Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2000-2020 ГГ.: (ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2000-2020 ГГ.: (ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Государственный совет РФ / конституционный государственный орган / совещательный орган / федерализм / реформы федеративного устройства.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черкесова Л.И.

Конституционными преобразованиями 2020 года Госсовет РФ, созданный в 2000 году, приобрел конституционный правовой статус. Принимая во внимание уникальность Госсовета РФ, с точки зрения законодательно установленного особого правового статуса – конституционный государственный орган актуальным является не только осмысление политико-правовых оснований реформирования системы государственного управления последних двадцати лет, но и анализ историко-правовых аспектов формирования и функционирования Госсовета РФ 2000-2020 г.г., двадцатилетнего становления, послуживших импульсом к его конституционной эволюции. В данном исследовании предпринята попытка провести детальный анализ правового статуса Госсовета РФ, принципов формирования, задач и функций, его места и роли в системе органов государственной власти. В результате, выявлено его ключевое значение в формировании государственной политики практически во всех сегментах политической и экономической деятельности государства, а также определены предпосылки преобразования правового статуса Госсовета РФ. Данное исследование может быть полезно студентам, аспирантам и докторантам, занимающимся вопросами конституционализма, федерализма, а также способствовать решению фундаментальной научной задачи по выработке наиболее эффективной модели правового статуса Госсовета РФ в единой системе публичной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2000-2020 ГГ.: (ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)»

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2000-2020 ГГ.: (ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)

Аннотация. Конституционными преобразованиями 2020 года Госсовет РФ, созданный в 2000 году, приобрел конституционный правовой статус. Принимая во внимание уникальность Госсовета РФ, с точки зрения законодательно установленного особого правового статуса - конституционный государственный орган - актуальным является не только осмысление политико-правовых оснований реформирования системы государственного управления последних двадцати лет, но и анализ историко-правовых аспектов формирования и функционирования Госсовета РФ 2000-2020 г.г., двадцатилетнего становления, послуживших импульсом к его конституционной эволюции.

В данном исследовании предпринята попытка провести детальный анализ правового статуса Госсовета РФ, принципов формирования, задач и функций, его места и роли в системе органов государственной власти. В результате, выявлено его ключевое значение в формировании государственной политики практически во всех сегментах политической и экономической деятельности государства, а также определены предпосылки преобразования правового статуса Госсовета РФ. Данное исследование может быть полезно студентам, аспирантам и докторантам, занимающимся вопросами конституционализма, федерализма, а также способствовать решению фундаментальной научной задачи по выработке наиболее эффективной модели правового статуса Госсовета РФ в единой системе публичной власти.

Ключевые слова: Государственный совет РФ, конституционный государственный орган, совещательный орган, федерализм, реформы федеративного устройства.

CHERKESOVA L.I. STATE COUNCIL OF THE RUSSIAN FEDERATION 2000-2020: (HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS).

Annotation. By the constitutional transformations of 2020, the State Council of the Russian Federation, established in 2000, acquired a constitutional legal status. Taking into account the uniqueness of the State Council of the Russian Federation, from the point of view of the legally established special legal status - a constitutional state body - it is relevant not only to comprehend the political and legal foundations for reforming the public administration system over the past twenty years, but also to analyze the historical and legal aspects of the formation and functioning of the State Council of the Russian Federation in 2000-2020, the twenty-year formation that served as an impetus to its constitutional evolution.

This study attempts to conduct a detailed analysis of the legal status of the State Council of the Russian Federation, the principles of formation, tasks and functions, its place and role in the system of public authorities. As a result, its key importance in the formation of state policy in almost all segments of the political and economic activity of the state is revealed, and the prerequisites for the transformation of the legal status of the State Council of the Russian Federation are determined. This study can be useful for students, graduate students and doctoral students dealing with constitutionalism, federalism, as well as contribute to solving the fundamental scientific problem of developing

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-62-70 NIION: 2018-0076-1/23-10 MOSURED: 77/27-023-2023-1-10

ЧЕРКЕСОВА Лариса Ивановна,

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, e-mail: L5060412@mail.ru SPIN - код: 1179-5740, AuthorlD: 1057185.

CHERKESSOVA Larisa Ivanovna,

Candidate of Legal Sciences, Leading Scientific employee of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

the most effective model of the legal status of the State Council of the Russian Federation in a single system of public power.

Key words: State Council of the Russian Federation, constitutional state body, advisory body, federalism, reforms of the federal structure.

