Государственное регулирование рынка услуг подвижной связи в современной России
Хатунцева ЕА., МТУСИ
Стремительное развитие телекоммуникаций, превратившееся в технологическую революцию, стало характерной чертой экономического развития России начала XXI в. Этот период характеризуется активной работой по созданию адекватной законодательной базы, которая обеспечивала бы опережающее развитие инфокоммуни-каций в стране. Развитие телекоммуникационного права шло методом проб и ошибок, а система государственного регулирования как в России, так и в ведущих европейских странах преодолевала долгий путь эволюции — от полной монополии, жестко регулируемой государством, до разной степени либерализации. Об этом свидетельствует тот факт, что вопросы лицензирования деятельности по оказанию услуг связи национальными Администрациями связи решаются в настоящее время с использованием не административных, а в основном рыночных методов — путем конкурсов и аукционов. А некоторые страны вывели вопросы технического регулирования использования средств и сетей связи за пределы государственного регулирования, оставив за собой только вопросы безопасности жизни человека, экологии, а также право на ведение вторичной продажи радиочастотного спектра его пользователями. Однако государства всё же сохраняют за собой рычаги прямого воздействия на рыночную среду электросвязи в форме государственного распределения ограниченных ресурсов — частотного и номерного, а также введения норм и регламентов технического регулирования использования средств и сетей связи.
Необходимо отметить, что действующее законодательство в области связи разрабатывалось в сложных условиях переходных социально-экономических процессов в нашей стране. Но при этом необходимая база для либерализации отечественных рынков услуг связи всех видов всё же была создана. В основу её было положено повышение конкурентоспособности и качества услуг, в том числе и рынка услуг подвижной связи. Ведь государственное регулирование различных секторов экономики — важнейшая составляющая управления социально-экономическими процессами в стране. Благодаря тому, что переходный этап развития экономики нашей страной пройден благополучно, настало время говорить о построении новой системы регулирования, в основе которой будут лежать преимущественно рыночные механизмы. В связи с этим важнейшим для развития рынка связи становится обеспечение стабильного, предсказуемого и эффективного режима государственного регулирования, тем более, что отечественная индустрия телекоммуникаций стоит на пороге внедрения новых технологий, которые в недалеком будущем изменят наше представление о связи в целом.
Итак, система правового регулирования рынка телекоммуникационных услуг включает в себя законодательные и нормативные правовые акты, в совокупности регулирующие процессы формирования и развития рынка телекоммуникационных услуг, деятельность
участников рынка, а также устанавливающие полномочия государства в этом процессе.
Основными законодательными и нормативными документами государственного регулирования развития отрасли, в том числе подвижной связи, являются:
— Федеральный закон РФ "О связи" от 07.07.03 г. № 126-ФЗ (ред. от 29.04.08 г.);
— Федеральный закон РФ от 29.03.91 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (ред. от 26.07.06 г.);
— Федеральный закон РФ от 17.08.95 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (редот 08.11.07 г.) ;
— Постановление Правительства РФ от 07.03.97 г. № 265 "О регулировании тарифов на услуги связи и об утверждении основных положений государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической связи на федеральном и региональном уровнях" (ред. от 28.12.98 г.);
— Постановление Правительства РФ от 28.12.98 г. № 1559 "О совершенствовании государственного регулирования цен (тарифов) на услуги связи" (ред. от 09.06.2000 г.);
— Постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.98 г. № 552 "О введении платы за использование радиочастотного спектра" (ред. от 12.02.99 г.);
— Постановление Правительства РФ № 642 от 05.07.94 г. "Об утверждении положения о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации" (ред. от 03.10.02 г.);
— отраслевой документ "Основные положения об обязательной сертификации технических средств электросвязи взаимоувязанной сети связи России", утвержденный министром связи 5 марта 1997 г.;
— Положение "О порядке назначения (присвоения) радиочастот в Российской Федерации для радиоэлектронных средств всех назначений", утвержденное ГКРЧ России от 29 июня 1998 г.;
— Постановление Правительства РФ от 05 июня 1994 г. № 643 "О порядке изготовления, приобретения, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)" (ред. 17.11.04 г.);
— 'Таблица распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации в диапазоне частот от 3 кГц до 400 ГГц", утвержденная Решением ГКРЧ от 08.07.06 г., и др. нормативно-правовые документы.
В этих документах, разработанных с учетом новой экономической ситуации и основных принципов законодательств большинства экономически развитых стран, были заложены методы государственного регулирования, осуществляемые в форме лицензирования, сертификации, управления использованием радиочастотного спектра и деятельностью антимонопольных органов.
Однако современные тенденции развития отрасли свидетельствуют о том, что законы, регулирующие отношения в отрасли, устарели и в некоторых случаях приводят к обострению противоречий
между складывающейся в новых экономических условиях деятельностью операторов связи и существующим законодательством, затормаживая или даже блокируя развитие современных систем связи и услуг. Так, например, развёртывание сетей связи третьего поколения сопряжено с внедрением технологий нового поколения и требует строгой регламентации, которая порождает необходимость разработать и усовершенствовать большое количество правовых и нормативно- технических документов.
