УДК 338.43 © 2015
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЗЕРВ -ОСНОВА СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Д. В. Балдов, аспирант, старший преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии»,
С. А. Суслов, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и моделирование бизнес-процессов»,
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основ стабильного функционирования любого государства -накоплению, хранению и распределению государственных стратегических запасов. Ни одно государство не может рассчитывать на долгое, стабильное и продуктивное функционирование без создания стратегических запасов. В Российской Федерации эти функции возложены на государственный резерв страны и научноисследовательский институт проблем хранения. В статье представлена история создания государственного резерва от первых материальных запасов в стране до международной организации, осуществляющей гуманитарные миссии в странах за пределами Российской Федерации. При оказании гуманитарной помощи организация тесно сотрудничает с МЧС России. Изучены законодательные акты, регламентирующие деятельность организации. Немаловажная роль в деятельности организации уделяется проблемам хранения продуктов. НИИ проблем хранения постоянно осуществляет поиск новых способов консервации и хранения продуктов для того, чтобы они по прошествии лет были бы не только безопасными для употребления, но и не потеряли бы своих вкусовых качеств. Периодически производится освежение продуктов на складах, то есть продукты срок хранения которых подходит к концу идут на продажу или уничтожение, а на их место поступает новая продовольственная партия. При этом многие производители борются за право быть поставщиком госрезерва. Приобретение статуса поставщика госрезерва России позволяет заключать контракты на большие объемы поставок и является одним из стандартов качества продукции производителя. На хранении представлена широчайшая номенклатура товаров не только продовольственного характера. Недостаток любых ключевых товаров может иметь необратимые последствия для государственного строя, а также представлять опасность для жизней людей. В статье разъяснена ключевая роль госрезерва при ликвидации техногенных катастроф, в том числе на Чернобыльской АЭС. Приведена хронологическая справка по оказанным акциям гуманитарной помощи госрезерва за последний год, которая в очередной раз доказала, что ключевым фактором, влияющим на продовольственную и национальную безопасность страны, существенным образом являются запасы, сделанные на случай чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: госрезерв, гуманитарная помощь, законодательные акты, запасы, катастрофа, продовольствие, продовольственная безопасность, чрезвычайные ситуации, этапы развития госрезерва.
Еще первый царь из рода Романовых Михаил Федорович писал одному из своих воевод в 1629 году: «К запасам береженье держать великое!» - и этот призыв не потерял своей актуальности. История возникновения понятия материальных запасов страны уходит своими корнями в древние времена [1].
Основные этапы развития госрезерва
1. Первое упоминание о материальных запасах государства относится к XV веку, когда Россией правил Иван III. Это время характеризуется задумками о стратегических запасах для страны и создаются первые запасы. Разрабатываются принципы закладки продукции и что должно входить в эти запасы, а также объемы продукции. Встал вопрос обеспечения качества хранимых запасов.
По приказу Ивана III появились учреждения, занимавшиеся непосредственно заготовкой и хранением самого необходимого в то время запаса - хлеба (зерна). Для обеспечения наиболее продолжительного и качественного хранения продукта строятся хранилища
для зерна. Этими запасами планируется пользоваться в годы неурожая.
2. Следующий этап начинается на рубеже XVI-XVII веков. Разрозненные княжества объединяются в единое Российское государство. Возникает необходимость постоянного поддержания войска в боевой готовности, увеличения запасов продуктов и вооружения. Тогда впервые начинает формироваться целая система, в обязанности которой входила регулировка запасов и их эффективного расходования. Этот аппарат территориально сосредоточился в столице. Выдача материалов из хранилищ по всей стране осуществлялась только по приказу из Москвы.
3. Третий этап получил свое развитие при царствовании Петра I. Эта веха была самая стремительная в развитии госрезерва страны. В начале XVIII века Петр I издает «Провиантский Приказ». В его основе лежит создание государственного центрального органа, который управляет продовольственными запасами страны. Петр внес огромный вклад в развитие госрезерва
5
страны. За время своего правления он не только развил и приумножил систему госзапасов, но и добавил в перечень необходимые запасы на случай войны или голода материалы стремительно развивающейся промышленности.