Общеизвестно, что историческое развитие происходит по спирали. В процессе эволюционного движения мы каждый раз возвращаемся в исходную точку, но на более высоком уровне, добавляя новые элементы, а в чём-то повторяя предыдущее, но в новом качестве, обеспечивая тем самым их непрерывность и преемственность. В контексте исторического развития нашего государства Государственный Совет Российской Федерации не является исключением. На определенных этапах в системе органов государственной власти появляется совещательный орган - Государственный совет, как предвестник кардинальных изменений общественных отношений и широкомасштабных реформ. Намерения первых лиц государства, касающиеся образования Госсоветов (либо их преобразования) всегда находились в тесной взаимосвязи с иными, в том числе правовыми экономическими, политическими решениями, а также касающимися трансформации и переформатирования системы государственного управления. История создания государственных органов с наименованием Государственный Совет демонстрирует следующее.

Первым в Российском государстве был Государственный Совет Российской империи 1810 года. Наличие данного органа в системе власти Российской империи является одним из элементов замыслов Александра I, касающихся поэтапного формирования парламентского строя [1, с.15].

Далее - 1906 год, Госсовет Российской империи становится Верхней палатой Парламента Российской империи, что само по себе является знаковым событием. Несмотря на различные позиции исследователей данного периода [2, с. 291; 3, с. 30; 4, с. 42; 5 с. 43; 6, с 178], на наш взгляд, можно говорить о введении парламентского правления на фоне зачатков конституционной эволюции [7, с.18].

Переломный момент в государственном устройстве России [8, с.11] - 1999 год, и вновь мы видим создание совещательного органа Государственный Совет РСФСР.

2000 год - образование Государственного Совета Российской Федерации (далее - Госсовет РФ) на фоне административных преобразований и подготовки к проведению целого ряда социально-экономических реформ.

И наконец, 2020 год - конституционная реформа и придание Государственному Совету

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Российской Федерации статуса конституционного государственного органа [9].

Учитывая, что автором Госсоветы 1810, 1906 и 1999 годов уже исследовались [10, 11, 12], в данной статье хотелось бы подробнее остановиться на Госсовете РФ 2000 года, являющемся предшественником современного, Государственного Совета Российской Федерации, правовой статус которого закреплен Конституцией Российской Федерации.

2000 год начался с исторически значимых, судьбоносных для России (а по прошествии более 20 лет можно сказать, что и для всего мира) событий:

31 декабря 1999 года в 12.00 по московскому времени Б.Н. Ельцин объявил о своем уходе с поста Президента России [13, с.768], реализуя права, предоставленные статьей 92 Конституции Российской Федерации (в редакции 1999 года) [14].

Указом [15] временное исполнение полномочий Президента возложено на Председателя Правительства РФ В.В. Путина [16].

26 марта 2000 года - досрочные выборы Президента РФ [17], победу в которых (52,94 процента голосов) одержал В.В. Путин [18], вступивший в должность 7 мая 2000 года [19].

В.В. Путин, в преддверии данных событий, буквально за день до отставки Б.Н. Ельцина опубликовал на сайте кабинета министров статью «Россия на рубеже тысячелетий», по существу имеющую программное значение. Не вдаваясь в детали, в глобальном смысле можно констатировать, что в ней озвучена фундаментальная идея возрождения России - необходимость построения сильной государственной власти, посредством выработки и реализации соответствующей стратегии, ключевыми позициями которой обозначены: патриотизм, державность, государственни-чество и социальная солидарность, которые должны привести к консолидации общества [20].

Концептуальный тезис инаугурационной речи В.В. Путина 7 мая 2000 года - задача по сохранению единства страны и укреплению государства (т.е. развитие федерализма, как одной из основ конституционного строя), что и послужило основой для начала проведения реформы федеративного устройства [21].

В телевизионном обращении В.В. Путина к гражданам, последовавшем после вступления в должность, был обозначен политический курс. В целях предотвращения распада России и ликви-

дации «губернаторского сепаратизма» провозглашено «укрепление вертикали власти» [22].

Первым шагом в направлении системных изменений в государстве было введение института полномочных представителей в федеральных округах [23]. Далее последовало внесение Президентом РФ в Государственную Думу законопроекта меняющего порядок формирования Совета Федерации [24], согласно которому в состав Совета Федерации включаются от каждого субъекта Российской Федерации на постоянной основе по два представителя - избираемый органом законодательной власти субъекта и назначаемый высшим должностным лицом субъекта. Главы субъектов Российской Федерации и председатели их законодательных (представительных) органов власти были лишены права членства в Совете Федерации, и таким образом исключался дуализм в их правовом статусе [25], что было воспринято весьма неоднозначно и в большей степени неодобрительно. При обсуждении законопроекта в Совете Федерации сенаторы предложили Президенту РФ сформировать совещательный орган, способный лоббировать на уровне федеральной государственной власти интересы регионов страны [26].

27 июля 2000 года (сразу после одобрения Советом Федерации комментируемого закона) Президент РФ своим распоряжением поддержал предложение о создании Госсовета РФ [27].