Разработкой этих вопросов занимаются различные специализированные объединения и ассоциации, осуществляющие научно исследовательские работы, результаты которых являются основой для принятия государственных нормативных актов. В связи с этим хотелось бы особо отметить деятельность "Инфокоммуникационного союза", созданного в результате преобразования "Национальной ассоциации операторов сетей связи 3G" в ноябре 2006 г. Национальная ассоциация операторов была организована в декабре 1999 г.по инициативе ведущих компаний сотовой связи при содействии Министерства связи и информатизации Российской Федерации (сейчас Министерство связи и массовых коммуникаций РФ). Её целью является координация усилий всех заинтересованных сторон по построению будущих систем подвижной связи в России. Ассоциацией 3G была проделана огромная работа по исследованию ряда вопросов, связанных с формированием требований к федеральной сети связи третьего поколения, изучением возможностей реализации сетевой структуры иМТБ, разработкой стратегии внедрения сетей связи нового поколения в России.
Проводимая работа направлена в первую очередь на предоставление возможности отечественным операторам идти в ногу со временем, без чего, в свою очередь, невозможно обеспечить ста-
бильное развитие экономики страны, а в перспективе — сформировать инновационную экономику России.
Ведь основополагающая задача государственного регулирования заключается в создании условий, обеспечивающих наиболее эффективное действие рыночных механизмов, и в то же время соблюдение национальных интересов. При этом создание условий означает разработку программы конкретных мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности и эффективности работы всех участников рынка. Так, в основу механизма государственного регулирования подвижной связи закладываются федеральные и региональные программы развития, целевые проекты, схемы развития федеральных сетей подвижной связи, а осуществляет их Министерство связи и массовых коммуникаций, т. е. содержание государственного регулирования и управления рынком подвижной связи представлено в программных документах стратегического развития отрасли. Такими документами, например, являются "Концепция развития в России систем сотовой подвижной связи общего пользования на период до 2010 г." (одобрена Решением ГКЭС от 29.11.2000 г. №19) и "Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации" (одобренная Правительством РФ 20.12.2000 г.).
Важно отметить, что государственное регулирование рынка подвижной связи определяется целями и задачами, стоящими перед федеральными и исполнительными органами управления, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении регулятивной политики в данном секторе телекоммуникационного рынка. Государственное регулирование предполагает воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру подотрасли подвижной связи для
Рис. 1. Классификация методов государственного регулирования рынка подвижной связи
обеспечения условий эффективного функционирования всех составляющих рынка. Для этого разрабатывается экономическая и техническая политики отрасли, обосновываются ее положения и выбираются средства и методы ее проведения. От прогрессивности последних зависит эффективность развития современного рынка услуг связи. Полная классификация методов государственного регулирования представлена на рис. 1.
В основе организационно-правовых методов лежит разработка нормативно-законодательного обеспечения функционирования взаимоувязанной сети связи РФ и входящих в нее хозяйствующих субъектов. Эти методы на государственном уровне закрепляют правила, обеспечивающие доступность пользователей к средствам и услугам связи.
Экономические методы заключаются в реализации мер протекционистской политики, стимулирующей развитие взаимоувязанной сети связи РФ. Данные методы реализуются через налоговую, кредитную, таможенную, тарифную политики, систему оплаты труда и экономического стимулирования работников.
Социально-психологические методы направлены на создание в отрасли и на отдельных предприятиях благоприятного психологического климата и всемерного развития социальной сферы, которые в конечном итоге создают необходимые условия для эффективного выполнения производственных задач. На предприятиях эти методы выражаются в мерах по оздоровлению производства и улучшению условий труда, строительству объектов социальной сферы, обеспечению работников различными социальными выплатами и льготами.
Приоритетной целью государственного регулирования подвижной связи можно считать разработку мер, направленных на форми-
рование механизмов, обеспечивающих экономическую и социальную стабильность подотрасли и создание условий для удовлетворения растущих потребностей в услугах на основе ускоренного развития инфраструктуры подвижной связи. Её достижение связано с реализацией комплекса конкретных целей государственного регулирования, которые представлены на рис. 2. Важно также отметить, что цели государственного регулирования должны формироваться исходя из принципа приоритета потребностей и интересов развития общества. А основными принципами, применяемыми для регулирования отрасли в целом, являются: прозрачность процедур, недискри-минационность и обеспечение конкуренции.
На сегодняшний день совершенствование мер государственного регулирования рынка подвижной связи предусматривает:
— совершенствование механизма государственного регулирования по вопросу распределения РЧС;
— создание эффективных механизмов, регулирующих деятельность по присоединению операторов к сети связи общего пользования;
—дальнейшее развитие конкурентной среды на рынке услуг связи;
— создание равных условий деятельности на рынке подвижной связи для всех участников;
— дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности подотрасли;
— развитие новых технологий (в частности, третьего поколения) подвижной связи на базе построения современной национальной инфраструктуры сетей подвижной связи;
— гармонизацию правовых норм регулирования и управления в отрасли с международными правилами и нормами с учетом необходимости обеспечения защиты национальных интересов.
