Научная статья на тему 'Зерновые интервенции как одна из форм государственного регулирования зернового подкомплекса'

Зерновые интервенции как одна из форм государственного регулирования зернового подкомплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зерновые интервенции как одна из форм государственного регулирования зернового подкомплекса»

ЧекулаеваЕ.Ю.

ЗЕРНОВЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕРНОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА

Механизмом, обеспечивающим закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных государственных нужд, выступает конкурсное размещение заказов. В целях стабилизации зернового подкомплекса государство осуществляет на нем закупочные и товарные интервенции. Для российского рынка этот инструмент достаточно новый, и многие участники нечетко представляют его специфику

Зерновые интервенции - широко распространенный во всем мире механизм регулирования цен на зерно и стимулирования его воспроизводства. В мировой практике принята градация этой формы государственного регулирования на закупочные и товарные интервенции - а в сущности, это две составляющие единого механизма.

Закупочные интервенции осуществляются в форме организации закупок и проведения залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, а товарные интервенции - в форме организации их распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов.

Закупочные интервенции проводятся для изъятия избыточного количества продукции, стабилизации рыночной конъюнктуры, обеспечения условий конкуренции, поддержания доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством проведения государственных закупок и залоговых операций. Закупочные интервенции проводятся с целью сокращения свободных ресурсов на внутреннем рынке и стимулирования таким образом роста цен.

Товарные интервенции осуществляются в форме организованных распродаж сельскохозяйственной продукции и продовольствия из государственных фондов с целью стабилизации экономической конъюнктуры, ликвидации дефицита. Товарные интервенции проводятся с целью снижения цен и обеспечения его доступности потребителям.

Впервые зерновые интервенции в Российской Федерации были проведены в ноябре 2001 г. Второй раз закупочные зерновые интервенции были проведены с 13 ноября 2002 г. по 22 января 2003 г. На эти цели было выделено 6 млрд. руб. в виде кредита Сбербанка под гарантии Министерства финансов РФ. В результате интер' венций цены на зерно выросли в средта на 10%, что позитивно повлияло на стаби лизацию рынка в ситуации перепроизвод ства зерна и избыточного предложения н внутреннем рынке. Товарные интервенци (по продаже зерна из госфонда) проводи лись только один раз - весной 2004 г.

Необходимо отметить, что эффек интервенций мог быть более ощутимы при условии их проведения на 1,5-2 меся! раньше и увеличения объемов закупаемо 1 зерна, предпосылкой для чего служит ро( переходящих запасов зерновых у сельхо производителей в последние годы. Г оценке экспертов, объем закупленной в и тервенционный фонд продовольствен» пшеницы 3-го и 4-го классов составляет 7 % от ее производства в 2002 г., а налич у сельхозпроизводителей на 1 января 20 г. - ориентировочно около 25 млн. т. О1 видно, что в случае концентрации в го< дарственных фондах большего количест зерна значимость интервенций как инст] мента регулирования зернового рынка в растет.

В течение 2001-2002 сельскохозяй венного года цена приобретения пшени превышала цену ее реализации на 21-36 маржа между ними колебалась в преде 500-700 руб./т. В июне 2002 г. наметил тенденция сокращения маржи, однако и приобретения по-прежнему превышает ну реализации на 400л50 руб./т. Такое ложение свидетельствует о необходимс организационного упорядочения опте торговли зерном.

Применительно к России, декл руемые государством в ходе интерве* ценовые уровни выступают еще и в ка* ве ориентира для других операторов ] ка. Закупочные интервенции проводят!

счет бюджетных средств с использованием системы биржевых торгов. Приобретенное зерно является федеральной собственностью и хранится на отобранных по конкурсу элеваторах. Действующим порядком предусмотрено, что продавцами зерна-мо-гут быть только сельхозпроизводители.

Ссылка на Интернет-ресурс "АПК-Информ": www.apk-inform.com

Следует отметить, что до последнего времени в России так и не сложилась прогрессивная инфраструктура реализации зерна. Государство как оптовый покупатель зерна уходит с зернового рынка, и товаропроизводители вынуждены продавать его многочисленным посредническим закупочным структурам либо крупным зерновым трейдерам.

Агенты рынка в большинстве не имеют достаточной информации о рыночной ситуации, крупные фирмы содержат свои аналитические структуры, которые не имеют базовой информации и поэтому не всегда эффективны. В результате в 2002 г. ни один аналитический центр страны не смог предсказать реальный валовой сбор зерна, что повлекло за собой определенную рыночную панику среди участников рынка, а правительство не имело временного резерва для маневра по регулированию ситуации. Мелкие же участники рынка в этих условиях подвержены запредельным ценовым рискам.

