Л. Г. КАРАНАТОВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Ключевые слова:
государственный заказ, государственный заказчик, государственный контракт, инновации, государственная инновационная политика, инновационный продукт, конкурентоспособность
Статья посвящена роли государственного заказа в развитии инновационной политики страны. Автор отмечает, что государственный заказ как известная экономическая категория является важнейшим механизмом регулирования экономики в нашей стране. В статье уточняются и систематизируются основные понятия и термины, связанные с системой заключения государственных контрактов, а также определяется их роль в производстве инновационной продукции. Автор подробно описывает порядок заключения государственных контрактов на выполнение НИОКР.
Key words:
government order, state customer, government contract, innovations, state innovation policy, innovative product, competitiveness
The article is devoted to a role of the government order in development of innovation policy of the country. The author states that government order, as a well-known economical category, is the major mechanism of economy regulation in our country. The main concepts and terms connected with the system of government contract conclusion are specified and systematized in the article; the role of government contracts in production of innovative products is defined as well. The author describes the procedure of government contract conclusion on research and development works performance.
Государственный заказ как известная экономическая категория, является важнейшим механизмом регулирования экономики в нашей стране, однако не всегда у экономистов-практиков имеется четкое понимание основных понятий и особенностей категории «государственный заказ» в разрезе за-
дач социально-экономической политики государства на современном этапе развития. Поэтому уточнение и систематизация основных понятий и выявление особенностей государственного социального заказа имеет большое значение для углубления представлений специалистов, занятых организацией и исполне-
Каранатова Л. Г. Государственный заказ как механизм регулирования экономики современной России
Власть и экономика
нием заказов на федеральном и региональном уровне. Актуальность данной проблематики обусловлена важностью роли государственных заказов в экономике Российской Федерации, в том числе в инновационной сфере.
Государственный заказ в системе социально-экономической политики России
В современных условиях Правительство Российской Федерации намерено использовать все имеющиеся инструменты экономической и социальной политики в целях поддержки граждан и недопущения разрушительных процессов в социальной сфере и в экономике страны, обеспечивая одновременно с этим решение стратегических задач социально-экономического развития [14].
В соответствии с Программой антикризисных мер на 2009 г. Правительство РФ осуществляло свою деятельность, исходя из следующих приоритетов.
Первый приоритет: выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала. В целях реализации обязательств:
— оказывалась поддержка гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период экономического кризиса;
— усилена социальная защита населения, обеспечены необходимые объемы и уровень социальных и медицинских услуг, доступность качественных и безопасных лекарственных средств;
— расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, уделялось внимание развитию программ переподготовки, оказанию адресной поддержки гражданам в трудоустройстве.
Необходимые меры поддержки оказываются также гражданам, приобретающим жилье. Государство оказывает содействие реализации жилищной программы и развитию ипотечного кредитования. В этих условиях особое внимание уделяется государственному социальному заказу.
Государственный социальный заказ — экономико-правовая форма реализации государственных планов и программ, направленная на удовлетворение социальных потребностей граждан, обеспеченная бюджетным финансированием и основанная на договорных отношениях между органами власти и субъектами гражданских правоотношений независимо от формы собственности и подчиненности.
Его цель: решение социально значимых проблем общества путем бюджетного финансирования социально значимых услуг и проектов
социальных организаций, а также привлечение для этого инновационных, интеллектуальных, кадровых и материальных ресурсов.
Ожидаемыми результатами реализации данного подхода являются:
— достижение результата социальных услуг — положительных изменений уровня жизни;
— улучшение качества услуг и удовлетворенности клиентов;
— внедрение новых социальных технологий;
— повышение уровня социальной защиты населения;
— более эффективное использование бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения;
— сокращение вероятности протекционизма и коррупции. Стандартизация социальных
услуг — необходимое условие введения системы государственного задания, а в перспективе — государственного заказа на их оказание [3]. Поэтому применение государственных стандартов в сфере социального обслуживания населения является одной из основных задач. Разрабатывается система качества, проводятся мероприятия по определению уровня удовлетворенности клиентов качеством предоставляемых услуг и эффективности социального обслуживания. На перспективу просматривается работа социальных учреждений вообще в автономном режиме,
которая имеет свои определенные преимущества.
