Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РСФСР: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РСФСР: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Государственный совет РСФСР / Госсовет / совещательный орган / Госсекретарь РСФСР / Госсоветник РСФСР / The State Council of the RSFSR / the State Council / the advisory body / the State Secretary of the RSFSR / the State Counselor of the RSFSR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черкесова Лариса Ивановна

Государственный орган, содержащий в своем наименовании слова «государственный совет», образовывался и функционировал в России не единожды. Это совещательный орган при Императоре – Государственный совет Российской империи 1810-1906 годов; верхняя палата Парламента – Государственный совет Российской империи 1906-1917 годов; Государственный совет РСФСР 1991 года; Государственный совет Российской Федерации 2000 года и получивший статус конституционного государственного органа – Государственный совет Российской Федерации 2020 года. Осмысление современных процессов формирования и функционирования, как системы органов государственной власти, так и отдельных государственных органов происходит через призму историко-правовых процессов. При наличии многочисленных исследований ученых историков, политиков и правоведов эволюции Госсоветов Российской империи и Российской Федерации попытки научной оценки Госсовета РСФСР безосновательно не предпринимались. Данная статья источниковедческого характера, содержит результаты исследования порядка формирования и функционирования Госсовета РСФСР 1991 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE COUNCIL OF THE RSFSR: HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS

The state body, which contains the words "state council" in its name, was formed and functioned in Russia more than once. These are: the advisory body under the Emperor the State Council of the Russian Empire in 1810-1906; the upper house of Parliament is the State Council of the Russian Empire of 1906-1917; State Council of the RSFSR in 1991; The State Council of the Russian Federation in 2000 and received the status of a constitutional state body the State Council of the Russian Federation in 2020. Comprehension of modern processes of formation and functioning of both the system of state authorities and individual state bodies occurs through the prism of historical and legal processes. In the presence of numerous studies by historians, politicians and legal scholars of the evolution of the State Councils of the Russian Empire and the Russian Federation, attempts to scientifically assess the State Council of the RSFSR were not groundlessly made. This article is of a source study nature, contains the results of a study of the order of formation and functioning of the State Council of the RSFSR in 1991.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РСФСР: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

2. Shul'zhenko Yu.L. Osnovnye gosudarstvennye zakony 1906 g. - nachalo real'nogo prakticheskogo konstitucionalizma v Rossii // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. 2019. № 3 (24). S. 24-36.

3. Ososkov G.V. Oficial'naya ideologiya Rossijskoj imperii XIX veka «Pravoslavie - samoderzhavie - narodnost'» (social'no-filosofskij analiz) // Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya. Ezhegodnik. M.: INION RAN, 2017. S. 659-663.

4. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Rossijskoj Socialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respubliki (prinyata V Vserossijskim s"ezdom Sovetov 10.07.1918) // SU RSFSR. 1918. №2 51. St. 582.

5. Osnovnoj zakon (Konstituciya) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik (Prinyat Postanovleniem CIK ot 06.07.1923 g. i v okonch. red. Postanovleniem akcii II S"ezda Sovetov SSSR ot 31.01. 1924 g. M., 1924.

6. Postanovlenie XII Vserossijskogo S"ezda Sovetov ot 11.05.1925 g. «Ob utverzhdenii teksta Konstitucii (Osnovnogo Zakona) RSFSR» (vmeste s «Konstituciej (Osnovnym Zakonom) Rossijskoj Socialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respubliki)» // SU RSFSR. 1925. №2 30. St. 218.

7. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik (utv. Postanovleniem CHrezvychajnogo VIII S"ezda Sovetov SSSR ot 05.12.1936) // Izvestiya CIK SSSR i VCIK. 1936. № 283.

8. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik (prinyata VS SSSR 07.10.1977) // VS SSSR. 1977. N 41. St. 617.

9. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Rossijskoj Sovetskoj Federativnoj Socialisticheskoj Respubliki (prinyata VS RSFSR 12.04.1978) // Vedomosti VS RSFSR. 1978. N 15. St. 407.

10. XXII s"ezd Kommunisticheskoj partii Sovetskogo Soyuza. 17-31 oktyabrya 1961 g. Stenograficheskij otchet. T. 1. M.: Gospolitizdat, 1962. 593 s.

