Научная статья на тему 'Государство и малое предпринимательство в России: поиск новых точек соприкосновения'

Государство и малое предпринимательство в России: поиск новых точек соприкосновения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИКА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кумакова Альбина Муратбековна, Толчинская Маргарита Николаевна

В данной статье рассматриваются основные тенденции развития и совершенствования всей системы государственной поддержки малого бизнеса в целях успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государство и малое предпринимательство в России: поиск новых точек соприкосновения»

Государство и малое предпринимательство в России: поиск новых точек соприкосновения.

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные тенденции развития и совершенствования всей системы государственной поддержки малого бизнеса в целях успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Ключевые слова: государство, экономика, малый бизнес, финансовая поддержка

Kumakova A.M., Tolchinskaya M.N. STATE AND SMALL BUSINESS IN RUSSIA: SEARCH NEW POINTS OF CONTACT Abstract: This article examines the main trends in the development and improvement of the entire system of state support of small business for the successful development of small business in the Russian Federation. Key words: state, economy, small business, financial support

В наше время одной из основных проблем экономики является проблема сотрудничества государства с малым предпринимательством. Длительный период частный бизнес на территории нашей страны находился под запретом. Данное явление имело место по той причине, что при переходе на новые экономические рельсы, Правительство Российской Федерации предпочитало заниматься задачами глобального масштаба, оставив малый бизнес в стороне.

Тем не менее, за последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства, которые частично были заимствованы у стран с развитой рыночной экономикой. Таким образом, малый бизнес и государство начали поиск точек соприкосновения. Однако, сложные экономические условия хозяйствования и существующие проблемы развития малого предпринимательства, выявили неэффективность мер государственной поддержки. В этой связи дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого бизнеса становится необходимым для успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации [6].

Прежде чем рассмотреть направления и задачи развития малого предпринимательства в РФ, рассмотрим аспекты, которые вызывают интерес у государства развивать данный вид деятельности.

Первой причиной является то, что предприниматели создают новые рабочие места. Реализо-вывая свою бизнес-идею, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, проводят набор на работу сотрудников, которые будут выполнять определенные профессиональные функции в системе разделения труда. Государству эту выгодно по той причине, что решается острейшая задача повышения занятости.

Второй причиной, которая способствует повышению интереса у государства в развитии малого предпринимательства, является то, что владельцы бизнеса и их сотрудники являются налогоплательщиками. Эти люди увеличивают бюджет государства, в зависимости от собственного дохода. Данный факт обеспечивает социальную и политическую стабильность, т.к. имея достаточное количество денежных средств, можно без особых трудностей решить задачи по повышению благосостояния населения.

Третьей причиной выступает то, что малый бизнес динамичен и гибок; легко меняя сферы деятельности, он обеспечивает удовлетворение самых разных потребностей. Предприниматели всегда имеют тесную связь с поставщиками, партнерами и покупателями их товаров или услуг, благодаря чему курс направления можно легко изменить или модифицировать в зависимости от изменения запросов покупателей и других внешних факторов.

Не смотря на особую важность малого предпринимательства в экономике любой страны, в России предприниматели сталкиваются с рядом негативных факторов, которые препятствуют развитию частного бизнеса.

Одна из наиболее острых проблем, которая прессингует малый бизнес, является проблема колоссального числа проверок со стороны контролирующих органов. По этой причине, были приняты

Кумакова Альбина Муратбековна

Студентка ДГУ mamina.am@mail.ru

Толчинская Маргарита Николаевна

К.э.н., доцент ДГУ

приказы, которые способствовали уменьшению количества проверок, одним из которых является Федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...». Однако для российского малого бизнеса, количество проверок остается все ещё на высоком уровне, что тормозит развитие предпринимательства. Необходимо на порядок уменьшить количество проверок, и на порядок увеличить качество их проведения [7].

Не меньшей проблемой являются и юридические сложности, которые возникают при открытии частного предприятия. Достаточно вспомнить о регистрации физического лица, как индивидуального предпринимателя. Не смотря на то, что в настоящее время организованы службы «одного окна», позволяющие оформить необходимые документы, юридические сложности все ещё имеют место и данный вопрос оставляет желать лучшего.

Если массовые проверки со стороны государственных органов и юридические трудности при открытии бизнеса, с трудом перебороть возможно, то проблема поиска кредита для открытия собственного дела остаётся абсолютно нерешенным. Планка банковских кредитных ставок для малого предпринимательства в России очень высока, и кроме того, банки предпочитают выдавать кредиты крупных размеров большим предприятиям, а получить кредит среднего размера бывает очень сложно, не говоря уже о получении кредита под малый бизнес. Решением данной проблемы является создание фондов поддержки малого бизнеса, с помощью которых можно получить сумму, не превышающую пятисот тысяч рублей, на срок до года.

Помимо создания таких фондов, государство проводит ряд конкурсов для новоиспеченных предпринимателей. Победите данных мероприятий могут получить гранты, которые позволят развить собственный бизнес. И все же в нашей стране наблюдается нехватка количества денежных поощрений.

В соответствии с программой получения субсидий малому бизнесу от государства, которая была принята в России в 2005 году, каждый предприниматель имеет возможность получить безвозмездную финансовую помощь. Сумма данной помощи зависит от региона, в котором предприниматель намерен открыть свое дело. И все же получить данный вид поддержки удается далеко не всем, по ряду объективных, а также субъективных причин.

