Научная статья на тему 'Русский язык как государственный язык Российской Федерации в современных условиях'

Русский язык как государственный язык Российской Федерации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8265
599
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ / ЯЗЫК ПРАВОВЫХ АКТОВ / STATE LANGUAGE POLICY / THE LAW ON THE STATE LANGUAGE / THE LANGUAGE OF LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Киянова Ольга Николаевна

В статье обозначены актуальные проблемы государственной языковой политики, связанные с необходимостью развития законодательства о государственном (русском) языке, освещаются вопросы использования государственного языка в административной сфере, совершенствования языка законодательных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Киянова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian as the State Language of the Russian Federation in Contemporary Conditions

The article outlines actual problems of the state language policy related to the necessity of developing legislation on state language (Russian), highlights the use of the state language in administration, and improvement of the language of legislative acts.

Текст научной работы на тему «Русский язык как государственный язык Российской Федерации в современных условиях»

О. Н. Киянова

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ1

В статье обозначены актуальные проблемы государственной языковой политики, связанные с необходимостью развития законодательства о государственном (русском) языке, освещаются вопросы использования государственного языка в административной сфере, совершенствования языка законодательных актов.

Ключевые слова: государственная языковая политика, законодательство о государственном языке, язык правовых актов

The article outlines actual problems of the state language policy related to the necessity of developing legislation on state language (Russian), highlights the use of the state language in administration, and improvement of the language of legislative acts.

Keywords: the state language policy,the law on the state language,the language of legal acts.

В последние два десятилетия, в годы становления новой российской государственности, в нашем обществе непрерывно шел поиск национальной идеи. В одном из недавних выступлений ее сформулировал Президент Российской Федерации: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. <...> Это и есть национальная идея» [Путин, 2016]. Действительно, для гражданина любой страны нет чувства более достойного, чем любовь к своей Родине, которая неотделима от бережного и уважительного отношения к государственному языку.

Русский язык всегда играл для многонационального народа России объединяющую роль, формировал общекультурный и гуманитарный контекст страны [Путин, 2013]. Выполняет он эту функцию и сегодня: единый государственный язык является основой современного Российского государства, которое не может существовать без единого культурного, образовательного, информационного пространства. Невозможна без него и единая управленческая вертикаль.

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №1604-00151 «Ортологические трудности русского языка и корпоративные нормы в административно-правовой сфере»

Государственная поддержка русского языка осуществляется весьма последовательно, поскольку отвечает стратегическим национальным интересам: русский язык - одна из важных основ российской государственности, выполняющая консолидирующую роль в обществе. Кроме этого, языковая политика государства является важнейшим фактором (помимо экономического, политического и военного потенциала), обеспечивающим и поддерживающим на высоком уровне состояние национальной безопасности, ее духовной компонентой. Кризис языковой политики неотвратимо ведет к кризису нравственности [Костюк, 2001; Илишев, 2000]. Неблагополучное состояние языковой среды, загрязнение языка и культуры

вызывает духовную деградацию личности и всего народа, что наносит вред

2

национальным интересам страны.

В силу этого государство формирует законодательство о государственном языке, проводит последовательную языковую политику с целью сохранения и развития русского языка, способствующего укреплению единого Российского государства. «Забота о русском языке и рост влияния российской культуры - это важнейший социальный и политический вопрос» [Путин, 2007].

Понятие «государственный язык» в применении к русскому языку -явление новой России3. Поэтому законы, относящиеся к функции национального русского языка быть государственным языком страны языка, были приняты в конце XX в. [Мирзоян, 2005], а окончательно законодательное оформление этого статуса произошло уже в начале 2000-х годов.

Конституция Российской Федерации 1993 года [Конституция, 1993] закрепила за русским языком статус государственного языка Российской Федерации и одновременно предоставила субъектам-республикам право устанавливать свои государственные языки, которые в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации (ст. 68). А в 2005 году был принят и вступил в силу

2 «Падение уровня общей культуры, с сожалением об этом должен сказать, смещение, искажение ценностных ориентиров и скудость современного разговорного языка, пренебрежение правилами родного языка становится нормой - к сожалению, в том числе и в средствах массовой информации, и в киноиндустрии. Мы всё чаще сталкиваемся и с безграмотностью, и с примитивизмом. Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать даже свои мысли. Ситуацию следует исправлять», - отметил Президент РФ, открывая 21 ноября 2013 г. Российское литературное собрание [Путин, 2013].