Заслуги Петра I заключались в разработке новой концепции подхода к решению задачи нехватки продовольствия - «Предупреждать кризис, нежели вести борьбу с его последствиями». 1723 год стал знаменательным для Петра I, создавшего своим указом Камер-коллегию. В обязанности этой коллегии входил анализ, прогнозирование продовольственной ситуацией в стране, принятие всех необходимых мер для предотвращения кризисной ситуации.
4. Следующий правитель, Павел I, также уделял большое внимание развитию госрезерва страны. Создавались склады продовольствия в деревнях простого люда. Эти запасы очень помогали справиться с голодом в неурожайные годы.
В 1802 году создается так называемая «Первая экспедиция». В ее прямые обязанности входило распределение запасов хлеба между населением в годы неурожая. Иногда, за отсутствием места для строительства складов, главе губернии разрешалось неприкосновенный запас хранить в виде денежного капитала. Такой способ был также эффективен в борьбе с голодом в неурожайные годы. Но даже такие меры не помогли спасти крестьян от голодного 1833 года, когда вместо хлеба ели желуди и кору дерева, а в небольшое количество муки, которое осталось, добавляли для веса глину.
5. Следующий этап можно отнести к середине XIX века и началу военной реформы. Поражение российских войск в Крымской войне требовало кардинальной модернизации всего военного дела страны. Указом Николая I создано Военное Министерство, занимавшееся также обеспечением продовольствием.
В 1870 году открыли технологию производства жестяной банки, в которую закладывают произведенные мясные консервы. До сих пор эта самая распространенная емкость продуктовых запасов. И уже к концу XIX века первая банка консервов была отправлена на склад госрезерва.
В это время появилась ещё одна стратегическая задача, как поддерживать войска в период военных действий на границах. Решается данный вопрос в накоплении довольно большого объема еды и оружия на приграничных территориях. Задумка, правда, осуществилась только на западе страны. Ввиду большого расстояния и суровости климата самая сложная задача с этим на Дальнем Востоке.
6. Неудачи военных в принципиальном сражении с японскими войсками в начале XX века также требовали новых преобразований в формировании складских запасов для поддержания боеспособности
армии на границе (продовольствие и оружие). Но реформа не была доведена до совершенства. К 1914 году объемы еды стали катастрофически уменьшаться. Недоедание стали испытывать не только служащие армии, но и гражданское население России. Меры, предпринятые командующими войсками, не имели должного успеха. Единственное спасение для страны правители в то время видели только во введении принудительной продразверстки. Но и ее так не удалось осуществить. К революционному 1917 году Россия подошла с брешами в продовольственном обеспечении страны.
7. В подорванной революцией экономике СССР, с самого начала образования нового государства, начинаются попытки восстановить государственные запасы страны. Основной упор делается на накопление запаса хлеба. Создается неприкосновенный запас злаковых культур.
Утверждается новый расширенный перечень материалов для стратегического хранения. В нее входит уже 79 наименований.
Эти запасы очень пригодились в голодные тридцатые годы.
С 1938 года решается вопрос о необходимости специально готовить кадры для госрезерва страны. Создаются учебные заведения. Так, в городе Торжок открывается политехникум. А проблемы хранения продукции решаются в открытом в тот же год НИИ проблем хранения.
К началу сороковых годов госрезерв СССР расширился и укрепился. Работников, занятых в данной сфере, переваливает за тысячу человек. Головной офис имеет в своем наличии шестнадцать управлений, которые содержат в своем подчинении несколько баз и складов.
Дальнейшему увеличению объемов запасов резерва страны помешало нападение фашистской Германии.
8. Тяжелые годы Великой Отечественной войны. С первых дней войны госрезерв страны работает в круглосуточном режиме. Госрезерв пытается обеспечить армию страны всем необходимым. Предприятия переквалифицируются на выпуск продукции для обороны страны, «закрома Родины» перемещаются в удаленные восточные районы страны. Начинается срочная постройка новых баз для перебрасываемой продукции.
В итоге объем запасов госрезерва в военные годы не только не уменьшился, но и увеличился в два раза, благодаря жесткой экономии ресурсов и, конечно, самоотверженному мужеству всех без исключения людей, своими силами ковавших победу.
9. Послевоенные годы. После войны, несмотря на итоговое увеличение запасов страны, задача также стояла в еще большем увеличении. Наравне с этим
6
госрезерв восстанавливал разрушенные и создавал новые базы хранения. Главная задача была поставлена в первые годы - отмена карточной системы получения продуктов. Система государственных запасов справилась с этой задачей блестяще.