Общественно-
политические:
1) обеспечение высоких темпов и сбалансированного развития подвижной
связи в составе отрасли на всей территории РФ
2) учет интересов национальной и экономической безопасности
3) эффективное управление национальной долей собственности на рынке подвижной связи
Экономические:
1) обеспечение условий свободной конкуренции операторов связи 2) обеспечение эффективной технической и инвестиционной политики
государственного регулирования рынка ^подвижной связи«
Организационные: Социальные:
1) обеспечение информационной обеспечение максимального удовлетворения
безопасности сетей подвижной связи спроса на услуги подвижной связи при
2) обеспечение гарантий бесперебойной снижении их стоимости и повышении
работы абонентам сетей подвижной связи качества
Рис. 2. Цели государственного регулирования рынка подвижной связи
Для решения этих задач сформирована соответствующая структура управления. Она строится по иерархической схеме. В нее входят:
— Министерство связи и массовых коммуникаций (Минсвязи РФ), являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи, почтовой связи, в том числе в области использования информационных технологий. Министерство функционирует в результате преобразования Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации ДА Медведева № 724 от 12 мая 2008 г. Министерству связи и массовых коммуникаций РФ переданы функции преобразуемого Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации (в том числе электронных). В ведении Министерства связи и массовых коммуникаций РФ находятся Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Федеральное агентство связи;
— Федеральное агентство связи (РосСвязь) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию услуг в сфере элект-ро- и почтовый связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых сетей связи, систем теле- и радио вещания;
— Федеральное агентство по информационным технологиям (Ро-сИнформТехнологии) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию услуг в сфере информационных технологий.
Органы связи субъектов Федерации осуществляют оперативное управление средствами связи, находящимися в их ведомстве, с учетом технических и технологических требований, установленных Министерством связи и массовых коммуникаций.
Важно отметить, что высшим федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством является Правительство РФ, которое обеспечивает общее управление всей экономической системой, включая и отрасль связи. Управляющие воздействия формулируются в виде соответствующих постановлений, направленных на координацию деятельности всех управляемых подсистем по наиболее эффективному решению задач экономического развития в конкретном временном интервале. Правительству РФ подчиняются все министерства и ведомства, также участвующие в управлении отраслью связи.
Данная структура управления позволила создать весьма эффективный механизм регулирования процессов развития подвижной
связи.
В 2007 г. мобильной связи в России исполнилось 15 лет, и на всём их протяжении российский рынок мобильной связи демонстрировал впечатляющие темпы роста. Сейчас сети мобильной связи развернуты во всех регионах России, а число их абонентов почти в 4 раза превышает число абонентов фиксированной телефонной связи. Такие успехи в мобильном секторе говорят о том, что уже сегодня существует достаточно эффективная система, позволяющая в полной мере реализовать задачи государственного регулирования. Однако развертывание сетей связи третьего поколения открывает принципиально новый рынок интеллектуальных услуг со своими специфическими экономическими отношениями, требующими изучения и моделирования, особенно это касается вопросов государственного регулирования. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на содержание основных механизмов регулирования рынка подвижной связи.
Литература
1. Федеральный закон "О связи" от 7 июля 2003 г. (ред. от 29.04.08 г.) № 126-ФЗ.
2. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. (ред. от 06.12.07 г.) № 128-ФЗ.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" от 18 февраля 2005 г. (ред. от 24.01.08 г.) N 87.
4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил проведения торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии на оказание услуг связи" от 12 января 2006 г. (ред. от28.03.08 г.) № 8.
5. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи" от 25 мая 2005 г. (ред. от 16.02.08 г.) N 328.
6. Приказ Минсвязи Российской Федерации "Об утверждении требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования" от 08 августа 2005 г. (ред. от 10.07.2007 г.) N 98.
7. Тихвинсткий В.О. Регулирование и экономика подвижной связи. Под ред. Ю.Б. Зубарева. — М.: Радио и связь, 2003. — 367 с.
8. Тихвинский ВО. Сети подвижной связи третьего поколения. Экономические и технические аспекты развития в России. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Радио и связь, 2004. — 312 с.
9. Крупнов А.Е., Скородумов А.И. В России сети связи нового поколения к старту готовы. Современный этап развития рынка инфокоммуникаци-онных услуг//Инфокоммуникации XXI века. Под ред. Л.Е. Варакина. Т. V: 25 лет инфокоммуникационной революции. — М.: МАС, 2006.
10. Солдатенков С.В., Островский Э.Г. Использование глобальных сетей связи стандарта GSM для передачи конфиденциальной информации//Инфокоммуникации XXI века. Под ред. Л.Е. Варакина. Т. V: 25 лет инфокоммуникационной революции. — М.: МАС, 2006.