Научная статья на тему 'Государственный контроль над соблюдением режима труда и отдыха водителей как способ снижения аварийности на наземном городском пассажирском транспорте'

Государственный контроль над соблюдением режима труда и отдыха водителей как способ снижения аварийности на наземном городском пассажирском транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
765
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ТРАНСПОРТ / ВОДИТЕЛИ / REGULATION / CONTROL / MANAGEMENT / TRANSPORT / DRIVERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваленко М. В.

Рассматриваются некоторые аспекты нормативно-правового регулирования режима труда и отдыха водителей, государственного контроля за его соблюдением работниками автотранспортных предприятий и владельцами объектов городской транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State control over compliance with work and rest regime for drivers as a method for decreasing accident rates in urban land passenger transport

The paper looks at some aspects of legal and regulatory framework for drivers’ work and rest regime, fundamental features of such a regime, and state control over compliance by drivers and owners of urban transport infrastructure objects.

Текст научной работы на тему «Государственный контроль над соблюдением режима труда и отдыха водителей как способ снижения аварийности на наземном городском пассажирском транспорте»

Государственный контроль над соблюдением режима труда и отдыха водителей как способ снижения аварийности на наземном городском пассажирском транспорте

М. В. Коваленко,

ведущий специалист СПб ГКУ «Организатор перевозок»

Нарушение режима труда и отдыха водителей - одна из основных причин ДТП с участием городских автобусов, троллейбусов, трамваев и маршрутных такси. Снизить влияние фактора усталости участников дорожного движения на статистику аварийности на наземном городском пассажирском транспорте можно, устранив ряд пробелов в административно-правовом регулировании государственного контроля работы водителей, в том числе в части применения специальных технических средств.

За 9 месяцев 2013 г. в России произошло более 100 тыс. ДТП с участием наземного городского пассажирского транспорта [1]. Наиболее характерные причины: несоответствие скорости конкретным условиям движения, нарушение правил эксплуатации транспортных средств,

несоблюдение режима труда и отдыха водителей.

Значительное увеличение административных правонарушений на транспорте существенно обостряет проблемы правового регулирования, что обусловливает необходимость оптимизированного и эффективного подхода к управлению транспортной сферой, элементом которого является государственный контроль. Именно государственный контроль при достаточном нормативно-правовом регулировании способен обеспечить соблюдение режима труда и отдыха водителей как самими участниками дорожного движения, так и владельцами объектов городской транспортной инфраструктуры.

Действующая нормативно-правовая база

Согласно ст. 329 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти (с учетом мнения общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей), осуществ-

ляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области транспорта [2]. В соответствии с утвержденным Правительством РФ Положением о Министерстве транспорта РФ [3], указанным федеральным органом исполнительной власти является Минтранс России, который, согласно требованиям ст. 329 ТК РФ, издал Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Положение) [4].

Данное Положение регламентирует особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на транспортных средствах (ТС), принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории России [4, п. 2]. Положение устанавливает как общие, так и специальные правила, определяющие режим работы и отдыха с учетом специфики перевозок. Например, водителям автобусов, работающим на регулярных городских автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части и т. п. [4, п. 13]. Важно иметь в виду, что согласно п. 3 Положения особенности режима рабочего времени и времени отдыха являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Также с учетом норм Положения должны разрабатываться расписания и графики движения ТС во всех видах сообщений. Данные требования предусмотрены ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» [5] и распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют перевозку пассажиров на территории России. В ТК РФ регламентируются обязанности работодателя по обеспечению режима труда и отдыха работников в соответствии с действующим законодательством, содержащим нормы трудового права [2, ст. 212, 91]. С учетом этого ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Составление протоколов об указанных правонарушениях и назначение наказаний в виде административного штрафа отнесено к компетенции государствен-

ных инспекций труда [6, ст. 23.12, 28.3].

Однако КоАП РФ не предусматривает ответственности водителей ТС в случае невыполнения ими требований Положения. Пункт 2.7 Правил дорожного движения, запрещающий водителю управление транспортным средством в связи с несоблюдением им режима труда и отдыха, не образует состава административного правонарушения, так как действие ст. 11.23 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное нарушение, приостановлено до 1 апреля 2014 г. [7]. То есть механизм, который позволял бы принимать меры административного воздействия к водителям транспортных средств, выполняющим перевозки пассажиров на наземном городском пассажирском транспорте, в случае нарушения ими Положения о времени работы и отдыха, отсутствует. Это серьезный пробел. Необходимо разработать и утвердить требования к техническим средствам контроля режимов движения, труда и отдыха водителей (тахографам), установить порядок оснащения ими транспортных средств, утвердить правила использования и обслуживания. Оборудование должно отвечать современным условиям производства, эксплуатации и сервиса.

