исследовании под институциональной структурой рынка ИТ-услуг будем понимать систему взаимосвязанных институтов, обеспечивающую координирование и мотивирование рыночного обмена, что приводит к эффективному продвижению ИТ-услуг от поставщика к потребителю.
В настоящее время институциональная структура рынка ИТ-услуг основывается на механизме принуждения к исполнению норм и правил поведения и взаимодействия внутрифирменных агентов, а не на механизме стимулирования деятельности агентов рынка ИТ-услуг. Институциональная структура рынка ИТ-услуг включает совокупность организаций различных организационно-правовых форм, которые способствуют продвижению ИТ-услуг, упрощают и ускоряют процессы реализации интересов субъектов рынка, повышают их эффективность. В современных условиях инфраструктура рынка ИТ-услуг не развита.
Базовые институты рынка ИТ-услуг с выделением функций в структуре локального рынка представлены на рис 1.
Институциональная структура локального рынка ИТ-услуг представлена хозяйствующими субъектами, инфраструктурными элементами, каналами товародвижения и совокупностью экономических связей. Представленные компоненты институциональной структуры необходимы для развития рынка ИТ-услуг. Основным элементом являются предприятия, которые обеспечивают вовлечение современных информационных технологий в экономический оборот.
Спрос на локальном рынке представлен пользователями со стороны органов государственной власти, хозяйствующих субъектов и населения.
На рис. 1 выделены формальные неформальные институты локального рынка ИТ-услуг. Институт инфраструктуры рынка ИТ-услуг относится к двум группам в силу того, что часть информационных услуг оказывается государством, например, через сайт госуслуги.рф.
Саморазвитие институциональной структуры рынка ИТ-услуг не исключает роли государства в регулировании системы рыночного обращения ИТ-результатов — макроэкономический институт и институты стратегического планирования. Но роль государства должна сводиться к созданию необходимых условий для развития частного бизнеса и привлечения иностранных инвесторов.
Оценивая современный уровень государственного регулирования в ИТ-среде, следует отметить, что Правительством РФ за последние годы был проведён ряд прямых и косвенных мероприятий по поддержке и развитию ИТ-среды. В 2006 г. был принят Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информаци-
онных технологиях и о защите информации», который задает принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, а также регулирующий отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации при применении информационных технологий.
Антимонопольная служба как элемент макроэкономического института является гарантом обеспечения и защиты свободы конкуренции на рынке информационных технологий между участниками рынка.
В 2012 г. опубликован проект стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации, где для сферы связи и информационных технологий были определены принципы «технологической нейтральности» и «сетевого нейтралитета» в качестве основополагающих в государственном регулировании деятельности предприятий отрасли связи и информационных технологий с целью устранения цифрового неравенства регионов и развития широкополосного доступа, что приведет к увеличению объема предоставляемых современных услуг связи, росту числа пользователей услуг связи, снижению тарифов на услуги связи.
Для аккредитованных ИТ-компаний, законодательством предусмотрены пониженная ставка страховых взносов, право включать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники в состав материальных расходов и другие.
В ряде регионов, помимо федеральной поддержки, поддержку ИТ-компаниям оказывают и местные органы власти. Например, в 2014 году в Новосибирской и Пензенской областях для ИТ-компаний предусмотрена пониженная ставка налога на прибыль в размере 15,5%.
С целью стимулирования ИКТ-бизнеса реализуются государственные программы, концепции развития и т.д., направленные на информатизацию общества, государства и бизнеса.
В России в 2010 г. была завершена программа «Электронная Россия», направленная на внедрение технологий «электронного правительства» и концепция Минсвязи «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», в которой конкретизированы направления и результаты ее выполнения.
Результатами выполнения программы «Электронная Россия» явилось создание интернет-сайтов ведомств, государственной информационно-аналитической системы, единый портал госуслуг и сводный реестр госуслуг и госфункций.