Официальная версия принятия решения об образовании Госсовета РФ - необходимость обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а также целесообразность обсуждения особо значимых проблем взаимоотношений между федеральной и региональной властью [28, с. 20]. Исследователи в области политических наук видят это решение как тактический ход, направленный на разрешение конфликтной ситуации (недовольство руководящего состава регионов) и выстраивание конструктивного диалога с региональной властью [29, с. 226], уступку региональным элитам [30, с. 12], с последующей компенсацией потерь (личное представительство на федеральном уровне и неприкосновенность) посредством введения их в состав Госсовета РФ [31, с.44] 1. Полагаем, что акцентировать внимание на

1 В начальной редакции Положения о Госсовете РФ предусматривалось: «по решению Президента в состав Госсовета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц субъектов два и более срока подряд». 23 февраля 2007 года данное положение претерпело изменения и было определено, что по решению Президента РФ в состав Госсовета могут быть включены лица, замещавшие должности глав исполнительной власти субъектов РФ и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности. А с 10 августа 2012 года

одном из аспектов было бы неверно, поскольку наличие Госсовета решало целый комплекс первостепенных особо значимых государственных задач и проблемных вопросов, как политических, так и организационных, экономических и т.д.

Политическое же предназначение, основополагающие ключевые ориентиры деятельности были провозглашены Президентом РФ на первом заседании Госсовета РФ, 22 ноября 2000 года [32] в программной речи [33; 34; 35].

В частности отмечалось следующее.

Деятельность Госсовета РФ должна ориентироваться на основополагающие, концептуальные цели и идеи - «правовое, экономическое и политическое единство страны с учетом региональных особенностей», «единство системы исполнительной власти» и крепкая властная вертикаль.

Госсовет РФ, это:

единственный из имеющихся государственных органов (органов власти и консультативных) является «политическим органом стратегического назначения», способным «задать вектор движения страны»;

«инструмент» для эффективного внедрения механизмов взаимосвязи властных структур федерального и регионального уровней;

площадка для выработки согласованных решений и механизмов их реализации с учетом опыта и интересов регионов страны в контексте развития Федерации в целом.

Бурную дискуссию вызвал вопрос правового статуса Госсовета РФ. С одной стороны высказывались мнения о том, что он не является конституционным органом, и возможность конституционного закрепления взаимосвязана с перспективой изменения Конституции Российской Федерации, что на тот момент было невозможно, учитывая точка зрения Президента РФ по данному вопросу (пока не реализован имеющийся потенциал Конституции РФ, ее корректировка преждевременна) [36]. В тоже время озвучивалась позиция о конституционности Госсовета РФ, но не в силу закона, а по сути, поскольку его учреждение обусловлено конституционным правом (полномочием) Президента РФ по созданию совещательных органов [37, с. 19].

Дата создания Госсовета РФ - первое сентября 2000 года. Соответствующим Указом Президента РФ [38] установлен правовой статус Госсовета РФ - совещательный орган при Президенте РФ, действующий под его руководством, а

членами Госсовета являюлись Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, главы исполнительной власти субъектов РФ, руководители фракций в Государственной Думе.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

также утверждено Положение, определяющее задачи, состав и порядок работы. Основной целью создания обозначено содействие главе государства в реализации конституционного полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти федерального и регионального уровней.

Достижение поставленной цели предлагалось посредством рассмотрения возникающих при функционировании государства вопросов и проблем, с последующей выработкой предложений по их решению и по совершенствованию механизмов взаимодействия органов государственной власти при реализации государственных задач. При этом перечислены вопросы, относящиеся к его компетенции (перечень которых является открытым, поскольку по предложению Президента РФ Госсовет РФ может рассматривать и иные), в частности:

взаимодействие органов государственной власти;

развитие и укрепление федерализма; государственное строительство; исполнение и соблюдение государственными органами и их должностными лицами законодательства Российской Федерации;

согласительные процедуры между органами государственной власти по урегулированию разногласий;

федеральный бюджет (законопроект и ход исполнения);

кадровая политика;

особо значимые законопроекты и проекты указов Президента РФ.

Более того Госсовет РФ, по сути, обладал функцией нормотворчества (оформляя отдельные свои решения в форме Указов Президента РФ), а также правом законодательной инициативы, учитывая закрепленное право внесения Госсоветом РФ в Госдуму законопроектов в порядке законодательной инициативы Президента РФ1

Как и большинство совещательных органов, Госсовет РФ (председатель и члены Госсовета) функционирует на общественных началах. Представительство в Госсовете РФ соответствует сформированной структуре органов государствен-

1 Решения Государственного совета, при необходимости, оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ, а в случае выработки решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в законопроекты, проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы Президента РФ (п. 18 Положения о Госсовете РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

ной власти2 и как следствие - большая численность, не позволяющая оперативно решать отдельные текущие вопросы.

В этой связи в структуре Госсовета РФ был образован Президиум, состав которого, из членов Госсовета, каждые полгода определял Президент РФ (будучи председателем). Президиум Госсовета РФ рассматривал план Госсовета РФ, повестку дня и готовность материалов к очередному заседанию, а также анализировал эффективность реализации решений Госсовета РФ.

