Научная статья на тему 'О конституционности ограничении свобод обучающегося'

О конституционности ограничении свобод обучающегося Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
334
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ОБУЧЕНИЕ / СВОБОДЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеева М.С.

Сформулирована проблема систематического нарушения конституционных прав и свобод обучающихся. Школы, сузы и вузы обременяют обучающихся различными учебными обязательствами, отсутствующими в Конституции России. Наибольшее количество обременений содержит общее образование, а наименьшее дополнительное профессиональное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О конституционности ограничении свобод обучающегося»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 378

М.С. Алексеева

преподаватель АНО ДПО «Академия ГлавСпец», г. Краснодар О КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОГРАНИЧЕНИИ СВОБОД ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация

Сформулирована проблема систематического нарушения конституционных прав и свобод обучающихся. Школы, сузы и вузы обременяют обучающихся различными учебными обязательствами, отсутствующими в Конституции России. Наибольшее количество обременений содержит общее образование, а наименьшее - дополнительное профессиональное образование.

Ключевые слова

Образовательное право, право человека на обучение, свободы обучающегося, ограничение прав и свобод обучающегося

Аннотация

Formulated the problem of systematic violations of the constitutional rights and freedoms of students. Schools, colleges and universities burden students of various educational commitments, not provided in the Constitution of Russia. The greatest number of encumbrances includes General education and the minimum continuing professional education.

155 лет назад в нашей стране было отменено крепостное право, однако до сих пор в ней действует образовательное право, несмотря на частичное его ослабление в последние несколько лет. Образовательное право состоит в:

- принудительной привязанности обучающегося к одному учебному заведению, которое он обязан посещать несколько лет, пока не будет переведён в другое учебное заведение или отчислен. В этот период обучаемый не может поступить в другое учебное заведение, не отчислившись из предыдущего, поскольку его документы, как правило, находятся в залоге у предыдущего заведения, а без предоставления документов обучаться нельзя;

- принуждении изучать пакет предметов, а не предметы на выбор.

В допечатную историю образовательное право было необходимым для большинства обучаемых, поскольку в те времена обучающие тексты раздобыть было крайне сложно либо дорого, а учебные заведения были не в каждом населённом пункте. В отсутствии копировально-множительной техники и медиасредств обучаемым ничего не оставалось, как сосредотачиваться в редком учебном заведении и там часами, жадно глядя в рот лекторов, слушать тех, кого обучили либо которым посчастливилось прочесть книги.

Однако уже много лет такая необходимость отсутствует у многих обучаемых. Давно сложился переизбыток учебных заведений. И уже как лет 10 оффлайновые учебные заведения перестали быть необходимыми, поскольку информация, которой располагают эти учебные заведения, имеется или может находиться в свободном или платном доступе в онлайне, а гаджеты, обеспечивающие этот доступ, теперь у каждой «бабушки».

Вопросы:

- почему обучаемый должен посещать ОДНО оффлайновое учебное заведение, он что - в армии?

- почему обучаемый должен изучать НАВЯЗЫВАЕМЫЙ ему учебным заведением пакет предметов и не вправе выбрать предметы по отдельности - а как же законодательный запрет навязывания услуг, закреплённый в ряде статей ГК РФ и в ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»?

- почему обучаемый не вправе выбрать, какие предметы он будет изучать оффлайн (аудиторно), а какие - онлайн (дистанционно)?

- зачем из бюджета ежегодно тратятся МИЛЛИАРДЫ рублей на оффлайное (аудиторное) обучение по

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

сугубо теоретическим предметам 1) не представляющим собой никакой сложности, 2) не меняющимися столетиями, таким как философия, культурология, история и т.п.; 3) по которым изданы единые типовые учебники? Не проще ли однократно потратить несколько тысяч или миллионов рублей на организацию онлайн (дистанционного) обучения, предоставив обучаемым ПРАВО самим выбирать: 1) онлайновое учебное заведение, 2) программу обучения? [1]

Все эти вопросы можно свести в один главный вопрос: почему права и свободы граждан на обучение ограничены (нарушение важнейшего конституционного принципа получения образования [2])?

Статья 15 нашей Конституции определила её как высший нормативный правовой акт страны. Из этой нормы следует, что её текст написан с наивысшей юридической техникой и безупречен относительно любого другого отечественного НПА. Непротиворечивость статей Основного Закона возможна лишь в одном случае: все нижеследующие слова и предложения толкуются только в контексте и в пользу вышестоящих норм. Приоритет глав 1 и 2 над всеми остальными главами закреплён в ч. 1 ст. 135, а непогрешимость главы 1 - в ч. 2 ст. 16.

В тексте Конституции немало омонимов, в том числе «образование», впервые упоминаемое в ст. 43 (глава 2). Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет «образование» как совокупность обучения и воспитания, осуществляемого в интересах не только обучающегося (воспитуемого), но и «семьи, общества и государства».

