Научная статья на тему 'Итоги работы отрасли информационных технологий и связи за 2006 г. И задачи на 2007 г. И среднесрочную перспективу'

Итоги работы отрасли информационных технологий и связи за 2006 г. И задачи на 2007 г. И среднесрочную перспективу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рейман Леонид Дододжонович

Тезисы доклада Леонида Дододжоновича Реймана на расширенном заседании коллегии Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги работы отрасли информационных технологий и связи за 2006 г. И задачи на 2007 г. И среднесрочную перспективу»

Итоги работы отрасли информационных технологий и связи за 2006 г. и задачи на 2007 г. и среднесрочную перспективу

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА ЛЕОНИДА ДОДОДЖОНОВИЧА РЕЙМАНА НА РАСШИРЕННОМ ЗАСЕДАНИИ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Л. Д. Рейман,

Министр информационных технологий и связи РФ

Мы живем в эпоху становления глобального информационного общества, революционного развития науки и технологий, повсеместного перехода от индустриальной к постиндустриальной стадии развития экономики. И нашей стране необходимо все свои усилия направить на развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности, внедрение современных технологий в повседневную жизнь россиян.

В Послании Федеральному Собранию РФ в 2006 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин, отметил, что в условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами. И в первую очередь, комплексным, взаимоувязанным развитием всех видов транспорта и связи. Действительно, наша отрасль обладает огромным потенциалом, это мощный рычаг для повышения конкурентоспособности производства, развития инновационной деятельности.

Темпы роста в российской отрасли информационных технологий и связи с 2000 г. ежегодно превышают темпы роста экономики страны в среднем в 4 раза. В 2006 г. объем отрасли вырос на 20 % по отношению к предыдущему году и превысил 1 трлн 160 млрд руб.

Такая позитивная динамика получает сегодня адекватную оценку со стороны бизнеса. Инвестиционная привлекательность заметно растет. В прошлом году отечественные инвестиции в основной капитал отрасли превысили 150 млрд руб., а иностранные инвестиции составили свыше 110 млрд руб. Прошедший год ознаменован стабильным ростом отраслевых пока-

зателей, а также общим направлением государственной политики, нацеленной на обеспечение дальнейшего роста отечественной отрасли инфокоммуникаций. Среди основных задач отрасли в 2006 г. особое место занимали: развитие телекоммуникационной инфраструктуры и использование ИКТ в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Министерством подготовлен ряд инициатив по внедрению ИКТ в таких сферах, как: ЖКХ, образование, здравоохранение и агропромышленный комплекс. Создана межведомственная группа, результатом работы которой станет практическая реализация намеченных мероприятий. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" Мининформсвязи России совместно с Минобрнауки России провели работы по подключению российских школ к сети Интернет (надо обеспечить широкополосным доступом к сети Интернет 53 тысячи образовательных учреждений по всей стране до конца августа 2007 г.). В целях эффективной реализации приоритетного национального проекта "Здравоохранение" Мининформсвязи России предлагает создать интегрированную информационную систему мониторинга здоровья населения нашей страны, разработать федеральную целевую программу "Электронный паспорт здоровья", подготовить предложения по обеспечению широкополосным доступом к сети Интернет лечебно-профилактических учреждений и формированию единой телемедицинской сети. В настоящее время ведется разработка типового пилотного проекта по созданию телемедицинской сети в Пензенской области для его последующего тиражирования в субъектах РФ.

В декабре 2006 г. подписано соглашение между Мининформсвязи России и Минреги-оном России о взаимодействии в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье — гражданам России" по оснащению вновь возводимого жилья современными инфо-коммуникационными технологиями. В рамках реализации ФЦП "Электронная Россия" проводятся работы по формированию модели управления отраслью ЖКХ на муниципальном уровне с использованием ИКТ.

Сегодня одной из приоритетных задач отрасли является переход на цифровые стандарты телерадиовещания, увеличение количества и качества принимаемых населением телевизионных программ. Мининформсвязи России совместно с Минкульту-ры России разработало проект концепции федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2008 — 2011 гг.)". Главная цель Концепции — реализация конституционного права всех граждан нашей страны на получение информации посредством обеспечения населения многоканальным вещанием с предоставлением обязательных общедоступных теле- и радиоканалов заданного качества.