11. Naumova E.I. Istoriya ponyatiya «Kapitalizm»: ot politicheskogo lozunga k nauchnomu terminu // Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2015. №> 1 (18). S. 108-115.

12. Avak'yan S. A. Konstitucionnoe pravo Rossii. M.: Infra-M, 2010. T.1. 864 s.

13. Arapov A.V. Konstitucionnaya ideologiya i ee filosofskie obosnovaniya// Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo. 2016. .№4(20). S.9-15.

14. Zinov'ev I.P., Kolesnikov Yu.A., Mel'nikov V.Yu. Ideologiya kak obshchestvennyj i gosudarstvennyj institut // Social'no-politicheskie nauki. 2016. № 4. S. 196-200.

15. Abakumova E.B. K voprosu pravovogo znacheniya gosudarstvennoj ideologii v Rossijskoj federacii // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2018. №2 2. S. 51-57.

16. Zakon Rossijskoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 14.03.2020 N 1-FKZ «O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti» // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya - 30.04.2022 g.).

УПОРОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, Краснодарский университет МВД России (kiap_krdu@mvd.ru).

ШЕУДЖЕН НУРДИН АСЛАНОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (kiap_krdu@mvd.ru).

ШВЕЦ А.А. - кандидат юридических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (kiap_krdu@mvd.ru). UPOROV, IVAN V. - Doctor of History, Ph.D. in Law, Professor, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. SHEUDZHEN, NURDIN A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (kiap_krdu@mvd.ru).

SHVETS, А.А. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

УДК 342.58 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-2-31-36

ЧЕРКЕСОВА Л.И.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РСФСР: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Ключевые слова: Государственный совет РСФСР, Госсовет, совещательный орган, Госсекретарь РСФСР, Госсоветник РСФСР.

Государственный орган, содержащий в своем наименовании слова «государственный совет», образовывался и функционировал в России не единожды. Это совещательный орган при Императоре - Государственный совет Российской империи 1810-1906 годов; верхняя палата Парламента - Государственный совет Российской империи 1906-1917 годов; Государственный совет РСФСР 1991 года; Государственный совет Российской Федерации 2000 года и получивший статус конституционного государственного органа -Государственный совет Российской Федерации 2020 года. Осмысление современных процессов формирования и функционирования, как системы органов государственной власти, так и отдельных государственных органов происходит через призму историко-правовых процессов. При наличии многочисленных исследований ученых историков, политиков и правоведов эволюции Госсоветов Российской империи и Российской Федерации попытки научной оценки Госсовета РСФСР безосновательно не предпринимались. Данная статья источниковедческого характера, содержит результаты исследования порядка формирования и функционирования Госсовета РСФСР 1991 года.

CHERKESOVA, L.I. STATE COUNCIL OF THE RSFSR: HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS

Key words: The State Council of the RSFSR, the State Council, the advisory body, the State Secretary of the RSFSR, the State Counselor of the RSFSR.

The state body, which contains the words "state council" in its name, was formed and functioned in Russia more than once. These are: the advisory body under the Emperor - the State Council of the Russian Empire in 1810-1906; the upper house of Parliament is the State Council of the Russian Empire of 1906-1917; State Council of the RSFSR in 1991; The State Council of the Russian Federation in 2000 and received the status of a constitutional state body - the State Council of the Russian Federation in 2020. Comprehension of modern processes of formation and functioning of both the system of state authorities and individual state bodies occurs through the prism of historical and legal processes. In the presence of numerous studies by historians, politicians and legal scholars of the evolution of the State Councils of the Russian Empire and the Russian Federation, attempts to scientifically assess the State Council of the RSFSR were not groundlessly made. This article is of a source study nature, contains the results of a study of the order of formation and functioning of the State Council of the RSFSR in 1991.