В настоящее время действует государственная программа «Информационное общество», рассчитанная на 2011-2020 годы, в целях создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий. Результатом данной государственной программы должны стать, в том числе, создание на всей территории Российской Федерации современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; достижение опережающего роста российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий по отношению к общемировому уровню; существенное сокращение транзакци-онных издержек в экономике за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий; достижение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных и телекоммуникационных технологий и другие.
1 ноября 2013 г. Правительством РФ была принята и утверждена «Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», которая должна способствовать улучшению инвестиционного климата в России, повышению количества высокопроизводительных рабочих мест и увеличению производства российской продукции в отрасли информационных технологий. Стратегия определяет приоритетные направления технологического развития страны, на которые должна быть направлена государственная поддержка.
В 2014 г. Правительство РФ утвердило концепцию региональной информатизации до 2018 г., в которой определены ключевые приоритеты развития государственных информационных сервисов в 14 ключевых сферах и описана типовая ИТ-инфраструктура современного региона и её ключевые компоненты.
1 52
Основообразующий институт рынка ИТ-услуг — институт защиты интеллектуальной собственности в области производства и потребления информации, распространителя и пользователя информационных технологий и ИТ-услуг.
В соответствии с действующим законодательством, условия передачи управления объектами интеллектуальной собственности определяются на основании договора, заключаемого сторонами. Таким образом, принцип свободы договора, провозглашенный пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, реализуется номинально в максимально возможной степени.
Основным компонентом финансового института рынка ИТ-услуг является финансово-кредитный механизм, обеспечивающий финансовыми ресурсами ИТ-бизнес. В настоящее время основным источником финансирования ИТ-компаний выступают собственные средства предприятий, для оказания же государственной поддержки формируется система фондов, доля инвестиций в условиях экономического кризиса остается на низком уровне.
На сегодняшний день финансовая инфраструктура ИТ-деятельности представлена несколькими фондами, созданными при участии государства. К ним относятся: Российский Фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский Фонд Технологического Развития (РФТР), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Венчурный инновационный фонд (ВИФ).
В кризисный период предприятия, ограниченные в финансовых ресурсах, в сфере ИТ используют лизинг, рассрочку и факторинг, что позволяет перенести ИТ-затрты из капитальных в операционные, тем самым сохранив ИТ-инфраструктуру в условиях нестабильной экономической ситуации.
К рискам, связанным с информационными технологиями, относят риски от потери информации, риски прерывания бизнес-процессов вследствие технического или программного сбоя, риски заражения вредоносным ПО. В развитых странах ИТ-компании успешно пользуются услугами страхования от рисков в ИТ, чего не скажешь о российских компаниях. Основные причины связаны с самими страховыми компаниями: сложность расчета страховых тарифов из-за закрытости работы ИТ-отделов, отсутствие единых ИТ-стандартов и специалистов одновременно в области информационной безопасности и страховании.
При поддержке государства создаются технопарки, ИТ-парки в Москве, Краснодаре, Ростове, Нижнем Новгороде, Казани, Новосибирске и в других регионах России. Резидентам ИТ-парков предоставляется современная техническая инфраструктура, обеспечивается финансовая, информационная, правовая и научная поддержка, что позволяет им реализовывать новые новаторские решения. ИТ-парки стимулируют деятельность молодых ученых, так как в рамках подобных парков предусмотрен полный комплекс социальной инфраструктуры, содействующий удовлетворению жизненных потребностей инноватора.
На институт организации технологической инфраструктуры возложены функции разработки ИТ-стандартов, позволяющие соответствовать единым мировым стандартам.
Стимулирование деятельности молодых инноваторов в области информационно-коммуникационных технологий обеспечивают гранты, награды, стипендии Президента в области информационных технологий. Например, «Зворыкинский инновационный проект» — программа Федерального агентства по делам молодёжи, предназначенная для популяризации инновационной деятельности среди молодых людей.