3 В СССР русский язык был языком межнационального общения [Русский язык, 1974: 4]

Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» [Закон, 2005], направленный на обеспечение использования государственного языка РФ на всей территории нашей страны, обеспечение права ее граждан на пользование государственным языком, защиту и развитие языковой культуры. Закон, повторяя норму Конституции (ст. 68), закрепил за русским языком статус государственного языка (п. 1 ст. 1), предусматривающий обязательность его использования в закрепленных законодательно, сферах, утвердил другие правовые нормы.

Однако, как указывают специалисты в области права [Ромашкин, 1999; Тренин, 1999; Озаева, 2008; Ляшенко, 2004], Конституция Российской Федерации не уточняет требования к особенностям функционирования и использования русского языка в качестве государственного языка России, не регулирует вопросы его взаимодействия с государственными языками республик в составе Российской Федерации, не разъясняет правовые аспекты выбора графики и алфавитов этих языков. Как отмечают правоведы [Ляшенко, 2004], в условиях многонационального федеративного государства, каким является Россия, главной задачей конституционно-правового регулирования языковых отношений является решение проблемы использования национальных языков в официальной сфере, установления оптимального соотношения использования общегосударственного языка России и государственных языков республик-субъектов РФ.

Русский язык остается языком межнационального общения, знание его способствует формированию толерантности в обществе. Но существующая недостаточная правовая урегулированность вопросов функционирования и использования государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик в ее составе явилась причиной того, что в ряде республик сократился объем использования русского языка в различных сферах общественной жизни, особенно в сферах государственного управления и образования4.

Современная языковая ситуация отражает формирование новой языковой реальности, в которой прослеживается несколько тенденций: с одной стороны, в условиях активного взаимодействия культур очевидна востребованность единой государственной политики в области защиты и поддержки русского языка, с другой - очевидна общая направленность народов и народностей на сохранение собственной культуры и языка как основного

4 См., например, информацию об общественно-политической акции «Марш за русский язык», прошедшей в Казани 17.11.2013. Ее участники направили резолюцию, принятую по итогам акции, президентам Татарстана и России // http:// www.regnum.ru/news/1737289.html

ее компонента, что вступает в определенное противоречие со статусом русского языка. В силу этого становится возможным интенсифицированное (нередко искусственное) внедрение титульных этнических языков в разные сферы жизни и вместе с тем естественное вытеснение языков малых народов [Конференция, 2013; Конференция, 2014].

Эти актуальные вопросы обсуждались участниками заседания круглого стола «Сохранение и развитие русского языка и поддержка отечественной литературы в регионах России», проводившегося под руководством автора в рамках Культурного форума регионов России в сентябре 2015 года Общественной палатой РФ5. Участники форума - ученые, представители регионов, члены Общественной палаты РФ и Совета при Президенте РФ по русскому языку отмечали, что в регионах активно протекает процесс этнолингвистического развития, что выражается, с одной стороны, в проведении культурных мероприятий, издании печатной продукции, работе СМИ и организации систем обучения на национальных языках, а с другой - в настойчивых предложениях по расширению «функциональных полномочий» этнических языков, требованиях по увеличению количества учебных часов, отводимых в школах на изучение родных языков в ущерб урочным часам, предназначенным для изучения русского языка [Дощинский, 2015; Кичева, 2015; Шульженко, 2015].

Эти процессы не могут не вызывать озабоченности. В ближайшей перспективе может возникнуть не только проблема сужения сфер функционирования русского языка, но и проблема владения населения русским языком. Вместе с тем знание русского языка и свободное владение им в настоящее время особенно остро ощущается как непременное условие социализации молодежи. Если говорить о русском языке как неродном для части населения нашей страны, то государственный статус русского языка с необходимостью подразумевает овладение русским языком для успешного включения молодых людей в широкое социокультурное пространство.

