_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
6. Мельников А.А. Правовое положение личности в советском гражданском процессе. М., 1969. С. 21 - 25; Он же. Конституция СССР и проблемы судебного права // Проблемы совершенствования гражданского и уголовно-правового законодательства в свете решений XXV съезда КПСС и новой Конституции СССР. Вильнюс, 1979. С. 126.
7. Петрухин И.Л., Батуров Г.П., Морщакова Т.Г. Теоретические основы эффективности правосудия (по уголовным делам). М., 1979. С. 17.
8. Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. — М., 1996.
9. Судебная реформа: Итоги, приоритеты, перспективы: Материалы конференции (науч. доклад). № 47. — М., 1997.
10.Цихоцкий А.В. Теоретические проблемы эффективности правосудия по гражданским делам. — Новосибирск, 1997. С.152-154.
11.Цихоцкий А.В. Указ. раб. С. 143.
© Розахунова Н.Р., Исаева Т.Т., 2016
УДК 37
Токтогонова Гулай Кожогуловна
старший преподаватель кафедры «Международное и конституционное право» Кыргызско-
Российского Славянского университета [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация
В статье рассматривается правовые основы реализации языковой политики в Кыргызской Республике. Проанализированы нормативно-правовые акты функционирования государственного языка в Кыргызской Республике.
Ключевые слова
языковая политика; государственный язык; закон; положения; государство; программа.
Язык является одним из определяющих факторов отнесения человеком себя к определенному этносу, т.е. фактором этнической самоидентификации. И поскольку язык является средством такой идентификации, постольку его надо рассматривать как необходимое условие для возникновения, развития и сохранения народного, национального самосознания.
Правовое положение государственного языка гарантируется государством, т.е. государственная власть стремится контролировать языковую ситуацию в стране и проводить определенную языковую политику, основной составляющей которой является законодательное регулирование языковых отношений. По определению экспертов, языковая политика является неотъемлемым компонентом национальной политики государства, суть которой заключается в сознательном воздействии определенных субъектов на процесс развития языка и языковой ситуации в стране.
Как видно, языковая политика государства направлена, прежде всего, на: определение правового статуса того или иного языка; законодательное регулирование функционирования и использования государственного языка; закрепление правовых гарантий изучения, использования и защиты тех или иных языков.
Возникновение и дальнейшее формирование языковой политики государства и языковой ситуации обусловлены различными обстоятельствами, в том числе взаимодействием языковых и неязыковых (социальных, политических, экономических, психологических, исторических, географических и иных)
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
факторов. Немаловажным в этом вопросе является также специфика межнациональных отношений, складывающихся в конкретном государстве, типологические характеристики этнических групп и их способность интегрироваться в государство, а также роль и значение определенного языка и его носителей в общественно-политической жизни страны.
Что касается языковой политики Кыргызской Республики (далее КР), то в нем, как и во многих многонациональных государствах, языковая политика отличается «особой сложностью», поскольку приходится учитывать специфику межнациональных отношений, решать вопросы сосуществования кыргызского и русского языков на территории государства [1, с.77].
Анализ законодательства в сфере регулирования государственного и официального языков, языковых отношений в КР, показал, что самым широким образом развиты и конкретизированы международные стандарты и конституционные принципы и нормы о статусе языков. Главной целью государственной политики в указанной сфере являлось и является, по убеждению автора, стремление к более полному и всестороннему воплощению в законодательстве КР базовых демократических ценностей и идей конституционно-правовых реформ в языковой сфере. Для решения указанных задач, реализации поставленных целей государством был предпринят ряд мер правового и организационного характера. В этой связи автор предлагает рассмотреть основные уровни и этапы реализации государственных мер, определивших и определяющих главные цели и задачи политики государства в языковой сфере, которые соотносятся с определенными историческими периодами развития кыргызской государственности. При этом важно подчеркнуть, что именно государство, прежде всего, несет обязанность претворения конституционных принципов и положений языковой политики в общественную жизнь. Автор данной статьи сосредотачивает внимание на том обстоятельстве, что это именно обязанность государства, а не его право, в то время как последнее является правом любого человека.
В целях реализации отечественного законодательства о государственном языке в первые годы после его принятия из республиканского и местных бюджетов были выделены значительные средства. В государственных административных органах создавались соответствующие отделы, в учреждениях, организациях и на предприятиях были образованы штатные единицы, активизировался процесс изучения государственного языка трудовыми коллективами. Учителям, преподающим кыргызский язык, заработная плата была повышена на 15%. Проводилось регулярное освещение вопросов развития государственного языка в СМИ и другие мероприятия.
Нельзя не признавать того факта, что начавшиеся на рубеже 90-х годов прошлого столетия реформы в языковой сфере проходили в республике достаточно сложно и противоречиво. Многие положения законодательства о государственном языке, практически не были реализованы. Основанием для такого вывода послужили официальные данные Правительства КР о результатах проверки исполнения Закона «О государственном языке» организациями, учреждениями и предприятиями республики[2]. Не вдаваясь в подробное описание результатов проведенных проверок, отметим лишь наиболее характерные моменты, которые в целом давали представление о существующих проблемах и их масштабах.