В рамках институциональной среды должны быть институты, в числе которых ИТ-центры, центры занятости и переподготовки кадров, отраслевые высшие и средние учебные заведения. В настоящее время Министерством образования России выделяются дополнительные бюджетные места для подготовки специалистов в области информационных технологий. Региональные органы государственной власти и бизнес-сообщества должны проводить мониторинг ИТ-проектов и особое внимание уделить формированию банка креативных ИТ-специалистов.
ИТ-предприятия нуждаются в услугах маркетинга нового ИТ-продукта, услугах, связанных с продвижением информаци-
онных технологий на зарубежный рынок, консультированием по вопросам экспорта ИТ-услуг, правовой поддержки по вопросам авторских прав и интеллектуальной собственности.
Воздействие на рынок ИТ-услуг со стороны науки заключается в постепенном формировании и развитии рынка ИТ-услуг через научное консультирование в области технологий, информационно-аналитическое обеспечение всех субъектов рыночной экономики.
Институциональный подход к функционированию рынка предполагает взаимосвязи формальных правил и неформальных ограничений, ведущих экономику региона по своему пути, отличного от пути развития другого региона.
Так Д. Норт различает формальные (законы, конституции) и неформальные (договоры и добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие [13]. Исходя из институциональной структуры рынка ИТ-услуг, были определены следующие ограничения (Таблица 1).
Таблица 1
Институциональные ограничения развития рынка ИТ-услуг
Низкая инвестиционная активность
Неэффективность института стратегического развития
Проблемы стандартизации ИТ-услуг
Незащищенность прав на интеллектуальную собственность
1
н ^
н
3
н
и
я 2 а
о *
а
Несовершенство системы заключения контрактов и соблюдения их условий
Неразвитость ИТ-инфраструктуры в удаленных регионах
Трансформация форм занятости специалистов (фрилан-серство)
Асимметрия информации
Отсутствие сбалансированного доступа к различным ресурсам и услугам для рыночных субъектов ограничивает коммерциализацию новых ИТ-проектов в регионе. Это обусловлено незащищенностью интеллектуальной собственности, отсутствием свободного доступа к информационным базам, серверам, базам данных, ограниченностью ИТ-проектов в регионе. Кроме того, уровень доверия и договорная дисциплина между субъектами рынка чрезвычайно низки, велика степень бюрократизации и коррупции в официальных государственных институтах.
Низкая инвестиционная активность в ИТ-проекты вызвана незрелостью самого рынка, низким уровнем венчурного финансирования. Зачастую венчурными инвесторами выступают торговые и промышленные фирмы, фонды, страховые компании, тогда как в европейских странах инвесторами выступают клиринговые банки, научные университеты.
В настоящее время российский рынок ИТ-услуг постепенно осваивает международные ИТ-стандарты, еще не выработаны единые подходы к составлению договоров, общая терминология, общая методология планирования затрат и процессы управления услугами. К числу ИТ-стандартов относят ^М, SCOR, СММ1, СОВ1Т. Применение единых и четких ИТ-стандартов гарантирует качество предоставляемой услуги, снижение стоимости услуг, снижение рисков. Необходимость введения национального стандарта вызвана наличием реального стандарта, применимого только внутри бизнеса, что уменьшает его ценность для рынка. Национальный стандарт может вырасти из корпоративного — при условии его фундаментальности, полноты, практической применимости, универсальности.
О неэффективности стратегического института говорят результаты программы «Электронная Россия», постоянное редактирование программы «Информационное общество».
Проблема защиты прав интеллектуальной собственности на программное обеспечение остается актуальной, так как, с одной стороны, предприниматели регистрируют ПО как программу для ЭВМ, но, с другой, они не оформляют отношения по разработке таких объектов, что затрудняет определение владельца прав на ПО.
Недобросовестность контрагентов вызвана несовершенс- Минимальное вознаграждение ИТ-специалистов, неразви-
твом системы заключения контрактов и соблюдения их усло- тость ИКТ-инфратруктуры в удаленных регионах заставляет
вий, простотой и дешевизной регистрации юридических лиц работать квалифицированные кадры удаленно.