Практика семи лет деятельности Госсовета РФ продемонстрировала необходимость экспертных оценок

и консультаций по отдельным специфическим вопросам, что привело к решению о создании консультативной комиссии Госсовета РФ, определение представительства в которой также отнесено к компетенции председателя Госсовета РФ.

Кроме того, Госсовет РФ и Президиум Госсовета РФ были наделены традиционным для такого рода органов полномочием по формированию как постоянных, так и временных рабочих групп и комиссий с возможностью привлечения ученых и профильных специалистов. Функционал, порядок формирования и деятельности рабочих групп (как наиболее эффективно проявивший себя формат подготовки материалов к рассмотрению на заседаниях Госсовета РФ) были формализованы Положением о рабочих группах Государственного совета Российской Федерации [39].

В соответствии с данным Положением, Рабочие группы осуществляли свою деятельность во взаимодействии, как с Правительством РФ, так и с подразделениями Администрации Президента РФ. При этом им были предоставлены весьма широкие права, такие как - получение необходимой информации и пользование банками данных государственных органов федерального и регио-

2 «Членами Государственного совета являются Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, руководители фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности.» (пункт 7 Положения о Государственном совете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

нального уровней и органов местного самоуправления; использование государственных систем связи и коммуникаций.

В структуре Госсовета РФ также присутствовала некая «обеспечительная» должность -секретарь Госсовета РФ, не входящий в его состав, но в работе участвующий. Исполнение обязанностей секретаря Госсовета РФ возлагалось на одного из помощников Президента РФ. При этом обеспечение деятельности Госсовета РФ осуществляло подразделение Администрации Президента РФ, в структуре которой было образовано соответствующее управление. Секретарь Госсовета РФ, по существу, координировал, контролировал и нес ответственность за данную работу, а также подписывал протоколы заседаний Госсовета РФ.

Значимость Госсовета РФ и его решений была предопределена фундаментальностью стоящих перед ним задач, а также ярко выраженным президентским статусом. Фактически, возглавляемый главой государства, он являлся президентским органом, имеющим возможность в силу данного обстоятельства на безусловное влияние на все государственные решения.

В течении двадцати лет своего существования на рассмотрение Госсовета РФ выносились наиболее судьбоносные, фундаментальные вопросы: стратегия развития России; совершенствования политической и государственной системы страны; концепция развития практически всех сегментов экономики; национальные проекты; формирование внешней и внутренней политики страны; развитие и укрепление федерализма, региональной и национальной политики и многие другие. Выработанные в ходе обсуждения Госсоветом РФ решения, как правило, являлись в некотором роде импульсом и фундаментом для осуществления преобразований и реформ [40].

В результате можно констатировать, что за двадцатилетний период своей деятельности (до момента приобретения нового правового статуса) Госсовет РФ эффективно проявил себя в работе практически по всем направлениям внутренней и внешней политики государства, и стал одним из наиболее ярких президентских совещательных органов, степень влияния которого была значительно выше сложившегося представления о совещательных органах в целом.

Весомость и фундаментальность данного совещательного органа была обусловлена целым рядом факторов, это состав Госсовета РФ, решаемые им вопросы, и что немаловажно - чрезвычайно внимательное отношение главы государства к деятельности Госсовета РФ и непосредственному контролю за реализацией принятых решений [41, с.61].

Вышеизложенные факторы предопределили необходимость и обоснованность решения о придании Госсовету РФ конституционного правового статуса в рамках конституционной реформы 2020 года, что явилось, по сути, правовым закреплением уже фактически существующей ситуации. Представляется, что обновленный Госсовет РФ, являясь правопреемником Госсовета РФ, созданного в 2000 году в качестве одного из совещательных органов при Президенте РФ, получив более высокий статус не просто трансформировался в конституционный орган, а открыл новую страницу в системе органов государственной власти образовав новый государственный институт [42, с.56].

Обобщая краткий историко-правовой обзор, следует подчеркнуть, что создание Госсовета РФ стратегически важное решение, основанное на стремлении Президента РФ эффективно нейтрализовать столкновения интересов федерального и регионального уровней, дабы исключить негативное влияние на планируемые им реформы. Более того, Госсовет РФ это реальный инструмент главы государства в системе управления страной, позволяющий принимать выверенные решения, основанные не только на информации, поступающей от федерального уровня власти, но и напрямую от представителей регионов.

Совершенно очевидно, что Госсовет РФ, в структуре государственной власти это инструмент коллаборации всех властных структур, при которой реализуются возможности более тесного, непосредственного взаимодействия с представителями субъектов Российской Федерации, понимания проблем регионов изнутри, соотнесения с имеющейся информацией (в том числе и от Полномочных представителей) и эффективного, обдуманного встраивания решения региональных вопросов в общую концепцию развития страны.

