МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070
образом, прежде всего ограничиваются права и свободы успевающих мальчиков в интересах других людей, каковыми в данном примере являются девочки и неуспевающие мальчики. При этом такое ограничение прав и свобод успевающих мальчиков должно отвечать интересам обороны России и безопасности России. Все эти интересы соблюдаются только в том случае, если обучение осуществляется только по бесспорно необходимым предметам.
В ряде вышестоящих статей Основного Закона закреплены изъятия из этого ограничения:
- запрет обязательного изучения идеологии (ст. 13);
- запрет обязательного изучения религии (ст. 14);
- запрет ограничения права на выбор языка обучения (ст. 26).
Однако эти запреты повсеместно нарушаются. Идеология и религия навязчиво преподаются всем и всюду в курсе общественных наук. А про право обучаться на чистом русском языке обучаемым никто и никогда не сообщал. Во всех школах и вузах преподавание общественных наук ведётся на профессиональном арго, отличающемся от естественного языка тотальной омонимией, преобладанием оценочных суждений и примитивными противопоставлениями «зла» и «добра». Список использованной литературы:
1. Алексеев В.М. Реализация права на высшее образование (на примере квалификации «Специалист в сфере закупок») // Современная педагогика. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5895 (дата обращения: 03.08.2016).
2. Алексеев В.М. Конституционные принципы получения образования // Политика, государство и право. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2016/07/4050 (дата обращения: 03.08.2016).
3. Алексеев В.М., Халяпин А.А. Управление закупками для государственных и муниципальных нужд как точная нормативная дисциплина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/07/12240 (дата обращения: 03.08.2016).
© Алексеева М.С., 2016
УДК 342
Батищева Л.Д.
студентка юридического факультета Воронежский государственный университет,
Россия, г. Воронеж
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗНАЧЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Аннотация
В статье рассматривается значение и правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственного языка. Показаны сферы использования государственного языка. Сделан вывод, что государственный язык - элемент конституционно-правового статуса России, а языковая политика - важная составляющая государственной внутренней и внешней политики в самых разных сферах.
Ключевые слова
Государственный язык, культура, правовая культура, языковая политика
В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (1991 г.) русский язык - государственный язык на всей территории Российской Федерации; республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
Государственный язык является одним из основных признаков конституционно-правового статуса государства, поскольку неразрывно связан с ним и является уникальной формой его функционирования. Исторический опыт России в сфере языковых отношений показывает, что для эффективного функционирования государства, сохранения межнационального мира необходимо укреплять и совершенствовать статус государственного языка.
Русский язык формирует и объединяет нацию, связывая поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Язык и право - одна из глубоких философских проблем, в исследовании которой право раскрывается не только как система норм, но и как специфический результат человеческого творчества (правотворчества), как канал диалога государства и общества [1, с.53].
Русский язык как государственный, выполняя консолидирующую роль в российском обществе, является главным средством межнационального общения народов России, способствует их сближению, взаимному духовному обогащению, обеспечивает связь с международным сообществом, с мировой культурой.
Государственный язык относится к числу объектов, олицетворяющих конституционную систему государственности [2, с.106]. Конституционно-правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственного языка, является важным направлением государственной внутренней и внешней политики. При написании конституции большое значение придаётся красоте слога, это придаёт уникальность данному документу [3, с.19].
Более десяти лет назад в России был принят Федеральный закон от 01.06.2005 г. № 53-Ф3 "О государственном языке Российской Федерации", который направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры. Закон не исчерпывающе определил несколько сфер, где обязательно использование государственного языка:
1) в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства [1, с.195];
2) в наименованиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности;
3) при подготовке и проведении выборов и референдумов;
4) в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации;
5) при официальном опубликовании международных договоров Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов;
6) во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений;
7) при написании наименований географических объектов, нанесении надписей на дорожные знаки;
8) при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, изготовлении бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, оформлении документов об образовании и (или) о квалификации установленного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" образца, а также других документов, оформление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на государственном языке Российской Федерации, при оформлении адресов отправителей и получателей
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах Российской Федерации, почтовых переводов денежных средств;
9) в продукции средств массовой информации;
10) при показах фильмов в кинозалах;
11) при публичных исполнениях произведений литературы, искусства, народного творчества посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных мероприятий;
12) в рекламе;
13) в иных определенных федеральными законами сферах: связь, объекты культурного наследия, трудовые отношения, техническое регулирование, защита прав потребителей и т.д.
Государственная поддержка русского языка - важный стратегический приоритет России. Большое значение в деле укрепления статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации имеют бережное отношение общества к русскому языку, совершенствование методов преподавания русского языка и литературы в учебных заведениях, подготовка преподавателей русского языка и литературы. Особую роль в этом деле должны играть средства массовой информации и общественным организациям.
Список использованной литературы:
1. Киянова О. Н. Об использовании русского языка как государственного языка в правовой сфере // Правовая культура. - 2013. - №1 (14). - С. 195 -200.
2. Сазонникова Е.В. Диатропическая познавательная модель: понятие, применение в праве и соотношение с системной познавательной моделью // Российский юридический журнал. - 2011. - № 1. - С.47- 53.
3. Сазонникова Е.В. Статус объектов, олицетворяющих конституционную систему государственности // Российский юридический журнал. - 2009. - 5 (65). - С.106 - 111.
4. Сазонникова Е.В. Конституционно-правовые явления и искусство // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 6. - С.15 - 20.
© Батищева Л.Д., 2016
УДК 341
А.В.Воронкин
студент 4 курса электромеханического факультета ЮР1 ПУ(НПИ) им. Матвея Ивановича Платова г. Новочеркасск, Российская Федерация
С.О.Баумбах
студент 3 курса электромеханического факультета ЮРГПУ(НПИ) им. Матвея Ивановича Платова г. Новочеркасск, Российская Федерация
НОРМЫ ПРАВА НА ОККУПИРОВАННЫХ СОВЕТСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ
Территория СССР, оккупированная немецко-фашистскими захватчиками во время ВОВ делилась, условно, на две части: 1) Зона мира и 2) Зона войны (военная зона).
В зоне мира устанавливалась гражданская власть. Документы, которые использовались для регулирования государственно-правовых отношений на данных территориях: декрет Адольфа Гитлера «О гражданском управлении в оккупированных восточных областях» и его же приказ от 17.07.1941г. « О внедрении гражданского управления на оккупированных восточных территориях». Документы предполагают формирование на оккупированных землях специальных образований, которые именовались Рейхкомиссариатами. Первый комиссариат был образован 20.08.1941г в УССР. Режим, установленный на