В настоящее время значительно увеличивается социальная составляющая государственных закупок.
Второй приоритет: сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста экономики.
Деятельность Правительства РФ в этой сфере направлена на создание условий для существенного повышения эффективности российских предприятий. При этом помощь государства не должна подменять ответственность бизнеса. На поддержку вправе рассчитывать лишь те предприятия, которые ориентированы на обновление, рост эффективности и продвижение на рынке конкурентоспособной продукции, но сегодня испытывают временные трудности в связи с недостатком кредитов и снижением спроса. Так, для сохранения важнейших производств государство готово напрямую входить в капиталы компаний. Одновременно приняты меры по усилению защиты интересов частных владельцев компаний, включая миноритарных акционеров.
Третий приоритет: активизация внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста.
Правительство Российской Федерации предпринимает усилия, чтобы компенсировать сжатие рын-
Каранатова Л. Г. Государственный заказ как механизм регулирования экономики современной России
Власть и экономика
ков, ослабить зависимость от внешних факторов, максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы. Важную роль играет внутренний спрос со стороны государства, включая государственные инвестиции и закупки в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, государственного оборонного заказа. Предусмотрены меры по защите внутреннего рынка и предоставлению преференций отечественным производителям в соответствии с международной практикой. При этом основной акцент сделан на восстановление деловой активности за счет субсидирования процентных ставок, развития лизинга, поддержки потребительского кредитования.
По нашему мнению, в случае размещения госзаказа на серийно производимые товары государственное финансирование в виде аванса для производства является по своему содержанию составной частью инвестиционного процесса, а государственный бюджет, расходуемый на закупку товаров, может рассматриваться как прямые государственные инвестиции в реальный сектор экономики.
Четвертый приоритет: стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики.
Российская экономика должна выйти из кризиса обновленной, более сильной и эффективной. Госу-
дарством будет расширена поддержка инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо- и энергоэффективности. Наличие программы повышения производительности труда, использования энергосберегающих технологий и инновационного развития станет условием предоставления государственной помощи предприятиям.
Сохраняется приоритет государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей, включая авиа- и судостроение, космическую промышленность, атомную энергетику, электронную и радиоэлектронную промышленность. Одновременно создаются инфраструктурные заделы для экономического роста, в частности, увеличены бюджетные ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры, реализацию проектов по обновлению парка пассажирского транспорта.
Пятый приоритет: создание
благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности.
В этих целях осуществлены мероприятия по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольного регулирования, сокращены избыточные полномочия органов исполнительной власти по
контролю предпринимательской деятельности. Уменьшен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Активизирована работа по предотвращению и пресечению действий коррупционного характера.
Особое внимание уделено поддержке и стимулированию развития малого и среднего предпринимательства. Сегодня этот сектор предпринимательства, к сожалению, находится практически вне процессов научно-технологического и инновационного развития. В этой связи Правительством РФ предложен комплекс мер по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес, расширению доступа субъектов малого предпринимательства к государственным закупкам; установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям; определены льготные арендные ставки при аренде федерального имущества малыми и средними компаниями.
Шестой приоритет: формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики.
Банковская система должна стать более эффективной, очищенной от проблемных кредитных учреждений. Особое внимание уделено оперативности принятия и реализации необходимых решений.
Седьмой приоритет: обеспечение макроэкономической стабиль-
ности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов.
Правительство Российской Федерации проводит ответственную макроэкономическую политику, предполагающую устойчивость обменного курса рубля и снижение инфляции. В связи с этим предпринимаются усилия по сдерживанию роста цен на товары первой необходимости и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.
Реализация отмеченных приоритетов объективно потребовала временного усиления роли государства в экономической жизни страны. Правительство Российской Федерации в период кризиса будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотиваций предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритетность частной инициативы будет соблюдена и в современных условиях, при этом участие государства в экономике по мере преодоления кризиса будет снижаться.
