ЭКО. - 2017. - № 10 УЛАНОВ В.Л., КОВАЛЕВА А.И.
Влияние потенциала государственного материального резерва на национальную экономику
В.Л. УЛАНОВ, доктор экономических наук,
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». E-mail: [email protected].
А.И. КОВАЛЕВА, доктор экономических наук,
Научно-исследовательский институт проблем хранения Росрезерва, Москва. E-mail: [email protected]
Государственный материальный резерв традиционно предназначен для обеспечения мобилизационных нужд страны, снабжения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания гуманитарной помощи, а также поддержки отраслей экономики, организаций, субъектов Российской Федерации при временных нарушениях в поставках важнейших видов сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия.
Российская система государственного резерва накопила огромные материальные ценности и в современных условиях функционирования может стать важнейшим инструментом влияния государства на развитие национальной экономики.
Изложен механизм формирования и использования резервов на примере сырой нефти, продовольствия и зерна. Проанализированы примеры использования стратегических резервов для стабилизации различных рынков - регионального, отраслевого, национального, мирового. Продемонстрирован основной инструмент регулирования рынка в России - товарные интервенции. Ключевые слова: регулирование, материальные резервы, мобилизация, открытость информации, интервенции, товарные расписки
При переходе к новым экономическим условиям вмешательство государственных органов в отношения хозяйствующих субъектов, в определение направлений их развития, решение социальных вопросов видоизменилось, больший упор делается на создание институтов, формирование условий, поддержку конкуренции и других рыночных механизмов. Но при несовершенстве отраслевых и региональных рынков, внешних возмущениях, нестабильности и т. п. потребность в воздействии государства на рынок остается. Властные структуры предпринимают попытки регулировать рынок с помощью контроля за объемами предложения на нем, установления фиксированных цен, налогов,
введения рыночных квот, дотаций для определенных областей деятельности и т.п. Мировой опыт открывает достаточно широкое поле для исследования возможностей влияния налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики на экономические процессы. Эти технологии давно известны и хорошо изучены, но на практике прямое государственное регулирование часто не приводит к ожидаемым результатам, креативность руководителей при использовании таких подходов невелика.
Создаваемая столетиями российская система государственного резерва накопила огромные материальные ценности и в современных условиях функционирования становится важнейшим инструментом влияния государства на развитие национальной экономики. Накопленные объемы государственного резерва позволяют рассматривать их не как ресурсы в ожидании востребованности, а как активный фактор рынка. Однако при разработке рекомендаций следует отметить основополагающую черту системы госрезерва: ее закрытость. Согласно закону «О государственном материальном резерве» сведения о нормах накопления, о поставке, выпуске, закладке, об освежении, дислокации и фактических запасах государственного резерва являются государственной тайной. Ключевые параметры развития (номенклатура и объем закладки материальных ценностей) определяются правительственными структурами на основе исследований специальных организаций. В немногочисленных открытых исследованиях [1, 2] анализ, как правило, проводится на базе неполной и фрагментарной информации, с привлечением данных зарубежных организаций.
Однако требуемый объем средств для построения системы государственного материального резерва придает теме первостепенную важность, а появляющиеся различного рода предложения по использованию ресурсов госрезерва обусловливают необходимость их мониторинга и разработки основ не только формирования, но и применения.
В частности, в последнее время возрос интерес к использованию государственного материального резерва для целей регулирования рынка, например, при потребности в коррекции цен на продовольствие, сглаживании сезонных колебаний на сырьевом рынке. В 2013 г. подготовлены «Правила использования материальных ценностей государственного материального резер-
ва для оказания регулирующего воздействия на рынок в форме товарных интервенций». У властных структур появились новые функции и полномочия, вместе с ними и новые риски.
Есть основания полагать, что у системы госрезерва имеется потенциал стать не только уже традиционным средством обеспечения стабильности экономики, но и одним из инструментов борьбы с инфляцией, средством обеспечения гарантий при сделках на товарных биржах, привлечения финансовых средств населения и бизнеса, например, с помощью выпуска в обращение товарных расписок.