Первым опытным регионом, внедрившим качественное многоканальное цифровое телевидение, стала Республика Мордовия. Сегодня на территории региона развернута сеть эфирного цифрового вещания в стандарте DVB-T, обеспечивающая доставку 12 телевизионных и 4 радиопрограмм до каждого населенного пункта республики.

Благодаря динамичному развитию российской отрасли ИКТ сегодня большинство наших граждан имеет возможность пользоваться современными услугами связи. Растет количество пользователей сети Интернет и информационных ресурсов в российском сегменте "всемирной паутины". К концу 2006 г. число пользователей сети Интернет составило порядка 25 млн человек. Общее количество эксплуатируемых в стране персональных компьютеров превысило 23 млн и увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 35 %. Каждый пятый житель России пользуется услугами всемирной сети, при этом в Москве — каждый второй. Расширяется применение инфо-коммуникационных технологий в государственном управлении, образовании, здравоохранении, деловой сфере. Однако, несмотря на растущее число пунктов коллективного доступа в Интернет, сегодня оно достигло 20 тыс., и готовность предприятий связи оказывать частным лицам услуги по

передаче данных, проблема с доступом населения к информационным ресурсам все еще существует.

Поэтому Министерство совместно с участниками ИТ-рынка работает над повышением уровня доступности компьютерных технологий для населения. Для обеспечения равных возможностей использования ИКТ жителями нашей страны мы приступили к реализации общенациональной программы "Компьютер — в каждый дом". Программа предусматривает повышение уровня доступности высокопроизводительной компьютерной техники по всей стране, в особенности для жителей малых городов, поселков, сельской местности, удаленных и труднодоступных регионов, не имеющих развитой инфраструктуры производства и продажи персональных компьютеров. Ее реализация также позволит заложить основу для формирования спроса на услуги "электронного правительства в регионах". Сегодня в программе принимают участие ведущие отечественные и зарубежные производители компьютерной техники и ПО.

В 2006 г. деятельность Мининформсвязи России в приоритетном порядке была направлена на решение задач повышения эффективности использования ИКТ в деятельности органов государственной власти. Были сформированы и апробированы на практике основные подходы и решения в области организации межведомственного информационного обмена на основе ИКТ, обеспечения доступа населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, предоставления государственных услуг в электронном виде.

Эти задачи решаются в рамках ФЦП "Электронная Россия", новая редакция которой утверждена Правительством РФ. В программе определены основные принципы создания "электронного правительства" как на федеральном, так и на региональном уровнях, механизмы и направления государственной поддержки со стороны федерального центра.

Одним из наиболее важных мероприятий программы в 2006 г. являлось создание первой очереди федерального центра управления информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем, системы удостоверяющих центров, включая создание федерального территориально-распределенного удостоверяющего центра, а также отработка технологий использования социальных карт, являющихся основой национальной системы идентификации.

Создание федерального информационного центра позволяет получить экономию за счет централизации создания и последующего обслуживания информационно-технологической инфраструктуры, необходимой для поддержки взаимодействия государственных информационных систем между собой и обеспечения доступа к ним другим ведомствам, гражданам и организациям.

Следуя общемировым тенденциям и стремясь к обеспечению прав российских граждан, была создана государственная система изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов с использованием биометрической информации.

В 2006 г. в целях отработки технических и организационных решений были созданы системы объектной пилотной зоны в Калининградской области, Москве и Санкт-Петербурге. Одним из ключевых направлений деятельности Мининформсвязи России является поддержка отечественного конкурентоспособного производства в сфере ИТ и вывод его на мировой рынок для снижения зависимости российской экономики от ситуации на мировом рынке энергетических ресурсов.

Концепция развития ИТ-отрасли до 2010 г. была одобрена Правительством РФ еще в 2004 г. Теперь она подкреплена конкретными решениями по ее реализации, принятыми при непосредственной поддержке Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

Значительным шагом на пути информатизации Российской Федерации стало одобрение Правительством РФ Концепции региональной информатизации до 2010 г., в которой отражены основные направления развития ИКТ в регионах, а также описаны финансовые механизмы реализации совместных проектов в области региональной информатизации, в том числе по созданию типовых программно-технических решений.