В этой связи предусмотрены меры по расширению внутреннего спроса на продукцию российских предприятий со стороны государства, частного сектора и населения. Важной задачей является усовершенствование законодательства о государственных закупках, в том числе в части урегулирования во-
Каранатова Л. Г. Государственный заказ как механизм регулирования экономики современной России
Власть и экономика
просов закупки технически сложной продукции. При этом планируется обеспечить возможность проведения лизинговых операций при государственных закупках, регламентировать процедуры закупок субъектов естественных монополий и государственных корпораций, предусматривающие преференции для поставщиков российских товаров, принять дополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию.
Поддержка спроса на продукцию российских предприятий со стороны государства также должна будет осуществляться через реализацию инвестиционных проектов, запланированных в рамках федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), а также проектов, реализуемых с участием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
В «Основных направлениях антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 г.» обращается особое внимание на необходимость корректировки политики в плане смещения акцента с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры, ориентированные на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации, повышение качества человеческого капитала.
Основными приоритетами антикризисных и модернизационных действий Правительства Российской Федерации в 2010 г. станут:
— поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения;
— стимулирование оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившихся положительных тенденций;
— активизация модернизационной повестки дня: реализация первоочередных мер по решению проблем российской экономики, обусловивших скорость и глубину спада (слабость национальной финансовой системы, недивер-сифицированность экономики и экспорта, неконкурентоспособ-ность значительной части перерабатывающих производств), совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, в том числе на финансовых рынках, наращивание инвестиций в человеческий капитал [11].
Государственный заказ и развитие инновационной политики страны
Важнейшей составной частью государственной социально-экономической политики страны является инновационная политика. Одной из первоочередных задач инновационной политики на современном
этапе развития должно стать создание экономического и правового механизмов разработки и внедрения новейших технологий и инноваций в практическую сферу. Эти механизмы должны предусматривать формирование благоприятных условий для:
— реализации существующих новейших технологий;
— изучения будущих потребностей в товарах и услугах, неизвестных ранее, или в тех, которые уже используются;
— разработки новейших технологий и инноваций;
— формирования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей [13, с. 134].
Таким образом, важность инновационной деятельности для стабильного социально-экономического развития и государственного регулирования признается сегодня на самом высоком уровне. В тоже время о недостаточном внимании Правительства к переходу на инновационную траекторию развития сегодня свидетельствует факт отсутствия четкой государственной промышленной политики, ядром которой призвана стать инновационная стратегия страны. Инновационные разработки опираются на фундаментальные и прикладные исследования, осуществляемые в высших учебных заведениях, академиче-
ских, отраслевых научно-исследовательских, проектно-конструкторских, опытно-внедренческих институтах. Все эти организации раньше были бюджетными, поддерживались гарантированными государственными заказами. Переход к рыночным отношениям подорвал финансовое обеспечение деятельности учреждений научного и проектного профиля, в которых зарождаются инновации [2]. Государственным финансированием, да и то в явно недостаточной степени, поддерживаются разве что научно-исследовательские организации РАН. Научные подразделения вузов и отраслевые исследовательские институты практически лишились государственной финансовой поддержки и поставлены в полную зависимость от получения заказов на продукт их деятельности. Исследовательские институты технологического, экономического, управленческого профиля, не подготовленные к получению доходов на чисто рыночной основе, не сумевшие выхлопотать себе государственные заказы, вынуждены были свернуть деятельность, прекратить существование или переквалифицироваться в коммерческие организации, уйти в частное предпринимательство.
Министерством образования и науки РФ была разработана стратегия развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 г.