Формирование государственного материального резерва1
Создание в России системы общегосударственного материального резерва относят к XV веку, когда по приказу Ивана III были установлены перечень и нормы накопления, порядок поддержания сохранности запасов, «дабы возможность была выдержать осаду в течение трех лет». При построении российского государства с единым центром управления и единым войском была выдвинута задача разработки централизованной системы снабжения армии. В 1700 г это увенчалось учреждением провиантского приказа, что в свою очередь позволило создать регулярную армию на полном государственном обеспечении. В XVIII веке был сформулирован новый подход к обеспечению населения продовольствием - бороться не с последствиями кризиса, а предупреждать проявления «народной нужды». Теперь при создании казенных запасов зерна принимались в расчет не только нужды армии, но и «недостатки, могущие приключиться от недорода хлеба».
В ХХ веке важность накопления государственного резерва подтверждалась много раз: поражение в русско-японской войне 1903-1905 гг. было обусловлено не только низкой обеспеченностью военным снаряжением, но и нехваткой одежды, обуви, продуктов питания. С началом Первой мировой войны снабжение гражданского населения продовольствием оказалось недостаточным, правительство вынуждено было передавать ему продовольствие из армейских запасов. Накануне Февральской
1 Исторические материалы подготовлены с использованием информации официального сайта Росрезерва.
революции 1917 г. в распоряжении правительства запасов продовольствия не было.
В советском государстве работа по восстановлению утраченных продовольственных запасов началась в 1925 г. Был создан резервный государственный фонд хлеба, затем (в 1928 г.) - мобилизационный фонд пшеницы, овса, крупы, а далее - бюджетного, валютного, товарного, сырьевого и топливного резервов. Была утверждена номенклатура резервов по стратегическим материалам отечественного производства из 11 наименований, по импортным товарам - из 68. В 1937 г. в структуре единого Комитета резервов образованы территориальные органы управления - в ведении каждого территориального управления - от двух до 10 баз и тысячи пунктов ответственного хранения, в 1938 г. открылся учебный центр по подготовке специалистов для работы в системе госрезерва, создан научно-исследовательский институт для разработки технологий длительного хранения товаров и материалов. Накануне Великой Отечественной войны была расширена номенклатура закладываемых на хранение товаров (главным образом - за счет материалов стратегического назначения), общая стоимость резервов только за 1940 г. выросла в 1,9 раза.
За годы войны из системы государственного резерва было отпущено для нужд армии и экономики около 20 млн т хлеба, около 3 млн т продовольственных товаров, около 2 млн т металлов, угля - 16 млн т, нефтепродуктов - 9 млн т, лесоматериалов -6 млн м3. При этом объемы госрезерва возросли по некоторым видам ресурсов почти в два раза. При послевоенном восстановлении предусматривалось наращивание государственных резервов и решалась задача по отмене карточной системы снабжения. С отменой карточек в 1948 г. система государственного резерва перешла с режима военного времени к мирной работе.
Уже в советский период ресурсы госрезерва использовались для поддержки регионов и отраслей, оказания регулирующего воздействия на экономику при временных нарушениях снабжения. Например, в 1950-х годах, когда Китай в одностороннем порядке прекратил поставки в СССР олова, сурьмы и металло-концентратов, десятки ведущих предприятий оказались на грани остановки. Благодаря системе госрезерва целые отрасли смогли продолжить работу, пока не были заключены договоры с новыми поставщиками.
Вторая половина ХХ века стала этапом ускоренного развития и преобразований системы; был создан информационный вычислительный центр, установлено постоянное международное сотрудничество со странами - членами СЭВ по вопросам хранения государственных материальных резервов; в системе госрезерва началось создание особого фонда товаров и материалов, предназначенного для принятия первоочередных мер при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (землетрясений в Ташкенте, Спитаке, лесных пожаров в Сибири, ликвидации аварий на крупных промышленных объектах). Например, при аварии на Чернобыльской АЭС в течение нескольких суток из хранилищ госрезерва было доставлено 3 тыс. т свинца и замурован очаг радиации. В такие сжатые сроки настолько масштабную поставку можно было осуществить только используя ресурсы госрезерва. Значительные объемы резерва становятся фактором стабильности всей экономики.
В 1990-е годы система госрезерва внесла большой вклад в сохранение социально-политической стабильности, направляя продовольствие на опустевшие полки магазинов. За годы перестройки государственные продовольственные запасы сократились по мясным продуктам в 2,5-3 раза, по растительному маслу -более чем в три раза, по сахару - в 4,5 раза.
