Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВО КАК КЛЮЧЕВОЙ СЕГМЕНТ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ГОСУДАРСТВО КАК КЛЮЧЕВОЙ СЕГМЕНТ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
государство / сельское хозяйство / кредит / аграрный сектор / банковская система / лизинг.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джоробаева Мукаддас Абдужалиловна, Айтиев Усон Каримович, Муратова Айжан Абдижалиловна, Закиров Нурсултан Закирович, Калысбек Кызы Гулсана

в статье рассматривается целесообразность использования эффективных механизмов регулирования отрасли как экономического, так и административного характера, при этом экономические методы и инструментарий должны преобладать над административными, не уменьшая силы государственного влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джоробаева Мукаддас Абдужалиловна, Айтиев Усон Каримович, Муратова Айжан Абдижалиловна, Закиров Нурсултан Закирович, Калысбек Кызы Гулсана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВО КАК КЛЮЧЕВОЙ СЕГМЕНТ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ»

ГОСУДАРСТВО КАК КЛЮЧЕВОЙ СЕГМЕНТ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Джоробаева М.А.1, Айтиев У.К.2, Муратова А.А.3, Закиров Н.З.4, Калысбек Г.5,

Кубатбек А.6, Суранов Ж.Ж.7

1Джоробаева Мукаддас Абдужалиловна - доктор экономических наук, профессор, заведующая отделом,

отдел магистратуры, руководитель программы магистратуры направления "Экономика "; 2Айтиев Усон Каримович - магистрант;

3Муратова Айжан Абдижалиловна - магистрант;

4Закиров Нурсултан Закирович - магистрант; 5Калысбек кызы Гулсана - магистрант; 6Кубатбек уулу Абдималик - магистрант, направление: экономика;

7Суранов Женишбек Жамшитбекович - магистрант, направление: менеджмент, кафедра бухгалтерского учета и экономического анализа, факультет бизнеса и менеджмента, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматривается целесообразность использования эффективных механизмов регулирования отрасли как экономического, так и административного характера, при этом экономические методы и инструментарий должны преобладать над административными, не уменьшая силы государственного влияния.

Ключевые слова: государство, сельское хозяйство, кредит, аграрный сектор, банковская система, лизинг.

Государство должно способствовать формированию условий, благоприятствующих развитию сельского хозяйства как одного из ключевых сегментов отечественной экономики рыночной направленности. Обосновано создание таких условий совершенствованием правовой стороны регулирования отношений в аграрном секторе во всех направлениях, имеется в виду подготовка законопроектов, их продвижение, принятие и исполнение, а также правовое консультирование, обслуживание, обеспечение правовой защиты и т.п. Эти условия, бесспорно, фундаментальная база для развития аграрной отрасли.

Существенное отставание кыргызской банковской сферы от мировых стандартов - в развитых странах мира доля кредитования коммерческими банками производственной сферы достигает 60-80%, в то время как на срок до одного года обычно ссуды выдают лишь на цели потребительского кредитования.

Необходимый объем кредитных ресурсов для большинства хозяйствующих субъектов аграрного сектора Кыргызстана остается пока недоступным - в условиях низкой рентабельности отрасли; отсутствия требуемого уровня государственного регламентирования кредитных отношений в данной сфере; завышенного процента по кредитам; пассивности самих коммерческих банков в рассматриваемом вопросе.

В сфере сельскохозяйственного кредитования функционируют, помимо коммерческих банков, еще и небанковские коммерческие и некоммерческие организации с их довольно развитой сетью представительств, филиалов по всей территории КР. Преобладающими организационными формами небанковских коммерческих и некоммерческих организаций являются:

- кредитные союзы, обладающие рядом характерных особенностей (ограниченное число участников, близость их месторасположения, доверительный характер отношений и т.д.);

- микрокредитные компании;

- микрокредитные агентства.

На наш взгляд, именно небанковские финансово-кредитные учреждения должны стать существенными аккумуляторами свободных средств своих клиентов, акционеров и иных участников финансового рынка. Эти финансовые компании должны кредитовать наиболее конкурентоспособных хозяйствующих субъектов аграрного сектора, которые смогут наиболее эффективно использовать полученные займы.

Помимо банковского кредитования аграриев, и альтернативные формы их финансового обеспечения, такие как лизинг, франчайзинг, микрокредитование, синдицированное кредитование, факторинг и т.п. Эти пути расширения кредитования имеют ряд значимых преимуществ при сравнении с традиционным кредитным обслуживанием. Например, факторинг представлен как кредитование продаж поставщика, и это довольно привлекательный фактор для сельхозпредприятий, работающих сезонно и ощущающих на своей прибыли фактор низкой покупательной способности отечественных покупателей. Говоря иначе, факторинг - вид посреднической деятельности, при которой банк-факторинг получает за установленную маржу от хозяйствующего субъекта право взыскивать и относить на его счет сумму денег, причитающуюся последнему от покупателей (право инкассации дебиторской задолженности). Но также банк, параллельно с этими операциями, кредитует оборотный клиентский капитал, взяв на себя кредитные и валютные риски данного субъекта.

