Димитрова Т.Ю.
Оренбургский государственный университет
СУЩНОСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
В статье определяется сущность институциональной инфраструктуры регионального продовольственного рынка. Обосновывается объективная необходимость ее формирования и развития. Рассматриваются элементы институциональной инфраструктуры. Определяются институты регионального продовольственного рынка и их взаимодействие.
Формирование регионального продовольственного рынка требует развития адекватной институциональной инфраструктуры. Инфраструктура существует в любой экономической системе и представляет собой совокупность хозяйственных институтов, обеспечивающих движение материальных и финансовых ресурсов, товаров и услуг. Классификация рыночной инфраструктуры, ее специфическое содержание определяется особенностями рынка, в пределах которых функционируют данные элементы.
Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе в начале XX века для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. Он произошел от латинских слов «infra» - ниже, под; «struktura» - строение, расположение. У истоков учения о формировании рыночной инфраструктуры стояли американские экономисты А. Шоу, Д. Уэлд, П. Чернингтон, дальнейшее развитие оно получило в трудах О. Уильямсона, Д. Ревзана, Е. Дудди, Г. Домингеза, и других.
Проблемы формирования рыночной инфраструктуры исследовались в трудах отечественных ученых А. Новоселова, И. Дудано-ва, Л. Ибрагимова, В. Федько, Н. Федько, К. Шебеко и др.
Однако исследования проблем формирования рыночной инфраструктуры в условиях институциональных изменений, обусловленных переходом от командно-административной к рыночной системе хозяйствования, особенно на региональном уровне, пока не носят системного характера. Изучаются частные аспекты функционирования товарных рынков и связанные с ними вопросы развития отдельных элементов инфраструктуры.
Существуют различные трактовки понятия «инфраструктура рынка». О. Мамедов, Т. Юрьева отмечают, что инфраструктура рынка - это совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. В. Кистанов, Н. Копылов, считают, что инфраструктура рынка - совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование различных рынков [1, с. 170]. В. Видяпин, Г. Журавлева определяют инфраструктуру рынка как совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования [2, с. 113].
В настоящее время сформирован ряд теоретических концепций инфраструктуры рынка. Формирование концепций происходило в процессе развития различных школ и направлений. Полная классификация дана А. Новоселовым [3, с. 205]. На современном этапе им выделяются следующие теоретические концепции рыночной инфраструктуры: концепция накладных расходов, институциональная, маркетинговая, распределительная, логистическая. Возникновение различных концепций формирования и развития рыночной инфраструктуры обусловлено многогранностью и многомерностью изучаемого явления. Сравнительная характеристика научных подходов и основных конструктивных идей приведена в таблице.
Согласно институциональной концепции рыночная инфраструктура представляет собой систему взаимодействующих субъектов сферы обращения, выступающих в различных организационно-правовых формах и обеспечивающих торгово-экономические связи между производством и потреблением.
Одним из первых идею институционального подхода к анализу рыночных процессов высказал Р. Уэстерфилд, который исследовал роль посредника как экономического субъекта в развитии английского бизнеса. Этот подход нашел отражение и работе Р. Бреера, посвященной анализу рыночных институтов. Особенность его подхода состояла в институциональном структурировании рынка. Выделялся первичный рынок и промежуточный рынок, организованный и неорганизованный, а также основные агенты рынка - производители, посредники и розничные торговцы.
В наиболее разработанном виде институциональная концепция рыночной инфраструктуры появилась в работе Е. Дудди и Д. Ревзана, которые разработали комплексную институциональную структуру рынка, выделив в ней в качестве самостоятельной подсистемы рыночною инфраструктуру, включа-
ющую различные типы экономических агентов, предлагающих услуги хранения товаров, специализированного транспорта, финансирования, товарного посредничества, рекламы, страхования и др.
Е. Дудди и Д. Ревзан разработали научную классификацию агентов рынка и систему критериев отнесения различных агентов к рыночной инфраструктуре, включающую: тип выполняемых операций, право собственности на товары, объемы продаж, степень полноты осуществляемых функций, уровень интеграции в рыночной системе.
Институциональная концепция была положена в основу моделирования процессов развития рыночной инфраструктуры в исследованиях Ф. Булдерстона и А. Хогга-та, которые построили матричную модель взаимодействия агентов рынка, выделив в ней в качестве самостоятельного блока рыночную инфраструктуру. На основе этой модели были проанализированы товарные, финансовые и информационные потоки между агентами сферы производства, потребления и рыночной инфраструктуры.