За двадцатилетний период становления Госсовета РФ произошла эволюция его политического статуса. Из совещательно-консультативного органа он превратился в политико-экспертный центр генерации идей развития всех экономических и политических компонентов государства, а также выработки механизмов их реализации, что фактически его статус отождествляло со статусом конституционного органа.

Таким образом, первые решения В.В. Путина (создание 7 федеральных округов и института полномочных представителей в них, трансформация порядка формирования Совета Федерации, создание Госсовета РФ) можно рассматривать как систему мер, направленных на создание некого информационно сбалансированного политического комплаенса, в целях сохранения и усиления

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

федерализма, централизации полномочий и укрепления влияния федеральной власти в отношении субъектов РФ [43, с. 87], с широкими перспективами развития, что и продемонстрировано приданием ему конституционного статуса в процессе проведения конституционной реформы 2020 года.

Список литературы:

[1] Кузнецов И.И. Государственный Совет в системе власти Российской Федерации 2000-2004 годов. // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2004. № 7 С. 10-19.

[2] Давидович А.М. Самодержавие в эпоху империализма. // Наука. М. 1975. 350 с.

[3] Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 12. // М. Издательство политической литературы. 1968. 590 с..

[4] Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России. // Вопросы истории. 1994. № 8. 30-46.

[5] Сидельников С.М. Образование и деятельность первой Государственной Думы. М.: Издательство Московского университета. 1962. 382 с.

[6] Череменский Е.Д. История СССР. Период империализма. // М. Просвещение. 1974. 446 с.

[7] Кузнецов И.И. Государственный Совет в системе власти Российской Федерации 2000-2004 годов. // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2004.№ 7 С. 10-19.

[8] Оломпиев К.С. Властные институты и гражданское общество: эволюция взаимоотношений в переходный период отечественной истории (1985-1991 годы). // Ars Administrandi. Искусство управления. 2017. Т. 9. № 1. С. 1-15.

[9] Виноградова Е.В., Виноградова П.А. Укрепление конституционных гарантий поправками 2020 года в Конституцию Российской Федерации. // М., 2020. 200 с.

[10] Черкесова Л.И. Историко-правовые аспекты деятельности Государственного Совета Российской империи (1810-1906 гг.) // Право и практика. М.: 2022. № 1. С. 26-32.

[11] Черкесова Л.И. Верхняя палата Парламента Российской империи 1906-1917 гг. (истори-ко-правовые аспекты). // Право и практика. М.: 2022. № 2. С. 13-18.

[12] Черкесова Л.И. Государственный Совет РСФСР: историко-правовые аспекты. // Право и практика. М.: 2022. № 2. С. 31-35.

[13] Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2007. М. Аспект Пресс. 2008. С. 768.

[14] Конституция Российской Федерации. // https://konstitucija.ru/1993/1 /? (дата обращения -10.05.2022.).

[15] Указ Президента Российской Федерации от 31.12.1999. № 1761 «Об исполнении полномо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

чий Президента Российской Федерации» // http:// www.kremlin.ru/acts/bank/14859 (дата обращения - 10.05.2022.).

[16] Президент России Борис Ельцин, объявив сегодня о своей отставке с поста главы государства, возложил исполнение обязанностей Президента на Председателя Правительства Владимира Путина. // http://kremlin.ru/events/president/ news/37381 (дата обращения - 10.05.2022.).

[17] Постановление от 05.01.2000. № 4-СФ «О назначении досрочных выборов Президента РФ» // http://cikrf.ru/law/decree_of_federation_ council/post_4.html (дата обращения - 10.05.2022.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[18] История досрочных выборов президента РФ в 2000 году. // https://tass.ru/info/1854245?utm_ source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_ campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения - 10.05.2022.).

[19] Церемония вступления Владимира Путина в должность Президента России. // www. kremlin.ru/events/president/transcri pts/21410 (дата обращения - 10.05.2022.).

[20] Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий // https://for-ua.info/viewtopic.php?f=2&t=27316& (дата обращения - 11.05.2022.).

[21] Путин В.В. Выступление на церемонии вступления в должность Президента России 7 мая 2000 года, Москва, Кремль. // https://kartaslov. т/книги/Владимир_Путин_Избранные_речи_и_ выступления/7#content (дата обращения -11.05.2022.).

[22] Путин В.В. Телевизионное обращение к гражданам России 17 мая 2000 года, Москва. // https://kartaslov.ru/книги/Владимир_Путин_ Избранные_речи_и_выступления/8 (дата обращения - 11.05.2022.).

[23] Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». // www.kremlin.ru/acts/ bank/15492 (дата обращения - 10.05.2022.).

[24] Законопроект № 90041910-3 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.». // https://sozd. duma.gov.ru/bill/90041910-3 (дата обращения 12.05.2022.).