Девяностые годы прошлого века - время перемен и потрясений. Март 1990 года был ознаменован Ш Внеочередным Съездом народных депутатов СССР, отменой монопольного положения КПСС, провозглашением многопартийной политической системы, введением поста

президента [1] и другими событиями. В это время были сформированы правовые институциональные предпосылки многопартийности, как фактора размежевания власти и формирования нового облика гражданского общества [2, с.11]. Все это открывало широкие возможности для эволюционного развития гражданского общества и политической системы России, внедрения демократических принципов, создания правового государства, проведения экономических и политических реформ. На фоне разрастающегося кризиса власти, предстоящей трансформации и переформатирования государственного устройства, в РСФСР возникла острая необходимость создания коллегиального государственного органа, способствующего Президенту РСФСР в вопросах формирования стратегии национального развития и координации деятельности органов государственного управления. Указом Президента РСФСР от 19 июля 1991 года [3] был образован Государственный совет при Президенте РСФСР (Госсовет РСФСР) со статусом постоянно действующего совещательного органа.

К сожалению, деятельность Госсовета РСФСР практически не освещена ни учеными, ни политиками - о нем лишь упоминают в работах, посвященных госсоветам иных периодов функционирования государства. Вероятно, данный факт обусловлен слишком коротким сроком его существования, а также отсутствием каких-либо доступных документов, характеризующих результаты его функционирования. Полагаем, что при осмыслении историко-правовых аспектов государственных органов, носивших название «государственный совет», возникает необходимость дать оценку и Госсовету РСФСР, чтобы исключить в дальнейшем допущенные в прошлом изъяны при его формировании и функционировании.

В августе 1991 года было утверждено Положение о Государственном совете при Президенте РСФСР [4] (далее - Положение), которым определены задачи и порядок организации его деятельности. Задачи, поставленные перед Госсоветом РСФСР (раздел 2 Положения), являлись весьма многоплановыми. Условно их можно сгруппировать по трем группам:

1 группа - глобальные, конституционного уровня: подготовка стратегических документов в различных областях, в том числе по вопросам государственной безопасности и внешней политики; обеспечение суверенитета и целостности территории республики; определение направлений реформы исполнительной власти, экономической реформы и бюджетной политики; формирование вектора развития законодательства посредством законотворческой деятельности Президента РСФСР.

2 группа - прикладные: определение механизмов повышения эффективности реализации стратегии общенационального развития, деятельности органов госуправления РСФСР; анализ проведения экономической реформы; подготовка долгосрочных и краткосрочных программ и проектов по различным вопросам экономической и социальной политики; рассмотрение законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов и подготовка проектов указов Президента РСФСР по вопросам внутренней и внешней политики.

3 группа - управленческие: обеспечение взаимодействия Президента РСФСР и органов госуправления РСФСР с органами управления Союза ССР, союзных республик, с политическими партиями, общественными и религиозными организациями; координации деятельности органов госуправления РСФСР.

Можно констатировать, что деятельность Госсовета РСФСР охватывала практически все направления внешней и внутренней политики республики. Широкомасштабность и фундаментальность стоявших перед Госсоветом РСФСР задач, высокий уровень персонального состава (без права замены), а также тот факт, что возглавлял его Президент РСФСР, с одной стороны, подчеркивают стратегическую и политическую значимость данного органа. Однако, с другой стороны, совещательный статус и указание в Положении на рекомендательный характер выработанных им решений в некоторой степени снижали отводимую ему роль в происходящих трансформационных государственных процессах.

Примечательно, что перечень задач далеко выходил за рамки целей его создания, сформулированных в определении понятия Госсовета РСФСР (раздел 1 Положения) - разработка стратегии общенационального развития и координация деятельности органов государственного управления РСФСР по реализации данной стратегии.

Весьма важным являлся принцип формирования Госсовета РСФСР, поскольку именно он оказал существенное влияние на эффективность деятельности данной структуры. Указом о

создании Госсовета РСФСР был утвержден его состав в количестве 17 должностных лиц (в августе - октябре состав Госсовета был дополнен еще 5 должностными лицами [5-8]). Госсовет РСФСР возглавлял Президент РСФСР. В состав Госсовета РСФСР входили Вице-президент, Председатель Совета Министров РСФСР, Государственный секретарь РСФСР, начальник Контрольного управления Администрации Президента РСФСР, руководители ключевых органов государственной власти РСФСР (министерства внутренних дел, иностранных дел, финансов, юстиции, печати и массовой информации, Комитета государственной безопасности, Государственных комитетов по оборонным вопросам, по делам науки и высшей школы), а также девять государственных советников по различным сферам функционирования государства (экономической, правовой, обороне, безопасности, федеративным вопросам, экологии и здравоохранению, образованию и культуре и др.).