Развитие институциональной концепции в 70 - 90-е годы шло в двух направлениях: одно - общетеоретические исследования институциональной структуры экономической
Таблица. Характеристика научных подходов и конструктивных идей, содержащихся в различных концепциях рыночной инфраструктуры
Концепции Сущность рыночной инфраструктуры Основные конструктивные идеи
Накладных расходов Система общих условий развития рынка с целью создания благоприятного экономического климата для функционирования частного капитала. Создание комплекса экономических условий для функционирования товарного обращения и развития предпринимательской деятельности.
Институциональная Система взаимодействующих организаций сферы обращения, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением. Выбор институциональных форм организации рыночной инфраструктуры и вариантов взаимодействия в рамках совершаемых сделок
Маркетинговая Совокупность видов деятельности, способствующих реализации товаров на рынке и формированию нового спроса на товары и услуги. Формирование рыночной инфраструктуры, обслуживающей всю систему рынков, исходя из приоритетности интересов потребителя.
Распределительная Совокупность видов деятельности, обеспечивающих движение потоков товаров от производителей к потребителю. Выбор эффективности каналов товародвижения и обслуживающей их инфраструктуры для различных типов рынков.
Логистическая Система материально-технических объектов и средств, обслуживающих процессы физического перемещения товаров и опосредующие эти процессы информационные и финансовые потоки Рационализация транспортно-складских процессов, материальных, финансовых и информационных потоков в сфере обращения.
системы в целом с выделением институтов рыночной инфраструктуры как определяющих элементов развития рынка (О. Уильямсон, Дж. Энсминстер, Г. Элиассон и др.); другое - исследования, посвященные анализу институционального аспекта рыночной инфраструктуры и ее отдельных элементов (Г. Домингез, К. Джонс и Дж. Симонс, М. Янелл).
О. Уильямсон и Г. Элиассон рассматривают рыночную инфраструктуру как органическую часть всей системы институтов капиталистической экономики, имманентно присущую рыночной системе хозяйствования и обеспечивающую нормальное функционирование и взаимодействие всех элементов институциональной системы капитализма. В отличие от них, Дж. Энсминстер рассматривает рыночную инфраструктуру как систему рыночных институтов, создание которых необходимо в развивающихся странах для ускорения темпов роста всей экономики.
В работах Г. Домингеза, К. Джонса и Дж. Симонса прослеживается тенденция к расширению состава институциональных элементов, включаемых в рыночную инфраструктуру, прежде всего, включение в ее состав экономико-правовых, кредитно-финансовых и организационно-управленческих институтов. При этом наряду с чисто экономическим аспектом развития инфраструктуры, большое внимание уделяется правовым, социально-психологическим и политическим вопросам.
В связи с переходом экономики России к рыночным отношениям формирование инфраструктуры продовольственного рынка имеет определенные особенности:
1 .Взрывообразное возникновение торговых институтов. В конце 80-х годов в России разразился биржевой бум - товарных бирж было создано больше, чем во всем мире вместе взятом. При этом первичные институциональные формы - розничная торговля, ярмарки были неразвиты;
2. Приоритетное развитие на том или ином этапе получала лишь одна институциональная форма. Сначала интенсивно развивалась биржа, затем торговые дома, затем пришел черед развитию розничной сети;
3. Наличие институциональных форм разных эволюционных этапов развития товарного рынка и разных хозяйственных систем. Наряду с торговыми сделками, осуществляемыми с помощью рыночной инфраструктуры и по рыночным законам, существует система госзаказа с институтами, похожими на планово-административные, а также прямой обмен между предприятиями в виде бартера, что соответствует натуральному хозяйству.
История дает подтверждения тезису, что основная проблема, вызывающая трудности продовольственной ситуации, возникает из-за способа распределения того, что произведено. По высказыванию Г. Джорджа, это проблема производственных отношений, а не производительных сил [4, с.26]. Способы распределения определяются институтами, формирующими инфраструктуру рынка.
Элементы институциональной инфраструктуры рынка могут быть определены, исходя из схемы взаимодействия институтов О. Уильямсона .
Институты, функционирующие в обществе, взаимодействуют друг с другом. Выделяются три уровня институтов. Первый уровень институтов - институциональная среда, которая представляет собой совокупность фундаментальных социальных, политических, юридических правил, образующих базис для производства, обмена и распределения.
Второй уровень институтов - институциональные соглашения, т. е. контракты, представляющие собой договоры между хозяйствующими субъектами, которыми определяются способы кооперации и конкуренции. Третий уровень - субъект рынка.
Институциональная среда представляет собой глобальные правила, а институциональные соглашения, контракты - локальные правила. Между этими отдельными блоками существуют определенные связи. О. Уильямсон выделяет три основные зависимости. Первая зависимость наблюдается между субъектом рынка и институциональными соглашениями. Под институциональными соглашениями понимаются договоренности между индивидами и (или) их группами, оп-
ределяющие способы кооперации и конкуренции [5, с.38]. Хозяйствующий субъект ведет себя по-разному по отношению к установленным соглашениям. Поведение может соответствовать или нет установленным «правилам игры» Во втором случае говорят об оппортунистическом поведении одной из сторон контракта.
