Государственный заказ Кировской области: теория и практика осуществления закупок Ларинина Т. И.
Ларинина Татьяна Ивановна /Larinina Tatyana Ivanovna - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и организации производства, экономический факультет,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров
Аннотация: в статье рассмотрены теоретические аспекты осуществления госзакупок, приведена статистика закупок в Кировской области.
Ключевые слова: контрактная система, госзаказ, процедуры закупок, динамика госзакупок.
В экономической и правовой литературе различают понятия государственные закупки (сокращенно госзакупки) и государственный заказ (сокращенно госзаказ). Государственные закупки
- это покупка товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств. Государственный заказ - это совокупность всех закупок, проводимых государственными заказчиками на различных уровнях: федеральном, региональном. Муниципальный заказ - это совокупность всех закупок, проводимых муниципальными заказчиками.
Классификация способов определения поставщиков в ФЗ № 44 предполагает, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки [3].
В целях централизации закупок и более рационального расходования бюджетных средств в октябре 2004 года Правительством Кировской области была создана Служба по организации проведения конкурсов и аукционов Кировской области, которая в 2008 году была преобразована в областной департамент государственных закупок. Таким образом, сложившаяся ранее децентрализованная система размещения государственного заказа в 2004 году была преобразована в смешанную [1].
С 01.07.2015 полномочия по осуществлению государственных закупок переданы министерству финансов Кировской области, которое предоставляет следующие государственные услуги [4]:
1. Предоставление конкурсной документации.
2. Предоставление разъяснений положений конкурсной документации (документации об аукционе в электронной форме).
3. Предоставление разъяснений результатов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса.
В 2012 году проведена работа по внедрению автоматизированной информационной системы «WEB-Торги-КС», посредством которой осуществляется деятельность заказчиков по планированию, размещению и исполнению заказов [4].
Средствами системы формируются и поддерживаются в актуальном состоянии планы-графики размещения заказов, включающие, в том числе, закупки малого объема (до 100 тыс. руб.). Сформированный в системе сводный план закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд области и нужд областных бюджетных учреждений демонстрирует растущую динамику. Рост объемов закупок связан с передачей в областную собственность муниципальных учреждений здравоохранения и федеральных образовательных учреждений.
По итогам внедрения системы «WEB -Торги-КС» можно отметить следующие положительные моменты:
- исключен бумажный документооборот при планировании и осуществлении закупок;
- осуществляется контроль по максимальным суммам размещения заказов в течение квартала по закупкам путем запроса котировок и малого объема (до 100 тыс. руб.), а также кодов ОКДП (при заполнении планов-графиков размещения заказов в соответствии требованиями приказа от 27.12.2011 № 761/20н).
В 2014 году департаментом госзакупок Кировской области проводились процедуры закупок для 188 государственных заказчиков и областных бюджетных учреждений. Централизованно проводились процедуры на поставку продуктов питания, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, медицинского оборудования, транспортных средств, угля, мазута, выполнение строительных и ремонтных работ, оказание услуг.
Проведено 6112 процедур закупок с начальной (максимальной) ценой контрактов 14962,3 млн. рублей. 99,5 % общего количества проведенных процедур составили аукционы в электронной форме; 0,3 % -открытые конкурсы, 0,2 % - запросы котировок. Рассмотрено 16 233 заявки от поставщиков и подрядчиков.
Среднее количество заявок на одну процедуру составило 2,7. Экономия бюджетных средств при проведении закупочных процедур составила 415,2 млн. рублей, из них 413,5 млн. рублей сэкономлено при проведении открытых аукционов в электронной форме. Экономическая эффективность составила 6,2 %.
В рамках осуществления функции по продаже имущества Кировской области, подлежащего приватизации, объявлено 11 аукционов. С декабря 2014 года организованы торги по продаже земельных участков, находящихся в собственности Кировской области. Объявлено 4 аукциона.
Уровень централизации государственного заказа составил 73 % от объема сводного плана закупок 2014 года [4].
Литература
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forum-goszakaz.ru - Госзаказ 2015. // раздел государственный заказ Кировской области.
2. Ларинина Т. И. Перспективы участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках. // Вестник науки и образования. - 2015. - № 5 (7). - С. 52-53.
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakupki.gov.ru - Портал закупок - официальный сайт в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kirovreg.ru- Правительство Кировской области.