На наш взгляд, у факторинга имеется хорошая возможность выступить весьма эффективным инструментом для повышения ликвидности и снижения финансового риска аграрных товаропроизводителей во время осуществления взаиморасчетов. Кыргызстанские коммерческие банки, развивая такую форму как факторинг, могут дополнять его элементами клиентского сервиса - бухгалтерским, сбытовым, страховым, юридическим, рекламным и пр., что обеспечит потребителям этих услуг и минимальные издержки, и высокую надежность факторинговых сделок.

Одним из давно развитых в Кыргызстане видов микрофинансирования хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве выступает микрокредитование - выдача (в упрощенном порядке) кредиов небольших объемов и на максимально короткие сроки. К началу 2020 г. сельхозпроизводители получили 23 951,1 млн сом., это составляет 38,1% от общей суммы выданных сельчанам микрокредитов при средней величине одного кредита, составляющей 26,8 тыс. сом [3].

Одним из перспективных направлений институциональной поддержки процесса финансового обеспечения потребностей сельхозтоваропроизводителей выступает развитие рынка лизинговых услуг, учитывая значение аграрного сектора и его приоритетность для отечественной экономики. Применение такой формы как лизинг выступает действенным инструментом оказания практической помощи сельским бизнесменам при расширении объемов переработки сельхозпродукции и создании новых рабочих мест. Государство видит в перспективе расширение деятельности лизинговых компаний и их представительств на все регионы Кыргызской Республики, увеличение охвата лизингом всех сфер аграрного сектора, а значит, рост масштабов данного вида финансовых услуг [1].

Но в стране имеется ряд препятствий, тормозящих внедрение лизинга в агросферу. Так, преобладающая часть отечественных коммерческих банков предпочитает финансировать проекты своих заказчиков по-старому, через традиционное кредитование, но не лизинг. Иногда это нежелание связано просто с отсутствием опыта проведения таких операций и нежеланием банков рисковать. Но зачастую сами малые и средние предприятия аграрной сфры прибегают скорее к привычному финансированию через банковский кредит, вследствие того, что лизинг выступает более дорогой финансовой услугой при оплате различных регистрационных сборов и страховании предмета лизинга.

Ещё одной, почти постоянной, проблемой является дефицит долгосрочных финансовых ресурсов в банковском секторе КР. До настоящего времени коммерческие банки страны продолжают отдавать предпочтение краткосрочным инвестициям, операции по лизингу проводят на период не более года, и весьма осторожны, решая вопрос о долгосрочном финансировании различных проектов

Анализируя все используемые механизмы финансового обеспечения потребностей сельчан и выбирая адекватные варианты, целесообразно учитывать принцип комплексности. Это означает необходимость поиска и привлечения внебюджетных источников (в условиях дефицита бюджетных средств), чтобы выстроить фактически работающую схему обеспечения доступа сельского предпринимателя к финансовым ресурсам. Но надо учитывать, какой именно категории предпринимателей адресованы различные формы и способы финансовой поддержки - успешно работающим, развивающимся или находящимся на позиции стар-тапа.

Подытоживая, можно еще раз подчеркнуть, что система кредитной кооперации может выступать действенным элементом механизма кредитно-финансовой поддержки экономических субъектов сельского хозяйства в Кыргызстане, поскольку она содействует более гибкому аккумулированию свободных средств физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, и способна направлять имеющиеся у сельчан финансовые ресурсы и резервы на реализацию высокорентабельных инвестиционных проектов аграрной направленности,

Список литературы

1. Арамян И.А. Основа финансового лизинга [Текст] / И.А. Арамян // Налоги и право, 2004. № 3. С. 10-15.

2. Артемьева С.С. Банковское кредитование экономики региона в рамках государственной программы развития сельского хозяйства [Текст] / С.С. Артемьева, М.В. Кирсанов // Известия Оренбургского государственного аграрного университета, 2010. № 1 (25). С. 133-136.

3. Национальный банк Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]: офиц. сайт: электрон. текстовые данные. Бишкек, 2016. Режим доступа: http://nbkr.kg/index1.jsp?item=2425&lang=RUS. Загл. с экрана/ (дата обращения: 15.06.2022).

4. Министерство экономики Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: офиц. сайт: электрон. текстовые данные. Бишкек, 2016.

5. Аграрная реформа в России: концепции, опыт, перспективы [Текст] / Под ред. член-корр. РАСХН А.В. Петрикова. М.: Энциклопедия российских деревень, 2000. 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.