Объем рынка информационных технологий в 2006 г. оценивается в сумму 361,5 млрд руб. с ростом к предыдущему году на 17 %. Объем экспорта российского рынка информационных технологий достиг 1 млрд 800 млн долл. — рост, по сравнению с предыдущим годом, более 80 %.

Для наращивания объемов экспорта, получения крупных зарубежных заказов и удовлетворения внутреннего спроса на ИТ-продукцию за счет отечественного производства необходимо создавать условия для роста российских ИТ-компаний, многие из которых на сегодняшний день нельзя назвать крупными.

В марте 2006 г. Правительство РФ одобрило государственную программу созда-

ния технопарков в сфере высоких технологий. Их основная задача — формирование доступной инфраструктуры для развития российских предприятий в сфере информационных технологий. Кроме того, технопарки позволят обеспечить соответствующую подготовку кадров, поскольку их планируется тесно связать с научно-образовательными учреждениями и реализовать богатейший интеллектуальный потенциал российских специалистов в области информационных технологий.

Программа предусматривает создание пилотных технопарков в Санкт-Петербурге, в Московской, Тюменской, Нижегородской, Калужской и Новосибирской областях, а также в Республике Татарстан. Координация работ по реализации программы и бюджетному планированию доверена Мининформсвязи России. В конце 2006 г. мы завершили подготовку бизнес-планов технопарков и в 2007 г. начнем работы по созданию их инженерной и социальной инфраструктуры. На эти цели в федеральном бюджете на 2007 г. предусмотрено финансирование в объеме более 2 млрд руб.

На строительство пилотных технопарков пойдут средства не только из федерального бюджета, но и средства региональных бюджетов и частных инвесторов. В первую очередь мы заинтересованы в привлечении средств именно частных инвесторов. Участие государства будет ограничиваться исполнением его неотъемлемых функций, связанных с созданием социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, территориальным развитием и т. д. Мы рассчитываем, что уже к концу текущего года на территории технопарков будут возведены первые строительные объекты.

В создании технопарков уже сегодня самое активное участие принимают зарубежные компании. Многие из них рассматривают свое участие как в качестве инвесторов, так и в качестве резидентов.

Программа строительства технопарков неизбежно будет расширяться. Создавать у себя технопарки хотят многие регионы России, и все их заявки будут обязательно рассмотрены. Но даже от пилотных проектов мы ожидаем большой отдачи. Будет создано 75 тыс. рабочих мест, а годовая выручка на одного работника составит около 1,6 млн руб.

Из комплекса мер по стимулированию развития отечественного производства в сфере информационных технологий предусмотрена разработка механизма обеспечения организаций отрасли инвестиционными ресурсами. Как показывает международная практика, наиболее эффек-

тивным механизмом решения этой задачи является создание специализированного венчурного фонда. Постановлением Правительства РФ утверждено создание открытого акционерного общества "Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий". Фонд создается в целях развития отрасли информационно-коммуникационных технологий, стимулирования инвестиционного потенциала отрасли и ориентирован исключительно на отрасль ИКТ.

Из федерального бюджета должно быть выделено около 1,% млрд руб. Первоначально фонд будет государственным, а в дальнейшем планируется последовательное отчуждение находящихся в федеральной собственности акций без сохранения к 2010 г. доли участия Российской Федерации в уставном капитале. Первые инвестиционные проекты, на каждый из которых будет выделяться до 100 млн руб., могут появиться уже в ближайшее время.

Одной из главных задач фонда будет обеспечение полной прозрачности управления и расходования средств. Только так может быть гарантировано привлечение достаточных инвестиций со стороны.

Министерством проводится работа, направленная на снижение общей налоговой нагрузки на российские ИТ-компании. Важным шагом на этом пути стал закон о налоговых льготах для ИТ-компаний-экс-портеров. Надо признать, что целиком задача создания специального налогового режима для ИТ-компаний пока не решена, но принципиально важно, что сам процесс ее решения запущен. Мы будем и дальше работать над снижением налоговой нагрузки и в конце концов, сможем отстоять свою позицию.