Существуют и другие вопросы, не в полной мере разработанные в российском языковом законодательстве. Так, в законе [Закон, 2005] недостаточно четко отражен статус русского языка как государственного языка Российской Федерации (как и нет толкования самого термина «государственный язык», как это сделано, например, у наших соседей - в Республике Казахстан, где в соответствующем законе такое определение дано6 [Закон Казахстана,

5 Видеозапись заседания размещена на сайте культфорум.рф [Шр://хп---]1аа1КШ^21:". xn--p1ai/index.php/pryamoe-vklyuchenie/61-sokhranenie-i-razvitie-russkogo-yazyka-i-podderzhka-otechestvennoj-literatury-v-regionakh-rossii]

6 «Государственный язык - язык государственного управления, законодательства,

1997]), не выдерживается по отношению к нему единая терминология. Термин «государственный язык» в законе «О государственном языке Российской Федерации» фактически используется как равный термину «язык национальный» (но ведь национальный язык - это и диалекты, и просторечие)7. Совершенно очевидно, что в нашей стране в качестве языка, применяемого в сфере государственного и муниципального управления, на государственной службе, в официальном делопроизводстве и др., в функции языка законодательства и судопроизводства (ст. 3) выступает высшая разновидность государственного (национального) языка - русский литературный язык. Однако этого разъяснения нет в законе. Такая правовая невнятность имеет негативные последствия в процессе правоприменения8 [Киянова, 2013].

Недостаточно представлены в законодательстве нормы о защите русского языка и культуры русской речи, не разработаны нормативно-правовые критерии определения нормированности/ненормированности русского языка при использовании его в общественных сферах9. Эти проблемы нуждаются в решении на законодательном уровне. Вместе с тем следует отметить положительные тенденции в решении названных задач. В последние годы законодатели озаботились неблагополучными тенденциями в сфере использования русского языка (засилием бранной и ненормативной лексики в печатной продукции, СМИ, кинофильмах, театральных постановках и т. п.) и приняли поправки, предусматривающие ответственность должностных лиц и граждан за нарушение норм русского языка, в соответствующие законодательные акты. Так, в 2013 г. был принят и вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Закон,

судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории государства» [Закон Казахстана, 1997].

7 Сочетание «литературный язык» как-то вскользь появляется в п.3.ст.1. этого закона.

8 Так, в связи с этим возникают, в частности, проблемы в плане использования русского языка как государственного в сфере судопроизводства, которое в соответствии с законодательством в Российской Федерации ведется на государственном языке. Предпринятое нами изучение большого корпуса текстов судебных приговоров и решений обнаруживает, что очень часто авторы таких документов нарушают стилевое единство текста, допуская включение в текст фрагментов, отражающих речь обвиняемых и содержащих элементы, которые находятся за гранью литературной нормы [Киянова, 2013].

9 Существенное развитие теория нормы литературного языка в ее вариантах и историческом развитии получила благодаря исследованиям М. Л. Ремневой, см: [Ремнева, 1989; Ремнева, 1991; Ремнева, 1994; Ремнева, 2004].

2013], предусматривающего введение штрафов за ненормативную лексику в СМИ, в 2014 г. - Федеральный закон от 05.05.2014 N 101-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка» [Закон, 2014].

Однако явным упущением представляется то, что в языковом законодательстве не определены четкие требования к деятельности органов государственной власти и их ответственности в области сохранения, развития и использования русского языка как государственного языка Российской Федерации. Не закреплена ответственность за обеспечение всеми государственными и общественными структурами высокого престижа, полноценного функционирования и чистоты государственного языка Российской Федерации (как это сделано, например, в законодательстве Республики Казахстан и Республики Беларусь [Закон Казахстана, 1997; Закон Белоруссии, 1990]).

Чрезвычайно важным является вопрос и об использовании русского языка в сфере законотворчества и сфере государственного управления.