Принципы формирования, финансирования, хранения и использования государственного материального резерва
Государственный материальный резерв - это одна из составляющих системы национальной безопасности, он выполняет роль важнейшего института национального значения. В системе госрезерва хранятся сотни наименований стратегически важных товаров, которые могут быть востребованы в случае войны, природных и техногенных катастроф, а также экономических кризисов. Заказчиками номенклатуры являются российские федеральные ведомства, они определяют, что и в каком количестве потребуется для решения тех или иных задач.
Создаются государственные материальные резервы на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном и ведомственном, решение об их использовании принимается соответствующим исполнительным органом власти.
Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве» определяется, что ресурсы госрезерва предназначены для обеспечения мобилизационных нужд РФ, а также неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания государственной поддержки различным отраслям экономики, организациям, субъектам РФ в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке, предоставления гуманитарной помощи, оказания регулирующего воздействия на рынок.
В соответствии с российским законодательством государственный материальный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, который составляет имущество казны РФ. Большая часть годового оборота приходится на продовольственные товары (зерно, молочные продукты, растительные масла, консервы) - это те товары, которые необходимо обновлять раз в 1-2 года. Запасы нефтепродуктов, техники, металлов меняют гораздо реже, а алюминий хранится десятки лет. Раз в несколько лет формируется новая номенклатура товаров системы государственного резерва, анализируется и учитывается опыт ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций. Так, после аварии на атомной станции «Фу-кусима-1» в номенклатуру госрезерва были включены средства радиационного мониторинга, а после наводнений на Дальнем Востоке - водоналивные дамбы увеличенной мощности.
Объемы закладываемых товаров не всегда возможно рассчитать в открытом доступе, так как информация по большинству товаров по разным причинам фрагментарна или отсутствует. Информация по товарам массового производства более открыта [2]. Так, известно, что в мире накоплены значительные запасы сырой нефти, коммерческие запасы нефти почти в четыре раза превышают государственные резервы.
Выпуск товаров из системы государственного резерва осуществляется или в чрезвычайных ситуациях (досрочно), или по достижении срока хранения (который всегда устанавливается меньше срока годности). Продукция, выпускаемая в связи с освежением, направляется на реализацию и пользуется на рынке
5 ЭКО. - 2017. - № 10
спросом, так как при высоком качестве предлагается со скидкой из-за истекающего срока годности.
Один из основных принципов функционирования системы -оперативность. При аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в течение нескольких часов были доставлены со складов госрезерва необходимые для восстановительных работ энергогенераторы. Для купирования вспышки сибирской язвы (2012 г.) в Алтайском крае был найден самый быстрый способ доставки вакцины -обращение в систему государственного резерва.
Согласно Указу Президента РФ от 23.11.2016 г., функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере управления государственным материальным резервом, ранее осуществлявшиеся Минэкономразвития России, в целях повышения эффективности управления государственным материальным резервом и оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти переданы Росре-зерву - агентству, управляющему секретными стратегическими запасами страны. Считается, что такая реорганизация сделает менее затратной и более современной систему мобилизационной подготовки экономики, а также будет способствовать становлению современных институтов.
Формирование материальных ценностей в системе государственного резерва носит межведомственный характер - объемы, номенклатура и основные параметры выстраиваются на основании запросов и требований федеральных органов исполнительной власти (МЧС, Минобороны, Минпромторга, Минэнерго и др.). При этом содержание и развитие государственного резерва являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Проблемой остается необходимость оптимизации средств для системы госрезерва. Так, скудные вложения в ресурсы госрезерва приведут к недовыполнению возложенных на систему функций, а при избыточности резервирования потребуются расходы на аренду дополнительных складских помещений и т. п. Обоснованность вложений в систему госрезерва позволит снизить риски нарушения бесперебойности снабжения необходимыми ресурсами, повысить устойчивость процесса, уменьшить нагрузку на государственный бюджет.
Для сокращения бюджетных затрат в систему госрезерва привлекаются средства из других источников финансирования.
В частности, поставки в целях освежения запасов и замены материальных ценностей госрезерва, осуществляемые ответственными хранителями (отдельными компаниями), финансируются ими самостоятельно. Ответственное хранение уменьшает расходы на резервирование. Других источников финансирования государственного материального резерва в России не существует.