Система государственной поддержки высокотехнологичных отраслей экономики продолжает совершенствоваться. В ближайшее время при Мининформсвязи России планируется создать две новые структуры управления — Федеральное агентство по информационным системам и Федеральное агентство по поддержке экспорта в области информационных технологий. Последнее из них будет отвечать за информационную, аналитическую и маркетинговую поддержку при продвижении товаров и услуг отечественной ИТ-индустрии на мировой рынок.

Активная государственная политика поддержки развития предприятий в сфере информационных технологий привела к тому, что многие крупные зарубежные компании открыли или значительно расширили свои центры разработки ПО в России. Среди

них есть такие всемирно известные технологические корпорации, как: Intel, IBM, Siemens. Услугами российских разработчиков также пользуются Microsoft, Motorola, Sun Microsystems, Boeing, Bank of America, Xerox, Samsung Electronics, Nortel Networks, и др.

Это фактически означает значительный приток инвестиций в российскую экономику, а также возможность для российских специалистов перенимать зарубежный опыт, позволяя России вновь превратиться в мировой инновационный центр.

В свою очередь, такие российские компании, как Лаборатория Касперского, ABBYY, SW-Soft уже убедительно доказали свое технологическое лидерство на мировом ИТ-рынке.

Нет сомнений и в том, что использование инфокоммуникационных технологий позволит обеспечить динамичный рост всех других отраслей российской экономики и социальной сферы. Разворот экономической политики российского государства в сторону высокотехнологичных, наукоемких отраслей, в сторону "экономики знаний" в целом, открывает новые, самые широкие возможности для международного сотрудничества. Именно в этих ключевых областях сотрудничество российских и зарубежных компаний является наиболее перспективным. Вкладывать деньги в высокие технологии сегодня выгодно.

Огромные перспективы имеют инфраструктурные проекты, ориентированные на использование особенностей географического положения России, представляющей собой своего рода мост между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой. Сегодня информационный обмен между европейскими странами и Азиатско-Тихоокеанским регионом, с его все возрастающим трафиком, осуществляется через Америку, что невыгодно с экономической точки зрения. Россия рано или поздно станет информационным мостом, значение которого для глобального информационного общества переоценить невозможно.

Помимо развития сферы информационных технологий важным направлением деятельности Министерства является развитие телекоммуникационной отрасли. Среди основных задач в 2006 г. в этом направлении особо выделяется подготовка к внедрению подвижной связи третьего поколения (3G) и демонополизация рынка дальней связи. В настоящее время инфокомму-никационными услугами сетей связи третьего поколения пользуются около 400 млн абонентов более чем в 100 странах мира, и ежемесячно их число увеличивается на

несколько миллионов. Всего в мире развернуто около 300 сетей связи 3G.

Первый шаг к реализации сетей связи третьего поколения в Российской Федерации уже сделан. Принято решение о выделении частот для новых мобильных сетей, определен минимально необходимый частотный ресурс и порядок лицензирования. В ближайшее время планируется объявление более 100 конкурсов на право получения дополнительных частот и лицензий в стандарте GSM.

В скором будущем планируется провести широкомасштабное внедрение технологии 3G, которая позволит предоставить пользователям неограниченные возможности доступа к информационным ресурсам мирового сообщества, в том числе через сеть Интернет.

Говоря о демонополизации отечественной отрасли связи, следует отметить два характерных момента. С одной стороны, в части мобильной связи ситуация сегодня достаточно устойчивая и обнадеживающая — несколько крупных независимых "игроков", в частности Вымпелком, МТС, Мегафон, в условиях здоровой конкуренции обеспечивают рост доходов при постоянном снижении цен и повышении качества услуг. Неудивительно, что именно операторы сотовой связи по-прежнему играют ключевую роль в росте отечественного рынка ИКТ. Благодаря деятельности "сото-виков" число абонентов сети подвижной связи достигло более 150 млн, таким образом, проникновение подвижной связи составляет порядка 105 абонентских терминалов на 100 человек. При этом в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, каждый второй житель имеет более одной SIM-карты, что превышает среднеевропейские показатели.