В соответствии с законодательством [ Закон, 2005: ст. 3] на государственной службе, в сфере административно-правовых отношений русский язык подлежит обязательному использованию. Так же совершенно очевидно, что в качестве языка, применяемого в этих сферах (государственное и муниципальное управление, государственная служба, официальное делопроизводство и др.), в функции языка законодательства и судопроизводства выступает высшая разновидность государственного (национального) языка - русский литературный язык.

Для того чтобы создавать безупречные тексты, используемые в административной и правовой сфере, необходимо в совершенстве владеть русским языком как государственным в форме устной и письменной речи.

Однако, как показывает практика, тексты правового характера, создаваемые даже на самом высоком уровне (например, тексты действующих законодательных актов), нередко грешат ошибками10, громоздкий синтаксис законодательных актов, неоправданное использование иноязычной терминологии (аффинаж, узуфрукт, эмфитевзис и под.) затрудняет восприятие правовой нормы. Внедрение новых иностранных слов в законодательные акты не должно служить лингвистическим прикрытием недостатков нормотворчества [Киянова, 2015; Губаева, 2011: 57].

10 Так, ошибка допущена в ч. 2 ст. 10 Уголовного кодекса РФ: Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Лингвисты и специалисты-правоведы в последние годы все чаще говорят о необходимости создания единого свода правил использования терминологии, иных элементов лингвистического поля нормативных правовых актов, что было бы весьма продуктивным для процесса формирования общепринятой системы создания текстов законодательного жанра. Совершенно очевидно, что чем выше лингвистическое качество закона, тем меньше вероятность, что смысл его предписаний будет искажен. Законы создаются прежде всего для граждан, которые должны понимать, что они могут совершать, чего не должны, за что будут нести ответственность. В 2011 году вступили в силу «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», направленные на «формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства» [Основы, 2011]. В документе делается особый акцент на понятности, доступности и эффективности законодательства.

В этой связи задача достижения точности языкового выражения норм права становится особенно актуальной. Создавая текст закона и иного нормативного правового акта, важно помнить, что он должен быть точным, ясным, понятным и исключать всякую возможность его двоякого толкования (и все средства языка, используемые в таком тексте, должны обеспечивать это его важнейшее качество). Проблема совершенствование языка законодательства осознана в настоящее время законодателями, правоведами, лингвистами. В октябре 2015 г. в Государственной Думе ФС РФ проводился организованный Советом законодателей Российской Федерации семинар «Качество законодательства и проблемы юридической техники», в котором принимали участие депутаты и работники Аппарата ГД, члены СФ, представители Правительства, руководители правовых служб законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ученые, другие представители экспертного сообщества. Доклад автора данной статьи «Некоторые проблемы языкового выражения норм права» вызвал интерес участников (особенно специалистов-практиков), стал предметом плодотворной дискуссии. В рекомендации семинара был включен тезис о том, что качество законодательства неразрывно связано с качеством законотворческой деятельности. Оно требует юридического качества принимаемых законодательными органами государственной власти законодательных актов, в том числе точности,

ясности и недвусмысленности правовых норм, соблюдения требований юридической техники и правил современного русского литературного языка (с учетом особенностей языка нормативных правовых актов). Было признано необходимым регулярно проводить конференции, семинары, круглые столы по проблемам совершенствования законодательной деятельности с участием ученых и представителей экспертных организаций.

Рамки статьи, к сожалению, не позволяют коснуться всех существующих проблем функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, которые требуют комплексного обсуждения и решения.

Важно подчеркнуть, что руководство страны в последнее время уделяет большое внимание вопросам совершенствования государственной языковой политики, проблеме сохранения и развития государственного языка, отмечая, что «для России с её этническим, культурным разнообразием и сложным национально-государственным устройством сбалансированная, эффективная языковая политика - один из очевидных приоритетов» [Путин, 2015]. В целях решения ставящихся в этой сфере задач (развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога) совершенствуется законодательство, приняты важнейшие документы: в декабре 2014 года - «Основы государственной культурной политики» (где определены задачи государственной культурной политики в области русского языка, языков народов Российской Федерации, отечественной литературы), в мае 2015 года - Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы, направленная на защиту, поддержку и укрепление позиций русского языка [ФЦП, 2015].