В мирное время госрезерв также продолжал наращивать свои запасы. На комбинатах госрезерва складированы промышленные и продовольственные запасы на «черный день». Забота об их качестве поручена сотрудникам специального научноисследовательского института - НИИ проблем хранения. То есть требования к товарам предъявляются столь же жесткие, как во времена Союза. Комбинаты хранят в своих закромах только все самое качественное [2].
Г осрезерв сегодня
Стать поставщиком госрезерва мечтают многие производители. Ведь это фактически равноценно присуждению продукции высшей категории качества, а кроме того, выгодно и с финансовой точки зрения: договор заключается сразу на очень большие партии товара. Базы хранения, или, на профессиональном языке, - комбинаты, создавались в период холодной войны, задумывались как неуязвимые системы, рассчитывались таким образом, чтобы выдержать ядерные удары, землетрясения и наводнения, и поэтому строились вдали от населенных пунктов.
На комбинатах хранят продовольственные товары первой необходимости: крупы, мясные и молочные консервы, масло и многое другое. Имеются медикаменты, сырье, техника и так далее. Те же нефтепродукты хранятся не только в привычных цистернах на поверхности, но и под землей в специальных шахтных выработках.
В госрезерве много уникального. Например, часть резервного запаса сырья для очень важного производства хранится на дне одного из сибирских озер... В госрезерве есть также комплекты специальных наплавных мостов для обеспечения надежных переправ через все крупные реки страны. Их можно развернуть в течение нескольких суток, причем пригодны они и для железнодорожных перевозок [3].
Законодательные акты по госрезерву
Основные законодательные положения относительно государственного резерва закреплены в Федеральном законе от 29.12.1994 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственном материальном резерве». Федеральный закон устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва и регулирует отношения в данной области. Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для ис-
пользования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и составляет имущество казны Российской Федерации.
Согласно статьи 3 закона государственный резерв предназначен для следующих целей:
1) обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
2) обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
3) оказания государственной поддержки различным отраслям экономики, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;
4) оказания гуманитарной помощи;
5) оказания регулирующего воздействия на рынок.
В составе государственного резерва образуется неснижаемый запас материальных ценностей (постоянно поддерживаемый объем их хранения).
Номенклатура и объем материальных ценностей, подлежащих хранению в неснижаемом запасе государственного резерва, а также порядок использования неснижаемого запаса, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Номенклатура материальных ценностей в государственном резерве и нормы их накопления, порядок разработки этих номенклатуры и норм устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ежегодный объем накопления материальных ценностей в государственном резерве планируется в составе государственного оборонного заказа в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случае необходимости обращаются в установленном порядке с просьбами о заимствовании материальных ценностей из государственного резерва [4].
Международная деятельность госрезерва
Госрезерв РФ сотрудничает с двадцатью странами. В НИИ проблем хранения решаются не только технологические задачи хранения тушенки или масла. По инициативе руководителя госрезерва Александра Григорьева была создана компьютеризированная единая автоматизированная система управления государственным резервом страны с использованием оптоволоконных каналов связи [5].
Казалось бы, ведение дел Госрезерва является сугубо внутригосударственной обязанностью, и с деятельностью других стран никак пересекаться не долж-
7
на. Однако есть ряд причин, по которым это невозможно:
1. Масштаб проблем, которые приходится решать Госрезерву, все чаще выходит за рамки одного государства. В частности, есть продукция, которая хранится в госрезерве, но которая не производится в России. Например, хлопок, закупается напрямую, через Госрезерв Узбекистана, минуя посредников.
2. В бывшем СССР была единая система госрезерва. Она разделилась после того, как появились страны СНГ. В странах СНГ осталась часть комбинатов бывшего СССР, но научная и образовательная база остались в России. Теперь коллеги просят наладить научно-технический обмен и взаимодействие в профессиональной подготовке кадров.
3. Взаимодействие при чрезвычайных ситуациях. Нередко запасы госрезерва играют здесь ключевую роль. Так случилось в свое время в Чернобыле. Потребовалось в течение нескольких суток срочно отгрузить в зону аварии три тысячи тонн свинца. Госрезерв это сделал. И не потому, что нет свинца в Америке или в Германии. Но пока бы его купили, привезли, неизвестно, какие масштабы приняла бы чернобыльская катастрофа. Никто не застрахован от техногенных катастроф, землетрясений и наводнений. Вот почему именно сейчас, в относительно спокойное время, нужно навести необходимые контакты. Выяснять, кто и чем может помочь в случае беды.