[25] Зикеев В. А. Государственный Совет Российской Федерации: путь к обретению конституционного статуса. // https://zakon.ru/ blog/2020/10/2/gosudarstvennyj_sovet_rossijskoj_ federacii_put_k_obreteniyu_konstitucionnogo_ statusa (дата обращения 06.05.2022.).

[26] Возрожденному Госсовету исполняется 20 лет. // https://www.pnp.ru/politics/ vozrozhdennomu-gossovetu-ispolnyaetsya-20-let. html (дата обращения 11.05.2022.)

[27] Распоряжение Президента РФ от 27.07.2000 № 313-рп «О Государственном совете Российской Федерации.» // https://rusarchives.ru/ sites/d efa ult/files/g ossovet/22-g osssovet-aprf.pdf (дата обращения 11.05.2022.)

[28] Лучин В. О. Данилов И. С. Государственный совет Российской Федерации: проблемы становления. // Право и политика. 2001. № 4. С. 19-28.

[29] Авакьян С.А. Конституционный лексикон.: государственно-правовой терминологии слов. / М.: Юстицинформ, 2015. 640 с.

[30] Кузнецов И. И. Государственный совет в системе власти Российской Федерации 2000-2004 годов. // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2004. № 7. С. 10-19.

[31] Головай Н. В. Конституционно-правовой статус Государственного Совета Российской Федерации. // Конституционализм и государство-ведение. 2019. № 3. C. 43-48.

[32] Распоряжение Президента Российской Федерации от 13.11.2000 г. № 504-рп // http:// kremlin.ru/acts/bank/16262 (дата обращения 11.05.2022.).

[33] Вступительное слово Президента Российской Федерации, Председателя Государственного Совета Российской Федерации В.В. Путина. / Госсовет Российской Федерации (материалы заседания Государственного Совета Российской Федерации и официальные документы). М. 2000. С. 7-9. // http://rusarchives.ru/sites/default/files/ gossovet/25-gosssovet-prezident-library.pdf (дата обращения 11.05.2022.).

[34] Первое заседание Госсовета - новое начало? // https://www.rbc.ru/politics/22/11/2000/570 3b0a69a7947783a5a106b (дата обращения 11.05.2022.).

[35] Зикеев В. А. Государственный Совет Российской Федерации: путь к обретению конституционного статуса. // https://zakon.ru/ blog/2020/10/2/gosudarstvennyj_sovet_rossijskoj_ federacii_put_k_obreteniyu_konstitucionnogo_ statusa (дата обращения 11.05.2022.)

[36] Стратегия для России: повестка дня для Президента - 2000. / под ред. С.А. Караганова. М. 2000. 351 с.

[37] Лучин В.О., Данилов И.С. Государственный совет Российской Федерации: проблема становления. // Право и политика. 2001. № 4. С. 19-28.

[38] Указ Президента РФ от 01.09.2000 № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации.». // https://rusarchives.ru/sites/default/ files/gossovet/23-gosssovet-aprf.pdf (дата обращения 11.05.2022.).

[39] Распоряжение Президента РФ от 27.12.2018 г. № 404-рп «О рабочих группах Государственного совета Российской Федерации». // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012

01812270041 ?index=2&rangeSize=1 (дата обращения 11.12.2022.).

[40] Государственный Совет России: история и современность: к 20-летию создания Государственного совета Российской Федерации: библи-огр. указ. / под ред. Е.В. Сосновой. М.: Б-ка Администрации Президента России, 2020. 96 с.

[41] Кожевников О.А., Безруков А.В. Мещря-ков А.Н. Конституционно-правовой статус Государственного Совета Российской Федерации в зеркале современных конституционных преобразований. // Правоприменение. Омск. 2021. Т. 5. С. 57-74.

[42] Медушевский А. Н. Конституционная реформа в России: содержание, направления и способы осуществления. // Общественные науки и современность. 2020. № 1, C. 39-60.

[43] Кузнецов И.И. Новые институты в системе государственной власти РФ: тенденции и противоречия развития. // Известия Саратовского университета. 2008. Т.9. № 1. С. 86-91.

Spisok literatury:

[1] Kuznecov I.I. Gosudarstvennyj Sovet v sisteme vlasti Rossijskoj Federacii 2000-2004 godov. // Vestnik Povolzhskoj akademii gosudarstvennoj slu-zhby. 2004. № 7 S. 10-19.

[2] Davidovich A.M. Samoderzhavie v jepohu imperializma. // Nauka. M. 1975. 350 s.

[3] Lenin V.I. Polnoe sobranie sochinenij. T. 12. // M. Izdatel'stvo politicheskoj literatury. 1968. 590 s.

[4] Medushevskij A.N. Konstitucionnaja monar-hija v Rossii. // Voprosy istorii. 1994. № 8. 30-46.