При этом должности Госсекретаря РСФСР и Госсоветников РСФСР, учрежденные Президентом РСФСР непосредственно для Госсовета РСФСР, назначение и освобождение от которых отнесено к компетенции Президента РСФСР (разделы 4 и 5 Положения), являлись новеллой. Госсекретарь РСФСР являлся ключевой фигурой Госсовета РСФСР (после Президента РСФСР), организатором и координатором его деятельности, а также председателем в отсутствии Президента РСФСР. Положением о Государственном секретаре РСФСР и его Канцелярии (распоряжение Президента РСФСР от 14.08.1991 № 17-рп) закреплялись функции и полномочия Госсекретаря РСФСР. При этом функции Госсекретаря РСФСР дублировали задачи Госсовета РСФСР в части координации деятельности органов госуправления по вопросам внешней политики, госбезопасности, суверенитета и территориальной целостности. Более того, анализ полномочий и функций Госсекретаря РСФСР демонстрирует высокий уровень значимости данной должности не только в деятельности Госсовета РСФСР, но и в республике в целом.

На протяжении всего времени существования Госсовета РСФСР должность Госсекретаря РСФСР занимал Г.Э. Бурбулис, успешно организовавший победу Б.Н. Ельцина на выборах Президента РСФСР. Как функционально значимая должность, так и приближенность к Б.Н. Ельцину позволили Г.Э. Бурбулису, по существу, стать вторым лицом республики и оказывать существенное влияние на принятие судьбоносных решений.

Как уже отмечалось выше, в состав Госсовета РСФСР была включена государственная должность - Государственный советник РСФСР, которая также являлась нововведением в перечне государственных должностей рассматриваемого периода. В отличие от министров и руководителей комитетов, входивших в состав Госсовета РСФСР, Госсоветникам РСФСР в Положении о Государственном совете при Президенте РСФСР посвящен отдельный раздел 5, в котором указывалось на особый статус данных членов Госсовета РСФСР и на наличие дополнительных функций и полномочий, которые определялись специальными положениями [912]. Такого рода конструкция состава Госсовета РСФСР, условно и не только, поделила его на два блока - госсоветники и «рядовые» министры. При этом госсоветники, наделенные административной властью, позиционировали себя как высшие руководители республики, подменяя собой соответствующих их полномочиям руководителей органов госуправления, либо давая им указания и контролируя их деятельность [13, с. 228], что препятствовало работе министров, дезорганизовывало, лишало возможности проявления инициативы и креативности. Все вопросы с Президентом РСФСР решались только через Госсекретаря РСФСР, либо Госсоветников РСФСР. Документы и проекты нормативных правовых актов проходили оценку Госсоветниками РСФСР, затем Госсекретарем и, соответственно, подвергались корректировке, что не позволяло простым министрам донести свою позицию до Президента РСФСР.

Следствием сложившихся взаимоотношений и порядка организации работы Госсовета РСФСР являлось возникшее противостояние этих двух блоков, «дворцовые интриги», борьба за влияние. Очень точно Госсовет РСФСР охарактеризовал Министр юстиции РСФСР Н.В. Федоров: «Госсовет — это такая неконституционная опухоль при президенте» [14]. Отдельные министры (А.В. Козырев, М.Н. Полторанин, Н.В. Федоров) высказывались за реорганизацию Госсовета РСФСР. Однако, учитывая сильную позицию Председателя Совета Министров РСФСР И.С. Силаева, а также возможность использовать Госсовет РСФСР в качестве инструмента противодействия аппарату премьер-министра, они так и не решились данное мнение довести до Президента РСФСР.