Важнейшей проблемой является повышение эффективности формирования и использования государственного материального резерва (актуальная номенклатура, эффективная система управления, контроль за качеством товаров, логистика и др.).
Зарубежный опыт создания и использования государственных материальных резервов
Государственные резервы поддерживаются во всех экономически развитых странах и выполняют схожие функции. Часто данные по государственным резервам имеют закрытый характер из-за задач национальной безопасности. В развитых странах законодательство допускает использование госрезервов при неблагоприятных изменениях экономической ситуации: госрезерв -это инструмент, который поддерживает способность государства оперативно реагировать на угрозы внутренней стабильности и благополучию граждан.
Влияние материальных резервов отдельных государств на рынки ограничено масштабами производства и хранения товаров, поэтому объемы госрезервов могут по-разному отражаться на конъюнктуре рынков. Степень такого воздействия вбирает множество факторов, кроме объемов производства и потребления в стране: это вопросы ценообразования, налоговой политики, установления тарифов и пошлин и другие инструменты регулирования рынка. Ведущие страны мира активно применяют данный инструмент. Так, США использовали продажи из своего стратегического резерва нефти для влияния на нефтяные цены. В ответ на уменьшение нефтяных цен страны-экспортеры, в первую очередь ОПЕК и Россия, пришли к соглашению о сокращении добычи, соответственно, снизился и объем нефтепереработки.
В условиях глобализации степень влияния ресурсов государственных резервов отдельных стран на мировой рынок снижается. Но сохраняется способность поддерживать стабильность
внутренних регионов, так что многие страны пришли к выводу о необходимости формирования стратегических резервов нефти. Предлагаемые формы организации различны - это резервы при нефтяной компании, либо на основе кооперации ряда нефтяных компаний или в рамках государственно-частного партнерства.
Возросшая потребность в нефтяных резервах подогревается и конъюнктурой мирового рынка. Динамика цен на нефть показывает большую волатильность. В 1998 г. нефть марки Brent опустилась ниже 10 долл. США за баррель. С 1999 г. до 2007 г.-выросла с 18 до 98 долл., а в 2008 г. упала - до 61 долл. Затем волна роста до 111 долл. к 2013 г., и снова падение - до 36 долл. в 2016 г. (указана среднегодовая цена на нефть марки Brent).
Страны-импортеры создают госрезервы нефти для обеспечения бесперебойной работы НПЗ в сложных ситуациях (техногенные, политические, климатические катаклизмы, резкий рост цен на нефть и другие обстоятельства). Среди государственных нефтяных резервов самым крупным является Стратегический нефтяной резерв США (Strategic Petroleum Reserve, SPR). Он был создан после нефтяного кризиса 1973 г. По данным департамента энергетики США, объемы нефти в SPR выросли с 492 млн барр. в 1985 г. до 726 млн барр. в 2010 г. В 2011 г. резерв нефти уменьшился из-за потери объемов добычи в Ливии. На конец 2016 г. SPR составляет 695 млн барр. В планах США довести SPR до 1 млрд барр2.
В США правила доступа к стратегическим резервам нефти определяются с 1975 г. так называемым актом об энергетической политике и энергосбережении (Energy Policy and Conservation Act), согласно которому нефть из резерва можно забирать в исключительных случаях, но суточный отбор не может превышать 4,4 млн барр. Эффективно были использованы ресурсы стратегического резерва в 2005 г., когда ураган «Катрина» уничтожил 30 нефтяных платформ в Мексиканском заливе, а 28 платформ и буровых установок вывел из строя. В результате цены на нефть и нефтепродукты выросли. Для нивелирования последствий урагана из резерва США было продано 11 млн барр. нефти.
2 Здесь и далее данные департамента энергетики США [3].
Стратегические резервы продовольствия неоднократно оказывали стабилизирующее воздействие на национальные рынки. Зерно играет ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности, а также является главным продовольственным биржевым товаром. Цены на большинство видов продовольствия формируются в зависимости от цен на зерно. Поэтому мировая и национальная продовольственная безопасность зависят от состояния рынка зерна.
Нормы резервирования зерна и продовольствия в развитых экономиках различны. Значительными резервами располагают США и страны Евросоюза, стремительно наращивает запасы продовольствия Китай. В США и Швейцарии резервы зерна и продовольствия позволяют избежать голода при введении нормированного распределения продуктов в течение пяти лет.
