Научная статья на тему 'Государственный надзор и муниципальный контроль за обеспечениям продовольственной безопасности'

Государственный надзор и муниципальный контроль за обеспечениям продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / ДОКТРИНА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / DOCTRINE OF FOOD SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION / БРИКС / BRICS / ВТО / WTO

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ибрагимов Шамиль Магомедович, Власов Валерий Александрович

В данной статье аргументируются проблемы, признаки, роли и значения обеспечение государственного надзора и муниципального контроля продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ибрагимов Шамиль Магомедович, Власов Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPERVISION AND MUNICIPAL CONTROL OF FOOD SECURITY SUPPORT

This article argues the problems, signs, roles and values of ensuring state supervision and municipal control of food security

Текст научной работы на тему «Государственный надзор и муниципальный контроль за обеспечениям продовольственной безопасности»

УДК 342

DOI 10.1555/2409-3203 -2017-0-12-31 -34

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ибрагимов Шамиль Магомедович

магистр 2 курса кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Юридический институт Россия, г. Красноярск Ibragimov10.95@mail.ru Власов Валерий Александрович к.ю.н., доцент

ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Юридический институт Россия, г. Красноярск vav.70@mail.ru

Аннотация: в данной статье аргументируются проблемы, признаки, роли и значения обеспечение государственного надзора и муниципального контроля продовольственной безопасности.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, БРИКС, ВТО.

STATE SUPERVISION AND MUNICIPAL CONTROL OF FOOD SECURITY

SUPPORT

Ibragimov M.Shamil

Student Master of 2 course of the Department of Theory and History of State and Law

Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk Vlasov А-Valery scientific adviser Ph.D., Associate Professor Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk

Annotation: this article argues the problems, signs, roles and values of ensuring state supervision and municipal control of food security

Key words: food security, the Doctrine of Food Security of the Russian Federation, BRICS, WTO.

Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года национальная безопасность рассматривается как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан,

суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства».5

Изучая государственную продовольственную политику В.А. Власов дает следующее определение: продовольственную безопасность следует рассматривать как политико-правовой термин, выражающий институциональную взаимосвязь между обеспечением продовольственных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных групп населения и отдельного взятого гражданина, и направленный на предотвращение и ликвидацию продовольственных угроз и рисков каждому из вышеперечисленных субъектов, посредством проведения эффективной государственной продовольственной политики.6

В свою очередь, важнейшей составляющей национальной безопасности выступает продовольственная безопасность. Роль, которой особенно возросла в свете определенных политических событий, особые значения приобретает Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 « Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».7

Л.Е. Калинина выделяет следующие признаки состояния продовольственной безопасности: производство и оборот продовольствия как показатель экономики; собственное производство продовольствия обеспечивает продовольственную независимость государства; гарантированность человеку реализации права на нормальное питание и чистую воду; количество и качество продовольствия должно обеспечивать

о

здоровую, активную жизнь и воспроизводство населения; поддержание экологии.о

Анализ проблематики продовольственной безопасности, роли и значения в ее обеспечении государственного и муниципального контроля, позволяет выделить следующие аспекты, требующие корректировки законодательства Российской Федерации.

Во-первых, одной из актуальных проблем обеспечения продовольственной безопасности является необходимость создать дополнительные механизмы в реализации такого принципа обеспечения продовольственной безопасности, каким является доступность продовольствия, проявляющаяся в физическом и экономическом аспектах.9 Собственно говоря, физическая доступность продовольствия характеризуется наличием связующего звена между сельскохозяйственным производством и конечным потребителем - конкретным индивидуумом. Проблема российского законодательства для обеспечения продовольственной безопасности заключается в том, что за последние 15 лет произошло разграничение понятий «качество» и «безопасность» продовольствия с последующей переориентацией правового регулирования и государственно-управленческого воздействия на безопасность, что привело к понижению качества продовольствия в целом.

Во-вторых, нужно указать на влияние продовольственной экспансии сельскохозяйственной продукции из-за рубежа, на которые, как на более дешевое зарубежное сырье, перестраиваются агропродовольственные корпорации, тем самым уничтожая российского сельскохозяйственного товаропроизводителя.

С этих позиций ограничения на ввоз западной сельскохозяйственной продукции являются временным фактором подъема российского сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности, поскольку, во-первых, данные потоки постепенно

5 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

6 Вестник КрасГАУ. 2011. % 5. Ст. 171.

7 Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 « Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

8 Калинина Л.Е. Продовольственная безопасность как правовая категория // Национальная безопасность / Nota Bene. 2016. № 1. С. 63 - 68.