Система госрезерва обеспечивает снабжение необходимыми товарами и материалами неотложных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф на территории Российской Федерации. За счет ресурсов государственного материального резерва за последние 10 лет проведено 82 акции по оказанию гуманитарной помощи 40 государствам [6].
Гуманитарная помощь сегодня
Госрезерв не прекращает работу ни на минуту. Ниже приведены наиболее масштабные акции оказания гуманитарной помощи за последние 12 месяцев.
02 июля 2014 помощь из государственного резерва направлена в Афганистан.
По поручению Правительства Российской Федерации из государственного материального резерва произведен выпуск продовольствия и палаток для оказания помощи населению Исламской Республики Афганистан, пострадавшему в результате схода сели. 2 июня 2014 года Росрезерв передал в распоряжение МЧС России 38 тонн гуманитарных грузов на общую сумму 8,9 млн рублей. В зону бедствия направлены 55 палаток и 26,5 тонн продовольственных товаров: мясные и рыбные консервы, сахар [7].
07 июля 2014 76,4 тонны гуманитарной помощи доставлены в Волгоград.
По поручению Правительства Российской Федерации от 19 июня 2014 года Росрезерв отгрузил продовольствие и средства жизнеобеспечения для оказания помощи гражданам Украины, находящимся на территории Российской Федерации. 5 июля комбинатами Росрезерва были отгружены 76,4 тонны гуманитарной помощи, адресованной украинским беженцам на территории Волгоградской области. В распоряжение МЧС России переданы отопительные печи, палатки, кровати, передвижная электростанция, средства гигиены, а также 9 тонн продовольствия: мясные и рыбные консервы, чай, сахар. Общая стоимость материальных ценностей, предоставленных Росрезервом 5 июля, составила 23,6 млн рублей. Всего с 19 июня для оказания помощи украинским беженцам из государственного материального резерва были выпущены более 450 тонн различных грузов [8].
08 июля 2014 в Волгоград направлено 57 тонн гуманитарной помощи для беженцев с Украины.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 19 июня 2014 года Росрезерв продолжил отгрузку помощи гражданам Украины, находящимся на территории Российской Федерации. 8 июля из хранилищ Росрезерва в Волгоград направлены 1000 одеял, 60 кроватей, автобус, а также строительные материалы на сумму 4,3 млн рублей. 57,2 тонны гуманитарных грузов будут доставлены в пункты временного размещения населения, вынужденно покинувшего Украину, автотранспортом МЧС России. Всего с 19 июня для оказания помощи украинским беженцам из государственного материального резерва были выпущены более 507 тонн продовольствия и средств жизнеобеспечения [9].
21 июля 2014 32 тонны гуманитарной помощи из государственного резерва будут доставлены в Ростов-на-Дону.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 19 июня 2014 года Росрезерв продолжил отгрузку помощи гражданам Украины, находящимся на территории Российской Федерации. В целях осуществления комплекса мер по обеспечению временного размещения населения, вынужденно покинувшего Украину, 21 июня 2014 год из государственного материального резерва осуществлен выпуск 50 палаток, 500 кроватей, более 1000 комплектов посуды, 500 одеял, 1,25 км силового кабеля. Отгрузку вели комбинаты Росрезерва, расположенные в Центральном и Южном федеральных округах. 32,17 тонны гуманитарных грузов на общую сумму 10,35 млн переданы для доставки в Ростов-на- Дону в распоряжение МЧС России. Всего с 19 июня для оказания помощи украинским беженцам из государственного материального резерва были выпущены 540 тонн различных грузов, в том числе продовольствие, средства
8
первоочередного жизнеобеспечения, техника, стройматериалы [10].
10 сентября 2014 жители затопленных районов Боснии и Герцеговины получают продовольствие из государственного резерва.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации из государственного материального резерва выпущено 38,4 тонны продовольственных товаров для оказания помощи населению Боснии и Герцеговины, пострадавшему от наводнения. В состав гуманитарного груза, предоставленного Росрезервом, вошли сахар, мясные и рыбные консервы на общую сумму 4,6 млн рублей.Продовольственные товары переданы в распоряжение МЧС России для доставки в г. Сараево [11].
