Государственный контроль над соблюдением режима труда и отдыха водителей как способ снижения аварийности на наземном городском пассажирском транспорте
М. В. Коваленко,
ведущий специалист СПб ГКУ «Организатор перевозок»
Нарушение режима труда и отдыха водителей - одна из основных причин ДТП с участием городских автобусов, троллейбусов, трамваев и маршрутных такси. Снизить влияние фактора усталости участников дорожного движения на статистику аварийности на наземном городском пассажирском транспорте можно, устранив ряд пробелов в административно-правовом регулировании государственного контроля работы водителей, в том числе в части применения специальных технических средств.
За 9 месяцев 2013 г. в России произошло более 100 тыс. ДТП с участием наземного городского пассажирского транспорта [1]. Наиболее характерные причины: несоответствие скорости конкретным условиям движения, нарушение правил эксплуатации транспортных средств,
несоблюдение режима труда и отдыха водителей.
Значительное увеличение административных правонарушений на транспорте существенно обостряет проблемы правового регулирования, что обусловливает необходимость оптимизированного и эффективного подхода к управлению транспортной сферой, элементом которого является государственный контроль. Именно государственный контроль при достаточном нормативно-правовом регулировании способен обеспечить соблюдение режима труда и отдыха водителей как самими участниками дорожного движения, так и владельцами объектов городской транспортной инфраструктуры.
Действующая нормативно-правовая база
Согласно ст. 329 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти (с учетом мнения общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей), осуществ-
ляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области транспорта [2]. В соответствии с утвержденным Правительством РФ Положением о Министерстве транспорта РФ [3], указанным федеральным органом исполнительной власти является Минтранс России, который, согласно требованиям ст. 329 ТК РФ, издал Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Положение) [4].
Данное Положение регламентирует особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на транспортных средствах (ТС), принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории России [4, п. 2]. Положение устанавливает как общие, так и специальные правила, определяющие режим работы и отдыха с учетом специфики перевозок. Например, водителям автобусов, работающим на регулярных городских автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части и т. п. [4, п. 13]. Важно иметь в виду, что согласно п. 3 Положения особенности режима рабочего времени и времени отдыха являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Также с учетом норм Положения должны разрабатываться расписания и графики движения ТС во всех видах сообщений. Данные требования предусмотрены ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» [5] и распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют перевозку пассажиров на территории России. В ТК РФ регламентируются обязанности работодателя по обеспечению режима труда и отдыха работников в соответствии с действующим законодательством, содержащим нормы трудового права [2, ст. 212, 91]. С учетом этого ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Составление протоколов об указанных правонарушениях и назначение наказаний в виде административного штрафа отнесено к компетенции государствен-
ных инспекций труда [6, ст. 23.12, 28.3].
Однако КоАП РФ не предусматривает ответственности водителей ТС в случае невыполнения ими требований Положения. Пункт 2.7 Правил дорожного движения, запрещающий водителю управление транспортным средством в связи с несоблюдением им режима труда и отдыха, не образует состава административного правонарушения, так как действие ст. 11.23 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное нарушение, приостановлено до 1 апреля 2014 г. [7]. То есть механизм, который позволял бы принимать меры административного воздействия к водителям транспортных средств, выполняющим перевозки пассажиров на наземном городском пассажирском транспорте, в случае нарушения ими Положения о времени работы и отдыха, отсутствует. Это серьезный пробел. Необходимо разработать и утвердить требования к техническим средствам контроля режимов движения, труда и отдыха водителей (тахографам), установить порядок оснащения ими транспортных средств, утвердить правила использования и обслуживания. Оборудование должно отвечать современным условиям производства, эксплуатации и сервиса.
Обеспечение выполнения правовых норм
Анализ действующего правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что соблюдение владельцами объектов городской транспортной инфраструктуры режима труда и отдыха водителей обеспечивается путем [8, с. 10]:
• составления графиков (расписаний) движения ТС с учетом установленных требований ко времени труда и времени отдыха водителей;
• создания соответствующих условий для работы, питания и отдыха водителей на маршрутах;
• организации контроля соблюдения водителями установленного режима.
