_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
документе данной конференции «Будущее, которого мы хотим» («The Future We Want»), так и на Саммите ООН (сентябрь 2015г.) по принятию Повестки дня в области развития. В результате на данном Саммите были утверждены Цели устойчивого развития до 2030 года для человечества и всех стран, то есть для мирового сообщества.
Таким образом, актуальность экологической политики как инструмента обеспечения достаточного уровня прочности экобезопасности и экологизации ключевых сфер жизнедеятельности и развития современных государственно-организованных обществ трудно переоценить. Именно от эффективности экополитики, и особенно в вышеназванных приоритетных направлениях, по многим ключевым аспектам зависит как успех транзита России и мира к устойчивому и безопасному развитию, так и оптимизация коэволюции (соразвития) био- и социосферы в первой четверти XXI века. Список использованной литературы:
1. Аминов И.Р. Место и роль России в этнополитическом конфликте Украины [Текст] / И.Р. Аминов. // Этносоциум и межнациональная культура. 2014. № 8 (74). С.114.
2. Ермолов Н.Г., Терёшина М.В., Морозова Е.В. Экологическая политика в современной России. Монография [Текст] / Н.Г. Ермолов, М.В. Терёшина, Е.В. Морозова. - Краснодар: Перспективы образования, 2014. - 188с.
3. Смышляев В.А. Экологическая политика как инвайронментальный компонент политического процесса [Текст] / В.А. Смышляев. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2013. № 2. С. 191-193.
4. Сухоруких И.А. Педагогические аспекты экологического образования в современных российских вузах [Текст] / И.А. Сухоруких. // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 6-1 (90). С. 89-92.
5. Велиева Д.С. Экологическая безопасность: конституционно-правовой аспект [Текст] / Д.С. Велиева. // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2009. № 5 (286). С. 44-49.
6. Уварова Г.Г. Управление экономическим развитием региона: переход от посткризисного к инновационному этапу [Текст] / Г.Г. Уварова. // Экономические науки. 2010. № 71. С.117-120.
7. Смышляев В.А. Безопасность России как предмет экополитологического исследования: инвайронментальные контуры [Текст] / В.А. Смышляев. // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 6-2 (88). С.159-162.
8. Бородина Т.А., Пастушкова О.В. Проблема повышения качества жизни в свете междисциплинарного подхода [Текст] / Т.А. Бородина, О.В. Пастушкова. // В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А. 2016. С.36-39.
9. Жиленко В.А., Смышляев В.А. Эконэкологическая безопасность и социосферные загрязнения: политико-инновационные подходы к анализу взаимосвязи [Текст] / В.А. Жиленко, В.А. Смышляев. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 2 (12). С.58-63.
10. Яшалова Н.Н. Экологические инновации как приоритетное направление «зеленой» экономики [Текст] / Н.Н. Яшалова. // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 5. С.72-81.
© Смышляев В.А., 2016
УДК 321.01
Холин Евгений Игоревич
студент 2 курса Финансового университета при Правительстве РФ, Челябинский филиал
e-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ XXI ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
Статья посвящена основным проблемам современного российского аппарата государственный службы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
- отрицательному отношению со стороны общества, сложностям деятельности, недостатку опыта и навыков и др. Отводится внимание разработанной Управлением государственной службы и кадров модели компетенций и её связи с реальной картиной жизни в сфере государственного управления.
Ключевые слова
Государственный служащий, современный чиновник, кадровый потенциал, квалификационные требования, модель компетенций.
Кто такой чиновник, государственный служащий? Говоря простым языком - это менеджер, который работает не в какой-либо коммерческой компании, а в гораздо более сложной среде, и решает вопросы, которые прямо или косвенно влияют на жизнь людей.
В настоящее время слово «чиновник» ассоциируется у населения с негативным образом (на основе личного негативного опыта и популяризации в СМИ именно отрицательных политических моментов). Принято также считать, что государственный служащий богатеет за счет системы «откатов» и взяток, практически не занимается полезной для страны деятельностью. Конечно, среди служащих есть и коррупционеры, и бюрократы, и просто бездельники [4].
Однако сегодня большинство молодых людей из государственной сферы управления мотивируют себя вовсе не деньгами, а интересной работой, самосовершенствованием, возможностью позитивно влиять на жизнь граждан своей страны. На плечи нового поколения ложится груз ответственности, и именно благодаря им имидж государственного служащего должен претерпеть изменения [5]. Чиновник XXI века - это, прежде всего, эффективный, высоконравственный и социально-ориентированный управленец, который имеет высококвалифицированных единомышленников.
В настоящее время в России наблюдаются важные изменения в системе государственного управления на всех уровнях. Эти перемены рано или поздно должны привести к повышению объемов деятельности и, главное, к количественному и качественному изменению кадрового состава государственной службы [1, с. 17].
Бесспорно, российская государственная система управления очень далека от совершенства, и, в особенности, ее кадровое обеспечение.
Для решения проблем кадрового обеспечения в стране необходим комплексный подход использования потенциала и возможностей сферы государственной службы, который мог бы отвечать и требованиям современного рынка труда, и нуждам населения [6].