Каранатова Л. Г. Государственный заказ как механизм регулирования экономики современной России
Власть и экономика
В качестве первого основного элемента реализации активного сценария рассматривается концентрация ресурсов федерального бюджета для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) на следующих направлениях:
— фундаментальной науки при ее существенном реформировании как базы среды «генерации знаний»;
— создания инновационной инфраструктуры, обеспечивающей как доведение новых наукоемких технологий до предприятий и организаций реального сектора экономики, так и обратную связь — информацию о спросе производителя и инвестора к интересным для рынка и потенциально коммерциализуе-мым научным исследованиям и разработкам;
— развития ограниченного числа «технологических коридоров», в рамках которых конкурентоспособность отдельных выбранных секторов российской экономики достигается преимущественно за счет технологий отечественной разработки [7]. Следует выделить основные направления развития фундаментальной науки, сектора исследований и разработок:
— повышение конкурентоспособности сектора исследований и разработок, а также эффектив-
ности и результативности государственных расходов на его поддержку и развитие;
— осуществление научно-технологических прорывов по одному или нескольким приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и реализации стратегических программ национальной значимости;
— поддержка развития внутрифирменной корпоративной науки путем расширения ее доступа к уникальному научному оборудованию в рамках поддерживаемой государством инновационной инфраструктуры;
— государственное содействие развитию инжиниринга и проектной деятельности, в том числе путем поддержки проектов по созданию инжиниринговых центров;
— модернизация кадровой политики российского сектора исследований и разработок;
— содействие расширению и ускорению использования в экономике результатов российских исследований и разработок [15]. Однако, по мнению аналитиков,
ответственность за развитие фундаментальной науки, обеспечение эффективности бюджетных расходов должна быть содержательной. В этой связи необходимо энергично реализовать принятую Межведомственной комиссией по научной
и инновационной политике программу модернизации функций, структуры и механизмов финансирования академического сектора науки. Прежде всего представляется целесообразным переход от управления затратами к управлению результатами в сфере фундаментальной науки [4, с. 5-9].
В этих целях необходимо осуществить:
— концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ российского сектора исследований и разработок на мировом рынке;
■ реформирование научных организаций и повышение их капитализации;
■ реструктуризацию государственного сектора исследований и разработок;
■ обеспечение интеграции научного и образовательного потенциалов.
Основными результатами реализации данных мер станут:
■ увеличение доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки;
■ укрепление престижа российской науки, включая приток молодых кадров в научную сферу;
■ рост бюджетной обеспеченности работников в академическом секторе науки.
Рассматривая данный сектор науки, следует иметь в виду не только
институты РАН, но и другие организации, участвующие в фундаментальных исследованиях [16].
Во многих регионах страны разрабатывается система мер по реализации государственной инновационной политики. Так, в Санкт-Петербурге действует Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики. В качестве приоритетов развития инновационной деятельности выделяются следующие направления:
— развитие инновационной инфраструктуры;
— разработка и реализация кластерной политики;
— поддержка инновационных проектов, инициируемых и проводимых федеральными органами исполнительной власти РФ на территории Санкт-Петербурга;
— подготовка и переподготовка кадров для инновационных предприятий города;
— развитие спроса на инновации, в том числе продвижение высокотехнологичной продукции на рынках сбыта России и за рубежом;
— формирование благоприятного климата для ведения инновационной деятельности и ее информационно-имиджевая поддержка [8].
Важно также подчеркнуть, что очень часто цена входа инновационного продукта на рынок сравнима или даже превышает затраты на со-
Каранатова Л. Г. Государственный заказ как механизм регулирования экономики современной России
Власть и экономика
здание самого инновационного продукта и его производство. В контексте решения этой проблемы во всех странах государство старается выступать госзаказчиком.
Центральное место в системе прямого государственного воздействия на инновационный продукт занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Важно также поддерживать рациональное соотношение при финансировании организаций, осуществляющих НИОКР и инновационную деятельность (базовое финансирование), и при выделении средств на разовые инновационные проекты [5, с. 63].
Большое значение для создания начального спроса на инновации имеют госзаказы на инновационную продукцию и государственные контракты на выполнение НИОКР. В рамках договора на научно-исследовательские разработки (НИР) исполнитель обязуется провести научные исследования, обусловленные техническим заданием заказчика. Договор может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и некоторые его этапы. Если иное не предусмотрено законом или договором, риск случайной невозможности исполнения договоров несет заказчик.
Условия договоров на выполнение НИР, НИОКР и научно-технических разработок (НТР) должны
соответствовать законам и другим правовым актам об исключительных правах.
Выполнение НИР, НИОКР и НТР, предназначенных для удовлетворения государственных (муниципальных) нужд, осуществляется на основе государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд [1].