Более того, если физическое лицо существует как предприниматель более одного года, то оно автоматически не попадет под данную программу. И также следует отметить, что важную роль играет сфера деятельности предприятия. Во многом именно этот фактор играет определяющую роль при получении безвозмездной помощи [9].

Ещё одной отрицательной стороной субсидирования является то, что государственные органы выдают субсидии, при условии, что у предпринимателя имеются собственные денежные средства. И государство намерено оказывать финансовую помощь, только при определенных пропорциях, например, 60% от общей суммы обязан обеспечить сам предприниматель, а оставшуюся часть 40% готово оказать государство. Необходимо отметить и то, что материальное поощрение, выдаваемое государственными органами едва хватает на устаревшее оборудование, а следовательно, ни о какой конкурентной способности на начальном этапе развития бизнеса путем субсидирования речи быть не может.

Если же рассматривать выдачу субсидий со стороны государства, то тут имеется своя специфика. Выдача субсидий крупного размера невозможна, во-первых, по причине состояния экономики страны, а во-вторых, по той простой причине, что предприниматель может израсходовать данные денежные средства неэффективно, или же вовсе не по целевому назначению. Не смотря на всю строгость проверки реализации предпринимателями субсидий, факт нецелевого использования остается одной из проблем предпринимательской.

Таким образом, государство, программой субсидирования, пытается оказать частичную финансовую поддержку новичку малого предпринимательства, а также старается выстроить сферу предпринимательской деятельности так, чтобы иметь над ней фактический контроль.

Кроме финансовой помощи, предприниматели могут рассчитывать на получении имущественной поддержки. Государство готово предоставить начинающим бизнесменам часть имущества на условиях аренды, соответственно по низким тарифам, или же в определенных случаях абсолютно бесплатно. Это может быть не только недвижимость, а, например, техника, объекты землепользования и т.д.

Несмотря на действительно большие усилия, которые государство оказывает в целях развития малого бизнеса, предпринимательская деятельность в России остается на удовлетворительной позиции. Этому способствует человеческий фактор, который проявляется в произволе государственных властей. Именно данный факт заставляет многих предпринимателей отступиться от реализации своих бизнес-идей. А это приводит к тому, что большинство людей предпочитают работать на крупных предприятиях, нежели проявить инициативу в создании собственного дела.

Итак, с легкостью можно убедиться, что со стороны государства ведется активная политика, направленная на повышение уровня малого предпринимательства.

Таким образом, государственная политика малого предпринимательства, направлена на снижение её рискованности. И проявляется это в следующих направлениях: финансовая поддержка, материально-техническая поддержка, консультативная и информационная поддержка, и также государственная поддержка малого бизнеса направлена на создание рыночной инфраструктуры [8].

Каждое из направлений имеет своё значение, однако основным является именно финансовое обеспечение федеральной политики в поддержании малого предпринимательства и создание эффективного действующего финансового механизма для реализации государственной поддержки малого бизнеса. Для решения этих задач используются следующие направления деятельности:

1. Выработка финансовой стратегии по привлечению российского и международного банковского капитала, а так же других кредитно-финансовых организаций под государственные гарантии Правительства РФ для обеспечения развития малого бизнеса в РФ.

2. Содействие формированию льготного налогового режима для работающих в сфере малого бизнеса.

3. Формирование системы лизинга как одной из наиболее перспективных возможностей создания и развития производственного базиса малого и среднего предпринимательства.

4. Содействие развитию внешнеэкономической активности субъектов малого предпринимательства.

5. Подготовка и переподготовка кадров для работы в структурах малого предпринимательства.

6. Создание условий для успешного развития предпринимательской деятельности путем формирования благоприятной инфраструктуры.

7. Информационное и нормативно-правовое обеспечение деятельности малых предпринимателей.

8. Развитие инновационной деятельности в предпринимательских структурах, содействие в освоении новых технологий и изобретений.

Органам государственной власти и местного самоуправления, необходимо координировать работу практических всех структур в области малого бизнеса, проводить анализ и оценку программ развития той или иной сферы, изучать возможные предложения по содействию малым предприятиям, искать новые формы предпринимательской деятельности, разрабатывать рекомендации по привлечению иностранных инвестиций.

Малый бизнес и государство неустанно ищут новые пути сотрудничества. Государственные органы стараются привлечь как можно больше молодых людей в данный сектор экономики, но, к сожалению, эффективность таких программ не слишком высока [5].

Несмотря на все проблемы, сотрудничество малого бизнеса и государства должно начать приносить обоюдную выгоду в ближайшее время, что поможет преодолеть экономический кризис и поднять уровень благосостояния населения.

Литература

1. Абакарова П.М., Камилов М.К.Б. О развитии малого и среднего бизнеса в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2. С. 766-770.

2. Абакарова П.М., Магомедов А.М. Институциональные препоны на пути социально-экономического развития Дагестана // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 54 (6). С. 17.

3. Магомедов А.М. Институциональная среда как фактор развития региональной экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 53 (5). С. 50.

4. Магомедов А.М. Экономика фирмы. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080100 "Экономика" (квалификация (степень) "бакалавр") / А. М. Магомедов, М. И. Маллаева. Москва, 2012. Сер. Вузовский учебник (Изд. 2-е, доп.)

143

5. http://сyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-biznesa-v-rossii

6. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=556712

7. http://www.studsell.com/view/20170/130000

8. http://www.binkomi.ru/doc/6.doc

9. http://base.garant.ru/12164247

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.