Сезонность зернового производства и попытка распределить доход от реализации зерна между производителями и трейдерами могут быть еще одним объяснением проведения государственных закупочных интервенций. Однако, исходя из динамики ценовой конъюнктуры, регулирующее воздействие на рынок зерна должно производиться в период массовой продажи зерна товаропроизводителями, т.е. оптимальным для рынка периодом закупок является август-сентябрь.

Итоги интервенций 2001-2003 гг. -наиболее яркие, и имеют как позитивный, так и негативный характер.

Так, само решение о проведении интервенций несколько снизило напряжение на рынке и замедлило снижение цен.

При этом нужно отметить, что за несколько недель до начала торгов в 2002 г., но уже после объявления интервенций, на-

чался рост цен на основные зерновые культуры. Параллельно эксперты рынка отметили и увеличение закупок зерна у сельхозтоваропроизводителей. Однозначного вывода о том, что это увеличение цен стало следствием объявленной меры, сделать нельзя, так как в этот же период начался заметный рост экспорта зерна.

Решение одной из главных задач интервенций - поддержки сельхозтоваропроизводителей - не может быть найдено ввиду поздних сроков начала интервенций.

Не удалось достичь полного охвата участников рынка. В начале торгов отмечалась низкая активность крупных зерно -вых агентов (трейдеров).

Анализ результатов торгов по мини-сессиям и базисам поставки позволяет предположить наличие ценового сговора, т.к. колебания цен при минимальном количестве участников (2-5) не отмечается.

Цены торгов устанавливаются примерно на 200-500 руб./т. (10-30%) выше средних закупочных цен в соответствующих регионах (за исключением юга России). Было бы неверно делать вывод о том, что именно эта сумма является ростом реальных цен на рынке, т.к. цена торгов включает в себя расходы по доставке и подработке закупленного зерна (примерно 5%).

Выгодность интервенций для агентов рынка определяется не только единовременным ростом цен в период или после интервенций. Необходимо сравнивать также приведенные расходы на хранение зерна до весенне-летнего пика цен на зерно -вые в 2003 г. с уровнем зерновых цен в период этого пика. Можно предположить, что даже при некотором росте цен в результате интервенций хранение зерна до весны и его реализация в конце сельскохозяйственного года будут более выгодны, чем продажа его сегодня.

Важным является то обстоятельство, что порядок расчета за зерно в положении об интервенциях прописан крайне нечетко. В соответствии с порядком проведения интервенций продавец обязан поставить зерно в течение 90 дней с момента заключения договора. При этом штрафные санкции за нарушение условий поставки не регламентированы, механизм борьбы с возможными злоупотреблениями не разработан. В

этих условиях, при сложившейся ценовой разнице (10-30%) между ценами торгов и средними закупочными ценами в регионах, нельзя исключить возможность несоблюдения продавцами обязательств, поскольку сумма задатка составляет только 29 руб. за каждую тонну зерна. Если ко времени поставки зерна цена на рынке возрастет и превысит уровень продажи, то вероятность злоупотреблений повысится.

Несмотря на то что закупочные интервенции на зерновом рынке проводятся второй год, до настоящего времени не определены пути и сроки реализации запасов интервенционного фонда. Как показывают расчеты, с учетом стоимости хранения происходит существенное удорожание этого зерна.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. №756 оплата хранения зерна, закупленного в ходе закупочных интервенций 20022003 гг., установлена в размере 40 руб. за одну тонну в месяц. Соответственно, если ситуация с зерном, закупленным в ходе интервенций 2002 г., будет такой же, как и с закупленным в 2001 г., через год только за счет хранения каждая тонна станет дороже на 480 рублей.

В определенном механизме интервенций существует еще одна неясность, затрудняющая участникам рынка планирование своей тактики в условиях такого регулирования. Государство определило общую сумму закупок и максимальные цены закупок, однако условия начала и прекращения торгов не оговорены. В таких условиях агенты рынка не могут рассчитать свои риски и принять решение о том, когда им выходить на рынок. Кроме того, в решениях правительства нет четкого механизма контроля за тем, чтобы зерно интервенционного запаса не попадало на внутренний рынок. Если это случится, то изъятия с рынка избыточного зерна не произойдет, а интервенционные закупки окажутся бессмысленными.