[5] Sidel'nikov S.M. Obrazovanie i dejatel'nost' pervoj Gosudarstvennoj Dumy. M.: Izdatel'stvo Mosk-ovskogo universiteta. 1962. 382 s.

[6] Cheremenskij E.D. Istorija SSSR. Period imperializma. // M. Prosveshhenie. 1974. 446 s.

[7] Kuznecov I.I. Gosudarstvennyj Sovet v sisteme vlasti Rossijskoj Federacii 2000-2004 godov. // Vestnik Povolzhskoj akademii gosudarstvennoj slu-zhby. 2004.№ 7 S. 10-19.

[8] Olompiev K.S. Vlastnye instituty i grazhdan-skoe obshhestvo: jevoljucija vzaimootnoshenij v perehodnyj period otechestvennoj istorii (1985-1991 gody). // Ars Administrandi. Iskusstvo upravlenija. 2017. T. 9. № 1. S. 1-15.

[9] Vinogradova E.V., Vinogradova P.A. Ukreplenie konstitucionnyh garantij popravkami 2020 goda v Konstituciju Rossijskoj Federacii. // M., 2020. 200 s.

[10] Cherkesova L.I. Istoriko-pravovye aspekty dejatel'nosti Gosudarstvennogo Soveta Rossijskoj imperii (1810-1906 gg.) // Pravo i praktika. M.: 2022. № 1. S. 26-32.

[11] Cherkesova L.I. Verhnjaja palata Parlamenta Rossijskoj imperii 1906-1917 gg. (istoriko-pravo-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

vye aspekty). // Pravo i praktika. M.: 2022. № 2. S. 13-18.

[12] Cherkesova L.I. Gosudarstvennyj Sovet RSFSR: istoriko-pravovye aspekty. // Pravo i praktika. M.: 2022. № 2. S. 31-35.

[13] Barsenkov A.S., Vdovin A.I. Istorija Rossii. 1917-2007. M. Aspekt Press. 2008. S. 768.

[14] Konstitucija Rossijskoj Federacii. // https:// konstitucija.ru/1993/1/? (data obrashhenija -10.05.2022.).

[15] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31.12.1999. № 1761 «Ob ispolnenii polnomochij Prezidenta Rossijskoj Federacii» // http://www.krem-lin.ru/acts/bank/14859 (data obrashhenija -10.05.2022.).

[16] Prezident Rossii Boris El'cin, ob#javiv segodnja o svoej otstavke s posta glavy gosudarstva, vozlozhil ispolnenie objazannostej Prezidenta na Predsedatelja Pravitel'stva Vladimira Putina. // http:// kremlin.ru/events/president/news/37381 (data obrashhenija - 10.05.2022.).

[17] Postanovlenie ot 05.01.2000. № 4-SF «O naznachenii dosrochnyh vyborov Prezidenta RF» // http://cikrf.ru/law/decree_of_federation_council/ post_4.html (data obrashhenija - 10.05.2022.).

[18] Istorija dosrochnyh vyborov prezidenta RF v 2000 godu. // https://tass.ru/info/1854245?utm_ source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_ campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (data obrashhenija - 10.05.2022.).

[19] Ceremonija vstuplenija Vladimira Putina v dolzhnost' Prezidenta Rossii. // www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/21410 (data obrashhenija - 10.05.2022.).

[20] Putin V.V. Rossija na rubezhe tysjacheletij // https://for-ua.info/viewtopic.php?f=2&t=27316& (data obrashhenija - 11.05.2022.).

[21] Putin V.V. Vystuplenie na ceremonii vstuplenija v dolzhnost' Prezidenta Rossii 7 maja 2000 goda, Moskva, Kreml'. // https://kartaslov.ru/knigi/ Vladimir_PutinJzbrannye_rechiJ_vystuplenija/7#-content (data obrashhenija - 11.05.2022.).

[22] Putin V.V. Televizionnoe obrashhenie k grazhdanam Rossii 17 maja 2000 goda, Moskva. // https://kartaslov.ru/knigi/Vladimir_Putin_Izbrannye_ rechi_i_vystuplenija/8 (data obrashhenija -11.05.2022.).

[23] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13.05.2000 g. № 849 «O polnomochnom predstavi-tele Prezidenta Rossijskoj Federacii v federal'nom okruge». // www.kremlin.ru/acts/bank/15492 (data obrashhenija - 10.05.2022.).

[24] Zakonoproekt № 90041910-3 «O porjadke formirovanija Soveta Federacii Federal'nogo Sobranija Rossijskoj Federacii.». // https://sozd. duma.gov.ru/bill/90041910-3 (data obrashhenija 12.05.2022.).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

[25] Zikeev V. A. Gosudarstvennyj Sovet Rossijskoj Federacii: put' k obreteniju konstitucionnogo sta-tusa. // https://zakon.ru/blog/2020/10/27gosudarst-vennyj_sovet_rossijskoj_federacii_put_k_obret-eniyu_konstitucionnogo_statusa (data obrashhenija 06.05.2022.).

