Научная статья на тему 'Сущность и содержание антикризисной стратегии предприятия (организации)'

Сущность и содержание антикризисной стратегии предприятия (организации) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4437
479
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / КРИЗИС / ТАКТИКА / АДАПТАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев Е.Е.

Рассмотрены сущность и содержание антикризисной стратегии предприятия (организации). Выявлены основные причины возникновения кризисных ситуаций на предприятиях. Обусловлена взаимосвязь тактики и стратеги ив антикризисном управлении предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание антикризисной стратегии предприятия (организации)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

- невыполнение обязательств со стороны поставщиков;

- нехватка персонала;

- не полнота ассортимента;

- стихийные бедствия, кражи, порча товара при доставке и т.д.

Для того чтобы не получилось непредсказуемых ситуаций нужно подробно изучить рынок, конкурентов, поставщиков, потребителей, цены, а также уделить внимание рекламе и продвижению. Если владеть большей информацией, то можно снизить риски.

На основании изученного, можно сделать следующий вывод: открытие свадебного салона в селе Долгодеревенское является актуальным на данный момент. Если выбрать правильно стратегию развития и продвижения, то прибыль будет гарантирована. Список использованной литературы:

1. Бастен А.В., Перевозова О.В. Социальная ответственность бизнеса как элемент эффективного управления и особенность развития регионов / В сборнике: Современные концептуальные положения научных исследований и практика управления бизнесом: сборник статей и тезисов докладов X Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов: в 2-х томах. редколлегия: А.А. Якушев, Т.И. Бухтиярова, А.В. Дубынина. 2014. С. 139-145.

2. Лазарева В.Н., Перевозова О.В. PR-менеджмент как инструмент развития предприятий в глобальной экономике / В сборнике: Современное общество: научный взгляд молодых сборник статей и тезисов докладов XI международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 2015.С. 100-103.

3. Перевозова О.В. Анализ самых непостоянных профессий на российском рынке труда: экономические причины и факты / В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Под общей редакцией Т.М. Сигитова. Пермь, 2016. С. 80-81.

4. Перевозова О.В. Влияние образовательных реформ на перспективы малого бизнеса / В сборнике: Современное развитие малого бизнеса материалы IV Всероссийской профессиональной конференции с международным участием. отв. ред. С. Б. Синецкий. 2016. С. 62-64.

5. Открытый портал: Свадебный бизнес-форум [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://wedding.4banket.ru/2013/07/svadebnyj-biznes-forum/ (дата обращения: 23.08.2016).

6. Открытый портал: идеи бизнеса[Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.ideibiznesa.org/svadebnyi (дата обращения: 23.08.2016).

7. Шуркина Т.М., Перевозова О.В. Тренды корпоративного обучения в условиях стратегических изменений / В сборнике: Экономика и общество: проблемы и перспективы развития в условиях неопределенности: сборник статей и тезисов докладов XX Международной научно-практической конференции. 2016. С. 253-257.

© Ананина А.В., 2016

УДК 336

Андреев Е.Е., магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

Г. Керчь, Российская Федерация

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

Аннотация

Рассмотрены сущность и содержание антикризисной стратегии предприятия (организации). Выявлены основные причины возникновения кризисных ситуаций на предприятиях. Обусловлена взаимосвязь тактики и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

стратеги ив антикризисном управлении предприятием.

Ключевые слова Стратегия, кризис, тактика, адаптация, организационная структура.

Адаптация к рыночным условиям хозяйствования в рамках жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или их временной неплатежеспособности. Для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности все предприятия должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Антикризисная стратегия предприятия позволяет установить: каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо); с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достигнуть намеченных целей [1, с. 102].

Антикризисные стратегии - это стратегии, оптимизирующие поведение предприятия в условиях спада, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности корпорации и угрозы банкротства. Они включают комплекс мер в области планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношений с группами поддержки, а также юридических и других мероприятий с целью обезопасить фирму от угрозы банкротства или существенного спада и создать условия для поворота к оздоровлению предприятия.

Антикризисная стратегия предприятия охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия. Предприятие должно постоянно следить за основными факторами окружающей среды и делать своевременные и правильные выводы относительно своих потребностей в изменениях. Толчком к изменениям являются кризисные ситуации. В зависимости от того, в какой области они представляют опасность для достижения целей предприятия, выбирается соответствующая антикризисная стратегия. Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей [2, с. 203].

Выделяют основные причины возникновения кризисных ситуаций на предприятиях (рисунок 1).

Рисунок 1 - Основные причины возникновения кризисных ситуаций на предприятиях

Для предприятия применимы два вида тактики по преодолению кризисной ситуации: - защитная, которая основывается на проведении сберегающих мероприятий. Ее базой является сокращение расходов, связанных с производством и реализацией продукции. Эта тактика актуальна при

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

неблагоприятном стечении внешних обстоятельств;

- наступательная, для которой характерны стратегические мероприятия. В ее рамках проводится активный маркетинг, завоевание новых рынков сбыта. Она приемлема для борьбы как с внешними, так и с внутренними неблагоприятными факторами, влияющими на эффективное функционирование предприятия.