Как уже отмечалось выше, установленный порядок закупочных интервенций предусматривает фиксацию одновременно верхнего предела цены и общую сумму закупок. Торги проводятся с понижающимися котировками (по «голландскому типу» аукциона).

Мировая практика показывает, что при проведении аукциона с понижающимися котировками цены торгов обычно превышают цены аукциона с повышающимися котировками («английского типа»). Кроме того, при такой системе цена на торгах не транслируется в чистом виде в цену рынка при заданном механизме.

Закупочные интервенции на зерновом рынке проводятся с основной целью - устранить избыточное предложение и тем самым поддержать зерновые цены, что по своему механизму приближено к модели поддержания минимальных гарантированных цен в ЕС.

Однако российский механизм имеет ряд принципиальных отличий от механизма минимальных гарантированных цен европейского образца, основные из которых заключаются в следующем.

Во-первых, решение об интервенции принимается после сбора урожая, в связи с этим на производственные решения зерно-производителей эта мера влияния не оказывает. После двукратного применения этой меры она может рассматриваться агентами рынка уже как постоянная политика и начнет влиять на производственные решения, стимулируя расширение производства. Поэтому нужны некие среднесрочные ориентиры для участников зернового рынка: при каких условиях данная мера применяется, при каких нет, чтобы они могли заранее приспосабливаться к фактору государственного вмешательства на рынке.

Во-вторых, механизм интервенций предусматривает установление двух параметров: и общей суммы расходов на интервенции, и цены закупки. Это - избыточное ограничение. Целесообразно устанавливать либо сумму, которую государство готово потратить на закупки, - тогда результирующая цена установится на рынке в результате интервенционных операций; либо обязательство поддержать определенный уровень цены (как в ЕС), - тогда сумма бюджетных расходов станет производной от взятых обязательств: государство покупает до тех пор, пока рыночная цена не достигнет гарантированного уровня. Установление обоих параметров приводит к тому, что цены фактических закупок очень сильно приближаются к объявленным, рас-

ходуется весь заявленный объем средств, но реальная цена на рынке поднимается заметно ниже объявленного уровня. Разница между ценой торгов и ценой рынка присваивается только брокерами, принявшими участие в торгах. В современных российских условиях вряд ли удастся точно спрогнозировать объем необходимых закупок для поддержания определенного уровня цены, а значит, и спрогнозировать бюджетные расходы на интервенционные операции.

Поэтому оптимальной тактикой в интервенционной политике было бы определение общих расходов бюджета без указания ценовых ориентиров: государство покупает на торгах по складывающейся цене, в результате чего фактическая цена рынка растет вверх (в силу увеличившегося спроса).

Интервенции 2001 г. Свидетельствуют о том,что:

- интервенционные операции на рынке зерна проводились существенно позже оптимального периода и были фактически ориентированы не на сельхозтоваропроизводителей, а на операторов зернового рынка;

- результаты проводимых мероприятий не оказали реальной поддержки непосредственно сельхозтоваропроизводителям, - в торгах участвовали только три крупные компании: «Разгуляй-зерно», «РУСАГРО» и «Зерновые системы»;

- до настоящего времени отсутствуют официальные данные Минсельхоза России об использовании 250,2 тыс. т закупленного зерна;

- с учетом стоимости хранения происходит существенное удорожание закупленного зерна - ежемесячно в среднем на 17,5 млн. руб. (оценка на 1 января 2003 г.: общее удорожание около 228 млн. руб.).

Интервенции 2002 года позволяют сделать следующие выводы:

- в ходе торгов выявлено отсутствие прямой зависимости между уровнем биржевых цен и объемами закупок зерна: начиная с третьей декады декабря, доля невостребованного в процессе торгов зерна достигла 85-90%, цены приблизились к своим максимальным значениям. Исходя из этого, было бы целесообразно прекратить интервенции в декабре 2002 г.;

- отмечена разная степень активности участников торгов по различным регионам и базисам поставки и сегментация российского зернового рынка на два относительно независимых: до и после Урала, соответственно экспортоориентированные и ориентированные на внутренний рынок;

- увеличение на 15% цен на основные зерновые культуры в период интервенций произошло на фоне значительного роста экспорта зерна, - экспортировано в 2002 г., всего - 14,1 млн. т, в т.ч. в ноябре - 2,94 млн. т; закуплено в ходе интервенций 2,6 млн. т;

- в положении об интервенциях нечетко прописан порядок расчета за зерно, не регламентированы штрафные санкции за нарушение условий поставки, что допускает возможность несоблюдения продавцами обязательств: закуплено 2,6 млн. т зерна, заложено на хранение - 0,75 млн. т;

- не установлены условия начала и прекращения торгов; не предусмотрены дополнительные механизмы, препятствующие несанкционированному поступлению зерна интервенционного запаса на внутренний рынок;

- не определены пути и сроки реализации запасов интервенционного фонда (через год только за счет хранения каждая тонна зерна, закупленного в ходе интервенций 2002-2003 гг., станет дороже на 480 рублей).

