форма весьма существенно влияет на семейный уклад, так как, с одной стороны, является способом реализации интеллектуальных потенций членов семьи (особенно в сфере НИОКР, когда лидер-интеллектуал формирует команду для решения научной или технической проблемы, создает лабораторию и т.д.), с другой - позволяет более полно совместить в домохозяйстве функции родителей по воспитанию детей и функции работников.
Таким образом, во всех развитых странах на новой материально-экономической основе формируется новый семейный уклад, функционально обогащенный, особенно за счет производственной функции.
Многочисленные эмпирические работы, осуществленные на Западе, а в последнее время также и в России, в основном подтвердили теоретические предположения о детерминации объемов инвестиций в человеческий капитал детей, образовательных достижений и намерений ребенка (например, поступать в вуз) объемами семейного капитала (материального, человеческого, социального, культурного) [4, с. 261].
Итак, взаимообусловленность семейного и человеческого капиталов в той или иной степени нами
проиллюстрирована. В то же время достаточно очевидна необходимость проведения дальнейших более углублённых исследований по заявленной проблеме.
Библиографический список
1. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. - М., 2004.
2. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. - 2002. - Т. 3. - № 5.
3. Иванова Р.К. Семейный уклад и основы жизнеустройства / Многоукладность России: исторические корни, состояние и перспективы. - М.: Институт экономики РАН, 2009.
4. Рощина Я.М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников // Вопросы образования. - 2012. - № 1. -С. 261.
5. Стратегия опережающего развития - III. Т. 1: Российские модернизации: диагнозы и прогнозы / под общ. ред. А.В. Бузгалина, Р. Крумма. - М.: ЛЕНАНД, 2011.
6. Coleman J. Social capital in the creation of the human capital // American Journal of Sociology. -1988. - Vol. 94.
УДК 330
Ратькова Александра Борисовна
кандидат экономических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ГОСУДАРСТВО РАЗВИТИЯ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В статье рассматривается проблема развития, составляющая ядро новой идеологии XXI века, идеологии развития, аргументируется особая роль государства в нейтрализации внутренней напряженности институциональной среды и формировании прочной институциональной основы, необходимой для стабильности экономики развития.
Ключевые слова: развитие, государство развития, экономика развития, формальные нормы, неформальные нормы, институциональная среда.
~1 оследовательная реализация идеи разви-I I тия, являющаяся императивом XXI века, предполагает осуществление одного из фундаментальных прав - права на развитие человека, общества и всего человечества. При этом необходимо постоянное соотнесение понимания развития с быстро изменяющейся ситуацией. В словарной статье можно встретить следующее понятие: «Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов; выделяют восходящее развитие и называют его прогресс, и нисходящее развитие, называя его регресс». Такое определение сочтет развитием любое «изменение объектов», в том числе и массовую гибель населения в результате болезней или войны. Чтобы обозначить и различить «положительные и отрицательные» изменения вводят понятия «восходящего» и «нисходящего» развития. Однако эти метафоры дают мало полезного для
практического применения. В каждом конкретном случае мнения расходятся относительно того, что считать прогрессом и регрессом по отношению к социальным системам [1, с. 12-13]. В рамках системного подхода под развитием понимается процесс перехода системы из одного состояния в другое, сопровождающийся структурными изменениями в системе. Однако этого уточнения недостаточно, поскольку разрушение - это тоже изменение структуры. Философская энциклопедия предлагает более полное описание категории развития: «Закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; собственно “развертывание” до сих пор “свернутого”, выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию, особенно в смысле восхождения от низшего и малозначащего к высшему и полноценному. Развитие
238
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2012
© Ратькова А.Б., 2012
бывает экстенсивным, то есть проявлением и увеличением уже имеющегося, и интенсивным, то есть возникновением качественно новых форм. С другой стороны, развитие бывает экзогенным, то есть определяемым только извне, или эндогенным, источник которого находится внутри самого развивающегося» [3, с. 576]. Данное понятие содержит такие важные признаки развития, как возникновение качественно новых форм. Можно сказать что развитие - это процесс движения субъектов или объектов от данного состояния к качественно новому состоянию, процесс, содержанием которого является формирование и реализация потенциала развития. Понятие развития составляет ядро новой идеологии XXI века - девелопментизма, то есть идеологии развития.
Как отмечают зарубежные ученые, практическая необходимость реализации идеи развития обусловила появление государства развития [2, с. 183]. М. Кастельс дает ему следующее определение: «Государство является государством развития, когда оно устанавливает, как принцип легитимности, способность продвигать и поддерживать развитие, понимая под развитием комбинацию стабильно высоких темпов экономического роста и структурных изменений в экономической системе, как у себя дома, так и в своих отношениях с международной экономикой» [2, с. 183]. Подчеркивая важное значение появления феномена государства развития в современных условиях, М. Кастельс утверждает, что «вместе с рядом исследователей я подтвердил в нескольких работах, что у истоков подъема азиатско-тихоокеанских экономик лежит национальный проект государства развития» [2, с. 184]. А, как известно, азиатско-тихоокеанские экономики - самая динамично развивающаяся часть глобальной экономики.