Ч. 2 ст. 55 Конституции запрещает законы, ограничивающие права и свободы человека. В ч. 3 ст. 55 допускается ограничение прав и свобод человека только в интересах «других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Таким образом, пресловутые

- «семья и общество» - это «другие люди», при этом легальное толкование семьи дано в СК РФ, а «общества» - в ГК РФ, согласно которому «общество» - это вид коммерческой организации,

- «государство» - это «обеспечение обороны страны и безопасности государства» [3].

Возникают вопросы: в интересах кого и ради чего миллионы россиян принуждают изучать культурологию и т.п.? Ради чьей семьи? Ради чьей коммерческой организации? В интересах обороны какой страны и безопасности чьего государства?

Ограничение прав и свобод обучающегося конституционно закреплено также в ч. 4 ст. 43 и распространено только на общее образование.

Представьте: вы хотите купить кресло, заходите в случайный магазин.

А вам говорят: - Чтобы купить кресло, вам необходимо также купить диван, кровать, кухонный гарнитур, всё вместе и самовывозом.

Вы: - Но мне нужно только кресло с доставкой на дом. Я иду в другой магазин.

Вам: - Ни в каком магазине вам не продадут что-то одно и тем более с доставкой на дом.

Вы: - Но почему?

Вам: - Так нужно другим людям.

Данный пример покажется бредом, но примерно так основано общее образование в России. Если вы хотите изучить ботанику, вы обязаны её изучать вместе с обществознанием и культурологией. Если вы хотите изучить ботанику в этой школе (вузе), вы обязаны в этой школе (вузе) изучать также обществознание и культурологию. Если вы хотите изучить ботанику очно (в аудитории), вы обязаны очно изучить также обществознание и культурологию. Причем не важно, кто плательщик - вы или «государство».

Почему так? На первый взгляд, так выгодно школам и вузам (то есть пресловутым «другим людям»). Но школы финансируются из бюджета. Кому выгодно финансировать невостребованные предметы, удельный вес которых достигает 25-90%? Это выгодно:

1) директорам школ и вузов, получающим избыточное финансирование и использующим его в своих интересах;

2) авторам и преподавателям невостребованных предметов.

Однако имеется и другое объяснение нелепому положению вещей, подтверждённое многолетними наблюдениями и экспериментами. Так, девочки лучше усваивают программу, если очно обучаются вместе с мальчиками, а неуспевающие мальчики - если очно обучаются вместе с успевающими мальчиками. Таким

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

образом, прежде всего ограничиваются права и свободы успевающих мальчиков в интересах других людей, каковыми в данном примере являются девочки и неуспевающие мальчики. При этом такое ограничение прав и свобод успевающих мальчиков должно отвечать интересам обороны России и безопасности России. Все эти интересы соблюдаются только в том случае, если обучение осуществляется только по бесспорно необходимым предметам.

В ряде вышестоящих статей Основного Закона закреплены изъятия из этого ограничения:

- запрет обязательного изучения идеологии (ст. 13);

- запрет обязательного изучения религии (ст. 14);

- запрет ограничения права на выбор языка обучения (ст. 26).

Однако эти запреты повсеместно нарушаются. Идеология и религия навязчиво преподаются всем и всюду в курсе общественных наук. А про право обучаться на чистом русском языке обучаемым никто и никогда не сообщал. Во всех школах и вузах преподавание общественных наук ведётся на профессиональном арго, отличающемся от естественного языка тотальной омонимией, преобладанием оценочных суждений и примитивными противопоставлениями «зла» и «добра». Список использованной литературы:

1. Алексеев В.М. Реализация права на высшее образование (на примере квалификации «Специалист в сфере закупок») // Современная педагогика. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5895 (дата обращения: 03.08.2016).

2. Алексеев В.М. Конституционные принципы получения образования // Политика, государство и право. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2016/07/4050 (дата обращения: 03.08.2016).

3. Алексеев В.М., Халяпин А.А. Управление закупками для государственных и муниципальных нужд как точная нормативная дисциплина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/07/12240 (дата обращения: 03.08.2016).

© Алексеева М.С., 2016

УДК 342

Батищева Л.Д.

студентка юридического факультета Воронежский государственный университет,

Россия, г. Воронеж

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗНАЧЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация

В статье рассматривается значение и правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственного языка. Показаны сферы использования государственного языка. Сделан вывод, что государственный язык - элемент конституционно-правового статуса России, а языковая политика - важная составляющая государственной внутренней и внешней политики в самых разных сферах.

Ключевые слова

Государственный язык, культура, правовая культура, языковая политика

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (1991 г.) русский язык - государственный язык на всей территории Российской Федерации; республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.