В соответствии с принятыми в мировой экономике нормативами уровень продовольственной безопасности определяется по объему переходящих до следующего урожая запасов зерна. Безопасным считается уровень, соответствующий 60 дням потребления зерна, или 17% годового потребления. Помимо стратегических запасов, во многих странах созданы интервенционные фонды, которые играют важную роль при ценовых колебаниях на зерно, в качестве страховки при товарном дефиците, а также в расширении финансовых возможностей предприятий, имеющих переходящие запасы. Стратегические государственные резервы зерна позволяют обеспечить потребности населения в среднесрочной перспективе. Зерно в таких резервах хранится до нескольких лет [1].
Государственный материальный резерв для становления современных экономических отношений
Материальные ценности госрезерва могут использоваться в соответствии с действующим законодательством РФ для стабилизации экономики и оказания регулирующего воздействия на рынок. В основном это связано с ликвидацией последствий природных и техногенных катастроф. При ликвидации последствий наводнения на Дальнем Востоке (в конце 2013 г.) ресурсы госрезерва были использованы как инструмент сдерживания цен на продовольствие [1] в Хабаровском крае, Амурской области
и Еврейской автономной области. По распоряжению правительства на рынок были вброшены более 38 тыс т основных продовольственных товаров. Цены были стабилизированы. Кроме того, в качестве экстренной помощи были выделены 15,3 тыс т различных грузов на общую сумму 826,3 млн руб.: стройматериалы, горючее, техника поступали из хранилищ государственного материального резерва.
Возможность использовать материальные ценности госрезерва для оказания регулирующего воздействия на рынок в форме товарных интервенций закреплена в ФЗ РФ «О государственном материальном резерве». Но чаще товарная интервенция происходит из интервенционного фонда [4, 5]. Интервенционные товарные фонды были учреждены в России в 2000-х годах, по примеру стран ЕС, США, Китая и др., где накоплен положительный опыт воздействия интервенционных фондов на рынок. Поскольку товарные интервенции осуществляются, как правило, для снижения уровня розничных цен на потребительском рынке, номенклатура товаров ограничена продовольствием, топливом и нефтепродуктами. Например, интервенционный" фонд зерна создан при Министерстве сельского хозяйства РФ с целью стабилизации цен на внутреннем рынке.
Схема использования ресурсов госрезерва для стабилизации отраслевого рынка была опробована в 2011 г., когда из-за неурожая сахарной свеклы подскочили цены на сахар (подорожание за шесть месяцев на 63%). «Выброса» около 300 тыс. т сахара из госрезерва оказалось достаточно, чтобы успокоить рынок. Механизм оказался действенным, были разработаны правила использования материальных ценностей государственного материального резерва для оказания регулирующего воздействия на рынок.
Согласно правилам, интервенции из стратегических запасов допускаются в случае резкого роста розничных цен на внутреннем рынке субъекта РФ (за 30 календарных дней подряд увеличение цены на продовольственные товары на 20% и более, а на нефтепродукты и топливо - на 10% и более). Решение о проведении интервенции принимается правительством на основании обращения администрации субъекта РФ в Минэкономразвития. С целью регулирования рынка правительство может принять решение о закупке и закладке материальных ценностей в го-
сударственный резерв сверх установленных объемов и норм за счет средств федерального бюджета. Целесообразность проведения товарной интервенции согласовывается с Минсельхозом РФ и (или) Минэнерго РФ, что снижает риски неправомерного применения стратегических госрезервов при неполном использовании оперативных интервенционных фондов с целью усиления конкуренции на товарных рынках [6].
При проведении закупочных и товарных интервенций в России должны учитываться «Правила проведения государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Закупочные интервенции осуществляются на основании госконтракта, заключаемого на срок до трех лет. Приобретение и реализация продукции, организация хранения и обеспечения сохранности запасов интервенционного фонда, их страхование производятся организацией-агентом; в настоящее время функции агента по зерну исполняет АО «Объединенная зерновая компания». Уровни и методики определения цен на сельхозпродукцию и размера платы за услуги хранения утверждаются Минсельхо-зом РФ по согласованию с ФАС РФ. Правилами предусмотрены залоговые операции при закупочных интервенциях за счет приобретения на биржевых торгах у сельхозпроизводителей продукции с правом ее обратного выкупа. Также предусмотрена продажа сельхозпродукции, находящейся у хранителя, в отношении которого начата процедура ликвидации или банкротства или который отказывается от заключения или исполнения условий договора хранения.