Существенными положениями, содержащимися в государственном или муниципальном контракте на выполнение НИР, НИОКР и НТР, без которых он не имеет силы, являются выработанные условия:
— об объеме и стоимости выполняемой работы;
— о сроках начала и окончания работ (начальные и конечные сроки);
— о размере и порядке финансирования и оплаты работ;
— о способах обеспечения исполнения обязательств сторон. Заказчиками по государственным контрактам на выполнение НИР, НИОКР и НТР могут быть:
— государственные органы (в том числе органы государственной власти);
— органы управления государственными внебюджетными фондами;
— бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Заказчиками по муниципальным контрактам могут выступать:
— органы местного самоуправления;
— муниципальные бюджетные учреждения и иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
По результатам размещения государственного (муниципального) заказа заключается контракт или в случаях, предусмотренных законодательством о размещении за-
казов, иной гражданско-правовой договор. Для государственного заказчика, разместившего заказ, заключение контракта является обязательным, если другое не установлено законом (права и обязанности сторон при государственном заказе — см. табл. 1). К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике (ст. 706 Гражданского кодекса РФ).
Подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы (см. табл. 2).
Таблица 1
Права и обязанности сторон при государственном (муниципальном) заказе
Исполнитель Заказчик
Права:
Использовать результаты работ, в том числе те, которые защищаются на законодательном уровне, в пределах и согласно условиям, предусмотренным договором
Обязанности:
1. Соответственно техническому заданию, согласованному с заказчиком, выполнять работы и передавать их результаты заказчику в предусмотренный договором срок 1. Предоставлять исполнителю необходимую для выполнения работы информацию
2. Согласовывать с заказчиком необходимость применения охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование 2. Принимать и оплачивать результаты выполненных работ
3. Устранять допущенные по его вине недостатки в выполненных работах, которые могут повлечь отклонения от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре, своими силами и за свой счет Может быть предусмотрена обязанность выдать исполнителю техническое задание и согласовать с ним программу или тематику работ
4. При невозможности получить ожидаемые результаты или при нецелесообразности продолжения работы обязательно сообщить заказчику
5. Гарантировано передавать заказчику полученные по договору результаты, которые не нарушают исключительных прав других лиц
Каранатова Л. Г. Государственный заказ как механизм регулирования экономики современной России
Власть и экономика
Таблица 2
Виды сроков выполнения работ по договорам НИР, НИОКР, НТР
Особенности сроков Вид
Обязательно прописываются в договорах, т. к. являются существенным условием 1. Начальный срок
2. Конечный срок
Указываются в договоре по желанию, согласованию сторон 1. Промежуточные сроки (сроки завершения отдельных этапов)
Цена работы является существенным условием договора на НИР, НИОКР, НТР и включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Она может быть установлена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии с составленной подрядчиком сметой, то она приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Цена работы в договоре может быть твердой и приблизительной. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Если в процессе осуществления НИР обнаруживается невозможность достижения результатов вследствие обстоятельств, которые не зависят от исполнителя, заказчик должен оплатить стоимость работ, проведенных до выявления невозможно сти получить результаты. В случае нарушения исполнителем конечного срока выполнения работ и если исследование вследствие такой просрочки утратило интерес
для заказчика, последний может отказаться от принятия выполненных работ и требовать возмещения убытков.
Исполнитель, не выполнивший обязательства или исполнивший их не должным образом, несет ответственность за нарушение договора на выполнение НИР, НИОКР и НТР. Эта ответственность возникает, если исполнитель не докажет, что нарушение произошло не по его вине, за исключением случаев, когда законом или договором предусмотрены другие основания ответственности.
В качестве приоритетного направления деятельности на период до 2012 г. Правительство Российской Федерации определило стимулирование создания и развития малых наукоемких предприятий, предприятий малых форм в научнотехнической сфере [12].
Однако на сегодняшний день с сожалением можно констатировать, что малое и среднее предпринимательство совершенно не ориентировано стать основой нацио-
нальной инновационной системы. Это объясняется, во-первых, тем, что инновации — слишком трудоемкое и наукоемкое дело, а российский малый и средний бизнес сегодня ориентированы преимущественно на торговлю и сферу услуг. Во-вторых, наука и техника в России в основном представлены госсектором. Это означает, что пока не будет четкого госзаказа на создание инновационной продукции в интересах экономики, малые и средние предприниматели лишены возможности действовать в макроскопическом масштабе [6].
