Научная статья на тему 'Повышение эффективности системы интервенций зерновых как элемент обеспечения социально-экономической стабильности и продовольственной безопасности государства'

Повышение эффективности системы интервенций зерновых как элемент обеспечения социально-экономической стабильности и продовольственной безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЫНОК ЗЕРНА / СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИНТЕРВЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / FOOD SUPPLY SECURITY / GRAIN MARKET / ACCOUNTS CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION / INTERVENTION / SOCIAL AND ECONOMIC STABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Одинцов Михаил Викторович

Анализ результатов проверок Счетной палаты Российской Федерации вскрывает негативные явления и тенденции на зерновом рынке России. В статье обосновываются предложения о необходимости интегрировать закупочные и товарные интервенции и систему формирования запасов государственного материального резерва продовольственных товаров как элемент обеспечения социально-экономической стабильности и продовольственной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Одинцов Михаил Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of improvement of the effectiveness of the cereals intervention system, as an element of provision social and economic stability and food supply security of the state

Analyzing inspection results of Accounts Chamber of the Russian Federation reveals negative developments and tendencies on the grain market of Russia. In this article were described offers of the necessity of integration shopping and commodity interventions and the system of forming stores of state material reserve of provisions, as an element of social and economic stability provision and food supply security of the state.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности системы интервенций зерновых как элемент обеспечения социально-экономической стабильности и продовольственной безопасности государства»

ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Повышение эффективности системы интервенций зерновых как элемент обеспечения социально-экономической стабильности и продовольственной безопасности государства

Одинцов М.В.

Анализ результатов проверок Счетной палаты Российской Федерации вскрывает негативные явления и тенденции на зерновом рынке России. В статье обосновываются предложения о необходимости интегрировать закупочные и товарные интервенции и систему формирования запасов государственного материального резерва продовольственных товаров как элемент обеспечения социально-экономической стабильности и продовольственной безопасности государства.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, рынок зерна, Счетная палата Российской Федерации, интервенция, социально-экономическая стабильность.

Продовольственная безопасность — сложная и многогранная проблема, которая носит международный и внутристрановой характер, а также затрагивает каждого отдельного человека, каждую социальную группу населения. Для России она остается одной из центральных в политической, экономической и социально-культурной жизни наряду с задачами, которые стоят в области оборонной, общеэкономической и национальной безопасности.

Рынок зерна, занимая одно из первых мест по объемам товарооборота и денежных средств среди продуктовых рынков, во многом определяет состояние продовольственной безопасности государства, ведь резкие изменения цен на зерновом рынке влекут за собой негативные последствия для многих отраслей экономики. Ослабление и предотвращение этих воздействий становятся важнейшей задачей социально-экономической политики государства как

© Одинцов М.В., 2009

элемента обеспечения национальной продовольственной безопасности.

Инструментом обеспечения стабильности зерновых рынков и тем самым реализации задач упрочения продовольственной, а вместе с ней и национальной безопасности государства должна стать система участия государства в обеспечении равновесия на рынке зерновых через эффективно действующий механизм закупочных и товарных интервенций, направленных на обеспечение реализации социальных задач государства и служащих инструментом регулирования рынка.

В то же время существующая система интервенционных операций, как показали контрольные и экспертно-аналитические мероприятия Счетной палаты Российской Федерации, отличаются низкой эффективностью, излишней комплексностью, непрозрачностью, приводящей как к росту расходов бюджета, так и к невозможности в итоге эффективно проводить операции закупки и выпуска приобретенных запасов.

В первую очередь это проистекает из того, что законодательными и нормативными актами в процессе эволюции законодательной базы к сегодняшнему дню был кардинально изменен статус запасов интервенционного фонда — данный вид имущества был лишен статуса федерального, его учет ведет государственный агент, в рамках бухгалтерского учета запасы интервенционного фонда учитываются как имущество агента. Это лишает запасов интервенционного фонда статуса государственного имущества, который наряду с целым рядом особых характеристик (механизм обращения, повышенный уровень ответственности и степени контроля и т.д.) позволял бы ограничить обращение на него взыскания за счет использования статуса государственного имущества. В свою очередь это делает крайне сложным сохранение в целостности запасов интервенционного фонда и напрямую влияет на состояние системы национальной безопасности, стабилизирующим элементом которой они являются.

