Научная статья на тему 'Государство как фактор экономического развития в рамках институционального подхода'

Государство как фактор экономического развития в рамках институционального подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИКА РАЗВИТИЯ / ФОРМАЛЬНЫЕ НОРМЫ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ОППОРТУНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ратькова Александра Борисовна

Рассматривается проблема необходимости реализации идеи развития, обусловливающая появление государства развития. Обращается внимание на то, что потенциал экономического развития предполагает прочную институциональную основу, в формировании которой особая роль отводится государству. Незавершенность системы формальных норм создает проблемы для стабильности экономики развития. Институциональная среда характеризуется внутренней напряженностью. Для её нейтрализации создание и изменение государством формальных норм должно осуществляться во взаимосвязи с неформальными нормами экономического поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государство как фактор экономического развития в рамках институционального подхода»

ГОСУДАРСТВО КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАМКАХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА

Ратькова Александра Борисовна

кандидат экономических наук, доцент. Костромской государственный университет имени H.A. Некрасова, кафедра экономики

г. Кострома, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматривается проблема необходимости реализации идеи развития, обусловливающая появление государства развития. Обращается внимание на то, что потенциал экономического развития предполагает прочную институциональную основу, в формировании которой особая роль отводится государству. Незавершенность системы формальных норм создает проблемы для стабильности экономики развития. Институциональная среда характеризуется внутренней напряженностью. Для её нейтрализации создание и изменение государством формальных норм должно осуществляться во взаимосвязи с неформальными нормами экономического поведения.

Ключевые слова: государство развития; экономика развития; формальные нормы; неформальные нормы; институциональная среда; оппортунизм

Код УДК: 338.2

Annotation. The author states the necessity to implement the idea of development which determines the formation of the developmental state. Special attention is drawn to the fact that the potential for economic development requires a strong institutional framework and the state is to contribute to its formation. The incompleteness of the system of formal rules hinders the stability of the economy development. The institutional environment is characterized by internal tension. In order to neutralize it the processes of creating and changing of formal rules should be carried out according to the informal rules of economic behaviour.

Keywords: state of development; development economics; formal norms; informal norms, institutional environment, opportunism

Императивом XXI века является последовательная реализация идеи развития во всем многообразии ее проявления. По существу речь идет об осуществлении одного из фундаментальных прав - права на развитие человека, общества и всего человечества. Развитие - это процесс движения субъектов или объектов от данного состояния к качественно новому состоянию, процесс, содержанием которого является формирование и реализация потенциала развития. Понятие развития составляет ядро новой идеологии XXI века - девелопментизма, то есть идеологии развития.

Практическая необходимость реализации идеи развития обусловила, как отмечают зарубежные ученые, появление государства развития [1, с. 183]. М. Кастельс дает ему следующее

36

А.Б. Ратъкова

определение: «Государство является государством развития, когда оно устанавливает, как принцип легитимности, способность продвигать и поддерживать развитие, понимая под развитием комбинацию стабильно высоких темпов экономического роста и структурных изменений в экономической системе, как у себя дома, так и в своих отношениях с международной экономикой» [1, с. 183]. Подчеркивая важное значение появления феномена государства развития в современных условиях, М. Кастельс утверждает, что: «вместе с рядом исследователей я подтвердил в нескольких работах, что у истоков подъема азиатско-тихоокеанских экономик лежит национальный проект государства развития» [1, с. 184]. А, как известно, азиатско-тихоокеанские экономики - самая динамично развивающаяся часть глобальной экономики.

Потенциал экономического развития предполагает прочную институциональную основу. Институты, как формальные и неформальные нормы поведения, расширяют возможность анализа трендов устойчивого экономического развития общества. В формировании институциональной среды особая роль отводится государству. Рыночные механизмы не способны воспроизводить формальные нормы - это функция самого государства.