Безусловно, происходящее оказало прямое воздействие на эффективность деятельности Госсовета РСФСР. Можно резюмировать, что за весь период его существования не было принято каких-либо существенных, реально государственно-значимых решений. Имеющийся потенциал не был использован в силу сложившихся обстоятельств, деятельность его была практически незаметна [13, c. 228]. Роль и место Госсовета РСФСР в системе органов госуправления РСФСР представлялись неопределенными не только ввиду отсутствия эффективности деятельности, но и в связи с возникающими вопросами о правомерности его создания. В то же время легитимизацию правового статуса Госсовета РСФСР предполагалось обеспечить Конституцией, в частности, в проекте Конституции Российской Федерации от 24 октября 1991 г. [15, c. 592] содержалась статья 101 Главы XVIII, касающаяся Госсовета, по существу дублировавшая положения Указов Президента РСФСР. Однако Б.Н. Ельцин, усмотрел в этом (закрепление конституционного статуса) вероятность усиления политической силы Госсовета, позволяющее ему стать органом, ограничивающим его властные полномочия [13, c. 228]. При проведении провозглашенных в октябре 1991 года радикальных экономических реформ [16], на время которых Президент РСФСР сам возглавил Правительство РСФСР [17], такое положение было нежелательно, поскольку могло замедлять процесс принятия политически и экономически судьбоносных для России программ и решений, существенным образом отразится на их содержательной составляющей, а также темпах и качестве реализации принятых программ и решений.

В результате, в ноябре 1991 года Президентом РСФСР было принято решение сконцентрировать власть на площадке реорганизованного для проведения реформ Правительства РСФСР. Учитывая вышеизложенное, а также наличие конституционного органа под руководством Президента РСФСР [18] - Совета безопасности РСФСР [19], был сделан вывод о потере актуальности Госсовета РСФСР и принято решение о его ликвидации [20].

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что необходимость образования постоянно действующего совещательного органа, возглавляемого Президентом РСФСР (Госсовет РСФСР), была обусловлена внутренними и внешними аспектами, такими как политическая трансформация, переформатирование власти и государственного устройства. Госсовет РСФСР, наделенный широким кругом полномочий, включавших в себя подготовку стратегических документов и определение векторов развития в области внешней и внутренней политики, государственной безопасности, общенационального развития, трансформации исполнительной власти, а также координатора реализации программ и проектов, в том числе законотворческой деятельности, вполне мог бы занять ключевую позицию в системе органов госуправления РСФСР.

Однако за время своего существования Госсовет РСФСР практически никак не обозначил себя в качестве ведущего, доминирующего органа при принятии решений Президентом РСФСР. Причиной послужило несколько факторов: во-первых, рекомендательный характер его решений, во-вторых, отсутствие судьбоносных системных решений ввиду внутренней несогласованности и разобщенности действий членов Госсовета РСФСР, возникших в связи со спецификой его формирования. Проблемы эффективности функционирования Госсовета РСФСР были заложены при определении его состава, способствовавшего размежеванию на две диаметральные группы -«простые министры» и Государственные советники (наделяемые целым рядом дополнительных административно-властных полномочий) и породившего конфликты, дезорганизацию, отсутствие инициативы и разобщенность.

Ликвидация Госсовета РСФСР была предрешена не только бездеятельностью, но и опасением, что при его конституционно-правовой легитимизации уровень политической значимости данного органа будет значительно усилен и, соответственно, появится возможность стать сдерживающим фактором, ограничивающим власть Президента РСФСР при проведении радикальных экономических реформ. Госсовет РФСР, просуществовав неполных четыре месяца и даже не сформировав полного комплекта правоустанавливающих документов (не были приняты все предусмотренные Указами Президента РСФСР нормативные правовые документы), регламентирующих его деятельность, канул в небытие, не оставив ни в истории, ни в политической жизни республики в какой-то мере значимых решений.

Литература и источники.

1. Закон СССР от 14.03.1990 № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР» // URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/zakony/185465/? (дата обращения 24.04.2022.).

2. Оломпиев К.С. Властные институты и гражданское общество: эволюция взаимоотношений в переходный период отечественной истории (1985-1991 годы). // Ars Administrandi. Искусство управления. 2017. Т. 9. № 1.

3. Указ Президента РСФСР от 19.07.1991 № 12 «О Государственном совете при Президенте РСФСР». // URL: 20-gosssovet-aprf.pdf (rusarchives.ru) (дата обращения 04.04.2022.).

4. Распоряжение Президента РСФСР от 14.08.1991 № 17-рп «Об утверждении Положения о Государственном совете при Президенте РСФСР и о Государственном секретаре РСФСР и его Канцелярии». // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/106 (дата обращения: 10.04.2022.).