Это также усугубилось тем, что из нормативных и правовых актов исчезли ранее присутствовавшие требования по ответственности Минсельхоза России, а впоследствии отобранного агента за сохранность имущества и эффективность использования средств. За государственным агентом сегодня закреплена только функция организации количественной и качественной сохранности запасов интервенционного фонда, однако без ответственности за нарушение подобной сохранности.

Бюджетная неэффективность проведения закупочных интервенций основана на двух факторах — фактическом отсутствии системы

оценки необходимой степени участия государства в интервенционных операциях и на сложившейся системе финансирования государственных закупочных интервенций.

Огромный объем операций 2008 года (было закуплено 8,06 млн тонн зерна на 38,6 млрд рублей), явно превышающий реальные потребности государства в запасах интервенционного фонда, являлся следствием того, что в государстве отсутствует эффективная система определения необходимой степени участия в интервенционных операциях, которая должна быть основана на мониторинге конъюнктуры внутреннего и мирового рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, на анализе балансов ожидаемого производства и использования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, составляемым по регионам, на системе прогнозирования объемов производства сельскохозяйственной продукции на среднесрочный период.

В случае проведения товарных интервенций сегодня убытки от продаж из-за разницы в цене приобретения и цене реализации запасов будут весьма значительны и могут достигнуть 14 млрд рублей при реализации всего объема запасов интервенционного фонда. В то же время хранение и обслуживание запасов интервенционного фонда 2008 года ежегодно обходится государству в 6 млрд рублей, которые изымаются на эти цели из федерального бюджета.

Сложившаяся система финансирования закупочных интервенций — двухкомпонентная: сами закупки финансируются за счет кредитов ОАО «Россельхозбанк», а вот процентные платежи оплачиваются из средств бюджета. Только вот следует отметить, что средства, получаемые государственным агентом как кредитные от банка под 6,5 % годовых, фактически являются собственными средствами государства, ранее внесенными в уставный капитал банка именно на цели проведения закупочных интервенций. В настоящее же время банком уже рассматривается возможность повышения процентных ставок до 13 % годовых. Общая сумма только процентных платежей, выплаченных банку в 2009 году, составит около 2,12 млрд рублей, а с повышением процентной ставки эта сумма будет только расти. При этом ранее существовала практика прямого финансирования закупочных интервенций из средств федерального бюджета.

Очень плачевна ситуация с обеспечением количественной и качественной сохранности запасов интервенционного фонда. Фактически продолжает сохраняться ситуация, при которой ответственность за сохранность запасов не несет ни один из участников процесса интервенций. Ранее ответственность за сохранность сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в результате проведения государственных закупочных интер-

венций, несло Минсельхоз России, в дальнейшем государственный агент, однако в процессе принятия новых редакций нормативных и правовых актов статья об ответственности была исключена. При этом процедуры контроля количества еще хоть как-то обеспечиваются за счет ответственности хранителей запасов, в то время как контроль качества сугубо номинален и обеспечивается в основном путем формальной проверки сертификатов соответствия поставляемой продукции. В процессе же хранения контроль качества, так же как и оценка качества при выпуске продукции, фактически не производится.

Многочисленны случаи утери имущества — его хищения хранителями, уничтожения в ходе пожаров на элеваторах. В рамках контрольных мероприятий выявлены случаи выхода из строя на элеваторах-хранителях основополагающих систем, необходимых для сохранности зерна: теплоподвесок, стен хранилищ, лабораторий контроля качества, что приводило к возникновению очагов прорастания и самосогревания зерна, налипанию зерна из-за конденсации на стенах хранилищ влаги.

Счетная палата Российской Федерации, понимая значимость для стабильности национальной экономики вопросов регулирования интервенций, уделяет особое внимание работе по анализу эффективности интервенций: всесторонне оцениваются результаты интервенционных операций, предлагаются решения для устранения имеющихся пробелов и коллизий в законодательстве, поднимаются вопросы бюджетной эффективности проведения интервенций.

Отдельно в настоящее время Счетной палатой Российской Федерации рассматривается вопрос о возможности интегрировать закупочные и товарные интервенции и систему формирования запасов государственного материального резерва продовольственных товаров как элемент обеспечения социально-экономической стабильности и продовольственной безопасности государства. Это предложение основано на том, что существующая система закупок зерновых для нужд запасов государственного материального резерва продовольственных товаров и продукции отличается высоким уровнем бюджетной эффективности и контроля за количественной сохранностью запасов, прозрачностью проводимых операций, то есть именно тем опытом управления, который могжет быть использован при реформировании системы интервенционных закупок государства для обеспечения необходимой социально-экономической стабильности и продовольственной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.