С другой стороны, в сфере фиксированной связи также произошли серьезные изменения, которые фактически завершили перевод отрасли на рыночные рельсы.

В 2006 г. вступил в действие ряд новых правил оказания услуг связи, при этом Правила оказания услуг подвижной связи и Правила оказания услуг связи по передаче данных приняты впервые. В результате проделанной работы исчезли или уменьшились административные барьеры, установились равные и прозрачные правила для всех участников рынка. Уточнен статус операторов связи, занимающих существенное положение на рынке, что снижает возможность влияния монополистов, детально регламентированы вопросы присоединения сетей связи и их взаимодействия и созданы предпосылки для постепенного

перехода к нетарифным методам регулирования. Кроме того, более четко прописаны отношения собственности на средства и сети связи.

Особого внимания заслуживают вопросы защиты интересов потребителей услуг связи. Так, в правилах оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи содержатся нормы, в соответствии с которыми существенно снижена стоимость переоформления договора об оказании услуг связи при въезде в телефонизированное помещение. Правилами установлена длительность телефонного соединения, не подлежащего оплате для подвижной и фиксированной связи. В числе прочего абонент в случае внесения предоплаты за услуги связи получает право востребовать у оператора неизрасходованные средства и многое другое.

Вместе с тем поступают жалобы со стороны "малых" операторов на установление "существенными" операторами связи высоких тарифов на оказание таких услуг связи, как предоставление в пользование каналов связи, платы за аренду производственных площадей и кабельной канализации, что препятствует недискриминационному доступу на рынок услуг связи. Настоящим прорывом явилась демонополизация рынка услуг дальней связи, начавшаяся с 1 января 2006 г. Сегодня выдано уже 30 лицензий на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи. Три оператора — "Ростелеком", МТТ и "СЦС Совинтел" уже оказывают свои услуги на всей территории страны. Мы ожидаем, что в ближайшее время начнут работать еще 2-3 оператора дальней связи.

Безусловно, были трудности, неизбежные при переменах такого масштаба, но в целом они не стали серьезным препятствием для реформ, а сами реформы были позитивно восприняты не только операторами связи, но и потребителями. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры способствовало вводу в действие кабельных и радиорелейных линий связи, новых современных цифровых АТС, что позволило значительно увеличить плотность телефонных аппаратов фиксированной телефонной связи — с 22,8 телефонных аппарата на 100 человек в 2000 г. до 31,2 — в 2006 г.

Однако дисбаланс в использовании ин-фокоммуникационных технологий между регионами и различными социальными группами населения по-прежнему является актуальной проблемой, и ее решение является одним из приоритетных направлений работы Мининформсвязи России.

Сегодня в большинстве из тех населенных пунктов, где нет связи, телекоммуникационная инфраструктура создается в рамках системы универсального обслуживания. Эта система, созданная с учетом лучшего мирового опыта, позволит обеспечить к 2008 г. все поселения, где до сих пор нет никакой связи, доступом к инфокомму-никационным услугам через таксофоны и пункты коллективного доступа в Интернет.

В 2006 г. было проведено 116 открытых конкурсов на право оказания универсальных услуг на территории 58 субъектов РФ, заключен 551 договор на общую сумму свыше 10 млрд руб. На сегодняшний день на территории Российской Федерации в рамках реализации системы универсального обслуживания установлено 13,4 тыс. таксофонов и около полутора тысяч пунктов коллективного доступ к сети Интернет.

Всего на территории России планируется установить более 100 тыс. таксофонов и организовать более 20 тыс. пунктов коллективного доступа.

На дальнейшее эффективное использование инфокоммуникационных технологий большое влияние оказывает цифровизация сетей связи. В настоящее время уровень цифровизации сетей местной связи является недостаточным и составляет всего лишь 63 %, что негативно сказывается на развитии рынка услуг связи, сдерживает внедрение перспективных технологий и переход на перспективный план нумерации.

Немаловажным фактором развития стала проведенная реорганизация крупнейших предприятий отрасли. Так, меры по реструктуризации предприятий, входящих в ОАО "Связьинвест", были признаны мировым инвестиционным сообществом как успешные, и мы практически завершили правовую подготовку приватизации национального телекоммуникационного холдинга.