5. Указ Президента РСФСР от 14.08.1991 № 46 «О дополнении состава Государственного совета при Президенте РСФСР» // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/99 (дата обращения: 10.04.2022.).

6. Указ Президента РСФСР от 10.09.1991 № 114 «О дополнении состава Государственного совета при Президенте РСФСР» // URL:http://kremlin.ru/acts/bank/181 (дата обращения: 10.04.2022.).

7. Указ Президента РСФСР от 13.09.1991 № 118«О дополнении состава Государственного совета при Президенте РСФСР» // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/190 (дата обращения: 10.04.2022).

8. Указ Президента РСФСР от 22.10.1991 № 150«О дополнении состава Государственного совета при Президенте РСФСР» // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/326 (дата обращения: 10.04.2022.).

9. Распоряжение Президента РСФСР от 13.08.1991. № 16-рп «Об утверждении Положения о Государственном советнике РСФСР по правовой политике и его Службе». // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/97 (дата обращения: 10.04.2022.).

10. Распоряжение Президента РСФСР от 07.10.1991. № 51-рп «Об утверждении Положения о Государственном советнике РСФСР по экологии и здравоохранению и его Службе». // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/258 (дата обращения: 10.04.2022.).

11. Распоряжение Президента РСФСР от 20.10.1991. № 61-рп «Об утверждении Положения о Государственном советнике РСФСР по обороне и его Службе». // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/310 (дата обращения: 10.04.2022.).

12. Распоряжение Президента РСФСР от 25.10.1991. № 65-рп «Об утверждении Положения о Государственном советнике РСФСР по взаимодействию с общественными объединениями и его Службе». // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/339 (дата обращения: 10.04.2022.).

13. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2015.

14. Поспелова Ю. Госсовет РСФСР упразднен // Комерсант Власть. 1991. 11 ноября. № 43.

15. Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.): в 6 т. Т. 2: 1991 год / под общ.ред. О.Г. Румянцева. М.: ВолтерсКлувер, 2008.

16. Выступление Президента РСФСР Б.Н. Ельцина на 13 заседании V Съезда народных депутатов РСФСР 28 октября 1991 года. // Стенограмма 13 заседания V Съезда народных депутатов РСФСР от 28.10.1991. // URL: gaidar-arc.ru/file/bulletin-1/DEFAULT/org.stretto.plugins.bulletin.core.Article/file/707 (дата обращения 22.04.2022.).

17. Указ Президента РСФСР от 06.11.1991. № 171 «О реорганизации Правительства РСФСР» // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/381 (дата обращения: 10.04.2022).

18. Закон РСФСР от 24.04.1991. № 1098-I «О Президенте РСФСР.» // URL:pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102011228&rdk=&backlink=1&ysclid=l2ejflsm88 (дата обращения: 25.04.2022.).

19. Закон РСФСР от 24.05.1991. № 1326-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР». // URL: https://geostart.ru/doc/read/15434/4 (дата обращения: 21.04.2022.).

20. Указ Президента РСФСР от 06.11.1992. № 172 «Об организации работы Правительства РСФСР в условиях экономической реформы.» // URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=29844& (дата обращения: 21.04.2022.).

References and Sources

1. Zakon SSSR ot 14.03.1990 № 1360-1 «Ob uchrezhdenii posta Prezidenta SSSR i vnesenii izmenenij i dopolnenij v Konstituciyu (Osnovnoj zakon) SSSR» // URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/zakony/185465/? (data obrashcheniya 24.04.2022.).

2. Olompiev K.S. Vlastnye instituty i grazhdanskoe obshchestvo: evolyuciya vzaimootnoshenij v perekhodnyj period otechestvennoj istorii (1985-1991 gody). // Ars Administrandi. Iskusstvo upravleniya. 2017. T. 9. № 1.

3. Ukaz Prezidenta RSFSR ot 19.07.1991 № 12 «O Gosudarstvennom sovete pri Prezidente RSFSR». // URL: 20-gosssovet-aprf.pdf (rusarchives.ru) (data obrashcheniya 04.04.2022.).