22 октября 2014 74 тонны грузов из государственного материального резерва направлены в Ирак.
По поручению Правительства Российской Федерации из государственного материального резерва выпущено 74 тонны грузов для оказания помощи населению Ирака, пострадавшему от действий террористической группировки «Исламское государство». В состав гуманитарного груза, предоставленного Росре-зервом, вошли передвижные электростанции, палатки, одела, а также 27 тонн мясных консервов. Общая стоимость отгруженных товаров составила 29,2 млн рублей. Продовольственные товары переданы МЧС России для доставки в города Багдад и Эрбиль [12].
17 декабря 2014 отгружена очередная партия гуманитарной помощи для Сирии.
По поручению Правительства Российской Федерации из государственного материального резерва выпущено 25,1 тонны продовольственных товаров для оказания помощи населению Сирийской Арабской Республики, пострадавшему в результате вооруженного противостояния. 17 декабря комбинаты Росрезерва отгрузили сахар, мясные и рыбные консервы, детское питание на общую сумму 6,7 млн рублей. Продовольствие передано МЧС России для доставки в г. Латакия [13].
2 февраля 2015 продовольствие из госрезерва направлено в Гвинейскую Республику.
По поручению Правительства Российской Федерации из государственного материального резерва выпущено 37,2 тонны продовольственных товаров для оказания помощи населению Гвинейской Республики в связи с распространением лихорадки Эбола. 2 февраля 2015 года комбинатами Росрезерва были отгружены 7 тонн сахара, более 30 тонн мясных, молочных и рыбных консервов. Общая стоимость, предоставленных Росрезервом продуктов питания составила 6,6 млн рублей. Груз гуманитарной помощи передан МЧС России для доставки в г. Конакри [14].
05 марта 2015 Росрезерв принимает на хранение фонды библиотеки ИНИОН РАН, пострадавшие во время пожара.
По поручению Правительства Российской Федерации и в связи с запросом Федерального агентства по научным организациям России Росрезерв предоставил холодильные камеры для временного хранения фондов библиотеки Института научной информации по общественным наукам РАН, пострадавших во время пожара. С 21 февраля намокшие при ликвидации пожара книги в пластиковых контейнерах доставляются на подмосковный комбинат системы государственного материального резерва. В подготовленных для приема книг низкотемпературных камерах комбината соблюдается температурный режим -25 градусов по Цельсию и относительная влажность 60 %, такие условия препятствуют образованию плесени. По состоянию на 5 февраля на хранение принято три партии изданий из фондов библиотеки ИНИОН РАН общим весом около 4,5 тонн [15].
18 марта 2015 продолжается оказание гуманитарной помощи населению Сирии.
По поручению Правительства Российской Федерации из государственного материального резерва выпущено 20,5 тонны гуманитарных грузов для оказания помощи населению Сирийской Арабской Республики, пострадавшему в результате вооруженного конфликта. 18 марта 2015 года произведена отгрузка 1000 одеял, 4 тонн сахара, 14,5 тонны мясных, молочных и рыбных консервов. Общая стоимость предоставленных Росре-зервом материальных ценностей составила 3,8 млн рублей. Груз гуманитарной помощи передан МЧС России и будет доставлен в город Латакия [16].
30 марта 2015 гуманитарные грузы из госрезерва доставлены в Республику Вануату.
По поручению Правительства Российской Федерации из государственного материального резерва выпущено 60 тонн гуманитарных грузов для оказания помощи населению Республики Вануату, пострадавшему от разрушительного урагана «Пэм». В ночь с 28 на 29 марта из хранилищ Росрезерва оперативно были отгружены 80 палаток, 4000 одеял, 2 передвижные электростанции, более 30 тонн продовольственных товаров: сахар, мясные, молочные и рыбные консервы. 29 марта груз гуманитарной помощи из государственного резерва Российской Федерации был доставлен к месту бедствия самолетами МСЧ России [17].
14 апреля 2015 Росрезерв помогает Республике Хакасия.