Применение в России закупочных и товарных интервенций вызывает вопросы с точки зрения членства в ВТО [7]: считается, что интервенции оказывают искажающее воздействие на рынок. И если сейчас товарные интервенции применяются в отечественной экономике в качестве основного инструмента государственного регулирования рынка, то в перспективе нужно уменьшить его использование.
Одним из дискуссионных вопросов в российском бизнес-сообществе является целесообразность формирования государственного резерва нефти (на данный момент в резерв закладываются только нефтепродукты) [5, 6]. С одной стороны, в условиях согласованного со странами ОПЕК ограничения добычи нефти
многие российские нефтяные компании, например «ЛУКОЙЛ», не приостановили инвестиции в бурение, но не вводят в эксплуатацию скважины, тем самым создавая резерв нефти в недрах. Между тем для формирования в России стратегических государственных резервов нефти необходима реализация целого ряда мер, включающих решение организационных, правовых, технико-технологических, экономических и финансовых вопросов, с учетом интересов предприятий нефтедобычи, нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения и государства.
С другой стороны, такой резерв будет востребован для осуществления оперативных поставок и поставок в особые периоды. Также экономически целесообразно его использовать для освежения нефтепродуктов госрезерва в период высоких цен на нефть и продукты ее переработки. Освежение нефтепродуктов производится по рыночным ценам; если направить часть нефтяного резерва на переработку с целью последующей закладки топлива в госрезерв, будут сэкономлены бюджетные средства (до 20% расходов на эти цели). Дискуссия об использовании резервов сырой нефти продолжается, так как это важнейший и определенно высокозатратный для бюджета страны вопрос.
Если традиционные направления использования материальных резервов для обеспечения стабильности экономики не вызывают вопросов, то использование резерва для становления рыночных институтов относят к обсуждаемым. Например, применение ресурсов госрезерва для привлечения финансовых средств, обеспечения гарантированности сделок на товарных биржах, защиты от инфляции и т. п. Закладываемые в госрезерв товары подвержены инфляции (таблица). При общей тенденции к удорожанию корзина из таких товаров может стать надежным обеспечением, так как снижение цен на одни из них будет компенсироваться ростом остальных.
На базе резервов (государственных, коммерческих и интервенционных фондов) могут быть выпущены в обращение новые финансовые активы, например, товарные расписки [8], дающие право на получение суммы, равной стоимости определенной корзины товаров госрезерва. Инструмент привлекателен не только как средство защиты от инфляции денежных средств, но и как механизм привлечения свободных денежных средств населения и бизнеса.
Средние цены производителей сельскохозяйственной продукции по Российской Федерации в 2000-2016 гг., руб./т
Наименование 2000 2005 2010 2015 2016
Зерновые культуры
пшеница 2179 2508 3867 8768 8837
рожь 1992 2346 3411 5247 6149
просо 1523 1860 3832 7365 6439
гречиха 4509 4581 8153 20137 25870
кукуруза 2616 2388 4681 7853 8348
ячмень 1822 2560 3395 7344 7741
овес 1637 2488 3596 5493 6400
Овощи бобовые лущеные сушеные (зернобобовые культуры) 3365 3216 5581 13069 16704
Семена подсолнечника 2882 5672 10605 20284 21886
Картофель 3710 5234 9501 13197 10248
Овощи свежие или охлажденные
томаты (помидоры) 12595 25902 52599 63168 62304
огурцы 12436 26972 58163 67896 75293
лук репчатый 3878 4873 9719 13982 9706
капуста 2598 5404 11029 15179 12217
морковь столовая 3857 6887 11309 14470 12344
свекла столовая 3513 5975 8298 13284 10672
Скот и птица (в живом весе)
скот крупный рогатый 14142 34003 55951 93328 96562
овцы и козы 12009 29199 45174 79685 85818
свиньи 20152 50420 69748 103030 124354
птица сельскохозяйственная 20481 40813 52966 71275 72345
Молоко сырое крупного рогатого скота 3633 6680 12370 20648 21814
Яйца куриные, тыс.шт. 978 1712 2341 4171 4184
Источник: данные Росстата.