Нормы являются базовыми регуляторами взаимодействий между экономическими субъектами. Ими определяется, «как должен вести себя индивид в различных ситуациях, при этом выполнение предписания либо носит добровольный характер, либо основывается на санкциях (социальных, экономических, юридических)» [2, с. 137]. Норма становится правилом поведения людей лишь тогда, когда четыре ее элемента: атрибут, фактор долженствования, цель и условие -дополняются пятым важным элементом - санкцией за нарушение нормы или за уклонение от следования ей [2, с. 138]. Если такие отклонения от нормы, означающие оппортунистическое поведение, возникают как исключительные случаи, то, это можно характеризовать как аномалии -ненормальные, не принятые массой экономических субъектов формы поведения. Но если оппортунистическое поведение в той или иной конкретной ситуации становится массовым, принимается большими совокупностями экономических субъектов как нормальное, то, возникнув в виде аномалии, теперь само становится нормой. Контрагенты в экономических взаимодействиях ожидают друг от друга именно такого поведения, а следование ранее установленной норме превращается в отклонение от вновь установившегося порядка взаимодействий, то есть - в аномалию [3, с. 161]. Одной из причин этого являются особенности формирования институтов и институциональной среды в современной экономике России. Создание формальных институтов происходило:

1. по принципу институциональных заимствований правовых элементов из правовых норм других, так называемых развитых государств. В качестве наиболее явных примеров можно привести Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ, Федеральный закон о «Защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ [4, 5, 6]. Необходимо отметить, что процесс заимствования институтов из институциональной среды даже промышленно развитых стран должен происходить на основе тщательного изучения выгод и издержек от внедрения нового института и разрушения старого в случае замены;

2. либо по принципу длительного и неэффективного совершенствования советского законодательства, с принятием впоследствии не всегда удачных нормативных актов (наиболее яркие примеры - нормативные акты в сфере природоресурсного, жилищного, трудового права).

В результате сложившаяся система формальных норм имеет множество пробелов и зачастую отвечает задачам защиты интересов только отдельных групп. Незавершенность системы формальных норм (законов, других правовых норм) создает серьезные проблемы для стабильности экономики развития. В качестве примера можно привести правовое регулирование отношений

собственности: общие положения о равенстве всех форм собственности, основания возникновения и прекращения, способах защиты собственности, установленные Конституцией Российской Федерации, так или иначе реализованы в законодательстве. Однако нерешенность вопросов соотношения публичных и частных интересов при реализации полномочий собственника, отсутствие нормативно-правового регулирования процессов национализации, создают проблемы реализации данного института, как для самого собственника, так и для третьих лиц, включая общество и государство. Подобные проблемы незавершенности формирования отдельных правовых институтов, обеспечивающих функционирование экономики на рыночных условиях, существенно снижают как качество регулирования экономических отношений, так и некоторые положительные эффекты рыночной экономики, такие, как формирование эффективного собственника, развитие конкуренции, стремление к инновациям.

Для институциональной среды характерна неоднородность и внутренняя напряженность. В этой связи создание и изменение государством формальных институтов должно ориентироваться на соответствующую реакцию неформальных норм экономического поведения, осуществляться во взаимосвязи с ними.

В заключение следует отметить: лишь при условии согласования формальных и неформальных норм будут эффективны механизмы, обеспечивающие соблюдение формальных норм в обществе. Это позволит созданным государством формальным нормам и механизмам их реализации не множить, а решать те системно-сложные проблемы, которые препятствуют устойчивому рыночно-экономическому развитию, а государству стать гарантом реализации права общества и каждого человека на развитие, на повышение их благосостояния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Мануэль Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана; Гос. ун-т «Высш. шк. экономики». - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 606 с.

2. Олейник А. Институциональная экономика / А. Олейник // Вопросы экономики. - 1999. - № 1 -12.

3. Скаржинский М.И. Избранные труды / М.И. Скаржинский; ГОУ ВПО Костром. гос. ун-т им. Н А. Некрасова. - Кострома: КГУ, 2005. - 752 с.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1.

5. О несостоятельности (банкротстве): фед. Закон Рос. Федерации, 26 октября 2002 г., №127-ФЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ popular/bankrupt.

6. О защите конкуренции: фед. Закон Рос. Федерации, 26 июля 2006 г., №135-Ф3 // Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/ legislative-act s/legislative-act s_9498 .html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.