9 Собрание законодательства РФ. 2010. № 5. Ст. 502.

меняются на продовольствие, поступающее из стран БРИКС, во-вторых, со временем указанные меры будут отменены и снова потоки продовольствия хлынут из стран Западной Европы, в-третьих, указанные меры полностью противоречат правилам ВТО, членом которой является Россия, что чревато судебными спорами и огромными потерями для Российского государства. При этом, для того чтобы уничтожить развитое сельское хозяйство, достаточно всего 3-4 года экспансий продовольствия, и российский сельскохозяйственный товаропроизводитель не выдержит конкуренции по объективным экономическим причинам. И также нельзя не заметить, что ограничения на ввоз западной сельскохозяйственной продукции не только способствовали росту отечественного аграрного сектора, но также переориентировали импортеров сельскохозяйственной продукции в сторону стран Азии, Африки и Южной Америки, где стандарты качества и уровень предъявляемых требований к производству продовольствия заведомо ниже. И стоит признать, что административное устранение западных конкурентов, с их более высокими стандартами, во многом способствовало тому, что сами отечественные производители, стремясь к максимальной прибыли, существенно снизили качество производимой продукции.

В-третьих, следует подчеркнуть то, что, несмотря на санкции, значительная часть крупнейших производителей сельхозпродукции и продовольствия остаются подконтрольными иностранным юридическим лицам.

В-четвертых, нельзя не обратить внимание на ситуацию, которая сложилась на алкогольном рынке страны. Положение, при котором до половины производимого алкоголя является контрафактным, нельзя признать допустимым. Соответственно, требуется обсудить вопрос о возможности введения государственной монополии на производство алкоголя.

В-пятых, важной угрозой продовольственной безопасности России выступает распространение болезней среди сельскохозяйственных животных. Так, например, в октябре 2017 г. в селе Зыково Березовского района Красноярского края зафиксирована вспышка опасной африканской чумы свиней. В селе был введен режим чрезвычайной ситуации. Все свиньи в радиусе 5 километров должны быть уничтожены. По предварительным данным, в Зыково около 1200 зараженных особей. Для человека и других домашних животных африканская чума не опасна, от вируса погибают только свиньи. Распространяется инфекция очень быстро и может преодолевать огромные расстояния. Еще в сентябре 2017 г. в Россельхознадзоре предупреждали — ближайшие очаги в Омской и Иркутской областях, спустя несколько дней чума добралась и до Красноярского края. Пока от болезни пострадал только Березовский район, но фермеры и бизнесмены по всему региону ввели двойной, если не тройной контроль, на своих предприятиях.

Следует признать, что данная проблема требует особенного внимания, так как в последние годы вспышки таких экзотических заболеваний учащаются, а они способны уничтожить поголовье сельскохозяйственных животных.

В целом, выход из сложившейся ситуации кроется в создании обособленных массивов аграрного законодательства, во-первых, обслуживающего рынки прямого доступа российской аграрной продукции к российскому потребителю, во-вторых, обеспечивающих прямые поставки сельскохозяйственной продукции, производимой российскими сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациям государственного сектора экономики (Минобороны, МВД, УИН, МЧС и т.п.) либо за счет государственных субсидий (организации детского, школьного и вузовского питания, больницы Минздрава и т.д.), наконец, в-третьих, общая система реализации сельскохозяйственной продукции, для которой свойственны те пороки, о которых указано выше. Причем первые две позиции нуждаются в значительном усилении императивного законодательства и нуждаются в создании правовых механизмов учета

сельскохозяйственных товаропроизводителей, определения объема производства сельскохозяйственной продукции, механизмов распределения сельскохозяйственных товаропроизводителей по линейкам сбыта (фирменные магазины, фирменные секции, фирменные ларьки) в населенных пунктах, а также по организациям государственного сектора экономики, исходя из объемов, необходимых для обеспечения продовольственной безопасности России.

Список использованной литературы:

1. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

2. Елисеев В.С. О проблемах правового обеспечения продовольственной безопасности в РФ // Безопасность бизнеса. 2015.

3. Калинина Л.Е. Взаимосвязь продовольственной безопасности и сельского туризма: проблемы публично-правового регулирования // Туризм: право и экономика. 2016. № 3.

4. Калинина Л.Е. Продовольственная безопасность как правовая категория // Национальная безопасность / Nota Bene. 2016. № 1. С. 63 - 68.

5. Малхасян А.В. Аграрно-правовые проблемы обеспечения продовольственной безопасности РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.06; МГЮА имени О.Е. Кутафина. М., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.