Научная статья на тему 'Государство развития: институциональный аспект'

Государство развития: институциональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВО РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИКА РАЗВИТИЯ / ФОРМАЛЬНЫЕ НОРМЫ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / DEVELOPMENT / STATE OF DEVELOPMENT / DEVELOPMENT ECONOMICS / FORMAL NORMS / INFORMAL NORMS / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ратькова Александра Борисовна

В статье рассматривается проблема развития, составляющая ядро новой идеологии XXI века, идеологии развития, аргументируется особая роль государства в нейтрализации внутренней напряженности институциональной среды и формировании прочной институциональной основы, необходимой для стабильности экономики развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development state: institutional aspect

The problem of development, which is the core of the new ideology of the 21st century the ideology of development. The need to implement the idea of development has led to the emergence of the state of development. The special role of the state in the neutralization of the internal tensions of the institutional environment and the formation of a strong institutional framework necessary for the stability of the economy development is argued.

Текст научной работы на тему «Государство развития: институциональный аспект»

форма весьма существенно влияет на семейный уклад, так как, с одной стороны, является способом реализации интеллектуальных потенций членов семьи (особенно в сфере НИОКР, когда лидер-интеллектуал формирует команду для решения научной или технической проблемы, создает лабораторию и т.д.), с другой - позволяет более полно совместить в домохозяйстве функции родителей по воспитанию детей и функции работников.

Таким образом, во всех развитых странах на новой материально-экономической основе формируется новый семейный уклад, функционально обогащенный, особенно за счет производственной функции.

Многочисленные эмпирические работы, осуществленные на Западе, а в последнее время также и в России, в основном подтвердили теоретические предположения о детерминации объемов инвестиций в человеческий капитал детей, образовательных достижений и намерений ребенка (например, поступать в вуз) объемами семейного капитала (материального, человеческого, социального, культурного) [4, с. 261].

Итак, взаимообусловленность семейного и человеческого капиталов в той или иной степени нами

проиллюстрирована. В то же время достаточно очевидна необходимость проведения дальнейших более углублённых исследований по заявленной проблеме.

Библиографический список

1. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. - М., 2004.

2. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. - 2002. - Т. 3. - № 5.

3. Иванова Р.К. Семейный уклад и основы жизнеустройства / Многоукладность России: исторические корни, состояние и перспективы. - М.: Институт экономики РАН, 2009.

4. Рощина Я.М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников // Вопросы образования. - 2012. - № 1. -С. 261.

5. Стратегия опережающего развития - III. Т. 1: Российские модернизации: диагнозы и прогнозы / под общ. ред. А.В. Бузгалина, Р. Крумма. - М.: ЛЕНАНД, 2011.

6. Coleman J. Social capital in the creation of the human capital // American Journal of Sociology. -1988. - Vol. 94.

УДК 330

Ратькова Александра Борисовна

кандидат экономических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ratkova.a@yandex.ru

ГОСУДАРСТВО РАЗВИТИЯ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается проблема развития, составляющая ядро новой идеологии XXI века, идеологии развития, аргументируется особая роль государства в нейтрализации внутренней напряженности институциональной среды и формировании прочной институциональной основы, необходимой для стабильности экономики развития.

Ключевые слова: развитие, государство развития, экономика развития, формальные нормы, неформальные нормы, институциональная среда.

~1 оследовательная реализация идеи разви-I I тия, являющаяся императивом XXI века, предполагает осуществление одного из фундаментальных прав - права на развитие человека, общества и всего человечества. При этом необходимо постоянное соотнесение понимания развития с быстро изменяющейся ситуацией. В словарной статье можно встретить следующее понятие: «Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов; выделяют восходящее развитие и называют его прогресс, и нисходящее развитие, называя его регресс». Такое определение сочтет развитием любое «изменение объектов», в том числе и массовую гибель населения в результате болезней или войны. Чтобы обозначить и различить «положительные и отрицательные» изменения вводят понятия «восходящего» и «нисходящего» развития. Однако эти метафоры дают мало полезного для

практического применения. В каждом конкретном случае мнения расходятся относительно того, что считать прогрессом и регрессом по отношению к социальным системам [1, с. 12-13]. В рамках системного подхода под развитием понимается процесс перехода системы из одного состояния в другое, сопровождающийся структурными изменениями в системе. Однако этого уточнения недостаточно, поскольку разрушение - это тоже изменение структуры. Философская энциклопедия предлагает более полное описание категории развития: «Закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; собственно “развертывание” до сих пор “свернутого”, выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию, особенно в смысле восхождения от низшего и малозначащего к высшему и полноценному. Развитие

238

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2012

© Ратькова А.Б., 2012

бывает экстенсивным, то есть проявлением и увеличением уже имеющегося, и интенсивным, то есть возникновением качественно новых форм. С другой стороны, развитие бывает экзогенным, то есть определяемым только извне, или эндогенным, источник которого находится внутри самого развивающегося» [3, с. 576]. Данное понятие содержит такие важные признаки развития, как возникновение качественно новых форм. Можно сказать что развитие - это процесс движения субъектов или объектов от данного состояния к качественно новому состоянию, процесс, содержанием которого является формирование и реализация потенциала развития. Понятие развития составляет ядро новой идеологии XXI века - девелопментизма, то есть идеологии развития.