С точки зрения развития кадрового потенциала, российской государственной службе на современном этане реформирования требуется новый состав служащих, который будет соответствовать качественно новым требованиям и уровню профессиональной квалификации. Квалификационные требования на государственной службе - это единые профессиональные и иные критерии и признаки, которые предъявляются к соискателям той или иной должности гражданской службы и, соответственно, определяемые уровень, степень профессиональной подготовленности кандидата к определенному виду деятельности в системе государственной и муниципальной службы.
Стоит понимать, что, в отличие от других сфер общественной деятельности, в государственной сфере характер кадровых отношений обусловлен определенными законодательными и нормативно-правовыми актами. Аппарат государственных служащих решает различные по уровню профессиональные задачи и проблемы, и именно от того, какие специалисты реализуют свои профессиональные функции, какова их подготовка и умение ориентироваться и идти на риск в сложных управленческих ситуациях, зависит успех их выполнения. Поэтому уровень требований к государственным служащим и к качеству их подготовки существенно возрос [7]. И эти требования представляются вполне оправданными и правомерными: возраст (от 18 до 65), уровень квалификации претендующего на должность (уровень профессиональной образования, стаж гражданской службы или стаж работы по специальности, профессиональные навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей), перечень предъявляемых им документов, состояние здоровья [2, с. 9-14].
Для более успешного внедрения современных кадровых технологий на государственной службе, а
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X
также проведения объективной оценки как кандидатов при поступлении на государственную службу, так и для оценки эффективности государственных служащих, Управлением государственной службы и кадров была разработана модель компетенций [3, с. 22-31]. Данная модель содержит следующие основные компетенции: профессионализм, управление, коммуникация, честность, порядочность, результативность.
Нами был проведен социологический опрос «Качества государственного служащего XXI века» среди студентов-выпускников специальности «Государственное и муниципальное управление». Согласно опросу, 32 выпускника из 100 отдают предпочтение профессионализму, чуть менее популярны такие качества, как ответственность и исполнительность (соответственно 20 и 16 из 100). Традиционно популярны моральные качества - честность и порядочность (соответственно 14 и 10 из 100). Опрос также показал, что растет популярность творческих качеств чиновника (8 из 100). Данные опроса показывают, что не только к
качеству работы, но и к самим чиновникам в настоящее время предъявляются более высокие требования.
■ Профессионализм
□ Ответственность
□ Исполнительность
□ Честность
□ Порядочность
□ Творческий подход
Рисунок 1 - Качества государственного служащего XXI века
Итак, на что следует обратить внимание будущему чиновнику? Идеальный государственный служащий, по мнению опрошенных, обладает такими характеристиками: а) рискует в определенных ситуациях; б) нацелен на инновационную деятельность; в) делает акцент на результат; г) самокритичен: учится на совершенных ошибках, извлекает из них ценный управленческий опыт; д) не упускает появляющиеся возможности. Повышает квалификацию, всячески самосовершенствуется, знакомится с опытными людьми; е) выдвигает на первый план необходимость достижений; ж) гибок, легко подстраивается под изменения. В настоящее время установлены некоторые минимальные требования к чиновникам: все государственные служащие должны уметь пользоваться компьютером, а некоторые обязаны знать, по крайней мере, один иностранный язык - или английский, или французский, или немецкий.
В завершении следует отметить, что российский чиновник - не только проводник государственной политики, он также предоставляет услуги населению. Соответственно, гармония двух этих сторон и является определяющей в работе любого государственного служащего.
Сила государства - в его государственных служащих, в их способности и желании поднимать страну, делать её современной, успешной и безопасной. В их умении свободно мыслить, самостоятельно действовать и брать на себя гражданскую ответственность и инициативу. Список использованной литературы:
1. Аверин А.Н. Управление персоналом. Кадровая и социальная политика в организации. М., 2004. - 224 с.
2. Деркач А.А., Маркова А.К. Профессиограмма государственного служащего. М.: РАГС, 2009. - 95 с.
3. Кудрявцева Е.И. Менеджмент компетенций в системе государственной гражданской службы // Управленческое консультирование. 2013. № 6 (54). С. 22-31.
4. Перевозова О.В. Устойчивое развитие России в условиях глобальных изменений: монография.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
Челябинский филиал Финуниверситета. Челябинск: Челябинский Дом печати. 2016. - 200 с.
5. Перевозова О.В. Влияние образовательных реформ на качество подготовки менеджеров в вузе / Экономика и общество: проблемы и перспективы развития в условиях неопределенности. сборник статей и тезисов докладов XX Международной научно-практической конференции (21-22 апреля 2016 г.) / Челябинский филиал Финуниверситета. Челябинск, 2016. - 373 с.
6. Перевозова О.В. Экономика и управление нового времени: проблемы, тенденции и перспективы/ монография / под ред. Т.И. Бухтияровой - Челябинск: Челябинский Дом печати, 2015. - 172 с.
7. Перевозова О.В. Экономика и образование: тест на совместимость / Новейшие достижения в науке и образования: отечественный и зарубежный опыт. Сборник научных трудов по материалам Международной практической конференции 31 октября 2015 г. В 2-х частях. Часть 1. Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2015. - 151 с.
© Холин Е.И., 2016