По поручению Правительства Российской Федерации из государственного материального резерва выпущено 47 тонн гуманитарных грузов для оказания помощи населению Республики Хакасия, пострадавшему от пожаров. Комбинатами Росрезерва, расположенным в Сибирском и Центральном федеральных округах, отгружены передвижные электростанции, палатки, отопительные печи, наборы полевой мебели,
9
посуда, мыло. К месту бедствия также доставляются основные продукты питания: сахар, мясные и рыбные консервы, гречневая крупа, мука, чай. Стоимость грузов, предоставленных Росрезервом пострадавшим от пожаров жителям Хакасии, по состоянию на 14 апреля составила около 17 млн рублей [18].
27мая 2015 очередная партия гуманитарной помощи направлена в Сирию.
По поручению Правительства Российской Федерации из государственного материального резерва выпущено 20 тонн гуманитарных грузов для оказания помощи населению Сирийской Арабской Республики. 27 мая 2015 года из хранилищ Росрезерва отгружены 1000 одеял и 18 тонн продовольственных товаров: сахар, детское питание, мясные и рыбные консервы. Общая стоимость очередной партии гуманитарной помощи составила 8,1 млн рублей. Грузы переданы МЧС России для доставки в город Латакия (Сирия) [19].
28 мая 2015 продолжается отправка помощи в Хакасию.
По поручению Правительства Российской Федерации продолжен выпуск из государственного материального резерва продовольственных товаров для оказания помощи жителям Республики Хакасия, пострадавшим от пожаров. Запланировано, что в ближайшие дни к месту бедствия будут доставлены 77 тонн основных продуктов питания: сахар, мясные и рыбные консервы, чай, соль. Стоимость очередной партии помощи составила 18,8 млн рублей. С 27 мая комбинаты Росрезерва, расположенные в Сибирском федеральном округе, возобновили отгрузочные работы, которые ведутся в круглосуточном режиме. Для доставки в пострадавшие районы Хакасии товары оперативно передаются подразделениям МЧС России [20].
Таким образом создание и функционирование государственного резерва является основой стабильности экономики, при этом каждый товаропроизводитель должен стремиться выпускать продукцию такого качества, который бы соответствовал показателям госрезерва.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральное агентство по государственным резервам
URL: https://m.wikipedia.org/wiki/Федеральное_агентст во_по_государственным_резервам (дата обращения
30.08.2015) .
2. История госрезерва URL: http://gosrezerv-nn.ru /interesnoe/istoriya-gosrezerva (дата обращения
3.02.2015) .
3. Добровольский А. Стратегическим запасам
России угрожают вор-притворяшка, пыльная вошь и мавританская козявка URL: http://www.mk.ru/
social/2014/12/28/strategicheskim-zapasam-rossii-ugroz hayut-vorpritvoryashka-pylnaya-vosh-i-mavritanskaya-kozyavka.html (дата обращения 13.02.2015).
4. Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственном материальном резерве». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_156875/(дата обращения 25.02.2015).
5. Росрезерв или «закрома Родины» URL: http://www.gradremstroy.ru/news/ rosrezerv-ili-zakroma-rodmy.html(дата обращения 13.03.2015).
6. Историческая справка URL: http://rosreserv.ru /Virtualnrj_muzej/Istoricheskaja_spravka (дата обращения 30.08.2015).
7. Помощь из государственного резерва направлена в Афганистан URL: http://rosreserv.ru
/events/item/5817/ (дата обращения 30.08.2015).
8. 76,4 тонны гуманитарной помощи доставлены в Волгоград URL: http://rosreserv.ru/events/item/5821/ (дата обращения 30.08.2015).
9. В Волгоград направлено 57 тонн гуманитарной помощи для беженцев с Украины URL: http://rosreserv.ru/events/item/5824/ (дата обращения
30.08.2015) .
10. 32 тонны гуманитарной помощи из государственного резерва будут доставлены в Ростов-на-Дону URL: http://rosreserv.ru/events/item/5839/ (дата обращения 30.08.2015).
11. Жители затопленных районов Боснии и Герцеговины получат продовольствие из государственного резерва URL: http://rosreserv.ru/events/item/5925/ (дата обращения 30.08.2015).
12. 74 тонны грузов из государственного материального резерва направлены в Ирак URL: http://rosreserv.ru/events/item/5943/ (дата обращения
30.08.2015) .
13. Отгружена очередная партия гуманитарной помощи для Сирии URL: http://rosreserv.ru/events /item/5976/ (дата обращения 30.08.2015).
14. Продовольствие из госрезерва направлено в
Гвинейскую Республику URL: http://rosreserv.ru
/events/item/5990/ (дата обращения 30.08.2015).