Задачи предприятия для выхода из кризисной ситуации:

- обоснование правильности выбора цели по производству и реализации продукции.

- привлечение инвесторов для финансирования предлагаемого проекта выхода из кризисной ситуации (коммерческий банк, государство, любое юридическое или физическое лицо).

- выбор оптимальной организационной структуры, которая лучше всего отвечала потребностям предприятия.

Возможности и сроки вывода предприятия из кризисной ситуации и дальнейшее его стабильное и эффективное развитие напрямую зависят от благоприятных условий для разработки и внедрения инновации на предприятии.

Увеличение рентабельности предприятия в условиях кризиса может быть достигнуто уменьшением расходов, повышением цен на реализованную продукцию, либо превышением темпов роста объёма реализованной продукции над темпами роста расходов.

Повышение цен на реализуемую продукцию может служить средством увеличения рентабельности активов, однако в условиях рыночной экономики это достаточно сложная задача [3, с. 78-81].

Хорошо проведенная диагностика сильных и слабых сторон деятельности предприятия отражает потенциал его ресурсов и возможностей, а также является отправной точкой разработки стратегии.

Антикризисная стратегия должна быть построена на взаимоувязке четырех функциональных стратегий:

1 - маркетинговая стратегия, т.е. поведение предприятия на рынках товаров;

2 - производственная стратегия, т.е. организация, структура, объем и ассортимент производства;

3 - кадровая политика, т.е. организация труда персонала и внутрифирменного управления;

4 - финансовая стратегия, т.е. способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов.

Если предприятие своевременно отслеживает появление внешней угрозы и располагает временем, достаточным для выработки эффективной реакции, оно может последовательно ликвидировать все проблемы. Но в кризисной ситуации реализацию изменений надо осуществить в жестко ограниченный срок. Поэтому при планировании антикризисной стратегии необходимо стремиться к максимальной параллельности работ. Внедрение антикризисной стратегии наиболее эффективно, если она совмещается с уже адаптированной структурой и подчиняется сбалансированной системе целей. Однако в критических ситуациях времени на подготовку базы для стратегических изменений не остается, тогда решительно приходится изменять сложившуюся систему управления, что болезненно сказывается на работе персонала.

Преодоление сопротивления требует осуществления двух групп мероприятий.

Во-первых, психологических - определение культурных ориентаций различных групп персонала на основе их отношения к изменениям, создание опорных точек внедрения антикризисной стратегии, ограничение влияния на принятие решений со стороны групп, невосприимчивых к изменениям.

Во-вторых, системных - формирование переходной структуры предприятия, решающей задачи по внедрению изменений без помех для оперативной деятельности.

На средних и малых предприятиях, для которых характерна хорошая восприимчивость персонала к изменениям, можно последовательно адаптировать старую структуру, накладывая на нее новые проектные единицы, ответственные за внедрение антикризисной стратегии. При значительных масштабах предприятия с отрицательным восприятием персоналом изменений требуется использовать варианты так называемой двойной структуры, когда внедрение антикризисной стратегии отделяется от оперативной деятельности. Это позволяет менеджерам обеспечить поддержку изменениям в подразделениях, которые заняты их реализацией. Для быстрого проведения необходимых решений твердо используются властные полномочия. При этом разрушаются традиционные системы прохождения команд и заменяются контактами руководителя

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 2410-700Х

с исполнителями, минуя некоторые уровни и иерархии [4, с. 98-103].

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что выход из кризиса связан с устранением причин, вызвавших его, а сам процесс планирования этого выхода можно назвать стратегией и тактикой в антикризисном управлении. Антикризисная стратегия дает возможность вовремя распознать кризис и, учитывая его особенность, снизить его остроту. Список использованной литературы:

1. Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. - 4-е изд. / Б.Е. Бродский, Е.П. Жаровская. - М.: Омега-Л, 2007. - 368 с.

2. Богданова Т.А. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Т.А. Богданова, А.П. Градов. -СПб.: "Специальная литература", 2006. - 511с.

3. Виханский О С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. - М.: Гардарика, 1998.

4. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник / Э.М. Коротков. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 620 с.

© Андреев Е.Е., 2016

УДК 338.45

Антоненко А. В.

Магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», г. Керчь, РФ

Алексахина Л. В. канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», г. Керчь, РФ

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация

Инновационная деятельность промышленного предприятия определяется его инновационной активностью и зависит от доминирующего технологического уклада, наличия и характеристик инновационного потенциала, организационной структуры, в рамках которой осуществляется инновационная деятельность. Инновационный потенциал предприятия является одной из основных его характеристик, которая совмещает в себе совокупность определяющих свойств инновационной деятельности и способность предприятия выгодно для себя использовать влияние динамической внешней среды и возможности, которые существуют в его внутренней среде. Это позволяет использовать инновационный потенциал как мощный инструмент принятия управленческих решений в процессе осуществления инновационной деятельности предприятия.

Ключевые слова

Промышленное предприятие, инновации, инновационный потенциал, хозяйственная деятельность, прибыль,

рентабельность, интеллектуальные ресурсы.

По международным стандартам инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация в экономической литературе может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла. [1, с. 216]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.