Приватизация ОАО "Связьинвест" позволит усилить конкуренцию на рынке телекоммуникационных услуг, подстегнет развитие отрасли и поможет работать эффективнее, используя все плюсы рыночной экономики. Мы продолжаем целенаправленно модернизировать российскую почту, превращая ее в современного универсального логистического оператора.

Сегодня в филиалах предприятия оказывается полный комплекс почтовых услуг, кроме того, введен ряд новых услуг для населения, в том числе различные сетевые сервисы, прием платежей, реализация страховых полисов и т. д., успешно реализуются проекты "КиберПочт@", "КиберДеньги", "КиберПресс@". Через почту будет формироваться система микрокреди-

тования, которая не только стимулирует потребительский рынок, но и, как показывает опыт многих стран, создает в самых удаленных местах возможности для развития собственного бизнеса.

Для поддержания и развития спутниковой группировки гражданского назначения ведутся работы по строительству трех новых спутников, запуск которых планируется в IV кв. 2007 г. Новые спутники предназначены для обеспечения цифрового телерадиовещания, телефонии, широкополосного доступа к сети Интернет, развития сетей на основе технологии VSAT, оказания мультимедийных услуг, таких, как дистанционное обучение и телемедицина. Реализация мер по развитию государственной группировки гражданского назначения позволит также обеспечить конкурентоспособные предложения по оказанию услуг связи с использованием спутниковых технологий на международном рынке.

В последнее время постоянно возрастает спрос на виды услуг связи, которые могут быть оказаны только с помощью радиочастот. Безусловно, это требует поиска новых решений эффективного распределения и использования радиочастотного спектра.

Мининформсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями разработало документы, регламентирующие использование радиочастотного спектра в Российской Федерации. Это "План перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами" и "Таблица распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации". Введение в действие этих документов является началом практических действий по осуществлению конверсии радиочастотного спектра, которая предполагает произвести модернизацию радиоэлектронных систем и комплексов, предназначенных для нужд государственного управления, обороны и безопасности страны. Высвободившиеся в результате конверсии радиочастоты планируется использовать для гражданских целей.

Для создания системы вызова экстренных оперативных служб через единый телефонный номер 112 Мининформсвязи России разработало проект концепции создания такой системы, реализация которой позволит обеспечить своевременное поступление сообщений об экстренных ситуациях, оперативность, надежность управления и возможность координации работы экстренных служб.

В целях активного продвижения нашей страны к информационному обществу Ми-

нинформсвязи России в 2006 г. были разработаны несколько ключевых документов, среди которых проекты федеральных законов "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и "О персональных данных".

Внесены изменения в Федеральный закон "О связи" в части формирования резерва универсального обслуживания, запрета тарификации входящих вызовов абоненту — гражданину при повременной системе оплаты, оказания услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

В 2007 г. Мининформсвязи России планирует продолжить работу по реализации принятых федеральных законов в сфере информационных технологий, а также начать разработку проектов федеральных законов, направленных на совершенствование законодательства в области связи.

В 2006 г. Россвязьнадзором был обеспечен эффективный государственный надзор за соблюдением обязательных требований в области информационных технологий и связи с учетом изменений нормативноправовой базы. Проведено более 24 тыс. проверок, в ходе которых выявлено и пресечено 11,6 тыс. нарушений. В прошедшем году реализован механизм обеспечения недискриминационного доступа к ресурсам сети связи общего пользования. Россвязьнадзором установлены предельные цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика. Созданной комиссией началось рассмотрение обращений операторов связи малого и среднего бизнеса на действия операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования.

Активно продолжилась работа по лицензированию деятельности в области оказания услуг связи. Принято решение о выдаче около 7,6 тыс. новых лицензий, что почти на 40 % больше, чем в 2005 г. Всего на сегодняшний день услуги связи оказывают более 11 тыс. операторов связи по 24 тыс. лицензий. Службой обеспечен контроль за подключением образовательных учреждений к сети Интернет, который проводится в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование".

