Научная статья на тему 'Языки народов России и их правовой статус'

Языки народов России и их правовой статус Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2146
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК РФ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ЯЗЫКОВ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ЯЗЫКА / ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ РФ / LANGUAGES OF THE PEOPLES OF RUSSIA / THE RUSSIAN FEDERATION / STATE LANGUAGE / LEGAL STATUS OF LANGUAGES / LEGISLATION IN THE FIELD OF LANGUAGE / DEATH OF THE LANGUAGES OF THE PEOPLES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Былкова Светлана Викторовна, Кочетова Анна Сергеевна

Рассматриваются проблемы законодательного регулирования государственного языка и языков народов РФ. Приводится анализ содержание нормативных актов, определяющих сферу и особенности использования и взаимодействия языков РФ; акцентируется внимание на проблеме исчезновения языков и возможном способе ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Былкова Светлана Викторовна, Кочетова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGES OF THE PEOPLES OF RUSSIA AND THEIR LEGAL STATUS

The paper considers the problems of legislative regulation of the state language and languages of the peoples of the Russian Federation The analysis of the content of normative acts defining the sphere and peculiarities of the use and interaction of the Russian languages is given. The attention is focused on the problem of the endangered languages and the possible way of its solution.

Текст научной работы на тему «Языки народов России и их правовой статус»

УДК 342.725.3

ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ И ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС Былкова С. В., Кочетова А. С.

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дон, Российская Федерация

ane4ka.kochetova@yandex.ru

UDC 342.725.3

LANGUAGES OF THE PEOPLES OF RUSSIA AND THEIR LEGAL STATUS Bylkova S. V., Kochetova A. S.

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation ane4ka.kochetova@yandex.ru

Рассматриваются проблемы законодательного регулирования государственного языка и языков народов РФ. Приводится анализ содержание нормативных актов,

определяющих сферу и особенности использования и взаимодействия языков РФ; акцентируется внимание на проблеме исчезновения языков и возможном способе ее решения.

The paper considers the problems of legislative regulation of the state language and languages of the peoples of the Russian Federation The analysis of the content of normative acts defining the sphere and peculiarities of the use and interaction of the Russian languages is given. The attention is focused on the problem of the endangered languages and the possible way of its solution.

Ключевые слова: языки народов России, Keywords: languages of the peoples of Russia, государственный язык РФ, правовой статус the Russian Federation ,state language, legal языков, законодательство в области языка, status of languages, legislation in the field of исчезновение языков народов РФ language, death of the languages of the peoples of

the Russian Federation

Введение. Сохранение единства, государственного суверенитета, территориальной, политической, экономической, исторической независимости в эпоху глобализации является важным направлением деятельности государства. В любой стране государственный язык — это один из основных признаков государства, неотъемлемое условие его функционирования. Язык страны представляет сбой мощное средство сплочения национальной общности, укреплением которой является обеспечение устойчивого развития единого государственного языка во взаимодействии с языками других народов, населяющих Россию, что обуславливает актуальность изучения данной проблемы.

Постановка задачи. Целью исследования является рассмотрение проблем законодательного регулирования государственного языка и языков народов РФ, а также проведение анализа содержание нормативных актов, определяющих сферу и особенности использования и взаимодействия языков РФ.

Основная часть. В области разграничения сфер использования государственных и официальных языков происходит немало конфликтов. Одним из недавних стал конфликт в Татарстане: родители школьников обвинили руководство многих образовательных учреждений в навязывании изучения татарского языка. В октябре 2017 г. в школах были проведены внеплановые проверки, в результате которых выявили значительное снижение количества часов, отведенных на изучение русского языка, предусмотренных федеральными образовательными стандартами, а также нарушение прав и свобод граждан России на добровольное изучение родного языка и государственного языка республики и навязывание незаконных итоговых тестирований. Это пример взаимодействия только двух языков — татарского и русского.

В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов. Для обеспечения их гармоничного взаимодействия приняты различные законодательные акты, которые призваны

повысить престиж национальных языков через расширение сфер их деятельности — образование, средства массовых коммуникаций и др.

Основополагающим законодательным актом является Конституция РФ, в соответствии с которой государственным языком Российской Федерации признается русский язык. Понятие «государственный язык» подчеркивает приоритет русского языка в стране, однако каждая республика имеет право на установление своих государственных языков. Таким образом, в Конституции закрепляется право всех народов РФ на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития [1].