15. Росрезерв принимает на хранение фонды библиотеки ИНИОН РАН, пострадавшие во время пожара URL: http://rosreserv.ru/events/item/6032/ (дата обращения 30.08.2015).
16. Продолжается оказание гуманитарной помощи населению Сирии URL: http://rosreserv.ru
/events/item/6044/ (дата обращения 30.08.2015).
17. Гуманитарные грузы из госрезерва доставлены в Республику Вануату URL: http://rosreserv.ru /events/item/6049/ (дата обращения 30.08.2015).
18. Росрезерв помогает Республике Хакасия URL:http://rosreserv.ru/events/item/6070/ (дата обращения 30.08.2015).
19. Очередная партия гуманитарной помощи направлена в Сирию URL: http://rosreserv.ru/events/ item/6120/ (дата обращения 30.08.2015).
20. Продолжается отправка помощи в Хакасию URL: http://rosreserv.ru/events/item/6122/ (дата обращения 30.08.2015).
10
STATE RESERVE - THE BASIS OF STABLE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY
© 2015
D. V. Baldov, the post-graduate student, the senior teacher of the chair «Informational systems and technologies», S. A. Suslov, the candidate of economic sciences, the associate professor of the chair «Economics and modeling of business processes»
Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino, Russia
Annotation. The article is devoted to consideration of bases of stable functioning of any state accumulation, storage and distribution of the state strategic reserves. No state can count on a long, stable and efficient operation without the creation of strategic reserves. In the Russian Federation the responsibility of the state reserve of the country and the research Institute of storage. The article presents the history of creation of the state reserve, from the first material reserves in the country to international organizations carrying out humanitarian missions in countries outside the Russian Federation. When providing humanitarian assistance organization works closely with the Ministry of emergency situations of Russia. It is studied legislative acts regulating the activities of the organization. Important role in the organization is paid to storage of products. Institute of Problems of Storage management is continually searching for new methods of preserving and storing food for over the years would be not only safe for consumption, but would not lose their taste. Refreshment is periodically made products at warehouses, the product shelf life is coming to an end go to the sale or destruction, and in their place comes a new batch of food. However, many manufacturers are fighting for the right to be the supplier of state reserve. The purchase of vendor status of state reserve of Russia allows concluding contracts for large volumes of supplies and is one of the quality standards of the manufacturer's products. There is storage on a wide range of products not only food. The lack of any key goods can have irreversible consequences for the state system, as well as to be a danger to people's lives. The article explained the key role of the state reserve Fund in liquidation of anthropogenic catastrophes, including Chernobyl. It is provides a chronological reference for the rendered humanitarian assistance to the state reserve for the last year, which proved again that the key factor affecting the food and national security of the country, significantly affecting the stocks, made for emergencies.
Keywords: state reserve, humanitarian assistance, legislation, inventory, food, food safety, disaster, emergency, stages of development of the state reserve.
УДК 378.1
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
© 2015
Н. С. Батова, преподаватель кафедры «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности»
М. В. Шуварин, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности»
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются структура, особенности и проблемы рынка образовательных услуг. Образовательные учреждения позже остальных российских структур нашли свое место в системе рыночных отношений, больше того, рынок образовательных услуг только формируется. Образовательные учреждения нуждаются в грамотно организованном менеджменте и новых маркетинговых решениях, разумеется, с учетом специфики данного рынка.
Формирование современного рынка образовательных услуг началось в 90-х годах прошлого века. С переходом страны на рыночную экономику установились два основных сегмента - государственный и негосударственный. Но сейчас это деление не отражает многообразия образовательного рынка. Поэтому специалисты выделяют три основных современных сегмента.
«Белый» сегмент представлен платными отделениями государственных вузов, негосударственными платными школами и вузами, различными платными курсами (вождения, бухгалтерского учета, программирования, иностранных языков, повышения квалификации и т. п.).
«Серый» сегмент представлен услугами государственных и негосударственных учебных заведений, а также частных лиц, которые не оформляют документы должным образом. Это может быть искажение статистических данных и налоговой отчетности или введение дополнительных сборов в денежной или натуральной форме («добровольных пожертвований») без должного оформления.
«Черный» сегмент представлен образовательными учреждениями, действующими без оформления необходимых лицензий или распространяющими свою деятельность далеко за рамками, установленными лицензией, а
11