ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В СФЕРЕ БЮДЖЕТНЫХ ЗАКУПОК
КОТЕЛЬНИКОВ В.Ю.,
аспирант,
Южный федеральный университет, е-mail: itcons@bk.ru
В статье анализируется электронный аукцион как способ размещения заказа в контексте борьбы с коррупцией в сфере государственного заказа.
Keywords: electronic auction; state procurement; corruption.
The author analyzes the electronic auction in an anti-corruption context in the sphere of the state procurement system.
Ключевые слова: электронный аукцион; государственный заказ; коррупция.
Коды классификатора JEL: H57.
Во всем мире коррупция является острой социально-экономической проблемой, которая подрывает авторитет государственной власти, а также снижает эффективность экономического развития. Системы бюджетных заказов являются наиболее распространенным источником коррупции во всех странах.
Согласно оценкам, потери от коррупции в данной сфере часто превышают 30 % всех бюджетных затрат по этим статьям [4]. В Российской Федерации интенсивное развитие системы государственного и муниципального заказа началось с 1997 г. С принятием различных нормативно-правовых актов при размещении бюджетного заказа с течением времени появлялись новые формы его размещения (табл 1).
Таблица 1
Эволюция способов размещения заказа в Российской Федерации1
Период Нормативно-правовой акт, регулирующий сферу государственного заказа Способы размещения заказа
1997-2006 гг. Указ Президента от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» - Конкурс (открытый и закрытый), - Двухэтапные торги, - Запрос котировок у единственного источника
1999-2006 гг. Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» - Конкурс (открытый, закрытый)
2006-2010 гг. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд - Конкурс (открытый и закрытый), - Аукцион (открытый, в том числе в электронной форме (по ст. 41), закрытый) - Запрос котировок - Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. - Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя подрядчика)
1 Разработано автором в процессе исследования системы государственного заказа Российской Федерации. © В.Ю. Котельников, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2
72
В.Ю. КОТЕЛЬНИКОВ
Окончание табл. 1
Период Нормативно-правовой акт, регулирующий сферу государственного заказа Способы размещения заказа
2010 г. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд - Конкурс (открытый и закрытый), - Аукцион (открытый, в том числе в электронной форме (по ст. 41 и по главе 3.1), закрытый) - Запрос котировок - Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. - Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя подрядчика)
2011 г. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд - Конкурс (открытый и закрытый), - Аукцион (открытый, в том числе в электронной форме (по ст. 41 и по главе 3.1), закрытый) - Запрос котировок - Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. - Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя подрядчика)
Решение о внедрении «новой» процедуры электронного аукциона по гл. 3.1 было принято в связи с несовершенством процедур классического «бумажного» аукциона и электронного аукционе по ст. 41. К главным недостаткам можно отнести:
♦ оппортунистическое поведение некоторых участников торгов, которое приводило к снижению экономии по итогам процедуры до 0.5% от начальной (максимальной) цены контракта;
♦ участники из других регионов несли дополнительные транспортные издержки;
♦ несовершенство института инфорсмента (обеспечение заявки не являлось обязательным требованием, кроме того, денежные средства в качестве обеспечения перечислялись заказчику на счет, что накладывало на заказчика дополнительную ответственность);
♦ возможность одного и того же участника занять 1 и 2-е место по результатам аукциона, т.е. в случае отказа победителя заказчик был вынужден заключать контракт с этим же поставщиком, но по более высокой цене.
Электронные аукционы по ст. 41 также имели ряд существенных недостатков:
♦ отсутствие обеспечения заявки приводило к возможности участия в электронном аукционе «фирм-однодневок»;
♦ отсутствие документации для проведения аукциона в электронной форме не позволяло участнику получить максимально подробную информацию о предмете контракта;
♦ непосредственно сама процедура аукциона занимает длительное время вследствие отсутствия регламентирования шага аукциона при ограничении времени для подачи заявки в 1 час;
♦ отсутствие участника, занявшего 2-е место, приводило к тому, что в случае отказа от заключения контракта, заказ размещался по новой, что приводило к увеличению затраченного времени на проведение закупки;
♦ в случае признания аукциона несостоявшимся, заказчик не имел права обратиться в контролирующие органы для согласования закупки у единственного источника.