Для эффективного применения интервенций в целях стабилизации ценовой ситуации на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия необходимо:

- объявление о сроках начала закупочных интервенций и ориентировочных ценах до начала сельскохозяйственного года;

- создание механизма их проведения, гарантирующего прозрачность финансовых и товарных потоков;

- определение общих расходов, сроков проведения интервенционных операций, путей реализации запасов интервенционного фонда в ограниченный период времени;

- применение конкурсных торгов, ценовых и организационных механизмов, обеспечивающих поддержание необходи-

мого рыночного равновесия и конкурентной среды;

- увязка интервенционных операций с внешнеторговым регулированием.

Зерновые интервенции - рыночный метод участия государства в регулировании зернового рынка. Их основная задача -поддержание цен на зерно, обеспечивающих формирование мотивации сельхозпроизводителей к увеличению объемов производства. В этом смысле государство выступает для них гарантом справедливых цен и надежным партнером по сбыту зерна. Однако этот механизм весьма "бюджето-емкий": именно на государство возлагаются все затраты по финансированию закупок, хранению и последующей продаже зерна через уполномоченных на то представителей. При этом гарантий, что впоследствии оно будет реализовано по более высоким, чем при его закупке с учетом стоимости хранения, ценам, нет.

Чтобы этот механизм работал максимально эффективно, обязательно устойчивое бюджетное финансирование и высокая оперативность реагирования на изменения конъюнктуры. А наиболее ощутимый эффект может обеспечиваться сочетанием интервенций с другими рыночными инструментами. Например, в нынешних условиях наиболее целесообразно сочетание интервенционных закупок с субсидированием экспорта. В текущем сезоне у нас достаточные запасы зерна и высокий экспортный потенциал, требующий перемещения определенной доли зерна за пределы национального рынка, что подразумевает необходимость поддержки экспортной торговли.

Условием для "запуска" механизма зерновых интервенций является всего один критерий - уровень рыночных цен на зерно. При закупочных интервенциях такой уровень определяется по параметрам "справедливой" цены для производителей зерна, обеспечивающей адекватный уровень доходов сельхозпроизводителей и их мотивацию к расширению производства зерна. А при товарных интервенциях ценовые ориентиры устанавливаются в рамках, гарантирующих оптимальное ценообразование для хлебопродуктов, по всей цепочке продвижения к конечному потребителю: от

зерна до булки хлеба на прилавке магазина.

Закупочные интервенции следует сосредоточить на продовольственном зерне, в частности - на пшенице и ржи. Во-первых, это обусловлено логикой государственного регулирования, направленного на обеспечение доступности хлебопродуктов для населения. Во-вторых, цены на различные виды зерновых настолько взаимосвязаны, что изменение цен на продовольственную пшеницу приводит в движение практически весь зерновой комплекс. Опять же, вектор и темпы ценовой динамики по продовольственному и фуражному зерну задает продовольственная пшеница, и проведение интервенций по фуражным культурам нерационально.

Как показала практика, когда стимулированные закупочными интервенциями цены на "свободном" рынке становятся привлекательнее, чем предлагаемые государством, производители просто не выходят на интервенционные торги. Это, в свою очередь, является наиболее объективным показателем эффективности интервенций.

Необходимо отметить, что реальные сроки закупочных интервенций зависят от конъюнктуры и степени готовности организаторов. Цены при закупочных интервенциях по определению должны быть выше текущих цен свободного рынка, а их утверждение необходимо отнести к компетенции Минсельхоза. Сама процедура предусматривает согласование с Федеральной службой по тарифам. А индексы текущих рыночных цен можно подсмотреть в материалах агентства "Стратег", размещенных в свободном доступе специализированных Интернет-ресурсов.

Основным объектом интервенций является продовольственная пшеница. С этой товарной позиции обеспечивается резонанс ценового влияния на весь зерновой комплекс. Эффективность будет зависеть от уровня подготовки, организации и проведения интервенций созвучно принципам ведения любого бизнеса - "в нужное время и в нужном месте". Коэффициент полезного действия можно усилить за счет поддержки экспорта через государственные субсидии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.