Вторая зависимость - круговая, означающая воздействие рынка и субъектов рынка друг на друга. В зависимости от конкретных рыночных характеристик субъекты рынка будут вести себя по-разному и в то же время в результате действий субъектов рынка может изменяться характер отношений на рынке.
Третья зависимость возникает между институциональной средой и институциональными соглашениями. Институциональная среда влияет на институциональные соглашения, и данная зависимость называется параметрическим сдвигом, т.е. происходит перестройка правил. В результате изменения правовых норм и правил, систем ценообразования, налогообложения, различных видов регулирования (антимонопольного, таможенного и др.) изменяется структура трансакций, что ведет к изменению структуры и величины трансакционных издержек [6, с.7].
В некоторых случаях трансакционные издержки на создание и адаптацию новых институтов превышают трансакционные издержки функционирования прежних институтов и в экономике могут иметь место институциональные ловушки. В. Полтерович определяет институциональные ловушки как неэффективные, но стабильные нормы. Данный термин характеризует устойчивые негативные последствия тех или иных макроэкономических решений. Рост таких явлений в российской экономике как неплатежи, коррупция, теневая экономика, бартерные сделки, можно объяснить формированием соответствующих институциональных ловушек.
Таким образом, в экономике обнаруживается взаимодействие и взаимозависимость институтов различных уровней. В общем, в рыночной экономике институциональная инфраструктура конкретного рынка определяет нормы и правила поведения и взаимо-
действия экономических субъектов, институтов управления и регулирования государственного уровня и отдельных членов общества, а также организации, реализующие данное поведение и взаимодействие в реальной экономике (рисунок 1).
Однако, как отмечает А. В. Сидорович, реальная экономика осуществляется не просто через деятельность институтов, а через конкретную, определенную спецификой страны (региона), их структурированную совокупность [7, с. 6]. Отдельные элементы инфраструктуры продовольственного рынка описаны в экономической литературе, однако понятие «институциональная инфраструктура регионального продовольственного рынка» пока не определено.
Дается определение институциональной инфраструктуры региона, но не продовольственного рынка. Например, А. Осипов определяет институциональную инфраструктуру региона как систему методов воздействия центральных и региональных органов управления на экономику и общество, которая создает необходимые организационные условия для комплексного развития народного хозяйства [8, с.246]. На наш взгляд, институциональная инфраструктура регионального
Рисунок 1. Институциональная инфраструктура рынка
продовольственного рынка - это совокупность институтов (институциональных форм) продовольственного рынка, определяемых спецификой региона, деятельность которых направлена на его эффективное функционирование, снижение трансакционных издержек, повышение конкурентоспособности региона.
Классификация институтов регионального продовольственного рынка по уровню иерархии представлена на рисунке 2. На схеме представлено взаимодействие субъектов продовольственного рынка и институтов различных типов: тех, которые представляют собой институциональные соглашения, и тех, которые являются составляющими институциональной среды. На продовольственном рынке заключаются формальные и неформальные контракты - добровольно установленные экономическими агентами правила обмена. В рамках, определяемых институциональной средой, предпочтения и интересы индивидов играют решающую роль в создании контрактов. Институциональные соглашения влияют друг на друга: поведение организаций на продовольственном рынке влияет на его характер (и наоборот). Правила, входящие в состав институциональной среды влияют на форму и издержки заключения контрактов.
Таким образом, для изучения проблем функционирования регионального продо-
Рисунок 2. Взаимодействие институтов регионального продовольственного рынка
вольственного рынка и его институциональной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики институциональная теория предлагает, на наш взгляд, наиболее адекватный инструментарий, позволяющий учитывать специфику проявления различных экономических процессов.
Список использованной литературы:
1. Кистанов В., Копытов Н. Региональная экономика России. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 584 с.
2. Экономическая теория (политэкономия)/Под общей редакцией В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000. - 592 с.
3. Новоселов A.C. Теория региональных рынков. Ростов - на - Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 448.
4. Колз Ричард Л., Ул Джозеф Н. Маркетинг сельскохозяйственной продукции. - М.: Колос, 2000. - 512 с.
5. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория / Под ред. A.A. Аузана. - М.: ИНФ-РА-М, 2005. - С.416.
6. Полтерович В. Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. - 2004. - №3. -С. 5-16.
7. Сидорович А.В. Экономическая теория и национальная экономика // Национальная экономика: вопросы теории и проблемы преподавания. Материалы научно-практической конференции. - М.: МАКС Пресс, 2001. С. 5-8.
8. Осипов А. Региональная экономика. Ижевск; Издательский дом «Удмуртский университет», 2000. - 296 с.