Все это позволит обеспечивать высокий престиж государственного языка, его чистоту и полноценное функционирование.

Источники

Закон, 2005 - Федеральный Закон от 01 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // http://pravo.gov.ru (официальный интернет-портал правовой информации). Закон, 2013 - Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 34-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // ЫйрУ/ллл. rg.ru/2013/04/09/mat-dok.html

Закон, 2014 - Федеральный закон от 05.05.2014 N 101-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон " О государственном языке Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162558/ Закон Белоруссии, 1990 - Закон Республики Беларусь от 26 января 1990 г N 3094-XI (в редакции Закона от 13 июля 1998 г. N 187-З) «О языках в Республике Беларусь» // http://laws.newsby.org/documents/laws/law1311.htm Закон Казахстана, 1997 - Закон Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан» № 151-I от 11.07.1997// http://bestprofi.com/home/ section/440956321;jsessionid= 1953671F27477E524EC362082029810D70 Конституция, 1993 - Конституция РФ // http://pravo.gov.ru (официальный интернет-портал правовой информации). Основы, 2011 - Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // http:// pravo.gov.ru (официальный интернет-портал правовой информации). Основы, 2014 - Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // http://pravo.gov.ru (официальный интернет-портал правовой информации). Путин, 2007 - Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.04.2007 // http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=67870. Путин, 2013 - Путин В. В. Речь на открытии Российского литературного собрания 21 ноября 2013 г // http://www.kremlin.ru/news/19665 Путин, 2015 - Путин В. В. Речь на открытии совместного заседания Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку. 19 мая 2015 года // http://www.kremlin.ru/events/president/news/49491 Путин, 2016 - Встреча В. В. Путина с активом Клуба лидеров 3 февраля 2016 года, Московская область, Ново-Огарёво // http://www.kremlin.ru/events/ president/news/51263 ФЦП, 2015 - Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 года №481 «О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2016-2020 годы» // http://pravo.gov.ru (официальный интернет-портал правовой информации).

Список литературы

Губаева Т. В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной

юридической деятельности. 2-е изд., пересмотр. М., 2010. Дощинский Р. А. Образование на русском языке как приоритет государственной политики Российской Федерации // Гражданская солидарность в реализации государственной культурной политики: взаимодействие власти, общества и бизнеса: сборник материалов Культурного форума регионов России (Якутск - Москва, 25 сентября 2015 года ) / Сост., общ. ред. О. Н. Астафьевой, О. В. Коротеевой. М., 2015.

Илишев И. Г. Язык и политика в многонациональных обществах : Проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... докт. полит. наук. СПб., 2000.

Кичева И. В. Фактор русского языка на Северном Кавказе: реалии и проблемы // Гражданская солидарность в реализации государственной культурной политики: взаимодействие власти, общества и бизнеса: сборник материалов Культурного форума регионов России (Якутск - Москва, 25 сентября 2015 года ) / Сост., общ. ред. О. Н. Астафьевой, О. В. Коротеевой. М., 2015.

Киянова О. Н. Глава 5. Языковые и стилистические особенности текстов, используемых в сфере правосудия // О. А. Егорова, Ю. Ф. Беспалов, О. Н. Киянова. Настольная книга судьи: Методика написания судебных постановлений. М., 2014.

Киянова О. Н., Панова М. Н. Языковые варианты в текстах законов и служебных документов : к вопросу о придании нормативного статуса некоторым корпоративным вариантам нормы // Гражданская солидарность в реализации государственной культурной политики: взаимодействие власти, общества и бизнеса: сборник материалов Культурного форума регионов России (Якутск - Москва, 25 сентября 2015 года ) / Сост., общ. ред. О. Н. Астафьевой, О. В. Коротеевой. М., 2015.

Киянова О. Н. Основы построения текстов административно-правового характера: учебник. М.: РПА Минюста России, 2012.