Все вышеперечисленные недостатки привели к острой необходимости модернизации открытого аукциона (в том числе в электронной форме) как способа размещения заказа. Как итог, в 2009 г. в РФ принята была глава 3.1 Закона № 94-ФЗ, в которой весьма детально и подробно описана процедура проведения «новых» электронных аукционов [1]. С 1 января 2010 г. Правительство РФ обязало федеральных заказчиков размещать заказы на обширный перечень товаров, работ, услуг путем проведения «новых» электронных аукционов [2].
В соответствии с Законом № 94-ФЗ с 1 июля 2010 г. федеральные заказчики обязаны проводить только электронные открытые аукционы при закупке всех товаров, работ, услуг, закупки которых допускаются путем проведения аукционов. При этом, ст. 41 Закона № 94-ФЗ, регламентирующая порядок проведения «старых» электронных аукционов, перестала действовать.
С 1 января 2011 г. такой порядок закупки этой введен для заказчиков всех уровней; закупка товаров, работ, услуг с помощью аукциона допускается только открытым аукционом в электронной форме. Этот переход, ставший технически возможным вследствие развития информационных технологий, является беспрецедентным событием на рынке бюджетных заказов, историческим шагом в сторону глобальной информатизации и привел к целому ряду позитивных изменений в системе государственных закупок, как то:
1. Осуществление документооборота в электронной форме существенно снизил трансакционные издержки заказчиков и участников размещения заказов, ранее вынужденных обмениваться всеми документами, связанными с проведением открытого аукциона и заключением контракта, исключительно в бумажной форме.
ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ.
73
2. Повышение информированности и доступа бизнеса к государственному заказу вследствие того, что все извещения о проведении закупок размещаются на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru
3. Заявка на участие в электронном аукционе делится на 2 части:
- первая часть — сведения о товарах, работах, услугах, являющихся предметом контракта;
- вторая часть — сведения об участнике размещения заказа, в том числе о его соответствии требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, составляющих предмет контракта (лицензии, допуски к работам и т.д.). При этом информацию об участнике, который подал заявку на участие в аукционе, заказчик получает только после процедуры аукциона, а не до, таким образом, полностью исключается давление на поставщика со стороны недобросовестного заказчика.
Эти преимущества дают право называть аукцион в электронной форме наиболее транспарентным способом размещения заказа в системе государственных закупок РФ, что подтверждают данные мониторинга системы госзакупок региона в первой половине 2011 г. Пилотным центром ЮФУ: так, 44% респондентов считают, что процедура проведения электронного аукциона является наиболее транспарентной среди всех процедур размещения заказов.
Какая процедура размещения государственного и муниципального заказа, по-вашему, наиболее прозрачна?
15%
■ Открытый конкурс
I Электронный аукцион
■ Без торгов, запрос котировок
Рис. 1. Наиболее транспарентный способ размещения заказа, по мнению заказчиков
Несомненно, для того, чтобы заказы не распределялись заранее определенным фирмам, аффилированными с отдельными чиновниками, посредниками или иностранными компаниями, необходим комплексный подход, означающий, в том числе, и модернизацию действующего законодательства, однако уже очевидно, что электронный аукцион усилил борьбу с коррупцией, а также повысил прозрачность размещения госзаказов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Евраев М.Я. Электронные аукционы в госзаказе становятся сегодняшним днем страны // Госзакупки.ру. 2010. № 0.
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 г. № 1996-р «О перечне товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых для федеральных нужд осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме с 1 января 2010 года по 30 июня 2010 года» // СПС «КонсультантПлюс» // http:// www.consultant.ru.
3. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (в редакции от 03.11.2010) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс» // http://www. consultant.ru.
4. Швец Е.В. Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств членов Совета Европы в области борьбы с коррупцией // Журнал российского права. 2000. № 7. С. 67.
2 Рассчитано по данным мониторинга системы госзакупок региона Пилотным центром ЮФУ с участием автора.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2