4. Rasporyazhenie Prezidenta RSFSR ot 14.08.1991 № 17-rp «Ob utverzhdenii Polozheniya o Gosudarstvennom sovete pri Prezidente RSFSR i o Gosudarstvennom sekretare RSFSR i ego Kancelyarii». // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/106 (data obrashcheniya: 10.04.2022.).

5. Ukaz Prezidenta RSFSR ot 14.08.1991 № 46 «O dopolnenii sostava Gosudarstvennogo soveta pri Prezidente RSFSR» // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/99 (data obrashcheniya: 10.04.2022.).

6. Ukaz Prezidenta RSFSR ot 10.09.1991 № 114 «O dopolnenii sostava Gosudarstvennogo soveta pri Prezidente RSFSR» // URL:http://kremlin.ru/acts/bank/181 (data obrashcheniya: 10.04.2022.).

7. Ukaz Prezidenta RSFSR ot 13.09.1991 № 118«O dopolnenii sostava Gosudarstvennogo soveta pri Prezidente RSFSR» // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/190 (data obrashcheniya: 10.04.2022).

8. Ukaz Prezidenta RSFSR ot 22.10.1991 № 150«0 dopolnenii sostava Gosudarstvennogo soveta pri Prezidente RSFSR» // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/326 (data obrashcheniya: 10.04.2022.).

9. Rasporyazhenie Prezidenta RSFSR ot 13.08.1991. № 16-rp «Ob utverzhdenii Polozheniya o Gosudarstvennom sovetnike RSFSR po pravovoj politike i ego Sluzhbe». // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/97 (data obrashcheniya: 10.04.2022.).

10. Rasporyazhenie Prezidenta RSFSR ot 07.10.1991. № 51-rp «Ob utverzhdenii Polozheniya o Gosudarstvennom sovetnike RSFSR po ekologii i zdravoohraneniyu i ego Sluzhbe». // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/258 (data obrashcheniya: 10.04.2022.).

11. Rasporyazhenie Prezidenta RSFSR ot 20.10.1991. № 61-rp «Ob utverzhdenii Polozheniya o Gosudarstvennom sovetnike RSFSR po oborone i ego Sluzhbe». // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/310 (data obrashcheniya: 10.04.2022.).

12. Rasporyazhenie Prezidenta RSFSR ot 25.10.1991. № 65-rp «Ob utverzhdenii Polozheniya o Gosudarstvennom sovetnike RSFSR po vzaimodejstviyu s obshchestvennymi ob"edineniyami i ego Sluzhbe». // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/339 (data obrashcheniya: 10.04.2022.).

13. Avak'yan S.A. Konstitucionnyj leksikon: Gosudarstvenno-pravovoj terminologicheskij slovar'. M.: YUsticinform, 2015.

14. Pospelova YU. Gossovet RSFSR uprazdnen // Komersant Vlast'. 1991. 11 noyabrya. № 43.

15. Iz istorii sozdaniya Konstitucii Rossijskoj Federacii. Konstitucionnaya komissiya: stenogrammy, materialy, dokumenty (1990-1993 gg.): v 6 t. T. 2: 1991 god / pod obshch.red. O.G. Rumyanceva. M.: VoltersKluver, 2008.

16. Vystuplenie Prezidenta RSFSR B.N. El'cina na 13 zasedanii V S"ezda narodnyh deputatov RSFSR 28 oktyabrya 1991 goda. // Stenogramma 13 zasedaniya V S"ezda narodnyh deputatov RSFSR ot 28.10.1991. // URL: gaidar-arc.ru/file/bulletin-1/DEFAULT/org.stretto.plugins.bulletin.core.Article/file/707 (data obrashcheniya 22.04.2022.).

17. Ukaz Prezidenta RSFSR ot 06.11.1991. № 171 «O reorganizacii Pravitel'stva RSFSR» // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/381 (data obrashcheniya: 10.04.2022).

18. Zakon RSFSR ot 24.04.1991. № 1098-I «O Prezidente RSFSR.» // URL:pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102011228&rdk =&backlink= 1 &ysclid=l2ejflsm88 (data obrashcheniya: 25.04.2022.).