В соответствии с Федеральным законом "О персональных данных" Россвязьнадзор получил новые полномочия, в связи с этим одной из важнейших государственных задач, которую Службе предстоит решить в 2007 г., является создание системы защиты прав субъектов персональных данных и обеспечение эффективной работы всех ее элементов.

В 2006 г. учебными заведениями отрасли подготовлено 11,9 тыс. дипломированных специалистов. Мининформсвязи России совместно с МТУСИ проводит работу по открытию нового направления подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием "Инфо-коммуникационные технологии".

В 2007 г. приоритетными задачами развития информационных технологий и связи станут те, которые обеспечат доступ к телекоммуникационной инфраструктуре и информационным ресурсам хозяйствующих субъектов, органов государственного и муниципального управления и широких слоев населения, формирование конкурентной среды. Будет продолжена работа по использованию информационно-коммуникационных технологий в приоритетных национальных проектах, что позволит обеспечить информатизацию социальной сферы. Предполагается реализация ФЦП "Развитие телерадиовещания в РФ (2008 — 2011 гг.)", в рамках которой будет организована разработка комплекса правовых, организационных и технических мер по созданию телерадиопрограмм и современных систем телерадиовещания и массовых коммуникаций.

В 2007 г. вступит в действие новая редакция ФЦП "Электронная Россия", основными задачами которой являются обеспечение единой информационной вертикали государственного управления, повышение доступности государственных услуг для населения и организаций, а также уровня квалификации профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере использования информационно-коммуникационных технологий.

В рамках создания системы ГАС "Управление" планируется формирование инфо-коммуникационной инфраструктуры главных федеральных инспекторов в субъектах РФ и контрольных департаментов аппарата полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также установка автоматизированных рабочих мест доступа к ГАС "Управление" в структурных подразделениях органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований, ответственных за реализацию приоритетных национальных проектов и их подключение к ГАС "Управление".

Предполагается развертывание сетей связи нового поколения при максимальном использовании и модернизации существующей инфраструктуры сетей связи GSM. Первоначально это произойдет в крупных городах с высоким уровнем проникновения подвижной связи, где наиболее вероят-

но присутствие в необходимом количестве потенциальных пользователей услуг 3G.

Основные ожидаемые результаты дальнейшего развития инфокоммуника-ций — это ликвидация к 2008 г. нетелефо-низированных населенных пунктов путем установки таксофонов и организация пунктов коллективного доступа к сети Интернет, что приведет к полному покрытию всей территории Российской Федерации телекоммуникационными услугами.

В 2007 г. будет осуществляться дальнейшее обновление космической группировки посредством строительства космических аппаратов с целью создания орбитального резервирования и обеспечения бесперебойного и устойчивого функционирования систем связи и телерадиовещания.

К 2009 г. планируется модернизировать логистическую инфраструктуру федеральной почты на большей части европейской территории, а к 2011 г. охватить новой системой доставки всю территорию страны, что позволит значительно сократить контрольные сроки пересылки корреспонденции и доставки подписной прессы, а также снизить себестоимость оказания этих услуг.

Будет продолжена работа по совершенствованию законодательства в области связи. В сфере информационных технологий намечены мероприятия по реализации новых законов. Среди важнейших международных событий, запланированных на 2007 г., можно назвать участие Администрации связи Российской Федерации во Всемирной конференции радиосвязи Международного союза электросвязи.

Последовательная реализация государственной политики в области информационных технологий и связи позволит обеспечить к 2010 г.: повышение плотности телефонной сети в полтора раза, увеличение пользования компьютерами населением с 16 до 43 на 100 человек, долю пользователей сети Интернет — с 25 до 45 %. Сегодня мы являемся свидетелями вхождения России в глобальное информационное пространство, развития инновационной экономики и построения информационного общества в стране. В условиях формирования глобального информационного общества доступность и качество услуг связи и информационных технологий напрямую определяют уровень жизни населения и конкурентоспособность экономики страны. Наша задача — создать такие условия, которые позволили бы максимально эффективно реализовать потенциал отрасли инфокоммуникаций для развития нашей страны и использовать российский интеллектуальный капитал для выхода в этой сфере на передовые позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.