В республиках РФ наряду с русским языком законодательно установлено использование следующих языков: адыгейского, алтайского, башкирского, бурятского, ингушского, кабардинского, балкарского, калмыцкого, абазинского, карачаевского, ногайского, черкесского, карельского, финского и вепсского, коми, марийского, мордовского, якутского, осетинского, татарского, тувинского, удмуртского, хакасского, чеченского, чувашского, украинского, крымскотатарского, а также 14 языков народов Дагестана (среди них аварский, агульский, азербайджанский, даргинский и др.) [2].

Сравнительный анализ двух законов — закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» [3] и ФЗ от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» [4] — показал, что правовые акты строго регламентируют границы своей применимости:

- - в деятельности органов государственной власти необходимо использовать русский язык, однако члены Совета Федерации и Государственной Думы, вправе выступать на государственных языках республик или иных языках народов Российской Федерации при обеспечении перевода выступления на государственный язык РФ;

- при проведении выборов на федеральном уровне необходимо использовать русский язык, в республиках избирательные бюллетени разрешается дублировать на соответствующем государственном языке;

- при официальном опубликовании законов и иных нормативных правовых актов необходимо использовать государственный язык РФ, однако не запрещено публиковать законы на языках народов РФ в республиках;

- в судопроизводстве и делопроизводстве, а также при обеспечении взаимодействия между органами государственной власти, организациями и гражданами РФ языки народов Российской Федерации могут использоваться параллельно с русским языком;

- при написании наименований географических объектов, оформлении дорожных знаков; при составлении личных документов, в продукции СМИ и рекламе также допустимо использование языков народов РФ наряду с русским языком.

Кроме того, в федеральном законе «О государственном языке Российской Федерации» подчеркивается, что обязательное использование русского языка в качестве государственного не следует трактовать как «умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации» [5].

Итак, два названных нормативных акта делают акцент на сферах языковых отношений, которые можно систематизировать следующим образом:

1) Сферы обязательного использования государственного языка Российской Федерации.

2) Сферы обязательного использования государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик в составе Российской Федерации.

Еще одним документом, затрагивающим вопросы функционирования языков народов РФ, является «Стратегия государственной национальной политики до 2025 года» (далее — Стратегия)

[4]. В Стратегии определены приоритетные задачи: создание благоприятных условий для сохранения и развития языков народов России, недопустимость ущемления прав граждан на свободный выбор языка общения, образования, воспитания и творчества. Не менее значимыми являются тенденции обмена печатными материалами на национальных языках между субъектами Российской Федерации и возобновление перевода произведений русской литературы на языки народов России.

Несмотря на большое разнообразие языков, используемых на территории РФ, более половины из них находятся на грани вымирания. По данным ЮНЕСКО, 136 языков России находятся в опасности, в том числе 22 — в критическом состоянии, 29 — в серьезной опасности, 49 — под угрозой исчезновения. Так, исчезающими языками являются удмуртский, калмыцкий, якутский, тувинский, чеченский и др. языки народов России [6].

К основным причинам исчезновения языков следует отнести разрушение традиционных языковых сообществ под влиянием модернизации и миграции, а также отсутствие во многих общеобразовательных учреждениях часов, отведенных на изучение родного языка. Исчезновение языков может привести как к возникновению затруднений диалога культур, так и националистическим проявлениям и, как следствие, к религиозному и националистскому экстремизму.

Заключение. Государство проявляет законотворческие инициативы в области охраны государственного языка и языков народов России. Федеральные законы определяют сферы использования языков народов России и государственного языка РФ. Несмотря на существующую нормативную базу в сфере языков РФ, существует определенная необходимость разработки целевых программ по поддержке исчезающих языков народов РФ. Однако инициаторам новых нормативно-правовых актов, направленных на поддержку различных языков многонациональной России, стоит помнить о том, что государственный язык страны не только общефедеральный язык, но и общенациональный язык, язык народного самовыражения, язык культуры страны.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993. — Режим доступа: http://www.constitution.ru (дата обращения: 03.02.2018 г.)

2. Бердашкевич, А. Б. О государственной языковой политике России [Текст] / А. Б. Бердашкевич// Высшее образование в России — № 6, 2000 г. — С. 60-69.

3. О языках народов Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 25 октября 1991 года N 1807-1 — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15524/ (дата обращения: 03.02.2018 г.)

4. О государственном языке Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 1 июня 2005 года N 53-Ф3 — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53749/ (дата обращения: 03.02.2018 г.)

5. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&link_id=0&nd=102161949 (дата обращения: 05.02.2018 г.)

6. Батищева, Л. Д. Государственный язык Российской Федерации: значение и правовое регулирование [Текст] / Л.Д. Батищева // Инновационная наука — №7-8/2016. — С. 80-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.