Выводы
Наличие государственного резерва определенной номенклатуры влияет на устойчивость национальной экономики и потому является неотъемлемым элементом национальной безопасности.
Огромные материальные ценности российского государственного резерва долгое время оставались пассивами и были для экономики определенным бременем, они должны перейти в разряд активов, служить национальной экономике и вне кризисных явлений.
В 2016 г. функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере управления государственным материальным резервом перешли от Минэкономразвития РФ к федеральному агентству - «Росрезер-ву», которому предстоит решить задачу повышения отдачи от накопленных богатств, подготовить комплекс мероприятий по переводу материальных ресурсов госрезерва из пассивов в разряд активов.
На основе анализа существующих предложений, опыта зарубежных стран, собственных оценок авторы пришли к заключению, что в государственном резерве важно формирование запасов как конечных продуктов потребления, так и сырья. Виды сырья для резерва определяются исходя из множества факторов, в том числе затрат на хранение как самого сырья, так и продуктов его переработки, а также длительности и сложности технологического пути от сырья до продукта потребления. С этой точки зрения создание запасов сырой нефти как мобилизационного резерва в добывающей стране на современном этапе развития нецелесообразно: в кризисных условиях первоочередная потребность возникает не в сырье, а в продуктах переработки. Для текущего влияния на конъюнктуру рынка нефти имеет смысл создавать коммерческие резервы. В качестве одного из путей сотрудничества бизнеса и государства следует рассмотреть возможность развития государственно-частного партнерства по формированию резервов и др.
Для целей регулирования рынка сейчас применяются в основном товарные интервенции, нередко обеспечивающие достаточно высокую эффективность. Хотя использование этого механизма, очевидно, будет сокращаться с учетом условий членства РФ в ВТО. Возможное применение отдельных товаров из государственного резерва для воздействия на конъюнктуру отечественного рынка необходимо обосновывать в каждом отдельном случае, как и оценки влияния на мировые товарные рынки.
Решение об использовании ценностей госрезерва для проведения товарных интервенций оформляется в особом порядке, в виде принятия правительственного акта. Другие подходы в российской экономике менее востребованны. Применение ресурсов российского государственного резерва как средства борьбы с инфляцией, технологии защиты сбережений от обесценения, инструмента обеспечения гарантий при сделках на товарных биржах, средства привлечения финансовых средств населения и бизнеса пока широкого распространения не получило и служит предметом для дискуссий.
Литература
1. Гогин Д.Ю. Логистика материальных запасов государственного резерва: основы теории //Проблемы современной экономики.- 2013.-№ 1 (45).- С. 109-113.
2. Уланов В.Л. Инициатива прозрачности в добывающих отраслях и расширение границ информационной открытости компаний// Международная экономика.- 2017.- № 1.- С. 44-52.
3. URL: https://www.eia.gov/dnav/pet/hist/LeafHandler. ashx?n=PET&s=WCSSTUS1&f=W) (дата обращения: 11.03.2017).
4. Ковалева А.И., Васильева В. И. Стратегические запасы зерна как фактор продовольственной безопасности// Инновационные технологии производства и хранения материальных ценностей для государственных нужд: Международный сборник научных статей. Выпуск VI/ ФГБУ НИИПХ Росрезерва.- М.: Галлея-Принт, 2017.
5. Фищенко В. А. Интервенция как метод государственного регулирования в зерновом комплексе АПК //Российское предпринимательство.- 2011.- № 2-1 (177).- С. 114-117.
6. Голованова С., Мелешкина А. Оценка взаимного влияния коррупции и конкуренции //Экономическая политика.- 2016.- Т. 11.- № 6.-С. 100-121.
7. Стадник А.Т., Матвеев Д. М., Макарова Ю. Ю. Совершенствование государственного регулирования рынка зерна в России //Вестник Алтайского государственного аграрного университета.- 2013.- Выпуск № 10 (108).- С. 137-142.
8. Линкевич Е.Ф. Трансформация функций стратегических резервов в условиях глобального валютно-финансового кризиса //Национальные интересы: приоритеты и безопасность.- 2013.- № 39.- С. 29-34.