Обеспечение выполнения правовых норм

Анализ действующего правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что соблюдение владельцами объектов городской транспортной инфраструктуры режима труда и отдыха водителей обеспечивается путем [8, с. 10]:

• составления графиков (расписаний) движения ТС с учетом установленных требований ко времени труда и времени отдыха водителей;

• создания соответствующих условий для работы, питания и отдыха водителей на маршрутах;

• организации контроля соблюдения водителями установленного режима.

Государственный контроль над соблюдением владельцами объектов городской транспортной инфраструктуры режима труда и отдыха водителей ТС помимо государственной инспекции труда осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Рос-транснадзор) и Госавтоинспекция МВД РФ.

Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 6.1 Положения о Ространс-надзоре служба имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических лиц, осуществляющих перевозочную деятельность, а в соответствии с п. 6.7 Положения - применять меры административного принуждения предупредительного и профилактического характера, направленные на пресечение нарушений юридическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений [9].

Важно обратить внимание на то, что в ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических и должностных лиц за невыполнение ими в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства [6].

В соответствии с п. 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами и иными организациями, а также должностными лицами законодательства РФ, иных нормативных актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам безопасности дорожного движения [10]. При этом в п. 11 и 12 данного Положения, предусматривающих конкретные полномочия (права и обязанности) Госавтоинспекции, отсутствует упоминание о нормативных актах, которые устанавливают требования к перевозкам пассажиров (за исключением перевозок тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов). Это существенный пробел в действующем законодательстве.

Госавтоинспекция наделена правом выдавать организациям и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения (с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах), а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер - привлекать виновных лиц к ответственности [10, п. 12 б].

Поскольку в настоящее время административная ответственность за нарушение установленного режима труда и отдыха водителей не установлена, полномочия Госавтоин-

60 | «Транспорт Российской Федерации»

№ 6 (49) 2013

спекции по производству по делам об административных правонарушениях и применению мер административного принуждения, закрепленные в п. 11 и 12 Положения о ГИБДД МВД, в отношении данного вида правонарушений не могут быть реализованы. Налицо нормативно-правовая неурегулированность, так как, согласно КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, связанных с режимом работы и отдыха водителей, уполномочены составлять должностные лица Госавтоинспекции МВД РФ, Ространснадзора и государственной инспекции труда [6, ч. 2, ст. 28.3], а рассматривать такие дела - обязанность судей [6, ч. 1, ст. 23.1].

Целый ряд пробелов в административно-правовом регулировании государственного контроля над соблюдением установленного режима труда и отдыха водителей ТС крайне отрицательно влияет на безопасность дорожного движения.

Модернизация законодательных рычагов

Исходя из анализа действующего законодательства в сфере обеспечения соблюдения режима труда и отдыха водите-

лей наземного городского пассажирского транспорта, можно предложить следующие меры для улучшения ситуации:

• разработать и утвердить требования к техническим средствам контроля режима труда и отдыха водителей (тахографам), установить порядок оснащения транспортных средств данными приборами, утвердить правила их использования и обслуживания;

• внести дополнения в п. 11 Указа Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», возложив на Госавтоинспекцию обязанность по контролю выполнения требований нормативных правовых актов к перевозкам пассажиров наземным городским пассажирским транспортом.

Последовательная реализация указанных мер как в части совершенствования нормативно-правовой базы, так и применения специальных технических средств контроля, позволит повысить эффективность соблюдения режима труда и отдыха водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных такси и сделает дорожное движение на городских улицах более безопасным. □

Литература

1. Официальный сайт Госавтоинспекции МВД РФ. Показатели состояния безопасности дорожного движения. URL: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения 17.10.2013).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 97-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

3. Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 2. Ст. 3342.

4. Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей: приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. № 15 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 45.

5. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

7. О внесении изменения в статью 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 193-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. N 30 (ч. 1), Ст. 4026.

8. Якимов А. Ю. Соблюдение режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств как важный фактор обеспечения безопасности дорожного движения (нормативно-правовая основа) // Административное право и процесс. 2010. № 1. С. 5-11.

9. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта: постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3345.

10. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения: указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.