Итак, особую озабоченность вызывала ситуация в системе образования. Наиболее острыми проблемами в этой сфере были: повсеместная нехватка преподавателей кыргызского языка в школах с русским языком обучения, отсутствие учебников на кыргызском языке, а также программ преподавания кыргызского языка в русских школах; прекращение пополнения книжного фонда библиотек школ и других учебных заведений новыми учебниками, пособиями и другой необходимой литературой на государственном языке, отсутствие надлежащих условий для воспитателей, обучающих детей государственному языку, значительное сокращение государственного финансирования расходов, связанных с обучением и оплатой труда специалистов, занимающихся обучением кыргызского языка.
Отмечалось, что местные органы исполнительной власти, а также многие учреждения и организации республики практически не занимались вопросами перевода делопроизводства на государственный язык, не практиковались отчеты руководителей этих структур по итогам выполнения нормативных актов в сфере языков.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Указанные проблемы отчасти объяснялись недостаточным финансированием, отсутствием централизованной координационной и плановой работы органов государственной власти и управления.
Этим и была продиктована необходимость разработки Национальной комиссией по государственному языку при Президенте КР[3] Комплексной программы развития государственного языка (далее -Программа), предусматривавшая основные направления деятельности государства по решению отмеченных проблем. Этот документ предусматривал постепенный, взвешенный подход к решению вопросов, связанных с реализацией государственной политики в сфере государственного языка с учетом экономических и организационных возможностей государства.
Исходя из признания приоритета конституционных прав человека Программа содержала положения о необходимости создания условий для овладения всеми гражданами государственным языком путем выпуска общедоступных учебно-методических пособий, словарей, самоучителей и стимулирования повсеместной организации различных курсов и кружков по изучению государственного языка. По замыслу разработчиков предусматривалась введение специальных программ и уроков на государственном телевидении, радио, газетах и журналах, поощрение аналогичной деятельности негосударственных средств массовой информации.
На уровне органов местного самоуправления необходимо было предусмотреть повсеместную организацию и стимулирование различных курсов и кружков по изучению государственного языка, введение специальных программ и уроков на государственном телевидении, радио, газетах и журналах, поощрение аналогичной деятельности негосударственных средств массовой информации.
Особое внимание в Программе уделялось вопросам совершенствования возможностей государственного языка для полного и эффективного выполнения им своих функций. Речь шла о необходимости целенаправленной пропаганды знания государственного языка, создания возможностей и условий для овладения культурой письменной и устной речи на государственном языке широким кругом граждан, в особенности представителями молодого поколения.
В целях реализации государственной политики в сфере правовой регламентации статуса кыргызского языка, постепенного его внедрения в сферы государственного управления и поэтапного перевода делопроизводства на государственный язык Указом Президента от 20 января 2001 г. была утверждена «Программа развития государственного языка Кыргызской Республики на 2000-2010 годы»[4] (далее -Программа развития). Программа развития была рассчитана на достаточно длительный период и включала этапы, каждый из которых содержал конкретные направления деятельности органов государственной власти по реализации законодательных мер в сфере регулирования кыргызского языка.
Особый акцент в Программе развития был сделан на освоение передовых технологий обучения кыргызскому языку, поскольку ситуация с качеством его преподавания оставляла желать лучшего. В этой связи актуальной на тот момент (как и на сегодняшний день) являлась проблема разработки и принятия такой модели программы обучения, которая учитывала бы интересы потребности как школьников и студентов, так и всего взрослого русскоязычного населения.
Необходимость решения данной проблемы объяснялась еще и тем обстоятельством, что именно профессиональные кадры среднего возраста покидали пределы Кыргызстана из-за незнания государственного языка. На рынке труда на высокооплачиваемые вакансии требовались (как и сегодня) люди с обязательным знанием кыргызского языка, что уже изначально обрекало на провал претендентов, не владеющих им. Русскоговорящее население испытывает языковые трудности не в сфере общения, в образовании или в дефиците русскоязычных СМИ, а именно при устройстве на работу, где знание государственного языка является обязательным условием приема на работу.
Следуя далее по пути анализа реализации государственной политики в языковой сфере, необходимо обратить внимание на принятые в последнее время Правительством республики документы нормативного характера, которые являются существенным дополнением комплекса ранее принятых государственных мер
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
по использованию внутреннего потенциала кыргызского языка и широкому его применению во всех сферах государственной и общественной жизни.
Особое место в организационно-правовом обеспечении гарантий использования государственного языка призвана занять Национальная программа развития государственного языка и совершенствования языковой политики в Кыргызской Республике на 2014-2020 гг., [5] разработанная в соответствии и во исполнение конституционных положений, а также ряда ранее принятых документов в языковой сфере. Документ содержит основные направления деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на поддержку, сохранение и развитие государственного языка.