[26] Vozrozhdennomu Gossovetu ispolnjaetsja 20 let. // https://www.pnp.ru/politics/vozrozhden-nomu-gossovetu-ispolnyaetsya-20-let.html (data obrashhenija 11.05.2022.).

[27] Rasporjazhenie Prezidenta RF ot 27.07.2000 № 313-rp «O Gosudarstvennom sovete Rossijskoj Federacii.» // https://rusarchives.ru/sites/ default/files/gossovet/22-gosssovet-aprf.pdf (data obrashhenija 11.05.2022.).

[28] Luchin V. O. Danilov I. S. Gosudarstvennyj sovet Rossijskoj Federacii: problemy stanovlenija. // Pravo i politika. 2001. № 4. S. 19-28.

[29] Avak'jan S.A. Konstitucionnyj leksikon.: gosudarstvenno-pravovoj terminologii slov. / M.: Jus-ticinform, 2015. 640 s.

[30] Kuznecov I. I. Gosudarstvennyj sovet v sisteme vlasti Rossijskoj Federacii 2000-2004 godov. // Vestnik Povolzhskoj akademii gosudarstvennoj slu-zhby. 2004. № 7. S. 10-19.

[31] Golovaj N. V. Konstitucionno-pravovoj status Gosudarstvennogo Soveta Rossijskoj Federacii. // Konstitucionalizm i gosudarstvovedenie. 2019. № 3. C. 43-48.

[32] Rasporjazhenie Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13.11.2000 g. № 504-rp // http://kremlin. ru/acts/bank/16262 (data obrashhenija 11.05.2022.).

[33] Vstupitel'noe slovo Prezidenta Rossijskoj Federacii, Predsedatelja Gosudarstvennogo Soveta Rossijskoj Federacii V.V. Putina. / Gossovet Rossijskoj Federacii (materialy zasedanija Gosudarstvennogo Soveta Rossijskoj Federacii i oficial'nye doku-menty). M. 2000. S. 7-9. // http://rusarchives.ru/sites/ default/files/gossovet/25-gosssovet-prezident-library. pdf (data obrashhenija 11.05.2022.).

[34] Pervoe zasedanie Gossoveta - novoe nachalo? // https://www.rbc.ru/politics/22/11/2000/57 03b0a69a7947783a5a106b (data obrashhenija 11.05.2022.).

[35] Zikeev V. A. Gosudarstvennyj Sovet Rossijskoj Federacii: put' k obreteniju konstitucionnogo sta-tusa. // https://zakon.ru/blog/2020/10Z2/gosudarst-vennyj_sovet_rossijskoj_federacii_put_k_obret-eniyu_konstitucionnogo_statusa (data obrashhenija 11.05.2022.).

[36] Strategija dlja Rossii: povestka dnja dlja Prezidenta - 2000. / pod red. S.A. Karaganova. M. 2000. 351 s.

[37] Luchin V.O., Danilov I.S. Gosudarstvennyj sovet Rossijskoj Federacii: problema stanovlenija. // Pravo i politika. 2001. № 4. S. 19-28.

[38] Ukaz Prezidenta RF ot 01.09.2000 № 1602 «O Gosudarstvennom sovete Rossijskoj Federacii.». // https://rusarchives.ru/sites/default/files/gosso-vet/23-gosssovet-aprf.pdf (data obrashhenija 11.05.2022.).

[39] Rasporjazhenie Prezidenta RF ot 27.12.2018 g. № 404-rp «O rabochih gruppah Gosu-darstvennogo soveta Rossijskoj Federacii». // http:// publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201812270041 ?index=2&rangeSize=1 (data obrashhenija 11.12.2022.).

[40] Gosudarstvennyj Sovet Rossii: istorija i sovremennost': k 20-letiju sozdanija Gosudarstven-nogo soveta Rossijskoj Federacii: bibliogr. ukaz. /

pod red. E.V. Sosnovoj. M.: B-ka Administracii Prezidenta Rossii, 2020. 96 s.

[41] Kozhevnikov O.A., Bezrukov A.V. Meshhr-jakov A.N. Konstitucionno-pravovoj status Gosudarst-vennogo Soveta Rossijskoj Federacii v zerkale sovre-mennyh konstitucionnyh preobrazovanij. // Pravo-primenenie. Omsk. 2021. T. 5. S. 57-74.

[42] Medushevskij A. N. Konstitucionnaja reforma v Rossii: soderzhanie, napravlenija i sposoby osushhestvlenija. // Obshhestvennye nauki i sovremennost'. 2020. № 1, C. 39-60.

[43] Kuznecov I.I. Novye instituty v sisteme gosudarstvennoj vlasti RF: tendencii i protivorechija razvitija. // Izvestija Saratovskogo universiteta. 2008. T.9. № 1. S. 86-91.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.