Как отмечают зарубежные ученые, практическая необходимость реализации идеи развития обусловила появление государства развития [2, с. 183]. М. Кастельс дает ему следующее определение: «Государство является государством развития, когда оно устанавливает, как принцип легитимности, способность продвигать и поддерживать развитие, понимая под развитием комбинацию стабильно высоких темпов экономического роста и структурных изменений в экономической системе, как у себя дома, так и в своих отношениях с международной экономикой» [2, с. 183]. Подчеркивая важное значение появления феномена государства развития в современных условиях, М. Кастельс утверждает, что «вместе с рядом исследователей я подтвердил в нескольких работах, что у истоков подъема азиатско-тихоокеанских экономик лежит национальный проект государства развития» [2, с. 184]. А, как известно, азиатско-тихоокеанские экономики - самая динамично развивающаяся часть глобальной экономики.

Потенциал экономического развития предполагает прочную институциональную основу. Институты как формальные и неформальные нормы поведения расширяют возможность анализа трендов устойчивого экономического развития общества. В формировании институциональной среды особая роль отводится государству. Рыночные механизмы не способны воспроизводить формальные нормы -это функция самого государства.

Нормы являются базовыми регуляторами взаимодействий между экономическими субъектами. Ими определяется «как должен вести себя индивид в различных ситуациях, при этом выполнение предписания либо носит добровольный характер, либо основывается на санкциях (социальных, экономических, юридических)» [4, с. 137]. Норма становится правилом поведения людей лишь тогда, когда четыре ее элемента - атрибут, фактор долженствования, цель и условие - дополняются пятым важным элементом - санкцией за нарушение нормы или за уклонение от следования ей [4, с. 138].

Если такие отклонения от нормы, означающие оппортунистическое поведение, возникают как исключительные случаи, то, это можно характеризовать как аномалии - ненормальные, не принятые массой экономических субъектов формы поведения. Но, если оппортунистическое поведение в той или иной конкретной ситуации становится массовым, принимается большими совокупностями экономических субъектов как нормальное, то, возникнув в виде аномалии, теперь само становится нормой. Контрагенты в экономических взаимодействиях ожидают друг от друга именно такого поведения, а следование ранее установленной норме превращается в отклонение от вновь установившегося порядка взаимодействий, то есть - в аномалию [5, с. 601]. Одной из причин этого являются особенности формирования институтов и институциональной среды в современной экономике России. Создание формальных институтов происходило:

1) по принципу институциональных заимствований правовых элементов из правовых норм других, так называемых развитых государств. В качестве наиболее явных примеров можно привести Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, Федеральный закон о «Защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ. Необходимо отметить, что процесс заимствования институтов из институциональной среды даже промышленно развитых стран должен происходить на основе тщательного изучения выгод и издержек от внедрения нового института и разрушения старого в случае замены;

2) по принципу длительного и неэффективного совершенствования советского законодательства, с принятием в последствие не всегда удачных нормативных актов (наиболее яркие примеры - нормативные акты в сфере природоресурсного, жилищного, трудового права).

Сложившаяся система формальных норм имеет множество пробелов и зачастую отвечает задачам защиты интересов только отдельных групп. Незавершенность системы формальных норм (законов, других правовых норм) создает серьезные проблемы для стабильности экономики развития. В качестве примера можно привести правовое регулирование отношений собственности: общие положения о равенстве всех форм собственности, основания возникновения и прекращения, способах защиты собственности, установленные Конституцией Российской Федерации, так или иначе реализованы в законодательстве. Однако нерешенность вопросов соотношения публичных и частных интересов при реализации полномочий собственника, отсутствие нормативно-правового регулирования процессов национализации создают проблемы реализации данного института, как для самого собственника, так и для третьих лиц, включая обще-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2012

239

ство и государство. Подобные проблемы незавершенности формирования отдельных правовых институтов, обеспечивающих функционирование экономики на рыночных условиях, существенно снижают как качество регулирования экономических отношений, так и некоторые положительные эффекты рыночной экономики, такие, как формирование эффективного собственника, развитие конкуренции, стремление к инновациям.

Для институциональной среды характерна неоднородность и внутренняя напряженность. В этой связи создание и изменение государством формальных институтов должно ориентироваться на соответствующую реакцию неформальных норм экономического поведения, осуществляться во взаимосвязи с ними.

В заключение следует отметить: лишь при условии согласования формальных и неформальных норм будут эффективны механизмы, обеспечивающие соблюдение формальных норм в обществе. Это позволит созданным государством формальным

нормам и механизмам их реализации не множить, а решать те системно-сложные проблемы, которые препятствуют устойчивому рыночно-экономическому развитию, а государству стать гарантом реализации права общества и каждого человека на развитие, на повышение их благосостояния.

Библиографический список

1. Белкин С., Байдаков М. Развитие и ценности // Развитие и экономика. - 2011. - №1.

2. КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: Государственный университет Высшая школа экономики, 2000. -608 с.

3. Краткая философская энциклопедия. - М.: Издательская группа «Прогресс-Энциклопедия», 1994.

4. Олейник А. Институциональная экономика // Вопросы экономики. - 1999. - № 2.

5. Скаржинский М.И. Избранные труды. - Кострома: ГОУВПО КГУ имени Н. А. Некрасова, 2005.

240

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.