Киянова О. Н. Проблемы функционирования русского языка как государственного в современных условиях // Функционирование русского языка как государственного в современных условиях: Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 7 декабря 2012 года): Сб. ст. / О тв. ред. О. Н. Киянова. М., 2013.

Киянова О. Н. Об использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации в правовой сфере / Правовая культура. Научный журнал. 2013. № 1 (14).

Киянова О. Н. Проблемы совершенствования и развития законодательства о государственном языке // Русский язык и литература в современных культурных контекстах: труды и материалы Международной научно-практической конференции. Тюмень, 30-31 октября 2015 г / Под ред. докт. филол. наук, проф. О. В. Трофимовой. Тюмень, 2015.

Киянова О. Н. О некоторых проблемах языкового выражения норм права // Закон и законодатель: проблемные вопросы законотворческого процесса: Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 24 ноября 2014 г) / Отв. ред. Б. В. Яцеленко. М., 2015.

Конференция, 2012 - Функционирование русского языка как государственного в современных условиях : Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 7 декабря 2012 года): Сб. ст. / О тв. ред. О. Н. Киянова. М.: РПА Минюста России, 2013.

Конференция, 2013 - Функционирование русского языка как государственного в современных условиях: Вторая Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Москва, 9 декабря 2013 года): Сб. ст. / О тв. ред. О. Н. Киянова. М., РПА Минюста России, 2014.

Костюк М. Е. Государственная языковая политика и ее роль в механизме обеспечения национальной безопасности России: Автореф. дис. . канд. полит. наук. М., 2011.

Ляшенко Н. В. Русский язык как государственный язык Российской Федерации: конституционно-правовой анализ. Автореф. дис. ... канд. юр. н. М., 2004.

Мирзоян С. В. Государственный язык в истории России (ХУШ-ХХ вв.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Пятигорск, 2005.

Мухарямова Л. М. Язык и языковые отношения как предмет политической науки: теория и методология анализа: Дис. ... докт. полит. наук. М., 2004.

Озаева О. В. Этнонациональное измерение языковой правовой политики: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. Ростов-на-Дону, 2008.

Ромашкин В. В. Конституционно-правовые основы государственной языковой политики в Российской Федерации : Автореф. дис. ... канд. юр. наук. М.,1999.

РемнёваМ. Л. Проблема грамматической нормы в истории русского литературного языка: Дис. ... докт. филол. наук. М., 1989.

Ремнёва М. Л. Проблемы истории и теории грамматической нормы русского литературного языка // Научные доклады высшей школы: Филологические науки. 1991. № 6.

Ремнёва М. Л. Литературный язык и его норма // Современные исследования в области языка и литературы: сб. научных трудов. Тюбинген, 1994.

Ремнёва М. Л. Язык и культура // Русский язык: исторические судьбы и современность: II Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, филологический факультет, 18-21 марта 2004 г.): Труды и материалы. М., 2004.

Русский язык в современном мире /отв. ред. Ф. П. Филин. М.: Наука, 1974.

Тренин Е. В. Государственно-правовые проблемы языка в Российской Федерации : Автореф. дис. ... канд. юр. наук. Екатеринбург, 1999.

Шульженко В. И. Цивилизационный потенциал русского языка У8 стихийный мультикультурализм Северного Кавказа // Функционирование русского языка как государственного в современных условиях: Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 7 декабря 2012 года): Сб. ст. / Отв. ред. О. Н. Киянова. М., 2013.

Шульженко В. И. Русский язык на Северном Кавказе: парадоксы статуса и проблемы функционирования // Гражданская солидарность в реализации государственной культурной политики: взаимодействие власти, общества и бизнеса: сборник материалов Культурного форума регионов России (Якутск - Москва, 25 сентября 2015 года ) / Сост., общ. ред. О. Н. Астафьевой, О. В. Коротеевой. М., 2015.

Сведения об авторе: Киянова Ольга Николаевна, докт. филол., доцент, зав. кафедрой русского

языка, риторики и профессиональной культуры Всероссийского государственного университета

юстиции (РПА Минюста России), государственный советник РФ II класса. Е-таИ: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.