Государственный контроль над соблюдением владельцами объектов городской транспортной инфраструктуры режима труда и отдыха водителей ТС помимо государственной инспекции труда осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Рос-транснадзор) и Госавтоинспекция МВД РФ.
Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 6.1 Положения о Ространс-надзоре служба имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических лиц, осуществляющих перевозочную деятельность, а в соответствии с п. 6.7 Положения - применять меры административного принуждения предупредительного и профилактического характера, направленные на пресечение нарушений юридическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений [9].
Важно обратить внимание на то, что в ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических и должностных лиц за невыполнение ими в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства [6].
В соответствии с п. 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами и иными организациями, а также должностными лицами законодательства РФ, иных нормативных актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам безопасности дорожного движения [10]. При этом в п. 11 и 12 данного Положения, предусматривающих конкретные полномочия (права и обязанности) Госавтоинспекции, отсутствует упоминание о нормативных актах, которые устанавливают требования к перевозкам пассажиров (за исключением перевозок тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов). Это существенный пробел в действующем законодательстве.
Госавтоинспекция наделена правом выдавать организациям и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения (с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах), а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер - привлекать виновных лиц к ответственности [10, п. 12 б].
Поскольку в настоящее время административная ответственность за нарушение установленного режима труда и отдыха водителей не установлена, полномочия Госавтоин-
60 | «Транспорт Российской Федерации»
№ 6 (49) 2013
спекции по производству по делам об административных правонарушениях и применению мер административного принуждения, закрепленные в п. 11 и 12 Положения о ГИБДД МВД, в отношении данного вида правонарушений не могут быть реализованы. Налицо нормативно-правовая неурегулированность, так как, согласно КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, связанных с режимом работы и отдыха водителей, уполномочены составлять должностные лица Госавтоинспекции МВД РФ, Ространснадзора и государственной инспекции труда [6, ч. 2, ст. 28.3], а рассматривать такие дела - обязанность судей [6, ч. 1, ст. 23.1].
Целый ряд пробелов в административно-правовом регулировании государственного контроля над соблюдением установленного режима труда и отдыха водителей ТС крайне отрицательно влияет на безопасность дорожного движения.
Модернизация законодательных рычагов
Исходя из анализа действующего законодательства в сфере обеспечения соблюдения режима труда и отдыха водите-
лей наземного городского пассажирского транспорта, можно предложить следующие меры для улучшения ситуации:
• разработать и утвердить требования к техническим средствам контроля режима труда и отдыха водителей (тахографам), установить порядок оснащения транспортных средств данными приборами, утвердить правила их использования и обслуживания;
• внести дополнения в п. 11 Указа Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», возложив на Госавтоинспекцию обязанность по контролю выполнения требований нормативных правовых актов к перевозкам пассажиров наземным городским пассажирским транспортом.
Последовательная реализация указанных мер как в части совершенствования нормативно-правовой базы, так и применения специальных технических средств контроля, позволит повысить эффективность соблюдения режима труда и отдыха водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных такси и сделает дорожное движение на городских улицах более безопасным. □
Литература
1. Официальный сайт Госавтоинспекции МВД РФ. Показатели состояния безопасности дорожного движения. URL: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения 17.10.2013).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 97-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
3. Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 2. Ст. 3342.
4. Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей: приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. № 15 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 45.
5. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
7. О внесении изменения в статью 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 193-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. N 30 (ч. 1), Ст. 4026.
8. Якимов А. Ю. Соблюдение режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств как важный фактор обеспечения безопасности дорожного движения (нормативно-правовая основа) // Административное право и процесс. 2010. № 1. С. 5-11.
9. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта: постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3345.
10. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения: указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.