«однодневок». Как следствие, это неисполнение договорных Эффективная рыночная институциональная структура долж-
обязательств, нарушение прав на интеллектуальную собс- на сопровождаться согласованностью взаимодействия входящих
твенность. в нее институтов: законодательных и исполнительных органов го-
Несмотря на запуск программы по устранению «цифрового сударственной власти в принимаемых ими решениях; решениях
неравенства», в России только около 50% имеют доступ к сети по регулированию рынка ИТ-услуг со стратегическими целями
Интернет. Отсутствие Центров обработки данных в удаленных развития региона в целом; в решении региональных проблем и вы-
регионах страны также препятствуют развитию рынка ИТ. полнении федеральных задач, с учетом местных особенностей.
Ограничение в виде асимметричности информации со- Следует отметить, что государство не должно инвестиро-
стоит в том, что покупатели не владеют полной, актуальной вать в сектор ИТ-услуг, роль государства сводится лишь к сти-
информацией об ИТ-услугах в связи с ИТ-некомпетентностью мулированию его развития и созданию необходимых условий
самих покупателей. для инвестирования в сектор ИКТ.
Литература
1. Breyer R. The Marketing Institutions. - N.Y.; London: McGraw-Hill, 1934. - 357 p.
2. Duddy E. Marketing: An Institutional Approach / E. Duddy, D. Revzan. - N.Y.; London: McGraw-Hill, 1947. - 675 p.
3. Ensminster J. Making a market: the institutional transformation in African society. — N.Y., 1992.
4. Булдерстон Ф., Хоггат А., Хотеллингом X. Простое и сложное в маркетинге. — Лондон, 1962.
5. Вольчик В.В. Институциональная и эволюционная экономика: учеб. пособие / Южный федеральный университет.— Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2011.
6. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313).
7. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. — М.: ТЕИС, 2000.
8. Новоселов А.С. Теория региональных рынков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
9. Новоселов С.А., Теоретические аспекты исследования региональных рынков // Регион: экономика и социология. — 2008. — № 3. — С. 3-22.
10. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начало», 1997.
11. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» котракция. — СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996. — 702 с.
12. Уильямсон О. Частная собственность и рынок капитала // ЭКО. — 1993. — №5.
13. Шинкевич А.И., Кудрявцева С.С. Институциональное обеспечение накопления интеллектуального капитала в экономике знаний: монография / Казан. нац. исслед. технол. ун-т.— Казань: КНИТУ, 2012.
типологический подход к управлению социально-экономическим развитием сельских территорий региона*
И.В. Антохонова,
зав. кафедрой макроэкономики, экономической информатики и статистики Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ),
доктор экономических наук, профессор iv.antokhonova@gmail.com
М.Ц. Будажанаева,
старший преподаватель кафедры макроэкономики, экономической информатики и статистики Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ),
кандидат экономических наук medegma_@mail.ru
В статье на основе обобщения результатов многокритериальной социально-экономической типологизации сельских территорий региона предложены основные положения реализации типологического подхода к управлению социально-экономическим развитием сельских муниципальных районов Республики Бурятия. Для каждого типа территорий определены приоритетные цели и задачи социально-экономического развития, предложен набор инструментов управления, актуальные меры по стимулированию социально-экономического развития. Выводы и практические рекомендации могут быть использованы органами исполнительной власти Республики Бурятия при разработке стратегии социально-экономического развития региона, органами местного самоуправления при определении стратегических направлений развития конкретных сельских муниципальных районов.
Ключевые слова: сельские территории, типология, стратегическое управление, типологический подход, Республика Бурятия.
УДК 332.1 ББК 65.050
В российской экономической науке сложился подход, рассматривающий развитие сельской местности преимущественно в рамках проведения государственной аграрной политики [1,
2, 3]. Нельзя отрицать, что социально-экономическое положение села связано с уровнем развития сельскохозяйственного производства. При этом опыт европейских стран показал, что
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-46-04388).