Во всем мире государство оказывает помощь малым и средним предприятиям, при этом особое внимание уделяется предприятиям производственной и, прежде всего, инновационной сферы. Этот вопрос актуален и для российской малой экономики. Не случайно в Основных направлениях антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 г. в области поддержки малого бизнеса особое внимание уделяется усилению мо-дернизационных аспектов, со смещением центра тяжести в сторону производственного сектора, активизации инновационной деятельности компаний [11].
Таким образом, для развития малого сектора инновационной экономики требуется государственная поддержка. Вместе с тем, в условиях кризиса не приходится рассчи-
тывать на дополнительные финансовые поступления в эту сферу. Значит, нужно искать иные, менее затратные механизмы решения этой государственной проблемы. Одним из действенных механизмов является привлечение малого и среднего предпринимательства к поставкам продукции для государственных и муниципальных нужд.
Мировой опыт показывает, что участие малых и средних фирм в выполнении государственных заказов помогает решить целый комплекс социально-экономических проблем. В частности, это содей ствует позитивной реструктуризации малого бизнеса, предоставляя ему возможность выйти из сферы торгово-посреднической деятельности в сферу производства и инноваций. Кроме того, выполнение государственных заказов стимулирует корпоративные и иные связи малого, среднего и крупного бизнеса, а это является одним из условий полноценного развития конкурентной среды и предпринимательства в рыночной экономике.
По нашему мнению, малые и средние инновационные предприятия должны получить особые преференции по сравнению с теми, которые сегодня определяет законодательство о размещении заказов для субъектов малого предпринимательства в целом. В соответствии с Федеральным законом «О разме-
Каранатова Л. Г. Государственный заказ как механизм регулирования экономики современной России
Власть и экономика
щении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10 и не более чем 20 % общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты. Исключение составляют случаи размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства [10]. Таким образом, Закон № 94-ФЗ устанавливает единые механизмы поддержки для всех без исключения малых предприятий и не выделяет особые преференции для субъектов малого инновационного предпринимательства. Кроме того, по закону, льготы получают только малые предприятия, на субъекты среднего предпринимательства они не распространяются, что является стратегической ошибкой и противоречит государственному курсу на поддержку малых и средних предпринимательских структур, который нашел отражение в другом Федераль-
ном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Статьей 7 указанного Федерального закона установлено, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматривается участие субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [9]. Таким образом, логично расширить сферу преференций, определяемых Законом № 94-ФЗ, включив в нее субъекты не только малого, но и среднего предпринимательства, приведя тем самым нормы двух вышеназванных законов в соответ ствие.
В качестве дополнительных преференций для субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства можно предложить:
— установление дополнительных квот для размещения государственных и муниципальных заказов у субъектов малого инновационного предпринимательства, при этом сняв верхний предел для всех малых предприятий, который в настоящее вре-
мя составляет 20%. Квота для малых инновационных предприятий должна предусматривать в том числе:
— использование механизмов суб-контрактинга для привлечения субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства в качестве соисполнителей по выполнению государственных и муниципальных контрактов у организаций — исполнителей крупных заказов;
— введение оценки квалификации участника торгов, наличие у него необходимой материально-технической базы, квалифицированных специалистов, научно-технического задела, положительного опыта выполнения аналогичных контрактов;
— предоставление заказчикам права документально устанавливать принадлежность участника размещения заказа к субъектам малого инновационного предпринимательства;
— снижение для субъектов малого инновационного предпринимательства размера обеспечения конкурсной и аукционной заявок и размера предварительного обеспечения контрактов. Пояса малого инновационного
предпринимательства должны появляться именно вокруг университетов, при них же надо создавать посевные фонды. Следует отметить, что посевные фонды предназначены для
поддержки проектов на ранних стадиях — первичного внедрения разработок и, в отдельных случаях, финансирования НИОКР, необходимых для запуска высокотехнологической продукции в производство.
***
Анализ категории «государственный заказ» в разрезе задач социально-экономической политики России позволяет сформулировать следующие выводы.
К основным задачам социальноэкономической политики относятся такие как: выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением, развитие регионов и отраслей национальной экономики.
Выполнение этих задач предусматривает применение системы государственного заказа (социального, регионального и отраслевого). Государственный заказ является лишь одним из способов решения поставленных задач.