19. Zakon RSFSR ot 24.05.1991. № 1326-1 «Ob izmeneniyah i dopolneniyah Konstitucii (Osnovnogo Zakona) RSFSR». // URL: https://geostart.ru/doc/read/15434/4 (data obrashcheniya: 21.04.2022.).

20. Ukaz Prezidenta RSFSR ot 06.11.1992. № 172 «Ob organizacii raboty Pravitel'stva RSFSR v usloviyah ekonomicheskoj reformy.» // URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=29844& (data obrashcheniya: 21.04.2022.).

ЧЕРКЕСОВА ЛАРИСА ИВАНОВНА- кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН (L5060412@mail.ru).

CHERKESOVA, LARISA I. - PhD in Law, Leading Researcher at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences.

УДК 340.114.5/6 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-2-36-39

ЯРМОНОВА Е.Н.

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА И ПРАВОВОЙ

КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: правовая культура, правоприменительная деятельность законотворческая деятельность, правовой нигилизм, общественные отношения, нормативно-правовые акты.

В статье дан анализ феномена правового нигилизма, рассмотрены различные подходы к этому понятию, дано соотношение понятий правовая культура и правовой нигилизм. В рамках исследования акцентируется внимание на причинах и видах правового нигилизма. Отмечается, что правовой нигилизм выступает явлением, присущим как российскому обществу, так и другим социумам. Он присутствует постоянно, хотя его формы меняются на протяжении истории. Наиболее распространенной объективной причиной правового нигилизма является несовершенство нормативно-правового регулирования наиболее важных общественных отношений. Такое несовершенство может объясняться, как невозможностью своевременно вносить изменения в ходе быстро меняющихся жизненных обстоятельств, так и возникшими противоречиями при несоответствии нормативно-правовых актов различного уровня, например, федерального, регионального и муниципального. В статье определено, что правовой нигилизм разрушает все основания построения гражданского общества и правового государства в нашей стране.

YARMONOVA, E.N. LEGAL NIHILISM AND DOMESTIC LEGAL CULTURE

Key words: legal culture, legal nihilism, law enforcement activity, legislative activity, public relations, normative legal acts.

The article provides an analysis of legal nihilism, considers various approaches to this concept, and gives the relationship between the concepts of legal culture and legal nihilism. The study focuses on the causes and types of legal nihilism. It is noted that legal nihilism is a phenomenon inherent in both Russian society and other societies. It is constantly present, although its forms change throughout history. The most common objective reason for legal nihilism is the imperfection of legal regulation of the most important social relations. Such imperfection can be explained both by the inability to make timely changes in the course of rapidly changing life circumstances, and by the contradictions that have arisen due to inconsistencies in regulatory legal acts at various levels, for example, federal, regional and municipal. The article determines that legal nihilism destroys all the foundations for building civil society and the rule of law in our country.

Рассматривая соотношение правовой культуры и правового нигилизма следует признать, что эти понятия неразрывно связаны. Понятие правового нигилизма имеет долгую историю, и подход к его характеристике был в течение длительного времени весьма неоднозначным. Ситуация дополнительно осложняется тем, что очень часто правовой нигилизм развивается в совокупности с другими видами нигилизма - нравственным, идеологическим, политическим и другими. В этой связи отметим, что само понятие нигилизм имеет происхождение от латинского термина, который дословно можно перевести как ничто. Само это слово дает возможность видеть в целом негативный подход к пониманию и самого явления, который наиболее часто встречается в современной юридической науке в отношении к данному понятию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ понятия правового нигилизма невозможен без изучения признаков правового нигилизма. Можно выделить следующие признаки правового нигилизма, которые позволяют более подробно проанализировать данное понятие и еще более подробно остановиться на соотношении правового нигилизма с правовой культурой:

- отсутствие положительных оценок основных правовых явлений;

- наличие деструктивного отношения к правовым нормам, установленным в государстве;

- жестко критичное отношение к общечеловеческим ценностям и негативное отношение к

ним.

Рассматривая правовой нигилизм, можно столкнуться с разнообразными подходами к его определению. Все эти определения основываются, как правило, на характеристике устойчивого негативного отношения к праву, которое формируется или у отдельно взятого индивида или в целом в общественном сознании. Выражая основы правового нигилизма, субъекты отрицают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.