Потенциал экономического развития предполагает прочную институциональную основу. Институты как формальные и неформальные нормы поведения расширяют возможность анализа трендов устойчивого экономического развития общества. В формировании институциональной среды особая роль отводится государству. Рыночные механизмы не способны воспроизводить формальные нормы -это функция самого государства.
Нормы являются базовыми регуляторами взаимодействий между экономическими субъектами. Ими определяется «как должен вести себя индивид в различных ситуациях, при этом выполнение предписания либо носит добровольный характер, либо основывается на санкциях (социальных, экономических, юридических)» [4, с. 137]. Норма становится правилом поведения людей лишь тогда, когда четыре ее элемента - атрибут, фактор долженствования, цель и условие - дополняются пятым важным элементом - санкцией за нарушение нормы или за уклонение от следования ей [4, с. 138].
Если такие отклонения от нормы, означающие оппортунистическое поведение, возникают как исключительные случаи, то, это можно характеризовать как аномалии - ненормальные, не принятые массой экономических субъектов формы поведения. Но, если оппортунистическое поведение в той или иной конкретной ситуации становится массовым, принимается большими совокупностями экономических субъектов как нормальное, то, возникнув в виде аномалии, теперь само становится нормой. Контрагенты в экономических взаимодействиях ожидают друг от друга именно такого поведения, а следование ранее установленной норме превращается в отклонение от вновь установившегося порядка взаимодействий, то есть - в аномалию [5, с. 601]. Одной из причин этого являются особенности формирования институтов и институциональной среды в современной экономике России. Создание формальных институтов происходило:
1) по принципу институциональных заимствований правовых элементов из правовых норм других, так называемых развитых государств. В качестве наиболее явных примеров можно привести Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, Федеральный закон о «Защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ. Необходимо отметить, что процесс заимствования институтов из институциональной среды даже промышленно развитых стран должен происходить на основе тщательного изучения выгод и издержек от внедрения нового института и разрушения старого в случае замены;
2) по принципу длительного и неэффективного совершенствования советского законодательства, с принятием в последствие не всегда удачных нормативных актов (наиболее яркие примеры - нормативные акты в сфере природоресурсного, жилищного, трудового права).
Сложившаяся система формальных норм имеет множество пробелов и зачастую отвечает задачам защиты интересов только отдельных групп. Незавершенность системы формальных норм (законов, других правовых норм) создает серьезные проблемы для стабильности экономики развития. В качестве примера можно привести правовое регулирование отношений собственности: общие положения о равенстве всех форм собственности, основания возникновения и прекращения, способах защиты собственности, установленные Конституцией Российской Федерации, так или иначе реализованы в законодательстве. Однако нерешенность вопросов соотношения публичных и частных интересов при реализации полномочий собственника, отсутствие нормативно-правового регулирования процессов национализации создают проблемы реализации данного института, как для самого собственника, так и для третьих лиц, включая обще-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2012
239
ство и государство. Подобные проблемы незавершенности формирования отдельных правовых институтов, обеспечивающих функционирование экономики на рыночных условиях, существенно снижают как качество регулирования экономических отношений, так и некоторые положительные эффекты рыночной экономики, такие, как формирование эффективного собственника, развитие конкуренции, стремление к инновациям.
Для институциональной среды характерна неоднородность и внутренняя напряженность. В этой связи создание и изменение государством формальных институтов должно ориентироваться на соответствующую реакцию неформальных норм экономического поведения, осуществляться во взаимосвязи с ними.
В заключение следует отметить: лишь при условии согласования формальных и неформальных норм будут эффективны механизмы, обеспечивающие соблюдение формальных норм в обществе. Это позволит созданным государством формальным
нормам и механизмам их реализации не множить, а решать те системно-сложные проблемы, которые препятствуют устойчивому рыночно-экономическому развитию, а государству стать гарантом реализации права общества и каждого человека на развитие, на повышение их благосостояния.
Библиографический список
1. Белкин С., Байдаков М. Развитие и ценности // Развитие и экономика. - 2011. - №1.
2. КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: Государственный университет Высшая школа экономики, 2000. -608 с.
3. Краткая философская энциклопедия. - М.: Издательская группа «Прогресс-Энциклопедия», 1994.
4. Олейник А. Институциональная экономика // Вопросы экономики. - 1999. - № 2.
5. Скаржинский М.И. Избранные труды. - Кострома: ГОУВПО КГУ имени Н. А. Некрасова, 2005.
240
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2012