В результате принятых государством мер в области языковой политики сфера использования государственного языка, по сравнению с прошлыми этапами развития республики, значительно расширилась. К примеру, Национальной комиссией по государственному языку подготовлен и распространен в органах власти и управления справочник по делопроизводству, расширяется кыргызскоязычный сегмент KG-зоны Глобальной сети, создается Википедия на кыргызском языке; проводится обучение кыргызскому языку Аппарата Президента (с 2010 г.). [6]
Таким образом, анализируя ход проводимых реформ в языковой сфере можно констатировать, что наибольшие сдвиги произошли в конце 90-х годов прошлого столетия. Именно в этот период начала осуществляться в широких масштабах правовая регламентация языковой сферы.
В свою очередь нельзя не учитывать и того обстоятельства, что несмотря на наличие значительного количества нормативных актов, документов программного характера, регламентирующих правовой статус государственного языка, в данной сфере продолжают существовать проблемы, требующие своего решения. Речь идет о том, что ни один из принятых за весь постсоветский период государством программных документов не был надлежаще реализован. Созданная при Президенте КР Национальная комиссия по государственному языку так и не реализовала свой потенциал как единый государственный орган, ответственный за проведение этнокультурной и языковой политики в Кыргызстане.
Далее, многие положения принятых программных документов носят декларативный характер. К примеру, в разработанной Национальной программе развития государственного языка и совершенствования языковой политики Кыргызстана на 2014-2020 годы отмечены конкретные суммы финансирования. В связи с этим возникает естественный вопрос: каковы последствия ситуации, если эта Программа по какой-либо причине не будет профинансирована и кто понесет ответственность за это?
В свете сказанного, автор приходит к следующим выводам:
1. Анализ действующего законодательства КР свидетельствует о том, что эволюция государственного языка во многом определялась текущими процессами в общественно-политической жизни страны. Именно это обстоятельство позволило выделить основные этапы реализации государственной политики в правовом регулировании языковых отношений.
2. Главной идеей документов, разработанных и принятых органами государственной власти в сфере языковой политики, было и остается определение пределов государственного регулирования языковых отношений, установление правового режима государственного и официального языков.
3. Проблемы, связанные с положением государственного языка в КР, отчасти объясняются не только малым сроком демократического развития страны, но и ограниченным характером правового регулирования в этой области.
Тем не менее, даже при наличии «пробелов» в отечественном законодательстве нельзя отрицать наличия определенной правовой базы, позволяющей более или менее полно регулировать языковые отношения в КР.
4. Разработанные Правительством КР программы развития государственного языка носили декларативный характер, поскольку не предусматривали конкретной меры ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за несоблюдение положений указанных документов.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х
5. Воплощение в государственной языковой политике конституционно-правовых принципов и положений, а также базирующееся на этом программирование соответствующей деятельности органов государственной власти и местного самоуправления являются механизмом обеспечения конституционного права граждан на выбор языка и права пользования им.
6. Эффективное использование государственного языка возможно лишь при условии высокого уровня его развития, позволяющего использовать его в официальных отношениях, а также широкой распространенности и востребованности в его употреблении.
Список использованной литературы:
1. Василькова Г.А. Языковая политика Кыргызстана на современном этапе // Социальные и гуманитарные науки. - № 1. - 2006.
2. Постановление Правительства Кыргызской Республики «О работе местного самоуправления города Бишкек и госадминистрации Аламудунского района Чуйской области, Национальной академии наук Кыргызской Республики и Министерства образования и науки Кыргызской Республики «О государственном языке Кыргызской Республики» от 24 июля 1995 года № 304.
3. Указ Президента Кыргызской Республики от 20 января 1998 года УП N 21.
4. Указ Президента Кыргызской Республики от 20 сентября 2000 года УП № 268.
5. Национальная Программа развития государственного языка и совершенствования языковой политики в Кыргызской Республике на 2014-2020 годы. Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 2 июня 2014 года № 119.
6. Молдалиева А. // Слово Кыргызстана от 29 марта 2013 г. № 34.
© Токтогонова Г.К., 2016
УДК 340.141
Турсунбаева Назира Сартбаевна
преподаватель ЮФ КРСУ г.Бишкек, КР Е-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПО ОБЫЧНОМУ ПРАВУ КЫРГЫЗОВ
Аннотация
В статье автором отражаются проблемные аспекты, определения понятия принципов судебного разбирательства. Далее обозначаются и раскрываются принципы судебного разбирательства по нормам обычного права кыргызов.
Ключевые слова
Принципы. Судопроизводство. Судебное разбирательство. Обычное право. Суд биев.
Под принципами судебного процесса (судопроизводства) обычно понимают руководящие начала, которые определяют порядок судопроизводства любого вида в любой его стадии. Можно сказать, что принципы судопроизводства задают тон всему судебному процессу, способствуют его стройности, упорядоченности, отсутствию противоречий, преемственности сменяющих друг друга стадий процесса [8]. Необходимо отметить, что принципы процесса проявляются не в одинаковой степени на различных этапах производства по делу, в разных стадиях судопроизводства. Их конкретное проявление зависит от ряда обстоятельств: задач, стоящих перед конкретной стадией процесса; роли тех или иных субъектов процесса на определенном этапе производства; специфики процессуальных форм, свойственных различным стадиям