Государственный социальный заказ — экономико-правовая форма реализации государственных планов и программ, направленная на удовлетворение социальных потребностей граждан, обеспеченная бюджетным финансированием и основанная на договорных отношениях между органами власти и субъектами гражданских правоотношений независимо от формы собственности и подчиненности.
Каранатова Л. Г. Государственный заказ как механизм регулирования экономики современной России
Власть и экономика
Посредством государственного заказа возможно решить следующие задачи: сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала и стимулирование внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста.
По результатам исследования роли государственного заказа в развитии инновационной политики страны можно выделить следующие основные аспекты этой проблемы:
— переход к рыночным отношениям подорвал финансовое обеспечение деятельности учреждений научного и проектного профиля, в которых зарождаются инновации (государственным финансированием обеспечена незначительная часть научно-исследовательских организаций);
— основными направлениями инновационной политики являются: развитие отдельных направ-
лений фундаментальной науки, проведение НИР и ОКР (опытно-конструкторских разработок) по созданию новой техники для государственных нужд, а также осуществление государственного заказа на инновационную продукцию и поддержка малого и среднего бизнеса;
— госзаказы на инновационные разработки, выполняемые именно малыми и средними компаниями, окажут значительное влияние на развитие инновационной сферы в стране, т. к. в развитых странах именно эти компании продвигают инновации.
В заключение отметим, что нарастить экономическую и политическую мощь страна сможет только за счет инновационной экономики, предусматривающей создание сверхприбыльных производств.
1. Ведение учета НИОКР [Электронный ресурс] // Монолит: Юридический сервис. URL: http:// www.lsmonolit.ru/bu/outsorcing/niokr.html (дата обращения: 10.01.2010).
2. Государственное управление инновационными процессами [Электронный ресурс] // Экономический портал. 2008. 17 июня. URL: http://institutiones.com/innovations/215-2008-06-17-11-15-34.html (дата обращения: 10.01.2010).
3. Государственный заказ в системе социального обслуживания населения: настоящее положение и перспективы [Электронный ресурс] // Информационный сайт Балаково. URL: http://www. balakovo.ru/news.view.php?num_news=9915 (дата обращения: 13.02.2010).
4. Горшков А. С. Модернизация подготовки государственных и муниципальных служащих: ориентация на управление по результатам // Управленческое консультирование. 2006. № 3. С. 5-9.
5. Гринев В. Ф. Инновационный менеджмент. М., 2003.
6. Киселёв К. Инновации большие и маленькие [Электронный ресурс] // Наука и технологии России (STRF.ru): Электронное издание. 2009. 31 июля. URL: http://ipim.ru/discussion/1107.html (дата обращения: 10.01.2010).
7. Минобрнауки представляет на заседании правительства РФ в четверг стратегию развития в области развития науки и инноваций до 2010 г. [Электронный ресурс] // ПРАЙМ-ТАСС: агентство
экономической информации. Лента новостей. 2005. 14 декабря. URL: http://www.bit.pnme-tass.ru/news/show.asp?id=34918&ct=news (дата обращения: 10.01.2010).
8. О комплексной программе мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2008 г. № 42 [Электронный ресурс] // Общественный совет по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга. URL: http://www.osspb.ru/programmaJnnovate (дата обращения: 10.01.2010).
9. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф. Электрон. дан. [М., 2009].
10. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф. Электрон. дан. [М., 2009].
11. Основные направления антикризисных действий правительства Российской Федерации на 2010 г. [Электронный ресурс] // Сайт Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина. иКЬ: http://premier.gov.rU/anticrisis/3.html (дата обращения: 10.01.2010).
12. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Версия Проф. Электрон. дан. [М., 2009].
13. Пирожков С. И. Украина-Россия: проблемы экономического взаимодействия / под. ред. С. И. Пирожкова, Б. В. Губского, А. И. Сухорукова. К., 2000.
14. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. // Российская газета. 2009. 20 марта.
15. Стратегические ориентиры развития инновационной деятельности на уровне Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. URL: http://oreneconomy.ru/innovations/innov2020.php (дата обращения: 10.01.2010).
16. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. Электрон. дан. [М., 2009].
Каранатова Л. Г. Государственный заказ как механизм регулирования экономики современной России